Игровой театр Театраша 2022

Игровой театр «Театраша»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей 4-6 лет, срок реализации – 3 года,
художественная направленность,
«стартовый» уровень

Автор-составитель:
Фридрих Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством, музыкой, танцем. Влияние
театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста прослеживается в работах педагогов и психологов (Л.С.
Выготский, Б.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В.Артемова, Р.И.Жуковская,
Н.С.Карпинская и др.). Значение и специфика театрального искусства
заключаются в сопереживании, эмоциональности, коммуникативности,
воздействии художественного образа на личность. Поэтому привлечение детей
к разнообразной творческой деятельности, обусловленной спецификой театра,
открывает огромные возможности для формирования их эстетических и
познавательных способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа является начальной
ступенью знакомства с театральным искусством. В дальнейшем, дети,
проявившие интерес к актерскому мастерству, продолжают заниматься по
программе «Детский театр им. Л.К. Диковского» для обучающихся в возрасте
от 7 до 17 лет.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Игровой театр «Театраша», по содержанию
является художественной, по форме организации – студийной, по времени
реализации – 3-х годичной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
2

общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовнонравственного воздействия, а также позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или
сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и т.д.). Работая со сказкой, ребенок познает мир не только
умом, но и сердцем, учится выражать свое собственное отношение к добру и
злу.
Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность формирует важный навык публичных
выступлений,
востребованный
в
современном
обществе,
умение
формулировать мысли и выражать чувства.
Программа ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и
обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности,
активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает
актерские способности у детей.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в
художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование
и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
3

народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
Адресность программы. Программа ориентирована на дошкольный
возраст обучающихся от 4 до 6 лет, с учётом психофизиологических
особенностей данной возрастной категории.
Новизна.
Обучение
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе способствует формированию нравственных
начал у детей дошкольного возраста. В программе систематизированы средства
и методы театрально-игровой деятельности, направленные на развитие
речевого аппарата, наглядно-образного мышления, навыков общения,
коллективного творчества, уверенности в себе.
Содержание первого года обучения расширено тематическим разделом
«Театр, музыка и живопись» в котором соединены разные виды искусства. В
процессе обучения, воспитанники знакомятся с творчеством великих
художников, музыкантов и композиторов. Изучение данного раздела
способствует формированию представлений у обучающимся о взаимосвязи
различных видов искусства с театральным. Картины русской природы и
русских сказок, знаменитые музыкальные произведения вызывают у детей
чувство любви к Родине и гордости за нее, вырабатывают умение видеть,
понимать и любить природу, воспитывают чувство прекрасного. Занятия
проходят в форме путешествий. С помощью музыкального оформления
каждого занятия, ребята выполняют различные театральные задания, а в конце
разыгрывают этюды, сказки или спектакли.
Педагогическая целесообразность.
В дошкольном возрасте начинает проявляться тяга детей к театру,
литературе, музыке. Именно на этом этапе педагогу легче всего начать развитие
и пробуждение эмоциональной сферы ребенка через игру, и раскрепощение его,
снятие «зажимов», а также привлечения с малых лет к публичным
выступлениям.
Возрастные особенности обучающихся.
Важными возрастными особенностями детей в возрасте 4-6 лет является
формирование вопросительного отношения к окружающему миру. Он
становится «почемучкой». Задача педагога поддержать вопросы ребёнка, дать
возможность самостоятельного поиска ответов и решения посильных задач.
Это позволяет создать хорошие условия для воспитания ребенка, как личности,
но требует от педагога большой ответственности, внимательного нравственного
контроля за своими действиями и суждениями, поскольку этот возраст
характеризуется безграничным доверием к взрослым и подражанием им.
Необходимо помнить, что стимулирование и максимальное использование
мотивации достижения успехов в виде похвалы, признания, одобрения,
4

различных форм поощрений за успехи имеет особое значение для развития на
данном этапе. Нельзя допустить формирования и закрепления у ребенка мотива
избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению
успехов.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Театраша» принимаются дети в возрасте 4-6 лет. Количество детей в группах
12-16 человек.
Формы и методы обучения.
Занятия проходят в форме репетиций, бесед, игр - путешествий,
практических занятий (упражнения и тренинги). Используется просмотр
фрагментов мультфильмов, иллюстраций и афиш, слушание музыки.
Предусмотрены открытые занятия для родителей и педагогов - 2 раза в год (в
декабре и мае), а также праздники - «Международный День театра» и
«Посвящение в артисты».
Занятия в основном строятся по единой схеме:
 введение в тему, создание эмоционального настроения;
 театрализованная деятельность (разминка, упражнения, репетиции спектакля);
 рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов, обеспечивающие
успешность театрализованной деятельности).
Также используются пассивные (рассказ педагога), активные (беседа) и
интерактивные методы обучения (игровые упражнения, тренинги, метод
«Аквариум»).
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы, а также для повышения эффективности и
улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический
мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг
включает четыре этапа диагностики:
 входной, проводится в начале обучения, определяет уровень знаний (беседа,
тест);
 текущий, проводится на каждом занятии (наблюдение, беседа);
 промежуточный, проводится по окончании изучения отдельных тем
(дидактические игры, творческая тетрадь, опросы);
 итоговый, проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения
программы (загадки про театр, упражнения «Угадайка», концерт).
Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах.
Виды контроля.
 в начале учебного года (беседа, педагогическое наблюдение);
 в течение учебного года (педагогическое наблюдение, опрос, контрольное
занятие, самостоятельная работа, праздник);
 в конце учебного года (выставка, конкурс, праздник, спектакль).
Отличительные особенности программы.

5

Структура дополнительной общеобразовательной программы состоит из
нескольких разделов: «Театральная игра», «Сценическое движение», «Развитие
речи», «Грим» и «Работа над репертуаром», что позволяет комплексно и в
доступной по возрасту форме познакомить обучающихся с основными
направлениями театрального искусства, пробудить интерес к театральноигровой деятельности.
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей дошкольного возраста
от 4 до 6 лет.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом:
 1- 3 года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1 час равен
30 минутам.
Дополнительная общеобразовательная программа содержит несколько
разделов:
 Раздел «Театральная игра» - обучающиеся знакомятся с базовыми
понятиями и терминами театрального искусства, видами театра, театральными
профессиями. Знакомятся с приемами игры, работой над ролью, умением
держаться на сцене.
 Раздел «Сценическое движение», дети учатся через пластику и танцевальные
движения передавать образ героев, их характер и настроения. Развивается
мышечный аппарат, ритмичность.
 Раздел «Развитие речи» - ребята знакомятся с речевым аппаратом, учатся
делать речевую разминку, ведется работа над развитием артикуляционного
аппарата (дикции и четкости речи) с использованием скороговорок,
чистоговорок, потешек.
 Раздел «Грим» - обучающиеся знакомятся с театральным и аква-гримом,
учатся создавать простые образы самостоятельно и с помощью педагога.
Развивают фантазию, мелкую моторику и чувство вкуса.
 Раздел «Работа над репертуаром» - в основу репертуара легли стихи и пьесы
русских и зарубежных авторов - классиков детской литературы, а также
русский фольклор. Используются авторские разработки.
Формы и режим занятий.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую подачу
материала (словесные методы – рассказ, беседа), так и практическую
деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления
информации и выработки умений и навыков: упражнения, тренинги, игры
(ролевая, ситуативная, развивающая), этюды, наблюдения, разучивание ролей,
репетиции, творческие показы, праздники.
Условия приёма.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе
принимаются дети 4-6 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья для занятий театральной деятельностью, без специальной подготовки.
Уровень программы.
6

Содержание и материал программы обучения имеет «стартовый» уровень
сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и универсальные
формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Работа с родителями.
Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному,
эмоциональному и эстетическому развитию детей. Поэтому родители являются
важными
участниками
в
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы. Они помогают выполнять домашние задания
(учить тексты ролей и песен), шьют костюмы, изготавливают декорации и
программки, осуществляют фото и видеосъёмку открытых занятий и
спектаклей, а так же помогают в организации чаепитий, сопровождают детей на
конкурсы и спектакли.
В течение года предусматривается проведение
родительских собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребёнка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – развитие творческих способностей, обучающихся в
процессе формирования культуры личности через первичное знакомство с
театральным искусством.
Задачи:
Обучающие:
 дать представление о приёмах концентрации внимания, развивающими
наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта;
 познакомить обучающихся с основными элементами театра, театральной
терминологией, основными принципами театральной игры;
 пробудить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивающие:
 развивать артикуляционный аппарат, силу голоса;
 развивать опорно-двигательный аппарат (дать представление об особеностях
своего тела), ритмичность и музыкальность;
 развивать творческую фантазию, способность эмоционально воспринимать
мир и выражать собственные чувства.
Воспитательные:
 сформировать элементарные навыки взаимодействия и общения в
театральном коллективе;
 сформировать позитивное отношение к работе на сцене;
 приобщить к театральному искусству;
 познакомить с основами зрительской культуры.
Учебно-тематический план
1 год обучения
7

№
п\п
1.

Количество часов
Общее Теория Практика

Название раздела, темы

Раздел 1. «Театр, музыка и живопись»
Вводное занятие «Добро пожаловать в
1.1.
«Театрашу»!
1. 2. Путешествие в удивительный мир театра
1.3. Главный на сцене - актер! Полёт в прошлое
Главный на сцене - актер! Путешествие во
1.4
времени. Современный актер.
1.5. Театральная игра
1.6. Фантазия
1.7. Внимание
1.8. Путешествия по страницам русских сказок
1.9. Праздник «Посвящение в актеры»
Всего
2. Раздел 2. «Развитие речи»
2.1. Знакомство с голосом, речевая разминка.
2.2. Природа и речь. Природа России и Урала
2.3. Богатство русского языка
Всего
3. Раздел 3. «Танец и музыка»
3.1. Азбука тела
Мир природы:
3.2.
Воздух, вода, земля, огонь
3.3. Мир растений и животных
3.4. Ритмические рисунки
3.5. Пластические импровизации под музыку
3.6. Праздник «Международный День театра»
4.
4.1.

2

0.5

1.5

2
2

0.5
0.5

1.5
1.5

4

0.5

3.5

10
6
6
8
4
44

2

10
6
6
8
4
42

8
4
6
18

2

8
4
6
16

6

1

5

6

-

6

4
4
4
4

1
-

4
3
4
4

Всего

28

2

26

Раздел 4. «Грим»
Знакомство с театральным гримом. Создание
образов
Всего

10

1

9

10

1

9

28

2

26

2

26
118

5.

Раздел 5. «Работа над репертуаром»

5.1.

Работа над стихотворениями и пьесами
Всего
ИТОГО

28
128

10

Содержание
1 год обучения
Раздел 1. «Театр, музыка и живопись»
1.1. Вводное занятие. «Добро пожаловать в «Театрашу!»
8

Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Этика отношений на
занятиях. Примерные правила поведения. Как вести себя в театре?
Практика. Игры для знакомства: «Назови имя ласково», «Снежный ком»,
«Имя-движение». Правила поведения в театре (например, разыграть
стихотворение А.Барто «В театре» или Э.Мошковской «Вежливое слово»).
1.2. Путешествие в удивительный мир театра.
«Выйдет актёр на площадь, расстелит коврик, и, если он талантлив, - это уже
театр» - В.И.Немирович-Данченко. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
Экскурсия на сцену и за кулисы.
Практика. Упражнение «Сценические ляпки». Творческое задание «Нарисуй
сцену».
1.3. Главный на сцене - актер. Полёт в прошлое.
Знакомство с творчеством художника-славяниста М.Н. Щрилёва, картина
«Скоморохи». Скоморохи - первые актеры на Руси. Какими были актеры
раньше? Что они умели делать? Костюмы и музыкальные инструменты
скоморохов.
Практика. Разыгрывание праздничного гуляния. Небылицы, поговорки.
1.4. Главный на сцене актер. Путешествие во времени. Современный
актер.
«Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и
легкое прекрасным» - К.С.Станиславский. Что должен уметь современный
актер? Есть ли у него помощники? Сценическая речь, сценическое движение.
Знакомство с голосом. Знакомство с пластикой.
Практика. Игра «Измени голос». Игра «Разные походки»
1.5. Театральная игра.
«Актёры, как дети, им бы только поиграть!» - Б.Ю.Крутиер. Самый важный
предмет - актёрское мастерство. Чтобы стать актёром нужно много над собой
работать и развивать различные способности и качества.
Практика. Упражнение «Разные походки», «Разные эмоции», «Измени голос».
Сказки-монологи. Упражнение «Скульптор и глина», «Магазин игрушек»,
«Небывалое существо», «Кругосветное путешествие».
1.6. Фантазия.
«Фантазия, как и воображение, необходимы художнику» - К.С.Станиславский.
Что такое фантазия? Зачем она нужна начинающему актеру. Как можно
развивать свою фантазию? Картины: К.Ф. Юон «Новая планета», «Волшебница
зима в Лигачёво», К.Баранов «Пока реки не замерзли», «Скоро весна, надо
скворечники поправить»». И.К. Айвазовский «Чёрное море».
Практика. Упражнения «Я – волшебник», «Если бы…», «Превращение
предмета», «Превращение комнаты», «Ветер и листочки», «Я –
инопланетянин».
1.7. Внимание.
«Внимание для актера – калитка к творчеству, ко всякому чувству». –
К.С.Станиславский. Сценическое внимание – процесс, в котором участвуют все
органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Виды внимания –
произвольное, непроизвольное. Игры на внимание готовят ребят к
9

художественной театральной деятельности и способствуют более быстрой
адаптации к новому предмету.
Практика. Упражнение «Эстафета», «Что ты слышишь?», «Что поменялось?»
«Руки-ноги», «Весёлые обезьянки», «Внимательные звери».
1.8. По страницам русских сказок.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А.Н.Толстой. Понятие «героя». Друзья и враги. Препятствия на пути героя.
Сюжетная линия - история по дороге в сказочное время. Путешествие в сюжет
сказки. Изучение образов Бабы-Яги и Кащея. Сказки про Бабу-Ягу и Кащея
Бессмертного. Понятие «отрицательного» героя. Знакомство с былиной «Три
богатыря». Знакомство со сказкой «Царевна-Лягушка». Творчество Васнецова
«Алёнушка», «Баба-Яга», «Кащей», «Три богатыря», «Богатырский скок»,
«Царевна-Лягушка».
Практика. Задание 1. Найти вместе с детьми ответы на поставленные вопросы.
- Где происходит действие?
- Кто является героем?
- Кто друзья, а кто враги главных героев?
- Какие препятствия встретились на пути герою.
Задание 2. Разыгрывание маленьких этюдов к сказке.
1.9. Праздник «Посвящение в актеры».
Беседа о том, что такое праздник «Посвящение в актеры». Какие традиции есть
в «Театраше»?
Практика. Подготовка номера. Выступление с номером на празднике.
Раздел 2. «Развитие речи».
2.1. Знакомство с голосом. Речевая разминка.
Что такое голос? Как он помогает на сцене и в жизни. Характеристики голоса
(громкость, чёткость, сила). Речевой аппарат - что это? Для чего нужна речевая
разминка.
Практика. Речевая разминка. Сказка про Язычок. Упражнения
«Потягушеньки», «Звуки-буквы», «Шарик и насос», Игры с гласными и
согласными звуками (упражнения «Микрофон», «Ау», «Передай звук»).
Упражнения «Просо», «Каравай», «Скакалка». Ролевые игры с игровыми
приговорами, припевами (упражнения «Просо», «Каравай», «Пугало»,
«Первозвук».
2.2 Природа и речь. Природа России и Урала.
Как связаны природа и речь? Влияют ли время года и место жительства на
нашу речь. В чём особенность природы Урала. Эмоциональность речи.
Практика. Знакомство с творчеством художника И.И. Шишкина «Утро в
сосновом лесу», А.К.Айвазовского «Черное море» «Ледяные горы
Антарктики», А.М.Васнецова «Уральский пейзаж», «Северный край».
Упражнение «Озвучь природу».
2.3 Богатство русского языка.
10

Знакомство с фольклором - устным народным творчеством. Открытое занятие
«Паровозик из Ромашково» (автор М.Е. Шуранова).
Практика. Работа над потешками, поговорками, закличками. Разыгрывание
произведений фольклора. Подготовка к открытому занятию.
Раздел 3. «Танец и музыка».
3.1. Азбука тела.
Знакомство с возможностями своего тела. Пластическая разминка. Как нужно
заботиться о своем теле, чтобы оно было сильным и здоровым. Понятие
«жеста» и «мимики».
Практика. «Весёлая зарядка», «Я-буква», «Я – цифра», «Показать частями
тела», «Быстро-медленно». «Угадай мой жест», «Повтори мимику». Рисунок
«Здоровый образ жизни».
3.2. Мир природы: воздух, вода, земля, огонь.
Знакомство со стихиями, существующими в природе. Значение воздуха, воды,
земли, огня в нашей жизни. Правила безопасного поведения.
Практика. Игры и упражнения «Четыре стихии», «День и ночь», «Рисунокэтюд» (тема «Стихии».)
3.3. Мир растений и животных.
Разнообразие растений и животных в мире (кого я знаю?). Их роль в нашей
жизни. Разнообразие движений растений и животных – как двигаются и
почему.
Практика. Игры и упражнения: «Мы – растения», «Океан», «Сова», «В
зоопарке», «Птичий двор». Монологи растений и животных.
3.4. Ритмические рисунки.
Что такое ритм. Знакомимся с ритмом в музыке. Ритм в природе и в человеке.
Способы создания и запоминания ритмического рисунка.
Практика. Игры на развитие чувства ритма: «Ведущий», «Сломанные часы».
Игры на развитие чувства ритма, внимания, совместных действий в группе:
«Капельки», «Эхо», «Повторялка», «Я – ритм».
3.5. Пластические импровизации под музыку.
Что такое импровизация. Зачем она нужна актёру. Исполнение-импровизация
танца на определенную тему, выражение эмоций через пластику. Танец
животных, птиц, свободный танец. Танец сказочного героя.
Практика. Упражнения: «Зеркало», «Станцуй свое имя», «Осенние листья»,
«Танцующая кисточка», «Ураган», «Прорастающее зернышко», «Полет
бабочек».
Раздел 4. «Грим».
Тема 4.1. Знакомство с театральным гримом. Правила работы с гримом и
кисточкой. Создание образов.
Практика. Рисуем в паре. Рисуем на себе. Грим животных («Котенок»,
«Щенок»). Грим сказочных персонажей русских сказок. (Например, «ЦаревнаЛягушка», «Кащей», «Баба-Яга»). Грим несуществующего персонажа.
Раздел 5. «Работа над репертуаром».
11

5.1. Работа над стихотворениями и пьесами детских авторов: К.И. Чуковский.
А.Л. Барто. С.Я. Маршак, Б.Заходер и др.
Практика. Постановка мини-спектаклей, концертных номеров.
Учебно-тематический план
2-3 год обучения
№
п\п
1.
1.1.
1. 2.
1.3.

Количество часов
Общее Теория Практика

Название раздела, темы

3.4.

Раздел 1. «Театральная игра»
«Я» и «МЫ» в театре
Знакомство с театром
Зрительская и актёрская культура
Внимание как основной элемент творческого
состояния.
Сценическая фантазия
Ролевые игры
Образное мышление
Праздник «Посвящение в актеры»
Всего
Раздел 2. «Развитие речи»
Я и мой голос
Я - рассказчик
Мир фольклора
Мир художественных произведений
Всего
Раздел 3. «Сценическое движение»
Я наблюдаю, слушаю и осязаю мир
Мир природы:
Воздух, вода, земля, огонь
Мир растений и животных
Воспроизведение ритмических рисунков

3.5.
3.6.

Танец и музыка
Праздник «Международный День театра»

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Всего
4.
4.1.

4
6
2

1
1
1

3
5
1

4

-

4

6
10
4
4
40

3

6
10
4
4
37

4
4
4
10
22

2
2

4
4
4
8
20

6

1

5

4

-

4

4

-

4

4

1

3

6
4

-

6
4

24

2

22

10

1

9

10

1

9

28

2

26

28
128

2

26
118

Раздел 4. «Грим»
Знакомство с театральным гримом. Создание
образов
Всего

5.

Раздел 5. «Работа над репертуаром»

5.1.

Работа над стихотворениями и пьесами
Всего
ИТОГО

12

10

Содержание
2-3 год обучения
Раздел 1. «Театральная игра».
1.1. «Я» и «МЫ» в театре.
Игра как средство познакомиться. Раскрепощаемся, играя. Осознание себя в
коллективе детей.
Практика. Игры и упражнения на знакомство и сплочение коллектива. «Я –
змея», «Дракон», «Скульптор и глина», «Снежный ком», «Цвета – предметы»,
«Массовое зеркало».
1.2. Знакомство с театром.
Что такое театр? Знакомство с различными видами театра. Кто такой режиссёр
и актёры? Другие театральные профессии. Устройство сцены.
Практика. Экскурсия по сцене и за кулисами. Изучаем устройство сцены.
Посещение театра. Экскурсии и спектакли: кукольный театр; музыкальный
театр; театр юного зрителя; драматический театр.
1.3. Зрительская и актёрская культура.
«Я – зритель». Как нужно смотреть и слушать выступающих актёров и
педагога. Как нужно анализировать выступление. «Я – актёр» Как нужно стоять
на сцене. Как нужно выходить и уходить со сцены. Распределение «себя» в
сценическом пространстве. Атмосфера в классе, за кулисами и на сцене.
Практика. Упражнения «Стайка», «Круг», «Шахматки». Игра « Культурно некультурно».
1.4. Внимание как основной элемент творческого состояния.
Произвольное и непроизвольное внимание. Умение концентрировать,
распределять и переключать внимание. Запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Практика. Тренинг на способность сосредотачивать свое внимание:
 слуховое внимание (упражнения «Тишина», «Узнай голос», «Тик-так»,
«Ниндзя»);
 зрительное внимание (упражнения «Что изменилось?», «Рыбка», «Нос, пол,
потолок»);
 осязательное внимание ( упражнения «Чья рука?», «Кот в мешке»);
 обонятельное внимание (упражнения «Запахи», «Угадай человека по запаху»;
 ассоциативное внимание («Скульптура», «Ассоциации», «Времена года»).
1.5. Сценическая фантазия.
Сценическая фантазия и сценическая реальность. Воображение как путь к
созданию образа. Вера в предлагаемые обстоятельства.
Практика. Упражнения «Оживление предмета», «Магазин игрушек»,
«Фигуры», «Композиция». Сочинение сказок. Методы фантазирования:
использование приема «Что было бы, если…». Упражнение «Я – волшебник».
Этюды на придумывание фантастических объектов, животных, людей,
установление их связи с реальным миром. Упражнение «Мои фантазии».

13

1.6. Ролевые игры.
Отличие одной роли от другой. Разное и одинаковое поведение. Соблюдение
правил через игру. Своеобразие костюма, пластики и голоса.
Практика. Ролевые игры: «Примерь роль», «Репка», «Колобок», «Краски»,
«Магазин игрушек».
1.7. Образное мышление. Умение мыслить не банально. Мышление как
познавательная деятельность личности.
Практика. Упражнения на развитие образного мышления: «Собери фигурки»,
«Найди место», «Пространство». Сюжетные этюды (индивидуальные и
парные); Игры, направленные на познания окружающего мира: «Зоопарк»,
«Животный мир», «Зернышко-дерево», «Цветок».
1.8. Праздник «Посвящение в актеры».
Какие бывают праздники в театре? Какие традиции существуют в нашем
коллективе.
Практика. Репетиция номера для праздника. Выступление на празднике.
Раздел 2 «Развитие речи».
2.1. Я и мой голос.
Знакомство с голосом, его громкостью, чёткостью и дыханием.
Практика. Речевая разминка. Упражнения «Потягушеньки», «Звуки-буквы»,
«Шарик и насос», «Животные звуки» - переход от «животного» звука к
правильному звуку. Игры с гласными и согласными звуками (упражнения
«Микрофон», «Ау», «Передай звук»). Заучивание стихов, исполнение стихов,
чтение по ролям. Речь в движении (упражнения «Просо», «Каравай», «Мой
веселый мяч», «Скакалка»). Ролевые игры с игровыми приговорами, припевами
(упражнения «Просо», «Каравай», «Пугало»).
2.2. «Я – рассказчик».
Построение развернутых вопросов (описание картин, игрушек, предметов,
событий). Ознакомление со средствами художественной выразительности
(цвет, форма, величина и др.)
Практика. Пересказ услышанного и прочитанного. Рассказы об увиденном.
2.3. Мир фольклора.
Понятие фольклора. Русский фольклор, его персонажи. Персонажи
европейского фольклора: гномы, феи, гоблины и т.д.
Практика. Игры: «Домовой», «Сказка», «Петрушка». «Ночь на болоте». Работа
над потешками, скороговорками.
2.4. Мир художественных произведений.
Понятие «художественное произведение». Художественное произведение как
результат искусства. Виды искусств: изобразительное искусство, живопись,
архитектура и т.д. Создание художественного произведение и его пластическое
выражение.
Практика. Игры на развитие памяти, наблюдательности: «Картина»,
«Ожившая скульптура», «Веселые нотки», «Переводчик», «Кисточка»,
«Стихотворение», «Мы сочиняем сказку».
Раздел 3 «Сценическое движение».
14

3.1. Я наблюдаю, слушаю и осязаю мир.
Мое движение в мире. Движение вокруг меня. Я двигаюсь вместе с природой.
Понятие звука. Как я слышу. Звуки во мне. Качество звука: громко-тихо, низковысоко, светлый-темный. Что такое осязание? Как можно ощущать движение.
Многообразие ощущений.
Практика. Игры на ознакомление с мышечным аппаратом: «Я могу двигать
руками». Игры на развитие фантазии: «Времена года». Игры на развитие
ориентации: «Залетай, гусь!», «Липучка». Игры на развитие умения
сосредотачиваться: «Ушки внутри», «Ушки на макушке», «Уши слона», «Я –
ухо». Упражнения и игры на развитие внимания к собственным ощущениям:
«Крот», «Жмурки», «Угадайка».
3.2. Мир природы: воздух, вода, земля, огонь.
Стихии, существующие в природе. Значение воздуха, воды, земли, огня в
нашей жизни. Ассоциации, связанные со стихиями. Правила безопасного
поведения.
Практика. Игры и упражнения, развивающие ассоциативную память: «Я огонь», «Борьба стихий», «Я - вода», «Времена года», «Превращение» и т.д.
3.3. Мир растений и животных.
Разнообразие растений и животных в мире (кого я знаю?). Их роль в нашей
жизни. Разнообразие движений растений и животных – как двигаются и
почему.
Практика. Игры и упражнения на развитие фантазии и воображения, снятие
зажимов: «Почемучка», «Мы – растения», «Осенние листья», «Подсолнух».
Игры и упражнения на развитие внимания, снятия мышечного зажима:
«Аквариум», «Стая», «Моржи», «Кошка на окошке», «Гусеница», «Птицы»,
«Два барана», «Тигр» и др.
3.4. Воспроизведение ритмических рисунков.
Что такое ритм. Ритм в музыке. Ритм природы, общества, человека. В чем они
выражаются. Понятие ритмического рисунка. Способы создания и запоминания
ритмического рисунка.
Практика. Игры на развитие чувства ритма: «Ведущий», «Сломанные часы».
Игры на развитие чувства ритма, внимания, совместных действий в группе:
«Капельки», «Эхо», «Повторялка», «Я – ритм».
3.5. Танец и музыка.
Исполнение-импровизация танца на определенный характер.
Танец животных, свободный танец. Национальный танец. Танец сказочного
героя. Умение слышать и реагировать на особенность характера музыки.
Передача соответствующего настроения и использование знакомых
танцевальных движений.
Практика. Упражнения на развитие умения выразительно передавать
музыкально-игровые образы («Зеркало», «Станцуй свое имя», «Танец
сломанного зонта», «Танцующая кисточка», «Мотылек», «Прорастающее
зернышко», «Деревья», «Подводное царство», «Веселый ручеек»).
Раздел 4. «Грим».
15

Тема 4.1. Знакомство с театральным гримом. Правила работы с гримом и
кисточкой. Создание образов.
Практика. Рисуем в паре. Рисуем на себе. Грим животных («Котенок»,
«Щенок»). Грим сказочных персонажей. Грим несуществующего персонажа.
Раздел 5. «Работа над репертуаром».
5.1. Работа над стихотворениями и пьесами детских авторов. К.И. Чуковский.
Агния Барто. С.Я. Маршак и др.
Практика. Постановка мини-спектаклей, концертных номеров.
Ожидаемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Предеметные:
 обучающиеся знают основные элементы театра, театральную
терминологию, основные принципы театральной игры;
 знают основы зрительской культуры;
 знают программные упражнения и соблюдают правила игр;
 знают возможности своего голос и тела;
 умеют слушать музыку;
 умеют двигаться в соответствии с характером музыки и ее ритмом.
Метапредметные:
 осуществляют совместную игровую деятельность без конфликтов со
сверстниками;
 умеют концентрировать, распределять и переключать внимание;
 умеют описывать устно предметы и явления окружающего мира;
 умеют выражать собственные чувства
 умеют фантазировать;
Личностные:

получают удовольствие от занятий
деятельностью;
 испытывают гордость за свои достижения;
 ощущают себя частью коллектива.

театрально-игровой

Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.

16

Кадровые: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие
знаниями и умениями театральной деятельности, а также обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Организационные: непрерывное обучение в ходе 2-х годичного курса за
исключением летних каникул.
Материально-технические:
Для реализации программы необходимы:
1. Просторный светлый учебный кабинет
2. Малая сцена
3. Мячи
4. Скакалки
5. Платочки
6. Стулья по количеству обучающихся
7. Кубики
8. Костюмы, декорации и реквизит в соответствии с репертуаром
9. Тексты ролей и стихотворений
10.Тексты песен
11.Разнообразный реквизит (сумки, шапочки, шарфики, машинки, куклы)
12.Музыкальный центр
13.Аква-грим
14.Маты
15.Подушки по количеству детей
16.Ковер-пазл
17.Экран для показа картин, мультфильмов, слайдов
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Формы
аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 практическая работа;
 просмотр, исполнение этюдов;
 контрольные упражнения;
 показ спектакля.

17

Список использованной литературы.
1. Алянский Ю. Азбука театра. Издательство «Детская литература». - М.:
1990
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ, 1997
3. Гиппиус, С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств/С.В.Гиппиус.СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2006.-377,(7)с.:ил.-(Золотой фонд актёрского
мастерства)
4. Детские праздники. Театральный грим. Изд. «Росмен» - Тверь, 1998
5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональнонравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2006
6. Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты
занятий педагогов дополнительного образования, работающих с
дошкольниками: Программно-методическое пособие - М.:1999
7. Основы сценического движения. Пособие для культ.-просвет. и театр.
училищ. Под ред. И. Э. Коха. М., «Просвещение», 1976 г.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. - М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукоьный театр. Программа «Театр - Творчество
- Дети». Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного
образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: 2004.
10.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. М., Владдос, 2002
11.Чуковский К.И. Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь. Москва.
Издательство «Правда» 1990
12.Энциклопедия для детей. Том 7 «Искусство». Ч.З. Музыка. Э68 Театр.
Кино/ глав.ред. В. А.Володин. - М.: Аванта +, 2000

18

Сведения об авторе
Фридрих Ирина Анатольевна –
педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец творчества
детей и молодёжи «Одарённость и технологии» г. Екатеринбург
Высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы – 7 лет.
рабочий телефон: 371-46-01

19

Аннотация.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игровой театр «Театраша» ориентирована на детей в возрасте от 4 до 6 лет,
срок реализации составляет 3 года.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся в
процессе формирования культуры личности через первичное знакомство с
театральным искусством.
Задачи:
Обучающие:
 дать представление о приёмах концентрации внимания, развивающими
наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта;
 познакомить обучающихся с основными элементами театра, театральной
терминологией, основными принципами театральной игры;
 пробудить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивающие:
 развивать артикуляционный аппарат, силу голоса;
 развивать опорно-двигательный аппарат (дать представление об особеностях
своего тела), ритмичность и музыкальность;
 развивать творческую фантазию, способность эмоционально воспринимать
мир и выражать собственные чувства.
Воспитательные:
 сформировать элементарные навыки взаимодействия и общения в
театральном коллективе;
 сформировать позитивное отношение к работе на сцене;
 приобщить к театральному искусству;
познакомить с основами зрительской культуры.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы состоит из нескольких разделов: «Театральная игра», «Сценическое
движение», «Развитие речи», «Грим» и «Работа над репертуаром», что
позволяет комплексно и в доступной по возрасту форме познакомить
обучающихся с основными направлениями театрального искусства, пробудить
интерес к театрально-игровой деятельности.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».