Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Рассмотрено Экспертно-методическим советом протокол № 1 от 29.08.2022 г. Председатель_______________А.С.Лисина УТВЕРЖДЕНО приказом И.о.директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 01.09.2022 № 240-од _____________________Е.В.Сергеева Актёрское мастерство. 2 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 9 до 13 лет, срок реализации – 4 года художественная направленность Авторы-составители: Тренбач Ольга Игоревна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Фридрих Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Шуранова Марина Ефимовна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Поэтому привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Вдумчивый анализ исполняемого произведения, проникновение в художественный замысел пьесы помогают формированию у детей верных этических и эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров. Вся организация работы в детском театре помогает детям осознавать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать свои умения. В сегодняшней жизни, с ее бурными социальными потрясениями и экономическими переменами, идеалы прошлых поколений уже разрушены, а современные идеалы не совсем еще определены. Знания, умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях в театре, формируют у них верные этические и эстетические оценки происходящих в жизни процессов, способность самостоятельно делать выбор, быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 2 ступень», по содержанию является художественной. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актёрское мастерство. 2 ступень» построена в соответствии с базовым уровнем сложности, используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении детского театра им. Л.К. Диковского. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Театр – искусство коллективное, и, поскольку спектакль является результатом творческих усилий всего коллектива, то театральные занятия способствуют получению богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности, обеспечивают каждому члену коллектива возможность для активного участия в его творческой работе, оставаясь при этом и в коллективе свободной, независимой личностью, уважающей интересы своих товарищей и всего коллектива. Программа «Актерское мастерство.2 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Актерское мастерство.2 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Актерское мастерство.2 ступень» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа «Актерское мастерство.2 ступень» ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Педагогическая целесообразность Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Происходит осознанное приобретение знаний, навыков самостоятельной деятельности и умения творчески работать. Отличительная особенность программы Представленная программа соединяет в единую систему теорию и практику театра. При составлении программы использована программа, составленная педагогами театра Н.Н. Чиняевой и А.В. Неустроевым. Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся в процессе формирования культуры личности через театральное искусство. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие: познакомить с основными элементами театра, театральной терминологии; познакомить с основными принципами театральной игры; научить приемам, концентрирующим внимание, развивающим наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта; научить правилам поведения на сцене; научить самостоятельно создавать различные этюды и номера. Развивающие: развивать навыки взаимодействия в группе; обучить навыкам работы в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания; научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству, в работе над спектаклем. Воспитательные: развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; развить критическое отношение к своей работе и уважение к результатам работы своих товарищей; развить чувство сопереживания, умение ценить партнеров; развить стремление к ведению здорового образа жизни. Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 9 до 13 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Наполняемость в группах составляет: 12-15 человек. Возрастные особенности обучающихся В возрасте 9-13 лет дети переходят в подростковый период. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Организация образовательного процесса Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 9 до 13 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Актёрское мастерство»: изучение основ актёрского мастерства и различных его техник. Обучение по данному разделу проходит на базовом уровне. Помимо непосредственного практического изучения основ актёрского мастерства, содержание обучения включает в себя беседы о театральном искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с основными деятелями театра, их техниками, их взаимосвязями и отличительными чертами; посещают спектакли профессиональных театров и детских коллективов, с последующим обсуждением. Включена сценическая практика (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка анализировать художественное произведение, пьесу, роль. Чтобы ребёнок научился создавать индивидуальные и коллективные художественные работы. Чтобы через свою роль ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства, организуются и проводятся в очной форме обучения: От простого к сложному. Смена типа и ритма работы на занятии. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Вовлечение в творческий процесс всех учеников. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Сроки реализации программы Программа реализуется в течение 4 лет, количество часов на группу в год составляет 216 часов, общий объем учебных часов на весь период обучения – 864 часов. Количество детей в группах – 12-15 человек. Режим занятий Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 3 акад. часа. Занятия ориентированы на достижение определённого результата. Кроме того, часто возникает необходимость деления на подгруппы. Работа по подгруппам обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку, основываясь на его способностях, восприятии материала, эмоциональном состоянии. Также деление на подгруппы необходимо для эффективной работы над отдельными сценами, для подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций отдельных сцен с ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая проработка. Методы обучения В основе преподавания используются методы, направленные на формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных возможностей: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать художественное произведение, находить логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному отношению к уроку); метод импровизации (выполняя задания на создание этюдов, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в ролях, самовыражении). Практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным). Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: практические занятия, беседы, самостоятельная работа, мастерклассы, контрольные занятия, посещение спектаклей, участие в концертах, участие в конкурсах и фестивалях. Способы определения результативности С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: педагогическое наблюдение, беседа; опрос, анкетирование; тестирование; анализ творческих работ; педагогический анализ. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 2 ступень» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: владение сценическими терминами; степень освоения актёрских навыков (актёрская память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); знание основных деятелей театра; знание основных актёрских техник. Все достижения демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые играются для приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа воспитанников оценивается зрителями, педагогами и товарищами. Виды и формы контроля В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ этюда на заданную тему; оценка обучающегося во время тренинга. Групповыми формами контроля являются: показ этюдов на заданную тему; показ отрывков из произведений; проведение итоговых занятий по актёрскому мастерству; отчетные спектакли; участие в конкурсах и фестивалях. Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов служат: анкеты (Приложение 2, Приложение 3); тесты (Приложение 4); кроссворд (Приложение 5); диагностические карты; дневник педагогических наблюдений; электронная база достижений обучающихся. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в следующих в формах: работы репродуктивного характера, этюды, постановки, творческие работы. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Предметные знают основные элементы театра, театральную терминологию; знают основные принципы театральной игры; знают приемы, концентрирующие внимание, развивающие наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта; применяют правила поведения на сцене; самостоятельно создают различные этюды и номера. Метапредметные умеют взаимодействовать в группе; обладают навыками работы в команде с педагогом, слушают и выполняют его задания; применяют навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству, в работе над спектаклем. Личностные ответственно относятся к процессу обучения; стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; умеют быть самокритичными в оценке своей работы и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей; умеют сопереживать; заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству; стремятся к ведению здорового образа жизни. Условия приёма Набор в творческий коллектив осуществляется по желанию и без специальной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий физической деятельностью. Работа с родителями Родители являются важными участниками образовательного процесса. Они помогают выполнять домашние задания, сопровождают детей на конкурсы и спектакли, осуществляют фото и видеосъёмку открытых занятий и мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно увидеть успехи своего ребёнка. Также в объединении проводятся совместные мероприятия для детей и родителей. Календарный учебный график Комплектование Реализация Праздничные Зимние Промежуточн ая/итоговая Летние групп ДООП дни каникулы аттестация каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. 10.05. - 30.05. 01.06. 31.08. Учебный план Количество часов Тематический раздел Актёрское мастерство ИТОГО 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 3 год обучения в в в в в в в в неделю год неделю год неделю год неделю год 6 216 6 216 6 216 6 216 6 216 6 216 6 216 Общее количество часов за 4 года обучения Раздел Актёрское мастерство Всего: Кол-во лет обучения 4 Количество часов 864 864 6 216 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п\п . Название темы Количе ство часов В том числе теории В том числе практик и 1. Сценическое внимание 24 3 21 2. Беспредметное действие 15 2 13 3. Сценическая фантазия 18 1 17 4. Сценическое воображение 21 4 17 5. Темпо - ритм 21 2 19 6. Сценическая свобода 21 2 19 7. Сценическое самочувствие 18 2 16 8. Сценическая вера 21 3 18 Формы аттестации/ контроля Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, 9. Сценическое действие 21 3 18 10. Сводные репетиции 36 6 30 ИТОГО 216 26 190 контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Постановка, открытое занятие СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Сценическое внимание. Виды внимания. Внимание произвольное и непроизвольное, внешнее и внутреннее. Объекты непроизвольного внимания. Непрерывная линия внимания. Субъект внимания. Сочетание актера и создаваемого им образа. Практические работы: Упражнения на различные виды внимания (рассмотреть и описать комнату, человека и т.д., рассмотреть и воспроизвести расположение предметов, услышать и перечислить звуки за окном, за стеной и т.д., ощупать предметы и назвать их). Игры («Найди предмет», «Зеркало»). Тренинг на смену кругов внимания. Рассмотреть и описать картину. Этюды по картинам, наблюдения за людьми и животными. Тема 2. Беспредметное действие. Нужно ли видеть то, чего нет. Внимание формальное и творческое. Видение и воображение. Отношение к объекту внимания. «Если бы…» - К.С.Станиславский. Память тела. Увлеченность объектом внимания. Сценическое внимание и фантазия. Практические работы: Этюды без предметов: уборка, стирка, еда, мытье посуды и т.д. Задания в виде индивидуальных работ. Тренинг на память физических действий: учащиеся передают воображаемый предмет, называя его. Индивидуальная работа: с помощью повторов доводить действия до автоматизма, отработка выразительных средств, при подготовке к открытому показу. Тема 3. Сценическая фантазия. Сценическая реальность и сценическая фантазия. Я – предмет. Изучение предмета. Фантазирование характера предмета. Этапы внимания. Практические работы: Этюды на оживление предметов, на оправдание ситуации. Оправдание предлагаемых обстоятельств. Фантазирование на заданную тему. Сочинение рассказов. Пластические этюды. Фантазии-ассоциации под музыку. Индивидуальная работа: отбор выразительных средств, при подготовке к открытому показу. Тема 4. Сценическое воображение. Специфика актерского воображения. Воображение как внутреннее проигрывание. Воображение – зародыш образа, воспроизводитель ощущений. Пять видов представлений через воображение. Мускульные представления. Эмоциональные представления. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Практические работы: - Составление картины происходящего по звукам. Восполнить и описать человека, дом, улицу и т.д. Этюды на использование предметов не по назначению. Этюды: наблюдения за людьми и животными, Этюды на профессиональный навык, на оживление предметов, на изменение отношения к предмету. Тренинг: дается один предмет, а называется другой. Тема 5. Темпо - ритм. Темпо - ритм действий. Темпо - ритм речи. Деление такта на различные доли. Практические работы: Тренинг на изменение темпо - ритма (передвижение по комнате под счет с построением различных фигур, распределением во времени и пространстве. Упражнения «Телеграммы», «Печатная машинка», на запоминание и повторение ритма, на запоминание и повторение ритмической комбинации, на передачу эмоционального состояния через ритм. Игры на реакцию, на доверие. Тема 6. Сценическая свобода. Основной закон пластики. Мускульная свобода. Свобода внешняя и внутренняя. Зажим. - - Практические работы: Тренинг на раскрепощение. Этюды и упражнения в группе. Игры на доверие («Ляпки», «Слепой», «Поводырь»). Тренинг на снятие мускульного зажима и освобождение: поочередный зажим и расслабление всех групп мышц. Тренинг на соотношение силы жеста и мускульного напряжения. Тема 7. Сценическое самочувствие. Принцип жизненной правды. Единство физического и психического. Объективное и субъективное. Природа сценических переживаний. Понятие органичности. Эмоциональная память. Практические работы: Тренинг на возбуждение эмоциональной памяти (вспомнить вкус, ощутить тепло, холод, болезнь и т.д., вспомнить запах, музыку). Этюды. Тема 8. Сценическая вера. Понятие термина «сценическая (творческая) вера». Актерский серьез. Убежденность актера – необходимое условие его игры. Творческая дисциплина – осознанная необходимость. «Мне нужно!» - формула Вахтангова Е.Б. Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Чувственно - конкретность сценической веры. - - Практические работы: Упражнения на оправдания (быстрая смена предлагаемых обстоятельств). Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени (оправдание предмета, позы, нескольких физических действий). Тема 9. Сценическое действие. Ролевое происхождение действий. Наличие цели в каждом действии. Отличие действия от чувства. Физическое и психическое действие, их связь. Виды психофизических действий. Действия – основной материал актерского искусства. Тема 10. Сводные репетиции. Разбор и репетиции выбранной пьесы. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п\ п Название темы Количес тво часов В т.ч. теории В т.ч. практик и Модуль «Актёрское мастерство» 1. Сценическая свобода. 21 2 19 2. Сценическое самочувствие. 21 2 19 3. Сценическое 21 2 19 Формы аттестации/ контроля Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, № п\ п Название темы Количес тво часов В т.ч. теории В т.ч. практик и отношение. 4. Оценка фактов. 21 2 19 5. Темпо-ритм. 21 2 19 6. Сценическая задача. 21 2 19 7. Предлагаемые обстоятельства. 15 5 10 8. Логика и последовательность. 15 5 10 9. Сценическое действие. 18 6 12 10. Принцип импровизации. 18 6 12 12 4 8 11. Эмоциональная память. Формы аттестации/ контроля практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, № п\ п Название темы Количес тво часов В т.ч. теории практик и 12. Внутренний монолог 3 2 1 Репетиции спектакля. Показ. 9 2 7 216 42 174 13. ИТОГО Формы аттестации/ В т.ч. контроля контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Постановка, открытое занятие СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Сценическая свобода. Внутренняя свобода, выраженная в физическом поведении человека. Принцип компенсации. Техника М.А. Чехова. Психологический жест. Воображаемый центр образа. Знание и убежденность – источник сценической свободы. Практические работы: Упражнения и этюды на раскрепощение (в группе, паре, индивидуально). Этюды на доверие к партнеру. Подвижные игры с элементами драматизации. Отработка элементов психокоррекции. Тема 2. Сценическое самочувствие. Школа переживания. Школа представления. Единство актера-образа и актера творца. Практические работы: - Тренинг на возбуждение чувств. Индивидуальная работа над ролью. Определение самочувствия образа. Составление внутреннего монолога. Физическое самочувствие. Естественность самочувствия. Кинолента видения. Тема 3. Сценическое отношение. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. Виды сценических отношений. - - Практические работы: Тренинг на перемену отношения. Этюды на отношение к предмету, партнеру, месту действия. Индивидуальная работа над ролью (изучение роли; изучение времени, эпохи; изучение предлагаемых обстоятельств, отношения к другим персонажам). Тема 4. Оценка фактов. Два вида сценических отношений. Восприятие заранее известное как неожиданное. Отношения, возникающие в процессе сценической жизни героя. Качество оценки. Оценка в соответствии с психологией образа. Практические работы: - - Тренинг на оценку факта. Этюды на вторжение. Изменение отношения к предмету, к месту действия, к обстоятельствам, к партнеру. Неожиданность события. Индивидуальная работа над ролью. Выявление в роли всех событийных фактов. Изменение отношений, сложившихся до начала пьесы и возникающих в процессе сценической жизни героев. Поиск выразительности в оценках. Тема 5. Темпо - ритм. Темпо - ритм – ключ к возникновению сценического чувства. Воздействие внешнего темпо - ритма на внутреннее самочувствие. Определение правильного темпо - ритма роли. Темпо - ритм – прямой непосредственный возбудитель психической жизни. Практические работы: Тренинг, упражнения («Печатная машинка», «Телеграмма», ритмические комбинации). Репетиции. Работа над определением изменений темпа-ритма роли при изменении отношения и оценках. Тема 6. Сценическая задача. Элементы сценической задачи – действие, цель, приспособление. Учение Вахтангова о сценической задаче. Что делаю? Для чего делаю? Как делаю? Хотение – корень сценической задачи. Превращение психических задач в физические. Практические работы: Определение задачи и выбор выразительных средств. Этюды на заданную тему. Этюды с использованием заданных предметов. Построение мизансцены и этюды по произведениям живописи. Этюды с использованием заданных слов. Этюды на органическое молчание. Тема 7. Предлагаемые обстоятельства. Основные методы действенного анализа. Прием устранения события для определения его важности. Превращение событий в предлагаемые обстоятельства. Предлагаемые обстоятельства, предопределяющие все события и действия. Обязательность определения предлагаемых обстоятельств. Фантазирования предлагаемых обстоятельств. Выявление главного предлагаемого обстоятельства. «Шлейф роли». Практические работы: Работа над пьесой. Изучение обстоятельств, жизни, времени, эпохи. Изучение костюмов, архитектуры. Индивидуальная работа над ролью. - Сочинение автобиографии образа. Отношение образа к жизни, персонажам. Увлечение и хотение образа. Задача роли. Тема 8. Логика и последовательность. Тема и идея произведения. Первое впечатление и его фиксация. Определение темы произведения. Утверждение автора относительно изображаемого объекта. Выявление основной и второстепенной темы. Определение идеи произведения. Связь и различие между идеей пьесы и идеей спектакля. Практические работы: Работа над пьесой. Определение событий, событийного ряда. Выявление главных событий. Определение завязки, кульминации, развязки. Выявление логики и последовательности изменений в образе. Определение темы и идеи пьесы. Определение темы и идеи спектакля. Посещение театров, просмотр спектаклей. Разбор событийного ряда в увиденных спектаклях. Разбор событийного ряда в литературных и кино- произведениях. Определение темы и идеи произведения. Тема 9. Сценическое действие. Замысел роли и отбор действий. Принцип противодействия. Метод физических действий К. Станиславского и биомеханика В.Э. Мейерхольда. Практические работы: Упражнения на физические действия, технические действия, мимические действия. Зависимость действий от различных кругов предлагаемых обстоятельств. Тема 10. Принцип импровизации. Импровизация и импровизированное самочувствие. Принцип жизненной правды. Непосредственность восприятия известных фактов. Оправдание неожиданностей. Импровизация в репетиции и в спектакле. Отношение и внимание – источники импровизационного самочувствия. Практические работы: Индивидуальная работа над ролью. Репетиции отдельных задач, сцен, требующих тщательной психологической разработки. Тема 11. Эмоциональная память. Эмоциональная память – основа сценического самочувствия. Принцип жизненной правды – залог органичности существования. Понятие внутреннего монолога. Быть, а не казаться. Органика. Практические работы: тренинг на возбуждение эмоциональной памяти (вспомнить и ощутить запах, вкус, цвет, свет, звук и т.д.; ощущение боли, холода, жары; грустные и радостные воспоминания). Тема 12. Внутренний монолог. Повествовательный приём, заключающийся в воспроизведении мыслей и чувств персонажей; обращённое к самому себе развёрнутое высказывание героя. Предтечей внутреннего монолога считается театральный монолог «про себя» – в тех сценах, когда герой остаётся один и рассуждает вслух сам с собой. Как и театральный монолог, внутренний монолог заключает в себе художественную условность, поскольку оформляет и упорядочивает подчас трудноуловимые процессы человеческого сознания, делая их доступными читателю. Передавая особенности - внутренней речи персонажей, внутренний монолог часто характеризуется недосказанностью мыслей, внезапными паузами, ассоциативными скачками, оборванными, грамматически неоформленными фразами, сочетанием понятийнологического мышления с образным и интуитивным (напр., внутренние монологи Раскольникова в «Преступлении и наказании» или главных героев «Войны и мира»). Такого рода «хаотичный» внутренний монолог близок, хотя и не тождественен, «потоку сознания». Тема 13. Репетиции и показ спектакля. Читка и разбор пьесы. Распределение ролей. Разбор роли. Практические работы: - этюды, импровизация. - репетиции отдельных сцен. - сводные репетиции. - показ спектакля. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п\ п 1. 2. 3. 4. 5. Название темы Количес тво часов В т.ч. теории В т.ч. практи ки Модуль «Актёрское мастерство» Сверхзадача 21 2 19 18 2 16 24 3 21 18 3 15 24 2 22 Сквозное действие Принципы взаимодействия Приспособления Внешняя характерность Формы аттестации/ контроля Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая № п\ п 6. 7. 8. Название темы Количес тво часов В т.ч. практи ки Художественный образ 51 10 41 21 2 19 1 8 6 1 5 24 4 20 216 30 186 Метод действенного анализа Темпо-ритм 9 9. В т.ч. теории Эмоциональная память 10. Сводные репетиции. Итого: Формы аттестации/ контроля работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Показ спектакля. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Сверхзадача. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче. Активное отношение художника к изображаемому объекту. Понятие мировоззрения автора. Связь изучаемого произведения с другими произведениями автора. Понятие сверхзадачи. Гуманистическое мировоззрение в творчестве. Практические работы: Изучение художественной литературы, музыкальных произведений, живописи, музыки. Посещение театров, музеев, выставок, концертов. Вечера поэзии, песни бардов, встречи с людьми искусства. Тема 2. Сквозное действие. Идея автора и идея исполнителя. Способы выявления событий. Правило выстраивания событийного ряда. Способ определения конфликта. Конфликтующие группы. Связь сквозного действия с главным конфликтом. Атмосфера пьесы и атмосфера спектакля. Практические работы: Работа над пьесой и ролью. Определение событий. Выявление главных событий. Выявление конфликта. Анализ конфликта. Определение конфликтующих групп. Определение темы и идеи пьесы, темы и идеи роли. Тема 3. Принципы взаимодействия. Взаимодействие с партнером. Чувство партнера. Понятие актерского ансамбля. Текст и подтекст. Взаимодействие со зрителем. Зритель – творческий компонент театра. Практические работы: Тренинг на концентрацию внимания и возбуждение фантазии и воображения (3-й год обучения). Этюды и игры на раскрепощение. Игры на доверие к партнеру. Этюды из жизни на событийный ряд. Сцены из пьесы. Этюдный метод репетиции сцен. Индивидуальная работа над пьесой, ролью. Отработка взаимодействий с партнерами в отдельных сценах. Отработка в отдельных сценах оценок действий партнера. Выявление партнера. Тема 4. Приспособления. Импровизация и фиксирование приспособлений. Превращение приспособления в действие. Линия физического поведения. Практические работы: Импровизационный пластический тренинг. Упражнения образного содержания («Дерево», «Корабль», «Снежная баба», «Солнце», «Дождь»). Упражнения на интонацию позы (выразить одно из таких понятий как «доброта», «милосердие», «жестокость»). Упражнения на скульптурность. Парные этюды на импровизацию. Групповые этюды на воспитание импровизационного самочувствия или чувства мизансцены (виден, слышен, не мешаю главному). Тема 5. Внешняя характерность. Понятие внешней характерности, отражающей внутреннюю жизнь образа. Содержание и форма. Фиксация внешней формы. Взаимозависимость приспособлений. Превращение приспособлений в действия. Линия физического поведения. Внешняя характерность, не зависящая от внутренней жизни человека. Элементы характерности. «Я – в роли» или «роль во мне», идти от себя. Практические работы: Поиски внешней характерности, отражающие внутреннюю жизнь образа. Участие в спектаклях. Взаимодействие со зрителем. Разбор сыгранных спектаклей. Отбор и закрепление выразительных средств. Усвоение принципа импровизационного самочувствия. Индивидуальная работа над ролью. Фантазирование над ролью. Тема 6. Художественный образ. Пять основных принципов системы К.С. Станиславского. Жизненная правда – основной принцип реалистического искусства. Понятие условного и реального в театре. Понятие идейной активности. Принцип активности. Не играть, а действовать. Действие – основной материал актерского искусства. Возбуждение естественной человеческой природы актера для органического творчества. Создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение актера в этот образ. «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Через характерность к перевоплощению. Стать другим, оставаясь самим собой. Цель системы – вызвать к жизни органический, естественный процесс самостоятельного и свободного творчества. - Практические работы: Работа над ролью. Изучение действительности. Определение сверхзадачи роли и спектакля. Активность в действиях. Органичность существования роли. Поиски характерности. Перевоплощение в образ. Подготовка к творческому акту, спектаклю. Вхождение в образ. Участие в спектаклях, взаимодействие со зрителем. Разбор сыгранных спектаклей. Участие в концертах и открытых показах. Индивидуальная работа. Репетиции монологов и отдельных сцен. Работа над отрывками из пьесы. Тема 7. Метод действенного анализа роли. События и предлагаемые обстоятельства. События и конфликты. Первый конфликтный факт. Событийный ряд и тема. Анализ конфликта, конфликтующие группы. Идеи произведения. Рождение замысла и уточнения в творчестве актера. Рождение мизансцены. Искусство мизансцены в практике режиссеров разных школ. Заданная мизансцена и импровизационное творчество актера. Практические работы: Определение событий и выстраивание событийного ряда. Изучение предлагаемых обстоятельств. Этюдный метод репетирования. Поиск приспособлений, взаимодействий, характерности. Определение жанра и стиля. Показ самостоятельных работ педагогу и разбор их. Показ самостоятельных работ зрителям. Тема 8. Темпо-ритм. Повторение пройденного материала (4-й год обучения). Практические работы: - Тренинг (3-4 года обучения). Подготовка к творческому акту (репетиции, спектаклю). Отбор индивидуальных упражнений, необходимых для подготовки к работе. - Тема 9. Эмоциональная память. Повторение пройденного материала (4-й год обучения). Практические работы: Тренинг (4-й год обучения). Подготовка к творческому акту (репетиции, спектаклю). Определение и выращивание зерна роли. Отбор индивидуальных упражнений, необходимых для подготовки к работе. Самостоятельная подготовка к работе. Тема 10. Сводные репетиции. Показ спектакля. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п\ п Название темы Количе ство часов В т.ч. теории В т.ч. практик и 1. Тренинг, коррекционные часы 6 1 5 2. Сценическая задача и ее элементы 21 3 18 3. Работа над ролью: метод физических действий 18 2 16 4. Предлагаемые обстоятельства роли и отбор действий 30 6 24 5. Сценическое общение 18 2 16 6. Словесное действие 12 2 10 Формы аттестации/ контроля Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. № п\ п Название темы Количе ство часов В т.ч. теории В т.ч. практик и 7. Речь в жизни общества 6 2 4 8. Психология речи. 6 2 4 9. Корректность речи 6 2 4 10. Античный театр 12 8 4 11. Средневековый театр 12 8 4 12. Театр эпохи Возрождения 12 8 4 13. Театр классицизма 9 6 3 14. Театр эпохи Просвещения 9 6 3 15. Русский театр 9 6 3 Формы аттестации/ контроля Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая № п\ п Название темы 16. Репетиции. Показ спектакля. Итого: Количе ство часов В т.ч. теории В т.ч. практик и 30 6 24 216 70 146 Формы аттестации/ контроля работа, контрольные упражнения. Показ спектакля СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Тренинг, коррекционные часы Практические работы: - - Тренинг, настраивающий на работу. Игры-упражнения на мобилизацию внимания, умения держать одновременно один-три объекта внимания («Горячий мяч», «Найди глазами», «Угадай по ладошке» и т.д.). Игры на пластическую выразительность («Магнитики», «Тряпка», и т.д.) Игры-упражнения на взаимодействия («Зеркало», «Мафия»). Этюды на предлагаемые обстоятельства («Сюрприз», «Встреча»). Этюды на характерность и наблюдения («Походка», «Руки» и т.д.) Тема 2. Сценическая задача и ее элементы. Почему делаю? (мотив). Что делаю? (действие). Для чего делаю? (цель). Как делаю? (приспособление). Импровизация – непроизвольное рождение приспособлений на основе оговоренного мотива, действия, цели. Практические работы: Определение сценической задачи каждого кусочка пьесы (отрывка) и выстраивание непрерывной линии действия. Этюды-импровизации. Тема 3. Работа над ролью. Сущность метода физических действий К.С. Станиславского. Правдивое и точное выполнение самых простых физических действий «возбуждает» чувство правды, сценическую веру, психическое действие. Новаторство метода физических действий от «правды жизни человеческого тела» к «правде жизни» человеческого духа». Практические работы: Этюды на оправдание линии физического действия: «побежал, остановился, оглянулся, пошел». - Работа над ролью: превращение цели психического действия в цель физического действия (добиваться определенного физического результата от своего физического, психического воздействия на партнера). Тема 3. Предлагаемые обстоятельства роли и отбор действий. Предлагаемые обстоятельства – условия, определяющие жизнь образа: фабула пьесы, события, факты, время и место действия, круг проблем, волнующих героев, их взаимоотношения, физическое самочувствие и т.д. Практические работы: Работа над отрывком (пьесой, сказкой): подробный конкретный анализ текста, постановка вопросов о жизни героя и поиск ответов, взаимосвязь фактов, отбор действий. Самостоятельная работа: «Биография героя». Тема 5. Сценическое общение. Сценическое общение как процесс воздействия партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие. Пять стадий сценического общения (по К.С. Станиславскому): 1. Ориентирование и выбор объекта. 2. Привлечение внимания объекта. 3. Изучение объекта (зондирование души объекта щупальцами глаз). 4. Воздействие на объект. 5. Отклик объекта. Практические работы: репетиции отрывков пьесы (сказки): выстраивание общения как непрерывного, постоянного процесса. Тема 6. Словесное действие. Действенность сценического слова. Многогранность действенного слова, его воздействие на различные стороны человеческой психики: интеллект, воображение, чувство. Воздействие на интеллект: особое внимание логике и убедительности слова. Разбор текста каждого куска роли по логике мысли: главная мысль куска; суждения и доводы для доказательства основной (главной) мысли; доводы основные и второстепенные; мысли, отвлеченные от основной темы. Воздействие на воображение: особое внимание «видению» (представлением того, о чем говорим), «заражение» партнера видениями. Подтекст – глубинное содержание текста, его непрямой смысл. Единство текста и подтекста. Внутренний монолог. Выявление подтекста при помощи интонаций, жестов, мимики. Практические работы: работа с текстом роли. Тема 7. Речь в жизни общества. Краткая история развития речи. Особенности русской речи. Индивидуальные факторы. Голосовой аппарат. Практические работы: упражнения на длительный и резкий выдох для постановки голоса («Мячик», «Насос», «Уставший мячик», «Измученный насос»). Тема 8. Психология речи. Определение цели беседы. Некоторые проблемы акустики и физиологии. Приемы оживления публичной речи. - Практические работы: Тренинг по преодолению стресса с использованием основных психологических приемов. Игры и упражнения по устранению зажимов мышц затылка и шеи по методике Э. Чарели («Сонная голова» и т.д.). Составление 5-10 сложных звукосочетаний, произношение их в заданном педагогом темпе. Тема 9. Корректность речи. Индивидуальный план. Речевой такт. Корректность речи. Экономичность. Конфликт. Практические работы: Выполнение словесных действий, заданных педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале. Составление индивидуального плана: текста из 4-8 строчек, с расстановкой логических ударений; построение диалогов в паре с партнером с использованием 2-4 простейших психофизических действий; проговаривание пяти скороговорок в течение 1-5 мин. Тема 10. Античный театр. Экономическая и социально-политическая жизнь Греции. Легенды и мифы древней Греции. Культ Диониса и празднества в его честь. Три жанра древнегреческой драмы. Древнегреческий театр. - Практические работы: Выбор отрывка из древнегреческой комедии или трагедии. Организация театральных представлений. Сценическое воплощение отрывка. Самостоятельные поиски костюма. Тема 11. Средневековый театр. Ранние обрядовые игры. Синкретизм творчества Синкрионов. Расслоение гистрионов по отраслям творчества и типу аудитории. Ваганты. Опыты светской драматургии. Площадный фарс. Рыцарство. Костюм. Практические работы: написание сценария на религиозный сюжет (миракля), его сценическое воплощение. Тема 12. Театр эпохи Возрождения. Общие сведения об эпохе. Итальянский театр: творчество писателейгуманистов. Строительство 1-го театрального здания в Ферраре. Творчество Анжело Беолько. «Маски» комедии дель арте. Дзибальдоне. - Практические работы: Знакомство с диалогами из Дзибальдоне. Изготовление полумасок из папье-маше. - Разыгрывание гех. Тема 13. Эпоха классицизма. Общие сведения об эпохе. Сценическое искусство раннего периода. Драматургия: Сервантес, Лопе де Вега и т.д. Практические работы: просмотр спектаклей профессионального театра по испанской драматургии. Тема 14. Театр эпохи Просвещения. Общая характеристика эпохи. Философская основа Просветительские периоды развития искусства. Практические работы: Знакомство с драматургией Шеридана (просмотр спектакля). Просвещения. Тема 15. Русский театр. Народные истоки. Скоморохи, Петрушка, обряды. Театр при царе Алексее Михайловиче - первый русский театр. Театр Шереметева: творчество Жемчуговой. Театр при Петре 1. Федор Волков – первый русский профессиональный актер. МХАТ. Творчество Станиславского и НемировичаДанченко. Великие русские актеры, режиссеры, драматурги. Тема 16. Репетиции. Показ спектакля Условия реализации программы Кадровые обеспечение программы: педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах театрального искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Материально-техническое обеспечение Для организации образовательного процесса и успешной реализации программы необходимо: 1. кабинет для занятий, 2. большая и малая сцены (актовый зал), 3. фортепиано, 4. гитара, 5. шумовые музыкальные инструменты (постучалка, колотушка) – по 5 шт, 6. костюмы, 7. музыкальный центр, 8. маты - 5 шт. 9. инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит, декорации - 5 комплектов. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Методические материалы 1. Книги по методике преподавания актёрского мастерства, сценического движения, вокала. 2. Художественные произведения. 3. Альбомы с репродукциями произведений живописи. 4. Периодические театральные издания. 5. Сценарии. 6. Интернет-ресурсы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Список литературы Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном 1 хоре.//Музыкальное воспитание в школе. - М.: Просвещение, 1965. Андрачников С. Импровизационный пластический тренинг. - М., 2001. Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. - М.: Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1982. Вахтангов Е.Б. Сборник. - М.: ВТО, 1984. Гущин А.С. Происхождение искусства. - М., 1937. Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984. Ершова А.П. Уроки театра в школе. - М.: Просвещение, 1992. Ершова М.С. Сборник упражнений по развитию творческих (актерских) способностей. – Екатеринбург: Лик, 2001 г. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. Иванов С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978. Кнебель М.О. О том, что мне представляется важным. – М: Искусство, 1982. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен. - М., 1995. Матюшин П.Н. У колыбели истории. - М., 1997. Музыкальный театр. События. Проблемы. // Сборник статей под ред. Сабинина М.Д. – Москва, 1990. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. Никитина А.Б. Театр-студия «Дали». // Образовательные программы. - М.: Родник, 1997. Паламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985. Пиз А. Язык жестов. – Минск, 1996. Попов А.Д. О художественной ценности спектакля. - М.: Искусство, 1987. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2003. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1967. Румнев И.О. О пантомиме. - М.: 1963. Сац Н. Всегда с тобой. Страницы жизни. – Москва, 1978. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. - М., 1992. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. – Челябинск, 1991. Театр Гротовского.// Сб. - М.: ГИТИС, 1992. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - М.: Искусство, 1991. 35. 36. 37. 38. Фельзенштейн В., Мельхингер З. Беседы о музыкальном театре. – Ленинград, 1977. Чехов М.А. Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1992. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. - М.: ЭЛПИС ЛАК, 1995. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. // Сборник статей по теории и практике эстетического воспитания. – М., 2004. Сведения о педагогах Тренбач Ольга Игоревна – педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству и сценическому движению МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». 1-ая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж работы – 6 лет. Шуранова Марина Ефимовна – педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству и сценической речи МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж работы – 36 лет. Фридрих Ирина Анатольевна – педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж работы – 11 лет. Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский театр им.Л.К.Диковского «Актёрское мастерство». 2 ступень» ориентирована на обучающихся в возрасте от 9 до 13 лет и рассчитана на 4 года обучения. Целью программы является создание условий, способствующих раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся, средствами театрального искусства. Структура программы состоит из одного образовательного раздела – «Актёрское мастерство». Этот образовательный раздел предусматривает не только освоение теоретических знаний, но и формирует практические навыки по данному театральному направлению. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, проявляет творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию. Распределение учебных часов выглядит следующим образом: – занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 акад. часа. Приложение 1 Методические рекомендации к программе В данном материале описаны критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 2 ступень», а также способы обработки и интерпретации результатов. В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ творческих продуктов. № 1 2 Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся Критерии Показатели Проявляется /не проявляется Взаимодейст 1. Вступает во взаимодействие с детьми вие в (обучающимися) команде 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано Умение и спокойно учащегося 4. Оказывает помощь сверстникам при продуктивно выполнении какой-либо работы общаться, 5. Просит и принимает помощь сверстников готовность помочь при коллективном решении творческих задач Среднее арифметическое Познаватель 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме ная занятия/темы/программы активность 2. Воспроизводит информацию по итогам Желание учебного занятия узнавать 3. Умеет вычленять главное из полученной новое информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) 3 4 5 6 выполняет дополнительные (творческие) задания Среднее арифметическое Ответственно 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания сть 2. Своевременно приходит на занятие, Проявляется другие мероприятия при 3. Доводит начатую работу до конца выполнении 4. Адекватно реагирует на оценку своего функциональн труда, полученного результата. ых заданий, 5. Выполняет взятые обязательства известных, повторяющих ся Среднее арифметическое Социальная 1. Принимает правила и традиции группы идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы Индивидуальн (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) ое чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении принадлежнос важных для группы дел (мероприятий) ти 4. Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. к творческому 5. Положительно оценивает свою роль и объединению. место в детском творческом коллективе. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Среднее арифметическое Предметные 1. Основы механики (движение, центр тяжести, сила трения) знания 2. Знает принцип работы датчиков EV3 3. Понимание организации эксперимента 4. Знает значение команд программы EV3 5. Знание механической части сложных технических устройств (манипулятор, редуктор, блоки и рычаги) Среднее арифметическое Предметные 1. Владение программным обеспечением умения EV3 2. Умеет составить алгоритм по поставленной задаче 3. Умеет правильно выбрать необходимое оборудование для решения поставленной задачи 4. Умеет конструировать механизмы и установки с учетом принципов устойчивости и т.д. 5. Умение перевести алгоритм в программный код Среднее арифметическое Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. Приложение 2 Анкета Уважаемый родитель! Ознакомьтесь, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответьте на них как считаете нужным. Ответ обведите кружком. 1) Как Вы считаете, достаточно ли времени Вы проводите вместе со своим ребёнком? • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Затрудняюсь ответить. 2) Как Вы считаете, есть ли у Вас проблемы во взаимопонимании со своим ребёнком? • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Затрудняюсь ответить. 3) Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с образовательным учреждением в целях налаживания отношений со своим ребёнком? • Конечно, да (с психологом, администрацией, педагогом дополнительного образования, другими педагогами__________________) • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Нет, не вижу в этом необходимости. 4) Как Вы считаете, возможно ли улучшить взаимопонимание между родителями и детьми посредствам взаимодействия детей и родителей в театральной студии? • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Считаю это невозможным. 5) Какие формы взаимодействия с детьми вы считаете наиболее эффективными: • Родительское собрание; • Мастер-классы; • Тренинги совместно с детьми; • Открытые занятия; • Беседы с родителями и детьми; • Совместные дела детского и родительского коллективов; • Другое____________________________________________. 6) Как Вы считаете, какое интересное совместное мероприятие с родителями и детьми можно провести в нашей студии? ________________________________________________________________ __________________________________________________ 7) Могли бы Вы совместно с ребёнком разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой? ________________________________________________________________ __________________________________________________ 8) Напишите, пожалуйста, какие дни недели, какое время наиболее удобно Вам для участия в различных мероприятиях в нашем образовательном учреждении? • День недели___________время____________ Анкету заполнил(а): ФИО_____________________________________________________ Дата заполнения______________________ Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно. Спасибо! Благодарим за сотрудничество! Приложение 3 Анкета Дорогой ученик! Ознакомься, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответь на них, как считаешь нужным. Ответ обведи кружком. 9) Как ты считаешь, достаточно ли времени ты проводишь вместе со своими родителями? • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Затрудняюсь ответить. 10) Как ты считаешь, понимают ли тебя твои родители? • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Затрудняюсь ответить. 11) Хотелось бы тебе, что бы некоторые занятия в нашем театре проводились совместно с родителями? • Скорее да, чем нет. • Скорее нет, чем да. • Считаю это невозможным. 12) Как ты считаешь, в занятиях какой формы родители могут принять участие? • Мастер-классы; • Совместные тренинги; • Открытые занятия; • Совместные дела детского и родительского коллективов; • Другое____________________________________________. 13) Как ты считаешь, какое интересное совместное мероприятие с родителями и детьми можно провести в нашей студии? ________________________________________________________________ __________________________________________________ 3) Могли бы вы совместно родителями разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой?_______________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________ Анкету заполнил(а): ФИО____________________________________________________ Дата заполнения______________________ Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно. СПАСИБО!!! Приложение 4 Тест «Устройство театральной сцены, теория театра» 1. Как называется часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал? В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля. а) авансцена б) арьерсцена; в) портал. 2. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. а) кулисы; б) одежда сцены; в) задник. 3. Что называют «боковым карманом сцены»? а) деталь сценического механизма; б) часть театральной декорации, задний фоновый занавес; в) помещение для динамичной смены декораций. 4. Как называется завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала? а) занавес; б) кулиса; в) софит. 5. Что такое «планшет сцены»? а) пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.; б) деталь сценического механизма; в) решетчатый потолок сцены. 6. «Арьерсцена» –это… а) верхняя часть, расположенная над планшетом сцены; б) длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. в) задняя часть сцены, служащая резервным помещением для хранения декораций; 7. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором. а) помещение, находящееся под сценой; б) штанкет; в) декорация. 8. Предметы, используемые актерами в ходе спектакля. а) реквизит; б) бутафория; в) декорации. 9. « Антракт» – это… а) промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика может покидать зал; б) бенефис; в) интрига; 10. Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. а) фойе; б) партер; в) рампа. 11. Что такое «репетиция»? а) совокупность пьес, исполняемых одним театром в течение одного сезона или какого-то периода времени; б) совокупность текста и игры одного и того же актера. в) работа по разучиванию текста и сценической игры, выполняемая актерами под руководством режиссера. 1. А 2. Б 3. В 4. А 5. А 6. В 7. Б 8. А 9. А 10. Б 11. В Приложение 5 КРОССВОРД р е п л 12 д и к 10 15 д р а м а м 13 р е п е р е л 8 п ь е с 4 а 2 1 с у 3 ф л ё 5 р е б е б у к т а н е ф и 6 ж е 16п р и з р с 20 п е е с т м ё 9 с п е к 17т а 19к л ь р е о е 18 24 г а м р г 11 а н т р а к т и а с р к т 14 с ц е о 7 а н т р и т и ц и я с н а а л о т у р т у а у а а н и с л а к 23 т р у п п а ё р и 25м и 26 м о н о 22 г г е р о 21 й в с л о к и й г р и й о л и По горизонтали: 3. Театральное представление в честь одного актёра. 4. Действие в драматургии и сценическом искусстве, часть произведения; завершённый кусок в развитии общего хода пьесы. 5. Основная форма работы театрального коллектива или актёра при подготовке спектакля, пьесы и т.п., заключающаяся в их разучивании и повторении. 7. Форма организации театрального дела, в котором организатор приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров. 9. Театральное представление, создаётся на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра. 10. Писатель - автор драматических произведений. 11. Перерыв между действиями театрального спектакля, между отделениями концерта, или циркового представления. 12. Литературное сочинение в форме беседы двух лиц. 13. Совокупность произведений, исполняемых в театре. 14. Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. 20. Русский театральный режиссёр, актёр, педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы. 23. Актёрский состав театра. 24. Искусство изменения внешности актёра (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, причёски и т.д. 26. Речь актёра, обращённая к слушателям или самому себе. По вертикали: Работник театра, подсказывающий актёрам слова роли во время представления. 2. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. 6. Предметы, специально изготовленные и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках. 8. Элемент сценического диалога: фраза, которую актёр говорит в ответ на слова партнёра. Либо, последние слова актёра, после которых должен говорить свой текст другой актёр. 13. Постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создаёт новую сценическую реальность, объединяя работу актёров, художника, композитора. 15. Сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определённого актёра. 16. . Первый публичный платный показ нового спектакля. 17. Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств. 18. Выступления, спектакли приезжего артиста или театральной труппы. 19. Амплуа актёра, исполняющего комедийные роли. 21. Главное действующее лицо в спектакле. 25. Актёр пантомимы. Кроссворд проводится по итогам изучения программы в конце года. Направлен на проверку теоретических знаний. Уровень освоения теоретических знаний определяется по следующим показателям: Высокий (27 баллов) – ответ на все вопросы правильно. Средний (13-26баллов) – от13-26 правильных ответов. Низкий (0-12баллов) – затрудняется ответить на половину вопросов, не владеет терминологией. Обучающимся выдаётся кроссворд в распечатанном виде. Обучающиеся отвечают на кроссворд самостоятельно, на это им даётся 30 минут. После чего кроссворды собираются педагогом и пока баллы не проставлены, ребятам предлагается вместе проверить, как они ответили на вопросы. После этого педагог расставляет баллы и раздаёт работы с оценкой.