Фотостудия

Фотостудия

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 10 до 18 лет, срок реализации – 4 года,
художественная направленность

Автор-составитель:
Корепанов Вячеслав Васильевич
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург
2022

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ
в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Программа «Фотостудия» реализуется с 2006 года.
1. В 2016-2017 учебном году в программе обновлено содержание
пояснительной записки, скорректирована актуальность, педагогическая
целесообразность.
Внесённые
изменения
утверждены
решением
Экспертнометодического совета №2 от 13.09.2016 г.
2. В 2017-2018 учебном году в содержание пояснительной записки
добавлена нормативная документация, прописана работа с родителями.
Описана процедура проведения итоговой аттестации обучающихся по
окончанию обучения по программе.
Внесённые
изменения
утверждены
решением
Экспертнометодического совета №2 от 12.09.2017 г.
3. В 2019-2020 была актуализирована нормативно-правовая база
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 « Об утверждении санитарных привил СП 2.4.3648-20 «
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения ,отдыха и оздоровления детей и молодежи » .
Внесённые
изменения
утверждены
решением
Экспертнометодического совета № 1 от 10 сентября 2019 г.
Внесённые
изменения
утверждены
решением
Экспертнометодического совета № 6 от 23 апреля 2020 г.

2

Содержание
Комплекс основных характеристик программы .................................................. 4
Пояснительная записка ........................................................................................... 4
Содержание программы........................................................................................ 12
Учебный (тематический) план 1 года обучения ................................................ 12
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения ....................... 12
Учебный (тематический) план 2 год обучения .................................................. 14
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения ....................... 14
Учебный (тематический) план 3 год обучения .................................................. 17
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения ....................... 18
Учебный (тематический) план 4 год обучения .................................................. 21
Содержание учебного (тематического) плана 4 года обучения ....................... 22
Планируемые результаты освоения программы. ............................................... 26
Комплекс организационно-педагогических условий ........................................ 27
Условия реализации программы.......................................................................... 27
Список литературы ............................................................................................... 29
Аннотация .............................................................................................................. 30
Сведения об авторе-составителе.......................................................................... 31
Приложение 1 ........................................................................................................ 32
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов ....................................................... 32
Приложение 2 ........................................................................................................ 35
Диагностическая карта промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся
................................................................................................................................. 35

3

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Введение
Современный человек живет в мире, расширяющейся системы массовых
коммуникаций. Коммуникативные возможности человека становятся
основой медийной культуры. Они позволяют человеку выражать свою точку
зрения, изучать и анализировать окружающую действительность,
реализовывать свою творческую потребность. Умение разбираться в
особенностях новых средств коммуникации и грамотно ими пользоваться,
открывает перед подрастающим поколением большие возможности для
осмысления многих явлений в культуре и реализации творческого
потенциала. Скорость научно-технического прогресса требует от человека
новых ритмов жизни, больших объёмов знаний, умений выходить из
многочисленных сложных ситуаций, управлять собой, принимать
нестандартные решения, учиться творчески мыслить. Развитие творческих
способностей личности следует начинать как можно раньше. Занятия
фотографией – один из шагов в этом направлении.
Фотография – один из наиболее доступных и востребованных видов
творчества. Кроме того, она является неотъемлемой частью жизни
современного человека. Стремление человека запечатлеть различные
моменты жизни стало для многих любимым занятием.
Способность критического и аналитического осмысления, особенности
визуальных искусств, в первую очередь фотографии, как неотъемлемой части
медиакультуры, является необходимой и значимой для формирования
гуманистических ценностных ориентиров у современной молодежи.
Знакомство с теорией и практикой фотографии расширяет кругозор, увлекает
и учит терпению, а также помогает сформировать творческий взгляд на мир у
обучающихся
и
призывает
к
интересному
и
культурному
времяпрепровождению.
Направленность
программы
–
художественная.
Программа
«Фотостудия» направлена на формирование у обучающихся представлений о
мировой художественной фотографии, ее роли и значении в структуре
культурологического знания, развития навыков творческой деятельности.
Программа разработана с учётом:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,
 Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242),
 Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.;
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

4

 Приказа от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»,
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»,
 Устава МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы заключается в следующем: её реализация
позволит молодежи, увлеченной фотографией, киносъемкой и другими
видами культурной деятельности в аудиовизуальной сфере, позволит
обладателям новой техники не бездумно фиксировать реальность, а
анализировать социальные процессы, попадающие в поле зрения объектива,
замечать необычное и прекрасное в окружающей действительности в
соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России» и «Федеральным государственным
образовательным стандартом».
При разработке программы были использованы следующие материалы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Цифровая фотография и ПК», автор Зикрань Е.С., МБОУ ДО СЮТ, г.
Туапсе, 2015г.; рабочая программа дополнительного образования «Юный
фотограф», автор Кретова С.Н., МБОУ КСОШ, г. Белгород, 2014г.
Отличительные особенности данной программы по фототворчеству
заключаются в том, она предусматривает вовлечение в творческий процесс
обучающихся более раннего возраста. Создание успешности у ребенка на
протяжении всего времени занятия в творческом объединении – одна из
особенностей Программы. Этому способствуют презентации работ
обучающихся на большом экране в учреждении, создание видеоряда по
тематике программы, участие в конкурсах и выставках. Программой
предусматривается наличие в творческом объединении детей, имеющих
разный уровень художественного развития и технической подготовки
(знание композиции, построения фотокадра, обработки снимков и т.д.). С
одной стороны, рядом есть дети, за которыми – можно «тянуться», с другой
стороны – дети более «продвинутые» в вопросах композиции, умении
разбираться в устройстве фотоаппарата и т.д. – чувствуют себя более
успешными, уверенными и это дополнительно повышает их интерес к
занятиям. Программа предоставляет всем обучающимся возможность
занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под
разноуровневостью понимается соблюдение при реализации программы
таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и
разную степень освоенности содержания детьми. Программа реализует
параллельные процессы освоения ее содержания на его разных уровнях
углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и
стартовых возможностей каждого обучающегося. Содержание и материал
программы организован по принципу дифференциации. Теоретический
материал предлагается для всех учащихся одного уровня. Практические
задания организованы в соответствии со следующими уровнями сложности:

5

1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных практических заданий минимальной сложности для освоения
содержания программы. 5
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию
практических заданий средней и достаточной сложности, которые допускают
освоение специализированных знаний.
3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным заданиям. Также
предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Обучающийся проявляет творческие способности, самостоятельно
умеет выполнять практические задания. Активные обучающиеся могут
участвовать в работе объединения, после завершения учебы по
индивидуальному учебному плану.
Каждый обучающийся имеет право на стартовый доступ к любому из
представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и
процедур оценки изначальной готовности обучающегося (где определяется
та или иная степень готовности к освоению содержания и материала данного
уровня).
Дифференцированный по соответствующим уровням материал
программы предлагается обучающимся в разных формах и типах источников.
Методические и дидактические материалы представлены в наглядном виде.
Каждый из трёх уровней предполагает универсальную доступность для
детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.
Программа позволяет вносить изменения в содержание в зависимости
от уровня усвоения знаний каждым обучающимся. Темы занятий могут
видоизменяться в зависимости от поставленных педагогом задач в
определенный период и в соответствии с уровнем освоения программы.
Приведенный в программе перечень практических занятий является
примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от желаний,
интересов обучающихся. Теоретические и практические занятия проводятся с
использованием наглядного материала (световое оборудование, схемы
постановки света). Предусмотрены занятия на компьютере с использованием
6 различных программ в области редактирования фотографий. Разработан
комплекс наглядных пособий к занятиям. Имеется возможность
использования данных материалов в процессе дистанционного обучения
подростков.
Педагогическая целесообразность. Программа предоставляет
обучающимся возможность через визуальные образы познавать окружающий
мир, приучает логически мыслить и осознавать увиденное, способствует
развитию наблюдательности, умению использовать фотоаппарат как
инструмент творчества. Обучение по дополнительной общеобразовательной
программе формирует высокий уровень образовательных потребностей в
искусстве фотографии, что позволяет выявлять талант фотохудожника среди
обучающихся.

6

Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся
средствами фототворчества.
Задачи
1. Воспитывать
у
обучающихся
чувство
взаимопомощи,
коллективизма, умение выслушать друг друга.
2. Развить у обучающихся интерес к занятиям фотографией, творческие
способности.
3. Обучить детей и подростков элементарным фотографическим
навыкам.
Все эти задачи способствовали появлению запросов на
образовательную
программу
технической
направленности,
ориентирующуюся на формирование у детей специальных навыков,
связанных с фотографией, развитием познавательной и творческой
активности. Решение всех этих задач заложено в программе
«Фототворчество».
Основными принципами работы по программе являются:
- принцип научности сообщаемых сведений,
привитие умений, навыков, позволяющих приобрести знания по
устройству фотоаппарата, умением правильному построению композиции.
Умение работать с современными графическими редакторами.
- принцип доступности выражается в соответствии материала
возрастным особенностям детей и подростков.
- принцип сознательности предусматривает заинтересованное,
осознанное, а не механическое усвоение обучающими знаний, умений и
навыков.
- принцип наглядности выражается в демонстрации фотографий и
способов достижения отдельных эффектов, использовании фототехники для
демонстрации способов и методов съемки в студии, на природе, в городе
. - принцип вариативности. Некоторые программные темы могут быть
реализованы в различных видах художественно – эстетической деятельности,
что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной
творческой задачи.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
Обучающиеся знают:
- технические особенности цифровых зеркальных фотоаппаратов и
объективов;
- законы и приемы композиции: закон «Золотого сечения», прием
«Обрамление объекта», прием «Перспектива» и др.;
- жанры фотографии - портрет, пейзаж, натюрморт, жанр и др.;
экспозицию, выдержку, глубину резкости, настройки ISO;
-чувствительность и принцип работы диафрагмы;
- фокусное расстояние в кадре;
- цветовую температуру снимков;
- разные источники света и их особенности;
точечный
источник,
направленный
расходящийся
свет,
направленный параллельный свет;
- принцип постоянного и импульсного света;
7

- правила техники безопасности;
- правила работы в объединении.
Обучающиеся умеют:
- пользоваться программой Adobe Photoshop для редактирования
изображений, Windows Movie Maker, программой ACDSee;
- пользоваться различными марками цифровых фотоаппаратов;
- выполнять настройки фотоаппарата для тематической съемки;
- построить композицию в разных жанрах фотографии;
- проводить отбор отснятого материала;
- кадрировать фотографии и выбирать правильную точку съемки;
- проводить анализ процесса фотосъемки и конечного продукта;
- подготавливать фотографии к выставкам;
- работать с графическими редакторами;
- работать в студии.
Обучающиеся владеют:
- техникой работы с фотоаппаратом.
- современными программами по созданию презентаций Microsoft
Office Power Point По окончании обучения по программе «Фототворчество»
формируется личность подростка с фотографической культурой,
художественным 10 интересом и потребностью к самореализации,
владеющая современным цифровым фотоаппаратом и навыками
практической фотосъемки.
Развивающие:
 развивать
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность инициативность, рефлексию;
 развивать навыки работы с информационными источниками;
 развивать умения рационально использовать время, выстраивать
осознанную деятельность для получения продуктивного результата;
 формировать коммуникативную компетентность обучающихся
(общение и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работа в команде,
публичные выступления, защита своих работ).
Образовательные:
 дать представление об истории развития мировой и отечественной
фотографии (фототехники);
 познакомить с жанрами фотографий и их спецификой;
 сформировать практические навыки работы с фотографической
техникой;
 сформировать у обучающихся представления о возможностях
использования современных программных продуктов в процессе обработки
графических изображений (фотографий).
Воспитательные:
 научить критическому отношению к современным культурным
реалиям в обществе;
 сформировать коммуникативные умения, уважительное отношение к
мнению и культурному опыту других обучающихся;

8

 способствовать формированию мотивации к самостоятельной
деятельности.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей от 11 до 18 лет, что включает
в себя средний школьный возраст и старший школьный (юношеский)
возраст. Обе эти возрастные категории имеют свои психологические
характеристики, которые мы учитываем при организации и проведении
занятий в детском объединении. Возраст от 11 до 15 лет считается
переходным от детства к юности. Он характеризуется общим подъёмом
жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма: в своем
развитии подросток уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым.
Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его
людей.
Подростковый период – наиболее благоприятный для развития
творческого мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на
своих занятиях постоянно предлагает своим обучающимся решать
проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и
отличительные черты. Кроме того, принимая во внимание то, что процесс
обучения – это не только процесс усвоения знаний, но и процесс воспитания
личности, педагог постоянно обращает свое внимание на формирование
устойчивых нравственных идеалов, системы оценочных суждений,
моральных принципов обучающихся. Любая жизненная ситуация,
конфликтные моменты на соревнованиях или на обычных занятиях в
коллективе служат поводом для обсуждения, оценки, диалога педагога с
воспитанником, что особенно важно именно в этом возрасте, когда
закладываются основы его нравственных и социальных качеств. Похвала,
выделение позитивных моментов в деятельности подростка особенно важны,
когда они совершаются в присутствии товарищей, значимых для него людей.
Юношеский возраст (15—18 лет) - период расцвета всей умственной
деятельности и жизненного самоопределения. Потребность в значимых для
жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего
старшеклассника. Формирование и поддержание устойчивого интереса к
техническому творчеству, раскрытие творческого потенциала воспитанника,
оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути - вот основная
задача педагога на данном этапе.
Группы формируются по 10 - 15 человек. Группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные.
Условия приёма
На
обучение
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе принимаются все желающие дети.
Формы и методы обучения. В основе преподавания используются
разнообразные формы обучения: викторины, интеллектуальные игры,
игровые программы, экскурсии, консультации; праздники, творческие
отчёты, дни открытых дверей, недели творчества, участие в выставках и
прочее.
Проводимые на различных уровнях фотоконкурсы, фотофестивали
вызывают большой интерес детей и взрослых. Занятие фотографией
9

помогает обучающимся, овладеть цифровыми технологиями, приобрести
уверенность в своей способности к творческой деятельности.
К методам обучения относится следующее:
 Проектный метод обучения. Метод позволяет получать знания из
практической деятельности обучающихся, позволяет самостоятельно
конструировать свои знания, способствует формированию критического
мышления. Форма группового творческого задания позволяет развивать
коммуникативные навыки учеников.
 Метод проблемного обучения. Метод позволяет самостоятельно
найти пути решения возникших в результате практической деятельности
проблем, формирует познавательный интерес и личностную мотивацию
учащихся.
 Дискуссия. Метод позволяет найти кратчайший и наиболее лёгкий в
исполнении способ решения задач.
 Беседа. Метод способен, как подводить к новому материалу, так и
проверять усвоение уже изученного.
 Анализ продуктов творческой деятельности. Продукты творческой
деятельности других авторов дают возможность увидеть в них самые
разнообразные художественные и идейные качества, а также обратить
внимание на ошибки, которые следует избегать.
 Объяснительно-иллюстративный
метод.
Демонстрирование
конкретных примеров решения учебных задач, готовых работ позволит
сделать процесс обучения максимально эффективным.
 Упражнения. Выполнение упражнений закрепляет изученный
материал и формирует практические навыки.
Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю:
 1 год обучения – по 2 академических часа с перерывом 10 минут;
 2 год обучения – один раз в неделю 2 академических часа с
перерывом 10 минут, один раз в неделю 3 академических часа с перерывом
10 минут;
 3 год обучения – по2и 4 академических часа с перерывом 10 минут;
 4 год обучения – один раз в неделю 2 академических часа с
перерывом 10 минут, один раз в неделю 3 академических часа с перерывом
10 минут.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 720 часов.
Продолжительность одного учебного года по учебному плану:
 1 год обучения – 144 часа;
 2 год обучения – 180 часов;
 3 год обучения – 216 часов;
 4 год обучения – 180 часов.
Срок освоения программы – 4 года обучения.
Форма обучения. Программа предполагает очную форму обучения.
Также программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы
работы обучающихся, как:
10

 индивидуальная;
 фронтальная;
 практическое занятие;
 обсуждение;
 наблюдение.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятия:
 словесные (беседа, объяснение);
 наглядные (работа по образцу);
 практические (самостоятельное выполнения фотосъемки).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
обучающихся:
 объяснительно-иллюстративные;
 репродуктивные;
 частично-поисковые;
 исследовательские.
Формы подведения результатов:
Формами контроля являются самостоятельные творческие работы
обучающихся, представляемые на выставках и конкурсных мероприятиях.
Проследить результативность деятельности и её динамику позволяет
также метод портфолио. Представленные в нём материалы – фотографии,
фотопроекты, конкурсные работы обучающихся отражают творческие
достижения на протяжении всех 4 лет обучения.
Работа с родителями. В течение года предусматривается проведение
родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий,
совместные выходы с обучающимися и их родителями на пленэр, где можно
наглядно проследить успехи своего ребёнка.

11

Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
п/п
1
2
3

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж
технике безопасности
Искусство фотографии
Светочувствительные материалы

Количество часов
Общее

Теория

Практика

4

2

2

4
4

4
4

-

4

Получение изображения с
помощью фотоаппарата

18

2

16

5

Основные жанры фотографии

28

6

22

6

Виды освещения. Искусственное
освещение

14

4

10

7

Виды освещения. Естественное
освещение

8

2

6

5

2

3

8

9
10
11

Фотография и компьютер.
Программа - Adobe Photoshop,
Lightroom.
Типовая обработка фотографий в
программе Adobe Photoshop,
Lightroom
Работа над выставочной
фотографией. Оформление
Итоговое занятие. Презентация
портфолио
ИТОГО

41

8

33

16

2

14

2

-

2

144

36

108

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Беседа
Опрос
Беседа,
творческая
работа
Опрос,
творческая
работа
Опрос,
творческая
работа
Опрос,
творческая
работа
Опрос
Опрос,
творческая
работа
Творческая
работа
Открытое
занятие

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж технике безопасности.
Теория: Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и
противопожарной безопасности. Основные виды и причины возможного
травматизма. Инструкция по эксплуатации фотооборудования. Первая
помощь при несчастных случаях. Знакомство учащихся с содержанием
данной программы.
2. Искусство фотографии.
Теория: Возникновение и развитие фотографии. Различные жанры
фотографии. Фотография как искусство.
3. Светочувствительные материалы.
Теория: Понятие о светочувствительности. Фотобумага. Общие
характеристики: чёрно-белая, цветная, матовая, глянцевая. Получение
изображения на фотобумаге с помощью света.
4. Получение изображения с помощью фотоаппарата.
12

Теория: Аналоговые и цифровые фотоаппараты. Принцип работы
плёночного и цифрового фотоаппарата. Основные части фотоаппарата и их
назначение. Обращение с фотоаппаратом.
Практика: Фотосъёмка с практическими навыками: как правильно
держать фотоаппарат при фотосъёмке, как работать со спусковой кнопкой,
как пользоваться видоискателем.
Самостоятельная фотосъёмка постановочных сюжетов.
5. Основные жанры фотографии.
Теория: Живые вещи (натюрморт). Пейзажная съёмка. Снимаем портрет.
Жанровая съёмка. Определение жанра. Авторский замысел в жанровой
фотографии. Тема и её решение. Как «видит» объектив. Основные
изобразительные средства фотографии. Разбор выполненных работ.
Практика: Работа по заданиям: фотосъемка различных жанров
фотографии.
6. Виды освещения. Искусственное освещение.
Теория: Фотосъёмка при искусственном освещении. Виды освещения.
Способы корректировки имеющегося света.
Практика: Съёмка рабочих моментов в классе с использованием лампы –
вспышки. Съёмка постановочного портрета с двумя источниками
импульсного света. Задание-рекомендация на зимние каникулы: Фотовернисаж «Новогоднее настроение».
7. Виды освещения. Естественное освещение.
Теория: Повторный инструктаж по технике безопасности. Проверка
заданий, выполненных на зимних каникулах: показ фотоснимков, сделанных
во время зимних каникул, показ слайдов. Обсуждение отснятого материала.
Обмен впечатлениями. Объяснение педагога. Фотосъёмка при естественном
освещении. Виды освещения. Съёмка на пленэре при фронтальном, боковом,
контровом освещении. Роль отражающих поверхностей при съёмке портрета
(подсветка).
Практика: Фотосъёмка сюжетов с использованием естественного
освещения.
8. Фотография и компьютер. Программа - Adobe Photoshop,
Lightroom.
Теория: Способы передачи изображений на компьютер. Знакомство с
возможностями компьютерной обработки фотоснимков в программе
Lightroom.
Правктика: Организация личных папок. Отбор и перемещение снимков.
Слайд-шоу. Создание личного фото-архива ученика.
9. Типовая обработка фотографий в программе Adobe Photoshop,
Lightroom.
Теория: Способы работы в программе Adobe Photoshop, Lightroom.
Практика: Анализ-выбор нужного снимка. Кадрирование фотоснимка.
Улучшение цветового баланса. Улучшение контраста и насыщенности.
Улучшение резкости. Выборочная ретушь – устранения дефектов на снимке.
10. Работа над выставочной фотографией. Оформление.
Теория: принципы оформления фотовыставки.

13

Практика: Работа над фотоснимками. Оформление фотографий в
паспарту, в рамки. Надписи к снимкам.
11. Итоговое занятие. Презентация портфолио.
Практика: Подведение итогов учебного года, поощрение лучших
учащихся. Показ и обсуждение лучших работ выполненных за текущий
учебный год. Фотосъемка мероприятий.
Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п
1
2
3

4

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж
технике безопасности
Технические основы
фотографии.
Количество и качество света в
кадре. Режимы
съемки.ISO,баланс белого
Объективы, экспозиция, способ
конструирования реальности в
фотографии

Количество часов
Общее

Теория

Практика

2

2

-

Формы
аттестации/
контроля
Опрос

12

3

9

Беседа
Опрос

12

4

8

24

4

20

5

Композиция, натюрморт

20

6

14

6

Работа в графических редакторах

24

2

22

24

4

20

24

6

18

12

-

12

24

6

18

2

-

2

180

37

143

7

8

9
10
11

Манипуляции с изображением.
Концептуальная фотография
Стили, цвет, применение цвета в
фотографии. История
возникновения цветной
фотографии. Фотографии в цвете
и черно-белом варианте.
Оформление фотографий. Работа
над снимком.
Документальная съемка.
Жанровая фотография. Тема
войны
Итоговое занятие. Презентация
портфолио
ИТОГО

Беседа,
Презентация
творческих работ
Опрос, творческая
работа
Опрос, творческая
работа
Опрос, творческая
работа
Опрос, творческая
работа

Презентация
творческих работ
Беседа,
презентация
творческих работ
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж технике безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Основные виды и
причины возможного травматизма. Инструкция по эксплуатации
фотооборудования. Первая помощь при несчастных случаях. Оказание
первой помощи. Проверка задания на каникулы: обмен летними
14

впечатлениями, обзор и обсуждения фотоснимков и условий при которых
происходила фотосъёмка.
2.Технические основы фотографии.
Теория: Возникновение и становление фотографии. Аналоговые
фотографии, их характеристика.
Практика: Фотосъёмка в помещении с использованием лампы-вспышки.
Съёмка рабочих моментов. Постановочная фотосъёмка.
3. Количество и качество света в кадре. Режимы съемки. ISO,баланс
белого
Теория: Количество и качество света в кадре. Режимы
съемки.ISO,баланс
белого Понятие экспозиции.
Практика: Фотосъёмка рабочих моментов.
4. Объективы, экспозиция, способ конструирования реальности в
фотографии
Теория: Основные принципы конструирования визуального образа.
Психологические и биологические особенности восприятия двухмерного
произведения искусства. Принцип золотого сечения Динамика и движение в
фотографии. Цветовые и световые акценты в фотографии.
Практика: Фотосъёмка рабочих моментов
5. Композиция, натюрморт
Теория: Выбор освещения. Точка съёмки. Формат изображения:
квадратное, горизонтальное, вертикальное. Выбор плана при съёмке
натюрморта: средний, крупный и сверх крупный (фрагмент, деталь). Фон при
съемке натюрморта.
Практика: Съёмка натюрмарта с разными источниками света:
рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным. Использование
вспышки при съёмке портрета. Композиция снимка. Освещение.
Перспектива. Передача форм и фактуры с использованием двух источников
света при фото съёмке натюрморта. Фотосъёмка на улице и в помещении
различных сюжетов.
6. Работа в графических редакторах
Теория: Манипуляции с изображением. Работа в графических
редакторах Adobe Photoshop, Lightroom. Измерение расширений,
сохранение изображений, кадрирование, изменение яркости, контрастности.
Практика: Редактирование изображения в различных редакторах.
7. Манипуляция с изображением. Концептуальная фотография.
Теория:
Программы
Adobe
Photoshop,
Lightroom обладают
безграничными возможностями для ретуши, цветовой и тоновой коррекции,
повышения резкости и создания художественных эффектов. Работа с
панелью инструментов. Стили, жанры направления в концептуальной
фотографии.
Практика: Работа над снимком с применением приемов обработки
графическими редакторами. Обсуждение материала. Обмен впечатлениями.
8. Стили, цвет, применение цвета в фотографии. История
возникновения цветной фотографии. Фотографии в цвете и черно-белом
варианте.
15

Теория: Основные жанры фотографии: портрет, натюрморт, пейзаж,
мобилография, макро и микрофотография, ночная съёмка. Любой вид
фотосъемки которая передает события. Стили в фотографии это композиция,
интерпретация, используемого настроения автора, цветов или тонов.
Практика: Фотосъемка с использованием цветного фона или подсветки.
9. Оформление фотографий. Работа над снимком.
Практика: Задание на съемку и разбор отснятого материала, отбор
лучших работ. Оформление фоторабот в паспарту, рамки.
10. Документальная съемка. Жанровая фотография. Тема войны.
Теория: Особенности раскрытия темы в фотографии. Особенности
военной журналистики, творчество фоторепортера.
Практика: Фотосъемка мероприятия.
11. Итоговое занятие. Презентация портфолио
Практика: Показ и обсуждение лучших работ выполненных за текущий
учебный год. Фотосъемка мероприятий.

16

Учебный (тематический) план 3 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Общее

Теория

Практика

4

4

1

4

4

4

18

6

12

26

8

18

14

4

10

14

6

8

6

4

2

4

2

2

9

Стили, жанры, цвет в
фотографии

12

4

8

10

Документальная съемка.
Жанровая фотография

16.

4

12

16

6

10

6

2

4

8

2

6

30

6

24

12

6

6

4

26

1

8

1
2

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности
Технические основы
фотографии.

4

Манипуляция с изображением
после съемки. Мануальные
технологии.
Компьютерная графика.
Концептуальная фотография.

5

Видовое и жанровое
разнообразие в фотографии

3

6

Документальные формы в
искусстве. Репортажная,
серийная фотография
Основы стрит-фото

7
Журналистская фотография.
8

Тема войны в фотографии
11

12

13

14

15

16
17

Урбанистическое искусство.
Глобальные проблемы
человечества в кино и
фотографии.
Сюрреализм, как особый
взгляд на современную
реальность.
Световая регулировка в
фотографии. Работа со
студийным светом.
Современная фотография.
Фотопроекты, инсталляции,
видеоарт, перфомансы.
Подготовка работ к
выставочным и конкурсным
проектам.
«Скрытая камера» - её плюсы

26
9

17

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Общее

Теория

Практика

33

4

29

10

2

8

6

1

5

3

1

2

216

71

145

и минусы

19

Обработка фотографий в
программе Adobe Photoshop
Lightroom
Подготовка и оформление
выставочных работ

20

Фестивально-конкурсная
деятельность

18

21

Итоговое занятие.
Презентация портфолио
ИТОГО

Формы
аттестации/
контроля
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Открытое
занятие

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж технике безопасности.
Теория: Инструктаж технике безопасности. Основные виды и причины
возможного травматизма. Инструкция по эксплуатации фотооборудования.
Знакомство с программой на новый учебный год.
Практика: Проверка задания на каникулы: обмен летними
впечатлениями, обзор и обсуждения фотоснимков и условий при которых
происходила фотосъемка.
2. Технические основы фотографии
Теория: Формирование современных видов и жанров в фотографии.
Повторение пройденного материала за второй год обучения: Работа со
светом, работа в ручном режиме, обработка фотографий в программах Adobe
Photoshop, Lightroom
Практика: Фотосъёмка в различных режимах. Обработка в программах
Adobe Photoshop, Lightroom.
3. Манипуляция с изображением после съемки. Мануальные
технологии
Теория: Как качественное владение средствами художественных
технологий редакторов Adobe Photoshop, Lightroom влияет на творческий
замысел автора.
Практика: Обработка отснятого материала в программах Adobe
Photoshop, Lightroom? работа со слоями и светом с применением
современных технологий.
4. Компьютерная графика. Концептуальная фотография.
Теория: Документальные формы в искусстве. Метафорическая природа
современных медиаискусств. Три главных изобразительных средства
фотографии: линейная композиция, световое и тональное, а в цветной
фотографии - колористическое решение снимка.
Практика: Съёмка в студии с использованием освещения,
композиционного построения, момента съемки.
18

5. Видовое и жанровое разнообразие в фотографии.
Теория: Документальные формы в искусстве. Метафорическая природа
современных медиаискусств. Ракурс - точка расположения фотоаппарата по
отношению к объекту съемки. Она определяет положение всех предметов на
фотографии.
Практика: Фотосъемка сюжетов с разных точек съемки с
использованием ЗУМ - объективов.
6. Документальные формы в искусстве. Репортажная, серийная
фотография.
Теория: Гуманизм и современная медиакультура. Пресса и
документальная фотография.
Практика: Репортажная и серийная фотосъемка с использованием
различных источников света. Работа над ошибками
7. Основа стрит-фотографии. Теория: Специфика гуманистического
репортажа, романтический взгляд. Просмотр фотографий «Контрольные
отпечатки».
Практика: Фотосъемка с использованием различных режимов.
8.Журналистская фотография.
Теория: Этический аспект в творчестве в творчестве военного
фоторепортера.
Особенности
военной
журналистики,
тенденции,
дегуманизации.
Практика: Фотосъемка, за круглым столом, встречи с ветеранамикорреспондентами.
9. Стили, жанры, цвет в фотографии.
Теория: Основные жанры фотографии: портрет, натюрморт, пейзаж,
мобилография, макро и микрофотография, ночная съёмка. Любой вид
фотосъемки которая передает события. Стили в фотографии это композиция,
интерпретация, используемого настроения автора, цветов или тонов.
Практика: Фотосъемка с использованием цветного фона или подсветки.
10. Документальная съемка. Жанровая фотография.
Теория: Фотосъемка на документы с использованием света и программы
создания фото на паспорт, обработка фото. Жанровая фотография изображение состояния и действий людей.
Практика: Фотосъемка не постановочной фотографии в условиях
помещения.
11. Тема войны в фотографии.
Теория: Просмотр военных фотографий по теме Великой Отечественной
войны, архивы военных обозревателей, экскурсия в музей окружного Дома
офицеров, знакомство с героями военных фотоисторий.
Практика: Фотосъемка натюрморта с военными атрибутами.
12.
Урбанистическое
искусство.
Глобальные
проблемы
человечества средствами искусства.
Теория: Особенности представления города в фотографии, роль города в
жизни человека
Практика: Экологические проблемы современности. Фотосъемка при
разной освещенности с правильным выбором светочувствительности.
13. Сюрреализм, как особый взгляд на современную реальность.
19

Теория: Особенности представления художниками, окружающей
действительности. Сюрреализм и медиакультура, от Сальвадора Дали, до
мировых фотографов
Практика: Создание натюрморта из представленных в композицию
предметов средствами фотографии.
14. Световая регулировка в фотографии. Работа со студийным
светом.
Теория: Фотосъемка с длинной выдержкой. Фотосъемка с короткой
выдержкой. Фотосъемка в режиме М (ручной), в режиме А (приоритет
диафрагмы), в режиме T (приоритет выдержки), в режиме P (программный
режим).
Практика: Фотосъёмка рабочих моментов, эксперименты со светом.
15. Современная фотография. Фотопроекты, инсталляции,
видеоарт, перфомансы.
Теория: Фотография как « фабрика мифов».
Взаимодействие
медиакультуры и массового сознания.
Практика: Фотосъемка в салоне с использованием теоретических
знаний. Создание рекламы и слогана.
16. Подготовка к выставочным и конкурсным заданиям.
Теория: Компоновка, отбор, обработка в графических редакторах, общее
оформление снимков. Посещение выставок.
17. «Скрытая камера» - её плюсы и минусы, 9 часов.
Теория: Фотосъемка «Скрытой камерой» - это съемка людей в
естественной и непринужденной обстановке, без позирования. Объективы,
применяемые при съемке «скрытой камерой» - ЗУМ-объективы.
Практика: Фотосъемка на улице.
18. Обработка фотографий в программе Adobe Photoshop Lightroom.
Теория: Обработка фотографий в программе Adobe Photoshop Lightroom
– это редактирование отснятого материала.
Практика: Обработка отснятого материала. Кадрирование. Резкость.
Работа с панелью Инструментов и т.д.
19. Подготовка и оформление выставочных работ.
Теория: Разбор отснятого материала за текущий учебный год. Отбор
лучших работ для фотовыставок.
Практика: Итоговая работа над снимком.
20. Фестивально-кункурсная деятельность.
Теория: Подготовка и обсуждение рабочих моментов предстоящего
мероприятия.
Практика: Посещение и участие в выставках, конкурсах, городских
мероприятиях, фотосъемка на пленэре, походы.
21 Итоговое занятие. Презентация портфолио
Теория: Подведение итогов учебного года, поощрение лучших
учащихся. Задание – рекомендация на летние каникулы: посещение фото
выставок, фотосалонов.
Практика: Показ и обсуждение лучших работ выполненных за текущий
учебный год. Фотосъемка мероприятия.

20

Учебный (тематический) план 4 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

2

Техника безопасности
Повторение пройденного
материала

3

Коллаж. Ступени
совершенствования

1

6

Совершенствование
фотоснимка. Сложность
изображения. Выбор момента
съёмки
Ракурс. Важность точки съёмки
изменение размеров в
фотографии
Для чего нужна тень,
преимущество теневого снимка

7

Режимы фотосъемки. Их виды и
особенности.

4

5

10

Экспозиционная вилка.
светочувствительность,
диафрагма и выдержка
Виды фотосъемки,
совершенствование результата
съемки при разных погодных
условиях.
Светочувствительность
Диафрагма. Ее функция при
фотосъемке

11

Выдержка. Как правильно
применять ее при фотосъемке

8

9

12

13

14

15

16

Салонный портрет,
Использование различных
инструментов для съемки
Портрет на пленэре. Работа над
образом
Жанровая фотосъемка.
Рисование светом. Момент
съемки
Фотосъемка пейзажа,
классические виды,
выразительность
Натюрморт. Создание баланса.
Композиционное построение

Количество часов
Общее

Теория

Практика

4

3

1

4

2

2

8

2

6

8

2

6

8

2

6

4

2

2

16

2

14

20

4

16

12

2

10

4.

2

2

4

2

2

16

4

12

4

1

3

8

2

6

12

2

8

12

4

8

21

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Общее

Теория

Практика

17

Особенности съемки детей,
экспрессия движения

8

1

7

18

«Скрытая камера» - её плюсы и
минусы

4

1

5

8

2

6

16

2

14

4

4

4

4

180

52

19
20
21
22

Обработка фотографий в
программе Adobe Photoshop
Lightroom
Подготовка и оформление
выставочных работ
Посещение выставок, экскурсии,
фотосъемка на пленэре
Итоговое занятие. Презентация
портфолио
ИТОГО

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Открытое
занятие

128

Содержание учебного (тематического) плана 4 года обучения
1.Техника безопасности.
Теория: Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и
противопожарной безопасности. Основные виды и причины возможного
травматизма. Инструкция по эксплуатации фотооборудования. Знакомство с
программой на новый учебный год.
Практика: Проверка задания на каникулы: обмен летними
впечатлениями, обзор и обсуждения фотоснимков и условий при которых
происходила фотосъемка.
2. Повторение пройденного материала.
Теория: Повторение пройденного материала за третий год обучения:
Работа со светом, работа в ручном режиме, обработка фотографий в
программах Adobe Photoshop, Lightroom.
Практика: Фотосъёмка в различных режимах. Обработка в программах
Adobe Photoshop, Lightroom.
3.Коллаж. Ступени совершенствования.
Теория: Как качественное владение средствами художественных
технологий редакторах Adobe Photoshop, Lightroom влияет на творческий
замысел автора.
Практика: Обработка отснятого материала в программах Adobe
Photoshop, Lightroom с применением современных технологий.
4. Совершенствование фотоснимка. Сложность изображения. Выбор
момента съёмки.
Теория: Три главных изобразительных средства фотографии: линейная
композиция, световое и тональное, а в цветной фотографии колористическое решение снимка.
Практика: Съёмка в салоне с использованием освещения,
композиционного построения, момента съемки.
22

5. Ракурс. Важность точки съёмки изменение размеров в
фотографии.
Теория: Ракурс - точка расположения фотоаппарата по отношению к
объекту съемки. Она определяет положение всех предметов на фотографии.
Практика: Фотосъемка сюжетов с разных точек съемки с
использованием ЗУМ-объективов.
6. Для чего нужна тень, преимущество теневого снимка.
Теория: Тени помогают усилить общее впечатление от фотографии,
создать определенную эмоциональную окраску.
Практика: Фотосъемка портрета с использованием одного источника
света.
7. Режимы фотосъемки. Их виды и особенности.
Теория: Основные режимы фотосъемки: зона предустановок и
творческая зона. К зоне предустановок относятся: автоматический режим,
съемка портрета, съемка пейзажа, макросъемка, спорт, ночная съемка.
Творческие режимы съемки – это режим приоритета диафрагмы, режим
приоритета выдержки и ручной режим.
Практика: Фотосъемка с использованием различных режимов.
8.Экспозиционная вилка. Светочувствительность, диафрагма и
выдержка.
Теория: Что такое чувствительность и как она влияет на качество
снимка, когда и как ее использовать. Роль диафрагмы и выдержки для
выполнения заданной задачи.
Практика: Фотосъемка в ручном режиме.
9. Виды фотосъемки, совершенствование результата съемки при
разных погодных условиях. Светочувствительность.
Теория:
Объяснение
педагога.
ISO
это
величина
светочувствительности матрицы. Чувствительность цифровых аппаратов 100,
200, 400, 800, 1600 и более единиц.
Практика: Фотосъемка при разной освещенности с правильным выбором
светочувствительности.
10. Диафрагма. Ее функция при фотосъемке.
Теория: Объяснение педагога. Использование диафрагмы. Какую
функцию она выполняет при фотосъемке: для правильной установки
глубины резкости, для управления интенсивностью освещенности
Практика: Приемы использования диафрагмы во время фотосъемки,
позволяющие сделать снимок наиболее выразительным, эмоциональным.
11. Выдержка. Как правильно применять ее при фотосъемке.
Теория: Объяснение педагога. Фотосъемка с длинной выдержкой.
Фотосъемка с короткой выдержкой. Фотосъемка в режиме М (ручном), в
режиме А (приоритет диафрагмы), в режиме T (приоритет выдержки), в
режиме P (программный режим).
Практика: Фотосъёмка рабочих моментов
12. Салонный портрет, Использование различных инструментов для
съемки.

23

Теория: Объяснение педагога. Классическая схема освещения для
портретной фотосъемки. Высокий и низкий ключ. Планы портретной съемки:
крупный, средний и общий, аксессуары и дополнения.
Практика: Фотосъемка в салоне с использованием теоретических
знаний. Задание-рекомендация на зимние каникулы: зимние фото-зарисовки.
Фото-вернисаж «Новогоднее настроение».
13. Портрет на пленэре. Работа над образом.
Теория: Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и
противопожарной безопасности. Проверка заданий, выполненных на зимних
каникулах: показ фотоснимков, сделанных во время зимних каникул, показ
слайдов. Обсуждение отснятого материала. Обмен впечатлениями.
Объяснение педагога. Фотосъемка на пленэре - это фотосъемка при
естественном освещении.
Практика: Фотосъемка портрета при естественном освещении.
14. Жанровая фотосъемка. Рисование светом. Момент съемки.
Теория: Объяснение педагога. Жанровое фото – это съемка событий из
повседневной жизни.
Практика: Фотосъемка жанровых моментов на улице, в классе.
15. Фотосъемка пейзажа, классические виды, выразительность.
Теория: Объяснение педагога. Фотопейзаж – это съемка природы.
Практика: Фотосъемка пейзажа при боковом и контровом освещении.
Передача объема и фактуры.
16. Натюрморт. Создание баланса. Композиционное построение.
Теория: Объяснение педагога. Натюрморт – это фотосъемка
неодушевленных предметов.
Практика: Композиционное построение снимка, работа со светом.
17. Особенности съемки детей, экспрессия движения.
Теория: Объяснение педагога. Подготовка к фотосъемке - это подборка
необходимой оптика (портретники и длиннофокусные объективы),
правильный выбор места съемки.
Практика: Фотосъемка детей на детских площадках, дома, в детском
саду и т.д.
18. «Скрытая камера» - её плюсы и минусы.
Теория: Объяснение педагога. Фотосъемка «Скрытой камерой» - это
съемка людей в естественной и непринужденной обстановке, без
позирования. Объективы, применяемые при съемке «скрытой камерой» ЗУМ-объективы.
Практика: Фотосъемка на улице.
19. Обработка фотографий в программах Adobe Photoshop,
Lightroom.
Теория: Объяснение педагога. Обработка фотографий в программах
Adobe Photoshop, Lightroom – это редактирование отснятого материала.
Практика: Обработка отснятого материала. Кадрирование. Резкость.
Работа с панелью Инструментов и т.д.
20. Подготовка и оформление выставочных работ.
Теория: Разбор отснятого материала за текущий учебный год. Отбор
лучших работ для фотовыставок.
24

Практика: Итоговая работа над снимком.
21. Посещение выставок, экскурсии, фотосъемка на пленэре.
Теория: Подготовка и обсуждение рабочих моментов предстоящего
мероприятия.
Практика: Посещение и участие в выставках, конкурсах, городских
мероприятиях, фотосъемка на пленэре, походы.
22. Итоговое занятие. Презентация портфолио
Теория: Подведение итогов учебного года, поощрение лучших
учащихся.
Практика: Показ и обсуждение лучших работ, выполненных за текущий
учебный год. Фотосъемка мероприятий.

25

Планируемые результаты освоения программы.
Предметные:

ЗНАТЬ:

 определения ключевых понятий и терминов, устройство и принципы
работы фотокамеры и объективов, технологии получения фотоизображения,
особенности фотосъемки в разных жанрах и стилях, практические приемы
работы с источниками естественного и искусственного освещения,
программы редактирования фотоснимков на компьютере;
УМЕТЬ:
 ставить цели и задачи, связанные с выполнением фотоснимков высокого

качества, правильно компоновать кадр с учетом законов гармонии и
творческой идеи, работать с различными типами освещения, выбирать
интересные и важные сюжеты для съемки, организовывать собственный
файловый фотоархив, ориентироваться в различных видах фотокамер и
специфического фотооборудования (предметный стол, световой куб,
макрообъективы и т.д.), использовать практические навыки обработки и
ретуши фотоснимков с помощью компьютера и создавать собственное
портфолио в Интернете;
 представлениями об истории фотографии, основных принципах и
тенденциях развития фотоискусства, типах современных фотокамер,
практических приемах съемки с различными типами освещения, технических
особенностях съемки портрета, натюрморта, пейзажа (выбор объектива,
фона, режима съемки), способах творческой обработки отснятого материала,
преимуществах и недостатках разных графических форматов применительно
к
фотографии,
условиях
использования
съемочной
техники,
фотооборудования.

Развивающие:
 Будут
развиты
познавательная
активность,
самостоятельность
инициативность;
 Будут развиты навыки работы с информационными источниками;
 Будут уметь рационально использовать время, выстраивать осознанную
деятельность для получения продуктивного результата;
 Будет сформирована коммуникативная компетентность обучающихся
(общение и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работа в команде,
публичные выступления, защита своих работ);
Воспитательные:
 Будет сформировано толерантного отношения к другим культурам и
национальностям;
 Будет развито чувство принадлежности к образовательному учреждению,
своей стране.
 Будет сформирована мотивация к самостоятельной деятельности.

26

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная
станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с нормами СанПиН.
Оборудование кабинета включает:
 софтбоксы – 3шт.;
 фоны –2 шт.;
 фотоаппарат-1шт;
 фильтры-3шт.
 стол педагога – 1 шт.;
 компьютеры-6 шт.;
 аналоговая аппаратура;
 рамки для фотографий-30 шт.:
 выставочный комплекс: стенды, стеллажи,
 мультимедийное оборудование: мультимедийный проектор, проекционный
экран.
Информационное обеспечение:
 фотоматериалы (лучшие работы воспитанников, работы педагога,
плакаты);
 наглядные пособия («Салонный портрет», «Коллаж», «Работа с
Фильтрами», «Фотосъемка Пейзажа»).
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования,
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Методическое обеспечение
Чтобы достичь поставленных целей программы, используются
разнообразные формы занятий. Занятие включает в себя теоретическую
часть (беседа, рассказ об истории и искусстве фотографии с привлечением
богатого иллюстративного материала, просмотр и обсуждение учебных и
документальных фильмов, посвященных искусству фотографии и кино,
знакомство с творчеством выдающихся кинорежиссеров) и практическую
часть. Изучение наиболее сложных тем сопровождается обязательным
конспектированием.
При
реализации
программы
используется
дидактический и лекционный материалы: разработки теоретических и
практических занятий, памятки и иллюстративные материалы.
Формы аттестации/контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме
беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и
представлений о фотографии и фотоискусстве, построение индивидуальных
траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
27

Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
– анализ продуктов творческой деятельности обучающихся,
позволяющий определить степень освоения каждого этапа конструирования
модели, выявить проблемные моменты и скорректировать индивидуальную
траекторию обучающегося;
– анализ лексикона обучающегося на предмет использования
специальных терминов во время общения с преподавателем и другими
обучающимися;
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным
продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных
составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года.
Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у
детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень
сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения,
который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а
также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение
всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов
обучения
на
уровень
образовательных
результатов,
степень
сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор
нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных,
коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация
обучающихся проводится в таких формах, как: творческие работы;
самостоятельные работы репродуктивного характера; отчетные выставки;
защита творческих работ. Если обучающийся полностью освоил
дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел
итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании
программы.
Оценочными материалами для отслеживания предметных,
личностных и метапредметных качеств служат:

устные и письменные опросы на занятиях;

портфолио обучающихся

индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных результатов (приложение 1)

диагностическая карта промежуточной (итоговой) аттестации
обучающихся (приложение 2)

28

Список литературы

Основная литература
1. Гейлер, М. Основы композиции и художественной съемки [Текст]: учебное
пособие/ М. Гейлер – Москва: NT Press, 2005. - 219с.
2. Келли, С. Ретушь портретов с помощью Photohop. [Текст]: учебное
пособие/ С. Келли - Москва: Издательский центр «Мега», 2009. – 371с.
3. Кларк, Т. Эмоциональная фотография. [Текст]: учебное пособие / Т. Кларк
- Москва: Пента, NT Press, 2005. - 245с.
4. Косенко, П. Живая цифра. [Текст]: учебное пособие / П. Косенко Москва: Пента, 2014.- 312с.
5. Лапин, А. Фотография как …[Текст]: учебное пособие /А. Лапин – Москва:
Пента, 2007.- 249с.
6. Макнелли, Д. Дневник горячего башмака. [Текст]: учебное пособие/ Д.
Макнелли - Москва: Пента 2015.- 226с.
7. Мортенси, М. Модель.[Текст]: учебное пособие/ М. Мортенси Издательский центр «Мега», 2009. – 371с.
8. Пожарская, С. Фото мастерство [Текст]: учебное пособие/ С. Пожарская –
Москва: Пента, 2001. - 110с.
9. Фрай, М. Искусство цифровой пейзажной фотографии. [Текст]: учебное
пособие/ М. Фрай- Москва: «Озон» 2014 -309с.
10. Фридман, М. Взгляд фотографа [Текст]: учебное пособие М. Фридман Москва: Издательский центр «Фотография», 2012. – 191с.
11. Фридман, М. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные
снимки. [Текст]: учебное пособие /М.Фридман - Москва: Издательский
центр «Фотография», 2009. – 571с.
12. Фризо, М. Новая история фотографии [Текст]: учебное пособие/ М. Фризо
–Москва: NT Press, 2007. -286с.
Информационные источники для детей и родителей
1. Бажак К. История фотографии и Возникновение изображения. [Текст]:
учебное пособие / К.Бажак – Москва: « Пента» 2006.-191с.
2. Пожарская,С. Мудрые мысли [Текст]: учебное пособие / С. Пожарская–
Санкт-Петербург: Питер, 2006. -329с.
3.
Фомин, В. 15 практичных советов школьнику.Цифровое фото [Текст]:
учебное пособие / В. Фомин – Москва: 2006.-191с

29

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Фотостудия»
ориентирована на обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет и рассчитана на 4
года обучения.
Цель программы - развитие творческих способностей у обучающихся
средствами фототворчества.
Программа предоставляет обучающимся возможность через визуальные
образы познавать окружающий мир, приучает логически мыслить и
осознавать увиденное, способствует развитию наблюдательности, умению
использовать фотоаппарат как инструмент творчества. Обучение по
дополнительной общеобразовательной программе формирует высокий
уровень образовательных потребностей в искусстве фотографии, что
позволяет выявлять талант фотохудожника среди обучающихся.
В основе преподавания используются разнообразные формы обучения:
викторины, интеллектуальные игры, игровые программы, экскурсии.
консультации; праздники, творческие отчёты, дни открытых дверей, недели
творчества, участие в выставках и др.
Проводимые на различных уровнях фотоконкурсы, фотофестивали
вызывают большой интерес детей и взрослых. Занятие фотографией
помогает обучающимся, овладеть цифровыми технологиями, приобрести
уверенность в своей способности к творческой деятельности.

30

Сведения об авторе-составителе
Корепанов Вячеслав Васильевич
педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец
творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Первая квалификационная категория педагога дополнительного образования
Телефон рабочий: 371-35-23

31

Приложение 1
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Фотостудия» разработаны следующие
критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно
общаться, готовность помочь при коллективном решении задач),
познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с
информацией),
ответственность
(проявляется
при
выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействи
е в команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

3

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач
Cреднее арифметическое
Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по теме
я активность
занятия/темы/программы
Желание
2. Воспроизводит информацию по итогам
узнавать новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный
32

Проявляется
/не проявляется

срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на занятие, другие
Проявляется при мероприятия
выполнении
3. Доводит начатую работу до конца
функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
х заданий,
полученного результата.
известных,
5. Выполняет взятые обязательства
повторяющихся
ть

4

5

6

Cреднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции группы
Социальная
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому
группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
Предметные
знания

Среднее арифметическое
Предметные
умения

Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение,
анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам,
объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в
отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к
измерению), которая служит для фиксации количественной оценки
33

результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой
определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.

34

Приложение 2
Диагностическая карта промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся
Название программы: «Фотостудия»
программ
Срок освоения: 4 года
Ф.И.О. педагога: Корепанов В.В.

Первый год обучения
Умеет работать с цифровыми
фотоаппаратами, объективами.
Правильно подбирать режимы
фотосъёмки: чёрно-белый, цветной.
Умеет работать с лампой-вспышкой при
фотосъемке в помещении. Умение
Ф.И.
обучающегося обрабатывать отснятый материал с
использованием графических
редакторов, ретушировать, правильно
подбирать цветовой баланс, улучшать
контраст и яркость
не освоена
частично полностью
0 баллов
1 балл
2 балла
1.
2.
3.

Параметры

результативности

реализации

Общая оценка уровня результативности:
0-2 балла – программа освоена на низком уровне (низкий);
3-4 балла – программа освоена на среднем уровне (средний);
5-6 баллов – программа освоена на высоком уровне
(высокий).
Критерии
Допускает ошибки при работе в ручном
режиме. Допускает ошибки при
фотосъемке в помещении. Требуется
частичная помощь педагога при
обработке отснятого материала с
использованием графических
редакторов, ретушировать, подбирать
цветовой баланс, улучшать контраст и
яркость
не освоена
0 баллов

частично
1 балл

полностью
2 балла

Требуется помощь педагога при
практической работе: при фотосъемке
и при обработке отснятого материала.
Итого
()

не освоена
0 баллов

частично полностью
1 балл
2 балла

Второй год обучения

Ф.И.
обучающег
ося

Умеет композиционно правильно
строить кадр при фотосъемке, работать
с меню, правильно использовать
оптику,
правильно обрабатывать отснятый
материал в графических программах
не
частично
полностью
освоена
0 баллов
1 балл
2 балла

Критерии
Допускает ошибки при работе при
построении кадра. Не в полной мере
использует оптику при фотосъемке.
Допускает ошибки при обработке
фотографий
не
освоена
0 баллов

частично

полностью

1 балл

2 балла

Требуется помощь педагога при
практической работе: при фотосъемке и
при обработке отснятого материала.

не
освоена
0 баллов

частично

полностью

1 балл

2 балла

Итого
()

1.
2.
3.

Третий год обучения

Ф.И.
обучающегося

5.

Умеет работать с композицией при
фотосъемке. Умеет работать со светом.
Умеет правильно использовать оптику.
Умеет правильно выбирать режим при
съемке движущихся предметов.
Умеет правильно «схватить» момент и
раскрыть тему.
Умеет качественно и самостоятельно
обрабатывать фотографии.
не освоена
частично полностью
0 баллов
1 балл
2 балла

Критерии
Допускает ошибки при фотосъемке.
Допускает ошибки при использовании
оптики при разных режимах
фотосъемки.
Допускает ошибки при обработке
фотографий.
Не умеет самостоятельно использовать
режимы при фотосъемке.
не освоена
0 баллов

частично
1 балл

полностью
2 балла

Требуется помощь педагога при
практической работе.
Не умеет быстро ориентироваться в
ситуации, правильно поймать кадр.
Требуется помощь педагога при
отборе и обработке отснятого
материала.
не освоена
0 баллов

частично полностью
1 балл
2 балла

Итого
()

6.
7.

Четвертый год обучения

Ф.И.
обучающегося

1.
2.
3.

Умеет работать с композицией при
фотосъемке. Умеет работать со светом.
Умеет правильно использовать оптику.
Умеет правильно выбирать режим при
съемке движущихся предметов.
Умеет правильно «схватить» момент и
раскрыть тему.
Умеет качественно и самостоятельно
обрабатывать фотографии.
не
частично
полностью
освоена
0 баллов
1 балл
2 балла

Критерии
Допускает ошибки при фотосъемке.
Допускает ошибки при использовании
оптики при разных режимах
фотосъемки.
Допускает ошибки при обработке
фотографий.
Не умеет самостоятельно использовать
режимы при фотосъемке.
не
освоена
0 баллов

Требуется помощь педагога при
практической работе.
Не умеет быстро ориентироваться в
ситуации, правильно поймать кадр.
Требуется помощь педагога при
отборе и обработке отснятого
материала.

частично

полностью

не освоена

частично

полностью

1 балл

2 балла

0 баллов

1 балл

2 балла

Итого
()

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».