Латиноамериканские танцы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 12 до 18лет, срок реализации – 4 года физкультурно-спортивная направленность Авторы-составители: Суханова Ирина Ивановна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Инютина Екатерина Сергеевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Танцевальный спорт– это единение спорта и искусства, где по-новому соединились движения, музыка и художественный образ. Занятия танцами способствуют развитию коммуникативных способностей личности ребёнка. В процессе занятий танцевальным спортом укрепляется опорно-двигательный аппарат ребёнка, формируется правильная осанка, происходит общее укрепление организма. Сейчас в нашей стране танцевальный спорт активно развивается. Популярность данного вида танцев обуславливается многими причинами. Занятия этим видом спорта благоприятны для развития центральной нервной системы, а занятия в паре воспитывают чувство уважения друг к другу, учат тактичному обращению с противоположным полом. Спортивный танец играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Это связано с многогранностью этого вида спорта, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Латиноамериканские танцы – неотьемлемая часть международной программы танцевального спорта. В настоящее время латиноамериканские танцы основательно вошли в современную жизнь различных культур мира. Латиноамериканская программа (Латина) состоит из 5 танцев: Самба (Samba), Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha), Румба (Rumba), Пасодобль (Paso Doble) и Джайв (Jive). Каждый танец содержит свою особенную эмоционально-экспрессивную окраску. Танцоры не только выражают движением и мимикой эти состояния, но и быстро меняют позиции. Постановка корпуса в Латиноамериканских танцах отличается от европейской программы, большое значение приобретает «ведение» в паре и чувство «партнёрства», а также совершенствование устойчивости и баланса корпуса при движении и исполнении фигур. Отдельные элементы латины исполняются одновременно разными частями тела, скручивание и вращение, резкое изменение направления движения, поэтому от танцоров требуется хорошая физическая форма, выносливость, сила, быстрота и ловкость. В отличие от танцев Европейской программы, Латиноамериканские танцы более зрелищные, эффектные и эмоциональные. Движения партнёров – это яркий карнавал страстей, праздник, который танцоры дарят всем окружающим. Латиноамериканские танцы – отличный антидепрессант и хорошо тренируют дыхательную систему. Это направление возникло под влиянием этнических источников на среднеевропейские танцы, в нём чувствуется праздник и ритмы свободных народов. Это целый мир, где смешалась страсть, агрессия, элегантность и стиль. Спортивный танец убеждает нас в том, что спорт и искусство есть продолжение жизни и постижения себя. Программа направлена на обучающихся, перешедших от массового спорта к спорту высших достижений (СВД). Направленность – физкультурно-спортивная. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 8. «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «танцевальный спорт», приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2014г. 9. «Правила танцевального спорта» Утверждённые Минспорта России от 22.02. 2019 г. № 161. 10.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 11. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии. Актуальность программы обуславливается тем, что танец во все века сопровождает человека. Приобретая самые разные формы, танец является одним из главных способов самовыражения. Программа «Латиноамериканские танцы» предоставляет детям возможность прикоснуться к миру красоты, грациозности и совершенства, способствует всестороннему развитию и активизирует работу мозга. Процесс занятий приносит истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Специфика спортивных танцев проявляется не только во взаимосвязи спортивной, культурной, эстетической и художественной деятельности как сочетание элементов спорта и искусства, но и в комплексном подходе к воспитанию личности и формированию творческой культурной среды, что помогает устранить традиционный приоритет ценностей физического развития над духовным становлением человека в процессе спортивной деятельности. Программа «Латиноамериканские танцы» предоставляет детям возможность прикоснуться к миру красоты, эмоций, скорости и совершенства. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации и Свердловской области программа направлена на физическое развитие и формирование культуры здоровья. У обучающихся формируются навыки, важные для жизни: физическая сила, гибкость и координация, музыкальность, выносливость. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие физического совершенствования, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Отличительные особенности программы. Латиноамериканские танцы в отличие от других танцевальных направлений впитывают в себя всё сегодняшнее и современное. Они подвижны, непредсказуемы, они пытается воплотить в хореографической форме окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создавая новую пластику. Поэтому латиноамериканские танцы интересны и близки молодому поколению. Дополнительная общеобразовательная программа «Латиноамериканские танцы» интегрирована с международной программой танцевального спорта и предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей. Программа направлена на переход обучающихся от массового спорта к спорту высших достижений. Программа является составной частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии». Педагогическая целесообразность. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Спортивный танец – одно из средств эстетического воспитания, воспитания творческого начала в человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в том, чтобы на основе интересов подростков к спортивным танцам создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце. Для более точного отображения образов в танце в программу включены темы по «актёрскому мастерству». Цель программы – создание условий для личностного развития, творческой самореализации и достижения спортивных результатов обучающихся в танцевальном спорте. Задачи: Воспитательные: −приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; −воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим; − формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе; − поддерживать устойчивую мотивацию к танцевальному спорту; Развивающие: − развить чувство ритма и музыкальность, моторно-двигательную и логическую память; − развить внимание, умение концентрироваться; − накопить и обогатить двигательный опыт детей; − сформировать у воспитанников потребность в физическом совершенствовании. − развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце. Обучающие: − содействовать правильному физическому развитию организма ребёнка, способствовать выработке правильной осанки, красивой походки, укреплению всех групп мышц опорно-двигательного аппарата; − научить технично исполнять фигуры и вариации латиноамериканских танцев; − развить ощущение музыкального ритма посредством ритмических движений; − реализовать полученные знания, умения и навыки на соревнованиях; − укрепить мотивацию на участие в соревнованиях. Адресат. Программа «Латиноамериканские танцы» предназначена для детей от 12 до 18 лет и реализуется с учетом психофизических особенностей данной возрастной категории, которые характеризуется существенным развивитием двигательных функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются предпосылки для обучения и развития двигательных способностей, поэтому необходимо эффективно использовать это для дальнейшего развития физических данных и освоения сложных основ конкурсного танца. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива, заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности. Необходимо чередовать варианты разминок и практики с другими формами тренировок. У обучающихся 15-18 лет опорнодвигательный аппарат способен выдерживать значительное статическое напряжение и выполнять длительную работу, что очень важно при отработке танцевальных элементов и работы всех групп мышц одновременно. В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. В этот период дети стремятся к социальному утверждению, взрослеют и занимаются осознанно, начиная задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии. Поэтому необходимо четко определить задачи на предстоящий учебный цикл, ознакомить с календарем планируемых сборов, соревнований и других выездных соревнований. (Приложение 5) Количественный состав группы 10-12 человек Условия приёма. На обучение по программе принимаются дети, прошедшие обучение по программе «Латиноамериканские танцы. Массовый спорт», владеющие навыками исполнения основных базовых фигур конкурной программы танцевального спорта, завершившие танцевание по Массовому спорту и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий танцевальным спортом. Режим занятий: продолжительность одного часа занятия для возрастной категории 12– 18 лет составляет 45 минут с перерывом между академическими часами - 10 минут. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа, в зависимости от расписания. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Данная программа рассчитана на 144недели, 36 месяцев, 4 года. Объём программы составляет 864 часа. Название раздела Латиноамериканские программа Количество учебных часов в год 7 г/о 8 г/о 9 г/о 10 г/о 216 216 216 216 Календарный учебный график Комплектова ние групп Реализация ДООП Праздничн ые дни Зимние каникул ы Промежуто чная/итого вая аттестация Летние каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02. ; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. 10.05. 30.05. 01.06. 31.08. Уровни программы. Программа «Основы танцевального спорта» имеет статус «Продвинутый уровень», при котором используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Организация образовательного процесса.Учебный материал программы распределен по объему и сложности, что выражается в повторении большинства тем из года в год при более углублённом их изучении с добавлением новых тем и усложнением форм практической работы. Базовым материалом для работы по программе являются документы Министерства спорта РФ и Федерации Танцевального Спорта и акробатического рок-н-ролла России (ФТСАРР). Сопутствующими материалами служат методические пособия, лекции и видеоматериалы. Высокие требования предъявляются к музыкальному сопровождению. Музыка в танце имеет первостепенное значение, поэтому от правильного её подбора, с учётом возраста, во многом зависит успешность обучения. Данная функция выполняется профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером, который осуществляет сопровождение программы в объёме 144 ч. Форма обучения: индивидуально- групповая, групповая. Программа предполагает очную форму обучения. Виды занятий: - практические занятия; - теоретические занятия; - мастер-классы, учебные семинары; - тренировочные сборы. Методы обучения; словесный метод носит теоретико-информационный характер (беседа, объяснение); практический метод (показ движений, работа по образцу); метод упражнений (выполнение упражнения с направляющей помощью, замедленная или быстрая проводка) предполагает обучение простым, несложным танцевальным движениям - самостоятельная работа (по заданию). Формы проведения занятий. Основной формой организации деятельности обучающийхся являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; практическое занятие; соревнования различного уровня; открытые занятия. Способы определения результативности. Результативность освоения предметной, метапредметной и личностной составляющей программы определяется методом педагогического наблюдения и заносится в карты учета предметных,метапредметных и личностных результатов освоения программы. Критериями успешности образовательного процесса являются наличие танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся, которые проявляются в осмысленном и вдумчивом отношении к спортивному танцу, в способности эмоционально воспринимать и передавать образ. Кроме того, критерием результативности обучения непременно являются знание и принятие норм поведения, обеспечивающих комфортное и конструктивное взаимодействие в паре и коллективе. Формы подведения результатов. Наиболее приемлемой и показательной формой отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы «Латиноамериканские танцы» является участие детей в клубных мероприятиях, соревнованиях различного уровня, а также наличие у пары Класса танцевания (Е,D,С,В,А) и спортивного разряда. Также используется такие формы как самостоятельная работа, опрос, тест,зачёт. Работа с родителями занимает важное место при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Латиноамериканские танцы». Это объясняется тем, что данная программа требует от детей упорства, дисциплины, целеустремлённости в освоении танцевального спорта, а для этого необходимо наличие у них высокой мотивации, которую должны поддерживать родители. Сопровождая детей в освоении спортивного танца, они являются полноправными участниками образовательного процесса, тем самым помогая детям стать не только успешными спортсменами, но и обогащать и развивать личностные качества и степень социализации в обществе. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий для родителей. Содержание программы Учебный (тематический) план 7 – 10 годов обучения № п/п 1 Название раздела, темы Латиноамериканская программа «Латиноамериканская программа» Инструктаж по ТБ Способы взаимодействия в паре . Ведение 2 Актёрское мастерство 3 Самба 4 5 6 7 8 Общее количество часов Всего Теория Практика 216 1 1 13 13 18 18 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 24 24 Ча-ча-ча Румба Пасодобль Джайв Практика Формы / контроля Беседа, опрос Контроль и анализ выполнения, тест, Зачёт, соревнование анализ выполнения, соревнование Контроль и анализ выполнения, тест, Зачёт, соревнование Контроль и анализ выполнения, тест, Зачёт, соревнование Контроль и анализ выполнения, тест, Зачёт, соревнование Контроль и анализ выполнения, тест, Зачёт, соревнование Контроль и анализ выполнения, тест, Зачёт, соревнование Контроль и анализ № п/п Название раздела, темы Итого Общее количество часов Всего Теория Практика 216 1 Формы / контроля выполнения, тест, Зачёт, соревнование 215 Содержание Тема 1. Способы взаимодействие в паре. «Ведение» Практические занятия: Постановка корпуса в латиноамериканских танцах. Темп и ритм исполнения. Приёмы скрепления рук. Принципы Ведения в латине. Тема 2. Актёрское мастерство. Практические занятия: Танцевальная культура. Взаимоотношения партнёров в паре. Пластика. Артистизм. Эмоциональность исполнения танца. Упражнения на внимание и воображение. Тема 3 -7. Самба. Ча-ча-ча. Румба. Пасодобль, Джайв. Практические занятия: Отработка базовых и разбор и отработка фигур соответственно классу танцевания по Правилам ФТСАРР (приложение 2) . Тема 8. Практика. Практические занятия: Повторение связок. Прогон всех вариаций в соответствии с классом танцоров по определённому времени. Прогон с определённым заданием. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Личностные результаты. Выпускники 7 - 10 годов обучения: – доброжелательно и с уважением относиться к взглядам окружающих; – проявлять способность адекватно оценивать свои поступки и поступки своих товарищей в коллективе; – испытывать чувство ответственности перед своими товарищами в коллективе; – толерантно относиться к разнообразию людей и взглядов; – иметь позитивную самооценку; – использовать на практике стратегию сотрудничества и конструктивных отношений в группе и паре; – видеть возможности дальнейшего развития и стремиться к личностному росту; – быть устойчиво приверженными здоровому образу жизни. Метапредметные результаты: Выпускники 7-10 годов обучения должны: – уметь управлять собой и своими эмоциями; – иметь представление о качествах, особенностях, ресурсах своей личности; – знать о структуре и закономерностях межличностного общения и установках, способствующих успешному общению; – знать и принимать нормы поведения, обеспечивающие комфортное взаимодействие в паре и коллективе, придерживаться их в жизненных ситуациях; – знать о способах урегулирования конфликтных ситуаций; – использовать стратегию сотрудничества и нацеленности на успех; – учитывать потребности своего партнера; – реализовывать полученные навыки в спортивной и концертной деятельности. Предметные результаты: Выпускники 7 - 10 годов обучения должны: – уметь свободно ориентироваться на конкурсной площадке; – уметь эмоционально отображать характер танца; – владеть техникой исполнения фигур своего класса танцевания; – уметь самостоятельно разбирать вариации и работать над ними. Аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год на протяжении всего срока освоения программы. Начиная со 2 года обучения, воспитанники, получившие необходимые навыки принимают участие в соревнованиях различного уровня. Результаты участия - количество очков, присуждаемых парам за каждый танец и в целом за программу, которые фиксируются в общей базе сайта Федерации (ВФТСАРР –www: ftsarr) и в квалификационной книжке спортсмена. Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей, опросы, тесты, соревнования различного уровня. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации образовательной организации, руководители структурных подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию и специалисты (тренера и судьи) по танцевальному спорту. Результаты аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации и обучающемуся выдаётся Свидетельство об окончании программы. Формы итоговой аттестации: зачёт по основам и базовым фигурам Латиноамериканской программы в теории (опрос или тест) и практике – демонстрация фигур и вариаций, участие в соревнованиях. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: - система оценки качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1). Перечень фигур Латиноамериканской программы. Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 № 116 (Приложение 2) - ТЕСТ «Латиноамериканская программа танцевального спорта» (для танцоров категории Ю и М) (Приложение 3). Комплекс организационно-педагогических условий Учебно-методическое обеспечение 1. Классификация международной программы по спортивным танцам, положения о фигурах по европейской программе 2. «Правила вида спорта «танцевальный спорт» редакция ФТСАРР, 2019г. 3. Методические материалы: «История и характерные особенности Латиноамериканских танцев», (Приложение 4) 4. Видео-материал по основам танцевального спорта и вариациям. 5. Графики соревнований по танцевальному спорту. 6. Книжки для танцоров массового спорта. Кадровое обеспечение 1. Педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями танцевального спорта, а также имеющие практику в танцевальном (не ниже «А» класса). 2. Концертмейстер (фортепиано, звуковая аппаратура). Материально-техническое обеспечение 1. Помещение – паркетный танцевальный зал – 100 кв.м. и более. 2. Компьютер с выходом в Интернет. 3.Звуковая аппаратура и Флэш-накопитель – 5 шт. 4. Вспомогательные предметы для тренировок – скакалки, гимнастические палки, спортивные резинки, спортивные коврики,гантели. 5. Мини – тренажеры для занятий: утяжелители, рамки (индивидуальные). Список использованной литературы 1. «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «танцевальный спорт», приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2014г. 2. «Правила танцевального спорта» Утверждённые Минспорта России от 19.05.2021 № 312 3. Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.: Прогресс, 1989. Ресурсы удалённого доступа 1. Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рокн-ролла [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ftsarr.ru/ 2. Российский танцевальный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rdu.ru/ 3. Федерация танцевального спорта «Профессионал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ftspro.ru/ 4. Международная ассоциация танцевальных клубов, школ и студий танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://maskt.ru/ Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Латиноамериканскиетанцы» разработана педагогами дополнительного образования Дворца для детей 12-18 лет, и рассчитана на 4 года обучения. Цель программы – создание условий для личностного развития, творческой самореализации и достижения спортивных результатов обучающихся в танцевальном спорте. Задачи: Воспитательные: −приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; −воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим; − формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе; − поддерживать устойчивую мотивацию к танцевальному спорту; Развивающие: − развить чувство ритма и музыкальность, моторно-двигательную и логическую память; − развить внимание, умение концентрироваться; − накопить и обогатить двигательный опыт детей; − сформировать у воспитанников потребность в физическом совершенствовании. − развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце. Обучающие: − содействовать правильному физическому развитию организма ребёнка, способствовать выработке правильной осанки, красивой походки, укреплению всех групп мышц опорно-двигательного аппарата; − научить технично исполнять фигуры и вариации латиноамериканских танцев; − развить ощущение музыкального ритма посредством ритмических движений; − реализовать полученные знания, умения и навыки на соревнованиях; − укрепить мотивацию на участие в соревнованиях. Дополнительная общеобразовательная программа «Латиноамериканские танцы» интегрирована с международной программой танцевального спорта. Приобретая самые разные формы, танец является одним из главных способов самовыражения. Программа «Латиноамериканские танцы» предоставляет детям возможность прикоснуться к миру красоты, ярких эмоций и совершенства. Латиноамериканские танцы более зрелищные, эффектные и эмоциональные. Движения партнёров – это яркий карнавал страстей, праздник, который танцоры дарят всем окружающим. Латиноамериканские танцы – отличный антидепрессант и хорошо тренируют дыхательную систему. Программа направлена на обучающихся, перешедших от массового спорта к спорту высших достижений (СВД). Программа является составной частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии». Сведения о разработчиках Суханова Ирина Ивановна Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Высшая квалификационная категория Педагогический стаж – 39 лет Телефон рабочий: 371-07-12 Инютина Екатерина Сергеевна Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Высшая квалификационная категория Педагогический стаж – 15 лет Телефон рабочий: 371-07-12 Приложение 1. Система оценки качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Для оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Латиноамериканские танцы» применяется комплексная система оценивания сформированности личностных, метапредметных и предметных навыков. Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействие в команде. Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач 1. Вступает во взаимодействие с детьми 2 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников Cреднее арифметическое 1.Интересуется темой занятия, задает Познавательная дополнительные вопросы педагогу по теме активность занятия/темы/программы Желание узнавать 2. Воспроизводит информацию по итогам Проявляется /не проявляется новое 3 4 5 6 учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое 1. Выполняет задания педагога в указанный Ответственность срок и без напоминания Проявляется при 2. Своевременно приходит на занятие, другие выполнении мероприятия функциональных 3. Доводит начатую работу до конца заданий, известных, 4. Адекватно реагирует на оценку своего повторяющихся труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства Cреднее арифметическое Социальная 1. Принимает правила и традиции группы идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает Индивидуальное участие в мероприятиях, важных для группы чувство (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) принадлежности к 3. Предлагает свою помощь при проведении творческому важных для группы дел (мероприятий) объединению. 4. Положительно высказывается об отношении Убежденность в к группе, Дворцу. собственной 5. Положительно оценивает свою роль и место значимости для в детском творческом коллективе. развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое 1 Знание направлений относительно линии Предметные знания танца 2. Правила поведения на паркете 3. Техника исполнения основ 4. Физическая подготовка 5. Ритмичность Среднее арифметическое 1. Постановка корпуса Предметные умения 2. Баланс- устойчивость 3. Техника исполнения фигур 4. Музыкальность и отбражение характера танца 5 Знание и техничность исполнения вариаций Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна данная программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, соревнования. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и производится ее корректировка на дальнейший период. Сводная таблица достижений обучающегося: Обучающийся 1 Фамилия Имя Числовое значение Сентябрь Декабрь Май Результативность освоения 2 Фамилия Имя 3 Фамилия Имя На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. Приложение 2 ПРАВИЛА ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА перечень основных фигур Латиноамериканской программы танцев Самба (Samba) Английское название № п/п Фигуры 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Basic Movements – Natural – Reverse – Side – Progressive – Outside Samba Whisks (Whisks to Left or to Right) Whisks with Lady’s Underarm Turn (Volta Spot Turn for Lady to Right or Left) Samba Walks in PP (Promenade Samba Walks) Side Samba Walk Stationary Samba Walks Travelling Volta to Right or Left in Closed Hold (Simple Volta to Right or Left in Close Hold) 8. Travelling Bota Fogos – Forward – Back 9. Criss Cross Bota Fogos (Shadow Bota Fogos) 10. Bota Fogos to Promenade and Counter Promenade Position (Promenade Botafogo) 11. Criss Cross (Travelling Voltas to Right or Left) 12. 13. 14. 15. 16. 17. Solo Spot Volta Reverse Turn Plait Rolling off the Arm Corta Jaca Maypole (Continuous Volta Turn to Right or Left) Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha) № Английское название п/п Фигуры 1. 2. Cha Cha Cha Chasses and Alternatives: – Chasse to side – to Right and to Left – Compact Chasse – RF and LF Forward Lock – LF and RF Backward Lock – Ronde Chasse – Twist Chasse (Hip Twist Chasse) – Slip Chasse (Slip-Close Chasse) Basic Movements (Closed *, Open, in Place) Русское название Основные движения – с ПН – с ЛН – в сторону – поступательное – наружное Виски (Самба виски) влево и вправо Виски с поворотом дамы под рукой (Вольта поворот дамы на месте вправо и влево) Самба ход в ПП (Променадный самба ход) Самба ход в сторону Самба ход на месте Вольта в продвижении вправо и влево в закрытой позиции (Простая вольта вправо и влево в закрытой позиции) Ботафого в продвижении – вперед – назад Крисс кросс бота фого (Теневые бота фого) Бота фого в променад и контр променад (Променадная ботафого) Крисс кросс (Вольта в продвижении вправо и влево) Сольная вольта на месте Реверсивныйповорот Коса Раскручивание Корта джака Мэйпоул (Непрерывный вольта поворот вправо и влево) Русское название Ча-ча-ча шассе и альтернативные движения: – Шассе в сторону – вправо и влево – Компактное шассе – Лок вперед с ПН и с ЛН – Лок назад с ЛН и с ПН – Ронд шассе – Твист шассе (Хип твист шассе) – Слип шассе (Слип-клоус шассе) Основные движения (в закрытой позиции, *в открытой позиции, на месте) № Английское название п/п 3. New York * (Check from Open CPP and Open PP) 4. Spot Turn (Switch Turn) to Left or to Right Русское название Underarm Turn to Left or Right Shoulder to Shoulder Hand to Hand Three Cha Cha Chas Side Steps (To Left or Right) There And Back Time Step as Side Basic* Fan* Alemana Hockey Stick Natural Opening Out Movement Closed Hip Twist Open Hip Twist Cuban Break – Cuban Break in Open Position – Cuban Break in Open CPP 19. Split Cuban Break – Split Cuban Break in Open PP – Split Cuban Break in Open CPP 20. Turkish Towel* Нью-Йорк *(Чек из открытой контр ПП и открытой ПП) Поворот на месте (Поворот-переключение) влево и вправо Поворот под рукой влево и вправо Плечо к плечу Рука к руке Три ча-ча-ча Шаги в сторону (влево и вправо) Туда и обратно Тайм стэп, как основное движение в сторону* Beep* Алемана Хоккейная клюшка Натуральное раскрытие Закрытый хип твист Открытый хип твист Кубинский брэйк – Кубинский брэйк в открытой позиции – Кубинский брэйк в открытой контр ПП Дробный кубинский брэйк – Дробный кубинский брэйк в открытой ПП Дробный кубинский брэйк в открытой контрПП Турецкое полотенце* 21. Split Cuban Break From Open CPP and Open PP 22. Natural Top 23. Cross Basic* Дробный кубинский брэйк из открытой контр ПП и открытой ПП Натуральный волчок Кросс бэйсик* 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Румба (Rumba) № п/п Фигуры Английское название Русское название 1. Basic Movements (Closed, Open) 2. Alternative Basic Movements Основные движения (в закрытой позиции и в открытой позиции) Альтернативные основные движения 3. Cucarachas Кукарача 4. New York (Check from Open CPP and Open PP) 5. Spot Turn (Switch Turn) to Left or Right 6. Underarm Turn to Right or Left Нью-Йорк (Чек из открытой контр ПП и открытой ПП) Поворот на месте (Поворот-переключение) влево и вправо Поворот под рукой вправо и влево 7. Shoulder to Shoulder Плечо к плечу 8. Hand to Hand Рука к руке 9. Advanced Opening Out Movement Усложненное раскрытие 10. Side Steps to Left or Right Шаги в сторону влево и вправо 11. Side Steps and Cucarachas Шаги в сторону и кукарача № Английское название п/п 12. Cuban Rocks в ритме «2.3.4.1» Кубинские роки в ритме «2.3.4.1» 13. Fan Веер 14. Alemana Алемана 15. Hockey Stick Хоккейная клюшка 16. Natural Top Натуральный волчок 17. Opening Out to Right and Left Раскрытие вправо и влево Русское название 18. Natural Opening Out Movement (Natural Opening Натуральное раскрытие вправо Out to Right) 19. Closed Hip Twist в редакции [1] Закрытый хип твист 20. Open Hip Twist Открытый хип твист 21. Reverse Top Реверсивный волчок 22. Opening Out From Reverse Top Раскрытие из реверсивного волчка 23. Aida (Fallaway) Аида (Фоллэвэй) 24. Spiral Спираль 25. Curl Локон 26. Rope Spinning Роуп спиннинг 27. Fencing Фэнсинг 28. Sliding Doors Скользящие дверцы 29. Progressive Walks Forward and Backward - in Closed, Open Position; - Left, Right Side Position; - Solo 30. Continuous Hip Twist Поступательные шаги вперед или назад - в закрытой, открытой позиции; - в левой, правой боковой позиции; - соло Непрерывный хип твист Пасодобль (PasoDoble) № Английское название Русское название п/п Танец исполняется с «C» класса 1. Appel Аппэль 2. Syncopated Appel Синкопированный аппэль 3. Sur Place На месте 4. Basic Movement Основное движение 5. Chasses to Right or Left (including Elevations) 6. Drag Шассе вправо и влево (с подъемом и без подъема) Дрэг 7. Deplacement (also Attack) Перемещение (включая Атаку) 8. Promenade Link Променадное звено № Английское п/п 9. Promenade Close название Русское название Променадная приставка 10. Promenade Променад 11. Ecart (Fallaway Whisk) Экар (Фоллэвэй виск) 12. Separation Разъединение 13. Separation with Lady’s Caping Walks 14. Separation with Lady’s Caping Walks to Fallaway Whisk 15. Separation with Fallaway Ending (Separation to Fallaway Whisk) 16. Fallaway Ending to Separation Разъединение с обходом дамы вокруг мужчины (движение типа «плащ») Разъединение с обходом дамы вокруг мужчины (движение типа «плащ») в Фоллэвэй виск Разъединение с фоллэвэй-окончанием (Разъединение в фоллэвэй виск) Фоллэвей-окончание к разъединению 17. Huit Восемь 18. Sixteen Шестнадцать 19. Promenade to Counter Promenade Променад в контр променад 20. Grand Circle Большой круг 21. Open Telemark Открытый тэлемарк 22. La Passe Ла пасс 23. Banderillas Бандерильи 24. Twist Turn Твист поворот 25. Fallaway Reverse Turn Реверсивный фоллэвэй поворот 26. Coup de Pique, Coup de Pique Couplet Удар пикой 27. Syncopated Coup de Pique Синкопированный удар пикой 28. Spanish Lines Испанские линии 29. Flamenco Taps Дроби фламенко 30. Syncopated Separation Синкопированное разъединение 31. Travelling Spins from PP Вращения в продвижении из ПП 32. Travelling Spins from CPP Вращения в продвижении из контр ПП 33. Fregolina (also Farol) Фрэголина (включая Фарол) 34. Twists Твисты 35. Chasse Cape Шассе плащ 36. Methods of Changing Feet Методы смены ног 37. Alternative Entries to PP Альтернативные методы выхода в ПП 38. Left Foot Variation Вариация с левой ноги Джайв (Jive) № Английское название Русское название п/п Фигуры класса «E» 1. Basic in Place Основное движение на месте 2. Fallaway Rock (Basic in Fallaway) 3. Fallaway Throwaway Фоллэвэй рок (Основное движение из позиции фоллэвэй) Фоллэвэй троуэвэй 4. Link Звено 5. Change of Places Right to Left Смена мест справа налево 6. Change of Places Left to Right Смена мест слева направо 7. Change of Hands Behind Back Смена рук за спиной 8. Hip Bump (Left Shoulder Shove) Удар бедром (Толчок левым плечом) 9. American Spin Американский спин 10. Stop and Go Стоп энд гоу 11. Whip Хлыст 12. Double Whip (Double Cross Whip) Двойной хлыст (Двойной кросс хлыст) 13. Whip Throwaway Хлыст троуэвэй 14. Toe Heel Swivels Тоу хил свивлз (Носок – каблук свивлы) 15. 16. Promenade Walks (Slow and Quick) Walks Rolling off the Arm Променадный ход (медленный и быстрый) Шаги Раскручивание 17. Flicks Into Break Флики в брэйк 18. Advanced Link (Break) Усложненное звено (Брэйк) 19. Chicken Walks Шаги цыпленка 20. Windmill Ветряная мельница Приложение 3 ТЕСТ «Основные требования по латиноамериканской программе» (для танцоров категории Ю и М) (Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 № 116) № 1 Вопрос (ответ) Что понимают позицией СТОП? A. Положение ступни относительно корпуса С B. Положение ступней относительно ЛТ C. Положение одной ступни по отношению к другой Темп Ча-ча-ча А. 30 - 32 т\мин В. 34 - 36 т\мин С. 36 - 38 т\мин В фигуре Раскручивание т. Самба от руки партия партнера - это 3 A. Вольта B. Виск C.Ботафого D.Променадный бег Степень поворота партнерши в Хоккейной клюшке т. Ча-ча-ча 4 3\8 B. 1\2 C. 1\4 D. 5\8 5 Фигура Алемана может начинаться из A. позиции веера B. открытой лицевой C. из веера и открытой лицевой 6 Спины с продвижением из ОПП партнерша т. Пасс исполняет А. с поворотом вправо В. с поворотом влево С. без поворота 2 А В Д С А 7 Что понимают под Позицией Корпуса в латиноамериканских танцах? А. Положение корпуса дамы по отношению к корпусу мужчины В. Угол, под которым корпус партнерши находится относительно корпуса партнера С. Положение корпуса партнерши относительно корпуса партнера С 8 Фоллевей Позиция – А. М и Д находятся в V-образной позиции В. М и Д находятся в V-образной позиции, но М и Д двигаются в сторону А 9 10 11 С. М и Д находятся в V-образной позиции, но М и Д двигаются наз Сколько существует лицевых позиций корпуса? А. 1 В. 4 С. 3 В каких латиноамериканских танцах используется раздел техники Построение? А. Самба, Пасодобль В. Румба С.Джайв, Пасодобль Какому формату должен соответствовать размер номера на спине партнера С С В A. ½ формату А 4 плюс 20% B. формату А 5 плюс 20 % C. ½ формату А 5 D. формату А 4 12 В танцевальный костюм входят? A. Различные предметы одежды и отдельные предметы нижнего белья (носки, колготки, чулки, трусы, нижняя часть боди), открывающиеся для обозрения в ходе исполнения танца. B. Различные предметы одежды и отдельные предметы C. Различные предметы одежды характерные данной программе РЕЗУЛЬТАТ: 9 – 12 вопросов - высокий уровень 5 – 8 вопросов - средний уровень Менее 5 вопросов - низкий уровень А Приложение 4 Методические материалы к дополнительной общеобразовательной программе «Латиноамериканские танцы» История возникновения и характерные особенности Латиноамериканских танцев Самба Музыкальный размер: 2/4. Темп: 50-52 bpm. До 1914 этот танец был известен под Бразильским названием "Maxixe". Первые попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала популярным танцем в Европе. Самба имеет очень характерный ритм, который выдвинут на передний план для его лучшего соответствия национальным Бразильским музыкальным инструментам. Первоначально он назывался tamborim, chocalho, reco-reco и cabaca. Ритмичный национальный Бразильский танец Самба ныне уверенно вошел в программу современных Бальных Танцев. Самба включает в себя характерные латинские движения бедрами, которые выражены "Samba Bounce" пружинящим движением. Ча-ча-ча Музыкальный размер: 4/4. Темп: 30-32 bpm. Захватывающий, синкопированный латиноамериканский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в танцевальных залах Америки. Проигрывание музыки Cha-Cha-Cha должно производить счастливую, беззаботную, слегка развязонну атмосферу. Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. Недавно было принято решение сократить название этого танца до Ча-Ча (Cha-Cha). Румба Музыкальный размер: 4/4. Темп: 25-27 bpm. Танец Румба (Rumba) был зарожден на Кубе. Как типичный танец "горячего климата" он стал классикой всех Латиноамериканских танцев. Румба медленный танец, который характеризуется чувственными, наполненными любовью движениями и жестами, имеет латиноамериканский стиль движения в бедрах, является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной. Пасодобль Музыкальный размер: 2/4. Темп: 60-62 bpm. Танец испанских цыган. Драматичный Французско-Испанский стиля Фламенко марш, где мужчина изображает матадора (смелого человека) на бою с быком, дама изображает его плащ или быка, в зависимости от обстоятельств. Пасодобль (Paso Doble). В этом танце внимание акцентруется на создании, своейственной матадору, Формы тела с добавлением движений танца Фламенко в руках, локтях, запястьях и пальцах. Стопы, или точнее каблуки, используются для того, чтобы создать правильную ритмическую интерпретацию. Джайв Музыкальный размер: 4/4. Темп: 42-44 bpm. Джайв - Международная версия танца Свинг, в настоящее время танец Джайв (Jive) исполняют в двух стилях - Международный и Свинг и очень часто сочетают оба в различных фигурах. Очень сильное влияние на Джайв оказывают такие танцы как Рок'н'Ролл и Джатербаг. Джайв иногда называют как Шестишаговый Рок'н'Ролл. Джайв - очень быстрый, потребляющий много энергии танец. Это последний танец, который танцуют на соревнованиях, и танцоры должны показать, что они не устали и готовы исполнить его с большей отдачей. Приложение 5 Возрастные характеристики обучающихся при построении образовательного процесса Возрастные особенности Методические особенности 6-8 лет Позвоночный столб в этом возрасте Необходимо большое внимание отличается большой гибкостью и уделять формированию правильной неустойчивостью изгибов осанки Суставно-связочный аппарат очень Целесообразно использовать этот эластичен и недостаточно прочен период для целенаправленного, но осторожного развития гибкости Интенсивно развивается мышечная При преобладании крупных, система, но крупные мышцы размашистых движений, развиваются быстрее мелких целенаправленно вводить мелкие и точные движения Регуляторные механизмы сердечноНагрузка должна быть небольшого сосудистой и дыхательной систем объема и интенсивности, носить несогласованны, дети быстро устают дробный характер Продолжительность активного Занятия должны быть интересными и внимания и умственной эмоциональными, количество работоспособности невелики замечаний ограничено, полезны поощрения Велика роль подражательного и Показ должен быть идеальным, игрового рефлексов занятие – игровым Антропометрические размеры детей на Применять предметы 1/3 меньше взрослых пропорционально уменьшенных размеров 9-11 лет Существенно развиваются Необходимо эффективно использовать двигательные функции, по многим этот возраст для обучения новым, в параметрам они достигают очень том числе сложным движениям, и для высокого уровня, создаются развития основных физических предпосылки для обучения и развития способностей: координации, гибкости, двигательных способностей быстроты, прыгучести Значительного развития достигает кора Все большее место должен головного мозга и 2-ая сигнальная приобретать словесный метод система обучения Силовые и статические нагрузки Целесообразен скоростно-силовой вызывают быстрое утомление режим тренировки (максимум за определенное время). Статические нагрузки давать в ограниченном объеме Возрастные особенности Методические особенности 12-13 лет Наблюдается ускоренный рост длины Необходимо бороться с чрезмерным и массы тела, происходит оформление повышением массы тела с помощью фигуры. диет и осторожным повышением нагрузок Осуществляется перестройка в Тем не менее, необходимо осваивать деятельности опорно-двигательного новые движения, совершенствовать аппарата, временно ухудшается ранее изученные и планомерно координация и другие физические наращивать скоростно-силовую способности подготовку Отставание в развитии сердечноНеобходимо внимательно дозировать сосудистой системы приводит к нагрузку, заботиться о восстановлении повышению давления, сердечного и отдыхе, регулярно осуществлять ритма, быстрой утомляемости врачебный контроль В поведении подростков отмечается Важнейшая задача – воспитание преобладание возбуждения над «тормозов». Для этого необходима торможением, реакции по силе и спокойная обстановка, характеру часто неадекватны доброжелательность, понимание, раздражителю терпение, но не снижая требовательности. от 14 лет и старше Критическое отношение к своим Четко определить задачи на спортивным возможностям, сомнения предстоящий учебный цикл, в целесообразности продолжения ознакомить с календарем планируемых напряженных тренировок сборов, соревнований и др. выездных соревнований Угнетает монотонность тренировок, Чередовать варианты разминок, как по содержанию, так и по нагрузкам участвовать в показательных мероприятиях Появляется психологическая усталость Больше практиковать отвлекающие мероприятия