До-ми-солька 2022

«ДО-МИ-СОЛЬКА»
развивающие занятия с детьми дошкольного возраста
дополнительная общеобразовательная программа
для детей от 4 до 5 лет,
срок реализации – 2 года,
художественная направленность,
«стартовый» уровень

Автор-составитель:
Хазиахметова Лилия Флюровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника в
условиях учреждения дополнительного образования – это важный этап в
формировании его музыкального вкуса. Обостренность эмоционального
отклика на все, что воспринимают органы чувств, делает малыша
предрасположенным к творчеству. Процесс разностороннего развития личности
включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного
возраста. Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться
задатки к определенному виду деятельности, которые могут перерасти в
способности или одаренность. Задача педагога дополнительного образования –
моделировать образовательный Процесс так, чтобы достигнуть оптимальных
результатов. В настоящее время разработанных методик обучения детей
дошкольного возраста эстрадному пению недостаточно. Не существует
государственного стандарта в работе по этому виду творчества.
Пение–наиболее доступный исполнительский вид музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с
удовольствием, что способствуют развитию у них активного восприятия
музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы по содержанию является художественной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным

2

общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы.
Дополнительному образованию, согласно
Концепции развития
дополнительного образования детей, на современном этапе развития системы
образования в России отводится одна из ведущих ролей в «удовлетворении
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии». Значимую роль в воспитании
подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и
достойных образцах выполняет искусство и культура. Эстрада - искусство,
обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и
поэтому является одним из важных средств формирования нравственных и
эстетических идеалов. Кроме того, занятия вокалом позволяют работать над
формированием ценностного отношения к здоровью, как базовой национальной
ценности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
позволяет детям не только заниматься пением, но и развиваться в
хореографическом плане на занятиях сценическим движением.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.

3

Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 4 до 5 лет.
Принципы формирования учебных групп.
В объединение принимаются все желающие. Количество детей в группах
10-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся.
Почти все явления окружающего мира малыши видят впервые и поэтому
воспринимают и выражают их ярко и неповторимо. Единство познавательной и
эмоциональной сферы – неоценимое качество дошкольника. Возраст дошкольника
представляет собой самоценное явление вхождения детей в музыкальное
искусство. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее
близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже
воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во
время пения. Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу.
При составлении программы обучения ставились задачи максимального
взаимопроникновения изучаемого по темам, образной сфере, приёмам подачи
материала. На такого рода занятиях устанавливается связь видимым и
слышащим, между образом и его воплощением, выявляются творческие
возможности детей, обогащается фантазия, а педагогические принципы находят
опору в наиболее полном раскрытии внутреннего и духовного мира ребёнка.
Основные принципы и методы обучения детей 4-5 лет на музыкальных
занятиях, цель которых – развитие музыкальных способностей и детской
одарённости:

На начальном этапе обучения следует опираться на знания ребёнка
об окружающем мире. Сказка, мир фантазии, природа, животные – эта та
образная сфера, которая является естественной средой развития детей этого
возраста.

Артикуляционные, дикционные упражнения, упражнения на
правильное дыхание. Координационные упражнения, а также упражнения,
развивающие мелкую моторику рук.

В этот же период необходимо максимальное включение в занятия
двигательных упражнений, являющихся вспомогательным средством для
выработки
правильной
артикуляции,
устранения
метроритмических
трудностей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние
детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы.
4

Программа развития для дошкольников обладает широким спектром
возможностей для развития творческих и вокально-музыкальных способностей.
Потребность заниматься пением, выступать перед зрителями, среди детей очень
высока. Многие родители хотят, чтобы их дети проявили свои способности в
вокально-музыкальном виде творчества. Основной формой организации
учебной деятельности является учебное занятие, в содержание которого
включаются понятия разных разделов, в зависимости от цели и задач.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы:
Программа «ДО-МИ-СОЛЬКА» развивающие занятия с детьми
дошкольного возраста» рассчитана на двухлетний курс обучения детей. Он
объединяет детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Уровень программы.
Содержание и материал программы обучения имеет «стартовый»
уровень сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и
универсальные формы организации материала, минимальная сложность
предлагаемого для освоения содержания программы
Режим занятий:
Продолжительность одного занятия – 30 мин. + 30 мин. (2 акад. часа)
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов в год- 128.
Формы отслеживания результата образовательного процесса:
 Проведение открытых занятий для педагогов и родителей.
 Проведение переводного открытого урока из группы в группу.
 Участие в концертной деятельности коллектива.
Форма организации – ансамблевая.
Проверка уровня знаний, умений и навыков детей осуществляется на
открытых уроках, в праздничных и тематических концертах.
Виды контроля:
 В начале учебного года (беседа, опрос, тестирование).
 В течение учебного года (педагогическое наблюдение, опрос,
контрольное занятие, самостоятельная работа).
 В конце учебного года (конкурс, праздник, концерт).
Основная цель программы: введение дошкольника в мир искусства
посредством вокального развития, приобщение его к пению как способу
развития ребёнка.
Задачи
Развивающие задачи:
 Развитие внимания, умения концентрироваться.
 Приобщение обучающихся к духовным ценностям, содействие
развитию их интеллекта.
 Развитие коммуникативных способностей.
 Развитие музыкального слуха и голоса.
5

Воспитательные задачи:
 Формирование устойчивого интереса к занятиям.
 Формирование вокальных навыков и эстрадно-исполнительских
качеств.
 Воспитание и развитие музыкально-эстетического вкуса.
 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню.
 Сформировать начальные навыки песенного мастерства.
Обучающие задачи:
 Формирование вокальных навыков и эстрадно-исполнительских
качеств.
 Формирование ровного звучания голоса, не допуская «крикливого»
пения.
Занятия первого года обучения строятся на обучении интересе, в
последующем – на более устойчивом интересе. Проявляется это в вокальных,
дыхательных упражнениях, связанных с жизнью, со знакомыми звуковыми
представлениями и ассоциациями. Для раскрытия творческого потенциала
используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные
импровизации. Теория и вокальная работа даётся на доступном ребёнке языке.
Первый год обучения:
Цель 1-го года – Адаптация ребёнка в данном социуме. Развитие
эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Работа над
первоначальными вокальными навыками, развитие музыкального слуха,
творческой активности.
Задачи:
 Способствовать развитию представления ребёнка о вокальном
искусстве;
 Дать первичные знания о вокальной технике;
 Способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма;
 Способствовать развитию внимания, творческого воображения и
фантазии;
Второй год обучения:
Цель 2-го года обучения – Продолжать формирование и развитие у
детей музыкальных способностей (музыкального слуха), чувство ритма и
метроритма, музыкальной памяти, воображения в процессе знакомства с
разножанровыми песнями. Приобщение ребёнка к вокальным ценностям,
формирования умения сотрудничества с другими людьми через навык работы в
ансамбле.
Задачи:
 Знакомство с основными направлениями эстрадного вокала;
 Оформление устойчивого интереса к вокальному искусству;
 Дальнейшее развитие вокальной техники.
Для раскрытия творческого потенциала, используются коллективно
разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Основные
певческие навыки и их формирование. Песня, её роль в жизни. Понятие
6

«Фонограмма» (плюс, минус). Единство темпа, согласованное изменение силы
звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины.
Развитие музыкальности:
1. развитие способности воспринимать музыку, текст песни, то есть
чувствовать настроение и характер, понимать ее содержание;
2. развитие специальных музыкальных способностей: музыкального
слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
3. развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к
искусству звуков;
4. развитие музыкальной памяти.
В результате получаем схему занятия, состоящего из 4–х составляющих:
 простейшая теория музыкальной грамоты;
 распевание (включая терапевтический раздел);
 пение с микрофоном (разучивание песен и отрабатывание навыков
исполнения);
 музыкальная игра.
Особенности проведения занятий:
 Обязательная постановка цели перед каждым занятием.
 На каждом занятии даются необходимые для автоматического
запоминания знания и умения.
 Поэтапное изучение: дошкольник и младший школьник не может
запомнить и уяснить большой объем информации за один раз, поэтому
рассказывается новый материал поэтапно, делится на маленькие подтемы, за
одно занятие объясняется не более одной подтемы (редко две, в зависимости от
сложности).
 Постепенное включение детей в творческий процесс. Ребенок изучает
на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике.
 Обязательное включение каждого ребенка в обучающую деятельность
на каждом занятии.
Музыкальное
развитие
ребёнка
является
частью
общего
психофизического развития. Элементарные музыкально-звуковые понятия
невозможно вводить без ознакомления детей с явлением окружающего мира,
без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления.
Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие, воображение.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре.
Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры как основном
виде деятельности ребёнка. Следовательно, при построении урока нужно
руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими.
Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание
теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес
активную реакцию.
Занятия в группах раннего музыкального развития активизируют
полезную деятельность детей. Ребёнку приходится всё время производить
различные логические операции – сравнивать, объединять, обобщать. И пусть
7

ребёнок и не станет в будущем музыкантом или художником, но
соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте непременно
обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности.
Важным моментом программы является участие обучающихся в
концертной деятельности, позволяющие закрепить полученные навыки, знания
и умения.
Структура занятий.
Начиная с младшей группы – дети 4-5 лет привыкают не просто петь, а
творить музыку. Здесь привлекаются самые разные средства: увлекательные
рассказы, слушание песен в записи в исполнении детей. Практически все
исполняемые песни обыгрываются – инсценируются детьми, сопровождаются
музыкально-ритмическими движениями. Малыши получают первоначальное
представление о высоте звуков, ритмическом рисунке, тембровой окраске,
характере и жанрах музыкальных произведений.
В план непременно включается определение характера музыки,
устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения
на умение удерживать интонацию. Всегда детям указывается на неправильное,
нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных.
Обязательно отмечаются положительные стороны их работы.
При пении упражнений или песен большое внимание уделяется процессу
певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулируется
процесс дыхания и управление им. Это приучает слух и голос ученика к
отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.
Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные
способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание
уделяется постановке певческого голоса.
Постепенно, в процессе работы, добиваемся:
 пения естественным звуком без напряжения;
 чистого интонирования в удобном диапазоне;
 пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент
фортепиано, под фонограмму;
 умения слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
 умения эмоционально исполнять соответствующие возрасту и
вокальным возможностям песни, в вокальной группе.
Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без
торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только
те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного
голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь
громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением
репертуара взрослых, подражая их голосам, не приобретали вредных вокальных
привычек, которые потом будет трудно исправлять. Музыкальное развитие
ребёнка является частью общего психофизического развития. Элементарные
8

музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с
явлением окружающего мира, без развития образной памяти, элементов
абстрактного мышления. Музыкальный образный мир особенно влияет на
восприятие, воображение. Детское воображение проявляется и формируется
ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры
как основном виде деятельности ребёнка. Следовательно, при построении
урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых
заданий с другими. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное
запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у
детей интерес активную реакцию.
Работа над интонированием
На первых уроках у ребёнка формируется умение слышать, различать
музыкальные и немузыкальные звуки. Затем – умение различать звуки по
высоте, определять окраску звучания. Одновременно проходит работа над
временными характеристиками звука (краткий, долгий) и качественными
определениями (острый, колючий, мягкий, плавный и т.д.). Высота звука
связывается с пространственно-образными понятиями: большой, толстый
предмет – значит звук низкий, грубый; маленький предмет – звук высокий,
тонкий.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает звуки, извлекаемые разными
животными, поэтому в определении качества звука можно опереться на
прослушивание звуков окружающего мира (различные голоса животных, пение
птиц, гудок «паровоза», тиканье маленьких часов и звон больших и т.д.). Без
чёткого определения понятий высоты звука ребёнок не сможет овладеть таким
сложным навыком, как интонирование. Подражая голосам животным и птиц,
он постепенно «омузыкаливает» их голоса, переходя от декламации к пению.
В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с буквами, поэтом
хорошим помощником в формировании начальных навыков чтения букв и
освоения звуков оказывается работа над правильной артикуляцией гласных и
согласных. Проговаривая гласные звуки один за другим, ребенок уже почти
пропевает их. Неосознанно возникает тенденция плавных переходов,
экономного расходования дыхания, что так важно при пении. Следует обратить
внимание на то, что хорошие результаты дает сочетание пения с ручными
буквенными знаками, которые сопровождают пропевание не только гласных,
но и согласных. Движения рук должны соответствовать произносимой букве:
гласные – мягкое, плавное движение, согласные – активное, энергичное.
Деление букв на гласные и согласные можно ассоциировать с длинными и
короткими звуками (гласные- четверти, согласные – восьмые). Особенно
полезны упражнения, дающие прямое сопоставление звонких и глухих
согласных, их можно сочетать с музыкальными понятиями форте и пианино
(форте – звонкие согласные, пианино – глухие), добиваясь осознанно
контрастного звучания.

9

Работа над метроритмом.
Определить временные границы явления четырехлетнему ребенку очень
сложно. Для него понятия «вчера, завтра, утро, вечер» весьма абстрактны, так
же как и музыкальные понятия – долгие, длинные короткие, быстрые звуки. А
ведь именно с этих понятий начинается осознание звуковых соотношений во
времени. Следовательно, должно действовать следующее правило: в подаче
нового материала опираться на то, что известно ребенку, на образы внешнего
мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям.
Например: звуки как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие); собака
лает – звуки краткие, кошка мяукает – звуки долгие. Особую роль в восприятии
соотношения длительностей играют двигательные упражнения. Восьмые,
четверти, паузы сопровождаются определёнными движениями рук (педагог сам
может выбрать, какими именно), причём следует обращать внимание не только
на соотношение движений во времени, но и качественное исполнение: восьмые
сопровождаются энергичным движением, четверти – более мягким, плавным.
Теоретическое понятие метра, конечно, недоступно пониманию детей
этого возраста, но слуховые и двигательные упражнения, дающие ощущение
упорядоченности пульсации музыкальной ткани, могут быть включены как
один приёмов метроритмического развития.
Хороший эффект для успешного восприятия ритма – усиление контраста
длительностей тембровым контрастом.
Развитие тембрового слуха
Развитию тембрового слуха в системе детского музыкального
образования обычно уделяется недостаточно внимания. А ведь именно эта
сторона музыкального слуха как бы «лежит на поверхности» и естественно
связывается с восприятием внешнего мира. Знакомство с музыкальными
инструментами – тема, благодатная для изучения не только потому, что
существует масса музыкальных произведений, доступных для восприятия
детьми этого возраста, но и потому, что весь «наглядный материал» – от
треугольника до контрабаса – есть в любом детском учреждении.
Развитие тембрового слуха всегда эффективно ещё и потому, что педагог
может придумать массу игровых ситуаций, которые делают уроки яркими и
доступными. Это могут быть игры-викторины, игры-соревнования, а также
коллективное музицирование.
Слушание музыки.
При проведении уроков слушания музыки с детьми дошкольного
возраста были выявлены следующие закономерности.
 Прослушивание произведений должно предваряться объяснением
педагога или эмоциональной настройкой.
 Дети 4-5 лет способны воспринимать предложенные произведения с
максимальным вниманием сначала в течение 1-2, потом 3-5 минут; дети старше
5 лет – сначала 2 минуты, затем 5-7 минут. Следовательно, основным жанром
музыкальных произведений, может быть жанр миниатюры или сюиты.
10

 Нельзя обойти вниманием и такую яркую форму прослушивания, как
маленький концерт, который могут дать на занятиях педагоги.
На первом этапе обучения, когда происходит знакомство детей со
звучащим миром, следует опираться на образно яркие и конкретно
воспринимаемые произведения.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
1.
2.

Название темы
Вводное занятие. Инструктаж.
Понятие высоты звука. Наши любимые мелодии.
Обзор.
Песенки из мультфильмов.
Конкурс «Слышка». Музыкальные игры.

Всего
2
8

Теория
2
3

Практика
0
5

2
2

1
0

1
2

5.

Временное понятие звука, его долгота. Восьмые
и четверти.

4

2

2

6.

О пении. Что это такое? Охрана голоса.

2

1

1

7.
8.

Песенки из сказок. Постановка голоса.
О детских композиторах. Обозначение темпа:
быстро – медленно.
Детские эстрадные песни. Знакомство с
современными солистами и детскими группами
Распевание детских ритмических попевок.
Чистота интонирования.
Артикуляционная гимнастика. Мажор и минор.
Образование звука. Артикуляционная гимнастика
для губ и языка.
Работа над дыханием. Музыкальные упражнения.
Характер музыкального произведения.
Ансамблевая работа.
Скороговорки, потешки.
Слушание музыки. Характер музыкального
произведения.
Ознакомление с различными детскими
шумовыми музыкальными инструментами.
Работа над произведениями. Чистота
интонирования. Подбор и разучивание
репертуара.
Музыкальные термины. Эмоциональная передача
содержания исполняемого произведения.

10
8

2
4

8
4

4

1

3

6

3

3

12

4

8

6
6

1
1

5
5

4
12

1
4

3
8

2

1

1

20

6

14

6

3

3

Что такое микрофон. И как в него поют. Работа
над произведением.

6

2

4

3.
4.

9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

11

№
20.

Название темы
Концертная деятельность
Итого:

Всего
6
128

Теория
0
42

Практика
6
86

Содержание курса 1 года обучения
1. Введение.
Знакомство с учащимися. Объяснение детям целей занятий. Знакомство в
форме игры, «Общий круг – добрый круг». Проверка музыкальных
способностей. Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и
памяти, координации движений. Выполнение творческих заданий. Знакомство
обучающихся с основными правилами поведения в музыкальном коллективе.
Инструктаж.
2. Понятие высоты звука.
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному
звучанию, Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание. Овладение
упражнениями «Вдох-выдох». Овладение навыками произвольного и
непроизвольного интонирования.
Эмоционально-оценочная деятельность.
Слушание песен в записи, знакомых мелодий, знакомство с куплетной
формой музыкального произведения. Воспитания умения слушать и
высказываться
об
услышанном.
Введение
эмоционально-оценочных
представлений для восприятия музыкальных произведений, общего образа
музыкального произведения; анализ закономерностей развития данного
музыкального произведения, знакомство с основными средствами музыкальной
выразительности.
3. Песенки из мультфильмов.
Слушание песен в записи. Узнавание с элементами соревнования.
4. Конкурс «Слышка». Музыкальные игры.
Узнавание
музыкальных
произведений.
Различие
динамики.
Музыкальные игры «Стучалки», «Аплодисменты», «Повтори звуки» и т.д.
5. Временное понятие звука.
Временное понятие кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков.
Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти.
6. О пении. Что это такое?
Знакомство с основными правилами охраны голоса. Практические советы
по гигиене голосового аппарата. Знакомство с основными правилами охраны
голоса. Практические советы по гигиене голосового аппарата.
7. Песенки из сказок. Постановка голоса. Образование звука.
Расширение музыкального кругозора. Воспитание умения слушать и
высказываться об «услышанном». Инсценирование и передача в движении
музыкальных образов. Упражнения – «распевки» для постановки голоса.
Теория образования звука и работа вокального аппарата. Образование
звука. Строение и работа вокального аппарата(в доступной для данного
возраста форме).Укрепление голоса (упражнения).
8. О детских композиторах. Обозначение темпа: быстро-медленно.
12

Знакомство с современными композиторами, пишущими песни для детей
(В. Шаинский, А.Пантыкин, А.Румянцева) и др.
Обозначение темпа: быстро – медленно.
Развитие способности восприятия общего характера музыкального
произведения, умения показать его в определенном движении. Выполнение
комплекса музыкальных упражнений, способствующих яркому восприятию
отдельных средств музыкальной выразительности.
Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый темп и
медленный темп. Пауза – остановка движения. Использование движений рук
для показа длительностей и паузы.
9. Детские эстрадные песни. Знакомство с современными
солистами и детскими группами.
Беседа о современной детской эстрадной песне. Видеопросмотр детских
вокальных передач.
10. Распевание
детских
ритмических
попевок.
Чистота
интонирования.
Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса. Игры:
«Качели», «Эхо», «Лесенка», «Часы» и т.д.
11. Артикуляционная гимнастика. Мажор и минор.
Гимнастика для языка и для губ. Губная вибрация – пропевание коротких
мелодий, во время которого воздух выдыхается так, чтобы губы вибрировали и
издавали звук. Попевки с использованием дыхательных упражнений.
Ритмические игры. Понятие мажор, минор. Примеры мажорных и минорных
мелодий.
12. Работа над дыханием. Музыкальные упражнения.
Что такое дыхание, его понятие. Дыхательные упражнения без звука:
«Вдох-выдох», «Дирижёр», «Быстро-медленно», «Мороз».
13. Характер музыкального произведения.
Ансамблевая
работа.
Работа
над
элементами
музыкальной
выразительности – звукообразование, тембр, ритм, интонация.
14. Скороговорки, потешки.
Знакомство с народным творчеством. Проговаривание скороговорок.
Обучение чёткому и быстрому проговариванию текста. Работа над
исправлением неправильно произносимых звуков.
15. Слушание музыки.
П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», цикл К. Сен-Санса
«Карнавал животных», миниатюры, сюиты. Наши любимые мелодии.
Слушание мелодий: колыбельной, народных, танцевальных. Узнавание с
элементами соревнования, умение назвать жанр. Слушание песен в записи.
16. Ознакомление
с
различными
детскими
шумовыми
музыкальными инструментами.
Знакомство с музыкальными шумовыми инструментами. Игра на
музыкальных инструментах. Слушание звучание инструментов в звукозаписи.
17. Работа над произведениями. Чистота интонирования. Подбор и
разучивание репертуара.
13

Разучивание интересных, ярких, детских музыкальных произведений,
учитывая интересы детей. Упражнения звуко-высотного цикла. Типы
звуковедения. Упражнения на укрепление голосового аппарата. Пение
распевок, упражнений. Разучивание детских песен.
Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию, чувствовать
тяготение к тонике, точно исполнять ритмический рисунок песен, работа над
динамическими оттенками, дикцией в исполнении песен. Учить детей не
выкрикивать окончания фраз, не форсировать звук, вырабатывать навык пения
в ансамбле. Исполнять песни эмоционально в соответствующем характере.
18. Музыкальные термины. Эмоциональная передача произведения.
Знакомство с музыкальными терминами. Словарь юного музыканта.
Научить понимать и применять музыкальные термины. Эмоциональная
передача исполняемого произведения. Сценическое воплощение произведения.
Создание образа. Работа над образом в произведениях.
19. Знакомство со сценой.
Что такое микрофон. И как в него поют. Работа над произведением.
Работа со шнуровым микрофоном и радиомикрофоном. Использование
радиомикрофона для сценических воплощений. Подбор и разучивание
художественно эстрадных песен, соответствующих возрасту и музыкальновокальным способностям обучающихся. Работа над вокализацией, нюансами,
звукообразованием, динамикой. Воплощение образа.
20. Концертная деятельность
Эмоциональный и умственный компонент. Психологическая адаптация к
ситуации публичного выступления. Приёмы и методы.

14

Учебно-тематический план 2 года обучения
№
1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.

13.

Название темы
Организационное занятие
Образование звука и работа вокального
аппарата. Постановка голоса.
Повторение дыхательных упражнений 1-ого
года обучения. Развитие артикуляции.
Музыкальные игры.
Распевка. Музыкальные игры. Знакомство с
музыкальными инструментами
Игра на детских, шумовых музыкальных
инструментах
Цикл упражнений для закрепления навыка
пения на дыхании. Упражнения на лёгкость и
подвижность голоса.
Музыкальные упражнения, способствующие
целостному восприятию музыкальных
произведений (мелодической линии, темпа,
регистров, динамики)
Ритмическое развитие.
Понятие двухдольности и трёхдольности
через двигательное ощущение.
Упражнение «Ритмическое эхо»
Работа над интонацией, Разучивание
репертуара.
Знакомство с музыкальными терминами,
которые используются в эстрадном пении.
Работа над произведениями. Вокальноансамблевая работа. Развитие артикуляции.
Работа над интонацией. Чистота
интонирования Построение фразы,
предложения, кульминация
Концертная деятельность (концерты,
конкурсы)
Всего:

15

Всего

Теория

Практика

2
8

2
2

0
6

4

0

4

4

2

2

6

2

4

8

2

6

10

0

10

10

2

8

20

8

12

6

2

4

20

2

18

12

2

10

18

2

16

128

28

100

Содержание курса 2 года обучения
1. Организационное занятие.
Повторение материала 1 года обучения. Основные правила поведения на
уроке, на сцене.
2. Образование звука и работа вокального аппарата. Постановка
голоса. Строение и работа вокального аппарата. Повторение дыхательных
упражнений 1 года обучения. Продолжить теоретическую и практическую
работу по постановке голоса, овладению вокальными данными в эстрадной
манере исполнения. Формирование правильного певческого звука. Введение в
распевание вокализов.
3. Повторение дыхательных упражнений 1-ого года обучения.
Развитие артикуляции. Музыкальные игры.
Выработка певческой установки: при пении мышцы тела находятся на
свободно-активном, но не расслабленном расстоянии. Использование
комплексов дыхательной гимнастики. Упражнения, развивающие длительность
выдоха, умение правильно делать вдох. Комплексы артикуляционной
гимнастики. Фонопедические упражнения. Скороговорки, выработка чёткой
дикции. Чтение текстов вслух. Комплекс вокальных упражнений, развивающий
звукообразование (губы, язык, челюсти, гортань, зубы). Снятие комиссурной
зажатости.
4. Распевка. Музыкальные игры. Знакомство с музыкальными
инструментами
5. Игра на детских, шумовых музыкальных инструментах.
Показ игры на музыкальных инструментах, из имеющихся в наличии.
6. Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Упражнения на лёгкость и подвижность голоса.
Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Упражнения на лёгкость и подвижность голоса.
Формирование гласных звуков. Приём элементарных музыкальных
упражнений с использованием интервалов, гамм, трезвучий. Развитие навыка
кантиленного звучания. Пение вокализов для детей.
7. Музыкальные
упражнения,
способствующие
целостному
восприятию музыкальных произведений (мелодической линии, темпа,
регистров, динамики).
Дыхательные упражнения «Порции». Подвижность диафрагмы.
Выполняем короткий вдох- два коротких выдоха, или короткий вдох –
четыре коротких одинаковых выдоха. Это упражнение выполняется с целью
тренировки активного вдоха выдоха. Комплекс специальных упражнений на
развитие диафрагмы, диафрагментального дыхания.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнение на ровность
тембрового звучания.
Выполнять:
 С движением головы «Болванчик»
 С движением корпуса «Насос», «Колено», «Выпад».
16

Эти упражнения служат для координации правильного вдоха выдоха с
движением головы или корпуса.
Тембр выявляется позже, в данном возрасте характер окраски звучания
голоса. Использование системы упражнений педагога-новатора Е. Тропининой.
8. Ритмическое развитие.
Понятие двухдольности и трёхдольности через двигательное ощущение.
Упражнение «Ритмическое эхо»
9. Работа над интонацией, Разучивание репертуара.
Упражнения звуко-высотного цикла. Типы звуковедения. Упражнения на
укрепление голосового аппарата. Продолжение освоения элементарной
музыкальной грамоты. Пение гамм, аккордов, интервалов. Цикл упражнений
для закрепления навыка пения:

Упражнения «Озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-6 нотах).

Упражнение «Шприц», «Качели» на 1 ноте.

«Лошадка». Для развития губного резонатора, артикуляционного
аппарата.
1. Без звука.
2. На звуке.
3. Со скачками (на сопоставление октав).
10. Знакомство с музыкальными терминами, которые используются
в детском эстрадном пении.
Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в
детском эстрадном пении.
11. Работа над произведениями. Вокально-ансамблевая работа.
Развитие артикуляции.
Работа над произведениями.
Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Работа над
вокализацией, нюансировкой произведения, воплощением образа. Вокальноансамблевая работа. Развитие артикуляции. Работа над произведениями.
Подстановка номера. Показ песни, Слушание, анализ песни.
12. Работа над интонацией. Чистота интонирования Построение
фразы, предложения, кульминация.
Чистота интонирования.
Упражнения звуко-высотного цикла. Типы звуковедения. Упражнения на
укрепление голосового аппарата. Продолжение освоения элементарной
музыкальной грамоты. Пение гамм, аккордов, интервалов. Цикл упражнений
для закрепления навыка пения

Упражнения «Озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-6 нотах).

Упражнение «Шприц», «Качели» на 1 ноте.

«Лошадка». Для развития губного резонатора, артикуляционного
аппарата.
4. Без звука.
5. На звуке.
6. Со скачками (на сопоставление октав)
Построение фразы, предложения, кульминация.
17

Закреплять интерес к музыке разного характера, желание высказаться о
ней, упражнять в точном интонировании скачков в мелодии, чётко
воспроизводить ритмический рисунок песни. Работа над музыкальным
содержанием песни. Работа над динамикой, работа над раскрытием образа,
нюансировкой, работа над раскрытием образа.
13. Концертная деятельность (концерты, конкурсы)
Эмоциональный и умственный компонент. Психологическая адаптация к
ситуации публичного выступления. Приёмы и методы.
Планируемые результаты реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Метапредметные результаты:
 Знать правила поведения в музыкальном коллективе;
 Знать об охране и гигиене голосового аппарата;
 Комплексы артикуляционной гимнастики;
 Знать о построении фразы, предложений, кульминации в работе над
песней.
 Знать музыкальную детскую терминологию.
 Уметь петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.
 Внятно пропевать слова, понимая смысл.
 Предметные результаты:
 Знать о певческом дыхании.
 Знать в определённом объёме современный детский музыкальный
репертуар: песни из мультфильмов, музыкальных сказок.
 Знать основные понятия о пении (строение голосового аппарата,
звукообразовании,
звукоизвлечении,
дыхании,
чистоте
интонирования).
 Уметь выполнять комплексы дыхательной гимнастики.
 Уметь одновременно начинать и заканчивать песню, петь дружно,
слаженно.
 Исполнять 1-2 концертных номера.
Личностные результаты:
– Уметь спокойно дослушивать до конца произведения серьёзной
формы, т.е. «слушать-слышать»;
– Уметь эмоционально отображать музыкальное произведение;
– Уметь работать с микрофоном, под фонограмму, на сценической
площадке;
– Уметь анализировать своё и чужое выступление.

18

Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Методический материал – видео-материал, методические издания,
вокально-хоровые упражнения.
2.
Нотно-методическая литература.
3.
Методические разработки.
4.
Видеотека.
5.
Запись фонограмм: «Плюс», «Минус».
Материально-техническое обеспечение:
1.
Помещение с зеркалами.
2.
Звуковая аппаратура для озвучивания занятий.
3.
Фортепиано.
4.
Музыкальные, детские шумовые инструменты.
5.
Микрофоны, сцена.
6.
Костюмы для конкурсов.
Кадровое обеспечение программы.
Педагог со средним профессиональным или высшим образованием,
имеющий специальное образование в данной области, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Одновременно с педагогом дополнительного образования,
непосредственно осуществляющим реализацию образовательной
программы, группы вокальной студии сопровождает концертмейстер со
средним или высшим образованием, обладающий специфическими
профессиональными навыками, а также владеющий звуковой, аудио и
видео техникой.
7.

19

Список использованной литературы.
1.
Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, 2000.
2.
Агапова И.А., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для
начальной школы. М.: Аквариум, ГИППВ.
3.
Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного
пения», Научно-методическая разработка. М.: 1999.
4.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
5.
Вайкель Б. О пении и прочем учении.- М.: Аграф, 2002.
6.
Варкин Н.А., Калинина Н.Н., Творческо-эстетическое развитие
ребёнка. – СПБ.: РЕЦ, 2002.
7.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. Педагогическое
общество России, 2001.
8.
Емельянов В.В. Развитие голоса, – СПБ.: 2002.
9.
Исаева И. Эстрадное пение, экспресс курс развития вокальных
способностей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
10. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», М.
Издательство «Скрипторий 2003», 2012
11. Михайлова М.Р. Развитие музыкальных способностей детей. М.,
1999.
12. Образцова
Т.Н.,
М.:ООО
ИКТЦЛада,ООО
«Этрол»
2005,Музыкальные игры для детей.
13. Санитарно-эпидимиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.1251-03.
14. Тронина П.И. Из опыта педагога-вокалиста, М., Музыка 1998.
15. Юдина Е.И. первые уроки музыки и творчества. – М. аквариум,
2002.
16. Ригс С. Пойте как звёзды. Сост. и ред. Дж. Д Карателло, СПб.:
Питер, 2000.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
второго поколения.
18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

20

Аннотация
Программа «ДО-МИ-СОЛЬКА» развивающие занятия с детьми
дошкольного возраста предназначена для реализации в системе
дополнительного образования.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Основной целью является
ансамблевое певческое развитие ребёнка, формирование его музыкальной и
вокальной культуры.
Программа ориентирована на формирование духовно-нравственных
ценностей, воспитания музыкально-вокальной культуры детей. Даёт
необходимый теоретический и практический объём знаний, умений и навыков в
области эстрадного пения. Предполагает обучение детей 4-5 лет ансамблевому
исполнительству, а также развитие творческих возможностей каждого
обучающегося.
Программный материал осваивается поэтапно. В зависимости от возраста
и индивидуальных вокальных данных. Освоение основных приёмов эстрадного
вокала, импровизацией, музыкально-познавательные беседы, слушание музыки,
концертная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях – способствует
реализации возможностей и способностей ребёнка.

21

Сведения о разработчиках
1.
Составитель: Хазиахметова Лилия Флюровна
2.
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и
молодежи «Одаренность и технологии»
3.
Должность: педагог дополнительного образования
4.
Квалификационная категория – высшая
5.
Педагогический стаж – 29 лет
6.
Телефон рабочий: 371-46-01 #15

22

Приложение № 1
Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса
Музыкально-дидактические игры:
«Птица и птенчики» («Музыкальный букварь» Ветлугиной) – упражнять детей в
различении и исполнении звуков по высоте в пределах сексты, умении удерживать
интонацию на одном звуке.
«Мишки – шалунишки» – педагог рассказывает детям о том, что в лесу живут
весёлые медвежата, которые очень любят веселиться и предлагает детям сочинить свою
песенку на заданный текст:
Медвежата в чаще жили, головой своей кружили,
Вот так, вот так, головой своей кружили.
Затем педагог говорит что, наигравшись, медвежата устали и захотели спать и
предлагает детям исполнить любую известную им колыбельную или сымпровизировать.
«Спи, мой мишка» («Музыкальный букварь» Ветлугиной) – охарактеризовать песню
– спокойная, нежная, дать понятие, что такое колыбельная, учить петь протяжно, не
выкрикивая концы фраз.
«Матрёшки», «Сколько нас поёт?» – исполняя на инструменте и голосом мажорное
трезвучие, терцию, один звук педагог просит детей определить, сколько звуков они слышат,
затем предлагает детям исполнить услышанные – развивать гармонический слух.
Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:
«Здравствуйте!» (журнал «Музыкальная палитра» №3 2005) – развивать мелкую
моторику, умение быстро реагировать на смену музыкальных частей, сопровождать пение
соответствующими тексту движениями.
«Весёлые пальчики» («Пальчиковые игры» Белая, Мирясова) – выполнять
определённые движения руками в соответствии с текстом песни.
«Разминка» («Детские забавы» Макшанцева) – развивать умение быстро реагировать
на смену музыкальных частей, сопровождать пение соответствующими тексту движениями,
развивать ритмичность движений.
«Хлоп, раз!» – развивать чувство ритма, умение быстро ориентироваться в
движениях на смену музыкальных частей.
Работа над песнями
Пение под фортепиано:
вырабатывать умение чисто интонировать мелодию, чувствовать тяготение к тонике,
точно исполнять ритмический рисунок песен, работа над динамическими оттенками,
дикцией в исполнении песен. Учить детей не выкрикивать окончания фраз, не форсировать
звук, вырабатывать навык пения в ансамбле. Исполнять песни эмоционально в
соответствующем характере
Пение под фонограмму:
учить детей вовремя вступать после музыкального вступления, держать ритм, не
опережая музыкальное сопровождение и не запаздывая. Учить детей правильно пользоваться
микрофоном, петь в ансамбле. Развивать умение свободно держаться на сцене.
Второй год обучения
Теоретическая часть
Знакомство с музыкальной терминологией
Знакомство с понятиями:
 Мажорный и минорный лад – доступно на музыкальных примерах контрастного
характера объяснить понятия мажор (весёлая жизнерадостная музыка) и минор (грустная,
печальная, трагическая музыка).
 Высота звуков – объяснить детям, что каждый звук имеет свою высоту и
привести яркие примеры: медведь, волк – низкие звуки, зайчик, птица – высокие звуки,
лисичка, коша – средние звуки по высоте.
23

 Темп – (подвижный, медленный, быстрый, с ускорением, с замедлением) –
скорость звучания музыки. Привести в пример разучиваемые и исполняемые песни.
Практическая часть
Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса
Музыкально-дидактические игры:
«Качели», «Эхо», «Лесенка», «Часы», «Мишки» («Музыкальный букварь»
Ветлугиной), «Птичий двор», «Снег – снежок», «Солнышко и дождик» – («Детские забавы»
Макшанцевой) – с помощью иллюстраций и изобразительных материалов закреплять
понятия о высоте звуков, темпе и динамике, развивать умение пропевать интервалы, умение
узнавать и исполнять высокие и низкие звуки. Использовать показ рукой высоты звуков.
Работа над песнями
Пение под фортепиано:
Развивать вокальные навыки – закреплять у детей умение чисто интонировать
мелодию при постепенном и скачкообразном построении музыкальных фраз. Удерживать
интонацию на одном повторяющемся звуке, точно интонировать интервалы от секунды до
сексты, упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии. Учить петь лёгким
звуком, не утяжелять музыкальные фразы в заданном темпе. Петь естественным голосом,
понимать ощущение слаженности исполнения в ансамбле и добиваться слитного звучания.
Уметь слышать в аккомпанементе и менять соответственно в пении динамику, темп
звучания.
Вовремя вступать в фонограмму, не выкрикивать отдельные слова и окончания фраз,
брать дыхание по фразам. Особое значение уделять звуковедению, фразировке. Учить
правильно работать с микрофоном. Исполнять песни на сцене эмоционально, выразительно в
ансамбле.
Проводить работу над снятием эмоционального зажима.

24

Приложение № 2
Музыкальные игры.
МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,
не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не
сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением,
ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по
сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться
по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются
и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты
над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как
колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение
возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу
«ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы;
голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх,
потянуться за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «И вся пальма»:
уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса;
двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом,
как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в
комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают
«капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика»,
снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде
«самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса
напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи,
голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»),
кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из
репертуара по музыкальному воспитанию.

25

БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино»
останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону,
кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу
возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова
висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям
двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого
Пьеро.
СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, но и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири не плеч, согнутые в локтях
руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены
Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен ними лучами снеговик начал
медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют
руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, па дают на пол, полностью
расслабляясь.
«HE ОШИБИСЬ!»
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы
ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки
усложняются, а темп убыстряется.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с
партнерами.
Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных
навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и
начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая
свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать
на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает
«поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча.
Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на
уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если
взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).
ЗМЕИ
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина
прямая. Все вместе произносят текст: На охоту собираясь, На каждый слог плавным
движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь

26

от плеча. Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и
опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».
В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью
выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль
продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец
заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать,
что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
КТО НА КАРТИНКЕ?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических
выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и
т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На
нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить
несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
ЗЕРНЫШКО
Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.
Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок
представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках
(голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка
пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители
пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
ЧУДО-ЮДО ИЗ ЯЙЦА
Цель. Та же.
Ход игры. Игра похожа на предыдущую, но из яйца должны вылупиться
фантастические обитатели других планет: они могут скакать или ползать, ходить на
четвереньках или перекатываться. Они изучают все, что им попадается на их пути, ищут себе
пищу, общаются между собой миролюбиво или враждебно. Усталые, ищут подходящее
место для отдыха и укладываются спать.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение
музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы:
где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают
мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р. Шумана (Альбом для
юношества).
ПОДАРОК
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным
подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и
т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом)
или «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
27

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно
опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М. Глинки или вальс «Осенний
сон», муз. А. Джойса.
УТРО
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу,
медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его,
любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э. Трига; «Рассвет на Москве-реке»,
муз. М. Мусоргского.
БАБОЧКИ
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются
своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем
радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Жабалевского; «Вальс» из балета
«Коппелия», муз. Л. Делиба.
В СТРАНЕ ЦВЕТОВ
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения,
выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из
балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.
СНЕЖИНКИ
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем
волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В. Ребикова; «Вальс
снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно
извиваясь, заманивают путников в самую чащу...
Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки с
выставки»).

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».