Народный танец-1 ступень

Муниципальное
автономное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества
детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Рассмотрено
Экспертно-методическим советом
протокол № 1 от 29.08.2022 г.
Председатель_______________А.С.Лисина

УТВЕРЖДЕНО
приказом И.о.директора МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»
от 01.09.2022 № 240-од
_____________________Е.В.Сергеева

Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей 5-6 лет, срок реализации – 2 года,
художественная направленность
1-2 года обучения в Ансамбле танца «Детство»

Авторы-составители:
Гуслева Алина Григорьевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Петрашень Олеся Евгеньевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся
эмоциональным, художественным отображением его жизни. Танец воплощает в
себе творческую фантазию народа и глубину его чувств. Занятия
хореографическим искусством, создавая
благоприятные условия для
психического, физического и эстетического развития, для развития творческих
способностей дошкольников, формируют их фигуру, развивают физическую
силу, выносливость, ловкость, внимание и трудолюбие.
Занятия хореографией способствуют формированию общей эстетической
и танцевальной культуры, а развитие танцевальных и музыкальных
способностей помогает успешному и тонкому восприятию профессионального
хореографического искусства и, в конечном итоге, более полному восприятию
картины окружающего мира.
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» — это
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности, она представляет собой первую
(стартовую) ступень в обучении детей дошкольного возраста искусству
хореографии и рассчитана на два года. В дальнейшем, обучающиеся,
проявившие интерес и желание развивать свои способности к танцу, могут
продолжить свое обучение по программе «Ансамбль танца «Детство».
Народный танец. 2 ступень» (дополнительное образование для детей 7-8 лет).
Данная программа входит в комплекс программ, реализуемых в Ансамбле
танца «Детство».
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей
на
программы
художественно-эстетического
развития
дошкольников, а также необходимостью развития творческих и
коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной
творческой деятельности. Программа заключается в обеспечении детей
физической нагрузкой и развития у них творческих способностей. В
современном обществе уделяется большое внимание развитию здоровых,
физически развитых детей.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень»
ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся
в
художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование
и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» направлена на
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
3

Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень»
ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления
стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 20162030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской
области, что реализуется через создание условий для развития творческого
потенциала населения.
Также программа определяется запросом со стороны детей и их
родителей художественно-эстетического развития дошкольников, а также
необходимостью развития творческих и коммуникативных способностей
учащихся на основе их собственной творческой деятельности. Программа
направлена на «здоровьесбережение» в условиях постиндустриального
общества, двигательную активность, стрессоустойчивость, социализацию.
На занятиях идет закладка фундамента будущего физического и
психологического здоровья ребенка, а так же создание предпосылок
сознательного ведения здорового образа жизни.
Отличительной особенностью данной программы является структура
построения учебного материала по разделам:
Раздел «Ритмика», предполагающий знакомство дошкольников с
основными музыкальными понятиями, способствующий формированию
основных музыкально-ритмических навыков, навыков выразительности
движения и ориентации в пространстве;
Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика», дающий
дошкольникам основные сведения об анатомическом строении человеческого
тела и работе мышц, способствующий развитию мышечных ощущений,
выразительности мимики лица, укреплению всех групп мышц;
Раздел «Постановка хореографических номеров», предполагающий
знакомство на практике с такими понятиями как «сценическая площадка»,
«сценическая одежда», «оборудование сцены», репетиции и выступления на
сцене, обучение основным правилам культуры поведения на сцене, приемам
психологического настроя на выступление, адекватной оценки-самоанализа
своей деятельности, а также разучивание танцевального текста и композиции
номеров.
Раздел «Основы народного танца», предполагающий знакомство с
терминологией народного танца, характерными чертами русских хороводов и
плясок, особенностями позиций рук и ног.
Особенностью проведения занятий с дошкольниками на стартовом
уровне является также то, что содержание предлагаемого материала не имеет
четких границ. На занятии сочетаются все виды деятельности. На каждом
занятии органично сочетается материал из всех разделов, причем темы
чередуются не механически, их порядок подчиняется единому педагогическому
замыслу.
4

На одном занятии может идти изучение элементов народного танца,
одновременно идет музыкальное развитие и музыкальное воспитание,
решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим,
занятия в группах стартового уровня проходят в интегрированной форме,
объединяющей теоретический материал и практику. Это объясняется тем, что
введение теоретических понятий через практику способствует лучшему
усвоению материала.
Такое построение программы является результатом обобщения
многолетнего опыта работы и основывается на особенностях детей данной
возрастной категории.
Педагогическая целесообразность программы «Ансамбль танца
«Детство». Народный танец. 1 ступень» определена тем,ориентирует каждого
воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Программа
нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, на осознание
ребенком себя значимой личностью, неотъемлемой частью коллектива.
В основе программы лежат педагогические принципы:
 развивающего и творческого образования и воспитания;
 коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности;
 личностно-ориентированного подходаподхода;
 непрерывности и систематичности воспитания и обучения;
 преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и
элементарных движений.
Программа построена таким образом, что материал, изученный при
освоении программы «Хореография для малышей» (дополнительное
образование для детей 3-4 лет, срок реализации 2 года) повторяется,
углубляется и расширяется.
Адресат общеразвивающей программы: дети 5-6 лет, освоившие
программу «Хореография для малышей» (3-4 года, срок реализации 2 года),
либо имеющие соответствующий набор компетенций.
Возрастные особенности обучающихся.
Известно, что для маленьких детей является проблемой ориентация в
пространстве, определение правой или левой ноги. Движения детей этого
возраста часто беспорядочны и хаотичны. Одной из первых задач,
следовательно, является раскрытие красоты и логики простейшего движения
вообще и танцевальных движений в частности. Постепенно воспитанники
получают навыки организованных движений, осознают их закономерный
характер и учатся управлять ими.
Большое организующее значение принадлежит музыке, поэтому на
первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение детьми
координации слуховых и двигательных навыков. В процессе занятий
двигательное чувство совершенствуется, и движения приводятся в соответствие
с музыкальным сопровождением. Важным вопросом в обучении детей
дошкольного возраста является формирование красивой осанки. Знание
динамической анатомии, правил постановки корпуса, понимание физической и
5

эстетической структуры каждого движения позволяют педагогам справиться с
этой задачей.
Отличительной чертой детей дошкольного возраста является их
эмоциональность и открытость, послушание и исполнительность. Дошкольники
легко «загораются» новыми идеями, однако при трудностях быстро остывают.
Безграничное доверие к взрослым делает этот возраст благодатным для
воспитания ребенка как личности. Учитывая это, педагог должен осознавать
большую ответственность за каждое свое слово, суждение, действие.
Внимание обучающихся этой возрастной группы быстро притупляется,
поэтому следует постоянно подкреплять логическое восприятие образным
(«столики», «чемоданчики»; «стульчики»; «корзиночки»; «утюжки-клювики» и
т.д).
Учитывая, что дети не могут долго находитьсяв статичной позе, педагог
должен гармонично сочетать в занятии различные виды двигательной
активности. Для развития чувства танцевального движения следует
последовательно развивать различные виды координации.
Педагогической основой концертной деятельности ансамбля являются
духовно-нравственное
воспитание
обучающихся,
формирование
их
эстетического вкуса, знакомство с хореографической культурой других стран и
пропаганда национального искусства, а в целом – повышение культурного
уровня обучающихся.
Для осуществления концертной деятельности в коллективе большое
внимание уделяется постановочной и репетиционной работе. Она даёт
возможность воплотить в жизнь замысел балетмейстера, помогает
исполнителям найти пути творческого решения замысла. Репетиционная работа
учит детей искусству перевоплощения, достигаемого тренировкой всего
психофизического аппарата танцовщика. Постановочная и репетиционная
работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, способствуя
развитию творческой инициативы обучающихся, их воображения, умения
передавать музыку и содержание образа движением.
Особенно внимательно педагогу следует относиться к выбору репертуара
и манере исполнения, более активно влиять на развитие художественного вкуса
и творческих способностей обучающихся.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» принимаются дети,
прошедшие обучение по программе «Хореография для малышей» (возраст 3-4
лет, срок реализации 2 года), а также дети с соответствующими
компетенциями, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для
занятий хореографией. Количество обучающихся в группах: обучение
осуществляется в группах от 10 до 20 человек.
Режим занятий.
Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и
длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека
6

медленно поддаются эволюции, поэтому занятия в каждом разделе необходимо
проводить в следующем режиме:
1 год обучения (продолжительность занятия 30 минут):
Раздел «Ритмика» - по 1 часу 1 раз в неделю;
Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» - по 1 часу 1 раз
в неделю;
Раздел «Постановка хореографичеких номеров» - по 1 часу 1 раз в неделю;
Раздел «Основы народного танца» - по 1 часу 1 раз в неделю;
Итого в неделю: 4 часа; итого в год: 144 часа.
2 год обучения (продолжительность занятия 30 минут):
Раздел «Ритмика» - по 2 часа 1 раз в неделю;
Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» - по 2 часа 1 раз в
неделю;
Раздел «Постановка хореографичеких номеров» - по 1 часу 1 раз в неделю;
Раздел «Основы народного танца» - по 1 часу 1 раз в неделю;
Итого в неделю: 6 часов в неделю; итого в год: 216 часов.
Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». 1 ступень»
составляет 360 часов. 1 год обучения -144 часа, 2 год обучения – 216 часов.
Срок освоения программы: 72 недели, 18 месяцев, 2 года.
Уровень программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» построена в
соответствии со стартовым уровнем сложности - используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность
предлагаемого для освоения содержания программы минимальная.
Обучение в рамках данного творческого объединения происходит
непрерывно в течение 12 лет – в случае полного успешного освоения материала
программы одного уровня обучающийся переходит на следующий год. Данная
программа соответствует стартовому уровню, первый год обучения по ней
соответствует первому году обучения в Ансамбле.
Методы обучения:
 словесный метод (беседа, объяснение);
 наглядный метод (показ движений, работа по образцу)
 практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции).
Формы обучения:
 групповая (группы формируются с учетом возраста детей);
 индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный
материал или отстающих);
 коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций
Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько
возрастных групп).
Виды занятий:
 практические занятия;
7







беседы;
самостоятельная работа;
контрольные занятия;
участие в концертах;
участие в конкурсах и фестивалях.
Особенностью проведения занятий является то, что содержание
предлагаемого материала не имеет четких границ. На одном занятии может
идти развитие компетенций, предусмотренных разными разделами программы,
одновременно идет музыкальное развитие и музыкальное воспитание,
решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим,
занятия в ансамбле проходят в интегрированной форме, объединяющей
теоретический материал и практику. Это объясняется тем, что введение
теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению
материала.
Формы подведения итогов реализации программы: практическое
занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и
конкурсах.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что
обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в
жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники ансамбля. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, становятся активными
организаторами и участниками мероприятий внутри ансамбля.
В течение года предусматривается проведение родительских собраний,
индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи ребёнка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Целью программы является пробуждение интереса и выявление
способностей детей к танцу через начальное музыкально-ритмическое
развитие.
Достижение цели осуществляется в ходе решения воспитательных,
развивающих и обучающих задач.
Воспитательные:
 сформировать элементарные навыки взаимодействия и общения в
хореографической группе;
 сформировать позитивное отношение к работе на сцене;
 приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
 воспитать в ребёнке потребность работы на каждом занятии;
8

 сформировать
интерес
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности;
 приобщить к искусству танца.
Развивающие:
 развить музыкальность, умение связывать музыку с движением;
 развить артистические данные;
 развить физические качества (гибкость, силу, растянутость, выносливость,
координацию);
 накопить и обогатить двигательный опыт детей;
 сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Обучающие:
 сформировать необходимые двигательные навыки у детей дошкольного
возраста;
 развить опорно-двигательный аппарат, помочь исправить нарушения
осанки;
 научить грамотному исполнению элементарных танцевальных движений;
 сформировать начальные навыки танцевального мастерства.

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

Летние
каникулы
01.06. 31.08.

Содержание общеразвивающей программы.
Учебный план
Раздел
Ритмика
Хореографическая пластика и партерная
гимнастика
Основы народного танца
Постановка хореографических номеров
Итого в неделю
Итого в год
9

1
год
36

2
год
72

36

72

36
36
4
144

36
36
6
216

Всего часов по
программме
108
108
72
72
360

Общий
объём
часов
по
дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1
ступень» составляет 360 часов.
Тема первого организационного занятия каждого года обучения:
Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по
технике безопасности.

10

Учебный (тематический) план
1-й год обучения
№
п/п

Кол-во часов
Название раздела, темы
Всего

Теор
ия

Практи
ка

Форма аттестации/
контроля

Раздел «Ритмика»
1.

Ориентация в пространстве

8

8

2.

Эмоции в танце

10

10

Контрольные
упражнения
Просмотр

3.

Танцевальная музыка

4

3

Фронтальный опрос

Длительность, ритм, размер в музыке
4
1
3
Активизация и развитие творческих
10
10
способностей
Всего
36
2
34
Раздел «Хореографическая пластика и партерная
гимнастика»

Фронтальный опрос

4.
5.

1

Контрольное занятие

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

6.

Постановка корпуса

6

6

7.

Развитие подвижности суставов рук и
ног

4

4

8.

Работа над выворотностью

4

4

9.

Работа над мышцами спины

4

4

10.

Работа над мышцами живота

5

5

4

4

6

6

1

1

Контрольные
упражнения
Открытое занятие

2

2

Открытое занятие

13.

Упражнения на снятие
напряженности и растяжки
позвоночника
Комбинации упражнений партерной
гимнастики
Полюбуйтесь нами (итоговый урок)

14.

Танцевальная ступенька

11.
12.

15.
16.
17.

Всего
36
Раздел «Основы народного танца»
Образностьтерминологиинародногота
8
2
нца
Позиции рук и ног в народном танце
18
Разнообразие и характерные черты
10
русских хороводов и плясок
Всего
36
2

Контрольные
упражнения

36
6

Фронтальный опрос

18

Контрольное занятие
Контрольные
упражнения

10
34

Раздел «Постановка хореографических номеров»
18.

Здравствуй, сцена!

2

19.

Разучивание танцевального текста и

18
11

Фронтальный опрос

2
18

Исполнение композиций

композиции номеров
20.

Репетиции на сцене

10

10

Исполнение композиций

21.

Выступления на сцене

6

6

Концерт

Всего

36

2

34

ИТОГО:

144

6

138

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание
1-й год обучения
Раздел «Ритмика»
Тема 1. Ориентация в пространстве.
Практика: тПередвижение в различных рисунках по одному, в паре.
Перестроения из кругового рисунка в линейный и наоборот. Объемность
рисунка и его выразительность. Новые рисунки: змейка, воротца. Различие
правой, левой ноги, руки, плеча. Повороты вправо, влево.
Тема 2. Эмоции в танце.
Практика:Дальнейшее развитие эмоциональной сферы детей средствами
хореографии. «Актерская пятиминутка»: кричалки, плакалки, удивлялки и т.д. –
прием образного показа, прием контрастных эмоциональных состояний. Работа
над лицом – открытость взгляда, приветливая улыбка. «Зажигаемся», как
«лампочка улыбкой».
Тема 3. Танцевальная музыка.
Теория:Особенности танцевальных жанров: марша, галопа.
Практика:Прослушивание и анализ танцевальной музыки, воспроизведение
в движениях галопа, марша. Музыка «дает команды» движению, а движение
раскрывает музыку.
Тема 4. Длительность, ритм, размер в музыке.
Теория:Понятие о длительности, ритме и размере в музыкальном
произведении.
Практика:Воспроизведение на хлопках и шагах разнообразные
ритмические рисунки, определять размер. Танцевальные этюды в разном
характере и ритме.
Тема 5. Активизация и развитие творческих способностей.
Практика: Прослушивание музыки для создания пластического
ритмического, танцевального образа. Импровизации – каждый сам по себе.
Развиваем инициативность, активность и творческий поиск.
Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика»
Тема 6. Постановка корпуса.
Практика: Постановка корпуса стоя, лежа, сидя. Изучение позиций ног
(1,2,3), подготовительного положения рук, позиций рук (1,2,3). Исполнение
движений по принципу контраста: напряженные – расслабленные. Красивая
12

посадка головы: играем в принца и принцессу (на голове драгоценная корона,
держать голову так, чтобы корона не упала). Работа над выразительностью
мышц лица.
Тема 7. Развитие подвижности суставов рук и ног.
Практика: Выполнение упражнений 1-го года обучения в более быстром
темпе. Увеличение количества повторов движений. Упражнения: «клювикиутюжки», стрелочки, карандашики – в различном темпе.
Тема 8. Работа над выворотностью.
Практика: Закрепляем и совершенствуем упражнения 1-го года обучения:
- лежа на спине резко открываем поднятые вытянутые ноги до пола;
- то же с медленным открыванием ног;
- ножницы на спине;
- сидя - наклон вперед, ноги раскрыты до положения «шпагат»;
Тема 9.Работа над мышцами спины.
Практика: Упражнения для укрепления мышц спины. Профилактика
кифоза, сколиоза. Укрепление мышечного «корсета». Упражнения на
правильное удержание спины в положении сидя («Дощечка»). Упражнения для
укрепления мышц спины лежа на животе: «Матрешка», «Лодочка», «Рыбки»,
«Лягушка», «Корзинка». Упражнения для развития гибкости в плечевом поясе,
в грудном отделе позвоночника, в поясничном отделе позвоночника.
Тема 10. Работа над мышцами живота.
Практика: Различные упражнения на укрепление пресса: «Маленькие
карандашики», «Большие карандаши», «Где мои пальчики ног», «Уголок»,
«Звездочка», сесть \ лечь без помощи рук, перенос прямых ног спереди в
положение за голову, «Березка», «Велосипед», «Ножницы».
Тема 11. Упражнения на снятие напряжения позвоночника и растяжки.
Практика: Упражнения на расслабление мышц. Упражнение на
растягивание мышц различных частей тела. Шпагаты.
Тема 12. Комбинации упражнений партерной гимнастики.
Практика: Объединение упражнений в комбинации. Развитие
выносливости, силы рук, ног, подвижности корпуса, гибкости, эластичности
мышц и связок, координации.
Тема 13. Полюбуйтесь нами!
Практика: Открытое занятие для родителей и педагогов за 1-е полугодие 2го года обучения. Экзерсис на середине. Танцевальные элементы и этюды.
Тема 14. Танцевальная ступенька.
Практика: Экзаменационный показ для родителей и педагогов за 2-е
полугодие. Экзерсис на середине. Элементы танцев, танцевальные комбинации.
Этюды, игры.
Блок «Основы народного танца»
Тема 15. Образность терминологии народного танца.
Теория:Все народы танцуют в радости, в печали, в восторге. Образность
названий народных движений: “ковырялочка”, “дробь”, “моталочка”,
“молоточек”, “гармошка” и др.
Практика:построение и воспроизведение образов и ассоциаций.
13

Тема 16. Позиции рук и ног в народном танце.
Практика: Отличие позиций рук и ног в народном танце от классических
позиций. Пор-де-бра в характере русского танца. Повороты и наклоны головы.
Раскрывание и закрываниерук:
-однойрукой
-двумяруками
-поочередное раскрывание и закрывание рук.
Тема 17. Разнообразие и характерные черты русских хороводов и плясок.
Практика:
1.Положение рук ладонями с кулачками на талии, руки скрещены на груди
(девочки), обе руки открыты в стороны.
2.Положения рук в парах: держась за одну руку, за две руки, по руку,
“воротца”.
3.Движения рук: раскрывание рук в сторону и закрывание на талию,
взмахи с платочком, хлопки в ладоши.
4.Ходы и движения: бытовой шаг, переменный ход, шаг на каблук,
“припадание”, поклон, подготовка к веревочке, припляс (балансе). Присядка –
“мячик”.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 18. Здравствуй, сцена!
Теория: Сценическая площадка, сценическая одежда и оборудование
сцены. Культура поведения на сцене. Прием психологического настроя на
выступление. Прием адекватной оценки-самоанализа своей деятельности.
Разучивание выхода и ухода на выступлениях.
Тема 19. Разучивание танцевального текста и композиции номеров.
Практика: Разучивание движений и комбинаций, закрепление через прием
многократных повторений. Танцевальные номера: «Котята», «Дебют»,
«Веселый марш».
Тема 20. Репетиции на сцене.
Практика: Важность и необходимость репетиций на сцене. Распределение
танцующих на сцене. Выход на определенные позиции на сцене. Отработка
рисунков и техники исполнения.
Тема 21. Выступления на сцене.
Практика: Выступления на концерте для мам. Выступление на отчетном
концерте ансамбля.

14

Учебный (тематический) план
2-й год обучения
№
п/п

Форма аттестации/
контроля

Кол-во часов

Название раздела, темы

Всего

Теор
ия

Практи
ка

Раздел «Ритмика»
1.
2.
3.
4.
5.

Ориентация в пространстве

16

16

Эмоции в танце
20
20
Танцевальная музыка
8
2
6
Длительность, ритм, размер в музыке
8
2
6
Активизация и развитие творческих
20
20
способностей
Всего
72
4
68
Раздел «Хореографическая пластика и партерная
гимнастика»

6.

Постановка корпуса

16

16

7.

Развитие подвижности суставов рук и
ног

12

12

8.

Работа над выворотностью

12

12

9.

Работа над мышцами спины, живота

12

12

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.

Упражнения на снятие напряжения
позвоночника и растяжки
Комбинации упражнений партерной
гимнастики
Полюбуйтесь нами (итоговый урок)
Мечтасбывается!

6

6

10

10

2
2

2
2

Всего

72

72

Раздел «Основы народного танца»
Образностьтерминологиинародногота
4
1
нца
Позиции рук и ног в народном танце
10
Разнообразие и характерные черты
6
русских хороводов и плясок
Подготовка мальчиков кдвижениями
8
на “низах” и вращениям
Подготовка к исполнительской
8
технике и вращением у девочек
Всего
36
1

Контрольные
упражнения
Просмотр
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Контрольное занятие

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Открытое занятие
Открытое занятие

3

Фронтальный опрос

10

Контрольное занятие
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

6
8
8
35

Раздел «Постановка хореографических номеров»
19.

Здравствуй, сцена!

2

15

2

Фронтальный опрос

20.
21.
22.

Перестановка хореографических
номеров из репертуара ансамбля
Постановка и репетиции новых
хореографических композиций
Сценические репетиции и концертные
выступления

14

14

12

12

8

8

Всего

36

2

34

ИТОГО

216

7

209

Исполнение
композиций
Исполнение
композиций
Концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание
2-й год обучения
Раздел «Ритмика»
Тема 1. Ориентация в пространстве.
Практика: Передвижение в различных рисунках по одному, в паре.
Перестроения из кругового рисунка в линейный и наоборот. Объемность
рисунка и его выразительность. Новые рисунки: змейка, воротца. Различие
правой, левой ноги, руки, плеча. Повороты вправо, влево.
Тема 2. Эмоции в танце.
Практика: Дальнейшее развитие эмоциональной сферы детей средствами
хореографии. «Актерская пятиминутка»: кричалки, плакалки, удивлялки и т.д. –
прием образного показа, прием контрастных эмоциональных состояний. Работа
над лицом – открытость взгляда, приветливая улыбка. «Зажигаемся», как
«лампочка улыбкой».
Тема 3. Танцевальная музыка.
Теория: Особенности танцевальных жанров: марша, галопа.
Практика:
Прослушивание
и
анализ
танцевальной
музыки,
воспроизведение в движениях галопа, марша. Музыка «дает команды»
движению, а движение раскрывает музыку.
Тема 4. Длительность, ритм, размер в музыке.
Теория:Понятие о длительности, ритме и размере в музыкальном
произведении.
Практика:Воспроизведение на хлопках и шагах разнообразные
ритмические рисунки, определять размер. Танцевальные этюды в разном
характере и ритме.
Тема 5. Активизация и развитие творческих способностей.
Практика: Прослушивание музыки для создания пластического
ритмического, танцевального образа. Импровизации – каждый сам по себе.
Развиваем инициативность, активность и творческий поиск.
Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика»
Тема 6. Постановка корпуса.
16

Практика: Закрепление и совершенствование упражнений второго года
обучения.
Тема 7. Развитие подвижности суставов рук и ног.
Практика: Совершенствование упражнений второго года обучения.
Мастерство. Броски.
Тема 8. Работа над выворотностью.
Практика: Усложнение упражнений, увеличение повторов.
Тема 9. Работа над мышцами спины и живота.
Практика: Совершенствование силы в упражнениях. Разнообразие темпов
исполнения упражнений. Слитные движения.
Тема 10. Упражнения на снятие напряжения позвоночника и растяжки.
Практика: Тренинг пластики тела. Все виды шпакатов, с наклонами
корпуса. Развитие природных данных с помощью упражнений на полу.
Тема 11. Комбинации упражнений партерной гимнастики.
Практика: Соединение упражнений в комбинации. Развитие силы,
мастерства, гибкости, выворотности.
Тема 12. Полюбуйтесь нами!
Практика: Итоговое занятие 1-го полугодия, отчет о проделанной работе в
форме показа; демонстрация успехов для педагогов ансамбля и родителей.
Тема 13. Мечта сбывается!
Практика: Итоговое занятие 2-го полугодия. Перевод в подготовительные
группы ансамбля.
Раздел «Народный танец»
Тема 14. Образность терминологии народного танца.
Теория:Все народы танцуют в радости, в печали, в восторге. Образность
названий народных движений: “ковырялочка”, “дробь”, “моталочка”,
“молоточек”, “гармошка” и др.
Практика:построение и воспроизведение образов и ассоциаций.
Тема 15. Позиции рук и ног в народном танце.
Практика: Отличие позиций рук и ног в народном танце от классических
позиций. Пор-де-бра в характере русского танца. Повороты и наклоны головы.
Раскрывание и закрываниерук:
-однойрукой
-двумяруками
-поочередное раскрывание и закрывание рук.
Тема 16. Разнообразие и характерные черты русских хороводов и плясок.
Практика:
1.Положение рук ладонями с кулачками на талии, руки скрещены на груди
(девочки), обе руки открыты в стороны.
2.Положения рук в парах: держась за одну руку, за две руки, по руку,
“воротца”.
3.Движения рук: раскрывание рук в сторону и закрывание на талию,
взмахи с платочком, хлопки в ладоши.
17

4.Ходы и движения: бытовой шаг, переменный ход, шаг на каблук,
“припадание”, поклон, подготовка к веревочке, припляс (балансе). Присядка –
“мячик”.
Тема 17. Подготовка мальчиков к движениям на “низах” и к вращениям.
Практика: “Мячики” в различных комбинациях. Разучивание движенгия
головы во время поворота. Повороты вокруг себя на приставных шагах.
Тема 18. Подготовка к исполнительской технике и вращениям девочек.
Практика:Подготовка к дробным движениям. Движение головы во время
поворота. Очарование девочки в русском танце.
Блок «Постановка хореографических номеров»
Тема 19. Здравствуй, сцена!
Теория: Продолжаем знакомиться со сценой. Сцена – живой театральный
организм. Основы сценической культуры. Важность повторов в ограниченном
пространстве, выработка волевых качеств личности.
Тема 20. Перестановка хореографических номеров из репертуара
ансамбля.
Практика: Когда и кем поставлены номера: “Дебют”, “Полька-экзерсис”,
“Родина моя”, “Почемучки”. Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры
исполнения. Разучивание лексики танца. Разучивание рисунка танца. Работа
над техникой исполнения.
Тема 21. Постановка и репетиции новых хореографических композиций.
Практика: “Родина моя” – партия начинающих. Характеристика манеры
исполнения. Разучивание лексики танца. Разучивание рисунка танца. Работа
над техникой исполнения.
Тема 22. Сценические репетиции и концертные выступления.
Практика: Актерское мастерство и танцевальная выразительность.
Репетиции и концерт “Посвящение в кружковцы”. Репетиции и концерт для
мам. Репетиции участия в отчетном концерте ансамбля.

18

Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Выпускники данной программы должны быть компетентны в следующем:
Предметные результаты:
- терминология партерного экзерсиса и основ народноготанца;
- названия базовых танцевальных движений и элементов;
- согласованное исполнение танцевальных движений;
- выразительное, образное исполнение движения;
- владение начальными навыками танцевального мастерства;
- грамотное исполнение элементарных танцевальных движений;
- умение различать характер музыки;
- умение создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста;
- знание основных рисунков танца.
Метапредметные результаты:
- сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности – умения
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции; традиции ансамбля танца «Детство»;
- развиты способности управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, с соблюдением
элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- развита эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные
произведения, мир природы;
- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной
активности;
- умение применять на практике правила личной гигиены;
- позитивное отношение к работе на сцене;
- умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Личностные результаты:
- сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному творчеству;
- освоены элементарные правила здорового образа жизни;
- умение позитивного общения в группе;
- позитивное отношение к своему здоровью.

19

Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение:
1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум);
2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок);
3. Фортепиано;
4. Баян;
5. Медиатека (танцевальная музыка);
6. Компьютер;
7. Принтер;
8. Гимнастические коврики;
9. Костюмы для концертных программ.
Кадровое обеспечение:
1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим
образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях
хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным
образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие
навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные
педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано возрастными
особенностями детей. Режим занятости: 100% занятий.
Методические материалы:
1. Нотно-методическая литература;
2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности;
3. Видеотека;
4. Альбомы фотографий;
5. Справочная литература;
6. Фонотека;
7. Технологические карты учебных занятий;
8. Контрольно-оценочные тесты;
9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ;
10. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»,
весенние концерты, а также либретто танцевальных спектаклей и монтажные
карты).

20

Формы контроля и оценочные материалы.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
программы
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать
новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране.Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Общие критерии оценивания результатов:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
 уровень сформированности таких качеств, как ответственность,
познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение
взаимодействовать в группе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с
целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка
и
их
соответствия
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки,
фестивали, конкурсы). Для проведения итоговой аттестации формируется
аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации
фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служат также степень
заинтересованности обучающихся в выбранном виде деятельности, уровень
развития чувства ответственности и коллективизма.
Для систематизации сведений об освоении программы каждым отдельным
обучающимся используются следующие оценочные материалы:
 Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2).
21

 Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной
общеобразовательной программы (Приложение 4).

22

Список использованной литературы
1.Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр
гуманитарного образования, 1996.
2.Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство.
Ленинградское отделение, 1983.
3.Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.
4.Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993.
5.Боголюбская
А.С.
Учебно-воспитательная
работа
в
детских
самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983.
6.Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.
7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:
Союз, 1997.
8.Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001.
9.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство,
1964.
10.Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996.
11.Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.
12.Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963.
13.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.:
Искусство, 1986.
14.Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.:
ЛГИК, 1980.
15.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001.
16.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М., 2003.
17.Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами хореографии.
– Челябинск, 1993.
18.Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС,
1999.
19.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис –
пресс, 2000 – 266 с.
2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва:
Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41
3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с.
4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и
спорт, 2009 – 346 с.

23

Интернет-ресурсы:
1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека:книги, статьи, публикации)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru
2. Материалы из свободной энциклопедии: народный танец [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru
3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://dance-composition.ru

24

Сведения об авторах
Гуслева Алина Григорьевна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер;
руководитель образцового ансамбля танца «Детство»
Квалификационная категория – высшая
Телефон рабочий: 371-07-13
Петрашень Олеся Евгеньевна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер;
Квалификационная категория – высшая
Телефон рабочий: 371-07-13

25

Аннотация.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» ориентирована на
обучающихся в возрасте от 5 до 6 лет, рассчитана на 2 года обучения.
Целью программыявляется пробуждение интереса и выявление
способностей детей к танцу через начальное музыкально-ритмическое
развитие.
Структура программы состоит из четырех разделов:
Раздел «Ритмика», предполагающий знакомство дошкольников с
основными музыкальными понятиями, способствующий формированию
основных музыкально-ритмических навыков, навыков выразительности
движения и ориентации в пространстве;
Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика», дающий
дошкольникам основные сведения об анатомическом строении человеческого
тела и работе мышц, способствующий развитию мышечных ощущений,
выразительности мимики лица, укреплению всех групп мышц;
Раздел «Постановка хореографических номеров», предполагающий
знакомство на практике с такими понятиями как «сценическая площадка»,
«сценическая одежда», «оборудование сцены», репетиции и выступления на
сцене, обучение основным правилам культуры поведения на сцене, приемам
психологического настроя на выступление, адекватной оценки-самоанализа
своей деятельности, а также разучивание танцевального текста и композиции
номеров.
Раздел «Основы народного танца», предполагающий знакомство с
терминологией народного танца, характерными чертами русских хороводов и
плясок, особенностями позиций рук и ног.
Занятия хореографическим искусством, создавая благоприятные условия
для психического, физического и эстетического развития, для развития
творческих способностей дошкольников, формируют их фигуру, развивают
физическую силу, выносливость, ловкость, внимание и трудолюбие.

26

Приложение № 1
Мониторинг результатов обучения
ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень».

№

Ф.И.

Теоретическая
подготовка
Го
Соответстви
д
Владен
е
об
ие
теоретическ
уче
спец.
их знаний
ни
термин
программны
я
ологие
м
й
требованиям

Практическая подготовка
Коорди
Ритмичн нация
ость
движен
ий

Освоение
репертуара

Исполни Муз
тельское ыка
мастерст льно
во
сть

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
13.
13.
14.
15.
16.
Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

27

Приложение № 2
Мониторинг результатов обучения ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень».

№

Ф.И.

Основы
хореографической
пластики
гибкос растянуто
ть
сть

сил
а

Исполнительс
Хореографичес
кое
кая память
мастерство

Работоспособн
ость

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
13.
13.
14.
15.
16.
Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

28

Приложение № 3
Примерный репертуар
ансамбля танца «Детство» для обучающихся данной программы
Танцевальные номера
«Почемучки»
«Полька - экзерсис»
«В летний день» (партия бабочек)
«Где ты, жук?»
«Дебют»
«Россия» (партия подготовительной группы)
«Ералаш»
«Родина моя» (партия младших)
«Чудо - детство»

29

Приложение № 4
Мониторинг развития ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Нарочный танец. 1 ступень».
________________________________________________________________________________
(педагог, ребенок, год обучения)
№
критерии
Основы хореографической пластики
Сила
Растянутость
Гибкость
Усвоение танцевальных движений
Хореографическая память
Исполнительское мастерство
Работоспособность
Музыкальность

уровень

Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно
высокий

Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 1

Ф.И. обучающегося:

С. Настя
Данные динамики творческого потенциала обучающихся
(оценивание проводится по 10-бальной шкале)
№
1.
2.
3.

критерии
Экзерсис на середине, по кругу
Разучивание танцевальных
комбинаций и этюдов
Выразительность исполнения
ИТОГО:

3010
6
6

3011
7
7

3013
9
9

7
19

8
33

9
37

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-8 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме
30

Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 2

Ф.И. обучающегося:

П. Леонид
Роль танца в жизни обучающегося.
(самооценка проводится по 10-бальной шкале)
№

критерии

Октябрь 3011

1.
2.
3.
4.
5.

Помогает в учебе
Мешает в учебе
Развивает способности
Помогает познавать страну, мир
Раскрепощает, делает более
уверенным
ИТОГО:

10
9
6
9

Май
3013
10
10
8
10

34

38

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-8 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».