Введение в спортивный танец дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 6 до 7 лет, срок реализации – 3 месяца физкультурно-спортивная направленность Авторы-составители: Суханова Ирина Ивановна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Инютина Екатерина Сергеевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2022 Основные характеристики. Пояснительная записка. Одним из путей всестороннего развития ребёнка, формирования из него сильной, творческой индивидуальности является эстетическое воспитание. Понятие «эстетическое воспитание» подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно-практических проявлений личности, которые характеризуют её эстетическую культуру. Действенным средством эстетического воспитания является спортивный танец, который представляет собой гармоничный сплав искусства и спорта. Популярность данного вида танцев обуславливается многими причинами. Танец – самый естественный и универсальный способ самовыражения. Занятия танцами способствуют развитию коммуникативных способностей личности ребёнка. В процессе занятий спортивными танцами укрепляется опорно-двигательный аппарат ребёнка, формируется правильная осанка, происходит общее укрепление организма. Занятия этим видом спорта благоприятны для развития центральной нервной системы, а занятия в паре воспитывают чувство уважения друг к другу, учат тактичному обращению с противоположным полом. Художественная сторона танца имеет существенное значение для развития творческой личности ребёнка: это создание определённого образа в танце, развивая и используя внутреннее состояние танцора, это одухотворённость и эмоциональность, это красивые линии тела. Спортивный танец позволяет ярко выразить индивидуальность каждого ребёнка. Познав красоту в процессе творчества, ребёнок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях – в искусстве и жизни. Дети учатся ставить перед собой цели, достигать их через преодоление трудностей и неудач, благодаря чему происходит становление их характера. Направленность программы - физкультурно-спортивная. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11. «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «танцевальный спорт», приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2016г. 12. «Правила танцевального спорта» Утверждённые Минспорта России от 22.05.2022 г. № 161. 13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 14.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Актуальность программы «Введение в спортивный танец» заключается в том, что каждый ребенок, обучаясь по программе, имеет возможность познакомиться с видом спорта «Танцевальный спорт» и раскрыть свой собственный творческий, физический, интеллектуальный потенциал. В современном обществе остро ощущается недостаток общения и умения адекватно оценивать свое поведение среди окружающих. Данная программа предоставляет возможность результативно работать с детьми социально дезадаптированными, т.к. танец способствует не только физическому развитию, раскрепощению и формированию художественного вкуса, это еще и возможность общаться и получать эмоциональный заряд от общения. Танцевальный спорт формирует в детях толерантные принципы общения, что приобретает огромное социальное значение. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации и Свердловской области программа направлена на физическое развитие и формирование культуры здоровья. У обучающихся формируются навыки, важные для жизни: физическая сила, гибкость и координация, музыкальность, выносливость. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие физического совершенствования, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Реализация программы обеспечивает, согласно Концепции развития дополнительного образования, рост физической подготовленности детей, формирование мотивации к здоровому образу жизни, увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом. Программа ориентирована на достижение ожидаемых результатов реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы – увеличение доли жителей Свердловской области, систематически занимающихся физкультурой и спортом. Новизна. Данная программа предоставляет возможность познакомиться с Танцевальным спортом. В процессе занятий обучающиеся познают и развивают свои физические возможности, музыкальный слух, чувство ритма, а также знакомятся с «Правилами танцевального спорта». Обучающиеся осваивают программу по принципу «от простого к сложному». Отличительные особенности программы. В отличие от уже существующих типовых программ по бальным танцам, представленная программа интегрирована с международной программой танцевального спорта (Приложение 1). Особенность данной программы - реализация права выбора ребенком того образовательного маршрута, который является необходимым и возможным для него на определенном этапе его развития и мотивационной составляющей. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении танцевально-спортивного клуба «Урал». Педагогическая целесообразность. Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между детьми. В труде и учении формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и личные достижения. Крепнет воля, складывается характер. Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач каждого занятия, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение режима способствуют воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Адресат. Программа «Введение в спортивный танец» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 7 лет и реализуется с учетом психофизических особенностей данной возрастной категории. Данный возраст характеризуется быстрой утомляемостью, недостаточной внимательностью и организованностью, поэтому на занятиях сочетаются игровые и обучающие формы деятельности, используются музыкальные и дидактические игры, элементы соревнования. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является игра, то сочетании игровых элементов в процессе занятия становится более привлекательными и увлекательными, что в свою очередь способствует уменьшению детской утомляемости. Принципы формирования учебных групп. На обучение по программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий спортивными танцами, без специальной подготовки. Количество обучающихся в группе: 12-15 человек. Режим занятий: продолжительность одного часа занятия для возрастной категории 6-7 лет составляет 30 минут с перерывом между академическими часами - 10 минут. Занятия проходят – 2 раза в неделю по 2 академических часа. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Данная программа рассчитана на 12 недель, 3 месяца. Программа реализуется по 2 разделам: общая физическая подготовка и основы танцевального спорта. Объём программы составляет 48 часов. Уровни программы. Содержание и материал программы обучения имеет «Стартовый уровень» сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Организация образовательного процесса. Программа имеет линейно-концентрический характер, учебный материал распределен по объему и сложности, что выражается в повторении большинства тем при более углублённом их изучении с добавлением новых тем и усложнением форм практической работы. Базовым материалом для работы по программе являются документы Министерства спорта РФ и Федерации Танцевального Спорта и акробатического рок-н-ролла России (ФТСАРР). Сопутствующими материалами служат методические пособия, лекции и видео-материалы. Высокие требования предъявляются к музыкальному сопровождению. Эмоциональная выразительность, способность точно передать движение, определенный ритм и темп – вот те критерии, которые должны учитываться при подборе музыкального материала. Данная функция выполняется профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером, который осуществляет сопровождение реализации ДООП в объёме 48 часов. Большое значение придается правильному подбору пары. При выборе партнеров должны учитываться не только физические данные обучающихся (возраст, рост, комплекция, физические данные), но и их психологическая совместимость, отношения между детьми, степень их работоспособности и трудолюбия. Форма обучения стартового уровня: индивидуально-групповая, групповая. Программа предполагает очную форму обучения. Виды занятий стартового уровня: практические занятия; теоретические занятия; соревнование (клубное мероприятие). Методы обучения: − словесный метод носит теоретико-информационный характер (беседа, объяснение); − практический метод (показ движений, работа по образцу); − метод упражнений (выполнение упражнения с направляющей помощью, замедленная или быстрая проводка) предполагает обучение простым, несложным танцевальным движениям; − самостоятельная работа (по заданию). Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня. Наиболее приемлемой и показательной формой отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы «Введение в спортивный танец» является беседа, открытые занятия, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, выполнение основных шагов и композиции с использованием 2-4 танцевальных элементов. Работа с родителями занимает важное место при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец». Это объясняется тем, что данная программа – это только первая ступень в освоении спортивного танца и в условиях мотивационной поддержки родителей обучающиеся имеют возможность успешно заниматься в течение 10 лет повышая уровень спортивной подготовки, личностного развития и степень социализации в обществе. Родители являются полноправными участниками образовательного процесса, осуществляя сопровождение детей в освоении основ спортивного танца. Они становятся активными организаторами и участниками мероприятий, проходящих в Клубе. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий для родителей. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – пробуждение интереса к спортивным танцам, выявление физических возможностей и творческих способностей детей посредством знакомства с миром танцевального спорта. Задачи стартового уровня: Обучающие: дать первичные знания о танцевальном искусстве; ознакомление с основными направлениями линии танца; знакомство с основными понятиями конкурсного танца; научить ребёнка правильно координировать свои движения в пространстве; познакомить с элементами основных шагов W ,S. Развивающие: способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма; способствовать развитию внимания, творческого воображения и фантазии; развивать общее физическое состояние организма; развивать координацию движений. Воспитательные: способствовать развитию личностных качеств обучающихся (трудолюбия, умения концентрироваться); прививать ребёнку навык работы в коллективе; прививать ребенку навыки гигиены тренировочной формы. Содержание общеобразовательной обще развивающей программы. Учебный план 3 месяца 24 часа 24 часа 48 часов Название модуля Общая физическая подготовка Основы танцевального спорта Итого: Учебный (тематический) план № Название раздела, темы п/п Раздел: «Общая физическая подготовка» 1 Инструктаж по технике безопасности. 2 Упражнения для развития Общее количество часов всего теория практика 24 1 23 1 7 1 - Формы аттестации/ контроля Контроль выполнения упражнений Беседа 7 Контроль выполнения 3 4 1 2 3 4 5 6 определённых групп мышц Партерная гимнастика 8 8 Координация движений с музыкой Раздел: «Основы танцевального спорта» «Танцевальный спорт»Правила Массового спорта Основные направления линии танца Музыкальный ритм и темп 8 8 Конкурсные танцы – общие понятия, музыкальный размер Основы европейских танцев Основы латиноамериканских танцев ИТОГО: 24 1 1 1 23 1 1 4 4 4 4 7 7 7 7 48 2 упражнений Контроль выполнения упражнений Контроль выполнения упражнений Контроль выполнения упражнений Контроль выполнения упражнений Контроль выполнения упражнений Открытые занятия Контроль выполнения упражнений Контроль выполнения упражнений 46 Содержание стартового уровня Раздел «Общая физическая подготовка» Тема 1. Инструктаж по ТБ. Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом.Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.). Тема 2. Упражнения для развития определённых групп мышц. Практические занятия: Упражнения, направленные на развитие голеностопного сустава: подъемы и опускания на стопе, повороты; плие по 6й позиции. Упражнения, направленные на развитие мышц шеи и спины: повороты и наклоны головы; повороты и наклоны корпуса. Тема 3.Партерная гимнастика. Практические занятия: Упражнения на гимнастических ковриках, направленные на растяжку мышц, развитие гибкости тела и пластику. Тема 4. Координация движений с музыкой. Практические занятия: Разминка по кругу. Подвижные музыкальные игры. Раздел «Основы танцевального спорта » Тема 1. «Танцевальный спорт»- Правила Массового спорта Тема 2. Основные направления линии танца Теория: Разбор основных направлений в танце. Понятие «Линии танца» Практические занятия: Постановка по «линии танца». Движение по оному и в паре различными танцевальными шагами. Движение партнеров относительно друг друга (мальчики – по линии танца; девочки – спиной по линии танца). Тема 3. Музыкальный ритм и темп. Практические занятия: Определение ритма, темпа, характера музыки. Выделение сильной доли в музыке. Прослушивание различных музыкальных фрагментов и их сравнительная характеристика. Основа танцевальных элементов и движений (упражнения «Прохлопай ритм», «Угадай танец» и т.д.). Тема 4. Конкурсные танцы – общие понятия, музыкальный размер. Теория:История возникновения спортивных танцев. Музыкальный размер каждого танца, счёт. Практические занятия: Прослушивание музыки, хлопки в ритм. Основные подготовительные движения Медленного вальса, Самбы и Ча-ча-ча. Тема 5. Основы европейских танцев. Практические занятия: Медленный вальс (W) – английский вальс. Движение стопы- подъёмы, колени – опускания. Движение – качели вперёд-назад и в сторону. Движение – перемены – правая, левая. Тема 6. Основы латиноамериканских танцев. Практические занятия: Самба (S) - бразильские ритмы. Ча-ча-ча (Ch) – кубинские маракасы. Постановка корпуса в паре. Перенос веса тела с одной ноги на другую. Подготовка к основным шагам. S - пружинка, баунс, основной шаг вперёд, Ch – боковое шассе вправо и влево. Планируемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Метапредметные результаты: – владеют навыками взаимодействия в коллективе; – знают правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; – владеют навыками гигиены тренировочной формы. – знают правила тренировочного процесса. Личностные результаты: – проявляют интерес к возможностям собственного тела; – проявляют способность к сопереживанию, проявляя интерес к занятиям со своими сверстниками. Предметные результаты: – владеют знаниями о танцевальном спорте; – знакомы с направлениями линии танца; – могут выполнять начальный тренаж – умеют координировать свои движения; – знакомы с элементами основных шагов W ,S. Организационно - педагогические условия. Условия реализации программы. Учебно-методическое обеспечение: 1. «Правила массового спорта» редакция ФТСАРР, 2021г. 2. Видео-материал по основам танцевального спорта и вариациям. Кадровое обеспечение: 1. Педагоги дополнительного образования, имеющие практику в танцевальном спорте (не ниже «В» класса). 2. Концертмейстер (фортепиано). Материально-техническое обеспечение: 1. Помещение – паркетный танцевальный зал – 100 кв.м. и более. 2. Фортепиано и Музыкальный центр. 3. Флэш-накопитель – 1 шт. 4.Вспомогательные предметы для тренировок – скакалки, гимнастические палки, спортивные резинки, спортивные коврики 5. Медиатека (танцевальная музыка). Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Способы определения результативности. Результативность освоения предметной, метапредметной и личностной составляющей программы определяется методом педагогического наблюдения и заносится в карты учета предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Критериями успешности образовательного процесса являются наличие танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся, которые проявляются в осмысленном и вдумчивом отношении к спортивному танцу, в способности эмоционально воспринимать и передавать образ. Кроме того, критерием результативности обучения непременно являются знание и принятие норм поведения, обеспечивающих комфортное и конструктивное взаимодействие в паре и коллективе. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа; контроль выполнения упражнений; открытые занятия. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: - система оценки качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1); - тест «Определение уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец» (для начинающих танцоров) (Приложение 2); - форма подведения итогов по теме или разделу (выборочно) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец» (Приложение 3). Список литературы для педагога. 1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. 2. Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.: Прогресс, 1989. 3. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А.Колодницкий. - М.: Просвещение, 1997 4. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 1 - Медленный вальс». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев»,2009. 5. Руднева С. А. Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение / С. А. Руднева, Э.М. Фиш, - М.: Просвещение, 1992 6. ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»,23.11.2007 7. Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2021 № 1163 Список литературы для обучающихся. 1. Богомолова Л. Танец: ритм и пластика. М., 1991. 25 2. Детские танцы с Климовой Анной. (Видео лекция). М., 2003. 3. Сюжетно-ролевые игры: приложение к методике игрового стрейтчинга. СПб., 1994. 4. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. M., 1994. 5. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. М., 1975. Ресурсы удалённого доступа 1. Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ftsarr.ru/ 2. Российский танцевальный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rdu.ru/ 3. Федерация танцевального спорта «Профессионал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ftspro.ru/ 4. Международная ассоциация танцевальных клубов, школ и студий танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://maskt.ru/ . 5. Приложение 1. Система оценки качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Для оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец» применяется комплексная система оценивания сформированности личностных, метапредметных и предметных навыков. Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействие в команде. Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач 1. Вступает во взаимодействие с детьми 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 3 4 Cреднее арифметическое 1.Интересуется темой занятия, задает Познавательная дополнительные вопросы педагогу по теме активность занятия/темы/программы Желание узнавать 2. Воспроизводит информацию по итогам новое учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое 1. Выполняет задания педагога в указанный Ответственность срок и без напоминания Проявляется при 2. Своевременно приходит на занятие, другие выполнении мероприятия функциональных 3. Доводит начатую работу до конца заданий, известных, 4. Адекватно реагирует на оценку своего повторяющихся труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства Cреднее арифметическое 1. Принимает правила и традиции группы Социальная идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает Индивидуальное участие в мероприятиях, важных для группы чувство (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) Проявляется /не проявляется 5 6 принадлежности к 3. Предлагает свою помощь при проведении творческому важных для группы дел (мероприятий) объединению. 4. Положительно высказывается об отношении Убежденность в к группе, Дворцу. собственной 5. Положительно оценивает свою роль и место значимости для в детском творческом коллективе. развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое Предметные знания 1 Знание направлений относительно линии танца 2. Правила поведения на паркете 3. Техника исполнения основ 4. Физическая подготовка 5. Ритмичность Среднее арифметическое Предметные умения 1. Постановка корпуса 2. Баланс- устойчивость 3. Техника исполнения фигур 4. Музыкальность и отбражение характера танца 5 Знание и техничность исполнения вариаций Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена данная программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, соревнования. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и производится ее корректировка на дальнейший период. Сводная таблица достижений обучающегося: Обучающийся 1 Фамилия Имя 2 Фамилия Имя 3 Фамилия Имя Числовое значение Результативность освоения На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. Приложение 2 ТЕСТ Определение уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец» (для начинающих танцоров) № вопрос 1 2 3 4 Варианты ответа Какие танцы входят в программу соревнований Медленный вальс по танцевальному спорту? Вару-Вару Самба Полька Ча-ча-ча С какой стороны встаёт партнёр по отношению к с правой стороны партнёрше? с левой стороны В каком танце основное движение – БАУНС ? Медленный вальс Вару-Вару Самба Полька Ча-ча-ча Название направления движения в спортивных Вперёд танцах Назад Линия танца Итоги теста – 4 правильных ответа – высокий уровень 3 правильных ответа – средний уровень 1-2 правильных ответа – низкий уровень Выбор + Приложение 3 Форма подведения итогов по теме или разделу (выборочно) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец» № Тема занятий 1 Ознакомление с программами и танцами, входящими в спортивные танцы 2 Ориентирование в зале 3 Разминка 4 Общефизическая подготовка 5 Партерная гимнастика (растяжка) 6 Танцевальные элементы 7 8 Танцы европейской программы Танцы латиноамериканской программы Форма подведения итогов Беседа и устный фронтальный опрос. Игровые технологии Разминка. Готовность обучающегося к выполнению физической нагрузки. Вариация из упражнений направленная на координацию, равновесие и выносливость. Вариация из упражнений на растяжку, подвижность связок и суставов. Выполнение основных шагов и композиции с использованием 2-4 танцевальных элементов Основной шаг Основные шаги