Школа-студия современного танца Движение Современная хореография для взрослых

Школа-студия современного танца «Движение»
Современная хореография для взрослых
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для обучающихся от 18 лет, срок реализации – 1 год
художественная направленность

Автор-составитель:
Горбунова
Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории

Екатеринбург
2022

Пояснительная записка
В условиях модернизации образования, необходимым результатом
дополнительного образования является формирование личностных качеств
обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации,
успеху в профессиональной и личностной сфере. Данная программа нацелена
на развитие художественно-творческого потенциала, исполнительских
способностей;
общефизического,
социального,
интеллектуального
и
нравственного уровня. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм,
творческую интуицию и эмоциональность.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школа-студия
современного
танца
«Движение». Современная хореография для взрослых», по содержанию
является художественной, по форме организации – студийной.
Программа разработана с учётом:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области";
7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
8. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой,
вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения.

Программа
«Школа-студия
современного
танца
«Движение».
«Современная хореография для взрослых» ориентирована на социальный заказ,
потребности обучающихся. Она направлена на развитие физической
активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является
актуальным для формирования здорового организма. Программа развивает
качества личности, развивает творческую и познавательную активность,
готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает повысить
уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений,
научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это
необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания
культуры здорового образа жизни современного человека.
Отличительные особенности программы.
Искусство входит в жизнь человека естественно, предоставляя ему
средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру,
межличностного общения. Танец способствует правильному физическому
развитию человека, имеет оздоровительное значение, способствует более
глубокому эмоционально – осознанному восприятию музыки, пониманию
музыкальных стилей и жанров, является богатейшим источником эстетических
впечатлений человека, формирует его художественное «я».
Отличительная особенность данной программы в том, что она включает в
себя синтез дисциплин такие как: основы современного и джазового танца, йога
и пилатес и подходит для всех возрастных групп.
Педагогическая целесообразность.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения,
технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами
импровизации. Данная модель педагогической деятельности позволяет
адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям
обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для
каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с
разным стартовым уровнем хореографических возможностей.
При реализации программы, используются следующие педагогические
идеи, ценности и принципы обучения:
 Преемственность. После изучения элементарных движений танца
задания постепенно усложняются.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от
простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к
средствам танцевальной выразительности, овладение языком
движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию
значений этих движений, приобретению умения с их помощью
выражать отношение, настроение.
 Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это
формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку,
поддерживает интерес к изучаемому материалу.

 Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить
постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению
темпо-ритма занятия.
Адресность программы. Программа ориентирована на возраст
обучающихся от 18 лет, с учётом психофизиологических особенностей данной
возрастной категории.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной программе принимаются обучающие, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией.
Количество обучающихся в группах: 10-16 человек.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 2 часа.
Итого в год: 72 часа.
Общий
объем
часов
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение».
Современная хореография для взрослых» составляет 72 часа.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа-студия современного танца «Движение». Современная хореография
для взрослых» построена в соответствии со стартовым уровнем сложности –
используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к
сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Организация
образовательного
процесса
(сроки
реализации
программы).
Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся в возрасте от
18 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из нескольких образовательных разделов – «Джазовый танец»,
«Современный танец», «Йога», «Пилатес»: изучение основ каждой дисциплины
и различных его техник. Обучение по данному разделу проходит на начальном
уровне. Занятия данными дисциплинами развивают пластичность и чувство
ритма, его отличительная черта – это свободная пластика тела, гармония
движений, баланс, изоляция движений отдельных частей тела.
Помимо непосредственного практического изучения основ танца,
содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического
искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и
отличительными чертами. Программа нацелена на то, чтобы научить исполнять
танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно, а также обучающийся

мог выражать через танец не только настроение, но и внутреннее качество
личности, черты характера.
Формы обучения:
- индивидуально-групповая;
- групповая;
- фронтальная.
Виды занятий:
- практические занятия;
- беседы;
- самостоятельная работа;
- мастер-классы;
- контрольные занятия;
- посещение спектаклей;
- участие в концертах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы,
исполнение этюдов и комбинаций.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – создание условий, способствующих развитию и
совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством
изучения основ танца.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие
 познакомить с основными современной хореографии;
 познакомить с многообразием видов современной хореографии;
 познакомить с основными частями построения композиции;
 дать знания о строении и функциях человеческого тела;
 научить исполнять развернутые комбинации и танцевальные этюды;
 научить импровизировать;
 обучить комплексу упражнений, способствующих развитию
двигательного аппарата;
 научить правильно и безопасно исполнять позы йоги, комплексы и
упражнения.
Развивающие
 дать навыки самостоятельной работы над поставленной задачей;
Воспитательные
 научить осознавать необходимость постоянной работы над собой для
достижения более высоких результатов, необходимость постоянного
развития;
 научить анализировать свои успехи и неудачи;
 развить умение постановки перед собой конкретных целей и научить
находить способы их достижения;

 научить работать в коллективе, понимать окружающих и доверять им.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование хореографических навыков обучающихся с учётом их
физических возможностей:

объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при
использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;

репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности;

метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить
логические связи между элементами, сравнивать особенности и
нюансы выполнения движений, что способствует осознанному
отношению к уроку;

метод импровизации: выполняя задания на импровизацию,
обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу,
самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на
импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии
художественных
образов
в
танцевальных
композициях,
самовыражении.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1год обучения
Раздел
Современная хореография
Всего:

кол-во часов
в неделю
2

в год
72

2

72

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
1год обучения
№
п/п
1

2

3

Название темы
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца.
Современная
хореография: изучение
основ джазового,
современного танца.
Развитие физических
данных.

Количество часов
общее
теория
практи
ка
2
2

20

20

20

20

4

Изучение основных
положений (асан) йоги

15

15

5

Постановка и репетиции
маленьких
хореографических
этюдов
Всего:

15

15

72

2

Формы аттестации/
контроля
Опрос
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений
Исполнение этюдов и
комбинаций, анализ
проделанной работы,
концерт

70

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Современная хореография: взгляд в
историю.
Теория: Инструктаж по ТБ. Основные понятия танца. Постановка корпуса и
работа с мышечным корсетом.
Тема 2. Современная хореография: изучение основ джазового,
современного танца.
Практика: Знакомства с основными понятиями современного танца
Изучение:
- основные позировки тела : ALLONGE, BODY ROLL, CONTRACTION ;
- Tilt – поза, в которой торс отклоняется, а рабочая нога поднимается на 90° и
выше в противоположном направлении;
- Падения (knee slide, shoulder fall);
- Повороты на месте (compass turn, knee turn).
Понятие «полицентрия» (движение различных частей тела независимо
друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).
Учебно-танцевальные комбинации на середине зала:
- Plie;

- Adajio;
- Port de bras
Тема 3. Развитие физических данных.
Практика:
анатомия и физиология позвоночника; комбинирование
упражнений на растяжение разных групп мыщц.
- виды гибкости и ключевые факторы, влияющие на гибкость;
- изучение таких понятий как «мобильность» и «стабильность»;
- техника работы с мышцами: двуглавая м. бедра, полуперепончатая м.,
полусухожильная м. с учётом анатомических поездов;
- техника работы с мышцами голени и стопы: икроножная м., камбаловидная
м., малоберцовые мм., передняя и задняя большеберцовые мм., мышцы
сгибатели и разгибатели пальцев стопы.
Тема 4. Изучение основных положений (асан) йоги.
Практика: « Что такое асаны». Построение. Разминка. Разучивание
последовательность этапов занятия. Имитация движений животных. Дыхание
жужжащей пчелы и легкое дыхание (йога). Комплекс силовых упражнений.
- общеразвивающие упражнения : в положении стоя: упражнения для рук и
плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи;
упражнения для ног. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка»,
«Верблюд»;
- Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и
лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций.
Практика:
танцевальные комбинации в различных стилях джазового танца. Работа над
музыкальностью и эмоциональностью исполнения.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Предметные результаты
 знают основные предпосылки развития современной хореографии;
 знают многообразие асан (поз) в йоге;
 знают основные части построения композиции;
 умеют импровизировать;
 знают основные части построения танцевального занятия.
Метапредметные результаты
 имеют навыки самостоятельной работы над поставленной задачей;
 имеют навыки анализа увиденных танцевальных выступлений, анализа
своих хореографических работ;
 имеют навыки эффективного взаимодействия в коллективе.
Личностные результаты
 осознают необходимость постоянной работы над собой для

достижения более высоких результатов, необходимость постоянного
развития;
 умеют анализировать свои успехи и неудачи;
 умеют ставить перед собой конкретные цели и находить способы их
достижения.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами,
станки для занятий экзерсисом; инвентарь; репетиционный зал, костюмерная
для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны,
медиатека.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Методическое обеспечение программы.
Для качественной реализации программы имеются методические
материалы:
1. Программно-методические:
1. Методическая литература по хореографии;
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа-студия современного танца «Движение».
Джазовый танец. 3 ступень».
2. Опорные учебно-методические материалы:
1. Технологические карты учебных занятий;
2. Тематические списки информационных источников: справочная
литература, видеоматериалы;
3. Темы групповых и или индивидуальных творческих заданий.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
в
учебно-тематическом
планировании.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по
программе:
 практическая работа;
 опрос;

 анализ творческих работ;
 анализ проделанной работы.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения
предметной составляющей производится после завершения каждого этапа
программы.
Критериями оценки предметных результатов освоения программы
служат:
 владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость,
гибкость);
 степень освоения танцевальных движений (хореографическая память,
исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать);
 знание терминологии танцевальных движений;
 умение взаимодействовать в коллективе;
 ответственность;
 эстетическое развитие.
Формы контрольно-оценочных материалов
В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ экзерсиса на середине зала;
 проведение
индивидуальных
отчетов
с
демонстрацией
танцевальных
возможностей
обучающегося
и
оценкой
пластической выразительности, музыкальности и артистизма
исполнения.
Групповыми формами контроля являются:
 демонстрация танцевальных комбинаций;
 исполнение разученных номеров;
 проведение итоговых занятий по джазовому танцу;
 отчетные концерты;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над
успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития
обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной
программы на определенном этапе обучения.
При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют
знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том
числе:
 знание терминологии;
 умение исполнять различные элементы и движения танца;
 знание средств создания образа в хореографии;

 знание
принципов
взаимодействия
музыкальных
и
хореографических выразительных средств;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать
ансамбль, сохранять рисунок танца;
 умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально
необходимых физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
 навыки музыкально-пластического интонирования;
 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и
культуры.
Список литературы
1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с
воспитанниками младшего школьного возраста
Искусство и
образование. 2008. № 6.
2. Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги: пер. с англ.-М.: Медси 21,1993.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник
для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей Безрукова В.С. - Екатеринбург: Издво Деловая книга, 1999. – 119 с.
4. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Л. Н. Буйлова
Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов
Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений Кулагина И.Ю., Колюцкий
В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с.
7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов
физической культуры Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура
и спорт, 1987 – 367 с.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника.
[Текст]: учебное пособие Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом
«Один из лучших», 2004 – 414 с.
9. Полтавцев И.Н. Йога делового человека. Мн.: Полымя, 1991.
10.Смирнова А. Джаз-класс: учебное пособие Смирнова А. – Москва:
Век информации, 2020 – 228 с.

11.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность) Искусство в
школе. 2008. № 2. С. 63-67.
2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих Москва-СПб.: Изд-во Диля,
2009 – 95 с.
3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж
Москва: Изд-во
«Век информации», 2018 – 259 с.
4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с.
Справочная литература
1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ballet-enc.ru/.
2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.persev.ru/psychological_dictionary.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] С. И.
Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. –
944 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».