Основы вокала в детском театре 2022

Основы вокала в детском театре
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 18 лет, срок реализации – 10 лет
художественная направленность

Автор составитель:
Горбачева Екатерина Олеговна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия
с изобразительным искусством, музыкой, пластикой, движением. В современном
театре трудно представить актера, который не умеет танцевать, петь, красиво
говорить и двигаться. Поэтому привлечение детей к многообразной деятельности,
обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для
многостороннего развития ихспособностей.
Занятия вокалом помогают детям избавиться от психологических зажимов и
научиться раскрывать свои эмоции, благодаря чему ярче передается настроение,
атмосфера постановки.
Программа «Основы вокала в детском театре» является частью комплекса
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
объединении детского театра им. Л.К. Диковского.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы по содержанию является художественной.

Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области
на период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических рекомендаций "Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы.
Дополнительному образованию на современном этапе развития
системы образования в России отводится одна из ведущих ролей в
нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворении его
индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала,
адаптации в современном обществе.
Значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в
формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания
образцах музыкальной культуры отводится искусству и культуре.
Программа ориентирована на социальный заказ, потребности
родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному
развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка,
формирует и развивает актерскиеспособности у детей.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в
художественно - эстетическом развитии, нравственном развитии;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации и возможности для
самореализации и развития талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание
условий для развития творческого потенциаланаселения.
Педагогическая целесообразность.

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания
каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых
знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в
окружающей среде, позитивному самоопределению. Происходит осознанное
приобретение знаний, навыков самостоятельной деятельности и умения
творчески работать.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся с 7 до 18 лет, с
учётом психофизических особенностей данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Школьный возраст 7 лет – это переломный период, когда ребёнок переходит
из садика в школу. В 7-9 лет у обучающихся наблюдается высокий уровень
активности, любознательности, рассеянности, бурно проявляются эмоции.
Часто при неудаче в каком-либо деле теряют интерес к продолжению этого
вида деятельности. В этот период ребёнок в полной мере овладевает
искусством общения, умеет выражать свои мысли, желания, эмоции. Важно,
чтобы в этом возрасте ребёнок ощущал поддержку и понимание. Необходимо
развивать коммуникативные навыки.
В возрасте 9-13 лет дети переходят в подростковый период. Такой
возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям
(интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и
младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.).
Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития
и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей,
определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В
этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за
рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного
возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью,
открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной
интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и
родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах
партнерского общения.
Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости,
возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка,
развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение
коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки
ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет,
занять достойное место в коллективе.
Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
В 13 лет ребёнок начинает себя воспринимать как взрослого человека,

имеющего право на своё мнение, свои желания, стремится к
самостоятельности.
В 14-17 лет при переходе от подросткового возраста к юношескому
происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на
будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции
будущего. В этом возрасте формируются:
1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное
отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных,
моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на
основе чего
возникают возможности целенаправленного самосовершенствования,
самовоспитания;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний,
убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную
ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к
абстрактно- теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не
складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее,
самоутвердиться в своей самостоятельности и оригинальности, создать
собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для
юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм
мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы
мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности.
Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются
типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к
советам старших, недоверие по отношению к старшим поколениям, иногда
даже открытое противодействие. Но в такой ситуации подросток вынужден
опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной
реакции «повышенной подверженности»
(неосознанная внушаемость,
сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает
единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода,
жаргон, субкультура).
В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной
цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную
подготовительную
работу,
упорно
преодолевая
препятствия. Стремятся к социальному утверждению. В этот период дети
резко взрослеют, их решения становятся более взвешенными, они начинают
задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
принимаются дети, прошедшие обучение по программе «Игровой театр
«Театраша»» (возраст 4-6 лет, срок реализации 3 года), а также дети с
соответствующими компетенциями, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья для занятий физической деятельностью. Количество
детей в группах – 12-15 человек.

Организация образовательного процесса.
Обучение проходит на базовом уровне. Программный материал
осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных
данных ребёнка. Каждый ребёнок в процессе обучения последовательно
осваивает технику пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая
раскрепощённость, координация голоса). Репертуар для каждой возрастной
группы подбирается с учётом возрастных, психологических особенностей
обучающегося, вокальных данных.
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы
сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа
(сольное пение, дуэт, трио). Помимо непосредственного практического изучения
основ дополнительных актёрских дисциплин, содержание обучения включает в
себя тренинги и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков,
развитие памяти, фантазии, сценического воображения. Проводятся беседы о
театральном искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с театральной
терминологией и правилами поведения на сцене и за кулисами.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок научился создавать
индивидуальные и коллективные художественные работы. Все занятия по
программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства,
организуются и проводятся в очной форме обучения.
Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и
индивидуальных вокальных данных ребёнка. Каждый ребёнок в процессе
обучения
последовательно
осваивает
технику
пения
(дыхание,
звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощённость, координация
голоса). Репертуар для каждой возрастной группы подбирается с учётом
возрастных, психологических особенностей обучающегося, вокальных данных.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок научился создавать
индивидуальные и коллективные художественные работы. Все занятия по
программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства,
организуются и проводятся в очной форме обучения:
 От простого к сложному.
 Смена типа и ритма работы на занятии.
 От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся
Срок освоения.
Программа рассчитана на 10 лет обучения. Количество часов на группу в год
составляет 36 часов, общий объем учебных часов на весь период обучения – 360
часов.
Обучение по дополнительнойобщеобразовательной программе поэтапное:
I этап: 1-2 год обучения (7-9 лет)
II этап 3-6 год обучения (9-13 лет)
III этап 7-10 год обучения (13-18 лет)
Принципы подбора репертуара: Репертуар, подбирается таким образом,
чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе
которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования,

дикции, тренировать вокальный аппарат.
Для разучивания подбираются контрастные между собой произведения, песни
разнообразного характера и различные по тематике.
Режим занятий.
В связи со спецификой процесса обучения занятие проводится со всей
группой, либо группа разбивается на 2 подгруппы по 7-9 человек. Занятия
проводятся по группам или подгруппам 1 час в неделю.
Занятия ориентированы на достижение определённого результата. Кроме
того, часто возникает необходимость деления на подгруппы. Работа по
подгруппам обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому
ребенку, основываясь на его способностях, восприятии материала,
эмоциональном состоянии. Также деление на подгруппы необходимо для
эффективной работы над отдельными сценами или номерами, для подготовки
детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций отдельных сцен или
номеров с ограниченным количеством участников, где требуется тщательная
техническая проработка.
Способы определения результативности
С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и
улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический
мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг
включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый.
Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиямивидеоматериалами;
- практические занятия, на которых обучающиеся осваивают
музыкальную грамоту, слушают и анализируют прослушанную музыку,
выполняют творческиезадания;
- занятие –постановка, репетиция, сводная репетиция, на которой
отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности
обучающихся;
- открытое занятие проводится для родителей;
- выездное занятие – посещение музеев, концертов, праздников.
Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча,
концертнаядеятельность, участие в конкурсах, фестивалях.
Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Основные методы
обучения: словесные, наглядные, практические.
Объяснительно-иллюстративные:
- прослушивание лучших образцов исполнения, использование
наглядныхпособий, личный пример;
Словесный метод:

беседа;
рассказ;
обсуждение;
Метод разучивания:
по элементам;
по частям;
в целом виде;
Метод анализа:
все выступления в процессе обучения обучающихся желательно
снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки,
подчёркивать лучшие моменты выступления.
Условия приёма.
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным
уровнемподготовки, поэтому и темп освоения детьми программы различный.
Работа с родителями.
Для реализации воспитательных задач родители (законные представители)
принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности творческого
коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к
концертам, фестивалям и конкурсам
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.














Цель – сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению через
активную музыкально-творческую деятельность, развить индивидуальные
вокальныеспособности, помочь раскрытию творческого потенциала.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:Обучающие:
познакомить с основными теоретическими терминами музыкальной грамоты и
применять их в певческой деятельности.
научить интонировать одноголосные и многоголосные вокальные произведения;
познакомить со строением голосового аппарата и научить им пользоваться;
познакомить с диапазоном;
умение пользоваться основными вокальными техниками.
Развивающие:
развить в детях умение быть грамотным слушателем, исполнителем и
композитором;
развить умения работать в коллективе, критически оценивать свое творчество и
творчество своих товарищей, с уважением относиться к результатам их работы;
Развить потребность в самообразовании.
Воспитательные:
научить органично существовать в состоянии публичного одиночества;
научить взаимодействовать со зрителем;
научить самостоятельно анализировать художественное произведение;
будут знать и пользоваться правилами охраны голоса.

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные
дни

Зимние
каникулы

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

10.05. - 30.05.

01.06. 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный план
Количество часов по годам обучения
1
2
3 4
5
6
7
8
9 10
г/о г/о г/о г/о г/о г/о г/о г/о г/о г/о
36
36 36 36 36 36 36 36 36 36
360 ч.

Название
Вокал
Итого:

Учебный (тематический) план 1-2го годов обучения
«Вокал»
1.
2.

Всего Теория

Основы певческой
позиции
Дыхание

3.

Практика

4

1

3

5

1

4

3

1

2

3

1

2

3

1

2

4

1

3

Артикуляция
4.
Дикция
5.
Звукоизвлечение
6.

7.

8.

Штрихи
Мелодия
Контрольный
урок
Итого

13

3

1
36

10

1
9

27

Формы
Беседа, опрос,
Беседа, опрос, практическая работа,
просмотр
Беседа, опрос, практическая работа,
просмотр,исполнение этюдов,
контрольные упражнения.
Беседа, опрос, практическая работа,
просмотр,исполнение этюдов,
контрольные упражнения.
Беседа, опрос, практическая работа,
просмотр,исполнение этюдов,
контрольные упражнения.
Беседа, опрос, практическая работа,
просмотр,исполнение этюдов,
контрольные упражнения.
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр,исполнение
этюдов, контрольные упражнения.
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана 1-2го годов обучения
Тема 1. Основы певческой позиции.
Как определить певческую позицию. Основа певческой позиции.
Практические работы: Ритмические игры, пение попевок, песен; Показ плакатов,
прослушивание грамзаписей; Дыхательные упражнения.
Тема 2. Дыхание.
Что мы показываем певческим дыханием, каковы его основы. Зачем
нужно правильно дышать. Цепное дыхание. Снятие дыхания по руке
дирижера, вступление по дирижерскому жесту. Зависимость дыхания от
характера музыкально-вокального произведения.
Практические работы: Упражнения на дыхание; Чтение стихов, пение
упражнений.
Тема 3. Артикуляция.
Понятие артикуляции. Как правильно оформить гласные и согласные
звуки. Как работают активные органы артикуляционного аппарата (голосовые
связки, язык, губы,мягкое небо, глотка, нижняя челюсть).
Практические работы:Чтение скороговорок, исполнение песен; Упражнения на
дыхание, распевки; Артикуляционная гимнастика.
Тема 4. Дикция.
Как правильно произносить слова. Понятие кантилена (осмысление и
эмоциональный фон). Синхронность артикуляции поющих в хоре.
Практические работы:
Дикционные упражнения, связанные с работой губ, открытием рта,
движениемнижней челюсти, лицевой мимикой.
Тема 5. Звукоизвлечение.
Что такое звукоизвлечение. Как образуются звуки. Как формировать
певческуюпозицию над единой манерой звукообразования.
Практические работы: Исполнение попевок, сочинение попевок из нескольких
звуков на заданный текст; Освоение нотного стана, запись нот и пение
сольфеджио.
Тема 6. Штрихи.
Понятие штрихов на фортепиано, их выразительное значение на
примеремузыкальной литературы.
Практические работы: Пение упражнений на легато, стаккато, маркато;
Исполнение песен с использованием штрихов.
Тема 7. Мелодия.
Определение. Мелодия в разных регистрах. Направления движения
мелодии(нисходящие, восходящие). Скачки в мелодии.
Практические работы: Пение звукорядов восходящих и нисходящих;
Прослушивание и анализ попевок и песенок, сольфеджирование; Упражнения на
постепенное и скачкообразное движение мелодий.
Тема 8. Контрольный урок.
Представление родителям и педагогам освоенного материала.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН) 3-го ГОДА обучения
№
п/п
1.

Название
раздела, темы
«Вокал»
Тон. Полутон

Количество часов
Всего Теория Практика
4

1

3

Развитие
ощущений,
ладовых
тяготений
Секвенция

7

1

6

5

1

4

4.

Вокальная
техника

4

1

3

5.

А’капелла
(пение без
сопровожд
ения)

7

1

6

6.

Двухголосье
Итого

9
36

1
6

8
30

2.

3.

Формы
аттестации/контроля
Беседа, практическая работа,
контрольныеупражнения.
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр, исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,

Содержание учебного (тематического) плана 3-го год обучения
Тема 1. Тон. Полутон.
Понятие тона, полутона. Ближайшее расстояние между звуками.
Хроматизм. Альтерация – понятие, разновидности. Как строить тон и полутон от
любого звука вверх и вниз.
Практические работы:Упражнения хроматической гаммы песен; Пение и разбор
мажорной и минорной гаммы.
Тема 2. Развитие ощущений ладовых тяготений.
Знаки альтерации. Изменение высоты звука. Чистое интонирование звуков.
Практические работы: Пение диатонических и хроматических интервалов;
Сольфеджирование; Игра на фортепиано упражнений; Транспонирование
упражнений; Пение романсов, современных песен из кинофильмов.
Тема 3. Секвенции.
Понятие секвенции и формы мелодического движения: горизонтальное,
восходящее, нисходящее, волнообразное, секвенционное. Звено секвенции.

Практические работы: Пение упражнений; Сольфеджирование мелодий,
содержащих секвенции; Прослушивание (этюды Черни, секвенции Баха).
Тема 4. Вокальная техника.
Понятие вокальной техники. Основы вокальной техники.Практические работы:
Разбор произведений различных жанров (примеры из русской и зарубежной
классики).
Тема 5. Пение а’капелла.
Основы пения без сопровождения. Как держать знакомую мелодию, опираясь
только на внутренний слух, слуховые ощущения.
Практические работы:
Исполнение знакомых песен, попевок, упражнений без сопровождения (с
частичнымконтрольным сопровождением).
Пение с солистами. Самостоятельный анализ чистоты звучания.
Тема 6.Двухголосие.
Что такое полифоническая музыка. Виды полифонии: имитационная,
подголосочная. Аккордовый склад хоровой полифонии. Параллельное и
противоположное движение голосов.
Практические работы: Двухголосное пение с использованием элементов
двухголосия в произведениях; Упражнения на различные виды полифонии;
Прослушивание произведений Шумана, Баха, Вивальди, хоровой музыки.

№
п/п
1.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
«Вокал»
Работа в
соответствии с
текущим
репертуаром

2.

4

1

3

Беседа, практическая
работа, контрольные
упражнения.

7

1

6

5

1

4

4

1

3

Беседа, опрос,
практическая работа,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр контрольные
упражнения.

Сводные репетиции
3.
Секвенция

4.
Вокальная техника

5.

7

1

6

Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр,
контрольные
упражнения.

9

1

8

Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

36

6

30

А’капелла
(пение без
сопровожден
ия)
6.
Двухголосье
Итого

Содержание учебного (тематического) плана 4-го года обучения
Тема 1. Работа в соответствии с текущим репертуаром. Постановка и
репетиции вокальных номеров к постановке спектакля. Тема 2. Сводные
репетиции.
Соединение драматических сцен с вокальными, хореографическими и
пластическиминомерами. Показ спектакля.
Тема 3. Секвенции. Понятие секвенции и формы мелодического движения:
горизонтальное, восходящее, нисходящее, волнообразное, секвенционное. Звено
секвенции.Практические работы: Пение упражнений; Сольфеджирование
мелодий, содержащих секвенции; Прослушивание (этюды Черни, секвенции
Баха).
Тема 4. Вокальная техника. Понятие вокальной техники. Основы вокальной
техники.
Практические работы:
Разбор произведений различных жанров (примеры из русской и зарубежной
классики). Тема 5. Пение а’капелла. Основы пения без сопровождения. Как
держать знакомую мелодию, опираясь только на внутренний слух, слуховые
ощущения.
Практические работы:
Исполнение знакомых песен, попевок, упражнений без сопровождения (с
частичным контрольным сопровождением).
Пение с солистами. Самостоятельный анализ чистоты звучания.
Тема 6.Двухголосие.
Что такое полифоническая музыка. Виды полифонии: имитационная,
подголосочная. Аккордовый склад хоровой полифонии. Параллельное и
противоположное движение голосов.
Практические работы: Двухголосное пение с использованием элементов
двухголосия в произведениях; Упражнения на различные виды полифонии;

Прослушивание произведений Шумана, Баха, Вивальди, хоровой музыки.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 5-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Название
раздела,
темы
«Вокал»

1.

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего
4

Теория
1

Практика
3

7

1

6

5

1

4

4

1

3

7

1

6

Тон. Полутон

2.

Развитие
ощущений,
ладовых
тяготений

3.
Секвенция
4.
Вокальная техника
5.

А’капелла (пение
без
сопровождения)

6.

9

1

8

36

6

30

Двухголосье
Итого

Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

Содержание учебного (тематического) плана 5-го года обучения
Тема 1. Тон. Полутон.
Понятие тона, полутона. Ближайшее расстояние между звуками.
Хроматизм. Альтерация – понятие, разновидности. Как строить тон и полутон
от любого звука вверх и вниз.
Практические работы:Упражнения хроматической гаммы песен; Пение и разбор

мажорной и минорной гаммы.
Тема 2. Развитие ощущений ладовых тяготений.
Знаки альтерации. Изменение высоты звука. Чистое интонирование звуков.
Практические работы: Пение диатонических и хроматических интервалов;
Сольфеджирование; Игра на фортепиано упражнений; Транспонирование
упражнений; Пение романсов, современных песен из кинофильмов.
Тема 3. Секвенции.
Понятие секвенции и формы мелодического движения: горизонтальное,
восходящее, нисходящее, волнообразное, секвенционное. Звено секвенции.
Практические работы: Пение упражнений; Сольфеджирование мелодий,
содержащих секвенции; Прослушивание (этюды Черни, секвенции Баха).
Тема 4. Вокальная техника.
Понятие вокальной техники. Основы вокальной
техники.Практические работы:
Разбор произведений различных жанров (примеры из русской и зарубежной
классики).
Тема 5. Пение а’капелла.
Основы пения без сопровождения. Как держать знакомую мелодию,
опираясьтолько на внутренний слух, слуховые ощущения.
Практические работы:
Исполнение знакомых песен, попевок, упражнений без сопровождения (с
частичнымконтрольным сопровождением).
Пение с солистами. Самостоятельный анализ чистоты звучания.
Тема 6.Двухголосье.
Что такое полифоническая музыка. Виды полифонии: имитационная,
подголосочная. Аккордовый склад хоровой полифонии. Параллельное и
противоположное движение голосов.
Практические работы: Двухголосное пение с использованием элементов
двухголосья в произведениях; Упражнения на различные виды полифонии;
Прослушивание произведений Шумана, Баха, Вивальди, хоровой музыки.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 6-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Название раздела, темы
«Вокал»

1.

Количество часов
Всего
4

Тон. Полутон

2.

Развитие ощущений,
ладовых тяготений

7

Формы
аттестации/контроля

Теория Практика
1
3
Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
1

6

Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

3.

5

1

4

4

1

3

7

1

6

9

1

8

36

6

30

Секвенция
4.
Вокальная техника
5.

А’капелла (пение без
сопровождения)

6.
Двухголосье
Итого

Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрактическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

Содержание учебного (тематического) плана 6-го год обучения
Тема 1. Работа в соответствии с текущим репертуаром.
Постановка и репетиции вокальных номеров к постановке спектакля.
Тема 2. Сводные репетиции.
Соединение драматических сцен с вокальными, хореографическими и
пластическиминомерами. Показ спектакля.
Тема 3. Секвенции.
Понятие секвенции и формы мелодического движения: горизонтальное,
восходящее, нисходящее, волнообразное, секвенционное. Звено секвенции.
Практические работы: Пение упражнений; Сольфеджирование мелодий,
содержащих секвенции; Прослушивание (этюды Черни, секвенции Баха).
Тема 4. Вокальная техника.
Понятие вокальной техники. Основы вокальной техники.Практические работы:
Разбор произведений различных жанров (примеры из русской и зарубежной
классики).
Тема 5. Пение а’капелла.
Основы пения без сопровождения. Как держать знакомую мелодию,
опираясьтолько на внутренний слух, слуховые ощущения.
Практические работы:
Исполнение знакомых песен, попевок, упражнений без сопровождения (с
частичнымконтрольным сопровождением).
Пение с солистами. Самостоятельный анализ чистоты звучания.
Тема 6.Двухголосье.
Что такое полифоническая музыка. Виды полифонии: имитационная,
подголосочная. Аккордовый склад хоровой полифонии. Параллельное и

противоположное движение голосов.
Практические работы: Двухголосное пение с использованием элементов
двухголосья в произведениях; Упражнения на различные виды полифонии;
Прослушивание произведений Шумана, Баха, Вивальди, хоровой музыки.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 7-го ГОДА
№
п/п
1.

Название
раздела, темы
«Вокал»
Инструктаж по
технике
безопасности.
Вокальное
дыхание.

2.

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего
5

Теория
1

Практика
4

8

1

7

Звукоизвлечение
3.

Ритмические
игры

4.

3

3

6

1

5

14

2

12

36

5

31

Дикция
5.

Работа в
соответствии с
текущим
репертуаром
Итого

Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

Содержание учебного (тематического) плана 7-го года обучения
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Вокальное дыхание.
Что мы показываем певческим дыханием, каковы его основы. Зачем нужно
правильно дышать. Цепное дыхание. Снятие дыхания по руке дирижера,
вступлениепо дирижерскому жесту. Зависимость дыхания от характера
музыкально-вокальногопроизведения.
Практические работы: упражнения на дыхание.
Тема 2.Звукоизвлечение.

Что такое звукоизвлечение. Как образуются звуки. Как
формировать певческуюпозицию над единой манерой звукообразования.
Практические работы: Исполнение попевок, сочинение попевок из нескольких
звуков на заданный текст; Освоение нотного стана, запись нот и пение
сольфеджио.
Тема 3.Ритмические игры.
Ритмический аккомпанемент. Пение песен со сложным ритмическим рисунком.
Тема 4. Дикция.
Как правильно произносить слова. Понятие кантилена (осмысление и
эмоциональный фон). Синхронность артикуляции поющих в хоре.
Практические работы:
Дикционные упражнения, связанные с работой губ, открытием рта, движением
нижней челюсти, лицевой мимикой.
Тема 5. Работа в соответствии с текущим репертуаром.
В эту тему входят репетиционные часы в рамках постановки спектакля, где
используются навыки, полученные в ходе занятий вокалом.

№
п/п
1.

Название
раздела, темы
«Вокал»
Инструктаж по
технике
безопасности.
Вокальное
дыхание.

2.

Количество часов
Всего
5

8

Формы
аттестации/контроля

Теория
1

1

Практика
4

7

Звукоизвлечение
3.

Ритмические
игры

4.

3

3

6

1

5

14

2

12

Дикция
5.

Работа в
соответствии с
текущим
репертуаром

Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

Итого

36

5

31

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 8-го ГОДА
Содержание учебного (тематического) плана 8- го года обучения
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Вокальное дыхание.
Что мы показываем певческим дыханием, каковы его основы. Зачем нужно
правильно дышать. Цепное дыхание. Снятие дыхания по руке дирижера,
вступление по дирижерскому жесту. Зависимость дыхания от характера
музыкально-вокальногопроизведения.
Практические работы: упражнения на дыхание.
Тема 2.Звукоизвлечение.
Что такое звукоизвлечение. Как образуются звуки. Как формировать
певческуюпозицию над единой манерой звукообразования.
Практические работы: Исполнение попевок, сочинение попевок из нескольких
звуков на заданный текст; Освоение нотного стана, запись нот и пение
сольфеджио.
Тема 3.Ритмические игры.
Ритмический аккомпанемент. Пение песен со сложным ритмическим рисунком.
Тема 4. Дикция.
Как правильно произносить слова. Понятие кантилена (осмысление и
эмоциональный фон). Синхронность артикуляции поющих в хоре.
Практические работы:
Дикционные упражнения, связанные с работой губ, открытием рта,
движением нижней челюсти, лицевой мимикой; Тема 5. Работа в соответствии с
текущим репертуаром.
В эту тему входят репетиционные часы в рамках постановки спектакля, где
используются навыки, полученные в ходе занятий вокалом.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 9-10-го ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.

Название
раздела, темы
Раздел «Вокал»
Инструктаж по
технике
безопасности.
Вокальное
дыхание.

Количество часов
Всего
Теория Практика
5

1

4

Формы
аттестации/контроля
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

2.

8

1

7

Звукоизвлечение
3.

3

3

Ритмические игры
4.

6

1

5

14

2

12

36

5

31

Дикция
5.

Работа в
соответствии с
текущим
репертуаром
Итого

Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.
Беседа, практическая
работа, просмотр,
контрольные
упражнения.

Содержание учебного (тематического) плана 9-10 -го годов обучения
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Вокальное дыхание.
Что мы показываем певческим дыханием, каковы его основы. Зачем нужно
правильно дышать. Цепное дыхание. Снятие дыхания по руке дирижера,
вступление по дирижерскому жесту. Зависимость дыхания от характера
музыкально-вокального произведения. Практические работы: упражнения на
дыхание.
Тема 2.Звукоизвлечение.
Что такое звукоизвлечение. Как образуются звуки. Как формировать
певческуюпозицию над единой манерой звукообразования.
Практические работы: Исполнение попевок, сочинение попевок из
нескольких звуков на заданный текст; Освоение нотного стана, запись нот и
пение сольфеджио.
Тема 3.Ритмические игры.
Ритмический аккомпанемент. Пение песен со сложным ритмическим рисунком.
Тема 4. Дикция.
Как правильно произносить слова. Понятие кантилена (осмысление и
эмоциональный фон). Синхронность артикуляции поющих в хоре.
Практические работы: Дикционные упражнения, связанные с работой губ,
открытием рта, движениемнижней челюсти, лицевой мимикой.
Тема 5. Работа в соответствии с текущим репертуаром.
В эту тему входят репетиционные часы в рамках постановки спектакля, где
используются навыки, полученные в ходе занятий вокалом.



















Планируемые результаты освоения дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программы
(1-2 год обучения):
Предметные:
знают основные теоретические термины музыкальной грамоты и применяют их в
певческой деятельности.
умеют интонировать одноголосные и многоголосные вокальные произведения.
Метапредметные:
умеют быть грамотным слушателем, исполнителем и композитором.
развита потребность в самообразовании.
Личностные:
сформирован навык работы в коллективе;
стремятся к ведению здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательнойобщеразвивающей программы
(3-6 год обучения):
Предметные:
знают основные теоретические термины музыкальной грамоты и применяют
ихв певческой деятельности.
умеют интонировать одноголосные и многоголосные вокальные произведения;
знают строение голосового аппарата и научить им пользоваться;
знают, что такое диапазон;
знают и умеют пользоваться основными вокальными техниками.
Метапредметные:
умеют быть грамотным слушателем, исполнителем и композитором.
развита потребность в самообразовании.
Личностные:
сформирован навык работы в коллективе;
стремятся к ведению здорового образа жизни;
знают и пользуются правилами охраны голоса.
Планируемые результаты освоениядополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (7-10 год обучения):







Личностные результаты:
проявление настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремлённости,
самоконтроля;
развитое чувство ответственности перед коллективом, осознанное чувство
принадлежности к нему;
сформированная общая культура поведения;
сформированное осознанное отношение к здоровому образу жизни.
умеют органично существовать в состоянии публичного одиночества;

 умеют взаимодействовать со зрителем;
 умеют самостоятельно анализировать художественное произведение; знают и
пользуются правилами охраны голоса.
Метапредметные результаты:
 развитые навыки публичных выступлений;
 развитые пластическая выразительность, чувство ритма и координации;
 развитая артистическая смелость;
 развитые память, внимание, воображение, мышление;
 развитые коммуникативные навыки.
 развито умение быть грамотным слушателем, исполнителем и композитором;
 умеют работать в коллективе, критически оценивать свое творчество и
творчество своих товарищей, с уважением относиться к результатам их работы;
 развита потребность в самообразовании.
Предметные результаты:
 знание разных типов дыхания, о координации между слухом и голосом, об
артикуляции звука в резонаторном пространстве;
 знание об основах эстрадного вокала, о сценическом образе;
 умение чисто интонировать;
 умение пользоваться верхним и диафрагмальным дыханием;
 расширение диапазона голоса;
 умение целесообразно использовать режимы звуковых регистров;
 умение создавать и воплощать сценический образ, передавать в произведениях
эмоциональное состояние;
 умение исполнить несколько концертных номеров.
 знают основные теоретические термины музыкальной грамоты и применяют их в
певческой деятельности.
 умеют интонировать одноголосные и многоголосныевокальные произведения;
 знают строение голосового аппарата и умеют им пользоваться;
 знают и умеют пользоваться основными вокальными техниками.
Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 педагогическое наблюдение,
 беседа;
 опрос, анкетирование;
 анализ творческих работ;
 педагогический анализ.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 владение вокальными, речевыми, хореографическими и пластическими
терминами;
 степень освоения вокальных, речевых, хореографических и пластических
навыков;
 знание основных вокальных, речевых, хореографических и пластических
техник.

Все достижения демонстрируются воспитанниками во время проведения
творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые играются для
приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа воспитанников
оценивается зрителями, педагогами и товарищами.
Виды и формы контроля
В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные
формыконтроля освоения программы.
Индивидуальнымиформами контроля на занятии являются:
 пение на заданную тему;
 оценка обучающегося во время тренинга. Групповымиформами контроля
являются:
 показ вокальных, речевых, пластических и танцевальных номеров, на
заданную тему;
 показ номеров в рамках художественных отрывков из произведений;
 проведение итоговых занятий по вокалу;
 отчетные спектакли;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качествребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводится в следующих в формах: работы репродуктивного характера, этюды,
постановки, творческие работы. Если обучающийся полностью освоил
дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую
аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы.
Условия реализации программы











Кадровые
обеспечение
программы:
педагоги
со
средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями в различных видах театрального искусства, обладающие знаниями в
области педагогики и психологии.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации программы
необходимо:
кабинет для занятий;
большая и малая сцены (актовый зал);
фортепиано;
гитара;
шумовые музыкальные инструменты (постучалка, колотушка) – по 5 шт.;
костюмы;
музыкальный центр;
маты - 5 шт.;
инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит,

2.
3.
4.
5.
6.

декорации.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Методические материалы
1. Книги по методике преподавания актёрского мастерства, сценического
движения,вокала.
Художественные произведения.
Альбомы с репродукциями произведений живописи.
Периодические театральные издания.
Сценарии.
Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты
Список литературы.
1.
Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в
школьном 1хоре.//Музыкальное воспитание в школе. - М.: Просвещение, 1965.
2.
Андрачников С. Импровизационный пластический тренинг. - М., 2001.
3.
Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970.
4.
Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. - М.:
5.
Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1982.
6.
Вахтангов Е.Б. Сборник. - М.: ВТО, 1984.
7.
Гущин А.С. Происхождение искусства. - М., 1937.
8.
Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984.
9.
Ершова А.П. Уроки театра в школе. - М.: Просвещение, 1992.
10. Ершова М.С. Сборник упражнений по развитию творческих
(актерских)способностей. – Екатеринбург: Лик, 2001 г.
11. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
12. Иванов С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
13. Кнебель М.О. О том, что мне представляется важным. – М: Искусство,
1982.
14. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с
древнихвремен. - М., 1995.
15. Матюшин П.Н. У колыбели истории. - М., 1997.
16. Музыкальный театр. События. Проблемы. // Сборник статей под ред.
СабининаМ.Д. – Москва, 1990.
17. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989.
18. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС,1999.
19. Никитина А.Б. Театр-студия «Дали». // Образовательные программы. М.:Родник, 1997.
20. Паламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ
21. Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985.
22. Пиз А. Язык жестов. – Минск, 1996.
23. Попов А.Д. О художественной ценности спектакля. - М.: Искусство,
1987.
24. Программа педагога дополнительного образования. От

разработки

до реализации. /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: АЙРИС ПРЕСС,

2003.
25. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1967.
26. Румнев И.О. О пантомиме. - М.: 1963.
27. Сац Н. Всегда с тобой. Страницы жизни. – Москва, 1978.
28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.–
М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
29. Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987.
30. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. - М., 1992.
31. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в
школьномклассе. – Челябинск, 1991.
32. Театр Гротовского.// Сб. - М.: ГИТИС, 1992.
33. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - М.: Искусство, 1991.
34. Фельзенштейн В., Мельхингер З. Беседы о музыкальном театре. –
Ленинград,1977.
35. Чехов М.А. Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1992.
36. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. - М.: ЭЛПИС ЛАК,
1995.
37. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. // Сборник статей
потеории и практике эстетического воспитания. – М., 2004.
Сведения о педагоге:
Горбачёва Екатерина Олеговна – педагог дополнительного образования
по вокалу МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодёжи
«Одарённость и технологии.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокал в детском театре» ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 18
лет и рассчитана на 10 лет обучения. Цель программы – сформировать у
обучающихся устойчивый интерес к пению через активную музыкальнотворческую деятельность, развить индивидуальные вокальные способности,
помочь раскрытию творческого потенциала. Программа развивает качества
личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать
эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, проявляет
творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному
взаимодействию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».