96 ч_Музыка странствий

Муниципальное
автономное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»

Рассмотрено
Экспертно-методическим советом
протокол № 3 от 11.10.2022г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 11.10.2022 № 285-од

Музыка странствий
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 12 до 18 лет, срок реализации – 6 месяцев,
художественная направленность

Автор-составитель
Ураков Яросвет Александрович
педагог дополнительного образования
Сотникова Валентина Владимировна
методист высшей квалификационной
категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка
Введение.
Пение под аккомпанемент гитары во все времена было весьма популярным
видом музыкального искусства. Актуально это и в настоящее время. Это дает
возможность детям, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою
индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я»,
реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от
собственного творчества.
XXI век – эпоха стремительных перемен, время, когда меняется наша
повседневность, мир профессий, исчезают и появляются виды и направления
деятельности человека. Возникает вопрос – чему учиться в современных
условиях? И ответ, конечно, есть. Человеку XXI века необходимы универсальные
навыки: умение общаться с людьми, работать в команде, творчески мыслить,
ставить цели и брать на себя ответственность, обладать активной жизненной
позицией.
Другими словами, сегодня необходимо овладевать soft skills или гибкими
навыками, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими
людьми. Однако гибкие навыки невозможно приобрести на отдельном тренинге
или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Освоение содержания программы «Музыка странствий» является тем видом
деятельности, в котором обучающиеся увлеченно и успешно приобретают и
развивают soft skills.
Направленность программы: художественная.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
2

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г. N 453-УГ «О
проекте «Уральская инженерная школа»;
12.Приказ от 26.06.2019 № 70-Д Об утверждении методических
рекомендаций «Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
13.Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
14.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»,
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность курса «Музыка странствий» обусловлена высоким
интересом к авторской песне, к самовыражению, исполнению любимых песен,
участию в многочисленных фестивалях, конкурсах, концертных программах.
Содержание программы, ориентированное на интерес и потребности подростков
в самовыражении, помогает формировать и развивать у обучающихся патриотизм,
любовь к самобытной культуре своего
народа и России в целом с ее
многообразием национальностей и культур; любовь к мировому и российскому
музыкально-исполнительскому искусству.
Программа «Музыка странствий» позволяет удовлетворить имеющуюся
потребность в творческом общении; максимально развить творческие
способности, в том числе, путем создания и исполнения песен на русском и
родном языке; развить умение самостоятельно организовать свой позитивный
досуг в социальном плане.
Программа позволяет учащимся почувствовать уверенность в своих силах;
выработать навыки культурного общения.
Отличительной особенностью является то, что программа содержит блок,
посвященный изучению музыкальной истории города Екатеринбурга
3

(Свердловска), области и Урала. Знакомство с историей своего края через
персоналии музыкантов, позволяет эмоционально включить обучающихся в
изучение своего родного края, формируя их уральскую идентичность, прививая
им чувство гордости за своих земляков.
Педагогическая целесообразность.
Учебный материал программы составлен с учетом способностей и
возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития
обучающихся и направлен на постепенное увеличение и расширение
теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков пения
и игры на шестиструнной гитаре.
В ходе реализации программы, обучающиеся не только овладевают
приемами игры на гитаре и узнают различные музыкальные стили и жанры, но и
приобщаются к истории родного края, города, страны, знакомятся с личностями
знаменитых горожан, свердловчан, уральцев. Большое внимание уделяется отбору
репертуара.
Данная программа предусматривает индивидуальный подход в подборе
репертуара для воспитанников, от классических произведений до современной
музыки. Формирует умение творчески подходить к исполнительской
деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к вокальному
искусству, инструменту, целеустремленности и настойчивости.
Цель: развития творческих способностей и формирование активной
гражданской позиции посредством обучения игры на гитаре.
Задачи
Воспитательные:
1. Развивать общую культуру поведения, культуру сценического поведения,
культуру слушания;
2. Воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке и музыкальному
исполнительству;
3. Формировать волевые качества личности;
4. Формировать умение работать самостоятельно, добиваться лучших
результатов, исходя из своих возможностей.
Развивающие:
1. Формировать интерес к песенному и литературному творчеству.
2. Развить умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных задач.
3. Развить основы критического мышления.
4. Развить умение общаться и взаимодействовать в коллективе, со сверстниками,
педагогом.
Образовательные:
1. Обучить основам авторского песенного творчества (написание текстов,
музыки).
2. Обучить технике аккордового аккомпанемента на гитаре.
3. Дать основы музыкальной гармонии, композиции, импровизации, дать знания
по теории музыки.
4

4. Расширить знания о музыкальном культурном наследии своей малой Родины.
5. Познакомить с историей авторской песни и авторами – исполнителями.
Условия приёма
На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе принимаются все желающие подростки 12 - 18 лет.
Адресат программы.
Программа рассчитана на участие детей в возрасте 12 - 18 лет. Возраст от 12
до 15 лет считается переходным от детства к юности. Он характеризуется общим
подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма: в своем
развитии подросток уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым.
Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
Подростковый период – наиболее благоприятный для развития творческого
мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на своих занятиях
постоянно предлагает своим воспитанникам решать проблемные задачи,
сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты. Кроме
того, принимая во внимание то, что процесс обучения – это не только процесс
усвоения знаний, но и процесс воспитания личности, педагог постоянно обращает
свое внимание на формирование устойчивых нравственных идеалов, системы
оценочных суждений, моральных принципов обучающихся. Любая жизненная
ситуация, конфликтные моменты на мероприятиях или на обычных занятиях в
коллективе служат поводом для обсуждения, оценки, диалога педагога с
воспитанником, что особенно важно именно в этом возрасте, когда
закладываются основы его нравственных и социальных качеств. Похвала,
выделение позитивных моментов в деятельности подростка особенно важны,
когда они совершаются в присутствии товарищей, значимых для него людей.
Юношеский возраст (15-18 лет) – период расцвета всей умственной
деятельности и жизненного самоопределения. Потребность в значимых для
самоопределения знаний - одна из самых характерных черт нынешнего
старшеклассника. Формирование и поддержание устойчивого интереса к
значимой и социально одобряемой деятельности, раскрытие творческого
потенциала подростка, оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути
- вот основная задача педагога на данном этапе.
Группы формируются по 10-15 человек. Группы преимущественно
комплектуются в соответствии с возрастными осоьенностями.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических
часа с перерывом 10 минут.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы - 96 часов. Продолжительность
одного учебного года по учебному плану - 96 часов.
Срок освоения программы - 6 месяцев обучения.
Форма обучения. Программа предполагает очную форму обучения. Также
программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы
обучающихся, как:
5

−
Индивидуально-групповая;
−
Групповая.
Методы обучения
Метод проблемного обучения
метод позволяет самостоятельно найти пути решения возникших в
результате практической деятельности проблем, формирует познавательный
интерес и личностную мотивацию учащихся.
Частично-поисковый метод обучение
метод стимулирует интерес к обучению.
Форма группового творческого задания
позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся.
Дискуссия
метод позволяет найти кратчайший и наиболее лёгкий в исполнении способ
решения задач.
Беседа
метод способен как подводить к новому материалу, так и проверять
усвоение уже изученного.
Объяснительно-иллюстративный метод
демонстрирование конкретных примеров решения учебных задач, готовых
работ позволит сделать процесс обучения максимально эффективным.
Дидактическая игра
в основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной
задачи. Задача может требовать нахождения конкретного решения или
определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической
ситуации.
Анализ продуктов творческой деятельности
продукты творческой деятельности других авторов дают возможность
увидеть в них самые разнообразные художественные и идейные качества, а также
обратить внимание на ошибки, которые следует избегать.
Упражнения
выполнение упражнений закрепляет изученный материал и формирует
практические навыки.
Виды занятий
Для преподавания нового материала:
− лекция с фронтальными формами обучения;
− семинар в игровой или интерактивной форме;
− мастер-класс.
Для усвоения новых знаний:
− самостоятельная работа;
− консультация.
Работа с родителями
Для реализации воспитательных задач родители (законные представители)
принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности объединения.
6

Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным
фестивалям и конкурсам.
Формы подведения результатов.
Формами контроля являются: самостоятельные творческие работы, в ходе
которых оценивается оригинальность идеи при выполнении обучающимися
самостоятельных работ, качество исполнения творческой работы; портфолио
работ (в электронном виде), иллюстрирующие динамику развития навыков
каждого обучающегося.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Вводное занятие. Техника
безопасности. Знакомство
История бардовской песни
Освоение аккордов и приемов
игры
Вдохновение музыкантов
Исполнительское мастерство и
вокальное искусство
Музыканты Урала
Совместное пение
популярных песен
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика аттестации/контроля
2
1
1
Беседа
12
26

4
8

8
18

11
17

4
5

7
12

6
20

2
8

4
12

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос

2

0

2

Концерт-обсуждение

96

32

64

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение. Техника безопасности. Знакомство.
Теория: На первых занятиях дети знакомятся друг с другом, с педагогом и
содержанием предстоящей работы коллектива. Педагог проводит инструктаж по
технике безопасности.
2. История бардовской песни.
Теория: Бардовская песня – песня о Родине, природе, дружбе и любви.
Яркие имена бардовской песни. Шутливые туристические песни.
Практика: Основные приемы звукоизвлечения. основных приемов игры
(перебор, щелчок, бой, щепок). Положение правой и левой руки, упражнения для
правой и левой руки.
3.Освоение аккордов и приемов игры на гитаре.
7

Теория: основные способы посадки за инструмент, постановка рук,
цифровое и буквенное обозначение пальцев, участвующих в игре. Графические
изображения последовательности игры пальцами правой руки на открытых
струнах, соответствующие различным приемам звукоизвлечения и размерам.
Практика: основные приемы звукоизвлечения, упражнения для правой
руки, примеры аккомпанемента при различных музыкальных размерах, приемы
игры (перебор, щелчок, бой, щепок). Положение пальцев левой руки, упражнения
для левой руки, построение базовых мажорных и минорных аккордов.
4. Вдохновение музыкантов.
Теория: «Со мною вот что происходит…»: Эмоции человека, их
разнообразие. Передача чувств и эмоций в музыке. Патриотические песни.
Практика: Упражнения для правой и левой руки, тренировка аккордов.
5. Исполнительское мастерство и вокальные занятия.
Теория: Природа возникновения звука, от чего зависит красота голоса и
точность интонирования, демонстрирует примеры точного и неточного
исполнения. Развитие природного голоса.
Практика: Разучивание песен, вокальные упражнения. Упражнения по
развитию слуха и голоса и артикуляции (скороговорки). Отработка правильного
дыхания и пение популярных песен. Ритмические упражнения типа: «Делай, как
я», в которых ритмический рисунок, динамика, характер хлопков, темп постоянно
изменяются; «Эхо», состоящее в том, что дети должны в точности воспроизвести
ритмический рисунок, характер хлопков, темп, динамику движений,
выполняемых педагогом или одним из учащихся.
6. Музыканты Урала.
Теория: Уральское трио гитаристов (джаз). Гитаристы Свердловской
Филармонии (академическое исполнение). Свердловский/ Екатеринбургский рокклуб.
Практика: Ритмические рисунки различных жанров. Ритмические
упражнения. Отработка приемов игры: перебор, щелчок, бой, щепок.
7. Совместное пение популярных песен.
Практика: Пение различных песен под аккомпанемент преподавателя,
учащихся или приглашенных гостей (гитара по кругу). Посещение концертов,
проведение песенных гостиных с приглашением авторов и исполнителей.
8.Итоговое занятие.
Практика. Концерт. Определение достижений во время освоения программы
и областей, в которых нужны дополнительные знания. Оценка собственной
работы в течение года и цели на будущее.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
1. Будет сформировано чувство идентичности по отношению к учреждению,
своему городу, региону (Малой Родине).
8

2. Будет развита общая культура поведения, сценического поведения, культура
слушания;
3. Будет сформирован эстетический вкус.
4. Будут сформированы волевые качества личности.
5. Будет сформировано умение работать самостоятельно, добиваться лучших
результатов, исходя из своих возможностей.
Метапредметные:
1. Будет сформирован интерес к песенному и литературному творчеству.
2. Будет развито умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных задач.
3. Будет развиты основы критического мышления.
4. Будет сформировано умение общаться и взаимодействовать в коллективе, со
сверстниками, педагогом.
Предметные:
1. Овладеет основами авторского песенного творчества.
2. Овладеет техникой аккордового аккомпанемента на гитаре.
3. Освоит основы музыкальной гармонии, композиции, импровизации,
4. Получит знания по теории музыки, расширит знания о музыкальном
культурном наследии.
5. Освоит знания об истории авторской песни и авторах – исполнителях.
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Период
обучения
1
полугодие
2
полугодие

Дата начала
обучения по
программе

Дата окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

Количество
учебных часов

01 декабря

30 декабря

4

16

09 января

28 мая

20

80

Режим занятий
2 раза в неделю
по 2 учебных
часа

Материально-техническое обеспечение.
Для проведения занятий необходим учебный кабинет, оформленный в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с
нормами СанПиН.
Информационное обеспечение:
−
фотоматериалы;
−
видеоматериалы;
−
аудиоматериалы;
−
схемы, нотные издания, сборники авторских песен.
Кадровое обеспечение
9

Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Учебно-методическое обеспечение
При реализации программы используется дидактический и лекционный
материалы: разработки теоретических и практических занятий.
Формы и методы подведения результатов
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы
с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений
об авторской песне, построение индивидуальных траекторий усвоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы. В систему
мониторинга входит:
– анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий
определить степень освоения каждого этапа обучения игре на гитаре, выявить
проблемные моменты и скорректировать индивидуальную траекторию
обучающегося;
– анализ лексикона обучающегося на предмет использования специальных
терминов во время общения с преподавателем и другими детьми;
– опрос обучающихся на предмет удовлетворенности собственным
продуктом творчества. Обсуждение работ одногруппников.
Мониторинг личностных и метапредметных достижений проводится в
начале и в конце учебного года. Используется метод педагогического
наблюдения, эссе, проектный метод.
На основании мониторинга появляется возможность определить у детей,
впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности
базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет
определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать
образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки
эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных
результатов, степень сформированности личности и профессионального
самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень
регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы.
Итоговая аттестация обучающихся
проводиться в форме открытого занятия. Если обучающийся полностью освоил
дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую
аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
− устные и письменные опросы на занятиях;
10

− Индивидуальный лист оценки сформированности
метапредметных, предметных результатов (Приложение 1)

11

личностных

и

Список литературы
Список литературы для педагога
1.
Андреев, Ю. А. Наша авторская/ Ю. А. Андреев – СПб.: Лань, 2000. – 320 с.
2. Окуджава Б. Ш. Под управлением любви : лирика 70-90-е / Булат Окуджава.
–М.: ZЕBRА E, 2009. – 302 с.
3. Гелендеев, В. Н. Групповые занятия сценической речью / В. Н. Гелендеев, Е.
И.Кириллова. – Л., 1989. – 220 с.
4. Коронов, Л. Диалоги о бардовском искусстве /Л. Коронов. – СПб., 2000. – с.
5. Красинская, Л., Элементарная теория музыки / Л. Красинская, В. Уткин. –
М.:Советский композитор, 1970. – 286 с.
6. Климович, В. Е. Гитара в АП / В. Е. Климович. – Гомель, 2002. – 96 с.
7. Книга для ученика и учителя "Авторская песня". – М.: АСТ Олимп, 1997. –
320с.
8. Маряхин, А. В. Аккорды и аккомпанемент на шестиструнной гитаре / А.
В.Маряхин. – М.: Глобус, 1999. – 220 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Без музыки: альманах уральского рока / Старый Новый Рок & МедиаЛаборатория S.G.T.R.K; идея: А. Коротич ; сост.: Е. Горенбург, О. Гененфельд. –
Екатеринбург: ПЦ "Лад", 2015. – 1 35с.
2. Беленький, Л. П. Возьмёмся за руки, друзья! / Л. П. Беленький. – М.:
Молодая гвардия, 1990. – 188 с.
3. Беляев С. Е. Музыкальный Екатеринбург: старые годы: энциклопедический
словарь / С. Е. Беляев. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2017.
4. Берковский, В. Сто песен Берковского / В. Берковский. – М.: Молодая
гвардия, 1992. – 220 с.
5. Визбор, Ю. Сад вершин Ю. Визбор. – М.: Прейскурантиздат, 1988. – 286 с.
6. Галич А. Возвращение. М.: ЭКСМО, 2006 5. Городницкий А. Сборник стихов
и песен «Перелётные ангелы». М.: Интербук, 1991
7. Городницкий А.И вблизи, и вдали. М.: ЭКСМО, 2004 7. Егоров, В. Песни / В.
Егоров. – М.: ЭКСМО, 2006. – 202 с.
8. Карасюк Д. Свердловская рок-энциклопедия: "Ритм, который мы..." / Д.
Карасюк. - Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2016. - 278, [1] с.
9. Ким, Ю. Летучий ковёр / Ю. Ким. – М.: ЭКСМО, 2003. – 220 с. 9. Ким, Ю. Не
покидай меня, весна / Ю. Ким. – Екатеринбург: Фактория, 2004. – 320 с.
10. Клячкин, Е. И. Живы, покуда любимы! / Е. И. Клячкин. – СПб.: Издательство
«Лань», 2000. – 220 с.
11. Книга-концерт «Люди идут по свету». М.: Физкультура и спорт, 1989
12. Композиторы Екатеринбурга / Урал. отд-ние Союза композиторов России;
Сост. Ж. А. Сокольская. - Екатеринбург: Б. и., 1998. - 383 с
13. Ланцберг, В. Условный знак / В. Ланцберг. – М.: Аргус, 1996. – 98 с.
12

14. Левитан, А. От костра к микрофону / А. Левитан. – СПб.: Респекс, 1996. 182
с.
15. Матвеев А. А. Чайф: иллюстрированная история группы / А. Матвеев. Санкт-Петербург: Амфора, 2015. - 95 с.
16. Маряхин, А. В. Аккорды и аккомпанемент на шестиструнной гитаре / А.
В.Маряхин. – М.: Глобус, 1999. – 220 с.
17. Сокольская Ж. А. Урал музыкальный: вчера и сегодня... / Ж. Сокольская. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. - 805
18. Орлов М. П. Свердловский рок: памятник мифу / М. Орлов. - Екатеринбург:
Пакрус, 2000. - 173 с.
19. Порохня Л. И. Наутилус Помпилиус: [иллюстрированная история группы] /
Л. Порохня, А. Кушнир. - Санкт-Петербург: Амфора, 2014. - 90, [5] с.
20. Шахрин В. В. Открытые файлы / В. Шахрин. - Екатеринбург: У-Фактория,
2006. - 352, [3] с. (Чайф)
Аннотация
Программа «Музыка странствий» составлена для детей 12-18 лет. Основной
целью данной программы является – развитие творческих способностей
посредством изучения и исполнения песен бардовского наследия, сочинения и
исполнения песен бардовского наследия (туристических песен). В ходе
реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре,
знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами, вокальными
навыками.

Сведения об авторах
Ф.И.О.:Ураков Яросвет Александрович.
Место работы: МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность: Педагог дополнительного образования
Образование: высшее
Контактный телефон: 8 (343) 371-46-01 (5)
Ф.И.О.:Сотникова Валентина Владимировна.
Место работы: МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность: методист
Образование: высшее
Контактный телефон: 8 (343) 371-46-01 (5)

13

Приложение 1
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Музыка странствий» разработаны следующие критерии:
взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться,
готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность
(желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность
(проявляется при выполнении функциональных заданий, известных,
повторяющихся),
гражданская
идентичность
(индивидуальное
чувство
принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению,
своей стране). Убежденность в собственной значимости для развития среды, к
которой принадлежит сам ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№
1

Критерии

Показатели

Взаимодействи
е в команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач

2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

Среднее арифметическое
2

Познавательна
я активность
Желание
узнавать новое

1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по теме
занятия/темы/программы
2. Воспроизводит информацию по итогам
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.

14

Проявляется
/не проявляется

4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
3

Ответственнос
ть

1. Выполняет задания педагога в указанный
срок и без напоминания

Проявляется
при выполнении
функциональны
х заданий,
известных,
повторяющихся

2. Своевременно приходит на занятие, другие
мероприятия
3. Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства

Cреднее арифметическое
4

Социальная
идентичность
Индивидуально
е чувство
принадлежности
к творческому
объединению.
Убежденность в
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок

1. Принимает правила и традиции группы
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при проведении
важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
группе, Дворцу.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
детском творческом коллективе.

Cреднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная
Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по
определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения
характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации
15

количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на
которой определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных
ориентаций;
осознанному,
целенаправленному
характеру
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях,
условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях,при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные;
осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы,
готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности
коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или
потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».