Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 7-18 лет, срок реализации – 10лет, художественная направленность 3-12 года обучения в Ансамбле танца «Детство» Авторы-составители: Гуслева Алина Григорьевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Петрашень Олеся Евгеньевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка. Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия для психического, физического и эстетического развития, для развития творческих способностей детей и формирования основных принципов здоровьесбережения. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. В свою очередь сильное, красивое тело способствует формированию духовно-сильного и красивого человека. Знакомство с богатством танцевального творчества народов, элементы которого органично включены в современную хореографическую культуру, служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получают богатый опыт совместной деятельности, общения (а общение, как известно, - ведущий вид взаимодействия людей и один из компонентов здорового образа жизни), учатся жить и работать в коллективе, познавать себя и окружающий мир. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. Данная программа входит в комплекс программ, реализуемых в Ансамбле танца «Детство». Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления 2 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников, а также необходимостью развития творческого мышления и стремления к изучению нового. Занятия по данной программе планируются с учётом психологических и физиологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство» ориентирована на решение одной из основных задач реализации 3 направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Предлагаемая программа разработана педагогами хореографического ансамбля «Детство», существующего с 1990 года. Её особенностью является ее узкая направленность – ядром образовательного процесса является процесс постановки законченных хореографических композиций, отработка техники исполнения танцевальных элементов. Кроме того, обучающиеся изучают важнейшие принципы «культуры сцены», учатся работать в пространстве концертного зала, приобретают навыки самоменеджмента. Педагогическая целесообразность программы «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»» определена тем, ориентирует каждого воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре через исполнительское искусство. Программа нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, на осознание ребенком себя значимой личностью, неотъемлемой частью коллектива. Программа построена таким образом, что материал, изученный на программах Стартового и Базового уровня, повторяется, углубляется и расширяется. В основе программы лежат педагогические принципы: развивающего и творческого образования и воспитания; коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности; личностно-ориентированного подходаподхода; непрерывности и систематичности воспитания и обучения; преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и элементарных движений. Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 7-18 лет, освоившие программу Стартового уровня «Ансамбль танца «Детство». 1 ступень», либо имеющие соответствующий набор компетенций. Возрастные особенности обучающихся. В этом возрасте у ребенка обычно продолжает укрепляться потребность в достижении успехов. Дети уже осознают, что результат из деятельности прямо пропорционален объёму вложенных усилий. Они способны самостоятельно выявить причины своих успехов и неудач. На данном уровне необходимо продолжать активную деятельность по развитию чувства танцевального движения, различных видов координации, которые осваиваются на основе комбинации простых движений народносценического танца с постепенным увеличением уровня нагрузки, изменением форм физической активности. Обучающимся предоставляется возможность перехода с одной программы на другую по степени накопления знаний, умений и навыков. Необходимо 4 отметить, что на данном уровне все дети принимают участие в концертной деятельности ансамбля без проведения предварительного отбора. Необходимо отметить, что привлечение обучающихся к народному творчеству, ознакомление с народной культурой имеют огромное значение для воспитания патриотизма и самоидентичности. Обращение к сокровищнице танцев народов плодотворно влияет на развитие интеллекта, способствует формированию метапредметных связей, способствует формированию национального самосознания личности ребенка, побуждает его осознать себя носителем и хранителем народной культуры. Для осуществления концертной деятельности в коллективе большое внимание уделяется постановочной и репетиционной работе. Она даёт возможность воплотить в жизнь замысел балетмейстера, помогает исполнителям найти пути творческого решения замысла. Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, способствуя развитию творческой инициативы обучающихся, их воображения, умения передавать музыку и содержание образа движением, а также адаптироваться к кардинально меняющимся условиям внешней среды. Особое внимание уделяетсяразвитиюмузыкального слуха и актерской выразительности, умением передать в пластической форме определённый сюжет или образ. Физическое развитие детей и подростков требует учитывать их стеснительность, щадить самолюбие, поощряя трудолюбие. Умственное и физическое развитие обучающихся позволяет педагогу углубить знания об освоенных движениях; возможно разъяснение законов движений, техники, музыкальной и танцевальной выразительности. Продолжаем обращать внимание на формирование осанки, техники исполнения, на воспитание культуры общения между партнерами, моделирование ситуаций социального взаимодействия. В подростковом возрасте сильна тяга к самовоспитанию. Дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального, личностного, творческого самосовершенствования. Занятия в ансамбле полезны тем, что являются хорошей катализатором в процессе выработки необходимых качеств личности. На данном уровне мы не преследуем цели обязательно каждого сделать хореографом. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие, способствовали саморазвитию и творческой самореализации, что, конечно же, не исключает возможности впоследствии профессионально заняться хореографией. Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие педагога в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные ситуация и комплексы, характерные для данного возраста. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»» принимаются дети, прошедшие обучение по программе Стартового уровня 5 «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» (возраст 5-6 лет, срок реализации 2 года), а также дети с соответствующими компетенциями, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество обучающихся в группах: обучение осуществляется в группах от 10 до 18 человек. Состав группы постоянный. Обучение в рамках данного творческого объединения происходит непрерывно в течение 12 лет – в случае полного успешного освоения материала программы одного уровня обучающийся переходит на следующий год. Поскольку данная программа соответствует базовому и продвинутому уровням, первый год обучения соответствует третьему году обучения в Ансамбле. Режим занятий. Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека медленно поддаются эволюции, поэтому занятия в каждом разделе необходимо проводить в следующем режиме: 3 год обучения (продолжительность занятия 30 минут): по 1 часу 1 раз в неделю; Итого в неделю: 1 час; итого в год: 36 часов. 4-12 годаобучения (продолжительность занятия 45 минут): по 1 часу 2 раза в неделю либо 2 часа 1 раз в неделю; Итого в неделю: 2 часа; итого в год: 72 часа. Перерыв между занятиями составляет 10 минут, продолжительность занятия – 45 минут. Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»» составляет 684 часа. Срок освоения программы: 360 недель, 90 месяцев, 10 лет. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»» построена в соответствии с базовым и продвинутым уровнями сложности – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. В последствии в программе используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Методы обучения: словесный метод (беседа, объяснение); наглядный метод (показ движений, работа по образцу) практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции). 6 Формы обучения: групповая (группы формируются с учетом возраста детей); индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный материал или отстающих); коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп). Виды занятий: практические занятия; беседы; самостоятельная работа; контрольные занятия; участие в концертах; участие в конкурсах и фестивалях. Результативность программы определяется на основе педагогического наблюдения и анализа. Формы подведения итогов реализации программы: практическое занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и конкурсах. Цель программы – развитие творческих способностей детей в процессе формирования культуры личности посредством хореографического искусства. Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Воспитательные: повышение эффективности воспитательной деятельности и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей; формирование у обучающихся таких ценных качеств, честность, чувство собственного достоинства, ответственность в поступках, скромность, самокритичность; воспитание потребности в систематических занятиях. Развивающие: содействие правильному физическому развитию организма: выработке правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц; формирование устойчивого интереса к народной культуре; развитие внутренней собранности, концентрации, внимания; формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность, общительность, трудолюбие, коллективизм; Обучающие: приобщение обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей возникновения и развития танца; ознакомление с основами музыкальной грамоты; поэтапное овладение народным экзерсисом, воспитывающим адекватное восприятие красоты движений; знакомство с историей развития народного танца; 7 развитие способности передавать посредством танца определенное эмоциональное состояние; овладение терминологией проученных движений; закрепление полученных навыков в концертной деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства народного танца, его законов, углублением знаний и осмыслением своего существования в мире творчества. Методы обучения: словесный метод (беседа, объяснение); наглядный метод (показ движений, работа по образцу) практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции). Формы обучения: групповая(группы формируются с учетом возраста детей); индивидуальная(форма необходима для детей, не усвоивших пройденный материал или отстающих); коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп). Виды занятий: практические занятия; беседы; самостоятельная работа; контрольные занятия; участие в концертах; участие в конкурсах и фестивалях. Календарный учебный график Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные Зимние дни каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. Промежуточн ая/итоговая аттестация 10.05. - 30.05. Летние каникулы 01.06. 31.08. Содержание общеразвивающей программы. Учебный план Год 3 4 год год 5 6 7 8 9 8 10 11 12 Всего часов по год год год год год год год Итого в 1 неделю Итого в год 36 2 72 год 2 2 2 2 2 2 2 2 72 72 72 72 72 72 72 72 программме 360 Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»» составляет 684 часа. Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по технике безопасности. Учебный (тематический) план 3 и 4 годы обучения (7-8 лет) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 3 год Название темы «Здравствуй, сцена!» Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Разучивание лексики номеров Разучивание рисунка танцев Работа над общей композицией танца в классе Репетиции на сцене Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Всего: Всего Теория 2 2 2 Кол-во часов 4 год Практика 2 Всего Теория 2 2 6 Практика Формы аттестации/ контроля Фронтальный опрос 6 Исполнение композиций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций 10 10 20 20 8 8 16 16 6 6 12 12 Исполнение композиций 4 4 8 8 Исполнение композиций 4 4 8 8 Концерт 34 72 36 2 2 70 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 9 Содержание 3 и 4 годы обучения (7-8 лет) Тема 1. Здравствуй, сцена! Теория: Знакомство со сценической площадкой, сценической одеждой и оборудованием сцены. Культура поведения на сцене, пространственная ориентация на сцене. Радость участия в выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности. Инструктаж по технике безопасности на сцене. Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Практика: Когда и кем поставлены номера. Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца, прослушивание и анализ музыки. Тема 3. Разучивание лексики номеров Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала. Тема 4. Разучивание рисунка танцев Практика: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку. Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным рисунком. Тема 5. Работа над общей композицией танца в классе Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков. Тема 6. Репетиции на сцене Практика: Отработка синхронности и чистоты исполнения, уточняются стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов. Репетиции в костюмах. Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. 10 Учебный (тематический) план 5 и 6 годы обучения (9-10 лет) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 5 год Название темы «Здравствуй, сцена!» Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Разучивание лексики номеров Разучивание рисунка танцев Работа над общей композицией танца в классе Репетиции на сцене Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Всего: Кол-во часов 6 год Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Всего Теория Практика 4 2 2 4 2 2 Фронтальный опрос 2 2 2 2 Исполнение композиций 20 20 20 20 16 16 16 16 12 12 12 12 Исполнение композиций 10 10 10 10 Исполнение композиций 8 8 8 8 Концерт 70 72 72 2 2 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 11 70 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Содержание 5 и 6 годы обучения (9-10 лет) Тема 1. Здравствуй, сцена! Теория: Сцена - зона повышеннойтравмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на сцене. Понятие «артистизм» исполнения. Уважение к сцене: ни одной соринки и жвачки! Практика:Выход на сцену и уход за кулисы без дешёвых эффектов. Искусство поклонов. Навыки свободного взора, умение не смотреть под ноги. Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Практика: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера. Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца, прослушивание и анализ музыки. Тема 3. Разучивание лексики номеров Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала. Тема 4. Разучивание рисунка танцев Практика: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку. Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным рисунком. Тема 5. Работа над общей композицией танца в классе Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков. Тема 6. Репетиции на сцене Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов. Репетиции в костюмах. Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности. 12 Учебный (тематический) план 7 и 8 годы обучения (11-12 лет) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 7 год Название темы «Здравствуй, сцена!» Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Разучивание лексики номеров Разучивание рисунка танцев Работа над общей композицией танца в классе Репетиции на сцене Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Всего: Кол-во часов 8 год Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Всего Теория Практика 4 2 2 4 2 2 Фронтальный опрос 2 2 2 2 Исполнение композиций 20 20 20 20 16 16 16 16 12 12 12 12 Исполнение композиций 10 10 10 10 Исполнение композиций 8 8 8 8 Концерт 70 72 72 2 2 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 13 70 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Содержание 7 и 8 годы обучения (11-12 лет) Тема 1. Здравствуй, сцена! Теория: Сцена - зона повышеннойтравмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на сцене. Понятие «артистизм» исполнения. Уважение к сцене: ни одной соринки и жвачки! Практика:Выход на сцену и уход за кулисы без дешёвых эффектов. Искусство поклонов. Навыки свободного взора, умение не смотреть под ноги. Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Практика: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера. Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца, прослушивание и анализ музыки. Тема 3. Разучивание лексики номеров Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала. Тема 4. Разучивание рисунка танцев Практика: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку. Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным рисунком. Тема 5. Работа над общей композицией танца в классе Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков. Тема 6. Репетиции на сцене Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов. Репетиции в костюмах. Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах. Практика: Концертные выступления, как радостный творческий результат, удовлетворение потребности в творческой деятельности. 14 Учебный (тематический) план 9 и 10 годы обучения (13-15 лет) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 9 год Название темы «Здравствуй, сцена!» Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Разучивание лексики номеров Разучивание рисунка танцев Работа над общей композицией танца в классе Репетиции на сцене Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Всего: Кол-во часов 10 год Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Всего Теория Практика 4 2 2 4 2 2 Фронтальный опрос 2 2 2 Исполнение композиций 2 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций 20 20 20 20 16 16 16 16 12 12 12 12 Исполнение композиций 10 10 10 10 Исполнение композиций 8 8 8 8 Концерт 70 72 72 2 2 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 15 70 Содержание 9 и 10 годы обучения (13-15 лет) Тема 1. Здравствуй, сцена! Теория: Сцена - зона повышеннойтравмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на сцене. Понятие «артистизм» исполнения. Уважение к сцене: ни одной соринки и жвачки! Практика:Выход на сцену и уход за кулисы без дешёвых эффектов. Искусство поклонов. Навыки свободного взора, умение не смотреть под ноги. Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций. Практика: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера. Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца, прослушивание и анализ музыки. Тема 3. Разучивание лексики номеров. Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала. Тема 4. Разучивание рисунка танцев. Практика: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку. Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным рисунком. Тема 5. Работа над общей композицией танца в классе. Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков. Тема 6. Репетиции на сцене. Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов. Репетиции в костюмах. Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах. Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности. 16 Учебный (тематический) план 11 и 12 годы обучения (16-18лет) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 11 год Название темы «Всяк спляшет, да не всяк танцор!» Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций Разучивание лексики номеров Разучивание рисунка танцев Работа над общей композицией танца в классе Репетиции на сцене Выступления на концертах, праздниках и конкурсах Всего: Кол-во часов 12 год Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Всего Теория Практика 4 2 2 4 2 2 Просмотр 2 2 2 Исполнение композиций 2 Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций 20 20 20 20 16 16 16 16 12 12 12 12 Исполнение композиций 10 10 10 10 Исполнение композиций 8 8 8 8 Концерт 70 72 72 2 2 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 17 70 Содержание 11 и 12 годы обучения (16-18лет) Тема 1. «Всяк спляшет, да не всяк танцор!» Теория: Сцена – возможность проявить себя. Понятие «артистизм» исполнения. Практика:Навыки свободного взора, умение не смотреть под ноги. Выход на сцену и уход за кулисы без дешёвых эффектов. Искусство поклонов. Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций. Практика: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера. Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца, прослушивание и анализ музыки. Тема 3. Разучивание лексики номеров Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала. Тема 4. Разучивание рисунка танцев Практика: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку. Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным рисунком. Тема 5. Проработка общей композиции танца в классе. Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков, перестроений. Тема 6. Репетиции на сцене. Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов. Репетиции в костюмах. Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах. Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности. 18 Планируемые результаты реализации программы. Выпускники данной программы должны быть компетентны в следующем: Предметные результаты: - профессиональные хореографические коллективы и театры мира; - традиции народной хореографической культуры мира; - терминология народного экзерсиса; - названия новых танцевальных движений и элементов; - правила исполнения движений в паре; - правила гигиены сценического костюма; - правила сценического поведения. - умение преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику; - владение навыком творческой работы как самостоятельно, так и в коллективе; - владение телом в степени, достаточной для перевоплощения в опредённый образ; - умение грамотно проучивать и выразительно исполнять танцевальные этюды и композиции соло и в ансамбле; - совершенствование навыков народного танца; - знание специфической терминологии народного танца и других исполнительских искусств. Метапредметные результаты: - умение различать сложные музыкальные ритмы и динамические оттенки в музыке; - использование основных рисунков и направлений в танце; - согласованное исполнение танцевальных движений в паре и в коллективе; - выразительное, образное исполнение движения; - умение самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку; - самостоятельное исполнение законченных танцевальных композиций и танцев; - умение создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста; - умение применять на практике правила личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности; - умение использовать полученные знания на сцене и в жизни; - оценка полученного результата; - высокий уровень культуры; - умение реализовыват себя в разных видах творческой деятельности; - умение использовать накопленные знаний, пополнять их и транслировать другим; - умение находить различные решения поставленной задачи, грамотно управлять свободным временем. Личностные результаты: - сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному творчеству; - понимание необходимости продуктивного проведения своего досуга и умение организовывать свое свободное время; 19 -понимание необходимости конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; умение позитивного общения в группе; - позитивное отношение к своему здоровью и привлечение к здоровому образу жизни окружающих; - владение правилами поведения в экстремальных ситуациях; - умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; - развитые личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества и т.д.); - устойчивый интерес к самообразованию; - владение навыками публичных выступлений; - проявление активной жизненной позиции; - развитый эстетический вкус, высокие нравственные качества. 20 Организационно-педагогические условия. Материально-техническое обеспечение: 1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум); 2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок); 3. Фортепиано; 4. Баян; 5. Медиатека (танцевальная музыка); 6. Компьютер; 7. Принтер; 8. Костюмы для концертных программ. Кадровое обеспечение: 1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. 2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано возрастными особенностями детей. Режим занятости в первые два года обучения: 100% занятий, далее четыре 70%, следующие четыре года – 50%. Методические материалы: 1. Нотно-методическая литература; 2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности; 3. Видеотека; 4. Альбомы фотографий; 5. Справочная литература; 6. Фонотека; 7. Технологические карты учебных занятий; 8. Контрольно-оценочные тесты; 9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 10. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры», весенние концерты, а также либретто танцевальных спектаклей и монтажные карты). 21 Формы контроля и оценочные материалы. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: контроль выполнения упражнений; исполнение композиций; контрольное исполнение этюдов и комбинаций; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися программы разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране.Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Общие критерии оценивания результатов: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень сформированности таких качеств, как ответственность, познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение взаимодействовать в группе. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки, фестивали, конкурсы). Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации образовательной организации, руководители структурных подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную 22 программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Критериями оценки результатов обучения служит также освоение программы по годам обучения (см. Приложение), успешное участие в фестивалях и конкурсах, создание стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и коллективизма. Для систематизации сведений об освоении программы каждым отдельным обучающимся используются следующие оценочные материалы: Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2); Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приложение 4). 23 Список использованной литературы 1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. 2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. 3. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981. 4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993. 5. Боголюбская А.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983. 6. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. 8. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001. 9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. 10. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. 11. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. 12. Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963. 13. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1986. 14. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.: ЛГИК, 1980. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001. 16. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2003. 17. Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами хореографии. – Челябинск, 1993. 18. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. 19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003 Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей: 1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис – пресс, 2000 – 266 с. 2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41 3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с. 4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 2009 – 346 с. Интернет-ресурсы: 24 1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги, статьи, публикации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru 2. Материалы из свободной энциклопедии: народный танец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru 3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://dance-composition.ru 25 Сведения об авторах Гуслева Алина Григорьевна Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер; руководитель образцового ансамбля танца «Детство» Квалификационная категория – высшая Телефон рабочий: 371-07-13 Петрашень Олеся Евгеньевна Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер; Квалификационная категория – высшая Телефон рабочий: 371-07-13 26 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»» ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет, рассчитана на 10 лет года обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства народного танца, его законов, углублением знаний и осмыслением своего существования в мире творчества. Целью программыявляетсяразвитие творческих способностей детей в процессе формирования культуры личности посредством хореографического искусства. На занятиях дети учатся искусству перевоплощения, достигаемого тренировкой всего психофизического аппарата танцовщика. Постановочная и репетиционная работа способствует развитию творческой инициативы обучающихся, их воображения, умения передавать музыку и содержание образа движением. Педагогической основой концертной деятельности ансамбля являются духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование их эстетического вкуса, знакомство с хореографической культурой других стран и пропаганда национального искусства, а в целом – повышение культурного уровня обучающихся. 27 Приложение № 1 Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»». Теоретическая подготовка № Ф.И . Год обу чен ия Соответствие теоретических знаний программным требованиям Владение спец. терминолог ией Практическая подготовка Ритмично сть Координац ия движений Освоение репертуара Исполните льское мастерство Музыкальн ость 1. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . 13 . 13 . 14 . 15 . 16 . Педагог: ________________________ Учебный год ___________________ Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий 28 Приложение № 2 Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»». № Фамилия, имя ребенка Основы хореографической пластики гибкость растянутость сила Хореографическая память Исполнительское мастерство Работоспособность 1. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 13. 14. 15. 16. Педагог: ________________________ Учебный год ___________________ Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий 29 Приложение № 3 Примерный репертуар ансамбля танца «Детство» для обучающихся данной программы Танцевальные номера Подготовительные группы «Почемучки» «Веселая полька» «В летний день» «Дебют» «Россия» «Прогулка» «Капитошка» «Ералаш» «Матрёшки» Младшие концертные группы «Бульба» (белорусский танец) «Лявониха» (белорусский танец) «Цыплята» «Задаваки» «Чернобровый» (партия младших групп) «Проходка» «Родина моя» Матросский танец (партия младших) Средние концертные группы «Шалом-привет» (еврейский танец) «Барыня» «На гулянье» «Скакуха» (белорусский танец) «Иван да Марья» «Топотушки» «Плескач» (украинский танец) Татарский танец с платком «Буковинские мотивы» «Тарантелла» (итальянский танец) Вьетнамский танец с бамбуковыми палками «Сапарот» (финский танец) «Калинка» (партия младших) Матросский танец (партия средних) Старшие концертные группы «Чернобровый» «Россия» «Молдавская хора» Уральская кадрильная пляска «Семера» 30 «Грёзы» «Восточные мотивы» «Чтобы помнили…» «Расцвела под окошком» Казачья кадриль «Пляши, пляши от всей души!» «За прогом войны» «Маша – дорогаша» «Шла Пораня по воду…» «Вива , Испания!» Матросский танец Татарский танец «Яшлик» «Калинка» (партия старших) «Летела гагара» «Колыбельная» «Шенкурские заковырки» «Праздничная плясовая» «Русская крутёха» 31 Приложение № 4 Мониторинг развития ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Постановка хореографических номеров в Ансамбле танца «Детство»». ________________________________________________________________________________ педагог, ребенок, год обучения № критерии Основы хореографической пластики Сила Растянутость Гибкость Усвоение танцевальных движений Хореографическая память Исполнительское мастерство Работоспособность Музыкальность уровень Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно высокий Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 1 Ф.И. обучающегося: С. Настя Данные динамики творческого потенциала обучающихся (оценивание проводится по 10-бальной шкале) № 1. 2. 3. критерии Экзерсис на середине, по кругу Разучивание танцевальных комбинаций и этюдов Выразительность исполнения ИТОГО: 3010 6 6 3011 7 7 3013 9 9 7 19 8 33 9 37 Оценочная шкала: «-» - критерий отсутствует 1-3 – критерий формально присутствует 3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов 5-6 – критерий проявляется часто 7-18 – критерий проявляется почти всегда 9-10 – критерий проявляется в полном объеме 32 Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 2 Ф.И. обучающегося: П. Леонид Роль танца в жизни обучающегося. (самооценка проводится по 10-бальной шкале) № критерии Октябрь 3011 1. 2. 3. 4. 5. Помогает в учебе Мешает в учебе Развивает способности Помогает познавать страну, мир Раскрепощает, делает более уверенным ИТОГО: 10 9 6 9 Май 3013 10 10 8 10 34 38 Оценочная шкала: «-» - критерий отсутствует 1-3 – критерий формально присутствует 3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов 5-6 – критерий проявляется часто 7-18 – критерий проявляется почти всегда 9-10 – критерий проявляется в полном объеме. 33