_СОВРЕМЕННЫЙ 1 ступень 2021

Школа-студия современного танца «Движение»
Современный танец
1 ступень.
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 6 до 8лет, срок реализации – 2 года
художественная направленность

Авторы-составители:
Киселёва Ольга Александровна
педагог дополнительного
образования,
высшей квалификационной категории
Новосёлова Екатерина Викторовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
В условиях модернизации образования, необходимым результатом
дополнительного образования является формирование личностных качеств
обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации,
успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей
огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным
искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность.
Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств
ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи,
дисциплинированность, помогают организовать его свободное время,
приобщают к здоровому образу жизни.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца
«Движение». Современный танец. 1 ступень»по содержанию является
физкультурно-спортивной, по форме организации – студийной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области
на период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
2

«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и
гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия
умственного и психологического напряжения.
Программа
«Школа-студия
современного
танца
«Движение».
Современный танец. 1 ступень» ориентирована на социальный заказ,
потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие
физической активности обучающихся, что в условиях промышленного
мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно
планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее
контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность,
готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать
уверенность в себе.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на развитие мотивации подрастающего поколения
к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической
культурой и спортом.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а
также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия
современного танца «Движение».
Отличительной особенностью программы является применение
проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою
очередь, позволяет органично использовать разнообразные методы и
3

средства обучения, для решения образовательных задач с обучающимися.
Ярким примером является проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл
внутристудийных конкурсов, включающий в себя следующие мероприятия:
 Конкурс рисунков;
 Конкурс стихотворений;
 Конкурс фотографий.
Внутристудийные конкурсы направлены на содействие развитию
танцевального искусства путем создания условий для реализации
творческого потенциала детей.
Педагогическая целесообразность.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации
используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного,
проектногои
дифференцированного
обучения,
технология
сотрудничества,
интегрированные занятия с элементами импровизации, подготовка и участие
в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель
педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание
программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает
осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует
достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым
уровнем хореографических возможностей.
При реализации программы, используются следующие педагогические
идеи, ценности и принципы обучения:
 Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания
постепенно усложняются.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной
выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку,
способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с
их помощью выражать отношение, настроение.
 Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это
формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку,
поддерживает интерес к изучаемому материалу.
 Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное
внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия.
Адресность программы. Программа ориентирована на школьный
возраст обучающихся от 6 до 8 лет, с учётом психофизиологических
особенностей данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
У детей 6-8 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь
организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы
и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно
улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив,
важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных
4

мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции,
связанные со скоростью и точностью движения.
Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью,
большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с
тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому
время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий
хореографией, без специальной подготовки. Количество детей в группах: 1
год обучения «Стартовый уровень» – 12-20 человек; 2 год обучения
«Базовый уровень» – 12-20 человек.
Режим занятий.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом:
1 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 4 часа.
Итого в год: 144 часа.
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 6 часов.
Итого в год: 216 часов.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца
«Движение». Современный танец. 1 ступень» составляет 360 часов.
Срок освоения программы: 72 недели, 18 месяцев, 2 года.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа-студия современноготанца «Движение». Современный танец. 1
ступень» является разноуровневой и построена в соответствии с уровнями
сложности:
 1 год обучения (дети 6-7 лет) – стартовый уровень, используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, сложность предлагаемого для освоения содержания
программы минимальная.
 2 год обучения (дети 7-8лет) – базовый уровень, используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Организация образовательного процесса (сроки реализации
программы).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одного образовательногораздела – «Современный танец
(Релиз)»:изучение основ современного танца и различных его техник.
5

Обучение по данному разделу проходит на стартовом (1 год обучения) и на
базовом (2 год обучения) уровнях.
Помимо непосредственного практического изучения основ танца,
содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического
искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и
отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического
искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных
коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим
обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед
зрителями).
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец
осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец
ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество
личности, черты характера. Техника Релиз (Release based Technique) –
техника современного танца, основанная на освобождении (релизе)
некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только
тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники
Релиз развивается понимание собственного тела, что дает большое
разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В
процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как:
костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы
подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая
разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях.
Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся
обязательными в современном танце: баланс, артикуляция (импульс,
инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом
техники Релиз является обучение технике par terre (работы с полом), технике
падения и смещения баланса.
Группы 1 года обучения составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, 2 года
обучения – 7-8 лет.
Формы обучения стартового и базового уровней:
- индивидуально-групповая;
- групповая;
- фронтальная.
Виды занятий стартового уровня:
- практические занятия;
- беседы;
- самостоятельная работа;
- контрольные занятия;
- посещение спектаклей.
Виды занятий базового уровня:
- практические занятия;
- беседы;
- самостоятельная работа;
6

- контрольные занятия;
- посещение спектаклей;
- участие в концертах.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы стартового и базового уровней: опрос,
практическая работа, анализ проделанной работы, контроль выполнения
упражнений, контроль выполнения творческого задания, исполнение этюдов
и комбинаций, открытое занятие, внутристудийный конкурс, отчетный
концерт.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель стартового уровня – знакомство и приобщение обучающихся к танцу
средствами хореографического искусства.
Цель базового уровня – пробуждение интереса, выявление и развитие
творческих способностей обучающихся средствами искусства современного
танца.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
Задачи стартового уровня (1 год обучения)
Обучающие:
 познакомить с основами современного танца, его элементами,
терминологией и историей развития;
 познакомить с методикой исполнения основных движений;
 научить исполнять основные движения, упражнения;
 научить правилам поведения на занятии;
 научить правильно ощущать положение корпуса на середине;
 познакомить с правилами гигиены тела и тренировочной одежды.
Развивающие:
 научить реагировать на замечания педагога;
 научить самостоятельно проводить разогрев перед занятием;
 дать навыки взаимодействия в группе, осознавая себя её частью.
Воспитательные:
 развить стремление к получению новых знаний в данной области;
 воспитать понимание ценности здорового образа жизни.
Задачи базового уровня (2 год обучения)
Обучающие:
 познакомить с хореографической терминологией, названиями и
переводом всех исполняемых движений;
 научить технике исполнения танцевальных элементов и движений;
 познакомить с творчеством известных танцовщиков и хореографов
современного танца;
 познакомить с правилами поведения на сцене;
 научить самостоятельно исполнять различные танцевальные
комбинации, этюды и номера на сцене.
Развивающие:
 развить навыки взаимодействия в группе;
7

 научить координировать свои движения.
Воспитательные:
 развить стремление соответствовать нормам и правилам
взаимодействия в группе;
 развить чувство сопереживания, умение ценить партнеров;
 развить стремление к ведению здорового образа жизни.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование хореографических навыков детей с учётом их физических
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;
 метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить
логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы
выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку;
 метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся
развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в
танцевальных композициях, самовыражении.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы.Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками
в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего
задания обучающимися, становятся активными организаторами и
участниками
внутристудийных
мероприятий.
В
течение
года
предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных
встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи
своего ребёнка.
Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные
дни

Зимние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

8

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

Летние
каникулы
01.06. - 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения

2 год обучения

кол-во часов

кол-во часов

Раздел

в неделю

в год

в неделю

в год

Современный танец (релиз)

4

144

6

216

Всего:

4

144

6

216

Общее количество часов на 2 года обучения
Раздел
Современный танец (релиз)

Кол-во лет обучения
2

Количество часов
360

Всего:

360

Учебный (тематический) план
1 года обучения
№
п/п
1

2

3
4
5
6
7
8

Название раздела,
темы
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца
Основы современного
танца
Элементы
импровизации
Просмотр
видеоматериалов
Постановка этюдов и
хореографических
композиций
Контрольное занятие
Отчетный концерт
Внутристудийные
мероприятия
Всего:

Количество часов
прак
общее
теория
тика

Формы аттестации/
контроля
Опрос

6

6

78

4

16

16

4

Опрос

4

32

32

2
2

1

4
144

74

1
2
4

15

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Контроль выполнения
творческого задания
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы
Открытое занятие
Концерт
Концерт, праздник

129

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
9

Содержание раздела
1 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца.
Теория:Знакомство с обучающимися. Инструктаж по ТБ. Основы
сценической культуры. Внешний вид на уроках танца. Различные виды
современного танца, их взаимосвязь и отличительные черты.
Тема 2. Основы современного танца.
Теория:Строение тела, работа мышц, суставов и связок.Упражнения на полу
(parterre).Изучение понятий stretch (растягивание, протяжение) и contraction
(сжатие, сокращение). Понятия изоляции и оппозиции.
Практика:Различные перекаты и перевороты на полу. Различные виды
растяжек (в положении сидя, ноги перед собой, стопы и колени вытянуты,
полностью положить корпус на ноги; такое же упражнение, но ноги в
«лягушке», руки вытянуты перед собой в пол; ноги широко раскрыты в
стороны, наклоны корпуса поочерёдно к правой ноге, к левой ноге и
вперёд).Экзерсис на середине зала.Разминка – поочерёдная работа головой,
плечами, верхней частью корпуса (грудная клетка), бёдрами и
руками;Понятия rollup(развёртывание корпуса снизу наверх) и rolldown
(такое же движение, но сверху вниз);Работа головы (различные наклоны и
вращения);Изучение
положений
рук:
параллельные,
несимметричные;Изучение положений ног: параллельные и открытые
позиции; Понятия point (вытягивание стопы) и flex (сокращение
стопы);Положения «эмбрион» и «звездочка». Изучение простейших учебных
комбинаций на середине зала – demiplie, battement tendu.Кросс.Перекаты за
различными частями тела (рука, нога);Перекаты в положение
«эмбрион»;Простейшие прыжки с продвижением (sauté по выворотным и
параллельным позициям).
Тема 3. Элементы импровизации.
Практика:Использование материала урока в своей интерпретации. Создание
танцевального образа под предложенную музыку. Групповая и
индивидуальная импровизации (умение работать в группе, доверяя
окружающим). Поиск новых движений и элементов.
Тема 4. Просмотр видеоматериалов.
Теория: Обсуждение фильма об истории зарождения танца modern.
Тема 5. Постановка этюдов и хореографических композиций.
Практика:Разучивание танцевальных комбинаций. Перестроения в
различных рисунках. Постановка танцевального этюда.
Тема 6. Контрольное занятие.
Теория: Знание методики и названия всех исполняемых движений.
Практика:Демонстрация полученных за год умений и навыков.
Показ упражнений в parterre и на середине зала, учебных комбинаций.
Тема 7. Отчетный концерт.
Практика:Участие в отчетном концерте.
10

Тема 8. Внутристудийные мероприятия.
Практика:Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной
темой,«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
конкурс
рисунков;конкурс
стихотворений;конкурс
фотографий.
Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День
танца, окончание учебного года).
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п

1

2

3

Название, раздела,
темы
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца: родоначальники
направления modern
Современный танец:
упражнения на полуparterre
Современный танец:
упражнения на
середине (учебные и
танцевальные
комбинации)
Импровизация

4

5

6

7
8
9

Сочинение, постановка
и репетиции
хореографических
композиций
Просмотр
видеоматериалов и
ознакомительной
литературы
Контрольное занятие
Внутристудийные
мероприятия
Отчётный концерт
Всего:

Количество часов
общее теория практи
ка

Формы аттестации/
контроля
Опрос

8

8

64

64

74

74

16

16

32

32

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Контроль выполнения
творческого задания,
анализ творческих работ
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы
Опрос

8

8

2

1

1

4

4

8
216

8
199

17

Контрольное занятие,
тестирование
Концерт, праздник
Концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
2 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца:
родоначальники направления modern.
11

Теория:Инструктаж по ТБ. Лой Фуллер, Айседора Дункан, Тед Шоун и Рут
Сен-Дени, как родоначальники направления modern.
Тема 2. Современный танец: упражнения на полу-parterre.
Практика:Повтор ранее проученных движений, сочетания их в комбинации,
увеличение темпа и количества. Усложнение растяжек. Понятие releaseи
relax; Положение tabletop; Упражнения для мышц живота (лежа на спине,
руки за голову, подъем ног на 90 градусов и опускание в медленном темпе);
Упражнения на contraction и release в положении сидя.
Тема 3.Современный танец: упражнения на середине (учебные и
танцевальные комбинации).
Практика:Пространство, как одно из составляющих исполнения
движений.Экзерсис на середине зала. Изучение основных уровней: «лежа»,
«сидя», «стоя». Переходы с уровня на уровень. Понятия: bounce (качание
корпуса вверх-вниз), drop (падение расслабленного торса). Положения
корпуса flatback: параллельно полу вперёд, по диагонали, со смещённым
центром тяжести. Изучение положений ног: параллельные, выворотные и
комбинированные позиции. Разминка. Работа ног в параллельных и
выворотных позициях: demiplie, полупальцы, выпады в сторону, назад и
вперёд.
Изучение учебных комбинаций на середине зала – demiplie, battement
tendu и battement tendu jete, ronddejambeparterre на середине зала.Построение
простейших танцевальных комбинаций.
Тема 4. Импровизация.
Практика:Ощущение, как одно из составляющих импровизации.
Индивидуальная
импровизация:
прослушивание
незнакомого
музыкального материала, создание на его основе танцевального образа,
обдумывание начальной и конечной позы своей импровизации. Групповая
импровизация: прослушивание незнакомого музыкального материала,
разделение на группы, продумывание названия композиции, совместное
придумывание концепции своей композиции (основная идея, начало,
середина и конец), исполнение, обсуждение.
Тема 5. Постановка этюдов и хореографических композиций.
Практика:Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Постановка законченного номера. Работа над точностью
исполнения и выразительностью. Репетиции в костюмах. Выступление на
сцене. Перенос на новых исполнителей и отработка постановок из
репертуара Студии.
Тема 6. Просмотр видеоматериалов.
Теория:Просмотр новаторских работ Михаила Фокина: «Видение Розы»,
«Жар-птица» (обсуждение хореографии, образов и костюмов) и его
классических постановок: «Шопениана» и др. Постановки Джорджа
Баланчина (New York City Ballet), обсуждение особенностей техники.
Тема 7. Контрольное занятие.
Теория:Знание методики и названия всех исполняемых движений.
12

Практика:Демонстрация полученных за год умений и навыков.
Показ упражнений в par terre и на середине зала, учебных комбинаций.
Тема 8. Внутристудийные мероприятия.
Практика:Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной
темой,«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
конкурс рисунков; конкурс стихотворений; конкурс фотографий.
Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День
танца, окончание учебного года).
Тема 9. Отчетный концерт.
Практика:Показ новых номеров и постановок из репертуара Студии.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Выпускники стартового уровня (1 год обучения):
Предметные результаты
 знакомы с основами современного танца, его элементами,
терминологией и историей развития;
 знакомы с методикой исполнения основных движений;
 умеют исполнять основные движения, упражнения;
 умеют правильно исполнять основные движения экзерсисов (как
партерного, так и на середине) современного танца;
 знают правила поведения на занятии;
 умеют правильно ощущать положение корпуса на середине;
 знакомы с правилами гигиены тела и тренировочной одежды.
Метапредметные результаты
 умеют реагировать на замечания педагога;
 умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием;
 имеют навыки взаимодействия в группе, осознавая себя её частью.
Личностные результаты
 проявляют стремление к получению новых знаний в данной области;
 понимают ценности здорового образа жизни.
Выпускники базового уровня (2 год обучения):
Предметные результаты
 знают хореографическую терминологию, названия и перевод всех
исполняемых движений;
 владеют техникой исполнения танцевальных элементов и движений;
 знают правила поведения на сцене;
 умеют импровизировать индивидуально и в группе;
 умеют самостоятельно исполнять различные комбинации, этюды и
номера на сцене.
Метапредметные результаты
13

 умеют взаимодействовать в группе;
 умеют координировать свои движения.
Личностные результаты
 стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в
группе;
 умеют сопереживать и ценить партнеров;
 стремятся к ведению здорового образа жизни.
Организационно-педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами,
станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная
для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны,
медиатека.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Одновременно
с
педагогом
дополнительного
образования,
непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы,
группы сопровождает концертмейстер.
Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим
образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие,
чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом.
Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 2-х
летнего курса за исключением летних каникул.
Методические материалы:
1. Программно-методические:
1. Методическая литература по хореографии;
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа«Школа-студия современного танца «Движение».
Современный танец.1 ступень».
2. Опорные учебно-методические материалы:
1. Технологические карты учебных занятий;
2. Методические рекомендации для участников Внутристудийного
конкурса детских хореографических миниатюр «Дорога к
танцу»;
3. Тематические списки информационных источников: справочная
литература, видеоматериалы.
3. Диагностические материалы:
14

1. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ;
2. Темы групповых и или индивидуальных творческих заданий.
Критерии их оценивания;
3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»;
4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
4. Иное:
1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в
танцоры»);
2. Этика поведения в школе-студии современного танца
«Движение»;
3. Терминологический словарь современного танца.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Формы аттестации контроля и оценки стартового и базового уровня,
позволяющие определить достижение обучающимися планируемых
результатов по программе:
 практическая работа;
 исполнение этюдов и комбинаций;
 опрос;
 контроль выполнения упражнений;
 контроль выполнения творческого задания;
 анализ проделанной работы;
 открытое занятие;
 концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения
предметной составляющей производится после завершения каждого этапа
программы.
Критериями оценки предметных результатов освоения программы
служат:
 владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость);
 степень освоения танцевальных движений (хореографическая память,
исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать);
15






знание терминологии танцевальных движений;
умение взаимодействовать в коллективе;
ответственность;
эстетическое развитие.
Формы контрольно-оценочных материалов

№
п/п

1

2

3

Форма
контрольнооценочного
материала

Краткая характеристика
формы

Частично регламентированное
задание, имеющее нестандартное
решение и позволяющее
диагностировать умения
интегрировать знания различных
областей, творческий подход,
умение аргументировать
Творческое
собственную точку зрения,
задание
взаимодействовать в коллективе.
Может выполняться в
индивидуальном порядке или
группой обучающихся.
Система стандартизированных
заданий, позволяющая
Тест
автоматизировать процедуру
измерения уровня знаний и
умений обучающегося.
Теоретическое, практическое или
творческое задание (комплекс
заданий), предполагающее
Внутригрупповой
соревновательный аспект. Может
конкурс
выполняться в индивидуальном
порядке или группой
обучающихся.

Что
представляется в
УМК

Темы групповых
и или
индивидуальных
творческих заданий.
Критерии
оценивания.

Контрольнооценочные,
разноуровневые
тесты.

Критерии оценки
(Положение о
конкурсе), протокол.

В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ экзерсиса на середине зала;
 проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных
возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности,
музыкальности и артистизма исполнения.
Групповыми формами контроля являются:
 демонстрация танцевальных комбинаций;
16







исполнение разученных номеров;
проведение открытых и итоговых занятий по современному танцу;
участие во внутристудийных конкурсах;
отчетные концерты;
участие в конкурсах и фестивалях.
Итоговая аттестация результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над
успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития
обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной
программы на определенном этапе обучения.
При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют
знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том
числе:
 знание терминологии;
 умение исполнять различные элементы и движения современного танца;
 знание средств создания образа в хореографии;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
 умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Проведение аттестации обязательно для всех обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 контрольно-оценочные, разноуровневые тесты;
 программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ.
Список литературы
1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с
воспитанниками младшего школьного возраста Искусство и образование.
2008. № 6.
17

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:учебник для
индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во
Деловая книга, 1999. – 119 с.
3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов
Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ
Сфера, 2001. – 464 с.
7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов
физической культуры Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и
спорт, 1987 – 367 с.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника.
[Текст]: учебное пособие Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один
из лучших», 2004 – 414 с.
9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце МоскваСПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с.
10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность)
Искусство в
школе. 2008. № 2. С. 63-67.
2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих Москва-СПб.: Изд-во Диля,
2009 – 95 с.
3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж Москва: Изд-во «Век
информации», 2018 – 259 с.
4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с.

Справочная литература
1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ballet-enc.ru/.
18

2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.persev.ru/psychological_dictionary.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] С. И. Ожегов,
Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».