Ментальная арифметика дополнительная общеобразовательная программа для детей от 5 до 10 лет, срок реализации – 6 месяцев естественно-научная направленность Автор-составитель: Шарипова Светлана Николаевна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка Выявление и развитие интереса к познавательной деятельности, интеллектуальных способностей у каждого ребёнка является одной из важнейших задач в современном образовании. С каждым годом увеличивается спрос на людей, способных нестандартно мыслить, которые готовы рисковать и вносить что-то новое в различные сферы жизнедеятельности. Всё это ставит перед современной педагогикой задачу по созданию полноценных условий, которые помогают выявить и правильно развивать детскую одаренность путем внедрения инновационных образовательных технологий. Возникает необходимость в привлечении ресурсов дополнительного образования, изыскиваются новые методы и формы работы. Курс «Ментальная арифметика» – это программа, позволяющая познакомить обучающихся с возможностями развития умственных способностей и творческого резерва при помощи арифметических вычислений на японских счетах Абакус. Данный курс даёт возможность формировать у обучающихся учебнопознавательный интерес. В основу курса заложена уникальная восточная методика устного счета, которой насчитывается уже более шести столетий. Данный способ обучения устному счету с помощью счетов Абакус и на сегодняшний день остается обязательной в начальной школе в Японии и ряде других азиатских стран. После проведения исследований ученые пришли к выводу, что та часть учащихся, которая обучалась счёту с помощью соробана, более результативнее овладевали математикой и показывали более высокие результаты в других предметных областях, по сравнению с теми, кто обучался счёту по традиционной системе, принятой в Европейских странах. Не случайно по результатам анализа уровня математической грамотности (TIMSS) школьники из азиатских стран обычно занимают первые места в рейтинге. Одними из лидеров считаются учащиеся из Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии. Занятия детей в рамках курса «Ментальная арифметика» способствуют развитию познавательной активности, Направленность программы «Ментальная арифметика» по содержанию является естественнонаучной; Программа является: по форме организации – групповой; по функциональному предназначению – общеобразовательной; по времени реализации – краткосрочной. Программа разработана на основе нормативных документов РФ. Нормативная база: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 2 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г. N 453-УГ «О проекте «Уральская инженерная школа»; 12. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». При разработке программы были использованы авторские материалы А. В. Пальмовой (зарегистрировано товарным знаком «GEOMETRIKA», г. КаменскУральский, 2016 г.). 3 Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на знакомство с методикой для развития мелкой моторики рук с помощью абакуса. Таким образом, у обучающихся развивается зрительная память, логическое мышление, а также внимание и усидчивость при выполнении самостоятельных заданий и решении нестандартных задач. В основе программы лежит использование методики, направленной на интеллектуальное, творческое и личностное развитие обучающихся при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Отличительная особенность заключается в том, что программа «Ментальная арифметика» развивает зрительную память у обучающихся, воображение, интуицию, мелкую моторику рук, а также быстрое логическое мышление, с помощью которого обучающиеся могут выполнять самостоятельно задания и решать нестандартные задачи. Таким образом, обучающиеся научатся мыслить нестандартно и самостоятельно принимать решения, что поможет чувствовать себя уверенно в условиях современной жизни. Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа «Ментальная арифметика» в данном возрасте у обучающихся развивается логическое мышление, что способствует лучшему пониманию и усвоению программы по ментальной арифметике. Построение учебного занятия базируется на следующих принципах: − создание благоприятного эмоционально-психологического климата (психологическая безопасность, взаимное доверие); − проявление симпатий и теплоты к математическому вычислению; − развитие скорости и качество мышления в решении множества нестандартных задач. Адресность программы. Программа ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст обучающихся от 5 до 10 лет и составлена с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: начинает формироваться произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. Ведущий характер продолжает приобретать игровая деятельность, влияя на развитие ребенка. Развивающие игры способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из нагляднообразного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется 4 способность к созданию умственного плана действий. К психологическим новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность. У детей данного возраста продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, продолжает развиваться воображение. Благодаря воображению обучающиеся смогут лучше понимать и усваивать предложенные им понятия и методы решения нестандартных задач. Использование специальных счет при обучении устному счету с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста способствует развитию математических способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы, устанавливать причинно-следственные связи, формированию навыков общения и коллективного труда. Содержание программы учитывает возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. Цель – развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся через использование методики устного счета Задачи: 1. Воспитательные: − формирование устойчивого интереса к ментальной арифметике; − формирование уважительного отношения к своему труду, а также к труду сверстников; − развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 2. Развивающие: − формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; − формирование умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию из различных информационных источников; − формирование умения понимать причины успеха учебной деятельности. 3. Обучающие: − знакомство с базовыми терминами и понятиями; − знакомство с основными, дополнительными и Микс формулами; − навык применять устный и ментальный счет; − умение анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки. Группы формируются по 10 - 15 человек. На обучение принимаются все желающие. Комплектование групп происходит по возрастному принципу. Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность академического часа: для обучающихся 5-7 лет - 30 минут 5 для обучающихся 8-10 лет - 40 минут. Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 96 часов. Организация образовательного процесса. Программа рассчитана на 6 месяцев обучения. Распределение учебных часов – 96 часов, 24 недели по 4 часа в неделю. Всего 96 часов. Программа является: по форме организации – групповой; по функциональному предназначению – общеобразовательной; по времени реализации – краткосрочной. Виды организации деятельности обучающихся: 1) групповая (у обучающихся формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий); 2) фронтальная (одновременно со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами); 3) тренинг (демонстрация поведенческой модели, которая и является примером для поведения, то есть на примере одной формулы решаются математические задания). Формы и методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование логического мышления обучающихся: − объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); − репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); − метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать и сравнивать элементы между собой, а также находить отличия между ними); − словесные (беседа с обучающимися и объяснение); − практические (самостоятельное решение заданий на абакусе). Формы проведения занятий: 1) практическое занятие (обучающиеся закрепляют полученные знания); 2) обсуждение (обучающиеся изучают новый материал в виде дискуссии с педагогом); 3) соревнование (у обучающихся развивается дух соперничества). Таким образом, знакомство обучающихся с ментальной арифметикой, позволяет развить воображение, зрительную память, аналитические навыки, а также логическое мышление для решения нестандартных задач, с помощью устного счета. Ожидаемые результаты освоения программы «Ментальная арифметика» Деятельность направлена на достижение обучающимися: Личностных результатов: 6 − будет сформирован устойчивый интерес к ментальной арифметике; − будет сформировано уважительное отношение к своему труду, а также к труду сверстников; − будет сформирован навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Метапредметных результатов: − будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию из различных информационных источников; − будут сформированы умения понимать причины успеха учебной деятельности; − будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки. Предметных результатов: − ознакомятся с базовыми терминами и понятиями; − ознакомятся с основными, дополнительными и Микс формулами; − научатся применять устный и ментальный счет. Формы определения результативности. При реализации программы «Ментальная арифметика» используется педагогический анализ выполнения учащимися диагностических заданий, педагогическое наблюдение, участия в конкурсах, а также подведение итогов при выполнении контрольных работ, открытые занятия для родителей. Таким образом, для подведения пройденного материала проводится диагностика обучающихся (входящая диагностика, промежуточная и итоговая) с целью определения мотивации и выявления уровня освоения программного материала. В качестве диагностики используются: − контрольные работы по пройденным темам; − карта усвоения материала. Формы подведения итогов. Итоговые контрольные работы после каждой темы и открытые занятия для родителей, а также участие в конкурсах. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся в форме контрольных работ. По результатам итогового занятия выдается Свидетельство об успешном усвоении программы. Работа с родителями. Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью реализации программы «Ментальная арифметика». Они помогают при выполнении домашних заданий, становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими на конкурсах. В время обучения предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка. 7 Учебно-тематический план № п/п Наименование раздела, темы Количество часов все теор. прак. го Формы контроля 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 1 1 Опрос 2 Прямое сложение и вычитание однозначных чисел 6 2 4 Контрольная работа 3 Знакомство с образованием чисел второго десятка 2 1 1 Прямое сложение и вычитание двузначных чисел 34 10 24 Сложение и вычитание однозначных чисел с помощью дополнительных формул 14 6 8 Сложение и вычитание двузначных чисел с помощью дополнительных формул Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с помощью основных формул Итоговое занятие 16 4 12 20 6 14 2 1 1 Итого 96 31 65 4 5 6 7 8 8 Беседа, педагогическое наблюдение Контрольная работа, открытое занятие Контрольная работа, открытое занятие Контрольная работа Тестирование, участие в конкурсе Практическая работа, педагогическое наблюдение Содержание 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.). Теория. Знакомство с обучающимися. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с абакусом. Практическая работа. Решение примеров на абакусе. 2. Прямое сложение и вычитание однозначных чисел (6 ч.). Теория. Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием, с однозначными числами. Обучение методике устного счета с помощью абакуса. Решение логических заданий и заданий на тренировку внимания, а также зрительной памяти. Работа с таблицами Шульте. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 3. Знакомство с образованием чисел второго десятка (2 ч.). Теория. Знакомство с числами второго десятка. Умение откладывать и называть числа от 10 до 20. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 4. Прямое сложение и вычитание двузначных чисел (34 ч.). Теория. Переход к счету с двузначными числами. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 5. Сложение и вычитание однозначных чисел с помощью дополнительных формул (14 ч.). Теория. Знакомство с дополнительными формулами. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 6. Сложение и вычитание двузначных чисел с помощью дополнительных формул (16 ч.). Сложение и вычитание двузначных чисел с применением Теория. дополнительных формул. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам, работа с таблицами Шульте, а также работа с клиновидными таблицами. 7. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с помощью основных формул (22 ч.). 9 Теория. Знакомство с основными формулами. Сложение и вычитание на счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти. Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение заданий по блокам. 8. Итоговое занятие (2 ч.) Теория. Области деятельности, где можно применять полученные знания. Практическая работа. Формулирование результатов обучения и планов на дальнейшее развитие. 10 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 1 полугодие 2 полугодие 01 декабря 09 января 28 декабря 28 мая 4 20 16 80 2 раза в неделю по 2 учебных часа Учебно-методическое обеспечение При реализации программы «Ментальная арифметика» используются: − рабочие тетради; − методические комплекты; − иллюстрации, флеш-карты; − контрольные задания на логическое мышление и внимание, а также на зрительную память. Материально-техническое обеспечение Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудований, а именно достаточной площади для размещения столов и стульев, магнитной доски, шкафов для хранения наглядных пособий и материалов. Оборудование: − абакус для обучающихся (12 шт.); − демонстрационный абакус для педагога (1 шт.); − проектор для показа заданий (1 шт.). Дидактическое обеспечение курса: рабочая тетрадь для обучающихся. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых (утв. Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н). Виды контроля 11 Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития обучающихся. учебного года Опрос Текущий контроль В течение всего Определение степени усвоения обучающимися учебного материала и готовности к восприятию учебного года нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения для запоминания и усвоения формул. Беседа, контрольная работа, открытое занятие, опрос Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения обучающимися Беседа, изучения учебного материала. Определение результатов контрольная темы/раздела обучения. работа, открытое занятие, опрос, тестирование Итоговый контроль В конце Определение изменения уровня развития Практическая учебного года обучающихся. Определение результатов работа, или курса обучения. Ориентирование обучающихся на педагогическо обучения дальнейшее обучение. Получение сведений для е наблюдение совершенствования образовательной программы и методов обучения. Объектами контроля могут являться: − знания, умения, навыки по изучаемому предмету; − уровень и качество решаемых примеров устно и ментально; − степень самостоятельности, а также уровень логического мышления, зрительной памяти и внимания. 12 Список литературы для педагогов 1. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова – [Текст]. Высшее образование, 2013. – 381 с. 2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с. 3. Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1998. – Вып. 3. – 47с. 4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 5. Белкина В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с. 6. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572. 7. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 534 с. 8. Депман И. Я. История арифметики. Пособие для учителей. Второе издание / И. Я. Депман – М.: «Просвещение», 1965 – 416 с. 9. Пальмова А. В. Методическое пособие / А. В. Пальмова – КаменскУральский: «Титан-принт», 2016. – 85 с. 10. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: УФактория, 2003. – 40 с. 11. Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В. А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639с. Список литературы для детей и родителей 1. Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16 лет / Г. Демидов – М.: Демидов Георгий, 2016 – 60 с. 2. Депман И. Я. Мир чисел / И. Я. Депман – М.: Детская литература»,1966 – 72 с. 3. Жунисбекова К. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей / К. Жунисбекова – М.: «Издательские решения», 2018. – 32 с. 4. Малсан Б. Ментальная арифметика для всех / Б. Малсан – М.: «Издательские решения», 2016. – 26 с. 13 Аннотация Программа «Ментальная арифметика» предназначена для обучающихся в возрасте от 5 до 10 лет и рассчитана на 6 месяцев обучения. Целью программы является развитие основных познавательных процессов, таких как: воображение, логическое мышление, зрительная память и внимание через использование методики устного счета. Программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие обучающихся при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. У обучающихся развиваются такие важные навыки, как логика, мощная концентрация внимания, воображение и фотографическая память. Появляется уверенность в себе, потому что обучающиеся могут выполнять сложные вычисления как на абакусах, так и в уме для развития интеллектуальных способностей. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы, направленных на развитие обоих полушарий головного мозга. Таким образом, развиваются творческие и мыслительные процессы. Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого обучающегося и не требует наличия у него хорошо развитых математических способностей. Занятия строятся на основе развития у обучающихся быстрого логического мышления для решения нестандартных задач. Обучающиеся учатся находить и обобщать нужную информацию. В связи с этим у них развивается зрительная память, внимание, усидчивость и ответственность, а также формируется привычка к самодисциплине и умение работать в команде. Таким образом, знакомство обучающихся с ментальной арифметикой, позволяет развить воображение, зрительную память, аналитические навыки, а также логическое мышление для решения нестандартных задач, с помощью устного счета. Сведения об авторе-составителе Шарипова Светлана Николаевна – Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАУ ДО Городского дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Стаж работы – 38 лет. Рабочий телефон: +7 (343) 371-46-01 (5). 14 Приложение 1. Примеры оценочных материалов Карта усвоения учебных материалов Дата № ФИО 1 2 Разминка/слуховая память Флеш-карты 3 Таблицы Шульте 4 Примеры на абакусе 5 Зрительная память 6 Логические таблицы 7 Ментальный счёт 8 Отличия/внимание 9 Диктант Оценка результатов проводится по 5-бальной системе, а именно по количеству правильных ответов. Таким образом, суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма результатов. Высокий уровень: 17-20 баллов Обучающийся решает все примеры устно и ментально правильно. Средний уровень: 11-16 баллов Обучающийся решает примеры устно и ментально правильно, но встречаются ошибки при решении примеров. Низкий уровень: 7-10 баллов Обучающийся имеет нечеткое представление о решении примеров, а также не может применить формулы во время решения примеров, не ориентируется на листе бумаги. Критерии оценки результатов: 1. Общая осведомленность о решении примеров. 2. Навыки решения примеров. 3. Навыки применения формул во время решения примеров. Оценочное тестирование Тестирование № 1 1. a) b) c) d) Когда появились первые «абакусы»? Во втором тысячелетии до н.э.; В третьем тысячелетии до н.э.; В пятом тысячелетии до н.э.; Более четырех тысяч лет назад. 2. Что такое «Ментальная арифметика»? a) Математика на счётах; b) Программа, направленная на развитие умственных способностей и творческого потенциала, с помощью вычисления на японских счетах; c) Программа, направленная на развитие математических способностей; d) Программа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук. 3. a) b) c) d) Какова цель ментальной арифметики? Развитие скорого устного счета; Развитие памяти и воображения; Увеличение скорости обработки информации; Все варианты верны. 4. Какие материалы для занятий будут необходимы обучающимся? a) Счёты, карандаш, доска, экран; b) Счёты, карандаш, доска, компьютер; c) d) Поурочный план, счёты, компьютер; Счёты, компьютер, монитор/проектор, доска. Тестирование № 2 1. a) b) c) d) Из чего состоит абакус? Рамка, перекладина, косточки; Планка, косточки, перекладина, рамка; Рамка, струны, косточки, разделительная полоса; Косточки «Земные» и «Небесные», рамка, планка, спицы. 2. Каким пальцем нужно правильно поднимать нижние косточки на абакусе? a) Большим пальцем; b) Средним пальцем; c) Указательным пальцем; d) В зависимости от ситуации, каким удобно. 3. Каким пальцем нужно правильно опускать нижние косточки на абакусе? a) Большим пальцем; b) Средним пальцем; c) Указательным пальцем; d) В зависимости от ситуации, каким удобно. 4. a) b) c) d) удобно. Где на абакусе расположен разряд единиц? Косточки в среднем ряду; Косточки в крайнем правом ряду; Косточки в крайнем левом ряду; Не имеет значения, обучающийся сам выбирает расположение, как ему 5. На каком занятии по ментальной арифметике применяют технику рисования обеими руками? a) На первом занятии; b) На втором занятии; c) На четвертом занятии; d) На шестом занятии. 6. a) Как правильно выполнять счет с двузначными числами? Десятки и единицы двигаем левой рукой; 17 b) c) d) Десятки и единицы двигаем правой рукой; В зависимости от действия, как удобно; Десятки двигаем левой рукой, а единицы правой рукой. Тестирование № 3 1. Как на абакусе выполнить действие «+5» при помощи дополнительных формул? a) Одновременно поднять нижнюю косточку в ряду десятков и верхнюю косточку в ряду единиц; b) Одновременно опустить нижнюю косточку в ряду десятков и верхнюю косточку в ряду единиц; c) Поднять нижнюю косточку в ряду десятков и опустить верхнюю косточку в ряду единиц; d) Опустить нижнюю косточку в ряду десятков и поднять верхнюю косточку в ряду единиц. 2. Посчитайте на счётах пример «+61-53+34+14-48+28+32+12-65-13» и выберите правильный ответ. a) 2; b) 20; c) 32; d) 36. 3. Посчитайте на счётах пример «+89-27-23+54-24+17-19-38+54-15» и выберите правильный ответ. a) 32; b) 46; c) 58; d) 68. 4. a) b) c) d) При помощи чего обучающиеся выполняют домашние задания? Тренажера и Плана уроков; Плана уроков, тренажера, абакуса; Тренажера, Сборника примеров, абакуса; Сборника примеров, абакуса, Плана уроков. 5. a) b) c) Какие виды игр важны на занятиях ментальной арифметикой? Все виды игр; Ролевые игры; Подвижные игры; 18 d) Игры на воображение. 6. Выполните действие на счётах «+96-15-71+44-20+69-22-10-40-2» и выберите правильный ответ. a) 12; b) 29; c) 31; d) 42. 7. Выполните действие на счётах «+464-156-171+480+673-775-391-835+602» и выберите правильный ответ. a) 573; b) 583; c) 681; d) 683. 19