Музыка странствий. Начало дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 12 до 18 лет, срок реализации – 3 месяца, туристско-краеведческая направленность Автор-составитель Ураков Яросвет Александрович педагог дополнительного образования Екатеринбург 2022 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Введение. Пение под аккомпанемент гитары во все времена было весьма популярным видом музыкального искусства. Актуально это и в настоящее время. Это дает возможность детям, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества. XXI век – эпоха стремительных перемен, время, когда меняется наша повседневность, мир профессий, исчезают и появляются виды и направления деятельности человека. Возникает вопрос – чему учиться в современных условиях? И ответ, конечно, есть. Человеку XXI века необходимы универсальные навыки: умение общаться с людьми, работать в команде, творчески мыслить, ставить цели и брать на себя ответственность, обладать активной жизненной позицией. Другими словами, сегодня необходимо овладевать soft skills или гибкими навыками, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Однако гибкие навыки невозможно приобрести на отдельном тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Освоение содержания программы Студия игры на гитаре «Аккорд» как раз является тем видом деятельности, в котором учащиеся увлечено и успешно приобретут, и разовьют soft skills. Этому способствует сразу несколько важных моментов. Направленность программы: туристско-краеведческая. Программа разработана с учётом: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29 декабря 2012 года, Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 093242), Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.; Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказа от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области», Положения о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», Устава МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 2 Актуальность. Актуальность программы «Музыка странствий» заключается в том, что она имеет не только творческую, но и социальную направленность. Программа позволяет, опираясь на возрастные особенности подростков, в творческом плане удовлетворить имеющуюся потребность в творческом общении; максимально развить творческие способности, в том числе путём создания и исполнения песен на русском и родном языке. Курс «Музыка странствий» обусловлена высоким интересом к авторской песне, к самовыражению, исполнению любимых песен, участию в многочисленных фестивалях, конкурсах, концертных программах. Программа актуальна, поскольку она помогает формировать и развивать у обучающихся патриотизм, любовь к самобытной культуре своего народа и России в целом с ее многообразием национальностей и культур; любовь к мировому и российскому музыкально-исполнительскому искусству. Студия игры на гитаре «Аккорд» актуальна, т.к. позволяет удовлетворить имеющуюся потребность в творческом общении; максимально развить творческие способности, в том числе путём создания и исполнения песен на русском и родном языке; развить умение самостоятельно организовать свой позитивный досуг в социальном плане. Программа позволяет учащимся почувствовать уверенность в своих силах; выработать навыки культурного общения. Педагогическая целесообразность. Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся и направлен на постепенное увлечение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков пения и игры на шестиструнной гитаре. В ходе реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами, вокальными навыками. Данная программа предусматривает индивидуальный подход в подборе репертуара для воспитанников, от классических произведений до современной музыки. Данная программа формирует умение творчески подходить к исполнительской деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к вокальному искусству, инструменту, целеустремленности и настойчивости. Цель: развития творческих способностей посредством изучения и исполнения песен бардовского наследия, сочинения и исполнения песен бардовского наследия (туристических песен). Задачи Воспитательные: 1. Воспитывать общую культуру поведения, культуру сценического поведения, культуру слушания; 2. Воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке и музыкальному исполнительству; 3. Формировать волевые качества личности; 3 4. Формировать умение работать самостоятельно, добиваться лучших результатов, исходя из своих возможностей. Развивающие: 1. Формировать интерес к песенному и литературному творчеству. 2. Развить умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. 3. Развить основы критического мышления. 4. Развить умение общаться и взаимодействовать в коллективе. Образовательные: 1. Обучить основам авторского песенного творчества (написание текстов, музыки). 2. Обучить технике аккордового аккомпанемента на гитаре. 3. Дать основы музыкальной гармонии, композиции, импровизации, дать знания по теории музыки. 4. Расширить знания о музыкальном культурном наследии. 5. Познакомить с историей авторской песни и авторами – исполнителями. Условия приёма На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются все желающие дети. Адресат программы. Программа рассчитана на участие детей в возрасте 12 – 18 лет. Возраст от 12 до 15 лет считается переходным от детства к юности. Он характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма: в своем развитии подросток уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Подростковый период – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на своих занятиях постоянно предлагает своим воспитанникам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты. Кроме того, принимая во внимание то, что процесс обучения – это не только процесс усвоения знаний, но и процесс воспитания личности, педагог постоянно обращает свое внимание на формирование устойчивых нравственных идеалов, системы оценочных суждений, моральных принципов обучающихся. Любая жизненная ситуация, конфликтные моменты на соревнованиях или на обычных занятиях в коллективе служат поводом для обсуждения, оценки, диалога педагога с воспитанником, что особенно важно именно в этом возрасте, когда закладываются основы его нравственных и социальных качеств. Похвала, выделение позитивных моментов в деятельности подростка особенно важны, когда они совершаются в присутствии товарищей, значимых для него людей. Юношеский возраст (15—18 лет) - период расцвета всей умственной деятельности и жизненного самоопределения. Потребность в значимых для жизненного успеха знаний – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Формирование и поддержание устойчивого интереса к игровой организаторской деятельности, раскрытие творческого потенциала воспитанника, оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути - вот основная задача педагога на данном этапе. 4 Группы формируются по 8 – 12 человек. Условия набора детей в группы: принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 48 часов. Срок освоения программы – 3 месяца. Форма обучения. Программа предполагает очную форму обучения. Также программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы обучающихся, как: Индивидуально- групповая; Групповая. Методы обучения Метод проблемного обучения метод позволяет самостоятельно найти пути решения возникших в результате практической деятельности проблем, формирует познавательный интерес и личностную мотивацию учащихся. Частично-поисковый метод обучение метод стимулирует интерес к обучению. Форма группового творческого задания позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся. Дискуссия метод позволяет найти кратчайший и наиболее лёгкий в исполнении способ решения задач. Беседа метод способен как подводить к новому материалу, так и проверять усвоение уже изученного. Объяснительно-иллюстративный метод демонстрирование конкретных примеров решения учебных задач, готовых работ позволит сделать процесс обучения максимально эффективным. Дидактическая игра в основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Анализ продуктов творческой деятельности продукты творческой деятельности других авторов дают возможность увидеть в них самые разнообразные художественные и идейные качества, а также обратить внимание на ошибки, которые следует избегать. Упражнения выполнение упражнений закрепляет изученный материал и формирует практические навыки. Виды занятий 5 Для преподавания нового материала: лекция с фронтальными формами обучения; семинар в игровой или интерактивной форме мастер-класс Для усвоения новых знаний: самостоятельная работа; консультация. Работа с родителями Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным фестивалям и конкурсам. Формы подведения результатов. Формами контроля являются: самостоятельные творческие работы, в ходе которых оценивается оригинальность идеи при выполнении обучающимися самостоятельных работ, качество исполнения творческой работы; портфолио фотографий работ (в электронном виде), иллюстрирующие динамику развития навыков каждого обучающегося. 6 Содержание программы Учебный (тематический) план № п/п 1 2 3 4 5 Тема Вводное занятие Освоение аккордов и приемов игры правой рукой Исполнительское мастерство Совместное пение популярных песен Обсуждение результатов обучения Итого Количество часов Форма Всего Теория Практика аттестации/контроля 2 2 0 Беседа 14 2 12 Педагогическое наблюдение 14 0 14 Опрос 16 0 16 Опрос 2 0 2 Опрос 48 4 44 Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение Теория: На первых занятиях дети знакомятся друг с другом, с педагогом и содержанием предстоящей работы коллектива. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности. 2. Освоение аккордов и приемов игры на гитаре. Теория: основные способы посадки за инструмент, постановку рук, цифровое и буквенное обозначение пальцев, участвующих в игре. Графические изображения последовательности игры пальцами правой руки на открытых струнах, соответствующие различным приемам звукоизвлечения и размерам. Практика: основные приемы звукоизвлечения, упражнения для правой руки, примеры аккомпанемента при различных музыкальных размерах, приемы игры (перебор, щелчок, бой, щепок). Положение пальцев левой руки, упражнения для левой руки, построение базовых мажорных и минорных аккордов. 3. Исполнительское мастерство и вокальные занятия Теория: Природа возникновения звука, от чего зависит красота голоса и точность интонирования, демонстрирует примеры точного и неточного исполнения. Развитие природного голоса. Практика: Разучивание песен, вокальные упражнения. Упражнения по развитию слуха и голоса и артикуляции (скороговорки). Отработка правильного дыхания и пение популярных песен. Ритмические упражнения выполняются всей группой или поочередно отдельными детьми. Это упражнения типа: «Делай, как я», в которых ритмический рисунок, динамика, характер хлопков, темп постоянно изменяются; «Эхо», состоящее в том, что дети должны в точности воспроизвести ритмический рисунок, характер хлопков, темп, динамику движений, выполняемых педагогом или одним из учащихся. 7 4. Совместное пение популярных песен. Практика: Пение различных песен под аккомпанемент преподавателя, учащихся или приглашенных гостей (гитара по кругу). Посещение концертов, проведение песенных гостиных с приглашением авторов и исполнителей. 5. Обсуждение результатов обучения. Практика. Определение достижений во время освоения программы и областей, в которых нужны дополнительные знания. Оценка собственной работы в течение года и цели на будущее. Оценка курса по компьютерной анимации и деятельности педагога. Планируемые результаты освоения программы Личностные: 1. Развита общая культура поведения, культура сценического поведения, культура слушания; 2. Развит эстетический вкус, интерес к музыке и музыкальному исполнительству; 3. Сформированы волевые качества личности; 4. Сформированы умения работать самостоятельно, добиваться лучших результатов, исходя из своих возможностей. Развивающие: 4. Сформирован интерес к песенному и литературному творчеству. 5. Развито умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. 6. Развиты основы критического мышления. 4. Развито умение общаться и взаимодействовать в коллективе. Образовательные: 6. Обучающиеся знают основы авторского песенного творчества. 7. Обучающиеся знают технику аккордового аккомпанемента на гитаре. 8. Обучающиеся знают основы музыкальной гармонии, композиции, импровизации. 9. Обучающиеся знают историю авторской песни и авторами – исполнителями. 8 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий необходим учебный кабинет, оформленый в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СанПиН. Информационное обеспечение фотоматериалы; видеоматериалы; аудиоматериалы схемы, нотные издания, сборники авторских песен Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям. Учебно-методическое обеспечение При реализации программы используется дидактический и лекционный материалы: разработки теоретических и практических занятий. Формы и методы подведения результатов Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений об авторской песне, построение индивидуальных траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит: – анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий определить степень освоения каждого этапа создания анимационного фильма, выявить проблемные моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося; – анализ лексикона обучающегося на предмет использования специальных терминов во время общения с преподавателем и другими детьми; – опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников. Мониторинг личностных и метапредметных достижений проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения, эссе, проектный метод. На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных 9 результатов, степень сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводиться в форме открытого занятия. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: − устные и письменные опросы на занятиях; − Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов (Приложение 1) 10 Список литературы Список литературы для педагога 1. Андреев, Ю. А. Наша авторская. – СПб.: Лань, 2000. – 320 с. 2. Окуджава Б. Ш. Под управлением любви : лирика 70-90-е / Булат Окуджава. – М.: ZЕBRА E, 2009. – 302 с. 3. Гелендеев, В. Н. Групповые занятия сценической речью / В. Н. Гелендеев, Е. И. Кириллова. – Л., 1989. – 220 с. 4. Коронов, Л. Диалоги о бардовском искусстве / Л. Коронов. – СПб., 2000. – с. 5. Красинская, Л., Элементарная теория музыки / Л. Красинская, В. Уткин. – М.: Советский композитор, 1970. – 286 с. 6. Климович, В. Е. Гитара в АП / В. Е. Климович. – Гомель, 2002. – 96 с. 7. Книга для ученика и учителя "Авторская песня". – М.: АСТ Олимп, 1997. – 320 с. 8. Маряхин, А. В. Аккорды и аккомпанемент на шестиструнной гитаре / А. В. Маряхин. – М.: Глобус, 1999. – 220 с. Список литературы для детей и родителей 1. Беленький, Л. П. Возьмёмся за руки, друзья! / Л. П. Беленький. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 188 с. 2. Берковский, В. Сто песен Берковского / В. Берковский. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 220 с. 3. Визбор, Ю. Сад вершин Ю. Визбор. – М.: Прейскурантиздат, 1988. – 286 с. 4. Галич А. Возвращение. М.: ЭКСМО, 2006 5. Городницкий А. Сборник стихов и песен «Перелётные ангелы». М.: Интербук, 1991 5. Городницкий А.И вблизи, и вдали. М.: ЭКСМО, 2004 7. Егоров, В. Песни / В. Егоров. – М.: ЭКСМО, 2006. – 202 с. 6. Ким, Ю. Летучий ковёр / Ю. Ким. – М.: ЭКСМО, 2003. – 220 с. 9. Ким, Ю. Не покидай меня, весна / Ю. Ким. – Екатеринбург: Фактория, 2004. – 320 с. 7. Клячкин, Е. И. Живы, покуда любимы! / Е. И. Клячкин. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 220 с. 8. Книга-концерт «Люди идут по свету». М.: Физкультура и спорт, 1989 9. Ланцберг, В. Условный знак / В. Ланцберг. – М.: Аргус, 1996. – 98 с. 10. Левитан, А. От костра к микрофону / А. Левитан. – СПб.: Респекс, 1996. 182 с. 11. Маряхин, А. В. Аккорды и аккомпанемент на шестиструнной гитаре / А. В. Маряхин. – М.: Глобус, 1999. – 220 с. 11 Аннотация Программа «Музыка странствий» составлена для детей 12-18 лет. Основной целью данной программы является – развития творческих способностей посредством изучения и исполнения песен бардовского наследия, сочинения и исполнения песен бардовского наследия (туристических песен). В ходе реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами, вокальными навыками. Сведения об авторе-составителе Ф.И.О.: Ураков Яросвет Александрович. Место работы: МАУ ДО Городской дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность: Педагог дополнительного образования Образование: высшее Контактный телефон: 8 (343) 371-46-01 (5) 12 Приложение 1 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыка странствий» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействи е в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 Проявляется /не проявляется Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Cреднее арифметическое Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме я активность занятия/темы/программы Желание 2. Воспроизводит информацию по итогам узнавать новое учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое 13 3 4 5 6 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания 2. Своевременно приходит на занятие, другие Проявляется при мероприятия выполнении 3. Доводит начатую работу до конца функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, х заданий, полученного результата. известных, 5. Выполняет взятые обязательства повторяющихся Ответственнос ть Cреднее арифметическое 1. Принимает правила и традиции группы Социальная идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении принадлежности важных для группы дел (мероприятий) 4. Положительно высказывается об отношении к к творческому группе, Дворцу. объединению. 5. Положительно оценивает свою роль и место в Убежденность в детском творческом коллективе. собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое 1. Предметные знания 2. 3. 4. 5. Среднее арифметическое 1. Предметные умения 2. 3. 4. 5. Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования. Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения 14 характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно в о с п низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого р качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется о умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание и действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, з взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к в занятиям деятельностью по программе. о недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием д опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать и значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими т детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. ь На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения и программы и применяемых технологий и форм работы п р и м е н я т ь и н ф о р м а ц и ю 15