Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Рассмотрено Экспертно-методическим советом протокол № 1 от 29.08.2022 г. Председатель_______________А.С.Лисина УТВЕРЖДЕНО приказом И.о.директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 01.09.2022 № 240-од _____________________Е.В.Сергеева Ансамбль танца «Детство. Классический танец. 3 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 13-18, срок реализации – 4года, художественная направленность 9-12 года обучения в Ансамбле танца «Детство» Автор составитель: Галишева Елена Михайловна Педагог дополнительного образования Высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия для психического, физического и эстетического развития, для развития творческих способностей детей и формирования основных принципов здоровьесбережения. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, а также помогает развить чувство музыкальности, свободы и законченности жеста танцевальной техники. В свою очередь сильное, красивое тело способствует формированию духовно-сильного и красивого человека. Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получают богатый опыт совместной деятельности, учатся жить и работать в коллективе, познавать себя и окружающий мир. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 2 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников. Программа направлена не только на развитие хореографических навыков и умений, но и на создание условий для формирования культуры личности ребенка.Приоритет отдается овладению общечеловеческими нормами нравственности, развитию таких свойств личности, как интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, ответственность в поступках, «самостроительство». Занятия по данной программе учитывают психологические и физиологические особенности обучающихся. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для 3 жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительные особенности программы Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, «Ансамбль танца «Детство». Предлагаемая программа разработана педагогом хореографического ансамбля «Детство», существующего с 1990 года. Особенностью программы является ее возрастная направленность на детей 13-18 лет, она является продолжением двух программ Базового уровня, обобщает и результирует знания и умения изученные на предыдущих уровнях. Педагогическая целесообразность Программа построена таким образом, что материал, изученный попрограмме «Ансамбль танца «Детство». Классический танец.2ступень», повторяется, углубляется и расширяется на данной ступени. В основе программы лежат педагогические принципы: развивающего и творческого образования и воспитания; коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности; разновозрастного подхода; непрерывности и систематичности воспитания и обучения. Адресность программы Программа ориентирована на возраст обучающихся 13-18 лет, освоившие программу «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» (возраст 7-12 лет, срок реализации 6 лет), либо имеющие соответствующий набор компетенций. Возрастные особенности обучающихся В этом возрасте у ребенка обычно «начинает формироваться потребность в достижении успехов»1. Дети уже вполне понимают, что дефицит способностей может быть компенсирован приложенными усилиями. Это становится большим стимулом для самосовершенствования и надежной мотивационной основой для самовоспитания в коллективе. На данном уровне необходимо продолжать активную деятельность по развитию осанки и равновесия. Для развития чувства танцевального движения следует последовательно развивать различные виды координации, которые осваиваются на основе комбинации движений классического танца. Постигая классический танец, дети учатся танцевать всем телом, добиваются гармоничности движений. Логика развития классических упражнений, обучение детей от простого к сложному, взаимосвязь движений расширяет диапазон выразительности, придают образность танцу и образности подчиняют всю технологию движений. Особенностью проведения занятий в ансамбле танца «Детство» является то, что одновременно идет музыкальное развитие и решаются вопросы 1 Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. 4 всестороннего развития обучающихся. В связи с этим, занятия в ансамбле проходят в интегрированной форме, объединяющей теоретический и практический материал разных программ, реализуемых в коллективе. Это объясняется тем, что введение теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению материала. Работа с обучающимися на данном уровне строится с учетом физиологических и психологических особенностей. В возрасте 13-18 лет обучающиеся становятся выносливее в физическом отношении, что позволяет увеличить физическую нагрузку за счет количества повторов движений на занятиях и репетициях. Умственное и физическое развитие обучающихся позволяет педагогу углубить знания об освоенных движениях; возможно разъяснение законов движений, техники, музыкальной и танцевальной выразительности. Продолжаем обращать внимание на формирование осанки, техники исполнения, на воспитание культуры общения между партнерами. В этом возрасте сильна тяга к самовоспитанию, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования. Занятия в ансамбле полезны тем, что являются хорошей школой для выработки необходимых качеств личности. Они доставляют удовольствие, укрепляют здоровье обучающихся, улучшают его самочувствие, способствовуют развитию творческих начал личности, что, конечно же, не исключает возможности впоследствии профессионально заняться хореографией. Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие педагога в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные ситуация и комплексы, характерные для данного возраста. Принципы формирования учебных групп На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень» принимаются дети, прошедшие обучение по программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» (возраст 7-12 лет, срок реализации 6 лет), а также дети с соответствующими компетенциями, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество обучающихся в группах: обучение осуществляется в группах от 10 до 18 человек. Состав группы постоянный. Режим занятий Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека медленно поддаются эволюции, поэтому занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями составляет 10 минут, продолжительность занятия - 45 минут. Итого в неделю: 4 часа, итого в год: 144 часа. Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень» составляет 576 часов, по 144 часа в год. 5 Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года. Уровень программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец.3 ступень» построена в соответствии с продвинутым уровнем сложности - используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. Обучение в рамках данного творческого объединения происходит непрерывно в течение 12 лет – в случае полного успешного освоения материала программы одного уровня обучающийся переходит на следующий год. Поскольку данная программа соответствует продвинутому уровню, первый год обучения по ней соответствует девятому году обучения в Ансамбле. Методы обучения: словесный метод (беседа, объяснение); наглядный метод (показ движений, работа по образцу) практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции). Формы обучения: групповая(группы формируются с учетом возраста детей); индивидуальная(форма необходима для детей, не усвоивших пройденный материал или отстающих); коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп). Виды занятий: практические занятия; беседы; самостоятельная работа; контрольные занятия; участие в концертах; участие в конкурсах и фестивалях. Результативность программы определяется на основе педагогического наблюдения и анализа. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическое занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и конкурсах. Работа с родителями Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы 6 обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи ребёнка. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы Цель программы – развитие и совершенствование потенциала обучающихся посредством углубленного изучения искусства классического танца. Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Воспитательные: воспитание потребности в систематических занятиях; повышение эффективности воспитательной деятельности и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей. формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность, общительность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, ответственность в поступках, скромность, коллективизм. Развивающие: развитие способности передавать посредством танца определенное эмоциональное состояние; содействие правильному физическому развитию организма: выработке правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц; развитие внутренней собранности, концентрации, внимания. Обучающие: приобщение обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей возникновения и развития классического танца; ознакомление с основами музыкальной грамоты; поэтапное овладение классическим экзерсисом, воспитывающим адекватное восприятие красоты движений; знакомство с историей развития классического танца; формирование устойчивого интереса к классическому танцу как основе хореографического искусства в целом. овладение терминологией проученных движений. 7 Программа рассчитана на 4года обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства хореографии, его законов, углублением знаний и осмыслением своего существования в мире творчества. Календарный учебный график Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные Зимние дни каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. Промежуточн ая/итоговая аттестация 10.05. - 30.05. 31.12. 08.01. Летние каникулы 01.06. 31.08. Учебный план 9 год 4 144 В неделю В год 10 год 4 144 11 год 4 144 12 год 4 144 Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень» составляет 576 часов. Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по технике безопасности. Учебный (тематический) план 9-10 год обучения (13-15 лет) № Кол-во часов 9 год Название темы Кол-во часов 10 год Всего Теория 1. Хореографу многое надо знать 4 4 2. Упражнения у станка 32 32 32 32 3. Упражнения на середине 16 16 16 16 4. Учебные комбинации у станка и на середине 20 Практика 20 Всего Теория 4 4 20 8 Практика Формы аттестации/ контроля Фронтальный опрос 20 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций № Кол-во часов 9 год Название темы Всего Теория Кол-во часов 10 год Практика Всего Теория Практика 5. Позы классического танца. Элементарное аdajio 12 12 12 12 6. Аllegro 28 28 28 28 7. Танцевальные комбинации, этюды 20 20 20 20 8. Туры 12 12 12 12 Всего: 144 140 144 4 4 Формы аттестации/ контроля Контрольные упражнения Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольные упражнения 140 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание 9 и 10года обучения (13-15 лет) Тема 1. Хореографу многое надо знать. Теория: Рассказы о выдающихся балетмейстерах: Л. Иванове, М. Петипа, Ю. Григоровиче и др. Рассказы об известных классических танцовщиках: М. Барышников, Т. Карсавина, Е. Максимова, В. Васильев, Р. Нуриев и др. Современные солисты: У. Лопаткина, Н. Цискаридзе, С. Филин, С. Захарова. Тема 2. Упражнения у станка. Практика: Повторение пройденных движений с увеличенной нагрузкой. Работа над правильностью и чистотой исполнения. Развитие выносливости и силы. Усложнение ранее выученных движений за счет подъема на пoлупальцы. - petit battement наполупальцах; - battementfonduнаполупальцах; - battement frappe наполупальцах; - tempsreleveen dedans u en dehors; - grand rond de jambeen dehors u en dedans; - developpepliereleve; - developpetombe; - полуповороты с подменой ноги на полупальцаx (endehors u endedans); - упражнения в epaulement. Тема 3. Упражнения на середине. Практика: Развиваются упражнения предыдущего года за счет подъема на полупальцы. Новые упражнения по мере усвоения переносятся на середину зала. Тема 4. Учебные комбинации у станка и на середине. 9 Практика: Учебные комбинации становятся более сложными по построению и координации за счет введения в них epaulementefface и поз ecarte. Тема 5. Позы классического танца. Элементарное аdajio. Практика: Продолжается работа над выразительным исполнением каждой позы, над их содержанием, т.к. каждая поза имеет свой неповторимый танцевальный облик. Усложняется маленькое аdajio, проученные движeния комбинируются между собой, добавляются позы attitudes u grandronddejamb. Позы исполняются с переходом через passe на 90. В alajio включаются portdebras, подъемы на полупальцы и танцевальные движения. Тема 6. Allegro. Практика: Совершенствуются ранее выученные прыжки. Вводятся высокие трамплинные прыжки, которые развивают силу всей ноги. Начинаетсяизучениезаносок (battus). - echappebattu; - sissonne ouverte ; - sissonnefermee; - pas de basque; - pas de chat; - pasjete с продвижением; - royal; - entrecha-quatre; - pas chasse; - grand jete. Тема 7. Танцевальные комбинации, этюды. Практика: Продолжается работа над выразительным исполнением движений, развиваются навыки танцевальности. Проучиваются новые движения, которые комбинируются с ранее пройденными и включаются в комбинации adajio. - 5,6 port de bras; - temps lie на 90; - pas de bourreedessus-dessous; - pas de bourreeentournant с переменойног. Тема 8.Туры. Практика: Развивается техника поворотов на месте, по диагонали, по кругу. Проучивается двойной тур. - тур pique по кругу, по диагонали с двойным туром; - тур endehors из 5 позиции с двойным туром; - тур chene; - тур fouette. 10 Учебный (тематический) план 11-12года обучения (16-18 лет) № Кол-во часов 11 год Название темы Кол-во часов 12 год Всего Теория 1. Хореографу многое надо знать 4 4 2. Упражнения у станка 32 32 32 32 3. Упражнения на середине 16 16 16 16 4. 5. 6. 7. 8. Усложнённые комбинации у станка и на середине Позы классического танца. Adajio Аllegro – усложнённые комбинации Танцевальные комбинации, этюды Практика Всего Теория 4 4 Практика Формы аттестации/ контроля Фронтальный опрос Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций 20 20 20 20 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций 12 12 12 12 Контрольные упражнения 28 28 28 28 20 20 20 20 Туры 12 12 12 12 Всего: 144 140 144 4 4 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 11 140 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольные упражнения Содержание 11-12 года обучения (16-18лет) Тема 1. Хореографу многое надо знать. Теория: Рассказы о выдающихся балетмейстерах: Л. Иванове, М. Петипа, Ю. Григоровиче и др. Рассказы об известных классических танцовщиках: Ф. Рузиматов, А. Лиепа, М. Плисецкая, В. Васильев, Р. Нуриев и др. Современные солисты: У. Лопаткина, Н. Цискаридзе, С. Филин, С. Захарова, Д. Вишнева и др. Тема 2. Упражнения у станка. Практика: Повторение пройденных движений с увеличенной нагрузкой. Работа над правильностью и чистотой исполнения. Развитие выносливости и силы. Усложнение ранее выученных движений за счет подъема на пoлупальцы. - petit battement наполупальцах; - battement fonduнаполупальцах; - battement frappe наполупальцах; - tempsreleveen dedans u en dehors; - grand rond de jambeen dehors u en dedans; - developpepliereleve; - developpetombe; - полуповороты с подменой ноги на полупальцаx (endehors u endedans); - упражнения в epaulement. Тема 3. Упражнения на середине. Практика: Развиваются упражнения предыдущего года за счет подъема на полупальцы. Новые упражнения по мере усвоения переносятся на середину зала. Тема 4. Усложнённые комбинации у станка и на середине. Практика: Комбинации становятся более сложными по построению и координации за счет введения в них epaulementefface и поз ecarte. Тема 5. Позы классического танца. Adajio. Практика: Продолжается работа над выразительным исполнением каждой позы, над их содержанием, т.к каждая поза имеет свой неповторимый танцевальный облик. Усложняется аdajio, проученные движeния комбинируются между собой, добавляются позы attitudes u grandronddejamb. Позы исполняются с переходом через passe на 90. В adajio включаются portdebras, подъемы на полупальцы и танцевальные движения. Тема 6. Allegro –усложнённые комбинации. Практика: Совершенствуются ранее выученные прыжки. Вводятся высокие трамплинные прыжки, которые развивают силу всей ноги. Начинаетсяизучениезаносок (battus). - echappebattu; - sissonne ouverte ; - sissonnefermee; - pas de basque; - pas de chat; 12 - pasjete с продвижением; - royal; - entrecha-quatre; - pas chasse; - grand jete. Тема 7. Танцевальные комбинации, этюды. Практика: Продолжается работа над выразительным исполнением движений, развиваются навыки танцевальности. Проучиваются новые движения, которые комбинируются с ранее пройденными и включаются в комбинации adajio. - 5,6 port de bras; - temps lie на 90; - pas de bourreedessus-dessous; - pas de bourreeentournant с переменойног. Тема 8. Туры. Практика: Развивается техника поворотов на месте, по диагонали, по кругу. Проучивается двойной тур. - тур pique по кругу, по диагонали с двойным туром; - тур endehors из 5 позиции с двойным туром; - тур chene; fouette. 13 Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты: - профессиональные хореографические коллективы и театры мира; - терминология экзерсиса классического танца; - правила гигиены сценического костюма; - правила сценического поведения; - умение преодолевать мышечные и психологические зажимы на занятиях классическим танцем; -владение навыком творческой работы как самостоятельно, так и в коллективе; - владение телом в степени, достаточной для перевоплащения в определнный образ; - умение грамотно проучивать и выразительно исполнять танцевальные этюды и композиции; - совершенствование навыков классического танца: экзерсиса, танцевальных элементов и танцевальных этюдов. Метапредметные результаты: - умение различать сложные музыкальные ритмы и динамические оттенки в музыке; - выразительное, образное исполнение движения; - умение самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку; - самостоятельное исполнение законченных танцевальных комбинаций и этюдов; - умение создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста; - умение применять на практике правила личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности; - умение использовать полученные знания в практической деятельности; - оценка полученного результата; - высокий уровень культуры; - умение реализовывать себя в разных видах творческой деятельности; - умение использовать накопленные знания, пополнять их и транслировать другим; - владение навыками публичных выступлений; - умение находить различные решения поставленной задачи и грамотно распределять свободное время; -развитые личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплина, выносливость и т.д.). Личностные результаты: - сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному творчеству; - понимание необходимости продуктивного проведения своего досуга и умение организовывать свое свободное время; - понимание необходимости конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; умение позитивного общения в группе; - позитивное отношение к своему здоровью и привлечение к здоровому образу жизни окружающих; 14 - владение правилами поведения в экстремальных ситуациях; - умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; - устойчивый интерес к самообразованию; - проявление активной жизненной позиции; - развитый эстетический вкус, высокие нравственные качества. 15 Организационно-педагогические условия Материально-техническое обеспечение: 1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум); 2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок); 3. Фортепиано; 4. Баян; 5. Медиатека (танцевальная музыка); 6. Компьютер; 7. Принтер. Кадровое обеспечение: 1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. 2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано спецификой образовательной программы. Режим занятости: 100% занятий. Методические материалы: 1. Нотно-методическая литература; 2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности; 3. Видеотека; 4. Альбомы фотографий; 5. Справочная литература; 6. Фонотека; 7. Технологические карты учебных занятий; 8. Контрольно-оценочные тесты; 9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. 16 Формы контроля и оценочные материалы Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: контрольное исполнение этюдов и комбинаций; фронтальный опрос; контрольные упражнения; открытое занятие; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися программы разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Общие критерии оценивания результатов: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень сформированности таких качеств, как ответственность, познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение взаимодействовать в группе. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Итоговая аттестация Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки, фестивали, конкурсы). Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации образовательной организации, руководители структурных подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную 17 программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Критериями оценки результатов обучения служит также освоение программы по годам обучения (см. Приложение), успешное участие в фестивалях и конкурсах, создание стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и коллективизма. Для систематизации сведений об освоении программы каждым отдельным обучающимся используются следующие оценочные материалы: Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2); Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приложение 3). 18 Список использованной литературы 1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. 2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. 3. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981. 4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993. 5. Боголюбская А.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983. 6. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. 8. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001. 9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. 10. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. 11. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. 12. Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963. 13. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1986. 14. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.: ЛГИК, 1980. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001. 16. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2003. 17. Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами хореографии. – Челябинск, 1993. 18. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. 19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003 Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей: 1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис – пресс, 2000 – 266 с. 2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41 3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с. 4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 2009 – 346 с. Интернет-ресурсы: 19 1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги, статьи, публикации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru 2. Материалы из свободной энциклопедии: классический танец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru 3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://dance-composition.ru 20 Сведения об авторе Галишева Елена Михайловна Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность – педагог дополнительного образования Квалификационная категория – высшая 21 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень»ориентирована на обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет, рассчитана на 4 года обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства классического танца, его законов, нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, на осознание ребенком себя значимой личностью, неотъемлемой частью коллектива. Целью программы является развитие и совершенствование потенциала обучающихся посредством углубленного изучения искусства классического танца. Постигая классический танец, дети учатся танцевать всем телом, добиваются гармоничности движений. Логика развития классических упражнений, обучение детей от простого к сложному, взаимосвязь движений расширяют диапазон выразительности, придают образность танцу и образности подчиняют всю технологию движений. Педагогической основой концертной деятельности ансамбля являются духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование их эстетического вкуса, знакомство с хореографической культурой других стран и пропаганда национального искусства, а в целом – повышение культурного уровня обучающихся. Занятия хореографическим искусством помогают организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получают богатый опыт совместной деятельности, учатся жить и работать в коллективе, познавать себя и окружающий мир. 22 Приложение № 1 Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программ «Ансамбль танца «Детство». Классический танец.3 ступень» Теоретическая подготовка № Ф.И . Год обу чен ия Соответствие теоретических знаний программным требованиям Владение спец. терминоло гией Практическая подготовка Координац ия движений Хореог. шаг Освоение экзерсиса Прыжок Музыкал ьность 1. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . 13 . 13 . 14 . 15 . 16 . Педагог: ________________________ Учебный год ___________________ Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий 23 Приложение № 2 Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы « Ансамбль танца «Детство». Классический танец.3 ступень» № Фамилия, имя ребенка Основы хореографической пластики гибкость растянутость сила Хореографическая память Исполнительское мастерство Работоспособность 1. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 13. 14. 15. 16. Педагог: ________________________ Учебный год ___________________ Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий 24 Приложение № 3 Мониторинг развития ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 3 ступень». ________________________________________________________________________________ педагог, ребенок, год обучения № критерии Основы хореографической пластики Сила Растянутость Гибкость Усвоение танцевальных движений Хореографическая память Исполнительское мастерство Работоспособность Музыкальность уровень Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно высокий Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 1 Ф.И. обучающегося: С. Настя Данные динамики творческого потенциала обучающихся (оценивание проводится по 10-бальной шкале) № 1. 2. 3. критерии Экзерсис на середине, по кругу и на коврах Разучивание танцевальных комбинаций и этюдов Выразительность исполнения ИТОГО: 3010 6 3011 7 3013 9 6 7 9 7 19 8 33 9 37 Оценочная шкала: «-» - критерий отсутствует 1-3 – критерий формально присутствует 3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов 5-6 – критерий проявляется часто 7-8 – критерий проявляется почти всегда 9-10 – критерий проявляется в полном объеме 25 Карта индивидуального развития обучающегося - Форма 2 Ф.И. обучающегося: П. Леонид Роль танца в жизни обучающегося. (самооценка проводится по 10-бальной шкале) № критерии Октябрь 3011 1. 2. 3. 4. 5. Помогает в учебе Мешает в учебе Развивает способности Помогает познавать страну, мир Раскрепощает, делает более уверенным ИТОГО: 10 9 6 9 Май 3013 10 10 8 10 34 38 Оценочная шкала: «-» - критерий отсутствует 1-3 – критерий формально присутствует 3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов 5-6 – критерий проявляется часто 7-8 – критерий проявляется почти всегда 9-10 – критерий проявляется в полном объеме. 26