Студия эстрадного вокала «Музыкальная карамелька»

Муниципальное
автономное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества
детей и молодежи
«Одаренность и технологии»

Рассмотрено
Экспертно-методическим советом
протокол № 1 от 29.08.2022 г.
Председатель_______________А.С.Лисина

УТВЕРЖДЕНО
приказом И.о.директора МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»
от 01.09.2022 № 240-од
_____________________Е.В.Сергеева

Студия эстрадного вокала «Музыкальная карамелька»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 6 до 17 лет, срок реализации – 4года
художественная направленность

Автор-составитель:
Хазиахметова Лилия Флюровна
педагог дополнительного
образования высшей
квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Основные характеристики.
Пояснительная записка.
Голос – музыкальный инструмент, дарованный человеку природой.
Использовать этот музыкальный инструмент, то есть вокализировать звуки,
человек начал ещё до того, как появилась речь. Поэтому искусство пения –
одно из древнейших видов искусств. Уже в эпоху античности люди начали
заниматься пением профессионально. Вокальное искусство – эмоциональнообразное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса – это
вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения
певческим голосом.
Вокал в наше время – один из наиболее массовых видов искусства, без
которого практически не обходится ни одно мероприятие, ни один концерт,
праздник, ни одно торжество. Эстрадное пение сочетает в себе множество
песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. В
эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза,
это так же и авторская песня, и элементы рок музыки. Эстрадное пение
вызывает у современных детей и подростков огромный интерес. Приобщение
детей к певческому искусству в жанре эстрадного вокала способствует
развитию творческих способностей.
Занятия эстрадным вокалом стимулируют формирование особых
качеств:
наблюдательности,
умение
сопоставлять,
анализировать,
комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых
любому молодому человеку 21 века. Вместе с этим занятия эстрадным
вокалом помогают реализовать потребность в общении со сверстниками и
развить умение общаться внутри детского коллектива.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Студия эстрадного вокала «Музыкальная
карамелька»: по содержанию является художественной, по форме
организации – студийной, по времени реализации – долгосрочной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996);
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории свердловской области
на период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы.
Дополнительному образованию, согласно
Концепции развития
дополнительного образования детей, на современном этапе развития системы
образования в России отводится одна из ведущих ролей в «удовлетворении
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии». Значимую роль в
воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения
на лучших и достойных образцах выполняет искусство и культура. Эстрада искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на
человека, и поэтому является одним из важных средств формирования
нравственных и эстетических идеалов. Кроме того, занятия вокалом
позволяют работать над формированием ценностного отношения к здоровью,
как базовой национальной ценности. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа позволяет детям не только заниматься пением,
но и развиваться в хореографическом плане на занятиях сценическим
движением.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Студия эстрадного вокала «Музыкальная карамелька» направлена на
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа «Студия эстрадного вокала «Музыкальная карамелька»
ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления
стратегии социально-экономического развития Свердловской области на
2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей
Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития
творческого потенциала населения.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 6 до 17 лет, с
учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий.
Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Принципы формирования учебных групп.
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным
уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми программы
различный. Количество детей в группах: 1-3 год обучения – 12 - 15 человек, 4
год обучения – 10-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся.
У детей 6-9 лет особенности строения голосового аппарата
ограничивают их исполнительские возможности. Для них отбирается
специальный репертуар: песни с доступным содержанием, простым
построением и удобным диапазоном. Дети в этом возрасте отличаются
подвижностью,
любознательностью,
большой
активностью
и
непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий
одним видом деятельности должно быть ограниченным по времени.
В возрасте от 10 до 14 лет у детей наступает пора голосовой мутации.
Мутационные явления происходят не у одних только мальчиков, но и у
девочек, поэтому выбрасывать из поля зрения это обстоятельство никак
нельзя. Необходимо очень внимательно подходить к выбору репертуара.
Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности.
Подростки 15-17 лет имеют уже окрепший певческий аппарат, способны
управлять голосом. В этом возрасте уже складываются собственные

моральные установки и требования. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную
подготовительную
работу,
упорно
преодолевая
препятствия. Стремятся к социальному утверждению.
Взаимодействие обучающихся разного возраста внутри коллектива
имеет большое воспитательное значение. Оно дает возможность младшим
детям быстрее и легче перенять опыт, знания и навыки, глядя на старших
товарищей. Общение же старших детей с малышами способствует развитию
у них самостоятельности и организаторских способностей, способствует
реализации потребности в опеке или покровительстве. Такое общение в
совместной деятельности способствует гуманизации отношений среди детей,
воспитанию гражданских и нравственных качеств, взаимовлиянию и
взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации
особенностей каждого возраста.
Режим занятий.
Раздел «Вокал»: 1 год обучения – по 2 часа 2 раза в неделю; 2,3,4 годы
обучения – по 3 часа 2 раза в неделю. Продолжительность одного
академического часа 45 минут, перерыв между занятиями составляет 10
минут.
Объем
и
сроки
реализации
(освоения)
дополнительной
общеобразовательной программы.
Программа реализуется в течение 4 лет, количество часов на группу в 1
год обучения составляет 144 часа, 2,3,4 годы обучения – по 180 часов в год.
Общий объем учебных часов на весь период обучения – 684 часов.
Уровень программы.
Программа «Студия эстрадного вокала «Музыкальная карамелька»
построена в соответствии с базовым уровнем сложности, используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы. Базовый уровень
предполагает развитие музыкальных способностей и вокальных данных
обучающихся, мотивацию к творческой деятельности, получение навыков
ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий:
– беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями видеоматериалами;
– практические занятия, на которых обучающиеся осваивают
музыкальную грамоту, слушают и анализируют прослушанную музыку,
выполняют творческие задания;
– занятие-постановка, репетиция, сводная репетиция, на которой
отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности
обучающихся;

открытое занятие проводится для родителей;
– мастер – классы;
– круглый стол;
– выездное занятие – посещение музеев, концертов, праздников.
Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча,
концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях.
Методы обучения:
– словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, анализ музыкального
произведения;
– наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом
приёмов исполнения; наблюдение;
– практический: вокальные упражнения, тренировочные упражнения
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы:
– фестиваль;
– концерт;
– конкурс.
Отличительной особенностью является то, что в содержание
программы включены интонационно-фонопедические упражнения В.В.
Емельянова, элементы дыхательной гимнастики, разработанной педагогомвокалистом А.Н. Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, музыкальноритмические упражнения. Выполнение этих упражнений способствует
сохранению и укреплению здоровья детей, процесс обучения вокалу
проходит быстрее, легче и интенсивней, что является основой значительного
роста их музыкальных и творческих способностей.
Организация образовательного процесса.
Дети приходят в студию с разным уровнем подготовки, темп освоения
детьми дополнительной общеобразовательной программы различный.
Воспитанники, поступающие в студию, проходят прослушивание,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к вокальной
деятельности. На вводном занятии учащимся предлагается исполнить одну
любую песню современных авторов, повторить ритмические фигуры,
заданные педагогом, исполнить движения под музыку. Группы формируются
по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности того или
иного учащегося к восприятию сложности изучаемого материала.
Дети 9-17 лет могут быть приняты сразу на 2 и 3 года обучения после
предварительного прослушивания, собеседования с педагогом, исполнения
знакомой песни, с целью выявить индивидуальные особенности кандидата и
определить его творческий потенциал.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на
развитие вокальных и сценических данных (внешний вид, образ), физических
возможностей.
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы
сочетается работа в вокальной группе и пение дуэтом, трио). Задачи
ансамблевого певческого развития обучающихся будут решаться в процессе

практических
занятий
(упражнений,
этюдов
и
импровизаций),
репетиционных работ и работ над концертными номерами, и сценических
выступлений (участие в концертах, конкурсах, фестивалях). Работа в
ансамбле развивает у обучающихся вокально-ансамблевые навыки, которые
предполагают умение петь в ансамбле, учитывая тембр, динамику,
метроритмику, звуковедение, дикцию, ритмопластичность движений,
слуховую координацию и внешний образ всего ансамбля.
Обучение строится на основе выбранного репертуара каждого
конкретного учебного года. На сводных репетициях осуществляется
постановка ансамблевых номеров. Концертная деятельность может быть
представлена солистами, дуэтами, ансамблем.
Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с
концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах
обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность
выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену
обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим
занятиям и приобретает необходимую для певца эмоциональную
устойчивость к публичным выступлениям. В отчетных концертах принимают
посильное участие все учащиеся вокальной студии.
В организации учебного процесса реализованы как разноуровневый,
так и разновозрастной подход. Особенности работы в студии обусловлены и
возрастными возможностями обучающихся в воспроизведении вокального
материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный
для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить
интерес и желание заниматься эстрадным сольным и ансамблевым пением.
Принципы подбора репертуара: Репертуар, подбирается таким
образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса,
на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания,
звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.
Для разучивания подбираются контрастные между собой произведения,
песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные,
весёлые) и различные по тематике. Дети исполняют произведения,
специально написанные для этого возраста композиторами: В. Шаинский, Ю.
Чичков, А Рыбников, Р.Паулс, А. Сиротин.
Высокие требования предъявляются к музыкальному сопровождению.
Эмоциональная выразительность, способность точно передать характер
музыки, определенный ритм и темп – вот те критерии, которые должны
учитываться при подборе музыкального материала. Данная функция
выполняется профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером,
который осуществляет сопровождение программы в объёме: 1-4 года
обучения – по 144ч.
Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители
(законные представители) принимают активное участие в культурнодосуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают
посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и

конкурсам. В течение года предусматривается проведение родительских
собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий для родителей.
Программа «Студия эстрадного вокала «Музыкальная карамелька»
реализуется о разделом «Вокал».
Раздел «Вокал». Обучение вокальному искусству. Программный
материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных
вокальных данных ребёнка. Каждый ребёнок в процессе обучения
последовательно осваивает технику эстрадного пения (дыхание,
звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощённость, координация
голоса). Репертуар для каждой возрастной группы подбирается с учетом
возрастных, психологических особенностей обучающихся, вокальных
данных.
Педагогическая целесообразность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, так как при её реализации
используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного
и
дифференцированного обучения, технология сотрудничества, применяются
технологии развивающего обучения, здоровьесбережения, а также
проводится подготовка и участие в концертах, в конкурсных мероприятиях.
Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать
содержание программы к индивидуальным особенностям каждого
обучающегося в разновозрастном коллективе, помогает осваивать программу
в оптимальном темпе для каждого, и способствует достижению высоких
результатов обучающихся с разным стартовым уровнем вокальных
возможностей.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы: выявление, развитие и реализация музыкальнотворческих способностей детей посредством эстрадного вокала.
Задачи:
Обучающие:
– формирование вокальных навыков и эстрадно-исполнительских
качеств;
– обучение приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля;
– обучение грамотному исполнению элементарных танцевальных
движений;
– обучение навыкам ансамблевого пения, сценического мастерства,
правильного певческого дыхания;
– формирование стереотипа координации деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:

– развитие голоса: его силы, диапазон, музыкальной памяти и слуха,
сценической выдержки;
– развить артистические данные;
– расширить диапазон голоса.
Воспитательные:
 воспитание высокой исполнительской культуры;
 воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность
– высокие нравственные качества;
 воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;
 воспитание ответственности за личные и коллективные успехи.
Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные
дни

Зимние
каникулы

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.

4.11.;23.02.;

10.05. - 30.05.

1 полугодие –
15 недель

08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

01.06. 31.08.

2 полугодие –
11 недель

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный план
Название

Количество часов по годам обучения
1 г/о
2 г/о
3 г/о

4 г/о

Вокал

144

180

180

180

Итого

144

180

180

180

Учебный (тематический) план 1 года обучения.
№
п/
п

Количество часов
Название темы, раздела

Раздел: Вокал

Всег
о

теори прак
я
тика

Формы
аттестации/
контроля

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Наши любимые мелодии. Обзор
Детские эстрадные песни.
Знакомство с современными
солистами и детскими группами.
Постановка голоса. Охрана
голоса, гигиена. Образование
звука. Профилактика
заболеваний.
О пении. Что это такое? Работа
над элементарными приёмами
пения. Строение голосового
аппарата.
Звукообразование.
Работа над дыханием. Чистота
интонирования.
Артикуляционная гимнастика
для губ и языка.
Кантилена и гласные в пении.

10. Дикция.

2

1

1

Собеседование

2
8

1
2

1
6

Прослушивание
Прослушивание

14

2

12

Прослушивание

20

4

16

Прослушивание

24

4

20

Прослушивание

16

2

14

Прослушивание

10

2

8

Прослушивание

2

2

0

Прослушивание

6

3

3

Прослушивание

11. Подбор и разучивание
26
10
16
репертуара.
12. Концертная деятельность
6
2
4
Итого:
144
35
109
Содержание курса 1 года обучения.
Раздел Вокал

Прослушивание
Концерт

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с рабочим
кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника
безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях
и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма
для занятий, сменная обувь и т.д.).
Объяснение детям целей занятий. Знакомство в форме игры «Общий круг –
добрый круг». Прослушивание музыкальных способностей. Задания на чувства
наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений.
Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными
правилами поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по ТБ.
Тема 2. Наши любимые мелодии. Обзор.
Теория: Слушание знакомых мелодий: колыбельных, танцевальных и т.д.
Узнавание с элементами соревнования.

Практика: Слушание песен из мультфильмов
Тема 3. Детские эстрадные песни. Знакомство с современными
солистами и детскими группами.
Теория: Беседа о современной детской эстраде. Видеопросмотр, творческие
встречи с солистами и группами. Развитие способности восприятия общего
характера музыкального произведения.
Практика: Слушание и исполнение детских эстрадных песен.
Тема 4. Постановка голоса. Охрана голоса, гигиена. Образование
звука. Профилактика заболеваний.
Теория: Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового
аппарата. Способы предупреждения заболеваний. Выполнение комплекса
музыкальных упражнений, способствующих яркому восприятию отдельных
средств музыкальной выразительности. Основные правила охраны голоса.
Образование звука. Теория образования звука. Строение и работа вокального
аппарата (в доступной для данного возраста форме). Укрепление голоса
(упражнения). Практические советы по гигиене голосового аппарата.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса.
Практические советы по охране голоса и гигиене голосового аппарата.
Тема 5. О пении. Что это такое? Работа над элементарными
приёмами пения. Строение голосового аппарата.
Теория: Теория образования звука.
Практика: Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Особенности
выполнения вдоха и выдоха. Выполнение упражнений на основе
дыхательной гимнастики. Длинный вдох - длинный выдох (Д-Д), короткий
вдох – короткий выдох (К-К), короткий вдох - длинный выдох (К-Д).
Выполнение комплексов дыхательной гимнастики. Вдохи в грудь.
Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и
образование звука.
Тема 6. Звукообразование.
Теория: Работа вокального аппарата. Теория образования звука.
Практика: Выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь.
Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы выполнение с эмоциональным
состоянием (удивление, восторг, радость, испуг). Выполнение комплексов
дыхательной гимнастики. Мягкое нёбо. Выполнение упражнений «Зевок»,
«Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние).
Тема 7. Работа над дыханием. Чистота интонирования.
Теория: Виды дыхания. Особенности певческого дыхания. Цепное дыхание.
Выполнение озвученных и «неозвученных вдохов». Выполнение комплексов
дыхательной гимнастики (Стрельниковой, Н. Зи., А.Т. Сая).
Практика: Выполнение озвученных и «неозвученных вдохов». Выполнение
упражнений на звуки А, Э, О, Ы.Цикл упражнений для закрепления навыков
пения для дыхания. Упражнять обучающихся вырабатывать устойчивое,
слуховое внимание, учить чисто интонировать б2, упражнять в умении чисто
пропевать м3. Гимнастика для губ и языка. Разогревать артикуляционный
аппарат, выполнять гимнастику для языка и губ.

Тема 8. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.
Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении. Комплекс
упражнений гимнастики для губ и языка.
Практика: Выполнение гимнастики для губ и языка. Самостоятельный
разогрев артикуляционного аппарата.
Тема 9. Кантилена и гласные в пении.
Теория: Понятие «кантилена», «Легато». Особенности произнесения гласных
звуков в пении.
Практика: Упражнение (спеть подряд цепочку гласных И-Э-А-О-У; на
одном дыхании и т.д.).
Тема 10. Дикция.
Теория: Понятие «Дикция» Взаимодействие гласных и согласных звуков в
пении. Поиск и составление новых скороговорок. Обучению чёткому и
быстрому проговариванию текста. Музыкальные термины.
Практика: Поиск и составление новых скороговорок.
Тема11. Подбор и разучивание репертуара.
Теория: Разучивание интересных и качественных в музыкальном и
литературном прочтении произведений. При подборе произведений
учитывать возможности и интересы детей.
Практика: Разучивание произведений по алгоритму: разбор музыкального
текста (мелодии, ритма, динамики, агогики); проучивание отдельных фраз и
трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения; работа над текстом
без мелодии (проговаривание его в ритме на дыхании); соединение
отдельных фраз с использованием вокальных упражнений; работа над
чистотой интонации, строем, ансамблем и звукообразованием.
Тема 12. Концертная деятельность.
Теория: Научить анализировать собственное выступление.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.
Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/
п
1.
2.
3.

Количество часов
Название темы, раздела
Раздел: Вокал
Вводное занятие. Инструктаж по
Технике безопасности.
Постановка голоса. Певческая
установка.
Теория образования звука и
работа вокального аппарата.
Постановка голоса (повторение).

Всег теори
я
о

практ
ика

Формы
аттестации/
контроля
Собеседование

2

2

8

2

6

Прослушивание

4

2

2

Прослушивание

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Развитие артикуляции. Вдохвыдох.
Повторение дыхательных
упражнений 1 года обучения.
Эстрадно-джазовые распевки.
Работа над дыханием.
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнения на
ровность тембрового звучания.
Цикл упражнений для
закрепления навыка пения на
дыхании. Упражнения на лёгкость
и подвижность голоса.
Резонаторы. Упражнения для
развития головного резонатора.
Чистота интонирования.
Музыкальные упражнения,
способствующие целостному
восприятию музыкальных
произведений (мелодической
линии, темпа, регистров,
динамики).
Работа с микрофоном.

10. Знакомство с музыкальными
терминами, которые
используются в эстрадном пении.
11. Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Развитие артикуляции. Работа над
интонацией. Чистота
интонирования.
12. Построение фразы, предложения,
кульминация.
13. Работа над произведениями.
14. Систематизирование вокальных и
исполнительских навыков
15. Постановка номера.

10

4

6

Прослушивание

10

2

8

Прослушивание

12

4

8

Прослушивание

16

2

14

Прослушивание

16

2

14

Прослушивание

8

1

7

Прослушивание

6

4

2

Прослушивание

20

6

14

Прослушивание

16

2

14

Прослушивание

18

4

14

Прослушивание

10

2

8

Прослушивание

16

6

10

Прослушивание

16. Концертная деятельность.
8
8
Итого:
180
45
135
Содержание курса 2 года обучения.
Раздел Вокал

Концерт

Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Техника безопасности
(техника безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на
занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность,
вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
Тема 2.Постановка голоса. Певческая установка.
Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Повторение
материала 1 года обучения. Основные правила поведения на уроке, на сцене.
Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса.
Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания
«Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча», «Трубач» и др. Элементы
дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Тема 3.Теория образования звука и работа вокального аппарата.
Постановка голоса.
Теория: Строение и работа вокального аппарата. Формирование правильного
певческого звука.
Практика: Постановка голоса, овладению вокальными данными в эстрадной
манере исполнения. Введение в распевание вокализов.
Тема 4. Повторение дыхательных упражнений 1-ого года обучения.
Эстрадно-джазовые распевки.
Теория: Использование комплексов дыхательной гимнастики. Упражнения,
развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
Комплексы артикуляционной гимнастики. Подвижность диафрагмы.
Практика: Фонопедические упражнения. Скороговорки, выработка чёткой
дикции. Чтение текстов вслух. Комплекс вокальных упражнений,
развивающий
звукообразование(губы,
язык,
челюсти,
гортань,
зубы).Комплекс дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения
«Порции». Упражнения для тренировки активного вдоха выдоха. Комплекс
специальных упражнений на развитие диафрагмы, диафрагмального
дыхания. Эстрадно-джазовые распевки.
Тема 5. Работа над дыханием. Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнение на ровность тембрового звучания.
Теория: Координация правильного вдоха выдоха с движением головы или
корпуса. Характер окраски звучания голоса.
Практика: Упражнения с движением головы «Болванчик»;с движением
корпуса «Насос», «Колено», «Выпад».
Тема 6. Цикл упражнений для закрепления навыка пения на
дыхании. Упражнения на лёгкость и подвижность голоса.
Теория: Комплексы дыхательных гимнастик Стрельниковой. Комплексы
дыхательных упражнений.
Практика: Элементарные музыкальные упражнения с использованием
интервалов, гамм, трезвучий. Развитие навыка кантиленого звучания. Пение
вокализов.
Тема 7. Резонаторы. Упражнения для развития головного
резонатора. Чистота интонирования.

Теория: Виды резонаторов. Головные резонаторы. Упражнения для развития
резонаторных ощущений. Освоение и развитие головного резонатора.
Знакомство с понятием «Головной резонатор». Чистота интонирования
.Упражнения звуковысотного цикла. Типы звуковедения. Упражнения на
укрепление голосового аппарата. Продолжение освоения элементарной
музыкальной грамоты. Пение гамм, аккордов, интервалов. Цикл упражнений
для закрепления навыка пения.
Практика: Упражнения «озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-6 нотах);
Упражнение «Шприц», «Качели» на 1 ноте; Упражнение «Лошадка» для
развития губного резонатора -артикуляционного аппарата.
Тема 8. Музыкальные упражнения, способствующие целостному
восприятию музыкальных произведений (мелодической линии, темпа,
регистров, динамики).
Теория: Изучение возможностей каждого из средств музыкальной
выразительности в раскрытии целостного образа произведения. Образ,
звуковедение, звукообразование, ансамблевость.
Практика: Упражнения на чистое пропевание интервалов вниз – вверх.
Самостоятельное пение после вступления, закрепление умения петь
естественным голосом, добиваться лёгкого и подвижного звучания.
Использование упражнений, попевок, песен. Слуховое осознание чистой
интонации.
Тема 9. Работа с микрофонами.
Теория: Формирование согласных звуков при пении с микрофоном.
Практика: Работа над чётким произношением согласных.
Использование радиомикрофона для сценических воплощений, технические
параметры, малые технические навыки звуковой обработки.
Тема 10. Знакомство с музыкальными терминами, которые
используются в эстрадном пении.
Теория: Музыкальная терминология. «Субтон» - заглушённое звучание с
придыхом. «Скет» – пение на различные слоги: ТА-БА-ДА, придающие
голосу инструментальное звучание.
Практика: Модуляция. Джаз – синтез продуманной виртуозной точности и
свободной импровизации.
Тема 11. Работа над произведениями. Вокально-ансамблевая
работа. Развитие артикуляции. Работа над интонацией. Чистота
интонирования.
Теория: Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Работа над
вокализацией, нюансировкой произведения, воплощением образа. Вокальноансамблевая работа. Развитие артикуляции. Работа над произведениями.
Подстановка номера. Показ песни. Слушание, анализ песни.
Практика: Работа над интонацией. Навыки двухголосного пения. Слуховой
контроль, воспитание сознательного отношения к песни и развитию
вокального слуха. Пение отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряда,
отдельных попевок, упражнений песен. Слуховое осознание. Чистота
интонирования. Анализ произведения: разучивание текста, мелодии. Работа

над отдельными фразами на слоги, без текста. Звуковедение.
Самостоятельное определение характер песни, вырабатывать соответственно
звуковедение. Пение в унисон. Упражнять в чистом интонировании
интервалов, отдельных фраз мотива.
Тема 12. Построение фразы, предложения, кульминация.
Теория: Понятие о музыкальном содержанием песни, нюансировке,
динамике, образе.
Практика: Интереса к музыке разного характера, желания высказаться о ней.
Упражнения на точное интонирование скачков в мелодии, чёткое
воспроизведение ритмического рисунка песни. Работа над музыкальным
содержанием песни. Работа над динамикой, раскрытием образа,
нюансировкой.
Тема 13. Работа над произведением.
Теория: Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Слушание, анализ
песни.
Практика: Работа над вокализацией, нюансировкой произведения,
воплощением образа. Вокально-ансамблевая работа. Развитие артикуляции.
Работа над произведениями.
Тема 14. Систематизирование вокальных и исполнительских
навыков.
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на
сценической площадке. Сценические костюмы. Подбор и обсуждение
сценического
костюма.
Эмоциональная
передача
исполняемого
произведения.
Практика: Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа
над образом в произведениях. Сводные репетиции.
Тема 15.Постановка номера.
Теория: Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность
исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и
учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Сценические костюмы Подбор и обсуждение сценического костюма
Практика: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической
площадке. Эмоциональная передача исполняемого произведения.
Тема 16.Концертная деятельность.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.
Учебный (тематический) план 3 год обучения
№
п/п
1.

Название темы, раздела
Раздел: Вокал
Вводное занятие.

Количество часов
Всег теори практи
я
о
ка
2

1

1

Формы
аттестации/
контроля
Собеседование,

№
п/п

2.

Название темы, раздела
Инструктаж. Постановка
голоса. Охрана голоса.
Повторение дыхательных
упражнений 2 года обучения.

Количество часов
Всег теори практи
я
о
ка

Формы
аттестации/
контроля
опрос
Контроль
выполнения
упражнений
Контроль
выполнения
упражнений

4

1

3

Дыхательные упражнения,
правильное формирование,
чистота звучания гласных.
Унисон. Двухголосие.
Охрана голоса и основные
правила гигиены
(повторение).

12

4

8

4

3

1

Контроль
выполнения
упражнений

Физические упражнения на
развитие мышц брюшного
пресса. Строение и работа
голосового аппарата. Атака
звука.
Декламация на дыхании.
Построение фразы.
Эстрадно-джазовые
распевки. Импровизация
(элементы)
Работа над произведениями.
Разнообразие репертуара.
Эмоционально-оценочная
деятельность.
Дыхание. Цепное дыхание.

10

2

8

Контроль
выполнения
упражнений

8

2

6

Контроль
выполнения
упражнений

16

4

12

Прослушивание

6

0

6

Контроль
выполнения
упражнений

Слуховой контроль.
Воспитание сознательного
отношения к пению и
развитию вокального слуха.
10. Дикция. Приёмы
артикуляции. Ансамблевое
исполнение. Выработка
кантилены.
11. Тембр Тембровое звучание
(окраска звука).
12. Работа над образами в
произведениях.
Звукообразование.

6

3

3

Прослушивание

10

2

8

Прослушивание

10

4

6

Прослушивание

16

2

14

Прослушивание

3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.

№
п/п

Название темы, раздела

13. Работа с микрофонами над
произведениями разного
характера.
14. Ансамблевая работа,
исполнение под фонограммы
(минус, плюс).
15. Культура поведения на
сцене. Работа на сцене.
16. Двухголосное пение.
17. Работа над произведениями.
18

Систематизирование
вокальных и
исполнительских навыков

Количество часов
Всег теори практи
я
о
ка
16
2
14

Формы
аттестации/
контроля
Прослушивание

10

4

6

Прослушивание

6

3

3

Прослушивание

16

4

12

Прослушивание

18

6

12

Прослушивание

10

4

6

Концерт

180

51

129

Содержание курса 3 года обучения.
Раздел Вокал
Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Постановка голоса. Охрана голоса.
Теория: Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете.
Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Работа
голосового аппарата, влияние вредных привычек на качество звучания голоса.
Беседа об охране голоса.
Практика: Упражнения на развитие голосового аппарата.
Тема 2. Повторение дыхательных упражнений 2 года обучения.
Теория: Повторение дыхательной гимнастики
Практика: Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной
гимнастики: «Вдохи в грудь», «Порции» для тренировки активного вдоха и
выдоха.
Тема 3. Дыхательные упражнения, правильное формирование,
чистота звучания гласных. Унисон.
Теория: Повторение дыхательной гимнастики Повторение дыхательной
гимнастики Стрельниковой. Звучание гласных. Пение в унисон. Чистое и
выразительное интонирование.

Практика: Упражнения для формирования гласных и чёткого произношения
согласных. Пение в унисон.
Тема 4. Охрана голоса и основные правила гигиены.
Теория: Беседа об охране голоса.
Практика: Диафрагма и её роль при пении произведения.
Тема 5. Физические упражнения на развитие мышц брюшного
пресса. Атака звука.
Теория: Атака звука. Виды атак (мягкая, придыхательная, твёрдая).
Практика: Работа над активной подачей звука. Работа над мягкой атакой
звука. Упражнение «Лошадка» без звука, на звуке, со скачками, на 3 нотах,
на 5 нотах, скачки на составления октав. Упражнение «Двойной звук», для
развития крайних обертонов мышц брюшного пресса.
Тема 6. Декламация на дыхании.
Теория: Понятие декламации. Освоение декламации на дыхании на основе
изучения произведений поэтов-классиков (басни, стихи).
Практика: Упражнения «Ветер» (на 1-2,1-3, порыва) с использованием
динамических оттенков от «пиано» до «форте»; упражнения «Вьюга» (на 1-2,
1-3 порыва), приём 2-ой с использованием музыкального сопровождения
звук.
Тема 7. Работа над произведениями; разнообразие репертуара.
Теория: Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ
произведения, раскрытие его содержания и взаимосвязи со средствами
музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика,
агогика), проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста,
без сопровождения. Работа над чистой интонацией, строем и
звукообразованием, над отдельными фразами и трудных мест на слоги без
текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота
интонации, стой, ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни.
Тема 8. Эмоционально-оценочная деятельность.
Практика: Анализ произведения с точки зрения усложнения содержания
музыкальных произведений по форме, использованию музыкальных средств
выразительности. Оценка роли и значения средств музыкальной
выразительности в создании целостного музыкального образа.
Тема 9. Слуховой контроль. Воспитание сознательного отношения
к пению и развитию вокального слуха.
Теория: Слуховой контроль. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот,
губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо).
Практика: Практическое изучение механизма певческого звукообразования.
Тема 10. Дикция. Приёмы артикуляции. Ансамблевое исполнение.
Выработка кантилены.
Теория: Техника и логика речи (правильное произношение гласных и
согласных звуков, скороговорок, упражнений на овладение словесным
действием).

Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Этюды и упражнения
(произнесение и пение слов и фраз громко, интонационно чисто и
отчётливо).
Тема 11.Тембровое звучание (окраска звука).
Теория: Формирование гласных звуков, развитие навыков кантиленого
звучания.
Практика: Упражнения на ровность тембрового звучания (окраска звука).
Упражнения на лёгкость и подвижность голоса. Развитие навыков
кантиленого звучания.
Тема 12. Работа над образами в произведениях.
Теория: Смысловой разбор текста. Создание сценического образа.
Практика: Разбор музыкального текста (мелодии, ритма, динамики и
агогики).
Тема13. Работа с микрофонами над произведениями разного
характера.
Теория: Использование микрофонов для сценических воплощений.
Практика: Работа с микрофонами: шнуровыми, радио микрофонами.
Тема 14. Ансамблевая работа, исполнение под фонограммы (минус,
плюс).
Теория: Ансамблевое исполнение. Фонограммы – «минус», «плюс».Подбор
соответствующего вокального репертуара.
Практика: Выработка единообразных приёмов пения (одновременное
дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая
подтекстовка). Выработка кантилены: пение упражнений.
Тема 15. Культура поведения на сцене. Работа на сцене.
Теория: Продолжение знакомства со сценой (кулисы, авансцена).Свобода
исполнения
произведения.
Эмоциональная
передача
содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Практика: Этюды на развитие актёрских способностей, импровизация.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера и работа с микрофонами на сцене.
Тема 16.Двухголосное пение.
Теория: Двухголосное пение.
Практика: Пение упражнений: простейшие двухголосные попевки, канон.
Тема 17. Работа над произведениями.
Теория: Работа над образами. Смысловой разбор текста, создание
сценического образа, его воплощение.
Практика: Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на
слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии (проговаривание на
дыхании), соединение отдельных фраз. Работа над образами. Практическая
работа с микрофонами. Работа над текстом, над музыкальным материалом.
Тема 18. Систематизирование вокальных и исполнительских
навыков.

Теория: Работа на сценической площадке. Сценические костюмы. Подбор и
обсуждение сценического костюма. Эмоциональная передача исполняемого
произведения.
Практика: Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа
над образом в произведениях. Сводные репетиции.

Учебный (тематический) план 4 года обучения
Раздел Вокал
№
п/п

Название темы, раздела

Раздел «Вокал»
1.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Охрана
голоса. Мутационный период.
Комплексы психофизических
упражнений.
2.
Эмоционально-оценочная
деятельность. Работа над
развитием вокально-технических
навыков. Дыхательные
упражнения, гимнастика
Стрельниковой.
3.
Тренировочная работа по
воспитанию навыков в
овладении координированной
работы дыхания, артикуляции
звука в резонаторном
пространстве.
4.
Упражнения для развития
грудного резонатора.
Упражнения для головного
резонатора. Двухголосие.
5.
Работа над песней: Смысловой
разбор текста, создание
сценического образа и его
воплощение.
6.
Упражнения на сглаживание
регистров. Динамические
оттенки.
7.
Работа над произведением.
Постановка номера. Работа с

Количество часов
Всег теори прак
о
я
тика

Формы
аттестации/
контроля

8

2

6

Собеседовани
е,
анкетирование

10

2

8

Контроль
выполнения
упражнений

16

4

12

Прослушиван
ие

10

3

7

Контроль
выполнения
упражнений

20

8

12

Прослушиван
ие

22

4

18

28

8

20

Контроль
выполнения
упражнений
Прослушиван
ие

№
п/п
8.

Название темы, раздела
микрофонами.
Художественный образ

Количество часов
Всег теори прак
о
я
тика

Формы
аттестации/
контроля

22

4

18

Прослушиван
ие

9.

Концертная деятельность.
Основы эстрадного вокала

16

0

16

Прослушиван
ие

10.

Работа на сцене

10

2

8

11

Концертная деятельность
Итого:

18
180

37

18
143

Прослушиван
ие
Концерт

Содержание курса 4 года обучения.
Раздел Вокал
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж. Охрана голоса.
Мутационный период. Комплексы психофизических упражнений.
Теория: Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете.
Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
Повторение материала первого, второго, третьего годов обучения. «Охрана
голоса и основные правила гигиены». Комплексы психофических упражнений
и самомассажа. Строение голосового аппарата. Способы предупреждения и
профилактика заболеваний.
Практика: Комплекс упражнений самомассажа: лоб, щёки, подбородок,
плечи и т.д.
Тема 2. Эмоционально-оценочная деятельность.
Теория: Работа над развитием вокально-технических навыков. Дыхательные
упражнения,
гимнастика
Стрельниковой.
Эмоционально-оценочная
деятельность. Работа над развитием вокально-технических навыков.
Практика: Упражнения. Вокализы. Пение гамм, арпеджио. Подбор
упражнений. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. (см.1,2,3 год
обучения).
Тема 3. Тренировочная работа по воспитанию навыков в
овладении координированной работы дыхания, артикуляции звука в
резонаторном пространстве.
Теория: Тренировочная работа по воспитанию навыков в овладении работы
дыхания. Усложнение содержания музыкальных произведений по форме,
использованию музыкальных средств выразительности. Музыкальные
упражнения, способствующие целостному восприятию музыкальных
произведений.

Практика: Работа над показом сочетания отдельных средств музыкальной
выразительности лада, штрихов с общим характером музыкального
произведения, его формой. В процессе показа общего характера
музыкального произведения обучающиеся оценивают выступления своих
исполнителей ансамбля, учитывая при этом артистизм, свободу,
оригинальность выступлений.
Тема 4. Упражнения для развития грудного резонатора.
Упражнения для головного резонатора. Двухголосие.
Теория: Понятие «грудной резонатор». Понятие «Двухголосие».
Практика: Упражнения для грудного резонатора;Упражнения на звуки У, О,
Ю – выполняется на секунду, терцию, октаву; Упражнения РО-О-ОХ,
исполняется как бы со стоном; Упражнения на слог МА. Выполняется с
интонацией жалобы, плача; Упражнения головного резонатора; Упражнение
«смех» для расслабления гортани и зажатия подбородка - поётся на слоги ЗА
ХА ЛЯ с поднятой головой. Упражнение «Волна» на слоги РА-РО-ЧХИ_НЭ;
Упражнение на слог НЭИ звук не грудной. Не «пускать» его через нос.
Тема 5. Работа над песней: Смысловой разбор текста, создание
сценического образа и его воплощение.
Теория: Работа над песней. Смысловой разбор текста. Создание сценического
образа.
Практика: Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на
слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии (проговаривание на
дыхании), соединение отдельных фраз. Работа над образами. Практическая
работа с микрофонами. Работа над текстом, над музыкальным материалом.
Тема 6. Упражнение на «сглаживание регистров». Динамические
оттенки.
Теория: Резонаторно-артикуляционная деятельность голосового аппарата.
Тренировочная работа по воспитанию и овладению координированной
работы дыхания, артикуляции звука в резонаторном пространстве.
Динамические оттенки: Группетто, в пассаже, форшлаги. Знакомство с
терминами:«Фурлато» – звучание голоса с хрипом.
Практика: Импровизация – сочинение музыки на ходу, без подготовки во
время самого исполнения. Упражнения: «Лошадка» с большим диапазоном
звучания - свободный язык; «Волна» – добиться плавного и ровного
движения волны; на слоги МА МЭ ЗО и др. Добиваться ровного звучания,
чистого интонирования. Движение по малым секундам вверх и вниз; на слоги
МА НА ЗА ЗЭ и др. Движение по малым секундам вверх и вниз. Добиваться
чистого интонирования «второй пониженной» ступени; с пунктирным и
синкопированным ритмом.
Тема 7. Работа над произведением. Постановка номера. Работа с
микрофонами.
Теория: Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения и
решение актерских задач. Развитие наблюдательности, воображения,
творческой инициативы.

Практика: Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок,
импровизаций. Работа над песней: Смысловой разбор текста; Создание
сценического образа; Воплощение сценического образа; Практическая работа
с микрофоном.
Тема 8. Художественный образ.
Теория: Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность
исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и
учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств
музыкальной выразительности. Особенности авторского стиля и собственная
интерпретация произведения.
Практика: Разбор средств музыкальной выразительности. Особенности
авторского стиля и собственная интерпретация произведения.
Тема 9. Концертная деятельность. Основы эстрадного вокала.
Практика: Концертная деятельность.
Выступления в виде показа для родителей, сверстников, затем в виде
творческих отчетов и концертов. Предъявление приобретённых знаний,
умений и навыков на практике.
Тема 10. Работа на сцене.
Теория: Использование радиомикрофона для сценических воплощений.
Практика: Работа с микрофонами.
Тема 11.Концертная деятельность.
Практика: Выступления на концертах, тематических вечерах, конкурсах.
Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков на практике.

Планируемые результаты реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения.
Личностные результаты:
– проявление интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
– стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в
коллективе;
– понимание необходимости здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
− навыки взаимодействия в коллективе;
– навыки самоорганизации;
– развитые чувство ритма и координации;
– память, внимание.
Предметные результаты:

− знание основных понятий о пении (строение голосового аппарата,
звукообразовании,
звукоизвлечении,
дыхании,
чистоте
интонирования);
− знание об охране и гигиене голосового аппарата;
− знание о творческой деятельности известных авторов и исполнителей;
− знание и умение выполнять комплексы артикуляционной гимнастики;
− знание и умение выполнять комплексы дыхательной гимнастики;
− умение чисто интонировать, петь на дыхании;
− умение петь чисто и слаженно несложные песни в унисон с
сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы.
Планируемые результаты освоения программы 2-го года обучения.
Личностные результаты:
− проявление устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
− проявление воли, дисциплинированности;
− стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
− умение преодолевать мышечные зажимы;
− развитые чувство ритма и координации;
− развитое воображение;
− умение работать самостоятельно.
Предметные результаты:
− знание о строении голосового аппарата, о певческом дыхании;
− знание о правильном формировании звуков: гласных и согласных;
− знание о построении фразы, предложений, кульминации в работе над
песней;
− стремление к чистоте интонирования и ровности звучания;
− умение петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
− понимание дирижерских жестов и умение следовать им;
− умение применять навыки дыхательных упражнений в пении;
− умение эмоционально отображать музыкальное произведение.
Планируемые результаты освоения программы 3-го года обучения
Личностные результаты:
− проявление
настойчивости,
выдержки,
трудолюбия,
целеустремленности;
− научатся критично оценивать свой труд;
− стремление
к
открытому,
позитивному
взаимодействию,
взаимопомощи внутри коллектива.
Метапредметные результаты:
− умение держаться на сцене;
− навыки анализа своего выступления и выступлений товарищей;
− развитая пластическая выразительность.
Предметные результаты:

− знание основ начальной музыкальной грамотности, музыкальных
терминов, об атаке звука, о дикции, о тембрах;
− умение соблюдать певческую установку при пении;
− умение владеть подвижностью голоса в соответствии со способностями
и физическим состоянием обучающегося;
− умение петь выразительно, осмысленно двухголосие.
− умение при содействии педагога делать исполнительский анализ;
− умение выявлять тембр, голосовой окраски;
− умение чисто интонировать; петь на цепном дыхании; пользоваться
мягкой атакой;
− умение импровизировать;
− петь с разными видами микрофонов;
− умение соединить пение и танец, пользуясь навыками дыхания под
музыку.
Планируемые результаты освоения программы 4-го года обучения
(выпускники).
Личностные результаты:
− проявление
настойчивости,
выдержки,
трудолюбия,
целеустремленности, самоконтроля;
− развитое чувство ответственности перед коллективом, осознанное
чувство принадлежности к нему;
− сформированная общая культура поведения;
− сформированное осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
− развитые навыки публичных выступлений;
− развитая артистическая смелость;
− развитые память, внимание, воображение, мышление;
− развитые коммуникативные навыки.
Предметные результаты:
− знание разных типов дыхания, о координации между слухом и голосом,
об артикуляции звука в резонаторном пространстве;
− знание об основах эстрадного вокала, о сценическом образе;
− умение чисто интонировать;
− умение пользоваться верхним и диафрагмальным дыханием;
− расширение диапазона голоса;
− умение целесообразно использовать режимы звуковых регистров;
− умение создавать и воплощать сценический образ, передавать в
произведениях эмоциональное состояние;
− умение исполнять несколько концертных номеров.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-технического обеспечение.

Необходимый для реализации дополнительной общеобразовательной
программы перечень материально-технического обеспечения содержит:
 кабинет для занятий с необходимым звуковым техническим
оборудованием;
 музыкальный инструмент (фортепиано);
 музыкальный центр;
 компьютер;
 концертные костюмы;
 гимнастические коврики.
 микрофоны - 4 шт.;
 стойки для микрофонов - 4 шт.
 микшерский пульт - 1 шт.;
 усилитель – 1шт.
 колонки – 2 шт.
Кадровое обеспечение программы.
Педагог со средним профессиональным или высшим образованием,
имеющий специальное образование в данной области, обладающие знаниями
в области педагогики и психологии.
Одновременно
с
педагогом
дополнительного
образования,
непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы,
группы вокальной студии сопровождает концертмейстер со средним или
высшим образованием, обладающий специфическими профессиональными
навыками, а также владеющий звуковой, аудио и видео техникой.
Методическое обеспечение
Методическая литература:
– Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996;
– Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.,
– Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос;
– Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
– Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.:
Питер, 2007.
– Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС,
2000.
– Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
– Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих
технологий в условиях вокального коллектива .Сост. Хазиахметова, Л.Ф.
2019;
– Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7
лет/ Сост. Орлова Т.М.,;
– Фонотека (флэш-носитель, диски);
– Методическая продукция (сборники упражнений, статьи и
рекомендации для педагогов по вокалу).

Дидактический материал:
– Наглядные пособия: таблицы, плакаты по темам: «Строение
голосового
аппарата», «Средства вокальной выразительности», «Нотная грамота»;
– Информационная и справочная литература;
– Портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей;
– Нотный материал, подборка репертуара;
– Картотека фонограмм, видеотека записей выступлений эстрадных
певцов
разных эпох, направлений, стилей;
– Видеозаписи выступлений воспитанников студии;
– Учебно – познавательные видеоматериалы профессиональной
направленности, видео - и аудиокурсы по вокальным методикам различных
авторов: «Фонопедическому методу» В. В. Емельянова, «Пению в речевой
позиции» С. Риггса.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Способы определения результативности
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах.
Виды контроля
Входной
Текущий

Промежуточный
Итоговый

Формы аттестации/контроля
Прослушивание. Собеседование
Контроль выполнения упражнений,
прослушивание, анализ выполнения
педагогом в ходе занятий и
выступлений на концертах и
праздничных мероприятиях
учреждения, района, города, а также
участия в музыкальных конкурсах
районного и городского уровней.
Контрольное занятие. Открытое
занятие. Отчѐтный концерт
Открытое занятие. Отчѐтный
концерт. Учитываются результаты
участия детей в конкурсах,
фестивалях, в концертах.

Сроки
Сентябрь
В течение всего
периода
обучения.

Декабрь. Май.
В конце
обучения по
данной
программе.

Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 прослушивание;
 обсуждение результатов по итогам проведения открытых занятий;
 концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных результатов освоения обучающимися программы
разработаны следующие критерии:
– взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно
общаться, готовность помочь при коллективном решении задач),
– познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией),
– ответственность (проявляется при выполнении функциональных
заданий, известных, повторяющихся),
– гражданская
идентичность
(индивидуальное
чувство
принадлежности) к творческому объединению, образовательному
учреждению своей стране.
– убежденность в собственной значимости для развития среды, к
которой принадлежит сам ребенок).
Общие критерии оценивания результатов:
− соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям;
− соответствие уровня развития практических умений и навыков
программным требованиям;
− уровень сформированности таких качеств, как ответственность,
познавательная активность, умение работать самостоятельно,
умение взаимодействовать в группе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
Показатели уровня общего музыкального развития и вокальных
способностей:
− Ладовое чувство
− Музыкально-слуховые представления
− Чувство ритма
− Чистота интонирования
− Техника речи, вокальная дикция
− Певческое дыхание
− Звукообразование
− Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни
Показатели уровня развития вокально-эстрадных способностей:
− Основы эстрадного пения;
− Музыкальная грамота;

−
−
−
−
−
−
−

Программные произведения
Звукообразование;
Певческое дыхание;
Артикуляция;
Слуховые навыки;
Навыки эмоциональной выразительности;
Опыт творческой деятельности.
Показатели уровня развития артистических способностей:
− Ориентирование в сценическом пространстве
− Сценическая культура поведения
− Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
– анкеты;
– дневник педагогических наблюдений;
– электронная база достижений обучающихся;
– система оценки качества результатов освоения программы
(Приложение № 1).
Итоговая аттестация обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация
обучающихся проводится в следующих формах: фестиваль, концерт. Для
проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в
состав которой входят представители администрации образовательной
организации, руководители структурных подразделений, методисты,
педагоги
дополнительного
образования,
имеющие
высшую
квалификационную
категорию.
Результаты
итоговой
аттестации
фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся, если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Список литературы для педагога
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2001.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, 2000.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной
школы. М.: Аквариум, ГИППВ.
4. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного
пения», Научно-методическая разработка. М.: 1999.
5. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
6. Вайкель Б. О пении и прочем учении.- М.: Аграф, 2002.

7. Варкин Н.А., Калинина Н.Н., Творческо-эстетическое развитие ребёнка. –
СПБ.: РЕЦ, 2002.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Педагогическое общество
России, 2001.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса, - СПБ.: 2002.
10.И. Исаева Эстрадное пение, экспресс курс развития вокальных
способностей. М.:АСТ: Астрель, 2008.
11.Костарев В.П. Вокальное произведение – как синтез искусств.
Екатеринбург, 2005.
12.Педагогические технологии в дополнительном художественном
образовании детей. Москва «Просвещение», 2011 Методическое пособие
под редакцией Е.П. Кабковой.
13.Львова Н. Калейдоскоп. – Международное издательство «Гуманистка»,
Спб, 2003.
14.Михайлова М.Р. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1999.
15.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.317214
16.Ткаченко Т.С. Народный танец. – М. «Искусство», 1967.
17.Тронина П.И. Из опыта педагога-вокалиста, М., Музыка 1998.
18.Юдина Е.И. первые уроки музыки и творчества. – М. аквариум, 2002.
19.Ригс С. Пойте как звёзды. Сост. и ред. Дж. Д Карателло, СПб.: Питер, 200.
20.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
второго поколения.
21.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
22.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г.
N1726-р.
23.«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
28. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд.
«Тетра Системс», 2007.
29. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.
30. Нисбетт А. Применение микрофонов. - М., 1991. 7. Одарённые дети
(концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе
дополнительного образования). - М., 1998.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. Нотное приложение.
2. Мерзлякова С.И. Песни и упражнения для развития голоса.
Москва.: ТЦ «Сфера» 2014.
3. Мадорский Л.,А. Зак Музыкальное воспитание ребёнка. – Москва.: Айрис
ПРЕСС.2011

4. Сборники песен В.Шаинского, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова,
А. Рыбникова, Р. Паулса и др.
5. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1993.
6. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998.

Перечень научных рецензируемых журналов
1. Музыка в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/music/index.php?page=2013
2. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://muspalitra.ru/

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для оценки качества результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
применяется комплексная система оценивания сформированности
личностных, метапредметных и предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

Проявляется
/не
проявляется

1

2

3

1. Вступает во взаимодействие с
детьми
2. Вступает во взаимодействие с
педагогом
3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам
при выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия,
Познавательная
задает дополнительные вопросы
активность
педагогу по теме
Желание узнавать
занятия/темы/программы
новое
2. Воспроизводит информацию по
итогам учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в
Ответственность
указанный срок и без напоминания
Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность помочь
при коллективном
решении
творческих задач

Проявляется при
выполнении
функциональных
заданий, известных,
повторяющихся

4

5

6

2. Своевременно приходит на
занятие, другие мероприятия
3. Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного
результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции
Социальная
группы
идентичность
Индивидуальное
2. Охотно (без давления педагога)
чувство
принимает участие в мероприятиях,
принадлежности к
важных для группы (конкурсах,
творческому
фестивалях, социальных акциях)
объединению.
3. Предлагает свою помощь при
Убежденность в
проведении важных для группы дел
собственной
(мероприятий)
значимости для
4. Положительно высказывается об
развития среды, к
отношении к группе, Дворцу.
которой
5. Положительно оценивает свою
принадлежит сам
роль и место в детском творческом
ребенок
коллективе.
Cреднее арифметическое
1. Музыкальные термины.
Предметные
знания
2. Строение голосового аппарата,
органа, гигиена голоса.
3. Техника исполнительства.
4. Основы звукообразования.
5. Приемы звукообразования.
Среднее арифметическое
1. Дыхательная гимнастика.
Предметные
умения
2. Комплекс упражнений
(распевки).
3. Эмоциональная выразительность.
4. Интонация в произведениях.
5. Звуковедение.
Среднее арифметическое

Предметные:
– Развитие интереса к певческой деятельности и к музыке в целом, к
сценической деятельности.
– Научить основам эстрадного вокала, сценического движения.
– Сформировать навыки певческой установки обучающихся.
– Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память.

– Развитие голоса: его силы, диапазона; слуха, сценической выдержки.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах
обучающегося, на развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и
характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности
обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный
характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые
правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных
(новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный
предел, ниже которого качество результатов освоения программы
недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную
деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек;
обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет
неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью
по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого
обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного
образования и производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся

Числовое значение

Результативность

Сентябрь
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Декабрь

Май

освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».