Народный танец-3 ступень

Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 13 до 18 лет, срок реализации – 4года,
художественная направленность
9-12 года обучения в Ансамбле танца «Детство»

Авторы-составители:
Гуслева Алина Григорьевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Петрашень Олеся Евгеньевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия
для психического, физического и эстетического развития, для развития
творческих способностей детей и формирования принципов адекватного
восприятия здоровья. Хореографическое искусство учит детей красоте и
выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу,
выносливость, ловкость. В свою очередь сильное, красивое тело способствует
формированию духовно-сильного и красивого человека. Знакомство с
богатством танцевального творчества народов, элементы которого органично
включены в современную хореографическую культуру, служит действенным
средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают
организовать свободное время подростков; вовлекают их в прекрасный и
удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся
получают богатый опыт совместной творческой деятельности, конструктивного
общения (а общение, как известно, - ведущий вид взаимодействия людей и
один из компонентов здорового образа жизни), учатся жить, работать и
самореализоваваться в рамках современного динамично меняющегося
общества; познавать себя и окружающий мир.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы –
художественная.
Данная программа входит в комплекс программ, реализуемых в Ансамбле
танца «Детство».
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественно-эстетического развития школьников.
Занятия детей хореографией позволяют решить одну из самых актуальных для
сегодняшнего дня задач - создание условий для формирования культуры
личности подростка, где приоритет отдается овладению общечеловеческими
нормами нравственности, личностному совершенствованию, воспитанию
интеллигентности, креативности, умения быстро адаптироваться к постоянно
меняющимся
условиям
мира,
чувства
собственного
достоинства,
ответственностиза свой выбор.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень»
ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся
в
художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование
и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень» направлена на
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
3

Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень»
ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления
стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 20162030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской
области, что реализуется через создание условий для развития творческого
потенциала населения.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Предлагаемая программа разработана
педагогами хореографического ансамбля «Детство», существующего с 1990
года. Её особенностью является узкая возрастная направленность (7-12 лет), а
также комплесное изучение элементов, присущих не только русской народной
хореографии, но и танцевальному наследию стран ближнего и дальнего
зарубежья. На данной ступени сложность танцевальных элементов возрастает.
В репертуар включаются композиции, требующие повышенного уровня
хореографического мастерства. У обучающихся тренируется умение различать
музыкальные акценты и нюансы.
Подростки продолжают изучать историю народного музыкального и
хореографического искусства, знакомятся с особенностями работы
профессиональных коллективов. Интегрированные занятия, объединяющие
теорию и практику, способствуют разностороннему эстетическому и
физическому развитию обучающихся, а также позволяет заложить фундамент
предпрофессионального развития.
Педагогическая целесообразность.
Программа построена таким образом, что материал, изученный при
освоении программы «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень»,
повторяется, углубляется и расширяется.
В основе программы лежат педагогические принципы:
 развивающего и творческого образования и воспитания;
 коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности;
 личностно-ориентированного подходаподхода;
 непрерывности и систематичности воспитания и обучения;
 преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и
элементарных движений.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 13-18 лет,
освоившие программу «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2
ступень», либо имеющие соответствующий набор компетенций.
Возрастные особенности обучающихся.
В этом возрасте у подростка формируется способность критического
осознания результатов своей творческой активности. Он готов затрачивать
больше времени и усилий, чем требуют расписание и учебный план, на

4

повышение уровня своего мастерства, для удовлетворения своей потребности в
самореализации и самосовершенствовании.
На данном уровне необходимо продолжать активную деятельность по
развитию чувства танцевального движения, различных видов координации,
которые осваиваются на основе комбинации движений народно-сценического
танца, внедряя в занятия более свложные комбинации и этюды, требующие
больших физических и интеллектуальных усилий.
На занятиях народно-сценическим танцем дети овладевают танцевальной
техникой: гибкостью и подвижностью корпуса, четкостью и красотой рисунка
рук, остротой движений ног, точностью позиций, техникой вращения,
продолжается работа над музыкальностью и актерской выразительностью, над
умением передать в пластической форме национальный колорит.
Необходимо отметить, что привлечение обучающихся к народному
творчеству, ознакомление с разными аспектами и региональными
особенностями народной культуры имеют огромное значение для воспитания
патриотизма и самоидентичности. Знакомство с разнообразием танцевальных
стилей народов России и мира оказывает влияние на развитие терпимости к
людям с другими традициями и обычаями, что является важнейшим
качествомдля построения эффективных социальных взаимодействий в
мультикультурном и мултиконфессиональном обществе. Также, народное
творчество является благоприятным для формирования национального
самосознания личности;оно побуждает подростка осознать себя носителем и
хранителем народной культуры.
Необходимо отметить, что на данном этапе все дети принимают участие в
концертной деятельности ансамбля без проведения предварительного отбора.
Постановочная и репетиционная работа помогает исполнителям найти пути
творческого решения поставленной задачи, учит находить компромиссы при
совместном осуществлении творческой деятельности. Подростки учатся
искусству перевоплощения, достигаемого тренировкой всего психофизического
аппарата танцовщика. Постановочная и репетиционная работа пронизывает
весь учебно-воспитательный процесс, способствуя развитию творческой
инициативы обучающихся, их воображения, умения передавать музыку и
содержание образа движением.
Обучение и воспитание подростков на Продвинутом уровне строится с
учетом их физиологических и психологических особенностей.
В связи с тем, что в возрасте 14-16 лет рост мальчиков ускоряется,
девочек и мальчиков объединяют в одну группу с сохранением
дифференциации в характере и окраске упражнений для тех и других.
Педагог должен уделить особое внимание выбору репертуара и манере
исполнения танцевальных композиций, поскольку подростки начинают
активнее познавать мир творчества во всём его многообразии. На данном этапе
предельно важно сохранить вектор развития их художественного вкуса и
творческих способностей.
Отличительной особенностью детей подросткового возраста является их
тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально5

психологическая изолированность от взрослых. Однако они очень нуждаются в
помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать. В ансамбле создана
благоприятная возможность для межвозрастного общения детей и взрослых
через совместный труд, что формирует у подростка чувство ответственности.
Педагогическое руководство основано на равноправном, уважительном
отношении и разумной опеке, что полностью исключает деспотическое,
авторитарное управление со стороны взрослого.
На данном этапе мы не преследуем цели обязательно каждого сделать
хореографом. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие, укрепляли
здоровье обучающихся, улучшали его самочувствие, способствовали развитию
творческих начал личности. Заинтересованное, доброжелательное и деятельное
участие педагога в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои
силы, преодолеть кризисные ситуация и комплексы, характерные для данного
возраста. Тем не менее, программа предусматривает создание крепкой основы
для предпрофессионального развития подростков, выбравших хореографию как
будущую сферу деятельности.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень» принимаются дети,
прошедшие обучение по программе «Ансамбль танца «Детство». Народный
танец. 2 ступень» (возраст 7-12 лет, срок реализации 6лет), а также дети с
соответствующими компетенциями, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество обучающихся в
группах: обучение осуществляется в группах от 10 до 18 человек. Состав
группы постоянный.
Режим занятий.
Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и
длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека
медленно поддаются эволюции, поэтому занятия по народно-сценическому
танцу необходимо проводить 2 раза в неделю по 2 часа.
Перерыв между занятиями составляет 10 минут, продолжительность
занятия – 45 минут.
Итого в неделю: 4 часа; итого в год: 144 часа.
Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3
ступень» составляет 576 часов, каждый учебный год – по 144 часа.
Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень» построена в
соответствии с продвинутым уровнем сложности – используются формы
организации
материала,
обеспечивающие
доступ
к
сложным
(узкоспециализированным)
и
нетривиальным
разделам
в
рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
6

профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Обучение в рамках данного творческого объединения происходит
непрерывно в течение 12 лет – в случае полного успешного освоения материала
программы одного уровня обучающийся переходит на следующий год.
Поскольку данная программа соответствует продвинутому уровню, первый год
обучения по ней соответствует девятому году обучения в Ансамбле.
Методы обучения:
 словесный метод (беседа, объяснение);
 наглядный метод (показ движений, работа по образцу)
 практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции).
Формы обучения:
 групповая (группы формируются с учетом возраста детей);
 индивидуальная(работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая
форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал,
отстающими детьми);
 коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций
Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько
возрастных групп).
Виды занятий:
 практические занятия;
 беседы;
 самостоятельная работа;
 контрольные занятия;
 участие в концертах;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Результативность программы определяется на основе педагогического
наблюдения и анализа.
Формы подведения итогов реализации программы: практическое
занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и
конкурсах.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что
обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в
жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Это особенно необходимо в подростковом возрасте, когда у
обучающихся подходит к концу процесс первичного жизненного
самоопределения. Задача педагога и родителей – общими усилиями огранить
личность подростка, заложить основу его дальнейшего творческого и
профессионального развития. Родители осуществляют сопровождение на
конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники ансамбля. Кроме

7

того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, становятся
активными организаторами и участниками мероприятий внутри ансамбля.
В течение года предусматривается проведение родительских собраний,
индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи подростка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы - развитие и совершенствование потенциала
обучающихся посредством углубленного изучения хореографического
искусства.
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы:
Воспитательные:
 повышение эффективности воспитательной деятельности и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей;
 приобщение обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с
историей возникновения и развития танца;
 воспитание потребности в систематических занятиях;
 поддержание устойчивого интереса к народной культуре.
Развивающие:
 развитие внутренней собранности, концентрации, внимания;
 формирование способности к волевым действиям;
 формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность,
общительность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства,
ответственность в поступках, скромность, самокритичность, коллективизм;
 развитие способности передавать посредством танца определенное
эмоциональное состояние;
 содействие правильному физическому развитию организма: выработке
правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц.
Обучающие:
 знакомство с мировой историей развития народно-сценического танца;
 овладение терминологией проученных движений;
 поэтапное овладение народным танцем, воспитывающим адекватное
восприятие красоты движений;
 закрепление полученных навыков в концертной деятельности;
 пробуждение интереса к профессии хореографа.
Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.
8

31.12. 08.01.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

Летние
каникулы
01.06. 31.08.

2 полугодие –
11 недель

Содержание общеразвивающей программы.
Учебный план
9
год
4
144

Итого в неделю
Итого в год

10
год
4
144

11
год
4
144

12
год
4
144

Всего по
программе
576

Общий
объём
часов
по
дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3
ступень» составляет 576 часов.
Тема первого организационного занятия каждого года обучения:
Инструктаж по безопасному поведению.
Знакомство с Инструкциями по технике безопасности.
Учебный (тематический) план
9 и 10 годы обучения (13-15 лет)
№

1.

Кол-во часов
9 год

Название темы
Хореографу
многое надо
знать

Кол-во часов
10 год

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

6

2

4

6

2

4

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций
Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

2.

Экзерсис
народного танца

30

30

30

30

3.

Усложнённая
лексика
русского танца

10

10

10

10

20

20

20

20

Контрольное
занятие

12

12

12

12

Контрольные
упражнения

12

12

12

12

Контрольные
упражнения

4.

5.

6.

Знакомство с
лексикой
еврейского
танца
Знакомство с
лексикой
татарского танца
Знакомство с
лексикой
восточного
танца (для
девочек) и
матросского
танца (для

9

№

Кол-во часов
9 год

Название темы

Всего

7.

8.

мальчиков)
Усложнённые
вращения и
трюки

Теория

20

Танцевальные
этюды

34

Всего:

144

2

Кол-во часов
10 год

Практика

Всего

20

20

34

34

142

144

Теория

Практика

2

Формы
аттестации/
контроля

20

Контрольное
занятие

34

Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

142

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.

Содержание
9 и 10 годы обучения (13-15 лет)
Тема 1. Хореографу многое надо знать.
Теория: Рассказы о балетмейстерах народных хореографических ансамблей:
Т. Устинова, М. Кольцова, И. Моисеев, О. Князева и др. Профессиональные
хореографические коллективы города Екатеринбурга: Государственный
Академический театр оперы и балета, Государственный Академический
русский народный хор, Уральский ансамбль народного танца и музыки «Иван
да Марья».
Практика: Просмотр видеоматериалов, посещение и обсуждение
концертных выступлений.
Тема 2. Экзерсис народного танца.
Практика: Разминка с учётом специфики работы мышц в народном танце.
Усложнённые пор де бра в восточном и цыганском характерах. Темповое
усложнение комбинаций на традиционных движениях.
Тема 3. Усложнённая лексика русского танца.
Практика: Работа над сложными по координации движениями рук и ног в
лирических русских танцах. Комбинации дробных движений из репертуарных
танцев. Исполнение хлопушковых комбинаций в быстром темпе из возрастного
репертуара. Специфика уральского русского танца. Манера исполнения у
девочек и мальчиков.
Тема 4. Знакомство с лексикой еврейского танца.
Практика: Характеристика народной хореографии еврейского народа.
Изучение положений рук по - одиночке и в паре. Умение использовать в танце
детали костюма. Знакомство с различными ходами и движениями еврейского
танца.
Тема 5. Знакомство с лексикой татарского танца.
10

Практика: Характеристика народной хореографии Татарстана. Изучение
положений рук по – одиночке и в паре. Знакомство с различными ходами и
движениями татарского танца.
Тема 6. Знакомство с лексикой восточного танца (для девочек) и
матросского танца (для мальчиков).
Практика: Характеристика народной хореографии Востока и матросского
танца. Изучение положений и позиций рук. Знакомство с различными
движениями восточного и матросского танцев.
Тема 7. Усложнённые вращения и трюки.
Практика: Туры и вращения на месте, по диагонали и по кругу усложнённые
за счёт темпа и ритма. Комбинации вращений. «Трюковое» исполнение
движений у мальчиков и девочек. Трюки у мальчиков – «револьтад»,
«экскаватор», «промакашка», «разножка» в воздухе и др.
Тема 8. Танцевальные этюды.
Практика: Комбинации танцевальных движений в характерах проученных
национальностей. Развёрнутые комбинации для развития танцевальности и
техники. Разучивание этюдов для танцевальных номеров.

11

Учебный (тематический) план
11 и 12 годы обучения (16-18лет)
№
1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

Кол-во часов
11 год

Название темы
Профессия –
артист балета
Экзерсис
народного танца
Усложнённая
лексика
русского танца
Лексика
еврейского
танца
Усложнённая
лексика танцев
народов СНГ
Лексикой
восточного
танца (для
девочек) и
матросского
танца (для
мальчиков)
Усложнённые
вращения и
трюки

Кол-во часов
12 год

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
Контрольное
занятие

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

6

2

4

6

2

4

30

30

30

30

10

10

10

10

Контрольные
упражнения

20

20

20

20

Контрольные
упражнения

12

Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

12

12

12

12

12

12

12

Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

20

20

20

20

Контрольные
упражнения

34

Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

Танцевальные
этюды

34

Всего:

144

2

34

34

142

144

2

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.

12

142

Содержание
11 и 12 годы обучения (16-18лет)
Тема 1. Профессия – артист балета.
Теория:Рассказы об артистах балета народных хореографических
ансамблей. Профессиональные артисты города Екатеринбурга.
Практика:Просмотр видеоматериалов, посещение и обсуждение концертных
выступлений.
Тема 2. Экзерсис народного танца.
Практика: Разминка с учётом специфики работы мышц в народном танце.
Усложнённые пор де бра в восточном и цыганском характерах. Темповое
усложнение комбинаций на традиционных движениях.
Тема 3. Усложнённая лексика русского танца.
Практика: Работа над сложными по координации движениями рук и ног в
лирических русских танцах. Комбинации дробных движений из репертуарных
танцев. Исполнение хлопушковых комбинаций в быстром темпе из возрастного
репертуара. Специфика уральского русского танца. Манера исполнения у
девочек и мальчиков.
Тема 4. Лексика еврейского танца.
Практика: Многообразие хореографии еврейского народа. Разнообразие
положений рук по - одиночке и в паре. Умение использовать в танце детали
костюма. Знакомство с различными ходами и движениями еврейского танца.
Тема 5. Усложнённая лексика танцев народов СНГ.
Практика: Характеристика народной хореографии. Изучение положений рук
по – одиночке и в паре. Знакомство с различными ходами и движениями танца.
Тема 6. Лексика восточного танца (для девочек) и матросского танца (для
мальчиков).
Практика: Характеристика народной хореографии Востока и матросского
танца. Изучение положений и позиций рук. Знакомство с различными
движениями восточного и матросского танцев.
Тема 7. Усложнённые вращения и трюки.
Практика: Туры и вращения на месте, по диагонали и по кругу усложнённые
за счёт темпа и ритма. Комбинации вращений. «Трюковое» исполнение
движений у мальчиков и девочек. Трюки у мальчиков – «револьтад»,
«экскаватор», «промакашка», «разножка» в воздухе и др.
Тема 8. Танцевальные этюды.
Практика: Комбинации танцевальных движений в характерах проученных
национальностей. Развёрнутые комбинации для развития танцевальности и
техники. Разучивание этюдов для танцевальных номеров.

13

Планируемые результаты реализации программы
Выпускники данной программы должны быть компетентны в следующем:
Предметные результаты:
- профессиональные хореографические коллективы и театры мира;
- традиции народной хореографической культуры мира;
- терминология народного экзерсиса;
- названия новых танцевальных движений и элементов;
- правила исполнения движений в паре;
- правила гигиены сценического костюма;
- правила сценического поведения.
- умение преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на
публику;
- владение навыком творческой работы как самостоятельно, так и в коллективе;
- владение телом в степени, достаточной для перевоплощения в опредённый
образ;
- умение грамотно проучивать и выразительно исполнять танцевальные этюды
и композиции соло и в ансамбле;
- совершенствование навыков народного танца;
- знание специфической терминологии народного танца и других
исполнительских искусств.
Метапредметные результаты:
- умение различать сложные музыкальные ритмы и динамические оттенки в
музыке;
- использование основных рисунков и направлений в танце;
- согласованное исполнение танцевальных движений в паре и в коллективе;
- выразительное, образное исполнение движения;
- умение самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку;
- самостоятельное исполнение законченных танцевальных композиций и
танцев;
- умение создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста;
- умение применять на практике правила личной гигиены, умение заботиться о
собственном здоровье и личной безопасности;
- умение использовать полученные знания на сцене и в жизни;
- оценка полученного результата;
- высокий уровень культуры;
- умение реализовыват себя в разных видах творческой деятельности;
- умение использовать накопленные знаний, пополнять их и транслировать
другим;
- умение находить различные решения поставленной задачи, грамотно
управлять свободным временем.
Личностные результаты:
- сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному творчеству;
- понимание необходимости продуктивного проведения своего досуга и умение
организовывать свое свободное время;
14

-понимание необходимости конструктивного разрешения конфликтных
ситуаций; умение позитивного общения в группе;
- позитивное отношение к своему здоровью и привлечение к здоровому образу
жизни окружающих;
- владение правилами поведения в экстремальных ситуациях;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- развитые личностные качества, необходимые для взаимодействия в
творческом коллективе (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества
и т.д.);
- устойчивый интерес к самообразованию;
- владение навыками публичных выступлений;
- проявление активной жизненной позиции;
- развитый эстетический вкус, высокие нравственные качества.

15

Организационно-педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение:
1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум);
2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок);
3. Фортепиано;
4. Баян;
5. Медиатека (танцевальная музыка);
6. Компьютер;
7. Принтер;
8. Костюмы для концертных программ.
Кадровое обеспечение:
1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим
образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях
хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным
образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие
навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные
педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано спецификой
преподаваемой дисциплины. Однако, в силу возрастных особенностей
обучающихся, часть занятий может проводиться под фонограмму. Режим
занятости: 50% занятий.
Методические материалы:
1. Нотно-методическая литература;
2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности;
3. Видеотека;
4. Альбомы фотографий;
5. Справочная литература;
6. Фонотека;
7. Технологические карты учебных занятий;
8. Контрольно-оценочные тесты;
9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ;
10. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»,
весенние концерты, а также либретто танцевальных спектаклей и монтажные
карты).

16

Формы контроля и оценочные материалы.
Формы контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 контроль выполнения упражнений;
 контрольные упражнения;
 анализ выполнения упражнений;
 открытое занятие;
 контрольное исполнение этюдов и комбинаций;
концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
программы
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать
новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Общие критерии оценивания результатов:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
 уровень сформированности таких качеств, как ответственность,
познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение
взаимодействовать в группе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с
целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка
и
их
соответствия
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки,
фестивали, конкурсы). Для проведения итоговой аттестации формируется
аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
17

высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации
фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также освоение
программы по годам обучения (см. Приложение), успешное участие в
фестивалях и конкурсах, создание стабильного коллектива, заинтересованность
обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
Для систематизации сведений об освоении программы каждым отдельным
обучающимся используются следующие оценочные материалы:
 Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2);
 Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной
общеобразовательной программы (Приложение 3).

18

Список использованной литературы
1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр
гуманитарного образования, 1996.
2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство.
Ленинградское отделение, 1983.
3. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.
4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993.
5. Боголюбская
А.С. Учебно-воспитательная
работа в
детских
самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983.
6. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:
Союз, 1997.
8. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001.
9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.:
Искусство, 1964.
10.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996.
11.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство,
1981.
12.
Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963.
13.
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.:
Искусство, 1986.
14.
Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. –
Л.: ЛГИК, 1980.
15.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001.
16.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М., 2003.
17.
Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами
хореографии. – Челябинск, 1993.
18.
Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС,
1999.
19.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис –
пресс, 2000 – 266 с.
2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва:
Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41
3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с.
4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и
спорт, 2009 – 346 с.

19

Интернет-ресурсы:
1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги, статьи, публикации)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru
2. Материалы из свободной энциклопедии: народный танец [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru
3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://dance-composition.ru

20

Сведения об авторах
Гуслева Алина Григорьевна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер;
руководитель образцового ансамбля танца «Детство»
Квалификационная категория – высшая
Телефон рабочий: 371-07-13
Петрашень Олеся Евгеньевна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер;
Квалификационная категория – высшая
Телефон рабочий: 371-07-13

21

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень» ориентирована на
обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет, рассчитана на 4 года обучения с
постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства
народного танца, его законов, углублением знаний и осмыслением своего
существования в мире творчества.
Целью программыявляется развитие и совершенствование потенциала
обучающихся посредством углубленного изучения хореографического
искусства.
На занятиях народно-сценическим танцем дети овладевают танцевальной
техникой: гибкостью и подвижностью корпуса, четкостью и красотой рисунка
рук, остротой движений ног, точностью позиций, техникой вращения,
продолжается работа над музыкальностью и актерской выразительностью, над
умением передать в пластической форме национальный колорит.
Большое внимание уделяется постановочной и репетиционной работе.
Она помогает исполнителям найти пути творческого решения замысла
балетмейстера. Репетиционная работа учит детей искусству перевоплощения,
достигаемого тренировкой всего психофизического аппарата танцовщика.
Постановочная и репетиционная работа способствует развитию творческой
инициативы обучающихся, их воображения, умения передавать музыку и
содержание образа движением.
Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия
для психического, физического и эстетического развития личности, а также
способствуют творческой реализации личности. Хореографическое искусство
учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру,
развивает физическую силу, выносливость, ловкость. В свою очередь сильное,
красивое тело определяет формирование духовно-сильного и красивого
человека.

22

Приложение № 1
Мониторинг результатов обучения
ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень».
Теоретическая подготовка
№

Ф.И
.

Год
обу
чен
ия

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

Владение
спец.
терминоло
гией

Практическая подготовка

Ритмичн
ость

Координация
движений

Освоение
репертуара

Исполните
льское
мастерство

Музы
каль
ность

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
13
.
13
.
14
.
15
.
16
.

Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

23

Приложение № 2
Мониторинг результатов обучения ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень».
№

Фамилия,
имя
ребенка

Основы хореографической
пластики
гибкость растянутость сила

Хореографическая
память

Исполнительское
мастерство

Работоспособность

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
13.
13.
14.
15.
16.

Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

24

Приложение № 3
Мониторинг развития ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 3 ступень»
________________________________________________________________________________
педагог, ребенок, год обучения
№
критерии
Основы хореографической пластики
Сила
Растянутость
Гибкость
Усвоение танцевальных движений
Хореографическая память
Исполнительское мастерство
Работоспособность
Музыкальность

уровень

Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно
высокий

Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 1

Ф.И. обучающегося:

С. Настя
Данные динамики творческого потенциала обучающихся
(оценивание проводится по 10-бальной шкале)
№
1.
2.
3.

критерии
Экзерсис на середине, по кругу
Разучивание танцевальных
комбинаций и этюдов
Выразительность исполнения
ИТОГО:

3010
6
6

3011
7
7

3013
9
9

7
19

8
33

9
37

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-8 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме
Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 2
25

Ф.И. обучающегося:

П. Леонид
Роль танца в жизни обучающегося.
(самооценка проводится по 10-бальной шкале)
№

критерии

Октябрь 3011

1.
2.
3.
4.
5.

Помогает в учебе
Мешает в учебе
Развивает способности
Помогает познавать страну, мир
Раскрепощает, делает более
уверенным
ИТОГО:

10
9
6
9

Май
3013
10
10
8
10

34

38

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-8 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».