Сценическое движение в студии эстрадного вокала

Сценическое движение в студии эстрадного вокала
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 6 до 17 лет, срок реализации – 4 года,
художественная направленность

Автор-составитель:
Хазиахметова Лилия Флюровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка
Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники
актера, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в
комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и
интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка
является выработка реакции, координации движений, способность передать
внутренний мир и переживания героя через язык тела.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Сценическое движение в студии эстрадного
вокала»: по содержанию является художественной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области на
период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;

2

10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы.
Дополнительному образованию на современном этапе развития
системы образования в России отводится одна из ведущих ролей в
нравственно-эстетическом
воспитании
ребёнка,
удовлетворении
его
индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в
современном обществе. Значимую роль в воспитании подрастающего
поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных
образцах выполняет искусство и культура. Эстрада - искусство, обладающее
большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому является
одним из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов.
Кроме того, занятия вокалом позволяют работать над формированием
ценностного отношения к здоровью, как базовой национальной ценности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа позволяет
детям не только заниматься пением, но и развиваться в хореографическом
плане на занятиях сценическим движением.
Отличительной особенностью является то, что в содержание
программы включены интонационно-фонопедические упражнения В.В.
Емельянова, элементы дыхательной гимнастики, разработанной педагогомвокалистом А.Н. Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, музыкальноритмические упражнения. Выполнение этих упражнений способствует
сохранению и укреплению здоровья детей, процесс обучения вокалу проходит
быстрее, легче и интенсивней, что является основой значительного роста их
музыкальных и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, так как при её реализации
используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного
и
дифференцированного обучения, технология сотрудничества, применяются
технологии развивающего обучения, здоровьесбережения, а также проводится
подготовка и участие в концертах, в конкурсных мероприятиях. Данная модель
педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к
индивидуальным особенностям каждого обучающегося в разновозрастном
коллективе, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и
способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным
стартовым уровнем вокальных возможностей.
3

Цель дополнительной общеобразовательной программы: создание
условий для выявления, развития и реализации музыкально-творческих
способностей детей средствами эстрадного вокала.
Задачи:
Воспитательные:
 Воспитание высокой исполнительской культуры;
 воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –
высокие нравственные качества;
 воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;
 воспитание ответственности за личные и коллективные успехи.
Развивающие:
 развитие голоса: его силы, диапазон, музыкальной памяти и слуха,
сценической выдержки;
 развитие чувства ритма, пластической выразительности, чувства ритма, и
координации движений;
 развить артистические данные;
 расширить диапазон голоса.
Обучающие:
 формирование вокальных навыков и эстрадно-исполнительских качеств;
 обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
 обучение грамотному исполнению элементарных танцевальных движений
 обучение навыкам ансамблевого пения, сценического мастерства,
правильного певческого дыхания;
 сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 6 до 17 лет, с
учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий.
Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Возрастные особенности обучающихся
У детей 6-9 лет особенности строения голосового аппарата ограничивают
их исполнительские возможности. Для них отбирается специальный репертуар:
песни с доступным содержанием, простым построением и удобным
диапазоном.
Дети
в
этом
возрасте
отличаются
подвижностью,
любознательностью,
большой
активностью
и
непоседливостью,
подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое
внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности
должно быть ограниченным по времени.
В возрасте от 10 до 14 лет у детей наступает пора голосовой мутации.
Мутационные явления происходят не у одних только мальчиков, но и у
девочек, поэтому выбрасывать из поля зрения это обстоятельство никак нельзя.
Необходимо очень внимательно подходить к выбору репертуара. Обучающиеся
данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью.

4

Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности.
Подростки 15-17 лет имеют уже окрепший певческий аппарат, способны
управлять голосом. В этом возрасте уже складываются собственные моральные
установки и требования. Они способны сознательно добиваться поставленной
цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению.
Взаимодействие обучающихся разного возраста внутри коллектива имеет
большое воспитательное значение. Оно дает возможность младшим детям
быстрее и легче перенять опыт, знания и навыки, глядя на старших товарищей.
Общение же старших детей с малышами способствует развитию у них
самостоятельности и организаторских способностей, способствует реализации
потребности в опеке или покровительстве. Такое общение в совместной
деятельности способствует гуманизации отношений среди детей, воспитанию
гражданских и нравственных качеств, взаимовлиянию и взаимообогащению
разных возрастов и в то же время - реализации особенностей каждого возраста.
Количество детей в группах: 1-3 год обучения – 12 - 15 человек, 4 год
обучения – 10-12 человек.
Условия приёма. В объединение принимаются все желающие. Дети
приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми
программы различный.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа 45 минут, перерыв
между занятиями составляет 10 минут 1 занятие в неделю.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа реализуется в течение 4 лет, количество часов на группу
обучения составляет 36 часов в год.
Программа дает возможность осуществлять постановку музыкальных
номеров, способствует более полному раскрытию музыкального образа.
Занятия сценическим движением не только тесно взаимосвязаны с
разучиваемым материалом, но и служат для выработки правильной красивой
осанки, умение легко, бесшумно двигаться, «держать спину», свободно
чувствовать себя на сцене. Методика проведения занятий предусматривает как
теоретическую подачу материала (видео просмотр, анализ, беседа), так и
практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для
закрепления информации и выработки умений и навыков. Занятия сценическим
движением проводятся в тренировочной одежде, не сковывающей движения и
удобной обуви.
Уровень программы.
Программа построена в соответствии с базовый уровнем сложности,
используются и реализуются такие формы организации материала, которые
допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы. Базовый уровень
5

предполагает развитие музыкальных способностей и вокальных данных
обучающихся, мотивацию к творческой деятельности, получение навыков
ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения.
Организация образовательного процесса.
Дети приходят в студию с разным уровнем подготовки, темп освоения
детьми дополнительной общеобразовательной программы различный.
Воспитанники, поступающие в студию, проходят прослушивание,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к вокальной
деятельности. На вводном занятии учащимся предлагается исполнить одну
любую песню современных авторов, повторить ритмические фигуры, заданные
педагогом, исполнить движения под музыку. Группы формируются по
разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности того или
иного учащегося к восприятию сложности изучаемого материала.
Дети 9-17 лет могут быть приняты сразу на 2 и 3 года обучения после
предварительного прослушивания, собеседования с педагогом, исполнения
знакомой песни, с целью выявить индивидуальные особенности кандидата и
определить его творческий потенциал.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на развитие
вокальных и сценических данных (внешний вид, образ), физических
возможностей, Танцевально-эстетическое воспитание и вокально-техническое
развитие детей идут взаимосвязано и неразрывно.
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы
сочетается работа в вокальной группе и пение дуэтом, трио). Задачи
ансамблевого певческого развития обучающихся будут решаться в процессе
практических занятий (упражнений, этюдов и импровизаций), репетиционных
работ и работ над концертными номерами, и сценических выступлений
(участие в концертах, конкурсах, фестивалях). Работа в ансамбле развивает у
обучающихся вокально-ансамблевые навыки, которые предполагают умение
петь в ансамбле, учитывая тембр, динамику, метроритмику, звуковедение,
дикцию, ритмопластичность движений, слуховую координацию и внешний
образ всего ансамбля.
Обучение строится на основе выбранного репертуара каждого конкретного
учебного года. На сводных репетициях осуществляется постановка
ансамблевых номеров. Концертная деятельность может быть представлена
солистами, дуэтами, ансамблем.
Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с
концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах
обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность
выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену
обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим
занятиям и приобретает необходимую для певца эмоциональную устойчивость
к публичным выступлениям. В отчетных концертах принимают посильное
участие все учащиеся вокальной студии.
В организации учебного процесса реализованы как разноуровневый, так и
разновозрастной подход. Особенности работы в студии обусловлены и
6

возрастными возможностями обучающихся в воспроизведении вокального
материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный
для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес
и желание заниматься эстрадным сольным и ансамблевым пением.
Принципы подбора репертуара: Репертуар, подбирается таким образом,
чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе
которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования,
дикции, тренировать вокальный аппарат.
Для разучивания подбираются контрастные между собой произведения,
песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные,
весёлые) и различные по тематике. Дети исполняют произведения, специально
написанные для этого возраста композиторами: В. Шаинский, Ю. Чичков, А
Рыбников, Р.Паулс, А. Сиротин.
Высокие требования предъявляются к музыкальному сопровождению.
Эмоциональная выразительность, способность точно передать характер
музыки, определенный ритм и темп – вот те критерии, которые должны
учитываться при подборе музыкального материала. Данная функция
выполняется профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером, который
осуществляет сопровождение программы в объёме: 1-4 года обучения – по
144ч.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий:
 беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями видеоматериалами;
 практические занятия, на которых обучающиеся осваивают музыкальную
грамоту, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют
творческие задания;
 занятие-постановка,
репетиция,
сводная
репетиция,
на
которой
отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности
обучающихся.
 открытое занятие проводится для родителей.
 выездное занятие – посещение музеев, концертов, праздников.
Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча,
концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях.
Методы обучения:
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, анализ музыкального
произведения;
- наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения; наблюдение;
- практический: вокальные упражнения, тренировочные упражнения
Способы определения результативности

7

С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический
мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и
итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных
таблицах.
Виды контроля
Входной
Текущий

Промежуточный
Итоговый

Формы контроля
Прослушивание. Собеседование
Наблюдение педагога в ходе занятий и
выступлений на концертах и праздничных
мероприятиях учреждения, района, города, а
также участия в музыкальных конкурсах
районного и городского уровней.
Наблюдение педагога при выполнении
самостоятельной работы.
Контрольное занятие. Открытое занятие.
Отчѐтный концерт
Открытое занятие. Отчѐтный концерт.
Учитываются результаты участия детей в
конкурсах, фестивалях, в концертах.

Сроки
Сентябрь
В течение всего
периода обучения.

Декабрь. Май.
В конце обучения
по данной
программе.

Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 педагогическое наблюдение,
 беседа;
 опрос, анкетирование;
 тестирование;
 обсуждение результатов по итогам проведения открытых занятий.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
программы
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать
новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Общие критерии оценивания результатов:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
8

 уровень сформированности таких качеств, как ответственность,
познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение
взаимодействовать в группе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
Показатели уровня общего музыкального развития и вокальных способностей:
 Ладовое чувство
 Музыкально-слуховые представления
 Чувство ритма
 Чистота интонирования
 Техника речи, вокальная дикция
 Певческое дыхание
 Звукообразование
 Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни
Показатели уровня развития вокально-эстрадных способностей:
 Основы эстрадного пения;
 Музыкальная грамота;
 Программные произведения
 Звукообразование;
 Певческое дыхание;
 Артикуляция;
 Слуховые навыки;
 Навыки эмоциональной выразительности;
 Опыт творческой деятельности. Показатели уровня развития
артистических способностей:
 Ориентирование в сценическом пространстве
 Сценическая культура поведения
 Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 анкеты;
 дневник педагогических наблюдений;
 электронная база достижений обучающихся;
 система оценки качества результатов освоения программы (Приложение №
1).
Итоговая аттестация обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация
обучающихся проводится в следующих формах: фестиваль, концерт. Для
9

проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в
состав которой входят представители администрации образовательной
организации, руководители структурных подразделений, методисты, педагоги
дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную
категорию. Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе
итоговой аттестации обучающихся, если обучающийся полностью освоил
дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел
итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании
программы.
Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители
(законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой
деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную помощь
в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам. В течение года
предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных
встреч, бесед, открытых занятий для родителей.
Учебный план

Сценическое движение

Количество часов по годам обучения
1 г/о
2 г/о
3 г/о
4 г/о
36
36
36
36

Итого

36

Название

36

36

36

Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Количество часов
№
п/п

Название темы, раздела

Всего

теория

практи
ка

1

1

0

4

2

3

6

0

5

4.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Знакомство с различной манерой
сценического движения.
Использование элементов ритмики,
сценической культуры.
Физические упражнения.

6

0

6

5.

Сценическая хореография.

4

0

4

6.

Работа над жестом, раскрытие
певческого образа.
Подготовка и проведение

5

0

5

10

0

10

1.
2.
3.

7.

10

Формы
аттестации/
контроля
Пед/наблюдение
беседа
Пед/наблюдение
беседа
Пед/наблюдение
Беседа, опрос
Пед/наблюдение
Беседа, опрос
Пед/наблюдение
Беседа, опрос
Пед/наблюдение
беседа
Пед/наблюдение

праздников. Концертная
деятельность.
Итого

36

3

33

Содержание курса 1 года обучения.
Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с предметом Сценическое движение, внешний вид на занятии,
различные стили и манера исполнения.
Тема 2. Знакомство с различной манерой сценического движения.
Различные сценические ходы, темпы, танцевальные движения.
Практика: Видео просмотры Бродвейских мюзиклов.
Тема 3. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Практика: Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
Тема 4. Физические упражнения.
Практика: Различные упражнения на полу, общая физическая
подготовка, работа над осанкой.
Тема5. Сценическая хореография.
Практика: Танцевальные комбинации в стиле Бродвейский джаз, HipHop. Разучивание хореографии для конкретного песенного репертуара.
Тема 6. Работа над жестом, раскрытие певческого образа.
Практика: Работа над жестом, подачей. Взгляд. Амплитуда движения.
Тема 7. Подготовка и проведение праздников. Концертная
деятельность.
Практика: Подготовка и проведение концертов, праздников, отчетных
мероприятий.
Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п

Количество часов
Название темы, раздела

Формы
аттестации/
контроля

теория

практика

4

2

2

Пед/наблюдение,
беседа

2

1

1

8

1

7

4.

Координация движения. Распределение
тела в сценическом пространстве.
Взаимодействие с партнером.

4

1

3

5.

Импровизация.

2

1

1

6.

Работа над репертуаром.

16

0

16

Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
Беседа, опрос
Пед/наблюдение,
Беседа, опрос
Пед/наблюдение,
Беседа, опрос
Пед/наблюдение,
Концерт,

Всего

Сценическое движение
1.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Гимнастическая
растяжка.
2.
Равновесие.
3.

11

открытое занятие
Итого:

36

6

30

Содержание курса 2 года обучения.
Содержание курса 2 года обучения.
Тема 1. Гимнастическая растяжка.
Что такое растяжка и для чего она нужна. За счет чего мы тянемся. Как
правильно растягиваться. Дыхание – важный элемент растяжки.
Практика: Упражнения на растяжку: «Корзинка», «Кошечка», «Цапля»,
«Журавль», «Змея», «Паучки», «Меч», «Замок», «Спящий дракон».
Тема 2. Равновесие.
Что такое равновесие и для чего оно нужно. Как развивать равновесие.
Причины сохранения равновесия. Дыхание как необходимый элемент
равновесия. Сосредоточенность – возможность сохранять равновесие.
Практика: Игры и упражнения на развитие равновесия:«Орлы», «Цапля»,
«Циркуль», «Грибок», «Петухи», «Мостик», «Борьба цветов», «Змея» и др.
Тема 3. Координация движения. Распределение тела в сценическом
пространстве.
Какие части тела я знаю. Особенности движения различных частей тела.
Движение частей тела в жизни вместе и отдельно. Кости и суставы; как с ними
обращаться.
Практика :Игры и упражнения на разогрев, умение работать телом:
«Вертолет», «Горнолыжник», «Наша Таня», «Растущие крылья», «Штаны на
веревочке».
Тема 4. Взаимодействие с партнером.
Принципы и условия взаимодействия с партнером. Партнер в театре. Партнер
как предмет и зритель. Я – партнер: требования, желания, ощущения. Как
правильно работать с партнером.
Практика Игры и упражнения на развитие внимания и доверия к
партнеру: «Воздушная подушка», «Веревочка», «Расположение к себе»,
«Паутинка», «Скульптурная группа», «Танец для полных», «Силовое поле»,
«Замок», «Контакт», «Мостик».
Тема 5. Импровизация.
Понятие импровизации, ее основы и необходимость. Ошибки в импровизации.
Импровизация под музыку.
Практика: Игры и упражнения на развитие импровизации: «Балет»,
Пляски мира», «Кривое зеркало», «Волны».
Тема 6. Работа над репертуаром.
Практика: Постановка отдельных песенных номеров. Раскрытие
образа. Умение «держаться» на сцене, работа со зрителем.
Учебный (тематический) план 3 год обучения
№

Название темы, раздела

Количество часов
12

Формы

п/п

Всего

теория

практика

аттестации/
контроля

Раздел Сценическое движение
1.

2.
3.

4.

5.
6.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
.Гимнастическая растяжка.
Ритмические движения.

4

2

2

Пед/наблюдение,
беседа

2

1

1

Сюжетные движения.
Координация движения.
Распределение тела в
сценическом пространстве.
Сценическая постановка
произведения. Взаимодействие с
партнером.
Сценический имидж.
Импровизация.
Работа над репертуаром.

6

1

5

Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
Беседа, опрос

6

1

5

Пед/наблюдение,
Беседа, опрос

4

1

3

14

0

14

Пед/наблюдение,
Беседа, опрос
Пед/наблюдение,

Итого

36

6

30

Содержание курса третьего года обучения.
Тема 1. Гимнастическая растяжка.
Вводное занятие. Повторение материала 2 года обучения. Что такое растяжка и
для чего она нужна. За счет чего мы тянемся. Как правильно растягиваться.
Дыхание – важный элемент растяжки.
Практика: Упражнения на растяжку: «Корзинка», «Кошечка»,
«Цапля», «Журавль», «Змея», «Паучки», «Меч», «Замок», «Спящий дракон».
Тема 2. Ритмические движения.
Ритмика. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве. Позиции
и движения головы, рук, ног.
Практика: Выполнение различных ритмических упражнения под музыку.
Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, за спиной ит.д.).
Игры и упражнения на развитие равновесия: «Орлы», «Цапля», «Циркуль»,
«Грибок», «Петухи», «Мостик», «Борьба цветов», «Змея» и др.
Тема 3. Сюжетные движения.
Координация движения. Распределение тела в сценическом пространстве.
Сюжетные движения. Сюжетные игры. Движение частей тела в жизни вместе и
отдельно. Кости и суставы; как с ними обращаться.
Практика: Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на
конкретных подражательных образах, хороршо знакомых обучающимся.Игры и
упражнения на разогрев, умение работать телом: «Вертолет», «Горнолыжник»,
«Наша Таня», «Растущие крылья», «Штаны на веревочке».
Тема 4. Сценическая постановка произведения. Взаимодействие с
партнером.
Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на
конкурсах.
13

Принципы и условия взаимодействия с партнером. Партнер в театре. Партнер
как предмет и зритель. Я – партнер: требования, желания, ощущения. Как
правильно работать с партнером.
Практика: Анализ выступлений – просмотр видео (конкурсы детского
Евровидения, Голос).
Игры и упражнения на развитие внимания и доверия к партнеру:
«Воздушная подушка», «Веревочка», «Расположение к себе», «Паутинка»,
«Скульптурная группа», «Танец для полных», «Силовое поле», «Замок»,
«Контакт», «Мостик».
Тема 5. Сценический имидж. Импровизация.
Раскрытие темы. Что такое имидж? Как он влияет на человека? Эстрадный
имидж. Импровизация, ее основы и необходимость. Ошибки в импровизации.
Импровизация под музыку.
Практика: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование
сценической культуры. Игры и упражнения на развитие импровизации:
«Балет», Пляски мира», «Кривое зеркало», «Волны».
Тема 6. Работа над репертуаром.
Отработка сценического движения (жест, мимика, раскрытие образа).
Практика: Постановка отдельных песенных номеров. Раскрытие образа.
Умение «держаться» на сцене, работа со зрителем.
Учебный (тематический) план 4 года обучения
№
п/п

Количество часов
практ
Всего теория
ика

Название темы, раздела

Формы
аттестации/
контроля

4

2

2

Пед/наблюдение
беседа

2.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Гимнастическая
растяжка.
Ритмические движения.

2

1

1

3.

Сюжетные движения.

6

1

5

4.

10

1

9

5.

Сценическая постановка
произведения.
Сценический имидж.

4

1

3

6.

Работа над репертуаром.

10

0

10

Пед/наблюдение
беседа
Пед/наблюдение
Беседа, опрос
Пед/наблюдение
Беседа, опрос
Пед/наблюдение
Беседа, опрос
Пед/наблюдение

Итого:

36

6

30

1.

Содержание курса 4 года обучения.
Тема 1. Гимнастическая растяжка.
Растяжка. Как правильно растягиваться. Дыхание – важный элемент растяжки.

14

Практика: Упражнения на растяжку: «Корзинка», «Кошечка», «Цапля»,
«Журавль», «Змея», «Паучки», «Меч», «Замок», «Спящий дракон».
Тема 2. Ритмические движения.
Ритмика. Простые танцевальные шаги. Движения рук. Сохранение осанки и
певческой опоры при движении. Ритм и темп при движении.
Практика: Выполнение различных ритмических упражнения под музыку.
Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, за спиной ит.д.).
Игры и упражнения на развитие равновесия: «Орлы», «Цапля», «Циркуль»,
«Грибок», «Петухи», «Мостик», «Борьба цветов», «Змея» и др.
Тема 3. Сюжетные движения.
Сюжетные движения. Вокально-двигательная координация.
Практика: Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на
конкретных подражательных образах. Игры и упражнения на разогрев, умение
работать телом: «Вертолет», «Горнолыжник», «Наша Таня», «Растущие
крылья», «Штаны на веревочке».
Тема 4. Сценическая постановка произведения.
Разогрев – подготовка мышц к нагрузке. Изоляция- движение различных частей
тела независимо друг от друга (руки, ноги, голова, плечи). Различные виды
шагов. Развитие техники дыхания через двигательную дыхательную
активность.
Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на
конкурсах.
Практика: Анализ выступлений – просмотр видео (конкурсы детского
Евровидения, Голос).
Тема 5. Сценический имидж.
Раскрытие темы. Что такое имидж? Как он влияет на человека? Эстрадный
имидж.
Практика: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование
сценической культуры. Игры и упражнения на развитие импровизации:
«Балет», Пляски мира», «Кривое зеркало», «Волны».
Тема 6. Работа над репертуаром.
Отработка сценического движения (жест, мимика, раскрытие образа).
Практика: Анализ выступлений (как подается произведение, как
раскрывается художественный образ). Постановка отдельных песенных
номеров. Раскрытие образа. Умение «держаться» на сцене, работа со зрителем.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися 1-го года обучения
Личностные результаты:
 проявление интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;

15

 стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в
коллективе;
 понимание необходимости здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
 получат навыки взаимодействия в коллективе;
 получат навыки самоорганизации;
 развитые чувство ритма и координации;
 развитые память, внимание.
Предметные результаты:
 знание основных понятий о пении (строение голосового аппарата,
звукообразовании, звукоизвлечении, дыхании, чистоте интонирования).
 знание об охране и гигиене голосового аппарата;
 знание о творческой деятельности известных авторов и исполнителей.
 знание и умение выполнять комплексы артикуляционной гимнастики;
 знание и умение выполнять комплексы дыхательной гимнастики;
 умение чисто интонировать, петь на дыхании;
 умение петь чисто и слаженно несложные песни в унисон с сопровождением
и без сопровождения инструмента, фонограммы.
Планируемые результаты освоения обучающимися 2-го года обучения
Личностные результаты:
 проявление устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
 проявление воли, дисциплинированности;
 стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
 умение преодолевать мышечные зажимы;
 развитые чувство ритма и координации;
 развитое воображение;
 умение работать самостоятельно.
Предметные результаты:
 знание о строении голосового аппарата, о певческом дыхании;
 знание о правильном формировании звуков: гласных и согласных;
 знание о построении фразы, предложений, кульминации в работе над песней;
 стремление к чистоте интонирования и ровности звучания;
 умение петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
 понимание дирижерских жестов и умение следовать им;
 умение применять навыки дыхательных упражнений в пении;
 умение эмоционально отображать музыкальное произведение.
Планируемые результаты освоения обучающимися 3-го года обучения
Личностные результаты:
 проявление настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности;
16

 научатся критично оценивать свой труд;
 стремление к открытому, позитивному взаимодействию, взаимопомощи
внутри коллектива.
Метапредметные результаты:
 умение держаться на сцене;
 получат навыки анализа своего выступления и выступлений товарищей;
 развитая пластическая выразительность.
Предметные результаты:
 знание основ начальной музыкальной грамотности, музыкальных терминов,
об атаке звука, о дикции, о тембрах;
 умение соблюдать певческую установку при пении;
 умение владеть подвижностью голоса в соответствии со способностями и
физическим состоянием обучающегося;
 умение петь выразительно, осмысленно двухголосие.
 умение при содействии педагога делать исполнительский анализ;
 умение выявлять тембр, голосовой окраски;
 умение чисто интонировать; петь на цепном дыхании; пользоваться мягкой
атакой;
 умение импровизировать;
 умение петь с разными видами микрофонов;
 умение соединить пение и танец, пользуясь навыками дыхания под музыку.
Планируемые результаты освоения обучающимися 4-го года обучения
(выпускники)
Личностные результаты:
 проявление настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности,
самоконтроля;
 развитое чувство ответственности перед коллективом, осознанное чувство
принадлежности к нему;
 сформированная общая культура поведения;
 сформированное осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
 развитые навыки публичных выступлений;
 развитые пластическая выразительность, чувство ритма и координации;
 развитая артистическая смелость;
 развитые память, внимание, воображение, мышление;
 развитые коммуникативные навыки.
Предметные результаты:
 знание разных типов дыхания, о координации между слухом и голосом, об
артикуляции звука в резонаторном пространстве;
 знание об основах эстрадного вокала, о сценическом образе;
 умение чисто интонировать;
 умение пользоваться верхним и диафрагмальным дыханием;
 расширение диапазона голоса;
17

 умение целесообразно использовать режимы звуковых регистров;
 умение создавать и воплощать сценический образ, передавать
произведениях эмоциональное состояние
 умение исполнить несколько концертных номеров.

в

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература:

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996;

Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.,

Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос;

Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер,
2007.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.

Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих
технологий в условиях вокального коллектива .Сост. Хазиахметова, Л.Ф. 2019;

Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7
лет/ Сост. Орлова Т.М.,;

Фонотека (флэш-носитель, диски);

Методическая продукция (сборники упражнений, статьи и рекомендации
для педагогов по вокалу).
Дидактический материал:
– Наглядные пособия: таблицы, плакаты по темам: «Строение голосового
аппарата», «Средства вокальной выразительности»
– «Нотная грамота»;Информационная и справочная литература;
– Портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей;
– Картотека фонограмм, видеотека записей выступлений эстрадных певцов
разных эпох, направлений, стилей;
– Видеозаписи выступлений воспитанников студии;
– Учебно
–
познавательные
видеоматериалы
профессиональной
направленности, видео - и аудиокурсы по вокальным методикам
различных авторов: «Фонопедическому методу» В. В. Емельянова,
«Пению в речевой позиции» С. Риггса.
Кадровое обеспечение программы.
Педагог со средним профессиональным или высшим образованием,
имеющий специальное образование в данной области, обладающие знаниями в
области педагогики и психологии.
Одновременно
с
педагогом
дополнительного
образования,
непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы,
18

группы вокальной студии сопровождает концертмейстер со средним или
высшим образованием, обладающий специфическими профессиональными
навыками, а также владеющий звуковой, аудио и видео техникой.













Материально-технического обеспечение.
Необходимый для реализации дополнительной общеобразовательной
программы перечень материально-технического обеспечения содержит:
кабинет для занятий с необходимым звуковым техническим
оборудованием;
музыкальный инструмент (фортепиано);
музыкальный центр;
компьютер;
концертные костюмы;
гимнастические коврики.
микрофоны - 4 шт.;
стойки для микрофонов - 4 шт.
микшерский пульт - 1 шт.;
усилитель – 1шт.
колонки – 2 шт.
Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2001.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, 2000.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной
школы. М.: Аквариум, ГИППВ.
4. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения»,
Научно-методическая разработка. М.: 1999.
5. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
6. Вайкель Б. О пении и прочем учении.- М.: Аграф, 2002.
7. Варкин Н.А., Калинина Н.Н., Творческо-эстетическое развитие ребёнка. –
СПБ.: РЕЦ, 2002.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Педагогическое общество
России, 2001.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса, - СПБ.: 2002.
10.И. Исаева Эстрадное пение, экспресс курс развития вокальных
способностей. М.:АСТ: Астрель, 2008.
11.Костарев В.П. Вокальное произведение – как синтез искусств. Екатеринбург,
2005.
12.Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании
детей. Москва «Просвещение», 2011 Методическое пособие под редакцией
Е.П. Кабковой.

19

13.Лопухов А.В., Ширяев А.В.Бочаров А.И. Основы характерного танца. –
Спб.: «Издательство Планета музыки»; Издательство «Лань»,2010.
14.Львова Н. Калейдоскоп. – Международное издательство «Гуманистка», Спб,
2003.
15.Михайлова М.Р. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1999.
16.Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Из опыта
работы муз. руководителей дет. садов./Авт. сост. С.И. Белкина, Т.П. Ломова,
Е.Н. Соковина., – М. Просвещение, 1984.
17.Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов.
18.Секрет танца. Составитель Т.К. Васильева.- СПб.; ООО «Золотой век», 1997.
19.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
20.Ткаченко Т.С. Народный танец. – М. «Искусство», 1967.
21.Тронина П.И. Из опыта педагога-вокалиста, М., Музыка 1998.
22.Юдина Е.И. первые уроки музыки и творчества. – М. аквариум, 2002.
23.Ригс С. Пойте как звёзды. Сост. и ред. Дж. Д Карателло, СПб.: Питер, 200.
24.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго
поколения.
25.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
26.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г.
N1726-р.
27.«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
28. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд.
«Тетра Системс», 2007.
29. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.
30. Нисбетт А. Применение микрофонов. - М., 1991. 7. Одарённые дети
(концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе
дополнительного образования). - М., 1998.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. Нотное приложение.
2. Мерзлякова С.И. Песни и упражнения для развития голоса.
Москва.: ТЦ «Сфера» 2014.
3. Мадорский Л.,А. Зак Музыкальное воспитание ребёнка. – Москва.: Айрис
ПРЕСС.2011
4. Сборники песен В.Шаинского, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А.
Рыбникова, Р. Паулса и др.
5. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1993.
6. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998.

20

Перечень научных рецензируемых журналов
1. Музыка в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/music/index.php?page=2013
2. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://muspalitra.ru/
Аннотация
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Сценическое
движение в студии эстрадного вокала» предназначена для реализации в
системе дополнительного образования в возрасте от 6 до 17 лет. Срок
реализации составляет 4 года.
Целью является создание условий для выявления, развития и
реализации музыкально-творческих способностей детей средствами эстрадного
вокала.
Дополнительная общеобразовательная программа ориентирована на
формирование духовно-нравственных ценностей, воспитания музыкальновокальной культуры детей. Даёт необходимый теоретический и практический
объём знаний, умений и навыков в области эстрадного пения. Предполагает
обучение детей сольному и ансамблевому исполнительству, а также развитие
творческих возможностей каждого обучающегося.
Программный материал осваивается поэтапно. В зависимости от возраста и
индивидуальных вокальных данных. Освоение основных приёмов эстрадного
вокала, импровизацией, музыкально-познавательные беседы, слушание музыки,
концертная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях – способствует
реализации возможностей и способностей ребёнка.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на развитие
сценических данных (внешний вид, образ), физических возможностей,
артистизма.

21

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для оценки качества результатов освоения обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
применяется комплексная система оценивания сформированности личностных,
метапредметных и предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
творческих задач

1. Вступает во взаимодействие с детьми

2

3

4

Проявляетс
я
/не
проявляетс
я

2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в указанный
Ответственность
срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
заданий, известных,
4. Адекватно реагирует на оценку своего
повторяющихся
труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
22

5

6

2. Охотно (без давления педагога) принимает
идентичность
Индивидуальное
участие в мероприятиях, важных для группы
чувство
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
принадлежности к
3. Предлагает свою помощь при проведении
творческому
важных для группы дел (мероприятий)
объединению.
4. Положительно высказывается об отношении
Убежденность в
к группе, Дворцу.
собственной
5. Положительно оценивает свою роль и место
значимости для
в детском творческом коллективе.
развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
1. Музыкальные термины.
Предметные знания
2. Строение голосового аппарата, органа,
гигиена голоса.
3. Техника исполнительства.
4. Основы звукообразования.
5. Приемы звукообразования.
Среднее арифметическое
1. Дыхательная гимнастика.
Предметные умения
2. Комплекс упражнений (распевки).
3. Эмоциональная выразительность.
4. Интонация в произведениях.
5. Звуковедение.
Среднее арифметическое

Предметные:
 Развитие интереса к певческой деятельности и к музыке в целом, к
сценической деятельности.
 Научить основам эстрадного вокала, сценического движения.
 Сформировать навыки певческой установки обучающихся.
 Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память.
 Развитие голоса: его силы, диапазона; слуха, сценической выдержки.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося,
на развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые
соответствуют:
высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных
ориентаций;
осознанный,
целенаправленный
характер
23

деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел,
ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые.
На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося
наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и
производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Числовое значение
Сентябрь

Декабрь

Май

Результативность
освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».