Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Рассмотрено Экспертно-методическим советом протокол № 1 от 29.08.2022 г. Председатель_______________А.С.Лисина УТВЕРЖДЕНО приказом И.о.директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 01.09.2022 № 240-од _____________________Е.В.Сергеева Вокальная студия «Сольвейг» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 6 до 18 лет, срок реализации – 4 года художественная направленность Автор-составитель: Павлова Антонина Викторовна педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории Екатеринбург 2022 Пояснительная записка. Вокальное искусство – популярный вид музыкального исполнительства. Об исключительных возможностях воздействия классической вокальной музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к классическому вокальному искусству способствует воспитание нравственноэстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к академическому певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Сольвейг», по содержанию является художественной, по форме организации – групповая, по времени реализации – 4 года. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 2 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». При разработке программы были использованы следующие материалы: дополнительная общеобразовательная программа вокального ансамбля «Веснушки» (автор Трубач Оксана Андреевна, г. Салехард) и образовательная программа «Вокальный ансамбль» (автор Проняева Е.А., г.Тула). Актуальность. В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, занятия вокальным исполнительством решают немаловажную задачу оздоровительную. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них застойных явлений, что очень важно, в особенности для растущего организма. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь, исправляет речевые дефекты. Занятия вокалом улучшают общее психоэмоциональное состояние воспитанников, т.к. во время вокальной тренировки мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, дающее прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Программа «Вокальная студия «Сольвейг» направлена на формирование и развитие общих и творческих способностей детей, в частности, логического мышления, памяти, внимания, коммуникативных компетенций, умения работать в команде, культуры публичного выступления. Программа нацелена на выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также 3 удовлетворение индивидуальных потребностей в занятиях искусством и творческой самореализации. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Вокальная студия «Сольвейг» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Вокальная студия «Сольвейг» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом строятся на частой смене деятельности, подключаются танцевальные и игровые элементы. Вследствие чего развиваются вокальные возможности обучающихся, улучшается их эмоциональное состояние, происходит снятие мышечных зажимов, формируется адекватная самооценка, повышается уровень социализации личности в обществе. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является применение проектной технологии для развития интегративных качеств обучающихся, таких как, системность мышления, познавательная активность, умение работать с информацией, умение работать в творческом коллективе, ответственность. Таким образом, развитие вокальных данных органично сочетается с личностным развитием. Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся с 6 до 18 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. 4 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Сольвейг» является разноуровневой и построена в соответствии с уровнями сложности: 1 год обучения – стартовый уровень, используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность предлагаемого для освоения содержания программы минимальная. На данном уровне происходит развитие слуха, получение начальных навыков владения голосовым аппаратом, сольное и ансамблевое пение 2-3 год обучения – базовый уровень, используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. На этом уровне происходит закрепление и дальнейшее развитие вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение (двухголосие). 4 год обучения – продвинутый уровень, используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне происходит совершенствование вокальных навыков, сольное и ансамблевое пение, освоение проектной технологии. Организация образовательного процесса Занимаясь по дополнительной общеобразовательной программе «Вокальная студия «Сольвейг», обучающиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед публикой. Последовательность освоения программного материала определяется в зависимости от уровня подготовки обучающихся и их индивидуальных особенностей. Освоение проектной деятельности на четвёртом году обучения способствует личностному росту воспитанников и развитию таких важных качеств как креативность, ответственность, коммуникативность. Раздел «Ансамбль» предназначен для детей базового и продвинутого уровня, обладающих хорошими вокальными данными, имеющих стойкую мотивацию к занятиям, что выявляется в ходе педагогического наблюдения и педагогического мониторинга, и готовых перейти к более сложным творческим задачам, которые реализуются в ансамбле. Ансамблевая группа ‒ это группа переменного состава, которая участвует в концертах, конкурсах и фестивалях, что предполагает получение дополнительного сценического опыта и достижение более качественного вокального исполнения. Практические занятия вокальным исполнительством строятся по следующей схеме: 5 1. Разогрев вокального аппарата (несколько дыхательных упражнений; небольшие «попевки» в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный «о», «а»). 2. Работа над правильным вокальным формированием звука (пение на одной ноте различных слогов: «ми», «мэ», «ма», «мо», «му» для сглаживания разницы в произношении гласных звуков; небольшие «попевки» с использованием различных слогов с транспонированием их на различную высоту). 3. Исполнение вокального произведения (варианты упражнений, «попевок» могут быть разнообразными). Одно из важных средств вокального развития и воспитания заключается в том, что для разучивания берётся не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, «кантиленными» и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность. Возрастные особенности обучающихся. Для каждого возрастного периода подбирается свой репертуар, так для детей 6-10 лет, когда певческий аппарат ещё неокрепший, выбираются детские и народные песни небольшого диапазона, с понятным для детей смысловым содержанием. Детей в этом возрасте отличает подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем, неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Обучающиеся в возрасте от 11 до 15 лет вступают в пору голосовой мутации, что требует чуткости к изменениям в тембре голоса и осторожности в выборе репертуара, чтобы не перенапрячь голосовой (певческий) аппарат. Особенно меняются голоса у мальчиков, что выражается в осиплости тембра, потере высоких нот диапазона. Ранний подростковый период характеризуется частой сменой настроения, повышенной чувствительностью к критике, желанием самоутвердиться. Неудача вызывает у воспитанников резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте обучающиеся нуждаются в эмоциональной поддержке педагога и родителей. В возрасте 16-18 лет обучающиеся способны управлять голосом, овладеть нюансировкой, воспринимать лирику. Юношеский возраст, по сравнению с подростковым, характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции, более осознанным подходом к занятиям. Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. Принципы формирования учебных групп. Набор в творческий коллектив осуществляется без специальной подготовки. Количество детей в каждой группе - 12 -15 человек. Концертмейстер. Занятия в вокальной студии «Сольвейг» сопровождает профессиональный музыкант, концертмейстер. 1 год обучения –144ч., 2-4 год обучения -216ч. Режим занятий. 6 Для 1 года обучения Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч., что составляет 144 ч. в год. Для 2 - 4 года обучения 2 раза в неделю по 2 ч. групповые занятия и 1 раз в неделю 2 часа – занятия группы переменного состава по разделу «Ансамбль» . Общий объем часов по ДООП ‒ 792 часа. Формы обучения стартового, базового и продвинутого уровней: индивидуально-групповая, групповая, фронтальная. Виды занятий стартового уровня: практическое занятие, занятиеконцерт, репетиция. Виды занятий базового уровня: практическое занятие, занятие-концерт, репетиция, культурно - досуговая деятельность. Виды занятий продвинутого уровня: практическое занятие, занятиеконцерт, репетиция, культурно - досуговая деятельность, творческий отчёт, концертная деятельность, проектная деятельность. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы для стартового уровня: фронтальный опрос, практическое занятие, прослушивание, просмотр, контрольные упражнения, итоговое занятие, концерт. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы для базового уровня: практическое занятие, тест, прослушивание, просмотр, контрольные упражнения, итоговое занятие, фронтальный опрос, зачет, концерт. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы для продвинутого уровня: практическое занятие, прослушивание, контрольные упражнения, фронтальный опрос, самостоятельная работа, зачет, защита проекта, концерт. Формы и методы обучения. Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Также могут быть использованы следующие формы обучения: занятия – концерт; репетиции; творческие отчеты; концертная деятельность; культурно-досуговая деятельность; проектная деятельность. Для достижения поставленной цели и реализации задач изучаемого курса используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический (освоение певческих навыков); частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 7 Программа опирается на принципы и подходы, описанные в основах вокальной методики Л. Дмитриева. Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие: свободно петь на всём диапазоне; петь на длинном дыхании; уверенно держать свою партию в многоголосных произведениях; испытывать потребность к певческой деятельности; обучить музыкальной терминологии и средствам музыкальной выразительности; Развивающие: развивать этические чувства, доброжелательность, эмоциональнонравственную отзывчивость; способность сопереживать чувствам других людей посредством знакомства с музыкальным искусством различных национальных традиций, стилей, эпох; способствовать развитию интегративных качеств обучающихся, таких как, системность мышления, познавательная активность, умение работать с информацией, умение работать в творческом коллективе; способствовать развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма. Воспитательные: способствовать формированию устойчивого интереса к вокальноисполнительской культуре; способствовать развитию умения ставить цель, находить пути решения, достигать цели; способствовать развитию креативности, умению взаимодействовать в коллективе при работе над общим проектом. Цель стартового уровня – знакомство с вокальным искусством и приобретение начальных музыкальных навыков. Задачи обучения по программе стартового уровня (1 года обучения): Обучающие: 8 научить петь чисто, на дыхании; научить петь в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением инструмента, фонограммы; научить основам вокальной техники; научить петь вокальные упражнения, музыкальные произведения; научить передавать характер музыки; научить воспроизводить голосом простые интервалы; научить воспринимать на слух лад в произведениях; научить слышать свою партию. Развивающие: развивать навыки взаимодействия в коллективе; способствовать развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма. развивать навыки внимания и слушания. Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей, ответственность за творческий результат; Цель базового уровня – развитие творческих способностей обучающихся, формирование практических умений и исполнительских навыков. Задачи обучения по программе 2 - 3 года обучения базового уровня: Обучающие: обучить музыкальной терминологии и средствам музыкальной выразительности; научить на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук, свободно петь в среднем диапазоне; научить петь на цепном дыхании; научить брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; научить петь чистым естественным звуком, выразительно, осмысленно; научить петь чисто и слаженно двухголосные песни; научить делать исполнительский анализ; научить петь под фонограмму в группе и 2-голосные произведения. Развивающие: развивать этические чувства, доброжелательность, эмоциональнонравственную отзывчивость; способность сопереживать чувствам других людей посредством знакомства с музыкальным искусством различных национальных традиций, стилей, эпох; Воспитательные: формировать чувство вкуса, оценочного музыкального мышления; развитие аналитических навыков; развитие наблюдательности, внимания и концентрации; 9 научить правилам охраны голоса в предмутационный период; научить соблюдать правила при пении (певческую установку); научить слуховому самоконтролю и контролю над речевым аппаратом; научить преодолевать мышечные зажимы. Цель продвинутого уровня – формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Задачи обучения по программе 4 года обучения продвинутого уровня: Обучающие: научить понимать индивидуальные особенности своего голосового аппарата; научить определять тип голоса; обучить приёмам и упражнениям для улучшения качества звучания. научить свободно петь на всём диапазоне; научить петь на длинном дыхании; научить уверенно держать свою партию в многоголосных произведениях; научить подготавливать и защищать проект; испытывать потребность к певческой деятельности; обладать артистической смелостью, непосредственностью самостоятельностью, сценическими навыками. Развивающие: способствовать развитию интегративных качеств обучающихся, таких как, системность мышления, познавательная активность, умение работать с информацией, умение работать в творческом коллективе; способствовать развитию навыков организации и самоорганизации работы на занятиях и дома; способствовать формированию чувства долга, ответственности, самоконтроля; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Воспитательные: способствовать формированию устойчивого интереса к вокальноисполнительской культуре; способствовать развитию умения ставить цель, находить пути решения, достигать цели; способствовать развитию креативности, умению взаимодействовать в коллективе при работе над общим проектом. Календарный учебный график Комплектование Реализация Праздничные Зимние 10 Промежуточн Летние групп ДООП дни каникулы ая/итоговая аттестация каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. 10.05. - 30.05. 01.06. 31.08. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный план Название 1 г/о Вокальная студия «Сольвейг» Ансамбль Количество часов по годам обучения 2 г/о 3 г/о 4 г/о 144 144 144 144 72 72 72 Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по ТБ. Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п 1. 2. 2.1 2.2 Количество часов Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Раздел 1. Развитие слуха Упражнение на координацию слуха и голоса Понятие унисона и пение в унисон всего теория практика 1 1 - 1 1 - 10 10 10 1 11 9 Формы аттестации/ контроля Опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Фронтальный опрос, практическая работа, контрольные упражнения, прослушивание, 3. 3.1 3.2 Раздел 2. Постановка голоса Знакомство с диафрагмальным дыханием, певческой позицией Овладение певческими навыками. Работа над голосоведением. 20 1 19 2 1 1 10 5 5 20 - 20 10 5 5 42 Раздел 3. Развитие чувства ритма Упражнения и музыкальные игры на развитие чувства 15 ритма 11 31 5 10 15 5 10 1 1 - 10 - 10 11 1 10 Упражнения на развитие певческих навыков. 3.3 3.4 4. 4.1 5. 5.1 5.2 6. 6.1 6.2 7 7.1 7.2 8. 8.1 Работа с вокальным произведением. Раздел 4. Резонаторы Виды резонаторов Комплекс упражнений на развитие резонаторов Раздел 5. Сценическая речь Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции Фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, Практическая работа, прослушивание, зачёт Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, Фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, Фронтальный опрос 5 5 10 - 10 15 Раздел 6. Сценическое движение Основные элементы 10 сценического движения Комплекс упражнений на формирование пластической 10 выразительности вокалиста 20 Раздел 7. Концертная деятельность Подготовка и репетиции 18 5 10 5 5 - 10 5 15 18 12 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, Практическая работа, просмотр Практическая работа, просмотр Практическая работа, концертных номеров 8.2 Концертное выступление Итого часов 2 20 144 28 2 20 116 просмотр, прослушивание, итоговое занятие Концерт СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Раздел 1. Развитие слуха. Упражнения на координацию слуха и голоса. Поступенное движение вверх и вниз. Простые интервалы. Понятие унисона и пение в унисон. Теория: объяснить значение термина. Практика: упражнения на достижение унисона. Раздел 2. Постановка голоса. Знакомство с диафрагмальным дыханием, певческой позицией. Теория: дать понятие о певческой позиции и диафрагмальном дыхании. Практика: упражнения на формирование певческой позиции и диафрагмальное дыхание. Овладение певческими навыками. Работа над ровностью звука. Теория: дать понятие о певческих навыках и ровности звука Практика: комплекс упражнений на формирование вокальных навыков и ровность звука. Развитие певческих навыков. Практика: работа над певческими навыками с помощью специализированного комплекса упражнений. Работа с вокальным произведением. Практика: отработка изученного материала на примере вокального произведения. Выразительность исполнения. Работа над закреплением технических навыков и освоением вокального репертуара. Обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству. Раздел 3. Развитие чувства ритма. Теория: понятие чувства ритма. Практика: упражнения и музыкальные игры на развитие чувства ритма. Раздел 4. Резонаторы. Виды резонаторов. Теория: дать представление о видах резонаторов. 13 Практика: ощутить работу резонаторов с помощью специального комплекса упражнений. Комплекс упражнений на развитие резонаторов. Практика: дать комплекс упражнений на развитие головного и грудного резонаторов. Раздел 5. Сценическая речь. Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения. Теория: дать понятие о дикции и артикуляции и их значении в вокальной работе. Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции. Практика: комплекс упражнений для развития четкой дикции и артикуляции (чтение скороговорок, стихов, проговаривания текста вокального произведения). Раздел 6. Сценическое движение. Основные элементы сценического движения. Теория: Знакомство с элементами сценического движения. Дать представление о культуре поведения на сцене. Практика: показ сценического движения во время исполнения вокального произведения. Комплекс упражнений на формирование пластической выразительности вокалиста. Традиция классического академического пения предполагает сдержанность в использовании сценических движений, так как основное средство выразительности для классических певцов – голос. Но для качественного звучания голоса необходимы подготовительные упражнения, связанные со снятием мышечных зажимов и напряжения в теле певца, постановкой корпуса, опорой. Раздел 7. Концертная деятельность. Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений, проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка концертных номеров в условиях сцены. Разучивание музыкального и поэтического текстов. Работа над вокальной партией. Выразительность исполнения. Работа с микрофоном. Подготовка отчётного концерта по итогам учебного года. Учебный (тематический) план 2 год обучения Количество часов № п/п 1 Наименование раздела, темы всего теория 1 1 Вводное занятие. Инструктаж 14 практи ка - Формы аттестации/ контроля Опрос по технике безопасности 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 1 Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание и певческую позицию 8 8 8 8 Овладение певческими навыками. Работа над ровностью звука. Развитие певческих навыков 8 - 8 8 - 8 Перенос приобретенных навыков в работу над произведениями 32 3 3.1 3.2 Раздел 2. Регистры Регистровое различие мужского, женского и детского голоса 2 2 4.2 - Овладение приемами сглаживания регистров 7 5 2 Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 5 Раздел 3. Резонаторы Виды резонаторов 2 2 - 5 - 5 Комплекс упражнений на развитие резонаторов 15 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, педагогический мониторинг 32 5 4 4.1 - Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 5 5.1 Раздел 4. Вокальная техника Способы звуковедения 7 2 5 2 2 - 10 - 10 10 - 10 22 2 20 Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса 5.2 Комплекс упражнений диапазона и силы голоса 5.3 6 6.1 6.2 Раздел 5. Сценическая речь Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения 5 5 Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции 8 8 7 13 5 Раздел 6. Работа с вокальными произведениями Знакомство и разучивание вокальных произведений. 8 17 4 13 17 4 13 6 2 4 7.1 Проработка вокальных сложностей 7.2 7.3 Работа над образом и художественным воплощением 16 Практическая работа, тест Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, опрос, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, опрос, педагогический мониторинг 40 8 8.1 8.2 9. 20 10.1 30 20 Концертные выступления 2 22 Итого часов 144 22 Ансамбль Раздел 8. Овладение навыками ансамблевого пения Работа над красотой и стройностью звучания 9.1 10. 10 Раздел 7. Концертная деятельность Подготовка и репетиции концертных номеров 14 0 14 Раздел 9. Работа над музыкальными произведениями Разучивание вокальных произведений 14 - 2 22 120 14 14 14 10 4 14 2 12 14 2 12 56 14 42 2 - 2 2 - 2 Проработка сложностей 10.3 Воплощение сценического образа 10.4 11. 11.1 Раздел 10. Концерты и конкурсы Концертные или конкурсные выступления 17 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 14 Смысловой разбор текста 10.2 Практическая работа, просмотр, прослушивание, педагогический мониторинг, итоговое занятие Концерт Практическая работа, фронтальный опрос, зачёт Практическая работа, фронтальный опрос, Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Фронтальный опрос, практическая работа, прослушивание, просмотр Концерт или конкурс Итого часов 72 15 57 СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Раздел 1. Постановка голоса. Диафрагмальное дыхание, певческая позиция. Практика: упражнения на формирование певческой позиции и диафрагмального дыхания. Овладение певческими навыками. Работа над ровностью звука. Практика: комплекс упражнений на формирование вокальных навыков и ровность звука. Развитие певческих навыков. Практическая работа над певческими навыками с помощью специализированного комплекса упражнений. Перенос приобретенных навыков в работу над произведениями Практическая отработка изученного материала на примере вокального произведения. Раздел 2. Регистры. Регистровое значение мужского, женского и детского голоса. Теория: дать сравнительную характеристику регистрового значения мужского, женского и детского голосов. Овладение приемами сглаживания регистров Практика: комплекс упражнений на сглаживание регистров. Раздел 3. Резонаторы. Виды резонаторов. Теория: дать представление о видах резонаторов Комплекс упражнений на развитие резонаторов. Практика: ощутить работу резонаторов с помощью специального комплекса упражнений. Раздел 4. Вокальная техника. Способы звуковедения. Теория: дать представление о способах звуковедения. Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса. Практика: упражнения для отработки подвижности голоса. Комплекс упражнений на развитие силы и диапазона голоса Практика: упражнения на развитие силы и диапазона голоса. Раздел 5. Сценическая речь. Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения. 18 Теория: дать понятие о дикции и артикуляции и их значении в вокальной работе. Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции. Практика: комплекс упражнений для развития четкой дикции и артикуляции (чтение скороговорок, стихов, проговаривания текста вокального произведения). Раздел 6. Работа с вокальными произведениями. Знакомство и разучивание вокальных произведений. Теория: ознакомление с вокальным произведением. Практика: разучивание текста и музыкального материала. Работа над вокальным произведением. Проработка проблемных мест. Проработка вокальных сложностей. Теория: объяснить приёмы по преодолению конкретных сложностей. Практика: применить на практике полученные знания. Работа над образом и художественным воплощением. Теория: обсуждение характера исполняемого произведения, поэтического замысла и композиторского решения. Практика: воплощение художественного образа с помощью музыкальной нюансировки и элементов сценического движения, работа над выразительностью исполнения. Раздел 7. Концертная деятельность. Подготовка и репетиции концертных номеров. Практика: отбор и проработка концертных номеров, репетиции на сцене Концертные выступление. Практика: подготовка отчётного концерта по итогам учебного года. Ансамбль. Раздел 1. Овладение навыками ансамблевого пения. Работа над красотой и стройностью звучания. Практика: упражнения на нахождение баланса, красоты и стройности звучания ансамбля Раздел 2. Работа над музыкальным произведением Разучивание вокального произведения. Практика: знакомство с произведением, прослушивание, освоение музыкального материала Смысловой разбор текста. Теория: работа с текстом, разбор непонятных выражений, выявление темы, основной мысли и проблематики текста. Проработка сложностей. Теория: выявление мест в вокальном произведении, вызывающих у учащихся затруднения, например, сложный мелодический или ритмический рисунок. Практика: отработка проблемных мест. Воплощение сценического образа Теория: обсуждение замысла композитора, музыкальных нюансов. Практика: работа над сценическими движениями и общей выразительностью исполнения. 19 Раздел 3. Концерты и конкурсы. Практика: концертные или конкурсные выступления, с целью получить навык держаться на сцене и научиться справляться с поставленной задачей в условиях стресса. Учебный (тематический) план 3 год обучения Количество часов № п/п Наименование раздела, темы 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 2.1 2.2 2.3 2.4 контроля всего теория практика 1 1 - 1 1 - Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание и певческую позицию Упражнения на закрепление и дальнейшее развитие певческих навыков.. 10 10 10 10 Работа над красотой и свободой звучания Перенос приобретенных навыков в работу над произведениями 10 - 10 10 - 10 40 3 3.1 Формы аттестации/ Раздел 2. Развитие слуха Упражнения на развитие слуха и чистоту интонации Фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 40 10 10 20 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический 3.2 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 6 6.1 Упражнения на овладение навыком пения двухголосия 10 10 20 20 Раздел 3. Вокальная техника Способы звуковедения Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса Комплекс упражнений на развитие диапазона и силы голоса Раздел 4. Сценическая речь Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции 10 6 4 10 - 10 10 - 10 30 6 24 10 - 14 4 Раздел 5. Работа с вокальными произведениями Знакомство и разучивание вокальных произведений. 4 10 10 6.3 Работа над образом и 6 10 4 6 7 2 5 21 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 10 Проработка вокальных сложностей 6.2 Практическая работа, фронтальный опрос, тест Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Фронтальный опрос, педагогический мониторинг 4 4 мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Фронтальный опрос, практическая работа, прослушивание, зачёт, педагогический мониторинг Практическая работа, фронтальный опрос, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Фронтальный опрос, художественным воплощением 7 27 Раздел 6. Концертная деятельность Подготовка и репетиции концертных номеров 7.1 7.2 Концертные выступления Итого часов 8. практическая работа, педагогический мониторинг 10 10 10 2 12 144 2 12 123 9.1 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг, зачёт Концерт 21 Ансамбль Раздел 7. Овладение навыками ансамблевого пения Работа над красотой и стройностью звучания 8.1 9. 17 14 0 14 Раздел 8. Работа над музыкальными произведениями Разучивание вокальных произведений 14 - 14 14 14 Смысловой разбор текста 9.2 14 10 4 14 2 12 14 2 12 56 14 42 2 - 2 2 - 2 Проработка сложностей 9.3 Воплощение сценического образа 9.4 10. 10.1 Раздел 9. Концерты и конкурсы Концертные или конкурсные выступления 22 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, фронтальный опрос, зачёт Практическая работа, фронтальный опрос, Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Фронтальный опрос, практическая работа, прослушивание, просмотр Концерт или конкурс Итого часов 72 15 57 СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажа по технике безопасности. Раздел 1. Постановка голоса. Упражнения на дыхание и певческую позицию. Практика: дыхательные упражнения и упражнения на закрепление певческой позиции. Упражнения на закрепление и дальнейшее развитие певческих навыков. Практика: комплекс упражнений на закрепление и дальнейшее развитие вокальных навыков. Работа над красотой и свободой звучания. Практика: снятие мышечных горловых зажимов с помощью специализированного комплекса упражнений. Работа над выявлением красоты тембра. Перенос приобретенных навыков в работу над произведениями. Практика: отработка изученного материала на примере вокального произведения. Раздел 2. Развитие слуха. Упражнения на развитие слуха и чистоту интонации. Практика: комплекс упражнений с использованием интонационно сложных попевок и интервалов. Упражнения на овладение навыком пения двухголосия. Практика: пение простых двухголосных попевок, мелодий, народных песен. Раздел 3. Вокальная техника. Способы звуковедения. Теория: повторить способы звуковедения. Практика: упражнения на разные способы звуковедения. Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса. Практика: упражнения для отработки подвижности голоса. Комплекс упражнений на развитие силы и диапазона голоса Практика: упражнения на развитие силы и диапазона голоса. Раздел 4. Сценическая речь. Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения. Теория: понятие о важности дикции и артикуляции и их значении в вокальной работе. Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции. Практика: комплекс упражнений для развития четкой дикции и артикуляции (чтение скороговорок, стихов, проговаривания текста вокального произведения). Раздел 5. Работа с вокальными произведениями. 23 Знакомство и разучивание вокальных произведений. Теория: ознакомление с вокальным произведением Практика: разучивание текста и музыкального материала. Работа над вокальным произведением. Проработка проблемных мест. Проработка вокальных сложностей. Теория: объяснить приёмы по преодолению конкретных сложностей. Практика: применить на практике полученные знания. Работа над образом и художественным воплощением. Теория: обсуждение характера исполняемого произведения, поэтического замысла и композиторского решения. Практика: воплощение художественного образа с помощью музыкальной нюансировки и элементов сценического движения, работа над выразительностью исполнения. Раздел 6. Концертная деятельность. Подготовка и репетиции концертных номеров Практика: отбор и проработка концертных номеров, репетиции на сцене. Концертные выступление. Практика: подготовка отчётного концерта по итогам учебного года. Ансамбль. Раздел 7. Овладение навыками ансамблевого пения. Работа над красотой и стройностью звучания. Практика: упражнения на нахождение баланса, красоты и стройности звучания ансамбля Раздел 8. Работа над музыкальным произведением Разучивание вокального произведения. Практика: знакомство с произведением, прослушивание, освоение музыкального материала Смысловой разбор текста. Теория: работа с текстом, разбор непонятных выражений, выявление темы, основной мысли и проблематики текста. Проработка сложностей. Теория: выявление мест в вокальном произведении, вызывающих у учащихся затруднения, например, сложный мелодический или ритмический рисунок. Практика: отработка проблемных мест. Воплощение сценического образа Теория: обсуждение замысла композитора, музыкальных нюансов. Практика: работа над сценическими движениями и общей выразительностью исполнения. Раздел 9. Концерты и конкурсы. Практика: концертные или конкурсные выступления, с целью получить навык держаться на сцене и научиться справляться с поставленной задачей в условиях стресса. Учебный (тематический) план 24 4 год обучения Количество часов № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности всего теория практика 1 1 - 1 1 - Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание и певческую позицию 10 10 10 10 Упражнения на закрепление и дальнейшее развитие певческих навыков. Работа над красотой и свободой звучания 10 - 10 10 - 10 Перенос приобретенных навыков в работу над произведениями 41 3 3.1 3.2 Формы аттестации/ Фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 40 Раздел 2. Развитие слуха Упражнения на развитие слуха и чистоту интонации Упражнения на развитие навыков пения двухголосия контроля 10 10 10 10 25 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 20 61 4 4.1 20 Раздел 3. Вокальная техника Способы звуковедения 10 5 5 10 - 10 10 - 10 30 91 5 25 Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса 4.2 Комплекс упражнений диапазона и силы голоса 4.3 5 5.1 Раздел 4. Сценическая речь Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции 5 6 - 5 96 Раздел 5. Работа с вокальными произведениями Знакомство и разучивание вокальных произведений. 6.1 5 10 2 8 10 2 8 26 Практическая работа, фронтальный опрос, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 5 Проработка вокальных сложностей 6.2 Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Самостоятельная работа, фронтальный опрос, практическая работа, прослушивание, педагогический мониторинг, зачёт Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 6.3 7 Работа над образом и художественным воплощением 8 28 124 Раздел 6. Проектная деятельность Работа над проектом 7.1 10 2 6 6 22 2 Практическая работа, фронтальный опрос, прослушивание, педагогический мониторинг Практическая работа, самостоятельная работа, прослушивание, педагогический мониторинг Практическая работа, защита проекта 8 Защита проекта 7.2 8 2 12 136 Раздел 7. Концертная деятельность Подготовка и репетиции концертных номеров 8.1 8.2 9. 2 6 10.1 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг, зачёт Концерт 6 Концертные выступления 2 2 8 8 144 Итого часов 144 14 130 Ансамбль Раздел 8. Овладение навыками ансамблевого пения Работа над красотой и стройностью звучания 9.1 10. 10 122 2 14 0 14 Раздел 9. Работа над музыкальными произведениями Разучивание вокальных произведений 14 - 14 14 14 Смысловой разбор текста 10.2 14 27 10 Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг 4 Практическая работа, фронтальный опрос, зачёт Практическая работа, фронтальный опрос, Проработка сложностей 10.3 14 2 12 14 2 12 56 14 42 2 - 2 2 72 15 2 57 Воплощение сценического образа 10.4 11. 11.1 Раздел 10. Концерты и конкурсы Концертные или конкурсные выступления Итого часов Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения, педагогический мониторинг Фронтальный опрос, практическая работа, прослушивание, просмотр Концерт или конкурс СОДЕРЖАНИЕ 4 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Раздел 1. Постановка голоса. Упражнения на дыхание и певческую позицию. Практика: дыхательные упражнения и упражнения на закрепление певческой позиции. Упражнения на закрепление и дальнейшее развитие певческих навыков. Практика: комплекс упражнений на закрепление и дальнейшее развитие вокальных навыков. Работа над красотой и свободой звучания. Практика: снятие мышечных горловых зажимов с помощью специализированного комплекса упражнений. Работа над выявлением красоты тембра. Перенос приобретенных навыков в работу над произведениями. Практика: отработка изученного материала на примере вокального произведения. Раздел 2. Развитие слуха. Упражнения на развитие слуха и чистоту интонации. Практика: комплекс упражнений с использованием интонационно сложных попевок и интервалов. Упражнения на развитие навыков пения двухголосия . Практика: пение двухголосных попевок, мелодий, народных песен. Раздел 3. Вокальная техника. Способы звуковедения. Теория: повторить способы звуковедения. 28 Практика: упражнения на разные способы звуковедения. Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса. Практика: упражнения для отработки подвижности голоса. Комплекс упражнений на развитие силы и диапазона голоса Практика: упражнения на развитие силы и диапазона голоса. Раздел 4. Сценическая речь. Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения. Теория: понятие о важности дикции и артикуляции и их значении в вокальной работе. Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции. Практика: комплекс упражнений для развития четкой дикции и артикуляции (чтение скороговорок, стихов, проговаривания текста вокального произведения). Раздел 5. Работа с вокальными произведениями. Знакомство и разучивание вокальных произведений. Теория: ознакомление с вокальным произведением. Практика: разучивание текста и музыкального материала. Работа над вокальным произведением. Проработка проблемных мест. Проработка вокальных сложностей. Теория: объяснить приёмы по преодолению конкретных сложностей. Практика: применить на практике полученные знания. Работа над образом и художественным воплощением. Теория: обсуждение характера исполняемого произведения, поэтического замысла и композиторского решения. Практика: воплощение художественного образа с помощью музыкальной нюансировки и элементов сценического движения, работа над выразительностью исполнения. Раздел 6. Проектная деятельность. Работа над проектом. Теория: составление плана по подготовке проекта. Практика: подготовка проекта. Защита проекта. Практика: показ проекта. Раздел 7. Концертная деятельность. Подготовка и репетиции концертных номеров. Практика: отбор и проработка концертных номеров, репетиции на сцене. Концертные выступление. Практика: подготовка отчётного концерта по итогам учебного года. Ансамбль. Раздел 8. Овладение навыками ансамблевого пения. Работа над красотой и стройностью звучания. Практика: упражнения на нахождение баланса, красоты и стройности звучания ансамбля Раздел 9. Работа над музыкальным произведением Разучивание вокального произведения. 29 Практика: знакомство с произведением, прослушивание, освоение музыкального материала Смысловой разбор текста. Теория: работа с текстом, разбор непонятных выражений, выявление темы, основной мысли и проблематики текста. Проработка сложностей. Теория: выявление мест в вокальном произведении, вызывающих у учащихся затруднения, например, сложный мелодический или ритмический рисунок. Практика: отработка проблемных мест. Воплощение сценического образа Теория: обсуждение замысла композитора, музыкальных нюансов. Практика: работа над сценическими движениями и общей выразительностью исполнения. Раздел 10. Концерты и конкурсы. Практика: концертные или конкурсные выступления, с целью получить навык держаться на сцене и научиться справляться с поставленной задачей в условиях стресса. 30 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Обучающиеся 1 года обучения. Метапредметные результаты: имеют развитые музыкальный слух, музыкальную память, чувства метроритма. Личностные результаты: имеют развитые навыки взаимодействия в коллективе; имеют развитые навыки внимания и слушания. Предметные результаты: петь чисто, на дыхании; петь в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением инструмента, фонограммы; знают основы вокальной техники; петь вокальные упражнения, музыкальные произведения; передавать характер музыки; воспроизводить голосом простые интервалы; воспринимать на слух лад в произведениях; слышать свою партию. Обучающиеся 2-3 года обучения. Метапредметные результаты: имеют развитое чувство вкуса, оценочного музыкального мышления; имеют развитые аналитические навыки; имеют развитые навыки наблюдательности, внимания и концентрации; знают правила охраны голоса в предмутационный период; знают и соблюдают правила при пении (певческую установку); имеют развитые навыки слухового самоконтроля и контролю над речевым аппаратом; имеют навыки преодоления мышечных зажимов. Личностные результаты: имеют развитые этические чувства, доброжелательность, эмоциональнонравственную отзывчивость; способность сопереживать чувствам других людей посредством знакомства с музыкальным искусством различных национальных традиций, стилей, эпох; эстетические потребности, ценности и чувства. Предметные результаты: владеют музыкальной терминологией и средствами музыкальной выразительности; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук, свободно петь в среднем диапазоне; петь на цепном дыхании; 31 брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; петь чистым естественным звуком, выразительно, осмысленно; петь чисто и слаженно двухголосные песни; делать исполнительский анализ; петь под фонограмму в группе и 2-голосные произведения. Выпускники 4 года обучения. Метапредметные результаты: сформированный устойчивый интерес к вокально-исполнительской культуре. Личностные результаты: сформированный навык организации и самоорганизации работы на занятиях и дома; сформированное чувство долга, ответственности, самоконтроля; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, научатся не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Предметные результаты: понимают индивидуальные особенности своего голосового аппарата; определять тип голоса; владеют приёмами и упражнениями для улучшения качества звучания. свободно петь на всём диапазоне; петь на длинном дыхании; уверенно держать свою партию в многоголосных произведениях; подготавливать и защищать проект; испытывать потребность к певческой деятельности; обладать артистической смелостью, непосредственностью самостоятельностью, сценическими навыками; знать индивидуальные особенности своего голосового аппарата; знать тип голоса; знать приёмы и упражнения для улучшения качества звучания. 32 Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый кабинет для занятий, музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр или аудиомагнитофон, концертные костюмы, костюмерная для хранения костюмов, нотный материал, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах музыкального (вокального) искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Методическое обеспечение программы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Методические рекомендации по основам вокального искусства; 3. Справочная литература; 4. Видеоматериалы; 5. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 6. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания. 7. Сценарии (отчетные концерты, тематические концерты). 33 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Способы определения результативности. Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление образовательным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, опрос; контроль выполнения упражнений; прослушивание на репетициях; анализ выполнения упражнений; анализ проделанной работы; защита творческих проектов; концерт. Основными видами контроля являются: текущий контроль (педагогический опрос, наблюдение, контрольное занятие); промежуточная аттестация (открытый урок, конкурс, концерт, фестиваль, праздник); итоговая аттестация (контроль выполнения упражнений, концерт, конкурс, фестиваль, открытое занятие и др.). Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения какого-либо раздела программного материала и направлена на поддержание дисциплины, выявление отношения к обучению и носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, отмечается отношения обучающегося к занятиям, его старание, прилежность, инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им образовательных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока раз в полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на контрольном уроке (приложение 1). Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года по следующим показателям: взаимодействие в команде, познавательная активность, ответственность, социальная идентичность. При прохождении итоговой аттестации обучающимся необходимо продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проводится в форме открытого занятия или итогового концерта. При проведении итоговой аттестации, учитываются критерии качества подготовки обучающегося, позволяющие определить уровень 34 освоения дополнительной общеобразовательной программы: грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, сформированность устойчивого интереса к музыкальному искусству, исполнительская культура, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, хоровом и ансамблевом исполнительстве. По результатам итоговой аттестации, обучающийся переводится на последующий год обучения. Оценочные материалы. 1. Устные и письменные опросы на занятиях 2. Творческое задание 3. Беседы с обучающимися и их родителями 4. Мониторинг личностных и метапредметных результатов (приложение 2) 35 Список литературы для педагога. 1. Авторские программы дополнительного образования. I часть. - М.: Центральное окружное управление МДО, 1996. 2. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе.М.: просвещение, 1997. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, УГЛИ, 1992 г. 4. Гальперин П.П., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные вопросы возрастной психологии. М., 1978 г. 5. Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам, Москва, 1963 г. 6. Далецкий О. В. Обучение певца - любителя, Москва 1990 г. 7. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., Изд. «Музыка» 1998. 8. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., Изд. «Музыка» 1995. 5. Мелик- Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1991 9. Нисбетт А. Применение микрофонов. - М., 1991. 7. Одарённые дети (концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования). - М., 1998. 10.Руднева А.И. Методическая разработка по учебному курсу «Вокальный ансамбль». - М., 2000. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1993. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М., 1990. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005 5. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007 6. Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007 7. Доливо А. Певец и песня. - М.. 1998. 8. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс,2007 9. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. 10.Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.: Изд. «Современная музыка», 2002. 11. Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002. 12. Песенка и я- верные друзья. Детские песенки на русском и английском языках. Вып.1,2,3. Сост. и русский текст Р.А.Дольниковой 1. 2. 3. 4. 36 13. Сборники песен В.Шаинского, Ген.Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса и др. Ресурсы удалённого доступа 1. Вокальный архив Александра Кондакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.notarhiv.ru/vokal.html 2. Нотный архив Бориса Тараканова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/ Перечень научных рецензируемых журналов 1. Мир культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkultura.ru/ 2. Музыка в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/music/index.php?page=2013 3. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muspalitra.ru/ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Виды контроля Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале учебного Определение уровня развития детей, их Беседа, опрос, тестирование, года творческих способностей прослушивание Текущий контроль В течение всего Определение степени усвоения учащимися учебного года учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Время проведения По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. В конце учебного года или курса обучения Цель проведения опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, прослушивание, концертное выступление. Формы контроля Промежуточный или рубежный контроль Определение степени усвоения учащимися конкурс, концерт, учебного материала. Определение фестиваль, праздник, результатов обучения. творческая работа, опрос, контрольное занятие, открытое занятие, самостоятельная работа. Итоговый контроль Определение изменения уровня развития конкурс, фестиваль, детей, их творческих способностей. праздник, концерт, Определение результатов обучения. творческая работа, открытое Ориентирование учащихся на дальнейшее (в занятие, коллективная том числе самостоятельное) обучение. рефлексия, отзыв, Получение сведений для совершенствования коллективный анализ работ, образовательной программы и методов самоанализ. обучения. 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Мониторинг личностных и метапредметных результатов Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействи е в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 3 4 Проявляется /не проявляется Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Cреднее арифметическое Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме я активность занятия/темы/программы Желание 2. Воспроизводит информацию по итогам узнавать новое учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания ть 2. Своевременно приходит на занятие, другие Проявляется при мероприятия выполнении 3. Доводит начатую работу до конца функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, х заданий, полученного результата. известных, 5. Выполняет взятые обязательства повторяющихся Cреднее арифметическое 1. Принимает правила и традиции группы Социальная идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении 39 5 6 принадлежности важных для группы дел (мероприятий) 4. Положительно высказывается об отношении к к творческому группе, Дворцу. объединению. 5. Положительно оценивает свою роль и место в Убежденность в детском творческом коллективе. собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое Знание репертуара Предметные знания Знание музыкальной терминологии Чистота интонации Музыкальность Вокальные навыки Артистизм Среднее арифметическое Предметные умения 40 РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Сольвейг» 1 год обучения № Название п/п произведения 1. «Песенка мамонтёнка» 2. «Дождь пойдёт по улице» 3. «Дельфины» 4. «Колыбельная медведицы» Автор (-ы) произведения (обработки) Муз. В.Шаинского, сл. Д.Непомнящей Муз.В.Шаинского, слова С.Козлова Музыка В.Шаинского, слова С.Козлова. «Облака» 6. «Кабы не было зимы» Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина. «Песня друзей» Музыка Г.Гладкова, слова, Энтина. 8. «Катюша» 9. «Три танкиста» 10. «Антошка» Музыка М.Блантера, слова М. В. Исаковского Музыка бр. Покрасс, слова Б.Ласкина Музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина Возрастная Кол-во Сроки группа участников выполнения Песня о маме 7-9 лет 10-15 1 мес Песня о весне 7-9 лет 10-15 1 мес 7-9 лет 10-15 1 мес 7-9 лет 10-15 1 мес Природа 7-9 лет 10-15 1 мес Зима 7-9 лет 10-15 1 мес Дружба 7-9 лет 10-15 1 мес Военная 7-9 лет 10-15 1 мес Военная 7-9 лет 10-15 1 мес Шуточная 7-9 лет 10-15 1 мес Музыка Песня о М.Минкова, слова дельфинах О. Анофриева Музыка Е.Крылатова, Природа, слова Ю.Яковлева зима. 5. 7. Тематика 41 2 год обучения № п/п Название произведени я 1. «Дорогою добра» 2. «Прекрасное далёко» 3. 4. «Песня о волшебном цветке» «Зима» 5. «Лесной олень» 6. «Мы дружим с музыкой» 7. «Спасибо, музыка» 8. «Колыбельна я» 9. «Землянка» 10. «Тоска по весне» Автор (-ы) произведения (обработки) Музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина Муз.Е.Крылатов а, слова Ю. Энтина Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцко вского Музыка Ц.Кюи, слова Г. Баратынского Музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина. Музыка Й. Гайдна, слова П.Синявского. Музыка М Минкова, слова Д.Иванова. Музыка М.Блантера, слова М. В. Исаковского Музыка К. Листова, слова А.Суркова Музыка В.А.Моцарт, Слова Овербек Перевод Т. Сикорской Тематика Возрастная группа Кол-во участников Сроки выполнения Песня о добре 10-14 лет 10-15 1 мес Песня о будущем 10-14 лет 10-15 1 мес Песня из кинофильм а 10-14 лет 10-15 1 мес Природа, зима. 10-14 лет 10-15 1 мес Природа 10-14 лет 10-15 1 мес О музыке 10-14 лет 10-15 1 мес О музыке 10-14 лет 10-15 1 мес Колыбельн ая 10-14 лет 10-15 1 мес Военная 10-14 лет 10-15 1 мес Весна 10-14 лет 10-15 1 мес 42 3-4 год обучения № п/п 1. Название произведения «Улетай на крыльях ветра» «Не ветер, вея с высоты» Автор (-ы) произведения (обработки) Музыка:А.П. Бородин Муз.: Римский2. Корсаков, слова А.Толстого «Царскосельск Музыка Ц. Кюи, 3. ая статуя» слова А.Пушкина «Три белых Музыка Е. коня» Крылатова, 4. слова: Л. Дербенёва «Я жду чуда» Музыка 5. С.Сиротина. «Алёша» Музыка: Э.Колмановский 6. слова: К. Вашенкин. «Silent Night» Музыка: Franz 7. X. Gruber, слова: Josef Mohr. «Жаворонок» Музыка М.И. 8. Глинка, слова Н. Кукольника «Memory» Музыка Эндрю Ллойда Уэббера, 9. слова: Тревор Нанн «Птички» Старинная 10. французская народная песня Тематика Возрастна я группа Кол-во Сроки участнико выполнени в я 10-15 1 мес Песня о Родине 15-18 лет Песня о любви 15-18 лет 10-15 1 мес Романс 15-18 лет 10-15 1 мес Природа, зима. 15-18 лет 10-15 1 мес Лирика 15-18 лет 10-15 1 мес Военная 15-18 лет 10-15 1 мес Рождество 15-18 лет 10-15 1 мес Природа, животные 15-18 лет 10-15 1 мес Лирика 15-18 лет 10-15 1 мес Шуточная песня 15-18 лет 10-15 1 мес 43