Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Рассмотрено Экспертно-методическим советом протокол № 1 от 29.08.2022 г. Председатель_______________А.С.Лисина УТВЕРЖДЕНО приказом И.о.директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 01.09.2022 № 240-од _____________________Е.В.Сергеева Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 8 до 18 лет, срок реализации – 4 года художественная направленность Автор-составитель: Павлова Антонина Викторовна педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории Екатеринбург 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Деятельность вокальной студии «Сольвейг» ориентирована на формирование у детей общей культуры, художественно-эстетического вкуса, приобщение к лучшим образцам классической музыки. Сольное академическое пение обладает большим воспитательным потенциалом – учит дисциплине, ответственному отношению к своему здоровью, умению распределять время и силы в течение занятия. В ходе работы с вокальным коллективом «Сольвейг» (реализуется программа с 2015 г.) были выявлены дети, отличающиеся высокой мотивацией к занятиям академическим вокалом, творческими способностями, вокальными возможностями, высокой познавательной потребностью. Для таких детей характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания, быстрое усвоение нового музыкального материала, исследовательская активность на занятиях, увлеченность каким-либо из направлений в вокальном искусстве. Они довольно быстро осваивают сложные вокальные произведения, и делают это мастерски и с удовольствием. Принимая за основу «Рабочую концепцию одаренности» Д.Б. Богоявленской, которая обозначает одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, наличие высокой мотивацией к какой-либо деятельности, сформированность ценностных установок – такая группа детей является одаренными. Работа с данной категорией детей заявлена приоритетной на уровне Российской Федерации и дополнительная общеобразовательная программа, учитывающая особенности работы с одаренными детьми, как на уровне содержании, так и на уровне применяемых педагогических приемов, становится актуальной для учреждения дополнительного образования. Программа «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» ‒ одноуровневая, продвинутого уровня сложности, нацелена на развитие деятельностного потенциала обучающихся, их способности быть активным созидателем своей жизни, умения ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и умению нести ответственность за него, развитие исследовательских и проектных навыков. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» – художественная. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного 2 обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». При разработке программы была использована Рабочая концепция одаренности (под редакцией Д. Б. Богоявленской). Актуальность. Работа с одаренными детьми не ограничивается только обучающей функцией. Очень важно достижение воспитательной и развивающей задач. Педагог должен вовремя выявить личностные характеристики, и, в случае необходимости, осуществить их развитие. В соответствии с Рабочей концепцией одаренности (под редакцией Д. Б. Богоявленской), одаренность воспринимается нами как некая интегративная характеристика и «охватывает два аспекта поведения одаренного ребенка»: инструментальный (способы деятельности) и мотивационный 3 (отношение к действительности и своей деятельности). Учитывая, что оценка «конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна, что самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем», особый акцент при разработке программы был уделен индивидуальному подходу, связанному с выявлением и развитием ценностных установок, необходимых для полноценного развития вокальных способностей и для получения интегративного результата. Развитие будет осуществляться с помощью подбора индивидуального комплекса упражнений и особого репертуара, нацеленного на развитие конкретных навыков. Педагогическая целесообразность обусловлена гибкостью индивидуальной работы с одарёнными детьми, нахождением форм и методов, способствующих более полному раскрытию вокальных способностей. Таких, как индивидуальный комплекс упражнений на развитие голоса, подбор вокальных произведений, направленных на приобретение конкретного певческого приема, например, кантилены. Отличительные особенности программы Программа создана на основе авторской общеразвивающей программы для одарённых детей «вокальная студия «Пёрышко», авторы: педагогорганизатор клуба «Бригантина» Лысогорова Н.Е., методист Олару Г.В. (г. Саратов). В отличие от указанной программы срок реализации программы «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» рассчитан на 3 года. Также была использована дополнительная общеобразовательная программа «Вокальное воспитание детей на занятиях по академическому сольному пению», авторы: педагог дополнительного образования Асланова Л.И., концертмейстер Юдин К.П., методист Максимкина С.В. (г. Москва). В отличие от вышеуказанной программы «Вокальная студия «Сольвейг», занятия предполагает работу с одарёнными детьми, где в процессе обучения вокалу подбирается музыкальный материал более высокого уровня сложности. Изучена дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Академическое сольное пение», разработчик – кандидат искусствоведения, преподаватель сольного пения ГБОУДОД г. Москвы «ДМШ имени В.В. Андреева» Полякова Н.И., откуда взяты ценные рекомендации по подбору классического репертуара. В отличие от данной программы, программа «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» узконаправленная и не включает в себя такие дисциплины как фортепиано, хор и сольфеджио. Важным отличием программы «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» от всех вышеупомянутых программ является индивидуальный подход и переменный состав группы. Программа разработана для подготовки обучающихся к сольным конкурсам и концертным выступлениям. Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 8 до 18 лет, разработана с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. 4 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» является одноуровневой, продвинутого уровня сложности. Организация образовательного процесса. Занимаясь по дополнительной общеобразовательной программе «Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми» обучающиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед публикой, участвуют в конкурсах и фестиваля. Возрастные особенности обучающихся. Программа адресована детям и подросткам в возрасте от 8 до 18 лет. В коллектив принимаются учащиеся, показавшие высокие результаты в ходе обучения по базовой программе «Сольвейг», по результатам концертноконкурсной деятельности и в результате педагогического мониторинга. При отборе творчески одаренных детей педагог учитывает следующие критерии: 1. Инструментальный аспект: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; более глубокое овладение предметом; своеобразный индивидуальный стиль музыкального исполнения. 2. Мотивационный аспект: осознанный интерес к изучаемому виду деятельности и переживание чувства удовольствия при ее выполнении; повышенная познавательная потребность (любознательность, инициативность, стремление выйти за пределы исходных требований); ярко выраженный интерес к выбранному виду деятельности, высокая увлеченность; упорство, настойчивость и трудолюбие; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству; самокритичность. Принципы формирования учебных групп. Группа переменного состава формируется на основании результатов педагогического наблюдения и педагогического мониторинга в ходе освоения основой базовой программы «Вокальная студия «Сольвейг». Концертмейстер. Занятия проходят в сопровождении концертмейстера 1-4 годы обучения – по 216 ч. в год Режим занятий. Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 ч. – 216 ч. в год. Общий объем часов по ДООП ‒ 864 часа Форма обучения: Индивидуальная. 5 Виды занятий: практическое занятие, занятие-концерт, конкурс, репетиция, культурно - досуговая деятельность. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы для продвинутого уровня: практическое занятие, прослушивание, контрольные упражнения, фронтальный опрос, самостоятельная работа, концерт, конкурс. Формы и методы обучения. Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Также могут быть использованы следующие формы обучения: занятия – концерт; репетиции; творческие отчеты; концертная деятельность; культурно-досуговая деятельность. Для достижения поставленной цели и реализации задач изучаемого курса используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический (освоение певческих навыков); частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Программа опирается на принципы и подходы, описанные в основах вокальной методики Л. Дмитриева. Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам. Для родителей проводятся индивидуальные консультации, беседы и родительские собрания. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – создание условий для развития музыкальнотворческих способностей детей и подростков, высокого уровня в исполнении произведений академического сольного пения, формирования у обучающихся ценностных установок средствами вокального искусства. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие: – расширить знания учащихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенности музыкального языка; – развить вокальные данные на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей; 6 – развить музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение. Развивающие: – способствовать сохранению и укреплению эмоционально-психологического здоровья детей; – научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и творческой деятельности ; – сформировать ценностное отношение к вокальному искусству. Воспитательные: – повысить мотивацию к овладению академическим вокальным искусством; – сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к победам или неудачам; – помочь ребенку осознанно подойти к выбору дальнейшей профессии. Календарный учебный график Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные Зимние дни каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. Промежуточн ая/итоговая аттестация Летние каникулы 10.05. - 30.05. 01.06. 31.08. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный план Название Вокальная студия «Сольвейг», занятия с одарёнными детьми 1 г/о Количество часов по годам обучения 2 г/о 3 г/о 216 216 216 4 г/о 216 Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по ТБ. 7 Учебный (тематический) план на индивидуальную работу 1-2 год обучения № п/п 1. 2. Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Количество часов всего теория практика 1 1 - 1 1 - Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание 2.1 11 5 6 Индивидуальный комплекс упражнений на развитие голоса 2.2. 2.3. 3. 10 Отработка и овладение вокальными приемами (кантилена, нон-легато, стаккато) 10 10 4 30 8 Раздел 1. Работа над вокальным произведением Смысловой разбор текста 3.1 2 6 2 4 4 Разбор и разучивание музыкального материала 3.2 3.4 Проработка сложностей 10 4 6 10 4 6 8 контроля Опрос Практическая работа, педагогический мониторинг, контрольные упражнения Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения 22 Работа над дикцией 3.2 Формы аттестации/ Практическая работа, индивидуальный опрос Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, зачёт Практическая работа, Воплощение сценического образа 3.5 4. 4.1 4.2 4.4. 4 2 30 12 Раздел 3. Концертная и конкурсная деятельность Участие в концертах 4 Участие в конкурсах 4 Посещение концертов, театральных спектаклей, 2 фестивалей. 10 Итого часов 72 22 2 педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения Индивидуальный опрос, практическая работа, прослушивание, просмотр 18 4 4 2 Концерт Конкурс Индивидуальный опрос 10 50 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1-2 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Раздел 1. Постановка голоса. Упражнения на дыхание. Основы певческого дыхания, задержка и расход дыхания, упражнения на умение управлять дыхательными мышцами. Индивидуальный комплекс упражнений на развитие голоса. Упражнения на развитие голоса с учётом индивидуальных особенностей голосового аппарата обучающегося. Отработка и овладение вокальными приемами. Умение тянуть звук, пение легато, кантилена. Раздел 2. Работа над вокальным произведением. Смысловой разбор текста Понимание смысла текста исполняемого произведения, анализ музыкального воплощения его композитором. Знакомство с либретто или полным литературным произведением. Поиск перевода текста, если он на иностранном языке. Работа над дикцией Артикуляционные упражнения на ясность произношения, понятие редукции гласных и согласных в пении, нормы произношения. 9 Разбор и разучивание музыкального материала Анализ музыкальной формы произведения, знакомство с мелодией и разучивание её наизусть, запоминание вступлений и проигрышей. Проработка сложностей Выделение сложного места в музыкальном материале и его проработка. Воплощение сценического образа Работа над артистическим самовыражением, выразительностью, и музыкальностью исполнения, глубиной и яркостью воплощения художественного образа исполняемых произведений. Раздел 3. Концертная и конкурсная деятельность Основы сценической культуры, сценический опыт, сценическая выдержка и самоконтроль в стрессовой ситуации. Расширение музыкального кругозора, эрудиции, повышение вокальной компетенции. Учебный (тематический) план 3-4 год обучения № п/п 1. 2. Формы аттестации/ Наименование раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Количество часов контроля всего теория практика 1 1 - 1 1 - 12 6 6 Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание 2.1 Индивидуальный комплекс упражнений на развитие голоса 2.2. 10 10 Отработка и овладение вокальными приемами (филировка звука, глиссандо) 2.3. 3. 3.1 10 4 30 8 Раздел 1. Работа над вокальным произведением Смысловой разбор текста 2 2 10 6 Опрос Практическая работа, контрольные упражнения Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения 22 Практическая работа, Работа над дикцией 3.2 4 4 Разбор и разучивание музыкального материала 3.2 10 4 6 10 4 6 4 2 2 Проработка сложностей 3.4 Воплощение сценического образа 3.5 4. 4.1 4.2 4.4. 30 12 Раздел 3. Концертная и конкурсная деятельность Участие в концертах 4 Участие в конкурсах 4 Посещение концертов, театральных спектаклей, 2 фестивалей. 10 Итого часов 72 22 индивидуальный опрос Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, зачёт Практическая работа, педагогический мониторинг, прослушивание, контрольные упражнения Индивидуальный опрос, практическая работа, прослушивание, просмотр 18 4 4 2 Концерт Конкурс Индивидуальный опрос 10 50 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 3-4 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Раздел 1. Постановка голоса. Упражнения на дыхание. 11 Учащийся продолжает осваивать певческое дыхание, делает специальные упражнения, рекомендованные для поддержки тонуса дыхательных мышц. Индивидуальный комплекс упражнений на развитие голоса. Подбирается индивидуальный комплекс упражнений на развитие голоса, способный выявить и улучшить природные тембровые качества, скорректировать недостатки, такие как гнусавость, зажатость, плоский звук. Отработка и овладение вокальными приемами. Последующее усложнение вокальных приемов предполагает уже некоторое владение голосом и освоение таких вокальных приемов как филировка звука, глиссандо и т.д. Раздел 2. Работа над вокальным произведением. Смысловой разбор текста предполагает понимание смысла текста исполняемого произведения, и в последующем анализ музыкального воплощения его композитором. Знакомство с либретто или полным литературным произведением. Поиск перевода текста, если он на иностранном языке. Работа над дикцией включает в себя артикуляционные упражнения на ясность произношения. Разбор и разучивание музыкального материала предполагает анализ музыкальной формы произведения, знакомство с мелодией и разучивание её наизусть, запоминание вступлений и проигрышей. Проработка сложностей В процессе работы над музыкальным произведением у обучающегося возникают сложности, связанные с индивидуальными особенностями его голосового аппарата или недостатками слуха, такими как, например, крикливый звук или фальшивое пение. Эти и другие проблемы решаются путём выделения сложного места в музыкальном материале и проработка его отдельно. Воплощение сценического образа Это завершающий этап работы над вокальным произведением, когда учащийся уже преодолел вокальные, музыкальные, технические трудности, хорошо знает музыкальный материал и может полностью сосредоточиться на артистическом самовыражении. Раздел 3. Концертная и конкурсная деятельность ставит целью получить сценический опыт, развить сценическую выдержку, научиться контролировать вокальный аппарат в стрессовой ситуации, получить обратную связь от слушателей. Посещение концертов и оперных спектаклей в качестве слушателя позволяет расширить музыкальный кругозор, эрудицию, повысить вокальную компетенцию. 12 Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый кабинет для занятий, музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр или аудиомагнитофон, концертные костюмы, костюмерная для хранения костюмов, нотный материал, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в вокальном искусстве, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы вокальной студии сопровождает концертмейстер. (216 часов в год) Организационное обеспечение: обучение в ходе всего 4-х летнего курса за исключением летних каникул. Методическое обеспечение программы. 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Методические рекомендации по основам вокального искусства; 3. Справочная литература; 4. Видеоматериалы; 5. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 6. Темы индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания. 7. Сценарии (отчетные концерты, тематические концерты). Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Способы определения результативности. Контроль знаний, умений, навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление образовательным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля являются: текущий, промежуточный и итоговый контроль. Применяемые методы – педагогический опрос, наблюдение, анализ творческого продукта. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, опрос; контроль выполнения упражнений; прослушивание на репетициях; анализ выполнения упражнений; анализ проделанной работы; концерт 13 конкурс открытый урок Основными видами контроля являются: текущий контроль (педагогический опрос, наблюдение, контрольное занятие); промежуточная аттестация (открытый урок, конкурс, концерт, фестиваль, праздник); итоговая аттестация (контроль выполнения упражнений, концерт, конкурс, фестиваль, открытое занятие и др.). Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения какого-либо раздела программного материала и направлена на поддержание дисциплины, выявление отношения к обучению и носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, отмечается отношения обучающегося к занятиям, его старание, прилежность, инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им образовательных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока раз в полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на контрольном уроке (приложение 1). Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года по следующим показателям: взаимодействие в команде, познавательная активность, ответственность, социальная идентичность. При прохождении итоговой аттестации обучающимся необходимо продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проводится в форме открытого занятия или итогового концерта. При проведении итоговой аттестации, учитываются критерии качества подготовки обучающегося, позволяющие определить уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы: грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, сформированность устойчивого интереса к музыкальному искусству, исполнительская культура, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, хоровом и ансамблевом исполнительстве. По результатам итоговой аттестации, обучающийся переводится на последующий год обучения. Оценочные материалы. 1. Устные и письменные опросы на занятиях 2. Творческое задание 3. Беседы с обучающимися и их родителями 4. Мониторинг личностных и метапредметных результатов (приложение 2 14 Список литературы для педагога. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Асланова Л.И. Дополнительная общеобразовательная программа «Вокальное воспитание детей на занятиях по академическому сольному пению» - Москва, 2011. Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам, Москва, 1961 г. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., Изд. «Музыка» 1998. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., Изд. «Музыка» 1995. Мелик- Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1991 Матюшкин A.М. Загадки одаренности. М., 1992 Нисбетт А. Применение микрофонов. - М., 1991. Одарённые дети (концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования). - М., 1998. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991. Полякова Н.И. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Академическое сольное пение» - Москва, 2014. Рабочая концепция одаренности под редакцией Богоявленской Б.Д. - М., 2001. Соловьева Е.А. Дополнительная авторская общеразвивающая программа одарённых учащихся вокальной студии «пёрышко» «вокальное мастерство» - Саратов, 2015. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. - М., 1981. -89 с. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей 1. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1991. 2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М., 1990. 3. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998. 4. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. 5. Хрестоматия для пения. Выпуск I. – М., Издательство «Музыка», 1984 6. Хрестоматия для голоса. Выпуск I. – СПб., Издательство «Композитор», 2014 7. Хрестоматия для голоса. Выпуск II. – СПб., Издательство «Композитор», 2014 8. Хрестоматия для пения. Выпуск II. – М., Издательство «Музыка», 1991 9. Популярные оперные арии для меццо-сопрано. – М., Издательство «Музыка», 2001 6. Популярные оперные арии для сопрано. – М., Издательство «Музыка», 2001 10. Е. Милькович. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. – М., Издательство «Музыка», 2005 15 11. Юный вокалист. Выпуск I. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 1997 12. Юный вокалист. Выпуск II. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 1998 13. Юный вокалист. Выпуск III. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 2000 14. Юный вокалист. Выпуск IV. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 2002 15. Юный вокалист. Выпуск V. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 2011 16. Старые мастера бельканто. Учебно-педагогический репертуар. 1 часть. – СПб., Издательство «Союз художников», 2012 17. Старые мастера бельканто. Учебно-педагогический репертуар. 2 часть. Выпуск I. – СПб., Издательство «Союз художников», 2010 18. Старые мастера бельканто. Учебно-педагогический репертуар. 2 часть. Выпуск II. – СПб., Издательство «Союз художников», 2004 19. Старые мастера бельканто. Учебно-педагогический репертуар. 1 часть. Выпуск I. – СПб., Издательство «Союз художников», 2011 20 20. Старые мастера бельканто. Учебно-педагогический репертуар. 1 часть. Выпуск II. – СПб., Издательство «Союз художников», 2007 21. Альбом вокалиста. Учебно-педагогический репертуар. Часть I. – СПб., Издательство «Союз художников», 2011 22. Вокальные произведения зарубежных композиторов «Мечты». Учебнопедагогический репертуар. – СПб., Издательство «Союз художников», 2011 23. Музыка в школе. Выпуск I. Песни и хоры для учащихся начальных классов. – М., Издательство «Музыка», 2005 24. Музыка в школе. Выпуск II. Песни и хоры для учащихся средних классов. – М., Издательство «Музыка», 2005 25. Музыка в школе. Выпуск III. Песни и хоры для учащихся старших классов. – М., Издательство «Музыка», 2005 26. Вокальная музыка барокко. Тетрадь II. – СПб., Издательство «Композитор», 2007 24. Три века русского романса. Учебное пособие. Том I. – СПб., Издательство «Композитор», 2007 27. Три века русского романса. Учебное пособие. Том II. – СПб., Издательство «Композитор», 2007 Ресурсы удалённого доступа 1. Вокальный архив Александра Кондакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.notarhiv.ru/vokal.html 2. Нотный архив Бориса Тараканова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/ Перечень научных рецензируемых журналов 3. Мир культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkultura.ru/ 4. Музыка в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/music/index.php?page=2011 5. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muspalitra.ru/ 16 Приложение 1 Виды контроля Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития детей, их Беседа, учебного года творческих способностей тестирование, прослушивание Текущий контроль В течение всего Определение степени усвоения учащимися учебного года учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Время проведения Цель проведения опрос, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, прослушивание, концертное выступление. Формы контроля Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения учащимися конкурс, концерт, изучения темы учебного материала. Определение фестиваль, праздник, или раздела. В результатов обучения. творческая работа, опрос, конце месяца, контрольное занятие, четверти, открытое занятие, полугодия. самостоятельная работа. Итоговый контроль В конце учебного Определение изменения уровня развития конкурс, фестиваль, года или курса детей, их творческих способностей. праздник, концерт, обучения Определение результатов обучения. творческая работа, Ориентирование учащихся на дальнейшее открытое занятие, отзыв, (в том числе самостоятельное) обучение. самоанализ. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. 17 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Мониторинг личностных и метапредметных результатов Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействи е в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 3 4 Проявляется /не проявляется Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Cреднее арифметическое Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме я активность занятия/темы/программы Желание 2. Воспроизводит информацию по итогам узнавать новое учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания ть 2. Своевременно приходит на занятие, другие Проявляется при мероприятия выполнении 3. Доводит начатую работу до конца функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, х заданий, полученного результата. известных, 5. Выполняет взятые обязательства повторяющихся Cреднее арифметическое 1. Принимает правила и традиции группы Социальная идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении 18 5 6 принадлежности важных для группы дел (мероприятий) 4. Положительно высказывается об отношении к к творческому группе, Дворцу. объединению. 5. Положительно оценивает свою роль и место в Убежденность в детском творческом коллективе. собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое Знание репертуара Предметные знания Знание музыкальной терминологии Чистота интонации Музыкальность Вокальные навыки Артистизм Среднее арифметическое Предметные умения 19