Студия Сувенир 2022

Студия «Сувенир»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 6 до 13 лет, срок реализации – 2 года
художественная направленность

Автор-составитель
Шарипова Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Введение.
Одной из составляющей процесса эстетического воспитания и развития
эстетической культуры личности является использование в педагогической
практике декоративно-прикладного искусства. Данный вид творчества
способствует глубокому воздействию на мир ребенка, т.к. обладает нравственной,
эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт
многих поколений и рассматривается как часть духовно-нравственной культуры
обучающихся.
Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны, но при
этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в
первую очередь необходимо выделить художественную ценность предмета и его
функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является
соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме
предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.
Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания
органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном творчестве широко используется обобщение, а
именно символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного
изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по
которому этот предмет может быть узнан.
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учётом
нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.;
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской
Федерации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от
18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей
и молодежи Министерства образования и науки РФ);
5. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
7. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»
2

При разработке программы были использованы следующие материалы:
программа «Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты
занятий для детей 7-14 лет, Н. В. Кочеткова (г. Волгоград, 2010); дополнительная
образовательная программа «Мастерская чудес» для обучающихся от 8-12 лет, В.
И. Тульская (г. Новый Оскол, 2012 г.).
Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся
и их родителей на используемые в программе техники декоративно-прикладного
творчества, ориентированные на овладение основами творческой деятельности,
способствующие обогащению эмоционально-чувственной и эмоциональнообразной сферы личности обучающегося.
Таким образом, актуальной является та программа дополнительного
образования, которая обеспечивает способность обучающегося включаться в
общественные и экономические процессы, формы мышления, деятельности,
коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и экономики в
социально-экономическом развитии страны.
Отличительной особенностью программы является то, что она
предоставляет возможность каждому обучающемуся освоить различные виды
техник декоративно-прикладного творчества, выбрать из них наиболее
приоритетное направление и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая
целесообразность
объясняется
использованием
разнообразных техник декоративно-прикладного творчества, способствующих
активизации творческой деятельности, социализации обучающихся. Овладение
техниками декоративно-прикладного творчества формирует мотивацию к
познанию и креативности, позволяют смоделировать перспективы дальнейшей
профессиональной деятельности.
Построение учебного занятия базируется на следующих принципах:
 создание благоприятного эмоционально-психологического климата
(психологическая безопасность, взаимное доверие);
 проявление симпатий и теплоты к творческим начинаниям
обучающегося, одобряющее подкрепление всех его предложений и решений;
 обеспечение возможности создавать множество творческих задач.
Цель – развитие творческого потенциала личности обучающегося
средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Личностные:
 способствовать формированию способов творческой деятельности и
трудовых навыков;
 воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережное
отношение к окружающей природе;
 развивать способности восприятия эстетических аспектов окружающей
действительности, и создавать их самому (выполнение изделия в выбранной
технике, уважительно относиться к работам других людей).
Метапредметные:
 формировать умение планировать и рационально организовывать свою
деятельность;
 формировать познавательную активность обучающихся;
 развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
3

Предметные:
 познакомить обучающихся с историей, видами и различными техниками
декоративно-прикладного творчества;
 способствовать овладению обучающихся основными приемами и
правилами работы с различными материалами;
 сформировать умения при изготовлении изделий в различных техниках
декоративно-прикладного творчества.
Адресат программы. Курс «Студия «Сувенир» рассчитан на обучающихся
6-13 лет.
Содержание
программы
учитывает
возрастные
психологические
особенности детей младшего и среднего школьного возраста.
Возрастные психофизиологические особенности младшего школьного
возраста (6-10 лет) характеризуются готовностью и интересом к овладению
новыми знаниями, умениями и навыками. Для познавательной деятельности
данной возрастной категории характерна, прежде всего, эмоциональность
восприятия. Находясь во власти яркого факта; образы, возникающие на основе
описания во время рассказа педагога или чтения книжки, очень ярки. Образность
проявляется и в мыслительной деятельности обучающихся. Они склонны
понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными
образами. В эмоциональной жизни изменяется содержательная сторона
переживаний – их волнует главным образом то, что связано с обучением. Его
радует, что педагог и родители хвалят за успехи в учебе, поэтому важно чувство
радости от труда закрепить положительным отношением. В младшем школьном
возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине,
патриотизм.
Основным видом деятельности подростка (11-13 лет), как и младшего
школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в
этом возрасте существенно изменяется. Подросток не всегда осознает роль
теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узкопрактическими
целями. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных
заданий и практических работ на занятиях. Они с готовностью берутся за
изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать
работу.
Группы формируются по 10 - 15 человек. Группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные.
Условия приема. Приём обучающихся осуществляется на основе
свободного выбора детьми дополнительной общеобразовательной программы.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю:
 1 год обучения – по 2 академических часа с перерывом 10 минут;
 2 год обучения – по 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 288 часа. Продолжительность
одного учебного года по учебному плану:
 1 год обучения – 144 часа;
 2 год обучения – 144 часа.
4

Срок освоения программы – 2 года обучения.
Уровневость программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Студия «Сувенир» организована по принципу дифференциации и имеет 2 уровня
сложности:
 Стартовый (1 год обучения) - используются и реализуются общедоступные и
универсальные формы организации материала, минимальная сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
 Базовый (2 год обучения) - используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Форма обучения. Программа предполагает очную форму обучения. Также
программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы
обучающихся, как:
 Индивидуально- групповая;
 Групповая.
Большое значение придается групповым формам работы, требующим
объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у
обучающихся формируются навыки совместной деятельности, накапливается
опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.
Методы обучения. В основе преподавания используются методы
направленные на формирование творческого мышления обучающихся:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности);
 метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать виды и техники, находить
логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы
выполнения конкретной техники).
Организация
образовательного
процесса.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Студия “Сувенир”» знакомит обучающихся с
различными видами техник декоративно-прикладного творчества:
 бисероплетение;
 квиллинг (бумагокручение);
 ковроткачество;
 плетение;
 роспись (жостовская, городецкая, хохломская);
 валяние;
 флористика;
 керамическая флористика.
На практических занятиях обучающиеся закрепляют полученные знания,
осваивают техники декоративно-прикладного творчества, совершенствуют
приемы и способы работы по изготовлению изделий.

5

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, обучающиеся учатся
понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих
импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах
комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на
плоскости предмета. В процессе занятий обучающиеся сначала знакомятся с
одним видом декоративно-прикладного творчества, а затем с 2-3 видами в
сравнении.
Таким образом, знакомство обучающихся с декоративно-прикладным
творчеством, позволяет показать особенности и традиции каждого вида,
вариативность узоров, некоторые приемы мастеров, что побуждает желание и
навыки в создании композиции, а также развивает творческие способности.
В ходе образовательного процесса предусмотрено посещение музеев
(выставочный зал «Усадьбы М. М. Ашуркова» уральского центра народных
промыслов и ремёсел; Свердловский областной краеведческий музей; Музей
истории Екатеринбурга; Музей кукол и детской книги «Страна чудес»; Музей «П.
П. Бажова»), где более наглядно и углубленно происходит знакомство с
народным творчеством.
Формы подведения результатов. При реализации дополнительной
общеобразовательной программы проводится диагностика творческого
потенциала обучающихся (входящая диагностика, промежуточная и итоговая) с
целью определения мотивации и выявления уровня освоения программного
материала.
В качестве диагностики используются:
 устный опрос;
 контрольные работы по пройденным темам;
 тестирование;
 выставки (однодневные, которые проводятся после каждого занятия с
последующим обсуждением; по итогам года).
Работа с родителями. Сотрудничество и общение с родителями является
неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной
программы. Они помогают при выполнении творческих заданий и проектов,
становятся участниками и организаторами внутриколлективных мероприятий,
выступают сопровождающими на конкурсах и выставках.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи своего ребенка.

6

Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
п/п
1.

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Вводное Занятие. Инструктаж по
технике безопасности

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

2

1

1

2

1

1

2

1

1

20
36
14

2
2
2

18
34
12

Беседа, Творческая
работа

4. Разнообразные техники плетения
4.1. Плетение из резиночек
4.2. Плетение из ниток (лент)

10

2

8

8

8

-

Опрос,
Самостоятельная
работа

5. Квиллинг
5.1. Основные приёмы техники.
5.2. Изготовление изделия (сувенира)

2

1

1

18

-

18

28

4

24

2

-

2

144

24

120

Цветоведение
Цветовой круг. Основные и
2.1.
дополнительные цвета
2.2. Композиционное решение. Орнамент
3. Бисероплетение
3.1. Аппликация (мозаика) бисером
3.2. Плетение бисером
3.3. Вышивка бисером
2.

Ковроткачество
Виды ковроткачества. Ручное
6.1.
ковроткачество
Итоговое Занятие
7.

Опрос,
Творческая работа

Самостоятельная
работа, творческая
работа

6.

Итого

Творческая работа
Открытое занятие,
выставка

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Вводное Занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с обучающимися. Цель и задачи объединения. Режим
работы. План занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения
на занятиях, экскурсиях. Знакомство с понятием сувенир. Виды сувениров.
Демонстрация сувенирных изделий.
Практическая работа. Выполнение ознакомительного творческого задания
по изготовлению сувенирных изделий на свободную тему.
2. Цветоведение
2.1. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета.
Теория. Цвет. Характеристики и свойства цвета. Представление общей
цветовой модели. Спектр. Цветовой круг. Колорит (колористка). Ахроматические
(хроматические) цвета. Полихромия (многоцветие). Тон. Насыщенность. Цвет в
интерьере. Закономерности цветоведения.
Практическая работа. Составление цветовых схем:
 «Спектр» основные цвета, составные цвета, промежуточные оттенки,
7

теплые и холодные цвета и оттенки.
 «Цветовой шар». Цвета спектра с растяжкой от черного к белому.
 Растяжка ахроматических тонов (от белого к черному).
Растяжка цветовых тонов от цвета к цвету и от светлого к темному.
2.2. Композиционное решение. Орнамент.
Теория. Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве.
Композиционные приёмы. Понятие декоративной композиции. Тематическая
декоративная композиция. Композиция, как универсальное средство,
эмоциональной выразительности. Композиционное решение. Способы передачи
пространства. Цвет и колорит изделия. Технические и художественные
возможности материала при изготовлении изделия. Распределение светотени.
Формат и размер изделия. Орнамент. История возникновения орнаментов.
Разновидности орнаментов в декоративно-прикладном творчестве. Выбор
орнамента и его значение.
Практическая работа. Композиционное изучение различных орнаментов.
Зарисовка цветового эскиза.
3. Бисероплетение
3.1. Аппликация (мозаика) бисером
Теория. История развития бисероплетения. Использование бисера в
декоративно-прикладном искусстве. Современные направления бисероплетения.
Аппликация. Понятие аппликации. Аппликация (мозаики) бисером. Виды и
отличительные особенности бисера. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во
время работы. Правила техники безопасности.
Практическая работа. Выполнение аппликации бисером по мотивам
народного творчества: урало-сибирская роспись; хохломская роспись; городецкая
роспись; гжель.
3.2. Плетение бисером
Теория. Основные приёмы плетения бисером. Особенности параллельного
плетения бисером. Схема плетения. Материалы и инструменты.
Практическая работа. Изготовление изделий в технике параллельного
плетения.
3.3. Вышивка бисером
Теория. Знакомство с историей вышивки. Основные приемы вышивания.
Особенности вышивки бисером. Материалы и инструменты.
Практическая работа. Изготовление работ в технике вышивка бисером.
4. Разнообразные техники плетения
4.1.Плетение из резиночек
Теория. История плетения из резиночек. Изучение разных способов
плетения. Просмотр видео-сюжетов по технологии изготовления разнообразных
изделий из резиночек. Знакомство с техникой плетения и инструментами.
Практическая работа. Изготовление сувениров из резиночек.
4.2. Плетение из ниток (лент)
Теория. История возникновения техники плетения из лент. Материалы и
инструменты. Особенности работы с лентами. Оформление изнанки вышивки
лентами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

8

История возникновения плетение из ниток. Техника плетения нитками. Плетение
двойной змейки, хризантемы, китайские узлы. Плетение фенечек. Виды ниток.
Практическая работа. Знакомство с техникой плетения и инструментами
на практике. Изготовление сувениров из ниток и лент: плетение двойной змейки,
хризантема, китайские узлы + бусины, фенечки для начинающих.
5. Квиллинг
5.1. Основные приёмы техники.
Теория. Знакомство с приемами изготовления основных форм в технике
квиллинг. Общие понятия о квиллинге. Зарисовка условных обозначений.
Знакомство с приемами изготовления завитков из бумажных лент разной формы.
Изучение работ выполненных в технике квиллинг.
Практическая работа. Практика создания основных элементов (ромб,
луна, лапка, стрела).
5.2. Изготовление изделия (сувенира).
Практическая работа. Изготовление поздравительной открытки в технике
квиллинг. Изготовление панно.
6. Ковроткачество
6.1. Виды ковроткачества. Ручное ковроткачество
Теория. Знакомство с историей ковроткачества. Разновидность ковровых
изделий: гладкие и ворсовые. Разнообразие ковровых изделий: ковры, коврики,
подушки, накидки на кресла, картины, гобелены, панно. Знакомство с техникой
последовательности выполнения основных приемов.
Практическая работа. Освоение элементов изготовления изделия по
ткачеству (первоцветы, перелетные птицы, бабочка, райский цветок, кузнечик).
Выполнение изделий с использованием техники ручного ковроткачества.
7. Итоговое Занятие
Практическая работа. Подготовка к выставке-ярмарке. Демонстрация
выполненных изделий, сувениров. Подведение итогов.

9

Учебный (тематический) план 2 года обучения
№
п/п
1.

Наименование раздела, темы
Вводное Занятие. Инструктаж по
технике безопасности

2. Бисероплетение
2.1. Аппликация бисером
Плетение бисером. Изготовление
2.2.
объёмных изделий (сувениров)
Вышивка бисером. Пейзажная
2.3.
вышивка
3. Разнообразные техники плетения
3.1. Плетение из резиночек
3.2. Макраме
4. Валяние
Виды валяния. Знакомство с
4.1.
техникой «сухое валяние»
Флористика
5.
Изготовление цветов из различных
5.1. материалов (нитки, фоамиран, ткань,
салфетки)
6. Керамическая флористика
Искусство создания флористических
6.1. композиций. Знакомство с техникой
из полимерной глины.
6.2. Изготовление сувениров
7. Квиллинг
Объёмная композиция. Изготовление
7.1. изделий (сувениров) с
использованием завитков
Ковроткачество
8
8.1 Ручное ковроткачество
9

Итоговое Занятие
ИТОГО

Количество часов
Всего Теория Практика
2

1

1

6

1

5

38

2

36

10

2

8

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

Опрос, Открытое
Занятие,
Презентация
творческих работ

Опрос,
Творческая работа

6
16

1

5

1

15

20

2

18

Презентация
творческих работ

12

2

10

Самостоятельная
работа

2

1

1

4

-

4

Опрос,
Самостоятельная
работа

10

2

8

16

2

14

2

-

2

144

17

127

Презентация
творческих работ
Презентация
творческих работ
Открытое Занятие,
выставка

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
1. Вводное Занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с обучающимися. Цель и задачи объединения. Режим
работы. План занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения
на занятиях, экскурсиях.
Практическая работа. Выполнение творческого задания по изготовлению
сувенирных изделий на свободную тему.
2. Бисероплетение
2.1 Аппликация бисером
10

Теория. Новые приемы в технике аппликации бисером. Виды
художественной росписи. Особенности техники. Филимоновская игрушка:
история возникновения, особенности рисунка и его значение.
Практическая
работа.
Изготовление
сувениров
по
мотивам
филимоновской игрушки.
2.2 Плетение бисером. Изготовление объёмных изделий (сувениров)
Теория. Знакомство с техникой плетения объемных изделий. Основные
приемы плетения объемных игрушек. Панно из бисера. Особенности выполнения
работы над панно из бисера.
Практическая работа. Изготовление панно на заданную тему.
2.3 Вышивка бисером. Пейзажная вышивка
Теория. Знакомство с историей вышивки бисером на Западе.
Рассматривание работ мастеров. Закрепление основных приемов вышивания,
приемов вышивки. Рассматривание работ пейзажной вышивки бисером разных
мастеров. Повторение техники безопасности при работе вышивания бисером.
Практическая работа. Выполнение панно с элементами пейзажа.
Изготовление изделий в технике вышивка бисером
3. Разнообразные техники плетения
3.1 Плетение из резиночек
Теория. Познакомить с историей плетения из резиночек за рубежом.
Рассматривание объемных игрушек из резиночек, выполненных из разного вида
резиночек и на разных станках, выявление отличий. Знакомство с техникой
плетения объемных игрушек.
Практическая работа. Изготовление панно с использованием объёмной
техники плетения (на выбор).
3.2 Макраме
Теория. Макраме – вид рукоделия, основанный на плетении узелков.
История возникновения макраме. Основы макраме: схемы плетения, узоры.
Практическая работа. Выполнение изделия на заданную тематику.
4. Валяние
4.1 Виды валяния. Знакомство с техникой «сухое валяние»
Теория. Познакомить с историей сухого валяния из шерсти. Инструменты и
материалы, используемые при валянии. Знакомство с техникой безопасности при
работе с острыми и режущими инструментами. Элементы валяния – техника
усвоения.
Практическая работа. Выполнение изделия в технике сухого валяния.
5. Флористика
5.1 Изготовление цветов из различных материалов (нитки, фоамиран,
ткань, салфетки)
Теория. Знакомство с историей изготовления искусственных цветов. Беседа
об особенностях изготовления цветов из различных материалов. Изготовление
цветов из различных материалов. Выбор обработка материала при выполнении
изделия.
Практическая работа. Выполнение цветов с использованием различных
материалов.
6. Керамическая флористика

11

6.1 Искусство создания флористических композиций. Знакомство с
техникой из полимерной глины.
Теория. История возникновения техники полимерной глины. Беседа об
особенностях изготовления сувениров из полимерной глины. Необходимые
материалы и приспособления.
Практическая работа. Проработка основных приёмов.
6.2 Изготовление сувениров.
Практическая работа. Выполнение сувениров в технике из полимерной
глины.
7. Квиллинг
7.1 Объемная композиция. Изготовление изделий (сувениров) с
использованием завитков.
Теория. Знакомство с историей бумагокручения на Западе. Беседа об
открытках и их значении, их изготовление. Знакомство с объёмной композицией.
Инструменты для объёмного квиллинга. Детали объёмного квиллинга.
Практическая работа. Закреплять основные приемы. Изготовление
открыток в технике объёмный квиллинг. Изготовление панно (тематика на
выбор).
8. Ковроткачество
8.1 Ручное ковроткачество
Теория. Ручное ковроткачество история и современность. Рассматривание
работ мастеров различных стран.
Практическая работа: Закрепление на практике приемов и способов по
ткачеству. Выполнение изделий по ткачеству. Посещение музеев, выставок
декоративно-прикладного творчества, проведение тематических встреч..
Оформление выставки детских работ по ткачеству.
9. Итоговое Занятие
Практическая работа. Подготовка к выставке-ярмарке. Демонстрация
выполненных изделий, сувениров. Подведение итогов.

12

Планируемые результаты освоения программы.
Личностных результатов:
 будут проявлять уважение к истории, культуре декоративно-прикладного
творчества разных народов и национальностей;
 будут проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности;
 будут уважительно относиться к своему труду, а также к творчеству других
людей.
Метапредметных результатов:
 будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
 будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и
оценивать информацию из различных информационных источников;
 освоят навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметных результатов:
 будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном
творчестве (вышивка, ковроткачество, валяние бисероплетение квиллинг,
флористика, керамическая флористика), техники их изготовления;
 освоят техники бисероплетения, плетения из различных материалов, вышивки,
валяния, квиллинга, флористики, ручного ковроткачества, керамической
флористики;
 будут выполнять графические зарисовки различных видов изделий,
орнаментов;
 будут знать инструменты и материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве, а также их назначение, и правила техники безопасности
при работе с ними;
 освоят законы и средства художественной композиции;
 будут знать основные способы изготовления сувениров и художественных
изделий в конкретных техниках декоративно-прикладного творчества;
 будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные
ошибки;
 ознакомятся с основами исследовательской и проектной деятельности.

13

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками,
столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами
СанПиН.
Инструменты, необходимые для работы:
1. Набор игл для вышивания бисером.
2. Набор игл для ткачества.
3. Бумага для «Квиллинга».
4. Утюг.
5. Напёрсток, соответствующий толщине среднего пальца.
6. Ножницы, ножницы «зигзаг» для обработки края.
7. Карандаши или фломастеры, мелки.
8. Клей ПВА, клей «Момент», клей карандаш.
9. Булавки.
10. Пинцет и палочки для работы с бисером.
11. Пяльцы.
12. Шаблоны.
13. Трафареты.
14. Молды.
15. Штампы.
Материалы:
1. Альбомы для рисунков.
2. Цветная бумага и картон.
3. Цветная пряжа для ткачества, шелковые нитки для вышивки бисером.
4. Тесьма для отделки и оформления.
5. Разнообразные ткани для ковроткачества и вышивки бисером.
6. Для набивки: вата, синтепон.
7. Бисер.
8. Полимерная глина.
9. Для оформления: пуговицы, бисер, бусинки разных размеров и цветов,
кожа и клеёнка.
10. Проволока.
11. Шерсть.
Информационное обеспечение:
Набор образцов готовых изделий, выполненных в различных техниках
декоративно-прикладного искусства.
1. Альбом с иллюстрациями по декоративно-прикладному искусству.
2. Конспекты занятий.
3. Схемы плетения бисером, инструкционные и технологические карты
(способы плетения, цветовой круг и т.п.).
4. Раздаточные материалы.
5. Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
14

Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Методическое обеспечение
При реализации программы используется:
 разработки теоретических и практических занятий;
 дидактические и наглядные материалы: схемы соединений деталей,
тематические иллюстрации, учебные пособия, видеоролики;
Формы аттестации/контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы
с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений
о декоративно-прикладном творчестве, построение индивидуальных траекторий
усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится после
завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
– анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий
определить степень освоения каждой этапа творческого продукта в выбранной
технике декоративно-прикладного творчества, выявить проблемные моменты и
скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося;
– анализ лексикона обучающегося на предмет использования специальных
терминов во время общения с преподавателем и другими детьми;
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным
продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих
проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у детей,
впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности
базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет
определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать
образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки
эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных
результатов, степень сформированности личности и вектор нравственноэтической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и
познавательных результатов учащихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится
проводится в следующих формах: защита итоговой творческой работы Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство
об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 устные и письменные опросы на занятиях;
15

 (Приложение 1);
 Индивидуальный
лист
оценки
сформированности
метапредметных результатов (приложение 2).

16

личностных

и

Список литературы
Нормативно-правовая база
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от 18.11.15 Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ);
5. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
7. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»
Основная литература
1. Багатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга / З.А. Богатеева. –
[Текст]. – М.: Просвещение, 1992.- 208 с.
2. Балабанов П. И. Методологические проблемы проектировочной
деятельности [Текст] / П.И. Балабанов. - Новосибирск, 1990. - 200 с.
3. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова – [Текст].
Высшее образование, 2013. – 381 с.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - М.:
Академия, 2000. - 192 с.
5. Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса
[Текст] / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. - Шадринск: Изд-во ШГПИ,
1998. - Вып. 3. - 47с.
6. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
7. Белкина В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]:
пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия
развития, 1998. – 256 с.
8. Белошистая А. В Волшебные коврики [Текст] / пособие /А.В.
Белошистая; - М.:АРКТИ, 2007. – 32 с.

17

9. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2015. –
№15. – С. 567-572.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 534 с.
11. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. [Текст] / Д.Дженкинс –
И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
12. Жукова О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко //
Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
13. Зайцева А. Искусство квиллинга [Текст] / А. Зайцева – И.: Эксмо –
Пресс, 2009. – 64 с.
14. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.:
Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
15. Ступак Е. Гофрированный картон [Текст] / Е. Ступак – И.: Айрис –
Пресс, 2009. – 32 с.
16. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]:
пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: УФактория, 2003. – 40 с.
17. Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В.А.
Якунин; Европ. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус»,
1998. - 639с.

18

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Студия «Сувенир»
предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 13 лет, и рассчитана на 2 года
обучения. Распределение учебных часов выглядит следующим образом:
Целью программы является создание условий для развития творческого
потенциала личности обучающегося средствами декоративно-прикладного
искусства.
Программа знакомит обучающихся с различными видами техник
декоративно-прикладного творчества, такими как, бисероплетение, квиллинг
(бумагокручение), ручное ковроткачество, канзаши (плетения из атласных лент),
фелтинг (валяние из шерсти), керамическая флористика (изготовление сувениров
из полимерной глины).
Процесс изготовления сувенира, с применением различных техник, а также
по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы
художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных
декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов,
сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета. В
процессе занятий, учащиеся сначала знакомятся с одним видом декоративноприкладного искусства, а затем с 2-3 видами в сравнении. Таким образом,
знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством, позволяет показать
особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы
мастеров, что побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает
творческие способности.
При работе с учащимися применяются следующие формы работы
индивидуальная, групповая и работа с подгруппой. Большое значение придается
групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её
участников. В групповой работе у детей формируются навыки совместной
деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений,
координации совместных действий. На практических занятиях обучающиеся
закрепляют полученные знания, осваивают техники декоративно-прикладного
искусства, совершенствуют приемы, и способы работы по изготовлению изделий.
Сведения об авторе - составителе
Шарипова Светлана Николаевна –
педагог дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству
МАУ ДО Городской дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии» первой квалификационной категории.
Рабочий телефон 371-35-23

19

Приложение 1
Индивидуальный оценочный лист, по оценке уровня сформированности
предметных результатов
Отслеживание результатов деятельности детей в процессе реализации
программы осуществляется на диагностических занятиях в начале (сентябрь) и в
конце (май) учебного года.
Цель: определение уровня художественной деятельности детей.
Форма проведения исследования может проводиться индивидуально или
по подгруппам (2-3 человека).
Инструкция:
1 задание. Ребенку предлагается подчеркнуть слова, обозначающие виды
искусства, которые относятся к народному декоративно-прикладному творчеству:
живопись; скульптура; роспись; архитектура; графика; ткачество; гончарство
(керамика); вышивание.
2 задание. Ребенку предлагается:
 Выбрать и подчеркнуть правильный ответ на вопрос. Как можно
охарактеризовать произведения народного декоративно-прикладного искусства?
Точность и аккуратность; красота и польза; оригинальность и
неповторимость.
 Придумать и нарисовать геометрический или растительный орнамент.
3 задание. Ребенку предлагается назвать на схеме виды плетений
(параллельное, игольчатое, петельное,
объёмное параллельное, сетчатое
плетение).
Материал:
 схемы с образцами плетения;
 карточки со словами, обозначающие виды искусства;
 карточки с надписями, характеризующими произведения народного
декоративно-прикладного искусства;
 лист бумаги формата А4, простой карандаш, фломастеры
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе.
Оценка результатов учащихся проводится по количеству правильных
ответов, а также по уровню активности при выполнении заданий, стремлению
ребенка рассказать о творчестве, о тех занятиях, которыми он занимался или
хочет заняться и т.п.
Суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма
результатов, которая соотносится с уровнем художественной деятельности детей.
Высокий уровень: 17-20 баллов
Ребенок имеет сформированное представление декоративно-прикладном
творчестве, владеет техниками деятельности; свободно ориентируется на листе
бумаги, владеет навыками работы с разными художественными материалами,
использует широкий спектр цветовой гаммы.
Средний уровень: 11-16 баллов
Ребенок имеет представление о декоративно-прикладном творчестве,
частично владеет техниками деятельности, встречаются ошибки при определении

20

видов плетения, владеет навыками работы с художественными материалами,
подбирает цвета при небольшой словесной помощи взрослого.
Низкий уровень: 7-10 баллов
Ребенок имеет нечеткое представление о декоративно-прикладном
творчестве, не может определить виды плетения, не ориентируется на листе
бумаги, неуверенно владеет техникой работы художественными материалами,
использует ограниченную цветовую гамму.
Критерии оценки результатов:
1. Общая осведомленность о декоративно-прикладном творчестве
2. Навыки творческой деятельности
3. Навыки работы с художественными материалами
4. Цветовое решение художественных работ
Общая осведомленность о декоративно-прикладном творчестве:
3 балла – У ребенка сформированы представления о декоративноприкладном творчестве: о профессиях: мастер, гончар, архитектор, скульптор.
Ребенок владеет такими понятиями, как: графика, ковроткачество, роспись,
флористика, фоамиран и использует их в своей речи.
2 балла – Ребенок имеет представление о процессе изготовления предметов
народного творчества; о профессиях; и их значимости; знаком с такими
понятиями, как: графика, ковроткачество, роспись, флористика, фоамиран.
1 балл – Ребенок имеет нечеткое представление о декоративно-прикладном
творчестве, о таких понятиях, как: графика, ковроткачество, роспись, флористика,
фоамиран, знает название некоторых профессий мастеров декоративноприкладного творчества, но не понимает их значимости.
Навыки творческой деятельности:
3 балла – Ребенок свободно владеет навыками творческой деятельности:
самостоятельно составляет композиции, подбирает материал для работы,
рассчитывает время для работы.
2 балла – Ребенок частично владеет навыками творческой деятельности:
иногда нуждается в помощи в составлении композиции, иногда нуждается в
помощи для подбора материала для работы, не всегда сам рассчитывает время
для работы.
1 балл – Ребенок не владеет навыками творческой деятельности: нуждается
в помощи при составлении композиции и подборе материала для работы, не
может рассчитать времени для работы.
Навыки работы с художественными материалами
3 балла – Ребенок свободно владеет навыками работы разными
художественными материалами: иглой, проволокой, шерстью, бисером, бумагой;
самостоятельно выполняет поделки в разных техниках: сухое валяние,
бисероплетение, квиллинг, ковроткачество; движения быстрые, уверенные.
2 балла – Ребенок владеет навыками работы разными художественными
материалами: иглой, проволокой, шерстью, бисером, бумагой; нуждается в
помощи при использовании некоторых техник: сухое валяние, бисероплетение,
квиллинг, ковроткачество; движения достаточно уверенные, хотя и не очень
быстрые.

21

1 балл – Ребенок неуверенно владеет навыками работы разными
художественными материалами: иглой, проволокой, шерстью, бисером, бумагой,
неуверенные.
Цветовое решение художественных работ:
3 балла – Ребенок использует в работе широкий спектр цветовой гаммы для
передачи настроения, знает свойства цвета (светлота, насыщенность, контраст).
2 балла – Ребенок передает характерные признаки предметов цветом – свое
отношение к изображаемому, умеет пользоваться палитрой, получать цветовые
оттенки, иногда спрашивает совета при подборе цветов.
1 балл – Ребенок создает изображение в цвете, но цветовая гамма работ
весьма ограничена. Нуждается в подсказке при подборе цветовых оттенков.
Оценка уровня декоративно-прикладной деятельности
Первый год обучения
Навыки творческой деятельности
№
1
2
3
4
…

Фамилия Имя ребёнка

Начало года

Середина года

Конец года

Цветовое решение художественных работ
№
1
2
3
4
5

Фамилия Имя ребёнка

Начало года

Середина года

Конец года

Итоговая таблица:
№
1
2
3
4
5

Фамилия Имя ребёнка

Начало года

22

Середина года

Конец года

Приложение № 2
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Студия
«Сувенир»
разработаны
следующие
критерии:
взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться,
готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность
(желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность
(проявляется при выполнении функциональных заданий, известных,
повторяющихся),
гражданская
идентичность
(индивидуальное
чувство
принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению
своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к
которой принадлежит сам ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействи
е в команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

3

Проявляется
/не проявляется

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач
Cреднее арифметическое
Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по теме
я активность
занятия/темы/программы
Желание
2. Воспроизводит информацию по итогам
узнавать новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный
срок и без напоминания

23

2. Своевременно приходит на занятие, другие
мероприятия
Проявляется при 3. Доводит начатую работу до конца
выполнении
4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
функциональны полученного результата.
х заданий,
5. Выполняет взятые обязательства
известных,
повторяющихся
ть

4

5

6

Cреднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции группы
Социальная
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому
группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
1. Знает инструменты и материалы
Предметные
используемые в ДПИ
знания
2. Знание истории развития народных традиций
разных направлений
3. Знание техники изготовления по ДПТ
4. Знание правил техники безопасности при
работе с инструментами
5. Знание основных способов изготовления
сувениров
Среднее арифметическое
1. Освоение разных техник ДПТ
Предметные
умения
2. Умение пользоваться инструментами и
материалами используемыми в ДПТ
3. Умение анализировать и оценивать свою
работу
4. Выполняет графические зарисовки
различных видов изделий
5. Исправляет допущенные ошибки
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
24

Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная
Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по
определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения
характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации
количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на
которой определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности
(уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие
продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные;
осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы,
готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности
коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или
потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».