Джазята дополнительная общеобразовательная программа для детей от 4 до 5 лет, срок реализации – 2 года художественная направленность «стартовый уровень» Составители: Добрынина Анна Сергеевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Киселёва Ольга Александровна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка Особую роль в системе воспитания играет искусство. В этом отношении широкое поле для развития гармонического воспитания учащихся представляет хореографическое образование. Занятие хореографическим искусством способствует совершенствованию души, тела, мысли; создают благоприятные условия для психологического, физического и эстетического развития, для развития творческих способностей детей, профориентации и допрофессиональной подготовки подростков. Занимаясь хореографией, ребенок развивает такие «свойства» личности, как интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, ответственность, самостоятельность. Организуется свободное время детей, они получают богатый опыт совместной деятельности, решения возникающих проблем, общения, учатся жить и работать с другими людьми, учатся познавать себя и окружающий мир. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель предлагаемой программы – развитие творческих способностей детей в процессе формирования культуры личности посредством хореографического искусства (в частности современного танца). Задачами программы являются: Формирование устойчивого интереса к танцу; Развитие творческих способностей; Формирование музыкальной культуры; Содействие правильному физическому развитию организма: выработке правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц; Развитие внутренней собранности, внимания; формирование способности к волевым действиям; Развитие способности передавать посредством танца определенное эмоциональное состояние. Программа рассчитана на 2 года обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства хореографии, его законов, углублением знаний и осмыслением своего существования в мире творчества. Уровень программы. Содержание и материал программы обучения имеет «стартовый» уровень сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Образовательная программа предусматривает обучение ребенка танцу с 4-5 лет. Первый год (дети 4-х лет) – начальный этап развития и обучения танцу. Цель первого года обучения танцу – начальное музыкально – ритмическое развитие детей, выявление интереса и способностей детей к танцу. Цель второго года обучения (дети 5-ти лет)–заложить основу формирования комплекса знаний, умений, навыков и качеств танцевального исполнительства; усвоение танцевальной азбуки. Данная программа составлена для подготовительной группы студии джаз – модерн танца «Движение» и предполагает уже на первых этапах знакомство с основами современного танца. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 30 минут). Программа построена таким образом, что материал, изученный на предыдущей ступени, повторяется, углубляется и расширяется на последующей ступени. Отличительной чертой детей дошкольного возраста является открытость, послушание и исполнительность. Безграничное доверие к взрослым делает этот возраст благодатным для воспитания ребенка как личности; в работе собучающимися на данном этапе необходимо помнить, что перед нами дети, для которых игра является ведущим и основным видом деятельности. При умелом сочетании игровой и обучающей деятельности занятия хореографией становятся достаточно привлекательными. Различные виды поощрений просто необходимы на этапе знакомства с хореографическим искусством, ведь все это радует детей, и тогда они получают удовольствие от занятий. Одной из первых задач является раскрытие красоты и логики простейшего движения вообще и танцевального движения в частности. Постепенно воспитанники получают навыки организованных движений, осознают их закономерный характер и научаются управлять ими. Важным вопросом в обучении детей 1-го года является формирование правильной, красивой осанки. Знание правил постановки корпуса, понимание физической и эстетической структуры каждого движения позволяют педагогам справиться с этой задачей. Большое организующее значение принадлежит музыке, поэтому на первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение детьми координации слуховых и двигательных навыков. В процессе занятий двигательное чувство совершенствуется и движения приводятся в соответствие с музыкальным сопровождением. Приоритетом второго года обучения (дети 5-ти лет) является качественная подготовка к занятиям в танцевальном коллективе. Данная цель требует решения следующих задач: Дальнейшее расширение и углубление знаний по истории и развитию танца; Овладение терминологией проученных движений; Дальнейшее укрепление и развитие всех групп мышц; Совершенствование основ хореографической пластики; Овладение основами современного танца; Совершенствование навыков работы в коллективе. На данном уровне необходимо продолжать активную деятельность по развитию осанки и равновесия. Учитывая, что дети не могут долго стоять прямо, важно постепенно и последовательно вырабатывать позу прямостояния на основе выполнения различных упражнений. Для развития чувства танцевального движения следует последовательно развивать различные виды координации, которые осваиваются на основе комбинации движений современного танца. Формами контроля являются: Проведение открытых занятий для педагогов и родителей; Проведение переводного открытого урока из группы в группу; Участие в постановках; Участие в концертной деятельности коллектива. Критериями оценки результатов обучения служит освоение комплексной программы, заинтересованность воспитанников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и коллективизма. Учебно–тематическийплан 1-ого года обучения № п/п Название темы Собрание с родителями. Требования к занятиям. Техника безопасности на занятиях Основы музыкальной культуры 2. Подготовительные упражнения 3. Упражнения на полу (на индивидуальных ковриках) 4. Прыжки 5. Вспомогательные упражнения для развития 6. вестибулярного аппарата Танцевальные движения 7. Знакомство с основами современного танца (кроссовые 8. движения, работа рук) Всего: Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 1. Кол-во часов 1 17 27 25 15 15 14 14 128 Содержание курса Тема 1. Организационное занятие. Цели и задачи первого года обучения. Содержание и форма занятий. Внешний вид. Форма для занятий. Роль к подготовке к занятиям. Дисциплина на уроке. Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями о роли занятий танцем. Тема 2. Основы музыкальной культуры. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: грустная, веселая торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Упражнения, развивающие музыкальное чувство: марш, легкий бег, подскоки, торжественный шаг. Хлопки в различных ритмических рисунках. Тема3.Подготовительные упражнения. Понятие «Исходное положение» (И.П). Основные положения ног: свободная и I прямая. Упражнение - игра «ножки поссорились, ножки помирились». Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе. Понятие «полу-пальцы». Постановка корпуса. Тема4. Упражнения на полу. Упражнения для укрепления мышцпоясничного отдела позвоночника и мышц спины. Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава (выворотности). Развитие и укрепление голеностопного сустава (лежа на спине и животе). Развитие гибкости. Упражнения для развития и укрепления мышц живота и брюшного пресса. Grandbattementjete(махи, броски ног) во всех направлениях. Лежа на спине, животе, на боку. Тема 5. Прыжки. Подскок, перескок, соскок. Sauté по Iпозиции с прямыми и согнутыми ногами (поджатые прыжки). «Маятник». Для развития у учеников координации движений в пространстве используются разнообразные комбинации прыжков, подскоков, соскоков и перескоков. Ученики во время исполнения прыжков должен усвоить основное правило дыхания – выдох приходится всякий раз на момент приземления. Тема 6. Вспомогательные упражнения для развития вестибулярного аппарата с использованием различных предметов. Тема 7. Танцевальные движения. Различные виды шагов. Шаг с носка, шаг на полу-пальцах, шаг с подъемом колена. Приставной шаг и разновидности. Различные виды бега. Различные виды ходьбы, бега и прыжков исполняются в сочетании друг с другом и с другими движениями. Тема 8. Основы современного танца. Кроссовые движения в полу (перекаты лежа, сидя). Поза младенца. Положение «Звезда». «Неваляшка». Учебно–тематический план 2-ого года обучения № п/п Название темы Виды и жанры современного хореографического искусства Ориентация в пространстве 2. Партерная гимнастика 3. Постановка корпуса 4. Элементарные учебные комбинации в полу и на 5. середине класса Танцевальные импровизации 6. Всего: Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 1. Содержание курса Кол-во часов 2 14 25 25 32 30 128 Тема 1.Виды и жанры современного хореографического искусства. Тема 2. Ориентация в пространстве. Линия, колонна, шахматный и прямой порядок. Круги, «воротца», «змейка». Тема 3. Партерная гимнастика. Закрепление и совершенствование упражнений первого года обучения. Развитие у ребенка умений и навыков владения своим телом. Принцип контраста – напряжение и расслабление мышц. Повторение и совершенствование упражнений сидя. Совершенствование упражнений лежа на животе для силы мышц спины, для гибкости спины («лодочка», «лягушка», «корзинка»). Тема 4.Постановка корпуса. Постановка корпуса стоя, лежа, сидя. Работа над выразительностью мышц лица. Тема 5. Элементарные учебные комбинации в полу и на середине класса в технике модерн. Rolldawn /up по параллельным позициям.Demi-plié простой с работой голеностопа (полупальцы). Подготовка к swing сидя в полу. Положение «собака мордой в пол», «досочка», «прогиб/арка». «Звездочка» (перекат). Тема 6. Танцевальная импровизация. Импровизация – это сочинение в процессе исполнения. Исполнение движений, выученных на занятиях, в своем варианте, в другой последовательности; видоизменение танцевальных движений, сочинение новых танцевальных элементов на основе проученных и т.д. Работа над образом. Требования к уровню подготовки На первом году обучения дети должны освоить правила поведения в классе, научится работать с партнером, слушать педагога. На этом этапе закладываются основы музыкальности, ритмичности, актерской выразительности. Дети познают основы танцевальной азбуки. По окончанию обучения по программе ребенок должен уметь исполнять упражнения и простейшие комбинации детского танца (подскоки, пружинки и т.д.) и элементы современного танца (перекаты, прыжки, положения и позы). К завершению второго года обучения дети владеют определенным набором движений. Они более развиты физически, максимально устранены недостатки осанки. У детей достаточно развита координация, техника исполнения движений. Имея определенный запас знаний и навыков музыкальной грамоты, они умеют анализировать музыкальные произведения. Дети способны исполнять танцевальную композицию технично, выразительно, эмоционально. По окончанию обучения по программе ребенок должен уметь исполнять танцевальные комбинации в изученных направлениях (детский танец, современный танец), участвовать в танцевальных номерах, анализировать собственные движения и корректировать их. Требования к режиму деятельности детей в танцевальной студии. 1. При зачисление в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. 2. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 – 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м. Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 – 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м. Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом. Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков, оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды. При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2. 3. Оптимальная наполняемость групп в хореографической студии – 10 человек, допустимая – 25 (младшая группа первого года обучения). Перечень учебно-методического обеспечения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Танцевальный класс, оснащённый станками и зеркалами. Фортепиано. Магнитофон или музыкальный центр. CD диски. Видеотека. Книги об искусстве хореографии. Специальная обувь и форма (приобретается родителями). Список литературы 1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. 2. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993. 3. Боголюбская А.С. Учебно – воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. 5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика.- М.: И Издательство «ГИТИС», 2000. Сведения об авторах: Добрынина А.С. – ПДО высшей кв. категории Образование – НОУ ВПО Гуманитарный университет – 2008 г. Киселёва О.А. – ПДО первой квалификационной категории Образование – НОУ ВПО Гуманитарный университет – 2005 г.