! Сценическая речь- индивидуальные занятия с одарёнными детьми

Муниципальное
автономное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества
детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Рассмотрено
Экспертно-методическим советом
протокол № ___ от _____________ 2021г.
Председатель_______________А.С.Лисина

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от ___.___.2021 № ____-од
_____________________Т.В.Зыкова

Сценическая речь: индивидуальные занятия
с одарёнными детьми»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 18 лет, срок реализации – 2 года,
художественная направленность

Автор-составитель:
Шуранова Марина Ефимовна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Основные характеристики.
Пояснительная записка.

Голос — проводник мысли, а дыхание - та сила,
без которой голос никогда не зазвучит.
(К. Куракина.)
В «Детский театр им. Л.К. Диковского» приходят учащиеся разной
степени одаренности. Одни - с развитыми интеллектуальными и
познавательными
возможностями,
проявляющимися
в
широкой
любознательности. Другие, с развитым творческим мышлением, способные
выдвигать оригинальные идеи и решения. Есть артистичные обучающиеся,
умеющие перевоплощаться, легко подражать. Они свободны в общении и
творческом развитии, «зажигают» зрителей.
Наблюдая за воспитанниками во время занятий, а также принимая во
внимание результаты творческих конкурсов, возникла необходимость
разработки
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Индивидуальные занятия по сценической речи с одарёнными детьми»,
направленной на выявление и поддержку талантливых обучающихся.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Сценическая речь: индивидуальные занятия с
одарёнными детьми», по содержанию является художественной, по форме
организации – индивидуальная, по сроку реализации – 2-х годичной.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 18 лет.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ
09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Театр – искусство коллективное, и, поскольку спектакль является
результатом творческих усилий всего коллектива, то театральные занятия
способствуют получению богатого и разнообразного опыта общения и
совместной деятельности, обеспечивают каждому члену коллектива
возможность для активного участия в его творческой работе, оставаясь при
этом и в коллективе свободной, независимой личностью, уважающей интересы
своих товарищей и всего коллектива.
Программа «Сценическая речь: индивидуальные занятия с одарёнными
детьми», ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и
обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности,
активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает
актерские способности у детей.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в
художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование
и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.

2

Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в
углубленном изучении учебного материала, а также в использовании
современных речевых технологий, что в свою очередь повышает качество
подготовки обучающихся.
Актуальность.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей
сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых
традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые
характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Обучающиеся, успешно осваивая программу, пропагандируют речевую
культуру в окружающий их социум.
Педагогическая целесообразность программы.
Индивидуальная форма работы по сценической речи с одаренными и
высокомотивированными обучающимися, посещающими «Детский театр им.
Л.К. Диковского», способствует более глубокому осмыслению различных
способов словесного действия, реализуя задачи программы, эффективно и
своевременно выявляются и получают развитие творчески одаренные дети.
Занятия носят практический характер, поэтому темы и разделы, начинаясь на
каком-либо занятии, продолжают обогащаться в процессе всего курса
обучения.
Организация образовательного процесса.
Содержание программы включает в себя разделы «Возможности и пути
развития человеческого голоса» (1-й год обучения) и «Интонационная
выразительность как одно из профессиональных качеств речи юного актера» (2й год обучения) и направлено на осуществление учебно – воспитательных
задач. На занятиях юные дарования знакомятся:
 с основами техники саморегуляции;
 с принципами голосообразования;
 с опорными способами словесного действия;
 с выразительными возможностями звучащей речи.
Процесс голосообразования - наиболее трудоемкий, длительный и важный
в обучении. Он включает в себя постановку верного фонационного дыхания,
резонирования, выработку свободного звучания, полетности, гибкости,
подвижности, развитие высоты, силы звучания, диапазона, тембра других
качеств голоса.
Ha занятиях по овладению опорными способами словесного действия (в
соответсвии с учением К.С. Станиславского о логике физических действий
актера, а также с технологией актерского общения, разработанной
П.М.Ершовым) обращается внимание на такую особенность речи юных
актеров, как ее направленность, обращенность к зрителям. Наличие
3

собственного «отношения к тому, о чем говорится, искренность слов и
оправданная интонация, сверхзадача (общая, этапная, ситуативная), - все это
делает речь ребенка инструментом эмоционального воздействия и влияния на
зрителей. Работая над естественным звучанием своей речи, дети ищут и
находят естественные и выразительные мимику и жесты, помогающие
воспринимать героя.
Тема словесных действий лейтмотивом проходит через все содержание
программы, сочетаясь с другими темами и помогая их лучшему усвоению.
Основной принцип работы над развитием голосового аппарата - подчинять
все элементы техники звучания голоса действию. Рефлекторная,
автоматическая деятельность всех систем организма в процессе речи — это и
есть то главное, к чему следует стремиться при развитии голоса.
Методика построения занятия основывается на понимании единства всех
свойств голоса. Вовремя включается дыхательная гимнастика и упражнения на
свободное звучание сначала сонорных согласных, затем гласных. Упражнения
отбираются с учетом степени их сложности, причем, осваивая новые
упражнения (на каждом занятии по 2-4), дети обязательно возвращаются к
старым, ведь навык звучания - сложнейший комплекс условных рефлексов,
образующихся путем многократных повторений. Но в повторении ранее
изученных упражнений каждый раз вносится какой-либо момент новизны.
Следует отметить, что детям не дается установка на «отрабатывание»
безошибочного выполнения упражнения. Педагог исходит из реальных
возможностей каждого ребенка. Методы социо-игровой педагогики, игрыдраматизации на занятиях развивают эмоции, понимание состояний другого
человека, так как искусство быть другим – одна из формул человеческого
общения.
Все препятствия, встречающиеся в процессе обучения, рассматриваются
как содержание последующих занятии, а преодоление их от занятия к занятию
как сущность его развития. Поэтому процесс строится следующим образом:
материал, преследующий определенные цели, включает в себя 4-6 (а иногда и
больше) альтернативных упражнений, ребенок после ознакомления со всеми
упражнениями может выбрать для работы 1-3, соответствующие его уровню
подготовленности и эмоциональной отзывчивости. Задача педагога состоит в
том, чтобы иметь в запасе самые различные упражнения, и, предлагая их
воспитанникам, наблюдать при этом, какие из них вызывают душевный отклик,
желание работать
Формы и методы работы
Для успешной работы по освоению нового материала и закреплению
предыдущего используется игровая форма занятия, ведь именно в игре
рождается великолепная фантазия, свобода, азарт, непосредственность.
В игровой форме осваиваются основные элементы техники речи:
правильное дыхание, свободное звучание, четкая и ясная дикция; развивается
речевой диапазон и т.д.
Кроме того, игровая деятельность снимает напряженность, приводящую к
нежеланию работать, так как в ней отсутствует «страх ошибки». Дети получают

4

право на ошибку и право на исправление этой ошибки.
На занятиях активно используется работа в этюдах-упражнениях, в
которых дети учатся речью воздействовать на партнера опорными способами
словесного действия: объяснять, узнавать, упрекать, приказывать, просить,
предупреждать, звать, ободрять, удивлять, утверждать. С этой целью
сочиняются и проигрываются различные ситуации и обстоятельства. Играя в
разные сочетания одного действия по различным текстам или одного текста на
различные действия, дети учатся слышать психологическую выразительность
речи. Таким образом, у детей развивается тембр голоса, яркая интонационно
богатая палитра звучания, вызывающая мысленное виденье детьми тех
предметов, событий, процессов, о которых он повествует; способность к
импровизации, помогающая вызвать ответный отклик на свои слова, создать
атмосферу сопереживания, общего настроения, соразмышления и др.
Активно применяются и другие формы работы: анализ текста и его
исполнение, анализ выступлений, как собственных, так и партнеров.
Отличительные особенности данной программы заключаются в более
углублённом изложении учебного материала, что в свою очередь способствует
саморазвитию
и
самосовершенствованию
актерских
способностей
обучающихся, развивает индивидуальные голосовые особенности одарённых
детей. Данная программа создаёт условия для раннего профессионального
самоопределения юного актера.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной
программы.
Программа «Сценическая речь: индивидуальные занятия с одарёнными
детьми» рассчитана для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся
в Детском театре им. Л.К. Диковского,
Режим занятий.
Программа предназначена для более углублённого изучения сценической
речи на индивидуальных занятиях. На индивидуальные занятия отводится по
одному часу в неделю и составляет 36 часов в год.
Работа с родителями.
Родители являются важными участниками образовательного процесса. Они
помогают выполнять домашние задания, сопровождают детей на конкурсы и
спектакли, осуществляют фото и видеосъёмку открытых занятий и
мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно увидеть
успехи своего ребёнка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Целью программы является совершенствование актерских способностей
обучающихся, развитие их индивидуальных голосовых особенностей, а также
создание условий для саморазвития и самосовершенствования юного актера.
Задачи:
Обучающие:
5

 научить образно мыслить, т. е. овладевать образной речью;
 обучить простейшим приемам релаксации, саморегуляции и самомассаж;
 познакомить с основными правилами гигиены голоса, научить
предупреждать профессиональные заболевания голоса;
Развивающие:
 развить основные качества голоса: полетность, отчетливость,
интонационную выразительность; укрепить и улучшить голос;
 развить умение воздействовать через речь на волю, мышление,
эмоциональное состояние, воображение, внимание зрителей;
Воспитательные:
 сформировать практические навыки: коммуникативность, волевое
воздействие, владение эмоциональным состоянием;
 сформировать умение овладевать темпераментом героя;
 сформировать навык самостоятельной подготовки к различным
выступлениям;
 пробудить потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Занятия дополняют, расширяют и углубляют материал, изучаемый по
программе «Сценическая речь», где применяются групповые формы работы.
Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация

Летние
каникулы

10.05. - 30.05.

01.06. 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный план
Количество часов по годам обучения
1 г/о
2 г/о

Название

Сценическая речь:
индивидуальные занятия
с одарёнными детьми

36

Учебно-тематический план

6

36

1 года обучения
«Возможности и пути развития человеческого голоса»
№
п/п

Наименование раздела, темы

Введение: «Давайте познакомимся»
Подружимся с голосом
«Три кита» развития профессионального голоса
Возможности человеческого голоса
Гласные звуки - мелодическая основа речи
Словесные действия - основа естественного звучания
6.
голоса
7. Роль согласных звуков в формировании речи
ИТОГО:
1.
2.
3.
4.
5.

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1
1
2
1
1

2
3
4
4
4

3
4
6
5
5

1

6

7

1
9

5
25

6
36

Теория и практика интегрированы для более глубокого усвоения материала.

7

Содержание
1 год обучения
«Возможности и пути развития человеческого голоса»
Тема 1. Введение: «Давайте познакомимся».
Цели, задачи курса, предмет изучения. Социо-игровые упражнения для
снятия психологического напряженности и установления дружественноделовой атмосферы.
Тема 2. Подружимся с голосом.
Способность голоса передавать тончайшие оттенки мыслей и чувств.
Природа рождения звучащей речи. Речь и голос. Речевой голос как один из
элементов речи. Бытовая и профессиональная речь (опора на дыхание,
свободное звучание, звучность, отчетливость, слышимость, гибкость,
приятный тембр, широкий диапазон и др.) Профессиональные заболевания
голосового аппарата и средства их предупреждения.
Тема 3. «Три кита» развития профессионального голоса.
Необходимые условия для развития голоса - мышечная свобода, свобода
фонационного дыхания, свободное звучание. Способы мышечного
освобождения органов речи - физические упражнения, релаксация,
самомассаж. Приемы релаксации и психофизического саморегулирования.
Приемы самомассажа органов дыхания, артикуляции, резонирования.
Участие дыхания в любой деятельности человека: реакция дыхательных
мышц на внешнее воздействие. Последовательный и ритмичный процесс
дыхания. Отличие процесса дыхания в состоянии покоя и в речи.
Особенности фонационного и физиологического дыхания. Фонационное
дыхание - физическая основа звучности. Типы дыхания. Смешаннодиафрагматическое дыхание как правильное; его формирование, тренинг в
упражнениях. Влияние осанки на процесс дыхания. Упражнения на
воспитание правильного вдоха и выдоха. Упражнения по воспитанию
навыков носового дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики для
снятия напряжения гортанной мускулатуры. Упражнения с озвученным
выдохом. Упражнения «собачий лай» для тренировки естественной
«опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания. Нахождение
удобной середины (центра) своего голоса. Полунапевный и речевой способ
произнеснения. Роль сонорных согласных звуков (м, н, л, р) в
резонировании голоса. Тренировка произношения согласных звуков в
упражнениях и этюдах.
Тема 4. Возможности человеческого голоса.
Текст, подтекст, ситуации, обстоятельства, словесные действия.
Актерские этюды со сменой ситуаций, обстоятельств, подтекстов.
Тема 5. Гласные звуки - мелодическая основа речи.
Дикция. Подготовка речевого аппарата к творческому процессу.
Правильная артикуляция всех звуков речи. Снятие зажима нижней
челюсти. Гласные звуки как основа звучной мелодической речи. Умение
различать на слух, ощущать твердую, мягкую и придыхательную атаки
8

звука. Собранность звука, выравнивание звучание всех гласных. Низкое
положение гортани - упражнения с гласным звуком «у». Свобода нижней
челюсти и нужная степень открывания рта для верхней фонации упражнения с гласным звуком «а». Обогащение тембровой окраски голоса.
Тренинг гласных звуков в этюдах и упражнениях.
Тема 6. Словесные действия - основа естественного звучания
голоса. Речевое (словесное) действие. Овладение опорными способами
словесного воздействия. Зависимость словесного действия от задач,
сверхзадачи этюда, упражнения. Необходимость определения словесного
действия в тексте глаголами: объяснять, узнавать, упрекать, приказывать,
просить, отделываться, предупреждать, звать, ободрять, удивлять,
утверждать. Воспитание умения изменять словесные действия по заданию
партнера или преподавателя.
Тема 7. Роль согласных звуков в формировании речи.
Дикция: тренинг взрывных согласных звуков для активизации работы
языка и губ при свободном движении диафрагмы и мышечной свободе
речевого аппарата. Беззвучное произнесение и произнесение с голосом в
различных упражнениях. Выработка речеручного рефлекса. Соединение
движения рук, головы, тела со звучанием голоса. Упражнения с
различными согласными звуками для выразительности звучащего слова «звукозапись», наполнение содержанием звуков, из которых складывается
слово.
Учебно-тематический план
2 год обучения
«Интонационная выразительность, как одно из профессиональных
качеств речи юного актёра»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Количество часов

Наименование раздела, темы

Теория Практика
Междометия
как
средства
развития
интонационной выразительности речи
Синхронизация речи и движения

Всего

1

5

6

1

6

7

Тембровая окраска и развитие диапазона голоса

1

7

8

Модуляция голоса
Динамика звучания

1
1

7
6

8
7

5

31

36

ИТОГО:

9

Содержание
2 год обучения
«Интонационная выразительность, как одно из профессиональных
качеств речи юного актёра»
Тема 1. Междометия как средство развития интонационной
выразительности речи.
Междометия как краткий словесный способ выражения волевых
импульсов человека и его чувств для выполнения словесного действия.
Различные виды междометий. Использование междометий для:
 нахождения и укрепления «центра» голоса;
 координации дыхания с деятельностью гортани и голосовых связок;
 предоставления полной свободы глоточной и ротовой полости;
 развития голосовой гибкости, легкого перехода от одной тональности к
другой с сохранением качеств звучания;
 ощущение зависимости голоса (его модуляций, силы, темпоритма речи,
пауз) от внутренней жизни, от подтекстов, действий, предполагаемых
обстоятельств, от чувств. Выражение разными по звучанию междометиями
различных эмоций через различные интонации. Упражнения: этюды,
импровизации с разными творческими и исполнительскими заданиями.
Тема 2. Синхронизация речи и движения.
Синхронизация речи и движения как условие выразительности речи.
Верное звучание голоса при любом положении тела, головы во время
всевозможных движений. Эмоциональное «оправдание» того или иного
звучания. Смена темпа движения в соответствии с темпом речи.
Тренировка речи в прыжках. Актерские этюды и упражнения в диалогах и
монологах.
Тема 3. Тембровая окраска и развитие диапазона голоса.
Приемы и способы повышения и понижения голоса - использование
словесного действия, усиление резонирования голоса в различных
акустических условиях, вибрационный массаж. Ощущение своего
диапазона: «дно» и «потолок» голоса. Владение перспективой
распределения высоты голоса. «Сравнение» регистров. Сохранение
качества голоса в каждом из участков диапазона. Движение руки и голоса,
словесный приказ своему голосу, «ведение» высокого тона звучания.
Тема 4. Модуляция голоса.
Развитие модуляций голоса. Вопросительная и восклицательная
интонации. Звуковая фигура «квакание». «Многоколенное квакание».
Прием «тататирования». Интонирования точки. «Маночек». Авторские
паузы. Логическая перспектива. Тренинг. Актерские этюды.
Тема 5. Динамика звучания.
Динамическая окраска звучания. Сила звучания как характер, способность
убеждать, влиять, воздействовать, а не только понятие громкости.
Соединение силы звучания с ощущением свободы, полетности,

10

объемности. Сохранение направления звука при смене силы,
распределение напряжения и ослабления, владение силой и легкостью
управления дыханием. Относительность понятий «громко» и «тихо».
Постепенное усиление голоса. Мышечный контроль на верхних сильных
тонах звучания. Полноценное легкое тихое звучание. Развитие речевого
слуха. Приемы и методы развития тихого и громкого звучания - словесные
действия, «эхо», «микрофон», фонопедические упражнения. Тренинг
различной силы звучания в упражнениях и этюдах.

Формы отслеживания результата образовательного процесса:
Формы отслеживания результатов освоения учебного материала
зависят, во-первых, от уровня подготовки ребенка, во-вторых, от
технологических и художественных задач, стоящих перед ним. Предметом
оценивания становятся умение работать инициативно, создание
творческой атмосферы, самостоятельность в исполнении заданий, а
главное - сформированность стремления к саморазвитию у ребенка.
Одним из показателей успешного освоения программы являются
результаты участия обучающихся в театральных постановках, конкурсах,
концертах, фестивалях.
Способы определения результативности. Виды контроля:
 начало учебного года (входящий контроль) - беседа, опрос,
тестирование, анкетирование;
 в течение всего учебного года (текущий контроль)- педагогическое
наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа;
 в конце учебного года или курса обучения (текущий или итоговый
контроль) – открытый урок – концерт, контрольный урок, отчетный
концерт, конкурсные выступления.







Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Предметные:
знать основную терминологию предмета и владеть ею;
знать основные необходимые условия развития голоса (мышечная
свобода, свобода фонационного дыхания, свободное звучание);
знать опорные способы словесного воздействия; основные средства
образно-эмоциональной выразительности речи;
знать основные правила гигиены голоса и средства предупреждения
профессиональных заболеваний голоса;
Метапредметные:
применять на практике приемы работы над дикцией, отчетливостью
произношения; уметь ими пользоваться в общении;

11

 использовать на практике приемы самомассажа, способствующие
улучшению работы голосового аппарата;
 знать существующие приемы релаксации, саморегуляции; самомассажа,
способствующие улучшению голосового аппарата;
 владеть навыками фонационного дыхания, обеспечивающими
экономное расходование выхода; регулирования давления выдыхаемого
воздуха для обеспечения объемного дыхания;
 владеть навыками мягкой атаки звучания - основы приятного, мягкого
тембра голоса;
 владеть навыками свободной артикуляции гласных и согласных звуков;
 уметь использовать основные средства выразительности речи в
практической деятельности - ведение, действие, компоненты поведения
(мимика, жесты, интонация);
 уметь предупреждать профессиональные заболевания голоса.
Личностные:
 видеть перспективу развития профессионально необходимых умений и
навыков, стремиться к их совершенствованию;
 видеть перспективу своего личностного развития, понимать
необходимость саморазвития и самосовершенствования;
 верить в свои силы, с уважением относиться к окружающим;
 владеть простейшими приемами релаксации и саморегуляции, уметь
управлять своими эмоциональным и психофизическим состоянием.

Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо:
 кабинет для занятий;
 большая и малая сцены (актовый зал);
 костюмы;
 музыкальный центр.
Кадровые обеспечение программы: педагоги со средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями в различных видах театрального искусства, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Методические материалы:
 Книги по методике преподавания актёрского мастерства,
сценического движения, вокала.
 Художественные произведения.

12






Альбомы с репродукциями произведений живописи.
Периодические театральные издания.
Сценарии.
Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-,
источники.

интернет

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы отслеживания результата образовательного процесса:
Формы отслеживания результатов освоения учебного материала
зависят, во-первых, от уровня подготовки ребенка, во-вторых, от
технологических и художественных задач, стоящих перед ним. Предметом
оценивания становятся умение работать инициативно, создание
творческой атмосферы, самостоятельность в исполнении заданий, а
главное - сформированность стремления к саморазвитию у ребенка.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 практическая работа;
 просмотр, исполнение этюдов;
 контрольные упражнения;
 показ спектакля.
Одним из показателей успешного освоения программы являются
результаты участия обучающихся в театральных постановках, конкурсах,
концертах, фестивалях.
Способы определения результативности. Виды контроля:
 начало учебного года (входящий контроль) - беседа, опрос,
тестирование, анкетирование;
 в течение всего учебного года (текущий контроль)- педагогическое
наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа;
 в конце учебного года или курса обучения (текущий или итоговый
контроль) – открытый урок – концерт, контрольный урок, отчетный
концерт, конкурсные выступления.

13

Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия:
1. Вербовая Н, П. и др. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.
2. Грудцыыа Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара: СИПКРО, 1994.
3. Далецкий Ч. Практикум по риторике: Экспериментальное учебное
пособие для учащихся средних классов. - М.: АЗ, 1995.
4. Демидова К. И. Культура речи. - Свердловское книжное
издательство, 1962.
5. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для
педагогических специальных высших учебных заведений /Под ред.
Зязюна И. А. - М.: Просвещение, 1989.
6. Савкова 3. В. Как сделать голос сценическим: Практические приемы,
упражнения для развития голоса. - М.: Искусство, 1968.
7. Смелкова 3. С. Азбука общения: Книга для учителя. - Самара:
СИПКРО, 1994.
8. Сценическая речь: Учебное пособие для средних театральных и
культурно-просветительских учебных заведений и институтов/Под
ред. Козляниновой И. П.. - М.: Просвещение, 1976.
9. Учителю о педагогической технике /Под ред. Рувинского Л. И.. - М.:
Педагогика, 1987.
Методические пособия:
1. Грудцына Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. - Самара:
СИПКРО, 1994.
2. Далецкий Ч. Практикум по риторике: Экспериментальное учебное
пособие для учащихся средних классов. - М.: АЗ, 1995.
3. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для стимуляции
голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств
певческого голосообразования в процессе формирования певческих
навыков: Методическая разработка. - М. 1988. - (рукопись).
4. Запорожец Т. И. Логика сценической речи: - М.: Просвещение 1974.
5. Зборовская Б. Л. Возможности и пути развития человеческого
голоса: Разработка. Методические рекомендации. - Екатеринбург,
1995.
6. Казанский О. А. Игры в самих себя. 2-ое изд. - М.: Роспедагенство,
1995.
7. Козлянинова И. П., Чарелли Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Русская жизнь, 1992.
8. Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.:
Советский спорт, 1989.
9. Могущество точек /под ред. Татаринова С. В. - Свердловск: «Т»,
1991.
Вып. 1.
10. Никольская С. Т. Техника речи: Методические рекомендации и

упражнения для лекторов. - Знание, 1978.
11.Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для
пелагогических специальностей высших учебных заведений / Зязюн
И. А, и др.: Под ред. Зязюна И. А. - М.: Просвещение, 1989.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония: в 3 частях. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1993.
2. Вербовая Н. П. и др. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.
3. Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение,
1991.
4. Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.:
Политиздат, 1991.
5. Грудцына Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. - Самара:
СИПКРО, 1994.
6. Далецкий Ч. Практикум по риторике: Экспериментальное учебное
пособие для учащихся средних классов. - М.: АЗ, 1995.
7. Демидова К. И. Культура речи. - Свердловское книжное
издательство, 1962.
8. Ершов П. М. Технология актерского искусства // Соч.: в 3 т. - М.: РОУ,
1991.
- Т. 1.
9. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология:
Взаимодействие людей в жизни и на сцене. - М.: Искусство, 1972.
10. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение и режиссура
воздействия на уроке: Методическая разработка: в 7 выпусках. Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования
учителей, 1989. - Выпуски 1-3.
11. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота - подросткам:
Программа, совет и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в
театральных школах, классах, студиях. - Ивантеевка: 1994.
12.Запорожец Т. И. Логика сценической речи. - М.: Просвещение, 1974.
13. Казанский
О. А. Игры в самих себя. 2-ое издание. - М.:
Роспедагенство,
1995.
14. Козлянинова И. П., Чарелли Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Русская жизнь, 1992.
15. Куракина К. В. Основы техники речи в трудах К. С.
Станиславского. - М.: ВТО, 1959.
16. Петрова Л. Техника сценической речи. – Я вхожу в мир искусств.
Москва, 2010.
17.
Петрова Л. Метод сценической речи. – Я вхожу в мир искусств.
Москва, 2011.

15

Сведения о разработчике
Шуранова Марина Ефимовна –
педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец
творчества детей и молодёжи «Одарённость и технологии» г.Екатеринбург,
высшей квалификационной категории.
Педагогический стаж – 30 лет.

16

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сценическая речь: индивидуальные занятия с одарёнными детьми»
призвана повысить актерское мастерство юных талантов. Спецификой
данной программы является индивидуальный подход к обучающимся.
Курс рассчитан на детей в возрасте от 7 до 18 лет, обучающихся по
программе «Детский театр им. JL Диковского», а также на детей,
проявивших определенные качества одаренности.
Целью программы является совершенствование актерских
способностей обучающихся, развитие их индивидуальных голосовых
особенностей, а также создание условий для саморазвития и
самосовершенствования юного актера.
Задачи:
Обучающие:
 научить образно мыслить, т. е. овладевать образной речью;
 обучить простейшим приемам релаксации, саморегуляции и самомассаж;
 познакомить с основными правилами гигиены голоса, научить
предупреждать профессиональные заболевания голоса;
Развивающие:
 развить основные качества голоса: полетность, отчетливость,
интонационную выразительность; укрепить и улучшить голос;
 развить умение воздействовать через речь на волю, мышление,
эмоциональное состояние, воображение, внимание зрителей;
Воспитательные:
 сформировать практические навыки: коммуникативность, волевое
воздействие, владение эмоциональным состоянием;
 сформировать умение овладевать темпераментом героя;
 сформировать навык самостоятельной подготовки к различным
выступлениям;
 пробудить потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Содержание программы включает в себя разделы «Возможности и
пути развития человеческого голоса» и «Интонацианная выразительность
как одно из профессиональных качеств речи юного актера» и знакомит
обучающихся с основами техники саморегуляции, принципами
голосообразования,
словесными
действиями,
выразительными
возможностями звучащей речи.

17

Приложение 1
Методические рекомендации
Путь формирования, овладения своим голосом сложен и длителен, он
требует постоянной тренировки и главное, самостоятельной, осмысленной,
осознанной работы по управлению процессами как голосообразования, так
и речевого действия. В условиях дополнительного образования
недопустимыми и неприемлемыми являются методы «натаскивания» и
копирования, которые дают, хотя и быстрый, но только видимый,
показной,
поверхностный
эффект.
Являясь
сторонниками
гуманистической, «ненасильственной» педагогики, мы предпочитает
развивать каждого из своих воспитанников, исходя из его
индивидуальности. Занятия строятся таким образом, чтобы дать
возможность каждому индивидуально найти для себя удобное звучание,
ощутить удовлетворение от проделанной работы, от звучания голоса, от
новых поисков и находок. Упражнения, разучиваемые на занятиях, каждый
раз обогащаются новыми вариантами заданий, новым «поворотом» в
действии. Объем выполненных на каждом занятии упражнений и
освоенных навыков меняется в зависимости от конкретных обстоятельств
и условий жизни Детского театра. Мы стремимся включить в
индивидуальную работу над голосом упражнения, которые помогают
обучающимся находить качества собственного звучания. Исполнительская
же деятельность детей проявляется в чтении литературных отрывков,
стихов, монологов, роль педагога в этих условиях как бы отодвигается на
второй план, его главной задачей становится создание такой творческой
атмосферы, в которой каждый ребенок ощущает смелость «выступить»
перед публикой (своими друзьями), не стесняясь показать свою задумку,
пробу, свободу, творческий поиск. Постоянно наблюдая за деятельностью
воспитанников, педагог обнаруживает интересы каждого и побуждает их
следовать своей индивидуальности и решать свои собственные проблемы
средствами предмета.

18

Приложение 2
Скороговорки
Скороговорка - своеобразное и интереснейшее явление в литературе.
С самых ранних лет нас захватывает магия слов, например, в таких текстах:
Четыре
Чёрненьких,
Чумазеньких
Чертёнка
Чертили
Чёрными
Чернилами
Чертёж.
Ехал Г река через реку,
Видит Грека: в реке - рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап!
Жили-были три японца:
Як, Як-цедрак,
Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три японки:
Цыпа, Цыпа-дрипа,
Цыпа-дрипа-дримпомпони.
Все они переженились:
Як на Цыпе,
Як-цедрак на Цыпе-дрипе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони
На
Цыпе-дрипе-дримпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-цедрака с Цыпой-дрипой Шах-шарах,
У Як-цедрак-цедрак-цедрони С
Цыпой-дрипой-дримпомпони
Шах-шарах-шарах-шарони.
При индивидуальной работе по сценической речи мы широко используем
скороговорки, которые являются не только отличным тренингом произносительных
навыков, но и создают позитивный настрой на занятиях. В данном методическом
пособии мы попытались свести воедино используемые на занятиях скороговорки:
длинные и короткие, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, с
повторами и без них, основанные одном звуке и на сочетании звуков, направленные на
автоматизацию и дифференциацию различных звуков. Некоторое скороговорки

19

хорошо известны специалистам по сценической речи. Некоторые скороговорки
являются малоизвестными и были собраны в ходе длительной и тщательной работы
автора пособия, имеющей своей целью поиск новых и интересных образцов.
Короткая:
• В один, Клим, клин колоти.
Длинная:
• Пётр Петрович,
По прозванью Перов,
Поймал птицу пигалицу;
Понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он и продал так.
Рифмованная:
• Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Нерифмованная:
• Сыворотка из-под простокваши.
Сюжетная:
• Свинья тупорыла Весь
перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.

двор

Бессюжетная:
• Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
С повторами:
• Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.

Без повторов:
• По ремешку,
По брёвешку

20

Боком проведу кобылку.
На одном звуке:
• Брат Аркадий зарезал буру корову
На горах Араратских.
(здесь в каждом слове звук "Р")
На сочетании звуков:
• Бык тупогуб,
У быка губа тупа.
(дифференциация звуков "Б" и "П")
Существенная часть из приведенных ниже текстов не похожа на скороговорки
в их современном понимании. Например, такие:
• Около кола три хвоя вьются.
• Семь те стрел калёных, страшилище.
• Бежит кошка по небу,
Догоню да пойму.
• Как-то нам будет
Перед антихристом-то стоять.

• От топота копыт Пыль по полю
летит.

• Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.

• На дворе трава,
На траве дрова.

• Карл у Клары Украл кораллы,
•

А Клара у Карла Украла кларнет.
У Сысоя усы от носа до пояса.
У соседа-домоседа Сосед-непоседа,
У соседа-непоседы
Сосед-домосед.

• Зятю не взять язя из Яузы.
» Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
У Томы - том,
И у Тома - том;
Том Томы - не о том Томе,
Том Тома - не о той Томе.

21

• Джордж ждёт менеджера с пейджером.
• С носа на нос Переносица не переносится.
• Г еоргий Г еоргиевич говорит Григорию Григорьевичу
О Григории Георгиевиче,
А Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу О Георгии
Григорьевиче.

• Корили Кирилла:
"Не дразни гориллу!"
Корили гориллу:
"Не дразни Кирилла!"
То ли Боря приобрёл Для Толи Рулон толя,
То ли Толя приобрёл Для Бори Рулон толя.

• Веня и Иван не виноваты.
•
•
•
•

Видите: на диване у Вани два удава.
Внимание: в водоёме водяной.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Диван не виден.
® На подводе воевода.
• У Вики пуховик.
У Вовы овод.
• У водопада водопой.
У воды удавы.

• У Якова под Киевом внуки.
• Увидим Вадима и удивим.
« В вагоне - Вова и Матвей,
Викентий, Витя и Авдей.

• В дневнике у Авдея - две двойки,
В дневнике у Вадика - девять двоек.

• Вадик, не подведи, - Подведи Давыдова к подводе.
• Вова водит,
А Ваня Вову доводит.

• Медведь не медведка,
Медведка не медведь.

• Поведём Вениамина

22

•

К медведям и пингвинам.
У Вити и Вениамина - Витамины.

• У водопада девять Авдеев И два Матвея.
• У новенького - Новенький дневник.
• Вите и Вете Ответят Венедикт,
Вениамин И Викентий.
Подводим к подводе воеводу,
А на подводе - воевода!
У подводы - воевода И на подводе - воевода.
Два воеводы.
Автоматизация звука «В»
(тексты без сонорного «Р», свистящих, шипящих и звука «Ф»)
• Авдей хватал халву ухватом.
• Валя велела Вите наловить плотвы.
• Хвали халву, нахваливай.

• Ванда давным-давно не видела Вадима,
Вадим давным-давно не видел Ванду.

• Вова увидел Лёву,

Лёва удивил Вову.

• Воины не воют, воины воюют;
Волки не воюют, волки воют.

• Подводим к подводе Вадима и Володю.
Автоматизация звука «В»
(тексты свистящих, шипящих и звука «Ф»)

•
•
•
•

Вертлявый внук прогневал дворника.
Враги в овраге.
Вредная ведьма варила варево.
Рукава великану великоваты.

• В январе "Авангард" выиграл У "Локомотива":
девять - два.

• Ведьма превратила ленивую королеву В говорливую
ворону.

• Вероятно, Варя доверила Вере веретено.

23

• Вика нарвала крапивы под ивой,
•

От крапивы у Вики волдыри.
Воробей влетел на веранду И выхватил у Вари вареник.
Ева ленива,
Вика ревнива.

• На повороте ворота,

На воротах ворон и ворона.

• На подводе рядовой,

А подводник под водой.

• Не бывает улова

У ленивого рыболова.

• У Вени виноград,
У Вани винегрет.

• У нерадивого повара

В валенках варенье и повидло.

• В воротах вратарь,
На воротах ворона.
Ну и ворона - вратарь!

• - В аквариуме плавает вобла! - Уверял
Клаву Гаврила.
- Не ври, Гаврила! - Клава говорила.

• У Вали валенки,
У Вени веники,
У Веры веер,
А у Павла павлин.

• ВНУКИ МАТВЕЯ Виталик, Витя,
Вова,
Валера, Павлик, Лёва,
Гаврила, Ваня, Вадик,
Вениамин и Владик.
Автоматизация звука «Ф»
(тексты без сонорных
На фото - фата.
У Федота фагот.
У феи арфа.
У Фени фен.
У Фимы мифы.
У финна фен и финики.

«Р»,

«Л»,

свистящих,

24

шипящих

и

звука

«В»)

Конфеты - фее,
Конфетти - Тимофею.
На фото у Наф-Нафа Ниф-Ниф и Нуф-Нуф.
У кафе Фома,
У Фомы кофе.
Фаина - Фаня,
А Ефим - Фима.
Федя Фадейкин и Фаддей Федькин фехтуют.
У Фимы финики,
У Фани фантики.
У Фени муфта,
У Фани кофта.
На фото
Фаня, Ефим, Тимофей, Феня, Фома, ...Котофей.
Фехтуют Фома и Фаддей, Агафон и Тимофей.

МАГНИТОФОН
- У Агафона патефон?
- Не патефон у Агафона.
- У Агафона мегафон?
- Не мегафон у Агафона.
- У Агафона домофон?
- Не домофон у Агафона.
-У
- Не диктофон у Агафона...
У Агафона не патефон.
У Агафона не мегафон.
У Агафона не домофон.
У Агафона не диктофон.
У Агафона - маг-ни-то-фон.
Магнитофон у Агафона.

Агафона

Автоматизация звука «Ф»
(тексты без сонорного «Р», свистящих, шипящих и звука «В»)
• У Фаины дельфины.
Филимон на футболе в футболке.

• Кафель не кефаль,

А кефаль не кафель.

25

диктофон?

• У Фили филе,
У Фени фен.

Автоматизация звука «Ф»
(тексты без свистящих, шипящих и звука «В»)
• На рифах фрегат.
У графа фрак.
У мельников и плотников перерыв.
(примечание для редактора: здесь звук "Ф")

• На фотографии у Фунтика Ниф-Ниф, НуфНуф и Наф-Наф.

• Под фонарём Никифор-фотограф,
У Никифора фонарь.
У Марфы нет арфы,
А у Глафиры - кефира.
У Митрофана фортепьяно,
А у Федота фагота.

• У Тимофея в портфеле Тефтели и кефир.
• Фамилия

Феофана-фотографа
Фифтифуфайкин.
• Баранов, Быков и Котов втроём Втолкнули в
хлев баранов,
Быков и котов.
(примечание для редактора: здесь звук "Ф")

• - Клюв у китов?
- Не у китов.
- Клюв у котов?
- Не у котов.
- Клюв у орлов?
- Клюв у орлов.
(примечание для редактора: здесь звук "Ф")

• ГРИФ, ГРАФИН И ГРАФИНЯ У фортепьяно
графиня,
На графине гриф.
На фортепьяно графин,
И на графине гриф.

• На ферме Тимофей, Фома, Ефим,
Филя, Трифон и Трофим,
Глафира, Феня, Митрофан,

26

Ефрем, Федора и Фанфан.
Дифференциация звуков "В"И "Ф" (тексты без сонорных Д Р, свистящих и
шипящих)
• В Уфе кафе.
Фима - внук Ефима.

• В буфете Веня и Федя.
• Вата не фата,

А фата не вата.

• У Фани винтики,
У Вити фантики.
У фонтана Ваня в кафтане.

• Веня в Вене,

Тимофей
А Вика в Киеве.

в

• Вот фото,
А на фото - Два
Федота.

• - Яков в фате,
А Вика в кафтане?
- Яков в кафтане,
А Вика в фате!

• У фонтана Витя,
Вова, Ваня,
Фима, Федя, Фаня,
Вика, Ева, Веня,
Тимофей и Феня.
Дифференциация звуков "В"И "Ф"
(тексты без сонорного Р, свистящих и шипящих)
• У Вали вафли,
У Веты конфеты.
Дифференциация звуков «В» и «Ф»
(тексты без свистящих и шипящих)
• УЛОВ
- Яков - рыболов,
Каков улов?
- Каков клёв,
Таков и улов.

27

Уфе,

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Алтын - старинная серебряная монета достоинством в три копейки. Амбар строение для хранения зерна.
Армяк - кафтан из толстого сукна.
Аршин - мера длины, четыре четверти (пяди), 0,711 метра.
Бабай - дед, старик.
Бемби - оленёнок из повести-сказки Ф.Зальтена "Бемби".
Бимбо - пёсик Малыша из трилогии А.Линдгрен "Три повести о Малыше и
Карлсоне".
Бирюк - зверь, медведь.
Бумба - сова из сказочной повести К.Чуковского "Доктор Айболит". Бобыль одинокий, бесприютный, бедный крестьянин.
Буерак - сухой овраг.
Бука - нелюдим, медведь, суровый, угрюмый человек.
Верея - один из столбов, на которые навешиваются ворота.
Верша - рыболовный снаряд, изготавливаемый из прутьев в виде бутыли,
воронки.
Восьмушка - восьмая доля известной меры веса (фунта, четверика и др.).
Гоголь - птица из породы уток-нырков.
Голик - веник без листвы.
Грош - старинная медная монета достоинством в две копейки.
Гуж - петля, которая скрепляет оглобли и дугу.
Гумно - место для хранения хлеба в снопах и молотьбы, крытый ток.
Дафнии - мелкие ракообразные, корм для мелких рыб и мальков.
Девятерик - вес, мера, счёт, соединяющие девять единиц.
Доха - шуба с мехом внутрь и наружу.
Каракурт - ядовитый паук, его укус опасен для человека.
Квочка - курица, которая водит цыплят.
Клин с приподклинком - кусочки ткани в виде треугольника или усечённого
треугольника.
Коваль - кузнец.
Колотило - сварливый человек.
Копна - сложенное в кучу в виде конуса сено, снопы хлеба.
Кочедык - инструмент для плетения лаптей.
Крынка - глиняный удлинённый горшок для молока.
Кубра - шалун, шутник, проказник.
Кудель - волокнистая часть льна, пеньки.
Лал - драгоценный камень (рубин, яхонт).
Лыко - волокнистое, неокрепшее подкорье деревьев.
Матица - центр, середина; средняя балка, на которой держится потолок. Опара тесто в квашне, заправленное закваской, дрожжами.
Пимы - в Сибири и у северных народов: меховые сапоги, а также валенки.
Плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.
Подприкопёночек - маленькая копна.

28

Покром, покромка - здесь: край сукна ткани.
Полица - здесь: полка для хранения продуктов, посуды.
Полтина - старинная монета достоинством в пятьдесят копеек.
Полушка - старинная монета достоинством в четверть копейки.
Пономарь - церковнослужитель, который зажигает свечи, готовит кадило, звонит
в колокол, вообще прислуживает в церкви.
Прогалинок - место, не заполненное талой снеговой водой.
Пята - петля двери.
Рундук - большой ларь с поднимающейся крышкой.
Тать - вор, разбойник.
Торг - рынок, базар.
Туес - берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
Тутти - персонаж сказочной повести Ю.Олеши "Три Толстяка".
Тын - забор, частокол.
Хоббит - герой сказочной повести Дж.Р.Р. Толкина "Хоббит, или Туда и Обратно".
Чан - большая деревянная или металлическая бочка.
Чеботарь - сапожник.
Четверик - четвёртая часть: старинная мера сыпучих тел.
Чоботы - высокие башмаки, ботинки с острыми носками.
Шесток - площадка между устьем и топкой русской печи.
Эфа - ядовитая змея семейства гадюк.
Юр - открытое место, где нет затишья.
Явор - название дерева, чинара.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».