. Хореография для малышей дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детей от 3 до 4 лет, срок реализации – 2 года, художественная направленность, Авторы-составители: Петрашень Олеся Евгеньевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гуслева Алина Григорьевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; Екатеринбург 2022 Пояснительная записка Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным отображением его жизни. Танец воплощает в себе творческую фантазию народа и глубину его чувств. Занятия хореографическим искусством, создавая благоприятные условия для психического, физического и эстетического развития, для развития творческих способностей дошкольников, формируют их фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость, внимание и трудолюбие. Занятия хореографией способствуют формированию общей эстетической и танцевальной культуры, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает успешному и тонкому восприятию профессионального хореографического искусства и, в конечном итоге, более полному восприятию картины окружающего мира. Программа «Хореография для малышей» представляет собой первую, «стартовую» ступень в обучении детей дошкольного возраста искусству хореографии и рассчитана на два года. В дальнейшем, обучающиеся, проявившие интерес и желание развивать свои способности к танцу, могут продолжить свое обучение по программе «Ансамбль танца «Детство». 1 ступень» (дополнительное образование для детей 5-6 лет). Новизной предлагаемой программы является более широкий спектр преподаваемых дисциплин, по сравнению с существующими аналогичными программами в области хореографического искусства, предназначенными для обучения детей младшего возраста (например, «Основы детской хореографии» И.Э. Бриске, «Театр Танца О.Усовой» О. Усова), а также непрерывность в обучении, которая проявляется в том, что дети, прошедшие обучение по данной программе и успешно освоившие ее, становятся участниками подготовительной, а затем и концертной группы ансамбля танца «Детство». Направленность общеобразовательной программы – художественная. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 2 5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 12.Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников, а также необходимостью развития творческих и коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной творческой деятельности. Программа заключается в обеспечении детей физической нагрузкой и развития у них творческих способностей. В современном обществе уделяется большое внимание развитию здоровых, физически развитых детей. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в 3 интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Также программа определяется запросом со стороны детей и их родителей художественно-эстетического развития дошкольников, а также необходимостью развития творческих и коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной творческой деятельности. Программа направлена на «здоровьесбережение» в условиях постиндустриального общества, двигательную активность, стрессоустойчивость, социализацию. На занятиях идет закладка фундамента будущего физического и психологического здоровья ребенка, а так же создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни. Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 3 до 4 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. Известно, что для маленьких детей является проблемой ориентация в пространстве, определение правой или левой ноги. Движения детей этого возраста часто беспорядочны и хаотичны. Одной из первых задач, следовательно, является раскрытие красоты и логики простейшего движения вообще и танцевальных движений, в частности. Постепенно движения воспитанников приобретают целенаправленный, волевой характер. Большое организующее значение принадлежит музыке, поэтому на первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение детьми координации слуховых и двигательных навыков. В процессе занятий двигательное чувство совершенствуется, и движения приводятся в соответствие с музыкальным сопровождением. Важным вопросом в обучении детей дошкольного возраста является формирование красивой осанки. Знание динамической анатомии, правил постановки корпуса, понимание физической и эстетической структуры каждого движения позволяют педагогам справиться с этой задачей. Отличительной чертой детей дошкольного возраста является их эмоциональность и открытость, непосредственность и исполнительность. Дошкольники легко «загораются» новыми идеями, однако при трудностях 4 быстро «остывают». Безграничное доверие к взрослым делает этот возраст благодатным для воспитания ребенка как личности. Учитывая это, педагог должен осознавать большую ответственность за каждое свое слово, суждение, действие. Педагог должен быть мастером радости. Ему необходимо помнить, что перед ним дети, и, следовательно, игра для них является ведущим и основным видом деятельности. Поэтому «актерский нерв», острота взгляда, внимание и любовь к своему делу и воспитанникам – залог успеха в обучении. При умелом сочетании игровой и обучающей деятельности занятия хореографией становятся достаточно привлекательными. Похвала, подбадривание, различные виды поощрений просто необходимы на этапе знакомства с хореографическим искусством. И лишь затем, постепенно и осторожно, следует вырабатывать убеждение, что малоприятные иногда упражнения, многократная отработка одного и того же движения крайне необходимы для дальнейшего развития, для достижения основной цели. Сначала – выполнение движений, которые приносят успех без каких-либо особых усилий со стороны ребенка. Затем степень трудности упражнений должна постепенно возрастать. И только потом предлагаются движения, успешное выполнение которых гарантируется наличием настойчивости и выраженного старания. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество обучающихся в группах: обучение осуществляется в группах от 10 до 18 человек. В основе программы лежат педагогические принципы: развивающего и творческого образования и воспитания; коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности; личностно-ориентированного подхода; непрерывности и систематичности воспитания и обучения; преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и элементарных движений. Отличительной особенностью данной программы является и структура построения учебного материала по разделам: Раздел «Азбука танца, танцевальные образы и этюды», предполагающий знакомство дошкольников с основными танцевальными движениями и способствующий развитию образного восприятия и творческой активности обучающихся; Раздел «Ритмика», способствующий формированию основных музыкальноритмических навыков, навыков выразительности движения и ориентации в пространстве; Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика», дающий дошкольникам основные сведения об анатомическом строении человеческого тела и работе мышц, способствующий развитию мышечных ощущений, выразительности мимики лица, укреплению всех групп мышц; 5 Раздел «Постановка хореографических номеров», предполагающий знакомство на практике с такими понятиями как «сценическая площадка», «сценическая одежда», «оборудование сцены», репетиции и выступления на сцене, обучение основным правилам культуры поведения на сцене, приемам психологического настроя на выступление, а также разучивание танцевального текста и композиции номеров. Программа построена таким образом, что введение изучаемых разделов происходит постепенно по мере взросления обучающихся, начиная с трех первых разделов в 1-ый год обучения и заканчивая четырьмя разделами на 2ом году обучения, где дошкольникам прививаются основы сценической культуры и навыки работы с танцевальным текстом; при этом материал, изученный в предыдущий год, в последующем повторяется, углубляется и расширяется. Особенностью проведения занятий в группах начальной хореографической подготовки дошкольников является также то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На занятии сочетаются все виды деятельности: танцевальная азбука, ритмика, партерная гимнастика; в дальнейшем добавляется постановка хореографических номеров. На каждом занятии умело сочетается материал из всех блоков, причем темы чередуются не механически, а соединяются органично и пронизаны единым педагогическим замыслом. На одном занятии может идти изучение основных танцевальных элементов и развитие мышечного каркаса тела, одновременно идет музыкальное воспитание, решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим, занятия в группах начальной хореографической подготовки проходят в интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику. Это объясняется тем, что введение теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению материала. Такое построение программы является результатом обобщения многолетнего опыта работы и основывается на особенностях детей данной возрастной категории. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография для малышей» построена в соответствии со «стартовым» уровнем сложности - используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность предлагаемого для освоения содержания программы минимальная. Формы занятий: индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный материал или отстающих). групповая (группы формируются с учетом возраста детей). Результативность программы определяется на основе педагогического наблюдения и анализа. Режим занятий. 6 Программа требует строгой систематичности занятий и длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы дошкольника медленно поддаются эволюции, поэтому занятия в каждом разделе необходимо проводить в следующем режиме: 1 год обучения (продолжительность занятия 30 минут): Раздел «Азбука танца, танцевальные образы и этюды» - по 2 часа 1 раз в неделю; Раздел «Ритмика» - по 1 часу 1 раз в неделю; Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» - по 1 часу 1 раз в неделю; Итого в неделю: 4 часа; Итого в год: 124 часа. 2 год обучения (продолжительность занятия 30 минут): Раздел «Азбука танца, танцевальные образы и этюды» - по 1 часу 1 раз в неделю; Раздел «Ритмика» - по 1 часу 1 раз в неделю; Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» - по 1 часу 1 раз в неделю; Раздел «Постановка хореографических номеров» - по 1 часу 1 раз в неделю; Итого в неделю: 4 часа в неделю; Итого в год: 124 часа. Общий объём часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография для малышей» составляет 248 часов. Методы обучения: словесный метод (беседа, объяснение); наглядный метод (показ движений, работа по образцу) практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции). Формы обучения: групповая (группы формируются с учетом возраста детей); индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный материал или отстающих); коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп). Виды занятий: практические занятия; беседы; самостоятельная работа; контрольные занятия; участие в концертах; участие в конкурсах и фестивалях. 7 Особенностью проведения занятий является то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На одном занятии может идти развитие компетенций, предусмотренных разными разделами программы, одновременно идет музыкальное развитие и музыкальное воспитание, решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим, занятия в ансамбле проходят в интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику. Это объясняется тем, что введение теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению материала. Формы подведения итогов реализации программы: практическое занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и конкурсах. Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники ансамбля. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, становятся активными организаторами и участниками мероприятий внутри ансамбля. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи ребёнка. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Целью программы является пробуждение интереса и выявление способностей детей к танцу через начальное музыкально-ритмическое развитие. Достижение цели осуществляется в ходе решения воспитательных, развивающих и обучающих задач. Воспитательные задачи: сформировать элементарные навыки социального взаимодействия в хореографической группе; сформировать позитивное отношение к работе в балетном классе; приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); воспитать в ребёнке потребность в работе на каждом занятии; приобщить к искусству танца. 8 Развивающие задачи: развить музыкальность, умение связывать музыку с движением; развить артистические данные; развить физические качества (гибкость, силу, растянутость, выносливость, координацию); накопить двигательный опыт детей; сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности. Обучающие задачи: сформировать необходимые двигательные навыки у детей дошкольного возраста; развить опорно-двигательный аппарат, помочь исправить нарушения осанки, а также деформацию стоп лёгкой и средней тяжести; научить исполнению элементарных танцевальных движений; сформировать начальные навыки танцевального мастерства. 9 Содержание общеразвивающей программы. Учебно-тематический план 1 год обучения № п/п Кол-во часов Название раздела, темы Форма аттестации/ контроля Блок «Азбука танца. Танцевальные образы и этюды» 1. Танцевать могут все 2 пед.наблюден ие, опрос 2. Основные движения танца 24 пед.наблюден ие, опрос 3. Танцевальные образы 20 пед.наблюден ие, опрос 4. Танцевальные этюды 16 пед.наблюден ие, опрос Всего 62 Блок «Ритмика» 5. От простого хлопка к притопу 7 пед.наблюден ие, опрос 6. Работа над выразительностью мимики 6 пед.наблюден ие, опрос 7. Ориентация в пространстве 12 пед.наблюден ие, опрос 8. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения 6 пед.наблюден ие, опрос Всего 31 Блок «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» 9. Мир пластики и партерной гимнастики. Постановка корпуса 10. Развитие подвижности суставов рук и ног 10 10 пед.наблюден ие, опрос 10 пед.наблюден ие, опрос 11. Работа над выворотностью 4 пед.наблюден ие, опрос 12. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника 5 пед.наблюден ие, опрос 13. Приглашаем на первый наш отчет 1 Концерт, пед.наблюден ие 14. Вот и стали мы на год взрослей 1 Концерт, пед.наблюден ие Всего 31 ИТОГО: 124 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание курса 1-й год обучения Блок «Азбука танца. Танцевальные образы и этюды» Тема 1. Танцевать могут все Знакомство с детьми. Важность занятий для развития художественного вкуса, эстетического и физического развития детей. Форма для занятий. Труд – залог успеха. Правила поведения во Дворце и на занятиях. Тема 2. Основные движения танца. Основа танца – движение. Простейший поклон (радостное приветствие). Ходы: различные виды шагов со сменой темпа, ритма, характера, с носка, с пяточки, топающий, с высоким коленом, на полупальцах, с хлопками, с различными положениями рук (на поясе, «полочка», за спиной). Притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой, удары подушечкой стопы, удары пяткой. Равномерные удары по три с паузой на «4». Притопы вокруг себя на 360º. Притопы с продвижением в сторону, вперед («по дорожке, по дорожке топает ежик»). Бег: в продвижении, на месте с высокими коленями; он же с захлестыванием назад (пятки по ягодицам); он же с выбрасыванием прямых ног вперед. Прыжки: высоко вверх, вытягиваясь в струночку на двух ногах; поочередно с ноги на ногу. Выставление ноги вперед на пятку. Приставные шаги в сторону (просто, с приседанием, с ударом). Подскоки в продвижении, на месте. Прямой галоп. Тема 3. Танцевальные образы. 11 Развитие образного восприятия: изображаем елочку, ветерок, лебедя, воробышка, гнома, великана, часики, капельки, мячики. Исполнение проученных движений в различных характерах. Тема 4. Танцевальные этюды. Прослушивание музыкального материала для этюдов. Этюды из танцевальных движений: полька, веселый марш, «Топ, топ – топотушки». Этюды, развивающие творческую активность: «утята», «цыплятки», «кошечки», «мельница», «Буратино», т.д. Блок «Ритмика» Тема 5. От простого хлопка к притопу. Хлопки: звонко, весело, тихо, мягко, ладонь о ладонь, перед собой, по плечам, по коленям, в различном темпе и ритмическом рисунке. Понятие «мелодия». Темп музыки, ускорение, замедление. Музыкальное вступление. Начало и конец музыкальной темы. Связь начала движения с музыкальной фразой. Ритм и ритмический рисунок на хлопках. Бег и прыжки в сочетании по принципу контраста. Тема 6. Работа над выразительностью мимики Образы: радостные, добрые, грустные, испуганные, страшилки, кривляки. Работа над мимикой лица. Праздничное исполнение движений и этюдов. Основные требования: не опускать голову, следить за осанкой, работать над подтянутостью спины. Тема 7. Ориентация в пространстве. Понятия в танце: круг, линия, стайка, «раскатились горошинки», змейка, круг в круге. Построение по линиям в окошечко (шахматное). Движения: друг за другом, гуляем по извилистой дорожке. Понятия: поворот, полуповорот, движение вправо, влево. Умения «держать» интервал, не сужать круг; чувство пространства. Умение останавливаться вместе с музыкой. Тема 8. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения Выбор движений, соответствующих темпу, ритму. Навыки импровизации от прослушивания музыкального материала, различного по характеру. Музыкальные загадки, сказки. Образно-игровые движения: ветерок, солнышко, крылья лебедя, крылья цыпленка, крылья воробышка. Шаги котенка, лисички, ежика, лошадки. Прыжки: зайчики, мячики, капельки. Блок «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» Тема 9. Мир пластики и партерная гимнастика. Первые анатомические сведения о строении человеческого тела: спина, живот, руки, ноги, шея, колено, бедро, стопа, кисть. Понятия: «мышцы», «твердые и мягкие мышцы». Развитие мышечных ощущений. Постановка корпуса стоя, сидя, устойчивость на одной ноге, на двух ногах на полупальцах («Деревце растет»). Работа над красивой постановкой головы, ощущением опущенности плеч. Выразительность мимики лица. 12 Первоначальный характер движений – «отдыхательный» (полежать на спине, на животе, свернуться клубочком, покататься с боку на бок) с постепенным переходом к движениям, требующим мышечного напряжения. Тема 10. Развитие подвижности суставов рук и ног. Упражнения: «клювики-утюжки», стрелочки, карандашики – в различном темпе. Различные упражнения для рук – крылья лебедя, уточки, крылышки, брызги воды и т.д. Тема 11. Работа над выворотностью. Упражнения на развитие выворотности: бабочка, французская лягушка, широкая разножка. Тема 12. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника. Упражнения: лежа на спине – ноги за голову до пола, перекаты на спине, наклоны, прогибы, скручивания корпуса, мостики. Тема 13. Приглашаем Вас на первый наш отчет. Показ для педагогов ансамбля и родителей итогового занятия за 1-е полугодие. Упражнения на середине, на ковриках, танцевальные игры, этюды. Тема 14. Вот и стали мы на год взрослей. Контрольный показ-отчет за 2-е полугодие. Исполнение упражнений и комбинаций на середине, на ковриках, танцевальные игры и этюды. Перевод детей в следующую группу. Учебно-тематический план 2-й год обучения Группы начальной хореографической подготовки № п/п Кол-во часов Название раздела, темы Форма аттестации/ контроля Блок «Азбука танца. Танцевальные образы этюды» 1 Мир хореографии 1 пед.наблюден ие, опрос 2. Танцевальные образы, комбинации и этюды 14 пед.наблюден ие, опрос 3 Совершенствование основных движений и элементов танца 16 пед.наблюден ие, опрос Всего Блок «Ритмика» 13 31 4. Ориентация в пространстве 6 пед.наблюден ие, опрос 5. Эмоции в танце 9 пед.наблюден ие, опрос 6. Танцевальная музыка 4 пед.наблюден ие, опрос 7. Активизация и развитие творческих способностей 12 пед.наблюден ие, опрос Всего 31 8. Блок «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» Постановка корпуса 4 пед.наблюден ие, опрос 9. Развитие подвижности суставов рук и ног 4 пед.наблюден ие, опрос 10. Работа над выворотностью 4 пед.наблюден ие, опрос 11. Работа над мышцами спины 4 пед.наблюден ие, опрос 12. Работа над мышцами живота 2 пед.наблюден ие, опрос 13. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника 4 пед.наблюден ие, опрос 14. Комбинации упражнений партерной гимнастики 6 пед.наблюден ие, опрос 15. Полюбуйтесь нами (итоговый урок) 1 пед.наблюден ие, опрос 16. Танцевальная ступенька 2 пед.наблюден ие, опрос Всего Блок «Постановка хореографических номеров» 18. Здравствуй, сцена! 14 31 3 пед.наблюден ие, опрос 19. Разучивание танцевального текста и композиции номеров 20. Репетиции на сцене 16 пед.наблюден ие, опрос 8 пед.наблюден ие, опрос 4 Концерт, пед.наблюден ие 21. Выступления на сцене Всего 31 ИТОГО: 124 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание курса 2-й год обучения группы начальной хореографической подготовки Блок «Азбука танца. Танцевальные образы и этюды» Тема 1. Мир хореографии. Танец – прекрасный вид искусства. Истоки танца. Как через трудолюбие добиваться возможного для своего возраста уровня мастерства. Развитие внутренней собранности и способности к волевым усилиям посредством систематических занятий. Тема 2. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Парные, массовые комбинации и этюды – создаем образ, развиваем внимание и фантазию. Танцевальные комбинации и этюды на технику и координацию: «Дебют», «Полька-экзерсис», «Котики», «Гномы-Великаны», «Бабочки», «Буратино», «Кот Леопольд», «Курочка и цыплятки». Тема 3. Совершенствование основных движений и элементов танца. Название основных движений танца, происхождение названия. Ходы: различные виды шагов с одновременной работой рук, корпуса, головы. Галоп – по кругу (боковой), в сочетании с притопом, хлопками. Элементы русского танца – ковырялочка: просто и с притопом; с пружинкой: приставные шаги, переменные шаги. Положения партнеров в паре. Хлопки как ритмический рисунок и как элемент хлопушки для мальчиков. Подготовка к присядкам для мальчиков – «мячик», «стульчик». Подскоки на месте и в продвижении. Соединение танцевальных элементов в небольшие комбинации (соло, в парах, по кругу), логические цепочки, танцевальные этюды. 15 Блок «Ритмика» Тема 4. Ориентация в пространстве. Передвижение в различных рисунках по одному, в паре. Перестроения из кругового рисунка в линейный и наоборот. Объемность рисунка и его выразительность. Новые рисунки: змейка, воротца. Различие правой, левой ноги, руки, плеча. Повороты вправо, влево. Тема 5. Эмоции в танце. Дальнейшее развитие эмоциональной сферы детей средствами хореографии. «Актерская пятиминутка»: кричалки, плакалки, удивлялки и т.д. – прием образного показа, прием контрастных эмоциональных состояний. Работа над лицом – открытость взгляда, приветливая улыбка. «Зажигаемся», как «лампочка улыбкой». Тема 6. Танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров: марша, галопа. Прослушивание и анализ танцевальной музыки, воспроизведение в движениях галопа, марша. Музыка «дает команды» движению, а движение раскрывает музыку. Тема 7. Активизация и развитие творческих способностей. Прослушивание музыки для создания пластического ритмического, танцевального образа. Импровизации – каждый сам по себе. Развиваем инициативность, активность и творческий поиск. Блок «Хореографическая пластика и партерная гимнастика» Тема 8. Постановка корпуса. Постановка корпуса стоя, лежа, сидя. Изучение позиций ног (1,2,3), подготовительного положения рук, позиций рук (1,2,3). Исполнение движений по принципу контраста: напряженные – расслабленные. Красивая посадка головы: играем в принца и принцессу (на голове драгоценная корона, держать голову так, чтобы корона не упала). Работа над выразительностью мышц лица. Тема 9. Развитие подвижности суставов рук и ног. Выполнение упражнений 1-го года обучения в более быстром темпе. Увеличение количества повторов движений. Упражнения: «клювикиутюжки», стрелочки, карандашики – в различном темпе. Тема 10. Работа над выворотностью. Закрепляем и совершенствуем упражнения 1-го года обучения, добавляем также: - лежа на спине резко открываем поднятые вытянутые ноги до пола; - то же с медленным открыванием ног; - ножницы на спине; - сидя - наклон вперед, ноги раскрыты до положения «шпагат»; Тема 11.Работа над мышцами спины. Упражнения для укрепления мышц спины. Профилактика кифоза, сколиоза. Укрепление мышечного «корсета». Упражнения на правильное удержание спины в положении сидя («Дощечка»). Упражнения для укрепления мышц спины лежа на животе: «Матрешка», «Лодочка», «Рыбки», 16 «Лягушка», «Корзинка». Упражнения для развития гибкости в плечевом поясе, в грудном отделе позвоночника, в поясничном отделе позвоночника. Тема 12. Работа над мышцами живота. Различные упражнения на укрепление пресса: «Маленькие карандашики», «Большие карандаши», «Где мои пальчики ног», «Уголок», «Звездочка», сесть / лечь без помощи рук, перенос прямых ног спереди в положение за голову, «Березка», «Велосипед», «Ножницы». Тема 13. Упражнения на снятие напряжения позвоночника и растяжки. Упражнения на расслабление мышц. Упражнение на растягивание мышц различных частей тела. Шпагаты. Тема 14. Комбинации упражнений партерной гимнастики. Объединение упражнений в комбинации. Развитие выносливости, силы рук, ног, подвижности корпуса, гибкости, эластичности мышц и связок, координации. Тема 15. Полюбуйтесь нами! Открытое занятие для родителей и педагогов за 1-е полугодие 2-го года обучения. Экзерсис на середине. Танцевальные элементы и этюды. Тема 16. Танцевальная ступенька. Экзаменационный показ для родителей и педагогов за 2-е полугодие. Экзерсис на середине. Элементы танцев, танцевальные комбинации. Этюды, игры. Блок «Постановка хореографических номеров» Тема 17. Здравствуй, сцена! Сценическая площадка, сценическая одежда и оборудование сцены. Культура поведения на сцене. Прием психологического настроя на выступление. Разучивание выхода и ухода на выступлениях. Тема 18. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Разучивание движений и комбинаций, закрепление через прием многократных повторений. Танцевальные номера: «Котята», «Дебют», «Разладошка». Тема 19. Репетиции на сцене. Важность и необходимость репетиций на сцене. Распределение танцующих на сцене. Выход на определенные позиции на сцене. Отработка рисунков и техники исполнения. Тема 20. Выступления на сцене. Выступления на концерте для мам. Выступление на отчетном концерте ансамбля. 17 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ Место, дата и время проведения занятий в соответствии с расписанием (с 15.09) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Год обучения - 1 № недели месяц № / форма занятия 1 1/уч. сентябрь занятие 2/уч. занятие 2 3/уч. сентябрь занятие Тема учебного занятия Инструктаж по Т.Б. Танцевать могут все. Ориентация в пространстве. Основные движения танца. Количество часов Из них: те пра всег формы о к о контроля ри тик я а 2 1 1 2 2 Пед. наблюден ие опрос опрос Танцевальные образы. Основные движения танца. 2 2 Танцевальные этюды. Постановка корпуса. 2 2 3 5/уч. сентябрь занятие /октябрь Основные движения танца. Развитие подвижности суставов рук и ног. 2 2 6/уч. занятие Танцевальные образы. От простого хлопка к притопу. 2 2 7/уч. занятие Мир пластики и партерной гимнастики. Основные движения танца. 2 2 8/уч. занятие Работа над выворотностью. Ориентация в пространстве. 2 2 Развитие подвижности суставов рук и ног. Танцевальные образы. Танцевальные этюды. Работа над выразительностью мимики. Мир пластики и партерной 2 2 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие опрос 2 2 Пед. 4/уч. занятие 4 октябрь 5 октябрь 9/уч. занятие 10/уч. занятие 6 11/уч. Пед. наблюден ие опрос октябрь занятие 12/уч. занятие 7 октябрь 13/уч. занятие 14/уч. занятие 8 ноябрь 15/уч. занятие 16/уч. занятие 9 ноябрь 17/уч. занятие 18/уч. занятие 10 ноябрь 19/уч. занятие 20/уч. занятие 11 ноябрь 21/уч. занятие 22/уч. занятие 12 декабрь 23/уч. занятие 24/уч. занятие гимнастики. Упражнения на снятие напряжённости и растяжки позвоночника. От простого хлопка к притопу. Основные движения танца Ориентация в пространстве. Развитие подвижности суставов рук и ног. Танцевальные образы. Музыкально-ритмические навыки. Основные движения танца. Развитие подвижности суставов рук и ног. наблюден ие 2 2 опрос 2 2 2 2 2 2 Основные движения танца. Танцевальные этюды. 2 2 Основные движения танца. Упражнения на снятие напряжённости и растяжки позвоночника. 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Танцевальные этюды. Ориентация в пространстве. 2 2 Пед. наблюден ие Танцевальные этюды. Ориентация в пространстве. 2 2 Танцевальные этюды. Работа над выразительностью мимики. Танцевальные этюды. Мир пластики и партерной гимнастики. Постановка корпуса. 2 2 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Танцевальные этюды. От простого хлопка к притопу. 2 2 Танцевальные этюды. Работа над выразительностью мимики. Мир пластики и партерной гимнастики. Упражнения на 2 2 2 2 19 Пед. наблюден ие беседа Пед. наблюден 13 декабрь 25/уч. занятие 26/уч. занятие 14 декабрь 27/ уч. занятие 28/уч. занятие 15 январь 29/уч. занятие 30/уч. занятие 16 январь 31/уч. занятие 32/уч. занятие 17 январь 33/уч. занятие 34/уч. занятие 18 февраль 19 февраль 35/уч. занятие 36/уч. занятие 37/уч. занятие снятие напряженности и растяжки позвоночника. Танцевальные этюды. Работа над выразительностью мимики. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения. Работа над выворотностью. Ориентация в пространстве. Развитие подвижности суставов рук и ног. Танцевальные этюды. «Приглашаем на первый наш отчет». Инструктаж по Т.Б. От простого хлопка к притопу. Мир пластики и партерной гимнастики. Постановка корпуса. Танцевальные образы. Развитие подвижности суставов рук и ног. Основные движения танца. Мир пластики и партерной гимнастики. Постановка корпуса. Работа над выворотностью. Работа над выразительностью мимики. Основные движения танца. ие 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Опрос; беседа Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие 2 2 2 2 2 2 Танцевальные образы. Работа над выворотностью. 2 2 От простого хлопка к притопу. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника. Ориентация в пространстве. Танцевальные образы. Работа над выразительностью мимики. Основные движения танца. 2 2 2 2 опрос 2 2 Пед. наблюден ие 20 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие 38/уч. занятие 20 февраль 21 февраль 39/уч. занятие 40/уч. занятие 41/уч. занятие 42/уч. занятие 22 март 43/уч. занятие 44/уч. занятие 23 март 45/уч. занятие 46/уч. занятие 24 март 47/уч. занятие 48/уч. занятие 25 март 26 март/апр 49/уч. занятие 50/уч. занятие 51/уч. занятие Основные движения танца. Развитие подвижности суставов рук и ног. Мир пластики и партерной гимнастики. Постановка корпуса. Танцевальные образы. Основные движения танца. Развитие подвижности суставов рук и ног. Ориентация в пространстве. Танцевальные этюды. От простого хлопка к притопу. Основные движения танца. Танцевальные образы. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника. Основные движения танца. Развитие подвижности суставов рук и ног. От простого хлопка к притопу. Танцевальные образы. Основные движения танца. Развитие подвижности суставов рук и ног. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Ориентация в пространстве. Танцевальные этюды. 2 2 Основные движения танца. Мир пластики и партерной гимнастики. Постановка корпуса. 2 2 Ориентация в пространстве. Танцевальные образы. 2 2 Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения. Ориентация в пространстве. Музыкально – ритмические навыки и навыки 2 2 2 2 21 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие опрос Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие опрос Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ель 52/уч. занятие 27 апрель 53/уч. занятие 54/уч. занятие 28 апрель 55/уч. занятие 56/уч. занятие 29 апрель 30 апрель 57/уч. занятие 58/уч. занятие 59/уч. занятие 60/уч. занятие 31 май 61/уч. занятие 62/уч. занятие выразительного движения. Танцевальные образы. Основные движения танца. Мир пластики и партерной гимнастики. ие 2 2 Основные движения танца. Ориентация в пространстве. 2 2 Основные движения танца. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения. 2 2 Основные движения танца. Танцевальные образы. 2 2 Танцевальные этюды. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения. 2 2 Танцевальные этюды. Танцевальные образы. 2 2 Танцевальные этюды. Танцевальные образы. 2 2 Танцевальные образы. Основные движения танца. 2 2 Танцевальные образы. Основные движения танца. 2 2 Танцевальные образы. Основные движения танца. 2 2 Танцевальные образы. «Вот и стали мы на год взрослей» 2 2 Всего Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие опрос Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие 124 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Год обучения - 2. № недели № / форма Тема учебного занятия 22 Количество часов Всего Из них: формы месяц занятия 1 сентябрь 1/уч. занятие Инструктаж по Т.Б. Мир хореографии. Эмоции в танце. 2 2/уч. занятие «Здравствуй, сцена!» Развитие подвижности суставов рук и ног. 2 3/уч. занятие Активизация и развитие творческих способностей. Работа над мышцами спины. 2 2 4/уч. занятие Работа над мышцами живота. Эмоции в танце. 2 2 Работа над выворотностью. Постановка корпуса. 2 2 Развитие подвижности суставов рук и ног. Совершенствование основных движений и элементов танца. Работа над мышцами живота. Танцевальная музыка. Активизация и развитие творческих способностей. Ориентация в пространстве. 2 2 2 2 2 2 Танцевальные образы, комбинации и этюды. Совершенствование основных движений и элементов танца. Репетиции на сцене. Танцевальные образы, комбинации и этюды. 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие Активизация и развитие творческих способностей. Совершенствование основных движений и 2 2 Пед. наблюден ие 2 сентябрь 3 5/уч. сентябрь занятие /октябрь 6/уч. занятие 4 октябрь 7/уч. занятие 8/уч. занятие 5 октябрь 9/уч. занятие 10/уч. занятие 6 октябрь 11/уч. занятие 23 тео прак контроля рия тика 1 1 Беседа. 1 1 Пед. наблюден ие. Опрос. опрос Пед. наблюден ие опрос Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие элементов танца. 12/уч. занятие 7 октябрь 8 ноябрь 13/уч. занятие 14/уч. занятие 15/уч. занятие 16/уч. занятие 9 ноябрь 17/уч. занятие 18/уч. занятие 10 ноябрь 19/уч. занятие 20/уч. занятие 11 ноябрь 21/уч. занятие Танцевальные образы, комбинации и этюды. Работа над мышцами спины. Совершенствование основных движений и элементов танца. Ориентация в пространстве. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Репетиции на сцене. Ориентация в пространстве. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Совершенствование основных движений и элементов танца. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Совершенствование основных движений и элементов танца. Танцевальная музыка. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника. Танцевальные образы, комбинации и этюды. 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 опрос 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Эмоции в танце. 2 2 Пед. наблюден ие Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Активизация и развитие творческих 2 2 опрос 24 способностей. 22/уч. занятие 12 декабрь 23/уч. занятие 24/уч. занятие 13 декабрь 25/уч. занятие 26/уч. занятие 14 декабрь 27/ уч. занятие 28/уч. занятие 15 январь 29/уч. занятие 30/уч. занятие 16 январь 31/уч. занятие 32/уч. занятие Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Комбинации упражнений партерной гимнастики. Комбинации упражнений партерной гимнастики. Совершенствование основных движений и элементов танца. Комбинации упражнений партерной гимнастики. Ориентация в пространстве. Упражнения на снятие напряженности позвоночника. Эмоции в танце. Совершенствование основных движений и элементов танца. Постановка корпуса. Эмоции в танце. Развитие подвижности суставов рук и ног. Эмоции в танце. «Полюбуйтесь нами!» Итоговое занятие. Инструктаж по Т.Б. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Постановка корпуса. 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 опрос 2 2 2 2 Пед. наблюден ие опрос 2 2 Пед. наблюден ие 1 Беседа опрос 2 2 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Работа над мышцами спины. Ориентация в пространстве. 2 2 Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Активизация и развитие творческих способностей. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Танцевальные образы, комбинации и 2 2 2 2 25 2 1 Контроль ное занятие Пед. наблюден ие опрос 17 январь 33/уч. занятие 34/уч. занятие 18 февраль 35/уч. занятие 36/уч. занятие 19 февраль 37/уч. занятие 38/уч. занятие 20 февраль 39/уч. занятие 40/уч. занятие 21 февраль 22 март 41/уч. занятие 42/уч. занятие 43/уч. занятие 44/уч. занятие этюды. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Эмоции в танце. Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие опрос 2 2 Репетиции на сцене. Выступление на сцене. 2 2 Танцевальные образы, комбинации и этюды. Совершенствование основных движений и элементов танца. Совершенствование основных движений и элементов танца. Работа над мышцами спины. Репетиции на сцене. Активизация и развитие творческих способностей. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Эмоции в танце. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Совершенствование основных движений и элементов танца. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Эмоции в танце. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Выступление на сцене. Работа над выворотностью. Танцевальная музыка. Активизация и развитие творческих способностей. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Упражнения на снятие 2 2 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 2 2 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие 2 2 опрос 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 опрос 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 26 23 март 45/уч. занятие 46/уч. занятие 24 март 47/уч. занятие 48/уч. занятие 25 март 49/уч. занятие 50/уч. занятие 26 Март/ап рель 51/уч. занятие 52/уч. занятие 27 апрель 53/уч. занятие 54/уч. занятие напряженности и растяжки позвоночника. Развитие подвижности суставов рук и ног. Ориентация в пространстве. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Совершенствование основных движений и элементов танца. Совершенствование основных движений и элементов танца. Комбинации упражнений партерной гимнастики. Упражнения на снятие напряженности и растяжки позвоночника. Совершенствование основных движений и элементов танца. Разучивание танцевального текста и композиции номеров. Комбинации упражнений партерной гимнастики. Здравствуй, сцена! Комбинации упражнений партерной гимнастики. Пед. наблюден ие опрос 2 2 2 2 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 опрос Репетиции на сцене. Выступление на сцене. 2 2 Совершенствование основных движений и элементов танца. Танцевальная музыка. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Работа 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие 2 2 27 опрос 28 апрель 55/уч. занятие 56/уч. занятие 29 апрель 57/уч. занятие 58/уч. занятие 30 апрель 59/уч. занятие 60/уч. занятие 31 май 61/уч. занятие 62/уч. занятие над выворотностью. Постановка корпуса. Совершенствование основных движений и элементов танца. Танцевальные образы, комбинации и этюды. Работа над выворотностью. Репетиции на сцене. Активизация и развитие творческих способностей. Репетиции на сцене. Активизация и развитие творческих способностей. 2 2 Пед. наблюден ие 2 2 2 2 2 2 Репетиции на сцене Выступление на сцене. 2 2 Активизация и развитие творческих способностей. Здравствуй, сцена! 2 2 Активизация и развитие творческих способностей. 2 2 2 2 Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие Пед. наблюден ие «Танцевальная ступенька». Всего 124 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. У выпускника программы должны быть: Предметные результаты: освоены начальные навыки танцевального мастерства; развито грамотное исполнение элементарных танцевальных движений; сформированы начальные навыки танцевального мастерства. Метапредметные результаты: сформированы основные физические данные для дальнейшего обучения и потребность в двигательной активности; освоены элементарные правила здорового образа жизни; сформировано позитивное отношение к работе на сцене; 28 сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности – умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Личностные результаты: развита эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные произведения, мир природы; освоены средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение: 1. Нотно-методическая литература; 2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности; 3. Видеотека; 4. Альбомы фотографий; 5. Справочная литература; 6. Фонотека; 7. Технологические карты учебных занятий; 8. Контрольно-оценочные тесты; 9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. Материально-техническое обеспечение: 1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум); 2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок); 3. Фортепиано; 4. Баян; 5. Медиатека (танцевальная музыка); 6. Компьютер; 7. Принтер; 8. Гимнастические коврики; 9. Костюмы для концертных программ. Кадровое обеспечение: 1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. 2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные 29 педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано возрастными особенностями детей. Режим занятости: 100% занятий. Формы контроля и оценочные материалы. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки). Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят педагоги ансамбля, имеющие высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Для определения результативности программы «Хореография для малышей» применяется «Мониторинг развития ребенка» (Приложение № 1). В ходе мониторинга исследуются физические и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок занятий, концертных номеров. Периодичность мониторинга: 3 раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года), что позволяет качественно оценить динамику развития учащихся, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Мониторинг позволяет выявить учащихся с высоким и средним уровнем развития, что является основанием для перевода на программу «Ансамбль танца «Детство». 1 ступень». Низкий уровень развития (физического и личностного) является основанием для индивидуальной работы с учащимися. 30 Список использованной литературы 3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. 4. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. 5. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981. 6. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993. 7. Боголюбская А.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982. 8. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. 9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. 10. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001. 11. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. 12. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. 13. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. 14. Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1962. 15. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1986. 16. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.: ЛГИК, 1980. 17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001. 18. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002. 19. Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами хореографии. – Челябинск, 1993. 20. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. 21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. 31 Аннотация Программа «Хореография для малышей» представляет собой первую (начальную) ступень в обучении детей дошкольного возраста искусству хореографии и рассчитана на два года и построена с учетом возрастных психологических и физических особенностей дошкольников. Целью программы является пробуждение интереса и выявление способностей детей к танцу через начальное музыкально-ритмическое развитие. Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач: сформировать необходимые двигательные навыки у детей дошкольного возраста; развить музыкальность, умение связывать музыку с движением; развить опорно-двигательный аппарат, помочь исправить нарушения осанки, а также деформацию стоп лёгкой и средней тяжести; сформировать элементарные навыки социального взаимодействия в хореографической группе; развить артистические данные; сформировать позитивное отношение к работе в балетном классе; сформировать начальные навыки танцевального мастерства. Цель и задачи программы реализуются в процессе обучения по следующим разделам: Раздел «Азбука танца, танцевальные образы и этюды»; Раздел «Ритмика»; Раздел «Хореографическая пластика и партерная гимнастика»; Раздел «Постановка хореографических номеров». В процессе обучения теоретические и практические формы обучения интегрированы. В дальнейшем, обучающиеся, проявившие интерес и желание развивать свои способности к танцу, могут продолжить свое обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». 1 ступень». 32 Сведения о разработчиках Гуслева Алина Григорьевна Балетмейстер, педагог-хореограф ансамбля танца «Детство» МАУ ДО Городского Дворца творчества детей и молодёжи «Одаренность и технологии». Педагогический стаж - 55 лет. Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования. Знак Министерства Культуры СССР «За отличную работу» (от 11.03.83). Лауреат премии Губернатора Свердловской области (2010 г.) Телефон: 371-46-01 #15 Петрашень Олеся Евгеньевна Педагог дополнительного образования по народному танцу, балетмейстер ансамбля танца «Детство» МАУ ДО Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Победитель областного и Призёр Российского конкурсов педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2006 год Педагогический стаж – 25 лет. Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования. Лауреат премии Губернатора Свердловской области (2016 г.) Телефон: 371-46-01#15 33 ФИ/ год обучени я Уровни: В – высокий (2 балла) С – средний (1 балл) Н – низкий (0 баллов) 34 Конец полугодия Конец года Начало года Конец полугодия Конец года Начало года Конец полугодия Конец года Начало года Конец полугодия Конец года Начало года Конец полугодия Конец года Начало года Конец полугодия Конец года Начало года Эмоциональная отзывчивость на художественное произведение Способность управлять своим поведением Навыки взаимодействия в группе Координация Выносливость Гибкость Растянутость Сила Ф.И. № Конец полугодия Конец года Начало года Конец полугодия Конец года Начало года Приложение № 1 Мониторинг развития учащихся в процессе реализации образовательной программ «Хореография для малышей» Критерии/ уровни Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)