ДЖАЗ. 2 ступень 2021

Муниципальное
автономное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей
и молодежи
«Одаренность и технологии»
Рассмотрено
Экспертно-методическим советом
протокол №___ от _____________ 2021г.
Председатель_______________А.С.Лисина

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от ___.___.2021 № ____-од
_____________________Т.В.Зыкова

Школа-студия современного танца «Движение»
Джазовый танец
2 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 8 до 12лет, срок реализации – 4 года
художественная направленность

Автор-составитель:
Киселёва Ольга Александровна
педагог дополнительного
образования,
высшей квалификационной
категории

Екатеринбург 2021

Пояснительная записка.
В условиях модернизации образования, необходимым результатом
дополнительного образования является формирование личностных качеств
обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации,
успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей
огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным
искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность.
Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств
ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи,
дисциплинированность, помогают организовать его свободное время,
приобщают к здоровому образу жизни.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых вобъединении, школа-студия
современного танца «Движение».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школа-студия
современноготанца
«Движение». Джазовый танец. 2 ступень»,по содержанию является
художественной, по форме организации – студийной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области
на период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
2

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и
гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия
умственного и психологического напряжения.
Программа «Школа-студия современноготанца «Движение». Джазовый
танец. 2 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности
родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической
активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса
является актуальным для формирования здорового поколения. Программа
развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и
реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и
коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность
к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в
себе, развить выразительность и координацию движений, научиться
двигаться в соответствии с художественными образами. Это необходимо не
только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры
здорового образа жизни современного человека.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый
танец. 2 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей
обучающихся
в художественно-эстетическом развитии, нравственном
развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
3

интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2
ступень» направлена на создание условий для воспитания гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для
самореализации и развития талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание
условий для развития творческого потенциала населения
Отличительные особенности программы.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия
современного танца «Движение».
Отличительной особенностью программы является применение
проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою
очередь, позволяет органично использовать разнообразные методы и
средства обучения, для решения образовательных задач с обучающимися.
Ярким примером является проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл
внутристудийных конкурсов, включающий в себя следующие мероприятия:
 Конкурс рисунков;
 Конкурс стихотворений;
 Конкурс фотографий;
 Конкурс детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу».
Внутристудийный конкурс «Дорога к танцу», направлен на содействие
развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации
творческого потенциала детей. В данном конкурсе обучающиеся
самостоятельно разрабатывают идею постановки, подбирают музыкальный
материал, выбирают танцовщиков, продумывают лексику, костюмыи
завершают свою работу постановкой законченного номера.
Педагогическая целесообразность.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации
используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного,
проектногои
дифференцированного
обучения,
технология
сотрудничества,
интегрированные занятия с элементами импровизации, подготовка и участие
в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель
педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание
программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает
4

осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует
достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым
уровнем хореографических возможностей.
При реализации программы, используются следующие педагогические
идеи, ценности и принципы обучения:
 Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания
постепенно усложняются.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной
выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку,
способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с
их помощью выражать отношение, настроение.
 Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это
формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку,
поддерживает интерес к изучаемому материалу.
 Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное
внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия.
Адресность программы. Программа ориентирована на школьный
возраст обучающихся от 8 до 12 лет, с учётом психофизиологических
особенностей данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
У детей 8-9 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь
организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы
и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно
улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив,
важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных
мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции,
связанные со скоростью и точностью движения.
Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью,
большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с
тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому
время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким.
Детский возраст от 10 до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и
увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста
достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные
способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно
увеличиваются скоростные способности и выносливость. Повышенная
активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост
энергии и некоторое снижение работоспособности.
Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не
5

имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий
хореографией. Количество детей в группах: 12-20 человек.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 4 часа.
Итого в год: 144 часа.
Общий
объем
часов
по
дополнительной
общеобразовательнойобщеразвивающей
программе
«Школа-студия
современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень» составляет
576 часов.
Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2
ступень» построена в соответствии с базовым уровнем сложности: в работе
на базовомуровне используются и реализуются такие формы организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Организация
образовательного
процесса
(сроки
реализации
программы).
Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 8 до
12 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одногообразовательногораздела – «Джазовый танец»:изучение
основ джазового танца и различных его техник. Обучение по данному
разделу проходит на базовом уровне.Занятия джазовым танцем развивают
пластичность и чувство ритма, его отличительная черта это свободная
пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных
частей тела. Джаз необходим для развития координации и умения точно
воспроизводить желаемое движение.
Помимо непосредственного практического изучения основ танца,
содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического
искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и
отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического
искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных
коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим
обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед
зрителями).
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец
осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец
ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество
личности, черты характера.
6

Группы 1 года обучения составляют дети в возрасте 8-9 лет, 2года
обучения – 9-10 лет, 3-4 года обучения – 10-12 лет.
Формы обучения:
- индивидуально-групповая;
- групповая;
- фронтальная.
Виды занятий:
- практические занятия;
- беседы;
- самостоятельная работа;
- мастер-классы;
- контрольные занятия;
- посещение спектаклей;
- участие в концертах;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительнойобщеразвивающей
программы:
опрос,практическаяработа,
анализ
проделанной
работы,
контроль
выполнения упражнений,контроль выполнения творческого задания,
исполнение этюдов и комбинаций, контрольное занятие,внутристудийный
конкурс, отчетный концерт.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – создание условий, способствующих развитию и
совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством
изучения искусства джазового танца.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие
 познакомить с терминологией, названиями и переводом всех
исполняемых движений;
 научитьтехнике исполнения танцевальных элементов и движений;
 познакомить с творчеством известных танцовщиков и хореографов
джазового танца;
 познакомить с правилами поведения на сцене;
 научить самостоятельно исполнять различные танцевальные
комбинации, этюды и номера на сцене.
Развивающие
 научитьвзаимодействовать в группе;
 научить координировать свои движения;
 научить самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале
(темп, размер, характер).
Воспитательные
 развить стремление соответствовать нормам и правилам
взаимодействия в группе;
7

 научить критически относиться к своей работе и с уважением
относиться к результатам работы своих товарищей;
 научить сопереживать и ценить партнеров;
 развить стремление к ведению здорового образа жизни.
Занятия ориентированы на достижение определённого результата,
поэтому проводятсяпо подгруппам. Работа по подгруппам обусловлена
необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку, основываясь
на его физических данных, восприятии материала, эмоциональном
состоянии. Также деление на подгруппы необходимо для эффективной
работы над сольными номерами, дуэтами, трио, для подготовки детей к
конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций отдельных комбинаций с
ограниченным количеством участников, где требуется тщательная
техническая проработка.
Методы обучения.
В
основе
преподаванияиспользуютсяметоды,направленные
на
формирование хореографических навыков детей с учётом их физических
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;
 метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить
логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы
выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку;
 метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся
развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в
танцевальных композициях, самовыражении.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы.Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками
в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего
задания обучающимися, становятся активными организаторами и
участниками
внутристудийных
мероприятий.
В
течение
года
предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных
встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи
своего ребёнка.
8

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные
дни

Зимние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

Летние
каникулы
01.06. 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Раздел

Джазовый танец
Всего:

1 год обучения

2 год обучения

кол-во часов
в
в год
неделю
4
144

кол-во часов
в
в год
неделю
4
144

4

144

4

144

3-4 год обучения
кол-во часов
в
в год
неделю
4
144
4

144

Общее количество часов за 4 года обучения
Раздел
Джазовый танец
Всего:

Кол-во лет обучения
4

9

Количество часов
576
576

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
Название раздела,
п/п
темы
1 Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца. Джазовый
танец: взгляд в
историю
2 Джазовый танец

3

4

5

6

Кросс и учебнотанцевальные
комбинации на
середине зала
Постановка и
репетиции
хореографических
композиций
История
американской и
мировой хореографии
Контрольное занятие
Всего:

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
общее
теория практика
4
4
Опрос

50

50

42

42

46

46

4

4

2
144

2
8

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы,
концерт
Опрос
Контрольное занятие,
тестирование

136

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
1 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю.
Теория:Инструктаж по ТБ. Известный хореограф, танцовщица, писатель,
этнограф и антрополог Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец
обязан теорией и методикой.
Тема 2.Джазовый танец.
Практика:Разминка.Повторение изученных ранее базовых упражнений.
Увеличение их темпа и количества.Различные упражнения на изоляцию и
оппозицию:
- Голова: наклоны, повороты (с центром, без центра), вращения (круги,
полукруги). Движения исполняются вперед-назад, из стороны в сторону,
квадратом (с центром, без центра);
- Плечи: прямые направления, круги и полукруги, квадрат, шейк;
- Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад, по
квадрату;
- Таз: движения из стороны в сторону и вперед-назад, по квадрату;
10

- Коленный сустав (вращения, развороты);
- Руки: круги, полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком.
Основные позиции рук и их варианты, перевод из позиции в
позицию.Упражнения на координацию рук, ног, головы.Сочетание шагов с
работой рук, корпуса.Синкопированный ритм.Различные положения
рук:руки собраны над головой, левая кисть держит правый кулак, плечи
опущены;ломаная линия рук вдоль корпуса, сгиб в запястье и локтевых
суставах. Движения рук: скользящие движения (ладони раскрыты, локти под
углом 90°, делаем движение, будто скользим по стеклу из стороны в
сторону). Комбинирование позиций рук джазового танца – упражнения на
координацию.
Комплекс упражнений, направленный на развитие силы и
выносливости:отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Увеличение
темпа и количества.
Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала.
Практика:Кросс:
- Сочетание работы рук с различными передвижениями и шагами ног,
прыжками;
- Усложнение grandbattementjete с продвижением (добавление demiplie, flex
(носок на себя);
- Увеличение амплитуды прыжков;
- Square – шаги по квадрату;
- Триплеты с продвижением вперед и назад;
- Простейшие туры с продвижением.
Учебно-танцевальные комбинации на середине зала:
- Plie;
- Battementtendu;
- Battement tendu jete;
- Rond de jambe par terre.
Тема 4. Постановка и репетиции хореографических композиций.
Практика:Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью.
Репетиции в костюмах. Выступление на сцене.
Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой –
«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий.
Тема 5. История американской и мировой хореографии.
Теория:Джером Роббинс – американский хореограф и режиссёр. История
американской и мировой хореографии в постановкахДжерома Роббинса.
Просмотр постановок Джерома Роббинса с последующим обсуждением.
постановках. Просмотр видеоматериалов.
Тема 6. Контрольное занятие.
11

Теория:Знание методики и названия всех исполняемых движений.
Практика: Демонстрация полученных за год умений и навыков. Показ
экзерсиса на середине зала, кросса и учебных комбинаций.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
Название раздела,
п/п
темы
1 Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца. Джазовый
танец: взгляд в
историю
2 Джазовый танец

3

4

5

6

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
общее
теория практика
4
4
Опрос

34

34

Кросс, учебнотанцевальные и
танцевальные
комбинации на
середине зала
Разновидности джазтанца: афро-джаз

36

36

20

20

Постановка и
репетиции
хореографических
композиций
Просмотр
видеоматериалов
Всего:

44

44

4

4

144

8

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы,
концерт
Опрос

136

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
2 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю.
Теория:Инструктаж по ТБ. Африканские корни джаз-танца. Ритм, как основа
танца. Истоки джаз-танца в обрядах и праздниках африканских племен.
Джазовый танец как воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не
формы или идеи.
Тема 2.Джазовый танец.
Практика:Разминка с использованием уровней.
Повторение изученных ранее базовых упражнений. Увеличение их
темпа и количества.
- Грудная клетка: начинаем работу по квадрату с разных точек, полукруги и
круги;
12

- Таз: полукруги и круги, «восьмерка»;
- Ноги: круги стопой, голеностопом. Перевод стоп из параллельного в
выворотное положение.
Упражнения на растяжку, составленные в комбинации.
Сочетания различных ритмов во время движения. Комбинации шагов в
различных направлениях в сочетании с другими движениями.
Изучение:
- Jazzsplit – уход в пол в полушпагат, задняя нога в положении attitude;
- Hiproll – поворот на бедре по полу;
- Dolphin – волнообразные движения;
- Flick – мазок стопой по полу;
- Kick – бросок ноги (приемом developpe).
Усложненный комплекс упражнений, направленный на развитие силы и
выносливости:отжимания, прокачка мышц пресса и прочее.
Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала.
Практика:Кросс:
- Hipwalk;
- Touchstep–приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести
корпуса;
- Увеличение темпа и амплитуды grandbattementjete с продвижением.
Усложнение туров, увеличение их количества. Учебно-танцевальные
комбинации с продвижением по классу.
Учебно-танцевальные комбинации на середине зала:
- Plie;
- Battementtendu;
- Battement tendu jete;
- Rond de jambe par terre;
- Grandbattementjete.
Тема 4. Разновидности джаз-танца: афро-джаз.
Практика:Знакомство с основными элементами и движениями этого
направления джаз-танца.
Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций.
Практика:Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью.
Репетиции в костюмах. Выступление на сцене.
Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой –
«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий.
Тема 6. Просмотр видеоматериалов.
Теория:Спектакли Алвина Эйли (просмотр и обсуждение).

13

Учебный (тематический) план
3-4 года обучения
№
Название темы
п/п
1 Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца. Джазовый
танец: взгляд в
историю
2 Джазовый танец

3

4

5

6

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
общее
теория практика
4
4
Опрос

34

34

Кросс, учебнотанцевальные и
танцевальные
комбинации на
середине зала
Разновидности джазтанца: мюзикл-джаз

36

36

20

20

Постановка и
репетиции
хореографических
композиций
История
американской и
мировой хореографии
Всего:

44

44

6

6

144

10

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы,
концерт
Опрос, тестирование

134

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
3-4 года обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю.
Теория:Инструктаж по ТБ. Известные танцовщики и хореографы середины
20 века: Перл Праймюс, Телли Битти, Алвин Эйли.
Тема 2.Джазовый танец.
Практика:Увеличение
темпа
и
количества
проученных
ранее
движений.Усложнение упражнений на координацию.
Изучение:
- Layoutsideиback – положение, при котором нога, открытая на 90°, и торс
составляют одну прямую линию;
- Hiplift – подъем бедра наверх;
- Hipfall – падение за бедром;
14

- Locomotor - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса;
- Pivotturn – поворот на полупальцах с шага;
- Pencilturn.
Усложненный комплекс упражнений, направленный на развитие силы и
выносливости:отжимания, прокачка мышц пресса и прочее.
Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала.
Практика:Кросс:
- Маленькие pasjete;
- Moonwalk.
Усложнение туров, увеличение их количества. Учебно-танцевальные
комбинации с продвижением по классу.
Учебно-танцевальные комбинации на середине зала:
- Plie;
- Battementtendu;
- Battement tendu jete;
- Rond de jambe par terre;
- Battement fondu;
- Adajio;
- Grandbattementjete.
Тема 4. Разновидности джаз-танца: мюзикл-джаз.
Практика:Знакомство с основными элементами и движениями этого
направления джаз-танца. Боб Фосс и бродвейский мюзикл.
Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций.
Практика:Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью.
Репетиции в костюмах. Выступление на сцене.
Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических
миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор
музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики,
продумывание костюма, постановка законченного номера.
Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой –
«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий.
Тема 6. История американской и мировой хореографии.
Теория: Джером Роббинс – американский хореограф и режиссёр.
История американской и мировой хореографии в постановкахДжерома
Роббинса. Просмотр постановок Джерома Роббинса с последующим
обсуждением.

15

Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Предметные результаты
 знают терминологию, названия и перевод всех исполняемых движений;
 освоилитехнику исполнения танцевальных элементов и движений;
 знают известных танцовщиков и хореографов джазового танца;
 знают правила поведения на сцене;
 умеют самостоятельно исполнять различные танцевальные
комбинации, этюды и номера на сцене.
Метапредметные результаты
 умеют взаимодействовать в группе;
 умеют координировать свои движения;
 умеют самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале
(темп, размер, характер).
Личностные результаты
 стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в
группе;
 умеют критически относиться к своей работе и с уважением относиться
к результатам работы своих товарищей;
 умеют сопереживать и ценить партнеров;
 стремятся к ведению здорового образа жизни.

16

Организационно-педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами,
станки для занятий экзерсисом; инвентарь; репетиционный зал, костюмерная
для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны,
медиатека.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Одновременно
с
педагогом
дополнительного
образования,
непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы,
группы сопровождает концертмейстер.
Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим
образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие,
чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом.
Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 4-х
летнего курса за исключением летних каникул.
Методическое обеспечение программы.
Для качественной реализации программы имеются методические
материалы:
1. Программно-методические:
1. Методическая литература по хореографии;
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа«Школа-студия современноготанца «Движение».
Джазовый танец.2 ступень».
2. Опорные учебно-методические материалы:
1. Технологические карты учебных занятий;
2. Тематические списки информационных источников: справочная
литература, видеоматериалы;
3. Диагностические материалы:
1. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ;
2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий.
Критерии их оценивания;
3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»;
4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
4. Иное:
1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в
танцоры»);
17

2. Этика поведения в школе-студии современного танца
«Движение»;
3. Терминологический словарь джазового танца.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие
определитьдостижение обучающимися планируемых результатов
по программе:
 практическая работа;
 опрос;
 тестирование;
 контроль выполнения упражнений;
 анализ творческих работ;
 анализ проделаннойработы.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения
предметной составляющей производится после завершения каждого этапа
программы.
Критериями оценки предметных результатов освоения программы
служат:
 владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость);
 степень освоения танцевальных движений (хореографическая память,
исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать);
 знание терминологии танцевальных движений;
 умение взаимодействовать в коллективе;
 ответственность;
 эстетическое развитие.
Формы контрольно-оценочных материалов
№
п/п

Форма
контрольнооценочного
материала

Краткая характеристика формы

18

Что представляется
в УМК

1

Проект

2

3

Реферат,
доклад,
презентация

Творческое
задание

Конечный продукт, получаемый в
результате планирования и
выполнения комплекса учебных и
исследовательских заданий.

Темы групповых
и/или
индивидуальных
проектов.

Позволяет оценить умения
обучающихся самостоятельно
конструировать свои знания в
процессе решения практических
задач и проблем, работать с
источниками информации, уровень
творческих способностей, умение
планировать деятельность и
достигать результата. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся
(умение взаимодействовать в
команде).
Продукт самостоятельной работы
обучающегося, представляющий
собой краткое изложение в
письменном или электронном виде
полученных результатов
теоретического анализа
определенной темы, где автор
раскрывает суть изучаемой
проблемы, приводит различные
точки зрения, а также собственные
взгляды на нее.

Методические
рекомендации для
участников
Внутристудийного
конкурса детских
хореографических
миниатюр «Дорога к
танцу», заявка на
участие в конкурсе.

Позволяет оценить уровень умения
работать с источниками,
анализировать, структурировать и
предъявлять информацию. Уровень
самостоятельности.
Частично регламентированное
задание, имеющее нестандартное
решение и позволяющее
диагностировать умения
интегрировать знания различных
областей, творческий подход, умение
аргументировать собственную точку
зрения, взаимодействовать в
коллективе. Может выполняться в
индивидуальном порядке или
19

Критерии оценивания.
Контрольные листы
экспертов.

Темы рефератов,
докладов,
презентаций. Списки
литературы, ссылки
на источники.
План (алгоритм)
работы над докладом,
сообщением.
Критерии оценивания.

Темы групповых
и/или
индивидуальных
творческих заданий.
Критерии оценивания.

4
Тест

5

Внутригруппо
вой конкурс

группой обучающихся.
Система стандартизированных
заданий, позволяющая
автоматизировать процедуру
измерения уровня знаний и умений
обучающегося.
Теоретическое, практическое или
творческое задание (комплекс
заданий), предполагающее
соревновательный аспект. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся.

Контрольнооценочные,
разноуровневые
тесты.
Критерии оценки
(Положение о
конкурсе), протокол.

В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальнымиформами контроля на занятии являются:
 показ экзерсиса на середине зала;
 проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных
возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности,
музыкальности и артистизма исполнения.
Групповымиформами контроля являются:
 демонстрация танцевальных комбинаций;
 исполнение разученных номеров;
 проведение итоговых занятий по джазовомутанцу;
 отчетные концерты;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Итоговая аттестация результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над
успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития
обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной
программы на определенном этапе обучения.
При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют
знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том
числе:
 знание терминологии;
 умение исполнять различные элементы и движенияджазового танца;
 знание средств создания образа в хореографии;
 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;

20

 умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
 навыки музыкально-пластического интонирования;
 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Проведение аттестации обязательно для всех обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- контрольно-оценочные, разноуровневые тесты;
- программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ.

21

Список литературы
1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с
воспитанниками младшего школьного возраста // Искусство и образование.
2008. № 6.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:учебник для
индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во
Деловая книга, 1999. – 119 с.
3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов /
Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ
Сфера, 2001. – 464 с.
7. Мельников В.М. Психология [Текст]:учебник для институтов
физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и
спорт, 1987 – 367 с.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника.
[Текст]:учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один
из лучших», 2004 – 414с.
9. Смирнова А. Джаз-класс: учебное пособие / Смирнова А. – Москва: Век
информации, 2020 – 228 с.
10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в
школе. 2008. № 2. С. 63-67.
22

2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во
Диля, 2009 – 95 с.
3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во
«Век информации», 2018 – 259 с.
4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с.

Справочная литература
1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ballet-enc.ru/.
2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.persev.ru/psychological_dictionary.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов,
Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».