Мастерская голоса

Мастерская голоса.
Занятия эстрадным вокалом с одарёнными детьми
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 8 до 17 лет, срок реализации – 3 года
художественная направленность

Автор-составитель:
Хазиахметова Лилия Флюровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского
музыкального творчества, которое привлекает современных детей и подростков
своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, разнообразием
жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью
проявить свои креативные способности. Именно для того, чтобы ребенок,
наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных
способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального
искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом
внутреннее
эмоциональное
состояние,
разработана
дополнительная
общеобразовательная программа «Мастерская голоса. Занятия эстрадным
вокалом с одаренными детьми».
Программа представляет собой вариант планирования индивидуальной
образовательной деятельности с одарёнными детьми.
Эстрадное пение вызывает у современных детей и подростков огромный
интерес. Приобщение детей к певческому искусству в жанре эстрадного вокала
способствует развитию творческих способностей. Именно творческие
способности стимулируют формирование особых качеств: наблюдательности,
умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и
зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.
Занятия эстрадным вокалом помогают реализовать потребность в общении со
сверстниками и развить умение общаться в детском коллективе.
Основным назначением данной образовательной программы является
овладение техникой вокального мастерства, соответствующей современным
требованиям эстрадного исполнительского искусства. Помимо занятий в
рамках учебной программы в студии предусмотрена концертная деятельность.
Дети принимают активное участие в студийных мероприятиях, конкурсах
вокального мастерства различного уровня.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Мастерская голоса. Занятия эстрадным
вокалом с одаренными детьми» - художественная.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
2

5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы заключается в том, что программа
способствует формированию социально-активной личности, ориентированной
на самоутверждение и самореализацию. Помимо того, программа может
способствовать
профессиональному
самоопределению,
так
как
индивидуальный подход позволяет адаптировать содержание программы к
индивидуальным особенностям каждого обучающегося, что способствует
достижению высоких результатов обучающихся.
Дополнительному
образованию,
согласно
Концепции
развития
дополнительного образования детей, на современном этапе развития системы
образования в России отводится одна из ведущих ролей в «удовлетворении
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии». Значимую роль в воспитании
подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и
достойных образцах выполняет искусство и культура. Эстрада - искусство,
обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и
поэтому является одним из важных средств формирования нравственных и
3

эстетических идеалов. Кроме того, занятия вокалом позволяют работать над
формированием ценностного отношения к здоровью, как базовой национальной
ценности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
позволяет детям не только заниматься пением, но и развиваться в
хореографическом плане на занятиях сценическим движением.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Мастерская голоса. Занятия эстрадным вокалом с одаренными детьми»
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
Адресность программы. Программа ориентирована на возраст
обучающихся от 8 до 17 лет, с учётом психофизиологических особенностей
данных возрастных категорий. В студию принимаются учащиеся, показавшие
высокие результаты в ходе обучения по программе студии эстрадного вокала
«Музыкальная
карамелька»,
по
результатам
концертно-конкурсной
деятельности и в результате педагогического мониторинга.
Возрастные особенности обучающихся. У детей 8-9 лет особенности
строения голосового аппарата ограничивают их исполнительские возможности.
Для них отбирается специальный репертуар: песни с доступным содержанием,
простым построением и удобным диапазоном.
В возрасте от 10 до 14 лет у детей наступает пора голосовой мутации.
Мутационные явления происходят не у одних только мальчиков, но и у
девочек, поэтому выбрасывать из поля зрения это обстоятельство никак нельзя.
Необходимо очень внимательно подходить к выбору репертуара. Обучающиеся
данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью.
Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности.
Подростки 15-17 лет имеют уже окрепший певческий аппарат, способны
управлять голосом. В этом возрасте уже складываются собственные моральные
установки и требования. Они способны сознательно добиваться поставленной
цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению.
4

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы является то, что при её реализации используются
здоровьесберегающие технологии. В отличие от программы студии эстрадного
вокала «Музыкальная карамелька», данная программа предполагает работу с
детьми, изначально имеющими вокальные данные. Музыкальный материал для
них подбирается более высокого уровня сложности. В содержание программы
включены интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова,
элементы дыхательной гимнастики, разработанной педагогом-вокалистом А.Н.
Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, музыкально-ритмические
упражнения, эстрадно-джазовые распевки. Выполнение этих упражнений
способствует сохранению и укреплению здоровья детей, процесс обучения
вокалу проходит быстрее, легче и интенсивней, что является основой
значительного роста их музыкальных и творческих способностей. Программа
предполагает планирование индивидуальной образовательной деятельности с
одарёнными детьми.
Педагогическая целесообразность. Основой хорошего пения является
правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся
обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга,
обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным
тонусом для человеческого организма. Развитие слуха и памяти на занятиях
вокалом, помогают решению проблем в учебе, а также проводится подготовка и
участие в концертах, в конкурсных мероприятиях. Данная модель
педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к
индивидуальным особенностям каждого обучающегося в коллективе, помогает
осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует
достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем
вокальных возможностей.
Данная программа способствует развитию певческого голоса и
формированию культуры музыкального движения вокалиста. Обучающиеся
получают возможность углубленного обучения сольному исполнению,
определяют свой опыт голосовых возможностей, что позволяет выйти на
максимально возможный уровень развития и предъявления своих способностей
благодаря концертной практике.
Режим занятий.
Программа предназначена для более углублённого изучения вокального
мастерства на индивидуальных занятиях. На индивидуальные занятия
отводится: «Вокал» – 1 раз в неделю, «Сценическое движение» -1 раз в неделю,
составляет 72 часа в год. Длительность академического часа составляет 45
минут на основании требований СанПиН 2.4.4.3172-14.
Сроки реализации программы - 3 года обучения, 27 месяцев, 108 недель.
1-3 год обучения – по 36 часов в год. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения - 216 часов.
Название

Количество часов по годам обучения
1 г/о
2 г/о
3 г/о
5

Вокал
Итого

36
36

36
36

36
36

108
108

Уровень программы «Мастерская голоса. Занятия эстрадным вокалом с
одаренными детьми» - продвинутый, при котором используются формы
организации
материала,
обеспечивающие
доступ
к
сложным
(узкоспециализированным)
и
нетривиальным
разделам
в
рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. Продвинутый уровень предполагает
развитие музыкальных способностей и вокальных данных обучающихся на
более высоком уровне, с более сложным музыкальным материалом, а также
повышение мотивационного потенциала к творческой деятельности.
Форма обучения – индивидуальные занятия.
Организация образовательного процесса.
Раздел «Вокал» предполагает отдельную работу с детьми с уникальными
вокальными данными, а также детям, проявляющим повышенную
заинтересованность и усердие, мотивированным к более глубокой деятельности
и получающим удовольствие от участия в творческом процессе, возможность
совершенствовать свои способности. Обучение строится на основе выбранного
репертуара каждого конкретного учебного года. Концертная деятельность
может быть представлена солистами, дуэтами, ансамблем. Методика
проведения занятий предусматривает как теоретическую подачу материала
(видео просмотр, анализ, беседа), так и практическую деятельность,
являющуюся основной, необходимой для закрепления информации и
выработки умений и навыков.
Принципы подбора репертуара:
Репертуар, подбирается таким образом, чтобы он способствовал развитию
и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки
правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный
аппарат. Для разучивания подбираются контрастные между собой
произведения, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные,
лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.
Методы обучения, предусмотренные программой, применяются в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Основные методы
обучения: словесные, наглядные, практические.
Объяснительно-иллюстративный метод: прослушивание лучших образцов
исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение.
Метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения обучающихся
записываются на видеокамеру, и совместно с детьми анализируются,
выявляются ошибки, подчёркиваются лучшие моменты выступления.
Виды занятий:
6

 беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями видеоматериалами;
 занятие, которое включает в себя часы теории и практики:
 практические занятия, на которых обучающиеся осваивают музыкальную
грамоту, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют
творческие задания;
 занятие-постановка,
репетиция,
сводная
репетиция,
на
которой
отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности
обучающихся;
 тематический концерт, творческая встреча, концертная деятельность;
 участие в конкурсах, фестивалях.
Формы подведения результатов:
 контрольное занятие;
 открытый урок;
 концертные выступления;
 творческие задания;
 конкурсы, фестивали.
Работа с родителями.
Для реализации воспитательных задач родители (законные представители)
принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности творческого
коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к
концертам, фестивалям и конкурсам.
Цель дополнительной общеобразовательной программы - создание
условий для формирования и развития вокальных способностей одарённых
детей, формирование мотивации детей и подростков к познанию и творчеству,
средствами овладения теоретическими знаниями и практическими вокальноисполнительскими навыками.
Обучающие задачи:
 обучение навыкам исполнительского мастерства;
 обучение навыкам правильного певческого дыхания;
 обучение навыкам певческой артикуляции;
 обучение навыкам сольного пения;
 обучение навыкам сценического мастерства;
 сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Воспитательные задачи:
 воспитание высокой исполнительской культуры;
 воспитать стремление к постоянному самосовершенствованию, достижению
жизненных целей путем развития своих способностей;
 воспитать чувство товарищества, личной ответственности, взаимопонимания
и поддержки;

7

 развить артистизм достаточный для выступления на сцене, выразительность
исполнения, основанный на осознанном анализе исполняемого произведения;
 воспитание ответственности за личные и коллективные успехи;
 воспитание активной гражданской позиции; формирование качеств личности,
необходимых для достижения успешности;
 воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.
Развивающие задачи:
 развить стремление к творческому самовыражению;
 развитие музыкальной памяти и слуха;
 развить способность определять цели и задачи творческой деятельности, а
также навыки планирования;
 развитие правильного интонирования;
 развитие навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов;
 развитие художественно-эстетического вкуса и устойчивого интереса к
занятиям.
Календарный учебный график
Комплектова
ние групп

Реализация Праздничн Зимние
ДООП
ые дни
каникул
ы

Промежуто Летние
чная/итого каникулы
вая
аттестация

20.08.- 10.09.

15.09. 31.05.

10.05. 30.05.

4.11.;23.02.; 31.12. 08.01.
08.03;
1 полугодие 01.05;
– 15 недель 09.05.

01.06. 31.08.

2 полугодие
– 11 недель

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Количество часов
№
п/п

Название темы, раздела

Всего теория практика

Формы
аттестации
/контроля

Раздел – ВОКАЛ
1.

Вводное занятие.

1

1
8

Собеседование

2.
3.
4.
5.
6.

Инструктаж по технике
безопасности.
Постановка голоса
Подбор и разучивание
репертуара.
Сценическая подготовка
Работа с микрофоном.
Концертная деятельность,
отчетные концерты
Итого:
Итого:

10
10

2
3

8
7

Прослушивание
Прослушивание

4
7
4

1
1

3
6
4

Прослушивание
Прослушивание
Концерт

36
36

8

28

Содержание курса 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике
безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с
помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей
ГДТДиМ «Одарённость и технологии».
Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете.
Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.).
Тема 2. Постановка голоса.
Теория: Упражнения на дыхание. Основы звукообразования. Правильное
положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных
мышечных рефлексов и снятия зажимов. Певческая позиция при работе и
исполнении музыкального произведения. Расширение звукового диапазона с
учетом индивидуальных возможностей. Теория образования звука. Строение и
работа
вокального
аппарата(в
доступной
для
данного
возраста
форме).Укрепление голоса (упражнения). Практические советы по гигиене
голосового аппарата. Распевание. Элементарные представления не только о
строении голосового аппарата, но и о том, что такое: - правильная постановка
корпуса при пении; - певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох,
задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного
выдоха; - правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с
согласными, четкое произношение согласных; - слуховое осознание чистой
интонации; Пение вокальных упражнений в медленном темпе, с
использованием следующих интервалов: - на зубные язычные согласные – Д, З,
Т, Р, Л, Н; - на губные – Б, П, В, М.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса.
Практические советы по охране голоса и гигиене голосового аппарата.

9

Игровые упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох, игровые
дикционные упражнения.
Тема 3.Подбор и разучивание репертуара.
Теория: Работа над репертуаром: Песенный репертуар включает песни,
соответствующие возрасту, разнохарактерные и разножанровые. Анализ
словесного и нотного текста. Разучивание интересных и качественных в
музыкальном и литературном прочтении произведений. При подборе
произведений учитывать возможности и интересы детей.
Практика: Разучивание произведений по алгоритму: разбор музыкального
текста (мелодии, ритма, динамики, агогики); проучивание отдельных фраз и
трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения; работа над текстом без
мелодии (проговаривание его в ритме на дыхании); соединение отдельных фраз
с использованием вокальных упражнений; работа над чистотой интонации,
строем, ансамблем и звукообразованием.
Тема 4. Сценическая подготовка.
Теория: Актерское мастерство. При исполнении произведения, умение
держаться на сцене, работа с микрофоном, эмоциональность, выразительность
пения.
Работа над сценическим образом. Сценическое движение. Элементы актерского
мастерства. Развитие сценического обаяния.
Тема 5. Работа с микрофоном.
Теория: Формирование согласных звуков при пении с микрофоном.
Практика: Работа над чётким произношением согласных. Использование
радиомикрофона для сценических воплощений. Технические параметры, малые
технические навыки звуковой обработки.
Тема 6. Концертная деятельность
Отчётные концерты, зачётные занятия: контроль полученных знаний, умений и
навыков. Научить умению анализировать собственное выступление.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.

№
п/
п

Учебный (тематический) план
второй год обучения
Количество часов
Название темы, раздела

Всего

теория

практи
ка

Формы
аттестации/
контроля

Раздел – ВОКАЛ

1.
2.

Вводное занятие.
Инструктаж по Технике
безопасности.
Постановка голоса.

Собеседование
1

1

8

2
10

6

Прослушивание

3.

4
5.

6.

Певческая установка.
Работа над
произведениями.
Смысловой разбор текста.
Работа с микрофоном.
Постановка номера.
Создание сценического
образа и его образа.
Концертная деятельность.
Итого:

8

2

6

Прослушивание

8
7

2
2

6
5

Прослушивание
Прослушивание
Концерт

9

4
27

4
36
36

Содержание курса 2года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Техника безопасности
(техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.).
Тема 2. Постановка голоса. Певческая установка.
Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Повторение
материала 2 года обучения. Основные правила поведения на уроке, на сцене.
Опора звука «Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное
ощущение опоры звука. Чувство опоры. Ощущение свободно распоряжаться
своим голосом. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и
закрепление этого ощущения. Вокальная «маска». Резонирование голоса певца
в носовой и придаточных полостях. Пение с полным использование верхних
резонаторов. Атака звука. Посыл дыхания в момент начала звука. Степень
замыкания голосовых связок. Три вида атаки. Резонаторы. Нижняя опора звука
– грудной резонатор. Вокальный зевок Высокая позиция гортани. Понятие
полузевок. Упор звука в твердое нёбо. Регистры голосов Однородные способы
звукообразования. Виды регистров.
Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса. Выполнение
комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания «Надуть шарик»,
«Лопнуть шарик», «Свеча», «Трубач» и др. Элементы дыхательной гимнастики
Стрельниковой. Комплекс упражнений на приобретение навыков правильного
певческого дыхания. Эстрадно-джазовые распевки (С.Ригс).
Тема 3. Работа над произведениями.
Теория: Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Слушание, анализ
песни.
Пение отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряда, отдельных попевок,
упражнений песен. Слуховое осознание. Чистота интонирования. Анализ
произведения: разучивание текста, мелодии. Работа над отдельными фразами
на слоги, без текста. Звуковедение. Самостоятельное определение характер
11

песни, вырабатывать соответственно звуковедение. Пение в унисон. Упражнять
в чистом интонировании интервалов, отдельных фраз мотива.
Постановка голоса, овладению вокальными данными в эстрадной манере
исполнения. Введение в распевание вокализов.
Практика: Работа над вокализацией, нюансировкой произведения,
воплощением образа. Вокально-ансамблевая работа. Развитие артикуляции.
Работа над произведениями.
Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства,
сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило,
самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с
музыкальным репертуаром. Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией. Выразительность исполнения - продолжается
работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением
эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко
характеризовать
исполняемое
произведение.
Развитие
творческих
способностей,
на
основе
вариантности
мелодий,
стремления
к
самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Тема 4. Работа с микрофоном.
Теория: Формирование согласных звуков при пении с микрофоном. Работа с
микрофоном. Формирование умения работать с профессиональной
фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением и становлением
сценического образа обучающегося.
Практика: Работа над чётким произношением согласных. Использование
радиомикрофона для сценических воплощений.
Технические параметры, малые технические навыки звуковой обработки.
Тема 5. Постановка номера.
Теория: Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность
исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и
учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Практика: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической
площадке. Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического
костюма. Эмоциональная передача исполняемого произведения.
Тема 6. Концертная деятельность.
Анализ выступлений.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.

Учебный (тематический) план
3 год обучения
№

Название темы, раздела

Количество часов

12

Формы

п/п

1.

2.
3.
4.
5.
6.

Всег
о
Раздел Вокал
Вводное занятие.
Инструктаж. Постановка
голоса. Охрана голоса.
Постановка голоса.
Работа над произведениями.
Работа с микрофоном.
Постановка номера.
Концертная деятельность
Итого:

теори
практи
я
ка

аттестации/
контроля

2

1

1

Собеседование

6
8
8
8
4
36

1
1
2
2

5
7
6
6
4

Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Концерт

Содержание курса 3 года обучения.
Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Постановка голоса. Охрана голоса.
Теория: Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете.
Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Работа
голосового аппарата, влияние вредных привычек на качество звучания голоса.
Беседа об охране голоса.
Практика: Упражнения на развитие голосового аппарата.
Тема 2. Постановка голоса.
Повторение дыхательных упражнений 2,3 года обучения. Щадящее положение
гортани при пении. Навыки импровизации. Эстрадно – джазовые распевки.
Резонаторы Нижняя опора звука – грудной резонатор. Вокальный зевок
Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нёбо.
Регистры голосов Однородные способы звукообразования. Виды регистров.
Последовательность упражнений для развития более подвижного и беглого
голоса. Чистота интонации. Вибрато. Понятие вибрато. Дефекты вибрато и
устранение их.
Практика: Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной
гимнастики: «Вдохи в грудь», «Порции» для тренировки активного вдоха и
выдоха. Комплекс тренировочных интонационных упражнений. Особенности
эстрадного исполнения («Умная челюсть»). Повторение дыхательной
гимнастики Стрельниковой. Звучание гласных. Пение в унисон. Чистое и
выразительное интонирование.
Тема 3. Работа над произведениями.
Теория: Отработка артикуляционного и интонационного, точного исполнения
произведений. Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ

13

произведения, раскрытие его содержания и взаимосвязи со средствами
музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика,
агогика), проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без
сопровождения. Работа над чистой интонацией, строем и звукообразованием,
над отдельными фразами и трудных мест на слоги без текста, без
сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота интонации, стой,
ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни.
Тема 4. Работа с микрофоном.
Теория: Отработка исполнительского мастерства со звукоусиливающей
аппаратурой. Особенности исполнения репертуара с микрофоном.
Практика: Работа с микрофонами: шнуровыми, радио микрофонами.
Использование микрофонов для сценических воплощений. Свобода исполнения
произведения.
Эмоциональная
передача
содержания
исполняемого
произведения и решение актерских задач. Этюды на развитие актёрских
способностей, импровизация. Пение под фонограмму, разучивание
танцевальных движений для постановки номера и работа с микрофонами на
сцене.
Тема 5. Постановка номера.
Теория: Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность
исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и
учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Практика: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической
площадке. Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического
костюма. Эмоциональная передача исполняемого произведения.
Тема 6. Концертная деятельность.
Анализ выступлений.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей
Ожидаемые результаты освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения обучающимися 1 -го года обучения.
Предметные результаты:
 Наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальнотворческому самовыражению;
 Умение применять правильную певческую установку;
 знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию,
дикцию и применение приобретѐнных навыков на практике;
 владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных
вокальных произведений;
 стремление передавать характер и настроение песни, правильно распределять
дыхание по фразам, умение исполнять легато;
14

Личностные результаты:
 проявление интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
 формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства
в достижении поставленных целей
 понимание необходимости здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
 получат навыки самоорганизации;
 развитые чувство ритма и координации;
 развитые память, внимание.
Планируемые результаты освоения обучающимися 2-го года обучения
Личностные результаты:
 проявление устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
 проявление воли, дисциплинированности;
 стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
 умение преодолевать мышечные зажимы;
 развитые чувство ритма и координации;
 овладение навыками теоретического анализа исполняемых эстрадных
вокальных произведений;
 умение делать исполнительский анализ;
 умение преодолевать технические трудности при разучивании учебных
упражнений и песенного репертуара;
 способность адекватно оценивать свое выступление и партнеров;
 умение работать самостоятельно.
Предметные результаты:
 знание о строении голосового аппарата, о певческом дыхании;
 соблюдение при пении певческой установки; сформированность вокальных
навыков в соответствии с программным содержанием 2-го года обучения;
 выразительное, образное, эмоциональное исполнение репертуара в сочетании
с хореографическим и сценическим замыслом
 стремление к чистоте интонирования и ровности звучания;
 умение петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
 понимание дирижерских жестов и умение следовать им;
 умение применять навыки дыхательных упражнений в пении;
 умение эмоционально отображать музыкальное произведение.
Планируемые результаты освоения обучающимися 3-го года обучения
(выпускники)
Личностные результаты:

15

 проявление настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности,
самоконтроля;
 развитое чувство ответственности перед коллективом, осознанное чувство
принадлежности к нему;
 развивается мотивированная потребность к реализации саморазвития и
самосовершенствования в сценической деятельности и жизни в целом
 сформированная общая культура поведения;
 сформированное осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
 развитые навыки публичных выступлений;
 развитые пластическая выразительность, чувство ритма и координации;
 развивается вокально-двигательная координация, артистизм, а также
выразительность исполнения различных произведений;
 развитые память, внимание, воображение, мышление;
 развитые коммуникативные навыки.
Предметные результаты:
 умение самостоятельно разогревать голосовой аппарат, делать регулярно
вибрационную и артикуляционную гимнастику;
 знание об основах эстрадного вокала, о сценическом образе;
 умение чисто интонировать;
 умение применять приемы звуковой подачи при работе с микрофоном и
фонограммой;
 умение пользоваться верхним и диафрагмальным дыханием;
 расширение диапазона голоса;
 умение целесообразно использовать режимы звуковых регистров;
 умение создавать и воплощать сценический образ, передавать в
произведениях эмоциональное состояние;
 умение исполнить несколько концертных номеров.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как
последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в
зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для
решения профессиональных задач. Учебной основой для занятий служат
различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни.
Методическая литература:
 Дмитриев Л. Основа вокальной методики- М., 1968.,
 Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996;

Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос;
 Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
16



Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер,
2007.
 Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.
 Методические пособия по вокальному искусству:
 Методические рекомендации по применению здроесберегающих
технологий в условиях вокального коллектива .Сост. Хазиахметова, Л.Ф.
2019
-Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/
Сост. Орлова Т.М.,
 Фонотека (флеш-носитель, диски);
 Методическая продукция (сборники упражнений, статьи и рекомендации
для педагогов по вокалу):
 Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
Кадровое обеспечение программы.
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах музыкального
(вокального) искусства, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим
образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко
откликающиеся на задачи, поставленные педагогом.
Материально-техническое обеспечение
Необходимый для реализации дополнительной общеобразовательной
программы перечень материально-технического обеспечения содержит:
 кабинет для занятий с необходимым звуковым техническим
оборудованием;
 музыкальный инструмент (фортепиано);
 музыкальный центр;
 компьютер;
 концертные костюмы;
 микрофоны - 1 шт.;
 стойки для микрофонов - 1 шт.
 усилитель – 1шт.
 колонки – 2 шт.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический
мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и
итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных
17

таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет
аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании.
Виды контроля: входящий, текущий, промежуточный и итоговый
контроль.
Входящий контроль проводится на первых занятиях с целью определения
у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень
сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения,
который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а
также скорректировать образовательный процесс.
Текущий контроль проводится с целью оценки качества освоения какоголибо раздела программного материала, и направлен на поддержание
дисциплины, выявление отношения к обучению, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, отмечается
отношение обучающегося к занятиям, его старание, прилежность,
инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения.
Промежуточный контроль определяет успешность развития обучающегося и
степень освоения им образовательных задач на данном этапе.
Промежуточный контроль проводится в форме контрольного урока раз в
полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на
контрольном уроке.
При
прохождении
итоговой
аттестации(итоговый
контроль)
обучающимся необходимо продемонстрировать знания, умения и навыки в
соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проводится
в форме открытого занятия, итогового концерта, защиты проекта. Учитываются
результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, в концертах.
Методы контроля и оценки :
 педагогическое наблюдение,
 беседа;
 опрос, анкетирование;
 тестирование;
 анализ творческих работ;
 обсуждение результатов по итогам проведения открытых занятий.
 педагогический анализ.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская голоса.
Занятия эстрадным вокалом с одаренными детьми» разработаны следующие
критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно
общаться); готовность помочь при коллективном решении задач);
познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с
информацией);
ответственность
(проявляется
при
выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся); гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
18

объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность,
сформированность устойчивого интереса к вокальному искусству,
исполнительская культура, развитие музыкального мышления, овладение
практическими умениями и навыками в сольном исполнительстве.
Формы контроля:
– собеседование;
– прослушивание;
– отчетные концерты.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1);
 таблица критериев оценки образовательных результатов (Приложение № 2);
 электронная база достижений обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе, с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы.
Итоговая аттестация
обучающихся проводится в следующих формах: фестиваль, концерт. Для
проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в
состав которой входят представители администрации образовательной
организации, руководители структурных подразделений, методисты, педагоги
дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную
категорию. Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе
итоговой аттестации обучающихся, если обучающийся полностью освоил
дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел
итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании
программы.

19

Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2001.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, 2000.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной
школы. М.: Аквариум, ГИППВ.
4. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения»,
Научно-методическая разработка. М.: 1999.
5. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
6. Вайкель Б. О пении и прочем учении.- М.: Аграф, 2002.
7. Варкин Н.А., Калинина Н.Н., Творческо-эстетическое развитие ребёнка. –
СПБ.: РЕЦ, 2002.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Педагогическое общество
России, 2001.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса, - СПБ.: 2002.
10.И. Исаева Эстрадное пение, экспресс курс развития вокальных
способностей. М.:АСТ: Астрель, 2008.
11.Костарев В.П. Вокальное произведение – как синтез искусств. Екатеринбург,
2005.
12.Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании
детей. Москва «Просвещение», 2011 Методическое пособие под редакцией
Е.П. Кабковой.
13.Лопухов А.В., Ширяев А.В.Бочаров А.И. Основы характерного танца. –
Спб.: «Издательство Планета музыки»; Издательство «Лань»,2010.
14.Львова Н. Калейдоскоп. – Международное издательство «Гуманистка», Спб,
2003.
15.Михайлова М.Р. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1999.
16.Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Из опыта
работы муз.руководителей дет. садов./Авт. сост. С.И. Белкина, Т.П.Ломова,
Е.Н. Соковина. – М. Просвещение, 1984.
17.Музыкальные игры, ритмическиеупражнения и танцы для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов.
18.Секрет танц. Составитель Т.К.Васильева.- СПб.; ООО «Золотой век», 1997.
19.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
20.Ткаченко Т.С. Народный танец. – М. «Искусство», 1967.
21.Тронина П.И. Из опыта педагога-вокалиста, М., Музыка 1998.
22.Юдина Е.И. первые уроки музыки и творчества. – М. аквариум, 2002.
23.Ригс С. Пойте как звёзды. Сост. и ред. Дж. Д Карателло, СПб.: Питер, 200.
24.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго
поколения.
25.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
26.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г.
N1726-р.
20

27.«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
28. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд.
«Тетра Системс», 2007.
29.Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.
30.Нисбетт А. Применение микрофонов. - М., 1991. 7. Одарённые дети
(концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе
дополнительного образования). - М., 1998.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. Нотное приложение.
2. Мерзлякова С.И. Песни и упражнения для развития голоса.
Москва.: ТЦ «Сфера» 2014.
3. Мадорский Л.,А. Зак Музыкальное воспитание ребёнка. – Москва.: Айрис
ПРЕСС.2011
4. Сборники песен В.Шаинского, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А.
Рыбникова, Р. Паулса и др.
5. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1993.
6. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998.
Перечень научных рецензируемых журналов
1. Музыка в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/music/index.php?page=2013
2. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://muspalitra.ru/

21

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская голоса.
Занятия эстрадным вокалом с одаренными детьми» предназначена для
реализации в системе дополнительного образования в возрасте от 8 до 17 лет.
Срок реализации составляет 3 года.
Цель дополнительной общеобразовательной программы создание условий
для формирования и развития вокальных способностей одарённых детей,
формирование мотивации детей и подростков к познанию и творчеству,
средствами овладения теоретическими знаниями и практическими вокальноисполнительскими навыками.
Развитие вокальных способностей осуществляется с помощью подбора
индивидуального комплекса упражнений и особого репертуара, нацеленного на
развитие конкретных навыков.
Программа представляет собой вариант планирования индивидуальной
образовательной деятельности с одарёнными детьми, основанный на опыте
многолетней работы в качестве педагога дополнительного образования
направлению «Эстрадный вокал».
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на
подготовку вокалиста, на развитие вокальных и сценических данных (внешний
вид, образ), физических возможностей, артистизма.
В студию принимаются обучающие, показавшие высокие результаты в
ходе обучения по базовой программе «Студия эстрадного вокала «Музыкальная
карамелька», по результатам концертно-конкурсной деятельности и в
результате педагогического мониторинга.

22

Сведения о разработчиках
Хазиахметова Лилия Флюровна –
педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец творчества
детей и молодежи «Одаренность и технологии»
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,
педагогический стаж – 35 лет.
Телефон рабочий: 371-07-12

23

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для оценки качества результатов освоения обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
применяется комплексная система оценивания сформированности личностных,
метапредметных и предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№

Критерии

1

Взаимодействие в 1. Вступает во взаимодействие с детьми
команде. Умение
2. Вступает во взаимодействие с
учащегося
педагогом
продуктивно
3. Отстаивает свое мнение
общаться,
аргументировано и спокойно
готовность помочь 4. Оказывает помощь сверстникам при
при коллективном
выполнении какой-либо работы
решении
5. Просит и принимает помощь
творческих задач
сверстников
Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по
активность
теме занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по
новое
итогам учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет дополнительные
(творческие) задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в
Ответственность
указанный срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие,
выполнении
другие мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца

2

3

Показатели

24

Проявляется
/не
проявляется

4

5

6

заданий, известных, 4. Адекватно реагирует на оценку
повторяющихся
своего труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции
Социальная
группы
идентичность
Индивидуальное
2. Охотно (без давления педагога)
чувство
принимает участие в мероприятиях,
принадлежности к
важных для группы (конкурсах,
творческому
фестивалях, социальных акциях)
объединению.
3. Предлагает свою помощь при
Убежденность в
проведении важных для группы дел
собственной
(мероприятий)
значимости для
4. Положительно высказывается об
развития среды, к
отношении к группе, Дворцу.
которой
5. Положительно оценивает свою роль и
принадлежит сам
место в детском творческом коллективе.
ребенок
Cреднее арифметическое
1. Музыкальные термины.
Предметные
знания
2. Строение голосового аппарата,
органа, гигиена голоса.
3. Техника исполнительства.
4. Основы звукообразования.
5. Приемы звукообразования.
Среднее арифметическое
1. Дыхательная гимнастика.
Предметные
умения
2. Комплекс упражнений (распевки).
3. Эмоциональная выразительность.
4. Интонация в произведениях.
5. Звуковедение.
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося,
на развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые
соответствуют:
высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных
ориентаций;
осознанный,
целенаправленный
характер
25

деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях,при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел,
ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые.
На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося
наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и
производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Числовое значение
Сентябрь

Декабрь

Май

Результативность
освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

26

Приложение №2
Критерии оценки образовательных результатов
Параметры

Показатели

Уровень общего музыкального развития и
вокальных способностей.

- Ладовое чувство;
- Музыкально-слуховые
представления:
- Чувство ритма;
- Чистота
интонирования;
- Техника речи,
вокальная дикция;
- Певческое дыхание;
- Звукообразование;
- Яркое, осмысленное,
выразительное
исполнение песни.
Уровень развития вокально-эстрадных
- Основы эстрадного
способностей
пения;
- Музыкальная грамота;
- Программные
произведения;
- Звукообразование;
- Певческое дыхание;
- Артикуляция;
- Навыки эмоциональной
выразительности;
- Опыт творческой
деятельности.
Уровень развития артистических способностей. - Ориентирование в
сценическом
пространстве;
- Сценическая культура
поведения;
- Яркое, выразительное,
осмысленное исполнение
произведений.
Личностные характеристики
- Внутренняя
раскрепощенность,
свобода выражения;
- Увлечённость;
- Чувство собственной
27

значимости;
- Стремление к адекватной
самооценке;
- Коммуникативность;
-Культура поведения,
эмоциональная
уравновешенность.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».