Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Рассмотрено Экспертно-методическим советом протокол №___ от _____________ 2021г. Председатель_______________А.С.Лисина УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от ___.___.2021 № ____-од _____________________Т.В.Зыкова Школа-студия современного танца «Движение» Классический танец 1 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 7 до 8 лет, срок реализации – 1 год художественная направленность Автор-составитель: Киселёва Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка. В условиях модернизации образования, необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи, дисциплинированность, помогают организовать его свободное время, приобщают к здоровому образу жизни. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых вобъединении, школа-студия современного танца «Движение». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современноготанца «Движение». Классический танец. 1 ступень»,по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Программа «Школа-студия современноготанца «Движение». Классический танец. 1 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа жизни современного человека. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 1 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Школастудия современного танца «Движение». Классический танец. 1 ступень» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного,дифференцированного обучения, технология сотрудничества, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст обучающихся от 7 до 8 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. У детей 7-8 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Принципы формирования учебных групп.На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией, без специальной подготовки. Количество детей в группах – 12-20 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 2 акад. часа. Итого в неделю: 2 часа. Итого в год: 72 часа. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 1 ступень»составляет 72 часа. Срок освоения программы: 36 недель, 9 месяцев, 1 год. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 1 ступень»построена в соответствии со стартовым уровнем сложности – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность предлагаемого для освоения содержания программы минимальная. Организация образовательного процесса (сроки реализации программы). Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Классический танец»: изучение основ классического танца. Обучение по данному разделу проходит на стартовом уровне.Классический танец является одним из основных предметов специального цикла танцевальных дисциплин, неотъемлемой частью хореографического образования. Обучение классическому танцу совершенствует координацию движений, развивает все группы мышц, способствует укреплению мышечного аппарата. Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Группы составляют дети в возрасте от 7 до 8лет. Формы обучения: - индивидуально-групповая; - групповая; - фронтальная. Виды занятий: - практические занятия; - беседы; - самостоятельная работа; - контрольные занятия; - посещение спектаклей; - участие в концертах. Формы подведения итогов реализации дополнительнойобщеразвивающей программы: опрос,практическаяработа, анализ проделанной работы, контроль выполнения упражнений,отчетный концерт. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством изучения искусства классического танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; научить исполнять основные движения классического экзерсиса; познакомить сизвестными деятелями в области классической хореографии; научитьтехнике исполнения танцевальных элементов и движений; научить самостоятельно исполнять различные комбинации, как у станка, так и на середине зала. Развивающие научить взаимодействовать в группе; научить координировать свои движения. Воспитательные развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; научить сопереживать и ценить партнеров; развить стремлениек ведению здорового образа жизни. Методы обучения. В основе преподаванияиспользуютсяметоды,направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы.Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Календарный учебный график Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные Зимние дни каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Промежуточн ая/итоговая аттестация 10.05. - 30.05. Летние каникулы 01.06. 31.08. 1 год обучения Раздел кол-во часов в неделю в год Классический танец 2 72 Всего: 2 72 Общее количество часов на 1 год обучения Раздел Классический танец Всего: Кол-во лет обучения 1 Количество часов 72 72 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п 1 Название раздела, темы Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: возникновение балета и новаторы классической хореографии Основы классического танца Опрос 8 8 64 2 Всего: Формы аттестации/ контроля Количество часов практи общее теория ка 72 64 8 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы, концерт 64 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 1 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Теория:Инструктаж по ТБ. Основы сценической культуры. Внешний вид на уроках. Классический и различные виды современного танца, их взаимосвязь и отличительные черты. Зарождение балетного искусства. Рассказ об известных деятелях в области классической хореографии: Агриппина Ваганова, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Мариус Петипаи др. Тема 2. Основы классического танца. Практика:Проучивание поклона. Экзерсис у станка. Понятие опорной и рабочей ноги. Выворотность ног. Постановка корпуса – I, II, V позиции, стоя лицом к станку. Изучение: - Preparation (подготовка) – подготовительные движения, выполняемые перед началом упражнения; - Demi (полу)plie(приседание) – приседание на двух или одной ноге. Развивает ахилл, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость мышц ног, выворотность бёдер; - Battementtendu(вытянутый) – отведение работающей ноги в какое-либо направление и возвращение её к опорной. Развивает выворотность и силу ног, активно вводит в работу все группы мышц; - Battementtendujete(бросать) – маленький, резкий бросок ноги на 45 градусов в какое-либо направление. Развивает мышцы голени. Вырабатывает подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, силу и легкость ног. Все упражнения, на данном этапе обучения, выполняются лицом к станку. Экзерсис на середине зала. Изучение: - Основные позиции рук (подготовительная, I, II, III); - Iportdebras (правильное движение рук в основных позициях с поворотом или наклоном головы); - Положение allonge (удлинённый) – приём классического танца, основанный на распрямлении закруглённых позиций рук; - ReleveпоI, II позициям; - DemiplieпоI, IIпозициям; - Battementtendu. Прыжки (Allegro). Изучение: - Saute по I, II позициям – прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции. Параллельно с проучиванием новых движений идет знакомство стерминологией (изучение названийи их перевод на русский язык)и методикой исполнения. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод всех исполняемых движений; умеют исполнять основные движения классического экзерсиса; знают известных деятелей в области классической хореографии; освоили технику исполнения танцевальных элементов и движений; знают правила поведения на сцене; умеют самостоятельно исполнять различные комбинации, как у станка, так и на середине зала. Метапредметные результаты умеют взаимодействовать в группе; умеют координировать свои движения. Личностные результаты стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; умеют сопереживать и ценить партнеров; стремятся к ведению здорового образа жизни. Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы сопровождает концертмейстер. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего курса за исключением летних каникул. Методическое обеспечение программы. Для качественной реализации программы имеются методические материалы: 1. Программно-методические: 1. Методическая литература по хореографии; 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Школа-студия современноготанца «Движение». Классический танец.1 ступень». 2. Опорные учебно-методические материалы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы; 3. Диагностические материалы: 1. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания; 3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»; 4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 4. Иное: 1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»); 2. Этика поведения в школе-студии современного танца «Движение»; 3. Терминологический словарь классического танца. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: практическая работа; опрос; контроль выполнения упражнений; анализ проделаннойработы; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие. Формы контрольно-оценочных материалов Форма № контрольноЧто представляется Краткая характеристика формы п/п оценочного в УМК материала Система стандартизированных Контрольнозаданий, позволяющая оценочные, 1 Тест автоматизировать процедуру разноуровневые измерения уровня знаний и умений тесты. обучающегося. В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальнымиформами контроля на занятии являются: показ экзерсисов у станка и на середине зала; проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповымиформами контроля являются: демонстрация танцевальных комбинаций; проведение контрольных занятий по классическомутанцу; отчетные концерты; участие в конкурсах и фестивалях. Итоговая аттестация результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной программы на определенном этапе обучения. При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: знание терминологии; умение исполнять различные движения и комбинации классического танца; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки публичных выступлений; наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Проведение аттестации обязательно для всех обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: 1. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 2. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. Список литературы 1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Искусство и образование. 2008. № 6. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 119 с. 3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова /Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов / Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414 с. 9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце // МоскваСПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с. 10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля, 2009 – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во «Век информации», 2018 – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с. Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.