СОВРЕМЕННЫЙ 3 ступень 2021

Муниципальное
автономное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Рассмотрено
Экспертно-методическим советом
протокол №___ от ____________ 2021г.
Председатель_______________А.С.Лисина

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от ___.___.2021 № _____-од
_____________________Т.В.Зыкова

Школа-студия современного танца «Движение»
Современный танец
3 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 13 до 18лет, срок реализации – 4 года
художественная направленность

Авторы-составители:
Киселёва Ольга Александровна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
Новосёлова Екатерина Викторовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
В условиях модернизации образования, необходимым результатом
дополнительного образования является формирование личностных качеств
обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации,
успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей
огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным
искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность.
Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств
ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи,
дисциплинированность, помогают организовать его свободное время,
приобщают к здоровому образу жизни.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых вобъединении, школа-студия
современного танца «Движение».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа-студия современноготанца«Движение».
Современный танец. 3 ступень»,по содержанию является художественной, по
форме организации – студийной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
2

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и
гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного
и психологического напряжения.
Данная программа ориентирована на социальный заказ, потребности
родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности
обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является
актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает
качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать
эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает
творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному
взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить
выразительность и координацию движений, научиться двигаться в
соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для
сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа
жизни современного человека.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа «Школа-студия современноготанца«Движение». Современный
танец. 3 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей
обучающихся
в художественно-эстетическом развитии, нравственном
развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
3

В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Школастудия современного танца«Движение». Современный танец. 3 ступень»
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является применение проектной
технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою очередь, позволяет
органично использовать разнообразные методы и средства обучения, для
решения образовательных задач с обучающимися. Ярким примером является
проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл внутристудийных конкурсов,
включающий в себя следующие мероприятия:
 Конкурс рисунков;
 Конкурс стихотворений;
 Конкурс фотографий;
 Конкурсэссе;
 Конкурс детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу».
Внутристудийный конкурс «Дорога к танцу», направлен на содействие
развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации
творческого потенциала детей. В данном конкурсе обучающиеся
самостоятельно разрабатывают идею постановки, подбирают музыкальный
материал, выбирают танцовщиков, продумывают лексику, костюмыи
завершают свою работу постановкой законченного номера.
Педагогическая целесообразность.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного, проектногои дифференцированного обучения,
технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами
импровизации, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного
уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать
содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся,
помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и
способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным
стартовым уровнем хореографических возможностей.
При реализации программы, используются следующие педагогические
идеи, ценности и принципы обучения:
4

 Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания
постепенно усложняются.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной
выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку,
способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их
помощью выражать отношение, настроение.
 Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует
чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к
изучаемому материалу.
 Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное
внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия.
Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст
обучающихся от 13 до 18 лет, с учётом психофизиологических особенностей
данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Детский возрастот 13 до 14 лет характеризуется интенсивным ростом и
увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста достаточно
высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности,
силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются
скоростные способности и выносливость. Повышенная активность и
повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и
некоторое снижение работоспособности.
Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности.
У обучающихся 15-18 летопорно-двигательный аппарат способен
выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную
работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом
и сократительными свойствами мышц. Мышцы развиваются равномерно и
быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этот
период физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты,
скоростно-силовых качеств, силы и специальной выносливости.
В этом возрасте уже складываются собственные моральные установки и
требования. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы
к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению. В этот период дети резко взрослеют, их решения
становятся более взвешенными, они начинают задумываться о будущем, в
частности, о выборе профессии.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией.
Количество детей в группах:10-16 человек.
5

Режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 6 часов.
Итого в год: 216 часов.
Общий
объем
часов
по
дополнительной
общеобразовательнойобщеразвивающей
программе
«Школа-студия
современного
танца
«Движение».
Современный
танец.
3
ступень»составляет 864 часа.
Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа-студия современноготанца «Движение». Современный танец. 3
ступень» построена в соответствии с продвинутым уровнем сложности –
используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к
сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Организация образовательного процесса (сроки реализации программы).
Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 13 до 18
лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одного образовательного раздела – «Современный танец (Релиз)»:
изучение основ современного танца и различных его техник. Обучение по
данному разделу проходит на продвинутом уровне.
Помимо непосредственного практического изучения основ танца,
содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического
искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и
отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического
искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных
коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим
обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед
зрителями).
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец
осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок
мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты
характера. Техника Релиз (Release based Technique) – техника современного
танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью
получения навыков использования только тех групп мышц, которые
необходимы в процессе танца. С помощью техники Релиз развивается
понимание собственного тела, что дает большое разнообразие для развития
хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены
6

анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная
и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем
следует их практическая разработка в определенных упражнениях и
танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым
программам, являющимся обязательными в современном танце: баланс,
артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом).
Важным аспектом техники Релиз является обучение технике par terre (работы с
полом), технике падения и смещения баланса.
Группы 1-2 года обучения составляют дети в возрасте 13-15 лет, 3-4 года
обучения – 16-18 лет.
Формы обучения:
- индивидуально-групповая;
- групповая;
- фронтальная.
Виды занятий:
- практические занятия;
- беседы;
- самостоятельная работа;
- мастер-классы;
- контрольные занятия;
- посещение спектаклей;
- участие в концертах;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы,
контроль выполнения упражнений,контроль выполнения творческого задания,
исполнение этюдов и комбинаций, открытое занятие, внутристудийный
конкурс, отчетный концерт.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – создание условий, способствующих развитию и
совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством
углубленного изучения искусства современного танца.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие
 познакомить с основными предпосылками развития современного танца в
наши дни;
 познакомить с многообразием видов современного танца;
 познакомить с основными частями построения композиции;
 научить придумывать и исполнять развернутые танцевальные номера;
 научить импровизировать;
 познакомить с основными частями построения танцевального занятия;
 научить самостоятельно продумывать танцевальное занятие.
Развивающие
 дать навыки самостоятельной работы над поставленной задачей;
7

 дать навыки анализа увиденных танцевальных выступлений, анализа
своих хореографических работ;
 дать навыки эффективного взаимодействия в коллективе;
 развить чувство ответственности за результат коллектива.
Воспитательные
 научить осознавать необходимость постоянной работы над собой для
достижения более высоких результатов, необходимость постоянного
развития;
 научить анализировать свои успехи и неудачи;
 развить умение постановки перед собой конкретных целей и
научитьнаходить способы их достижения;
 научить работать в коллективе, понимать окружающих и доверять им;
 развить чувство гордости и сопричастности с коллективом, учреждением.
Методы обучения.
В
основе
преподаванияиспользуютсяметоды,направленные
на
формирование хореографических навыков детей с учётом их физических
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;
 метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся
должны научиться анализировать движения, находить логические связи между
элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что
способствует осознанному отношению к уроку;
 метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся
развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в
танцевальных композициях, самовыражении.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы.Для
того
чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в
жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего
задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками
внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение
родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где
можно наглядно проследить успехи своего ребёнка.

8

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

Летние
каникулы
01.06. 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-2 год обучения

3-4 год обучения

кол-во часов

кол-во часов

Раздел

в неделю

в год

в неделю

в год

Современный танец (релиз)

6

216

6

216

Всего:

6

216

6

216

Общее количество часов на 4 года обучения
Раздел
Современный танец (релиз)

Кол-во лет обучения
4

Всего:

Количество часов
864
864

9

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
1-2 года обучения
№
п/п

1

2

3

Название темы
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца: российский
современный танец
сегодня
Техника релиз:
упражнения на полу - par
terre
Техника релиз:
упражнения на середине
(учебные и танцевальные
комбинации)
Формирование навыков
постановочной работы

4

5

6

7
8

Сочинение, постановка и
репетиции
хореографических
композиций
Просмотр
видеоматериалов и
ознакомительной
литературы
Внутристудийные
мероприятия
Отчетный концерт
Всего:

Количество часов
общее
теория
практи
ка

Формы аттестации/
контроля
Опрос

8

8

48

48

62

62

24

24

46

46

16

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
самостоятельная
работа, контроль
выполнения, анализ
проделанной работы
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы
Опрос

16

4

4

8
216

24

8
192

Концерт, праздник
Концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
1-2 года обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: Российский
современный танец сегодня. Куда пойти учиться?
Теория:Инструктаж по ТБ. Рассказ о том, какое место занимает современный
танец в России, его специфика и особенность. Беседы о том, как принимают
российский современный танец сегодня, актуальность и аутентичность
российского современного танца. Профессиональные танцевальные труппы в
10

России: Челябинский театр современного танца, Пермский театр «Балет
Евгения Панфилова»,Танцевальная компания «Каннон-Данс», компания
«Диалог Данс», театр «Балет Москва». Профессиональное образование в
области танца: училища и институтыкультуры, гуманитарные университеты
и академии.
Тема 2. Техника релиз: упражнения на полу - par terre.
Практика:Последовательное расширение и углубление пройденного
материала. Самостоятельное построение учебных и танцевальных
комбинаций на базе ранее изученного материала. Понятиеcurve. Спираль
sidestretch, bodybendс последующим stretch. Упражнения на релаксацию и
контракцию. Положение коллапса. Вращательные движения на полу (с
вытянутыми ногами, с выходом на плечо, с отрыванием ног от пола).
Массаж.
Тема 3. Техника релиз: упражнения на середине (учебные и
танцевальные комбинации).
Практика:Изучение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала с
увеличением темпа и усложнением координации – demi и grand plie,
battement tendu, battement tendu jete, ronddejambeparterre, battementfondu,
adajio,
grandbattementjete.Построение
развернутых
танцевальных
комбинаций, в которых используются принципы падения и равновесия,
перемещения в пространстве, взаимодействия с полом, прыжки. Особое
внимание уделяется осознанию движения внутри тела и его связи с
пространством, непрерывности движения, перемещению веса, темпо ритмической структуре.
Кросс:
- Передвижения по диагонали, по кругу различными видами шагов.
- Средние прыжки на месте, с поворотом на 90 и 180 градусов.
- Построение развернутых танцевальных комбинаций.
Тема 4. Формирование навыков постановочной работы.
Теория:Композиция, как идея. Композиция, как процесс. Лексика – душа
композиции. 3 основных части построения композиции: начало, разработка и
финал. Подбор музыкального материала, как одного из главных
составляющих успеха постановки.
Практика:Сочинение танцевальных комбинаций. Сочинение законченного
номера.
Тема 5. Сочинение, постановка и репетиции хореографических
композиций.
Практика:Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Постановка законченного номера. Работа над точностью
исполнения и выразительностью. Репетиции в костюмах. Выступление на
сцене.
Перенос на новых исполнителей и отработка постановок из репертуара
Студии.
11

Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических
миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор
музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики,
продумывание костюма, постановка законченного номера.
Тема.6. Просмотр видеоматериалов и ознакомительной литературы.
Теория:Просмотр спектаклей из репертуара театра «Провинциальные
танцы». Спектакли Начо Дуато.
Тема 7. Внутристудийные мероприятия.
Практика:Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной
темой,«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий;
- конкурс эссе.
Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День
танца, окончание учебного года).
Тема 8. Отчетный концерт.
Практика:Показ новых номеров и постановок из репертуара Студии.
Учебный (тематический) план
3-4 года обучения
№
п/п

1

2

3

4

5

6

Название раздела, темы
Инструктаж по ТБ. Беседы
об искусстве танца:
развитие современного
танца в наши дни
Техника релиз:
упражнения на полу - par
terre
Техника релиз:
упражнения на середине
(учебные и танцевальные
комбинации)
Формирование навыков
постановочной работы
Сочинение, постановка и
репетиции
хореографических
композиций
Просмотр
видеоматериалов и
ознакомительной

Количество часов
общее теория практи
ка

Формы аттестации/
контроля
Опрос

8

8

48

48

62

62

24

24

46

46

16

16
12

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
самостоятельная работа,
контроль выполнения,
анализ проделанной работы
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы
Опрос

7
8

литературы
Внутристудийные
мероприятия
Отчетный концерт
Всего:

4

4

8
216

8
192

24

Концерт, праздник
Концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
3-4 года обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца.
Теория:Инструктаж по ТБ. Развитие современного танца в наши дни.
Конкурсы, фестивали, семинары и мастер-классы по современной
хореографии.
Тема 2. Техника релиз: упражнения на полу - par terre.
Практика:Последовательное расширение и углубление пройденного
материала. Повтор ранее изученных движений, сочетание их в комбинации,
увеличение темпа и скорости исполнения.
Вычленение 7 основных танцевальных действий: подъем, приседание,
поворот, прыжок, скольжение, складывание, бросок. Каким образом
происходит взаимодействие этих 7 действий в теле, создавая то или иное
движение.
Тема 3.Техника релиз: упражнения на середине (учебные и
танцевальные комбинации).
Практика:Изучение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала
с увеличением темпа и усложнения координаций – ronddejambeparterre,
adajio, grandbattementjete.
Построение развернутых танцевальных комбинаций, в которых
используются принципы падения и равновесия, перемещения в пространстве,
взаимодействие с полом, прыжки. Особое внимание уделяется осознанию
движения внутри тела и его связи с пространством, непрерывности
движений, перемещению веса, темпо-ритмической структуре.
Кросс:
- Бег с остановками, с уходом в пол, с прыжками;
- Прыжки с продвижением, сочетающие поднятие ног на 90 градусов и выше,
с уходом в пол;
- Построение более сложных танцевальных комбинаций.
Тема 4. Формирование навыков постановочной работы.
Теория:Основные разделы занятия: разогрев, parterre, комбинации на
середине зала, комбинации с продвижением, танцевальные комбинации,
импровизация, растяжка.
Практика:Формирование
навыков
самостоятельной
разработки
танцевального урока:
1 этап – разработка одной учебной комбинации;
2 этап – разработка одной танцевальной комбинации;
13

3 этап – разработка полноценного урока.
Формы контроля и оценки: обсуждение с участниками урока, обсуждение с
педагогом-куратором.
Тема 5. Сочинение, постановка и репетиции хореографических
композиций.
Практика:Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Постановка законченного номера. Работа над точностью
исполнения и выразительностью. Репетиции в костюмах. Выступление на
сцене.
Перенос на новых исполнителей и отработка постановок из репертуара
Студии.
Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических
миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор
музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики,
продумывание костюма, постановка законченного номера.
Тема.6. Просмотр видеоматериалов и ознакомительной с
литературой.
Теория:Просмотр спектаклей Театра танца «Инбал», «Батшева», «Вертиго»,
«Киббутц», NDTс последующим обсуждением.
Тема 7. Внутристудийные мероприятия.
Практика:Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой,
«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий;
- конкурс эссе.
Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День
танца, окончание учебного года).
Тема 8. Отчетный концерт.
Практика:Показ новых номеров и постановок из репертуара Студии.

14

Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Предметные результаты
 знают основные предпосылки развития современного танца в наши
дни;
 знают многообразие видов современного танца;
 знают основные части построения композиции;
 умеют придумывать и исполнять развернутые танцевальные номера;
 умеют импровизировать;
 знают основные части построения танцевального занятия;
 умеют самостоятельно продумывать танцевальное занятие.
Метапредметные результаты
 имеют навыки самостоятельной работы над поставленной задачей;
 имеют навыки анализа увиденных танцевальных выступлений, анализа
своих хореографических работ;
 имеют навыки эффективного взаимодействия в коллективе;
 имеют чувство ответственности за результат коллектива.
Личностные результаты
 осознают необходимость постоянной работы над собой для
достижения более высоких результатов, необходимость постоянного
развития;
 умеют анализировать свои успехи и неудачи;
 умеютставить перед собой конкретные цели и находить способы их
достижения;
 умеют работать в коллективе, понимать окружающих и доверять им;
 имеют чувство гордости и сопричастности с коллективом,
учреждением.

15

Организационно-педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами,
станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная
для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны,
медиатека.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 4-х
летнего курса за исключением летних каникул.
Методическое обеспечение программы.
Для качественной реализации программы имеются методические
материалы:
1. Программно-методические:
1. Методическая литература по хореографии;
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа«Школа-студия современного танца «Движение».
Современный танец.3 ступень».
2. Опорные учебно-методические материалы:
1. Технологические карты учебных занятий;
2. Методические рекомендации для участников Внутристудийного
конкурса детских хореографических миниатюр «Дорога к
танцу»;
3. Тематические списки информационных источников: справочная
литература, видеоматериалы.
3. Диагностические материалы:
1. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ;
2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий.
Критерии их оценивания;
3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»;
4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
4. Иное:
1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в
танцоры»);
2. Этика поведения в школе-студии современного танца
«Движение»;
3. Терминологический словарь современного танца.

16

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 практическая работа;
 самостоятельная работа;
 исполнение этюдов и комбинаций;
 опрос;
 контроль выполнения упражнений;
 контроль выполнения творческого задания;
 анализ творческих работ;
 анализ проделаннойработы;
 концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения
предметной составляющей производится после завершения каждого этапа
программы.
Критериями оценки предметных результатов освоения программы
служат:
 владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость);
 степень освоения танцевальных движений (хореографическая память,
исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать);
 знание терминологии танцевальных движений;
 умение взаимодействовать в коллективе;
 ответственность;
 эстетическое развитие;
 умение самостоятельно осуществлять хореографические постановки.
Формы контрольно-оценочных материалов
Форма
№
контрольноЧто представляется
Краткая характеристика формы
п/п
оценочного
в УМК
материала
Конечный продукт, получаемый в Темы групповых
результате планирования и
и/или
выполнения комплекса учебных и индивидуальных
17

1

2

Проект

Реферат, доклад,
презентация

3
Творческое
задание

исследовательских заданий.

проектов.

Позволяет оценить умения
обучающихся самостоятельно
конструировать свои знания в
процессе решения практических
задач и проблем, работать с
источниками информации,
уровень творческих способностей,
умение планировать деятельность
и достигать результата. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой
обучающихся (умение
взаимодействовать в команде).

Методические
рекомендации для
участников
Внутристудийного
конкурса детских
хореографических
миниатюр «Дорога к
танцу», заявка на
участие в конкурсе.

Продукт самостоятельной работы
обучающегося, представляющий
собой краткое изложение в
письменном или электронном
виде полученных результатов
теоретического анализа
определенной темы, где автор
раскрывает суть изучаемой
проблемы, приводит различные
точки зрения, а также собственные
взгляды на нее.
Позволяет оценить уровень
умения работать с источниками,
анализировать, структурировать и
предъявлять информацию.
Уровень самостоятельности.
Частично регламентированное
задание, имеющее нестандартное
решение и позволяющее
диагностировать умения
интегрировать знания различных
областей, творческий подход,
умение аргументировать
собственную точку зрения,
взаимодействовать в коллективе.
Может выполняться в
индивидуальном порядке или
группой обучающихся.
18

Критерии
оценивания.
Контрольные листы
экспертов.

Темы рефератов,
докладов,
презентаций. Списки
литературы, ссылки
на источники.
План (алгоритм)
работы над
докладом,
сообщением.
Критерии
оценивания.

Темы групповых
и/или
индивидуальных
творческих заданий.
Критерии
оценивания.

4

5

6

Система стандартизированных
заданий, позволяющая
автоматизировать процедуру
Тест
измерения уровня знаний и
умений обучающегося.
Теоретическое, практическое или
творческое задание (комплекс
заданий), предполагающее
Внутригрупповой
соревновательный аспект. Может
конкурс
выполняться в индивидуальном
порядке или группой
обучающихся.
Средство, позволяющее оценить
умение обучающегося письменно
излагать суть поставленной
проблемы, самостоятельно
проводить анализ проблемы с
использованием знаний
Эссе
программы. Позволяет оценить
уровень владения предметными
знаниями, умение обобщать и
структурировать информацию,
творческий подход, авторскую
позицию.

Контрольнооценочные,
разноуровневые
тесты.

Критерии оценки
(Положение о
конкурсе), протокол.

Темы эссе
(раскрытие которых
послужит оценке
диагностируемой
цели).
Критерии
оценивания.

В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальнымиформами контроля на занятии являются:
 показ экзерсиса на середине зала;
 проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных
возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности,
музыкальности и артистизма исполнения.
Групповымиформами контроля являются:
 демонстрация танцевальных комбинаций;
 исполнение разученных номеров;
 проведение открытых и итоговых занятий по современному танцу;
 участие во внутристудийных конкурсах;
 отчетные концерты;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Итоговая аттестация результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над
успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития
19

обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной
программы на определенном этапе обучения.
При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют
знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том
числе:
 знание терминологии;
 умение исполнять различные элементы и движения современного танца;
 знание средств создания образа в хореографии;
 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
 умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
 навыки музыкально-пластического интонирования;
 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Проведение аттестации обязательно для всех обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Для развития качественных условий образовательного процесса,
предоставления возможностей для профессионального самоопределения
обучающихся в рамках программы осуществляется взаимодействие с НОУ
ВПО Гуманитарный университет.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
1. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
2. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ.

20

Список литературы
1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с
воспитанниками младшего школьного возраста // Искусство и образование.
2008. № 6.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:учебник для
индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во
Деловая книга, 1999. – 119 с.
3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов /
Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ
Сфера, 2001. – 464 с.
7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов
физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и
спорт, 1987 – 367 с.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника.
[Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один
из лучших», 2004 – 414 с.
9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце // МоскваСПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с.
10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в
школе. 2008. № 2. С. 63-67.
2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля,
2009 – 95 с.
3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во «Век
информации», 2018 – 259 с.
4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с.

21

Справочная литература
1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ballet-enc.ru/.
2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.persev.ru/psychological_dictionary.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов,
Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».