Европейские танцы. Массовый спорт

Европейские танцы. Массовый спорт
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 12 лет, срок реализации – 6 лет
физкультурно-спортивная направленность

Авторы-составители:
Суханова Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Инютина Екатерина Сергеевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Танец – самый естественный и универсальный способ самовыражения.
Занятия танцами способствуют развитию коммуникативных способностей
личности ребёнка. В процессе занятий танцевальным спортом укрепляется
опорно-двигательный аппарат ребёнка, формируется правильная осанка,
происходит общее укрепление организма. Танцевальный спорт – это единение
спорта и искусства, где по-новому соединились движения, музыка и
художественный образ.
Сейчас в нашей стране танцевальный спорт активно развивается.
Популярность данного вида танцев обуславливается многими причинами.
Занятия этим видом спорта благоприятны для развития центральной нервной
системы, а занятия в паре воспитывают чувство уважения друг к другу, учат
тактичному обращению с противоположным полом.
Спортивный танец играет важную роль в воспитании подрастающего
поколения. Это связано с многогранностью этого вида спорта, который сочетает
в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического,
этического и художественно-эстетического развития и образования. Европейские
танцы – это своеобразный «телемост», который переносит нас в эпоху
очаровательных дам и предупредительных кавалеров и этот воспитательный
момент трудно переоценить. Танцы Европейской программы характеризуются
безукоризненной танцевальной техникой, эмоциональной сдержанностью и
высокими требованиями к их исполнению на соревнованиях. Одним из основных
правил – нахождение партнёров в постоянном контакте в паре. Танцоры должны
двигаться в паре легко, воздушно, как будто они не касаются паркета. Но это
иллюзия, которая достигается невербальной коммуникацией, нарабатывающейся
многочасовыми тренировками. Освоение танцевального спорта связано с
определённой тренировкой тела. Систематические занятия танцем соразмерно
развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков,
вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику
человека собранность, элегантность. Занятия Европейскими
танцами
способствуют формированию культуры человека, приобщению к нормам этики.
Внимание к окружающим, доброжелательность, приветливость – вот те черты,
которые воспитываются у детей в процессе занятий танцем и становятся
неотъемлемыми в повседневной жизни. Спортивный танец убеждает нас в том,
что спорт и искусство есть продолжение жизни и постижения себя.
Направленность – физкультурно-спортивная.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;

17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы «Европейские танцы. Массовый спорт»
заключается в том, что каждый ребенок, обучаясь по программе, имеет
возможность познакомиться с видом спорта «Танцевальный спорт» и раскрыть
свой собственный творческий, физический, интеллектуальный потенциал. В
современном обществе остро ощущается недостаток общения и умения
адекватно оценивать свое поведение среди окружающих. Данная программа
предоставляет возможность результативно работать с детьми социально
дезадаптированными, т.к. танец способствует не только физическому развитию,
раскрепощению и формированию художественного вкуса, это еще и
возможность общаться и получать эмоциональный заряд от общения.
Танцевальный спорт формирует в детях толерантные принципы общения, что
приобретает огромное социальное значение.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и
социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в
занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового
образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, подготовку спортивного
резерва и спортсменов высокого класса.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации и Свердловской области программа направлена на физическое
развитие и формирование культуры здоровья. У обучающихся формируются
навыки, важные для жизни: физическая сила, гибкость и координация,
музыкальность, выносливость.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации»
дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
физического совершенствования, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности.
Новизна. Современный спортивный танец в отличие от классического
танца впитывает в себя всё сегодняшнее, современное, его окружающее. Он

подвижен, непредсказуем, он пытается воплотить в хореографическую форму
окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создавая новую пластику.
Поэтому спортивный танец интересен и близок молодому поколению.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Европейские танцы.
Массовый спорт» интегрирована с международной программой танцевального
спорта в части Правил «массового спорта». В данной программе прослеживается
преемственность целей и задач педагога, начиная с танцевальных основ и
заканчивая программой спорта высших достижений. Обучающиеся осваивают
программу по принципу «от простого к сложному», от основ европейских танцев
массового спорта к танцевальному спорту высших достижений.
Программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал».
Педагогическая целесообразность программы в том, что все европейские
танцы, включённые в программу, имеют свои исторические корни и
географическое происхождение. Таким образом, знакомясь и осваивая технику
танца, дети узнают его историю, традиции той страны и народа, где танец
появился, тем самым расширяя свой кругозор. А выполнение задач каждого
занятия, развитие физической и технической подготовленности, способствуют
воспитанию волевых качеств обучающихся.
Адресат.
Программа
«Европейские
танцы.
Массовый
спорт»
предназначена для детей от 7 до 12 лет и реализуется с учетом психофизических
особенностей данной возрастной категории. Данный возраст характеризуется
существенным развивитием двигательных функции, по многим параметрам они
достигают очень высокого уровня, создаются предпосылки для обучения и
развития двигательных способностей, поэтому необходимо эффективно
использовать этот возраст для развития физических данных и освоения сложных
основ конкурсного танца, которые требуют хорошей координации, гибкости,
быстроты. Но так как силовые и статические нагрузки вызывают быстрое
утомление в этом возрасте, педагоги применяют различные методы подачи
материала в рамках одного занятия.
Количественный состав группы 12-16 человек.
Условия приёма. На обучение по программе принимаются дети, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий танцевальным
спортом, без специальной подготовки.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа для
возрастной категории 7-8 лет составляет 30 минут, 1 занятие в неделю 2 часа.
Для возрастной категории 9 -10 лет составляет 45 минут, 2 занятия в неделю по
2 часа. Для возрастной категории 11 -12 лет составляет 45 минут, 3 занятия в
неделю по 2 часа. Перерывы между академическими часами - 10 минут.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Данная программа рассчитана на 216 недель, 54 месяца, 6 лет.
Объём программы составляет 864 часа.

Уровень программы.
Программа «Европейские танцы. Массовый спорт» имеет «Базовый уровень»
подготовки - используются и реализуются такие формы организации материала,
которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Организация образовательного процесса.
Учебный материал программы распределен по объему и сложности, что
выражается в повторении большинства тем из года в год при более углублённом
их изучении с добавлением новых тем и усложнением форм практической
работы. Базовым материалом для работы по программе являются документы
Министерства спорта РФ и Федерации Танцевального Спорта и акробатического
рок-н-ролла России (ФТСАРР). Сопутствующими материалами служат
методические пособия, лекции и
видео-материалы. Высокие требования
предъявляются
к
музыкальному
сопровождению.
Эмоциональная
выразительность, способность точно передать движение, определенный ритм и
темп – вот те критерии, которые должны учитываться при подборе музыкального
материала. Данная функция выполняется профессиональным музыкантом, т.е.
концертмейстером, который осуществляет сопровождение программы
в
объёме: 1 год обучения –72ч., 2 год обучения -72ч., 3 и 4 год обучения –по 144ч..
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы: индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий:
- практические занятия;
- теоретические занятия;
- мастер-классы, учебные семинары;
- тренировочные сборы.
Методы обучения:
словесный метод носит теоретико-информационный характер (беседа,
объяснение);
практический метод (показ движений, работа по образцу);
метод упражнений (выполнение упражнения с направляющей помощью,
замедленная или быстрая проводка) предполагает обучение простым, несложным
танцевальным движениям
- самостоятельная работа (по заданию).
Формы проведения занятий. Основной формой организации
деятельности обучающийхся являются групповые учебно-тренировочные
занятия; соревнование (клубное мероприятие);открытые занятия.
Способы определения результативности. Результативность освоения
предметной, метапредметной и личностной составляющей программы
определяется методом педагогического наблюдения и заносится в карты учета
предметных,метапредметных и личностных результатов освоения программы.

Критериями успешности образовательного процесса являются наличие
танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся, которые
проявляются в осмысленном и вдумчивом отношении к спортивному танцу, в
способности эмоционально воспринимать и передавать образ. Кроме того,
критерием результативности обучения непременно являются знание и принятие
норм
поведения,
обеспечивающих
комфортное
и
конструктивное
взаимодействие в паре и коллективе.
Формы подведения результатов.
Наиболее приемлемой и показательной формой отслеживания результативности
освоения дополнительной общеобразовательной программы «Европейские
танцы. Массовый спорт» является участие детей в открытых уроках для
родителей, клубных мероприятиях, соревнованиях по массовому спорту
различного уровня. Также используется такие формы как самостоятельная
работа, опрос, зачёт.
Работа с родителями занимает важное место при реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Европейские танцы. Массовый спорт» Это объясняется тем, что данная
программа – это только начальная ступень в освоении европейской программы
танцевального спорта и в условиях мотивационной поддержки родителей
обучающиеся имеют возможность продолжать заниматься данным видом спорта,
повышая уровень спортивной подготовки, личностного развития и степень
социализации в обществе. Родители являются полноправными участниками
образовательного процесса, осуществляя сопровождение детей в освоении основ
спортивного танца. Они становятся активными организаторами и участниками
внутриклубных мероприятиях. В течение года предусматривается проведение
родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий для
родителей.
Цель программы – создание условий для личностного развития и
творческой самореализации обучающихся посредством спортивных танцев.
Задачи:
Воспитательные:
−приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
−воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим
людям, способность работать в команде;
−приобщить к танцевальному спорту.
Развивающие:
−развить физические качества (силу, выносливость, координацию)
−развить музыкальность, умение связывать музыку с движением;
−развить внимание, умение концентрироваться;
−накопить и обогатить двигательный опыт детей;
−сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Обучающие:
 развить опорно-двигательный аппарат;

 содействовать правильному физическому развитию организма ребёнка,
способствовать выработке правильной осанки, красивой походки,
укреплению всех групп мышц;
 научить технично исполнять основные танцевальные движения
европейских танцев;
 закрепить полученные знания, умения и навыки;
 развить мотивацию на участие в соревнованиях массового спорта;
 оказать педагогическую и психолого-педагогическую поддержку детям,
дезадаптированным к системе образования.
Название раздела
1 г/о
Европейская программа.
Массовый спорт

Количество учебных часов в год
2 г/о
3 г/о
4 г/о
5 г/о

72

72

144

144

216

6 г/о
216

Календарный учебный график
Комплектован
ие групп

Реализация
ДООП

Праздничн
ые дни

Зимние
каникулы

Промежуто
чная/итого
вая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. 31.05.
1 полугодие
– 15 недель
2 полугодие
– 21 недель

4.11.;
23.02.;
08.03;
01.05;
09.05.

31.12. 07.01.

10.05. 30.05.

01.06. 31.08.

Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 - 2 годов обучения
№
п/п

Общее количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория Практика
«Европейская программа»
72
Инструктаж по ТБ
1
1
-

2

Взаимодействие
в
«Рамка», Контакт
Баланс в паре,

3

Медленный вальс -W

1

паре.

19

1

18

18

1

17

18

18

Формы /
контроля
анкетирование,
опрос
Контроль и анализ
выполнения,
Контроль и анализ
выполнения ,
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,

№
п/п
4

Название раздела,
темы

Общее количество часов
Всего Теория Практика

Квикстеп -Q
16
Итого

16

72

3

Формы /
контроля
соревнование
Контроль и анализ
выполнения,
Зачёт, соревнование

69

Содержание
Тема 1. Европейские танцы. Взаимодействие в паре. «Рамка», Контакт.
Практические занятия: Постановка корпуса в «рамке». Основные шаги в паре,
перемены, четвертные шаги. Постановка пары в положение «контакта»,
отработка в контакте основных шагов.
Тема 2. Баланс в паре – понятие и разбор.
Практические занятия:Баланс и равновесие. Перенос веса тела во время шага.
Сохранение баланса в движении.
Тема 3. Медленный вальс.
Практические занятия: W – основные шаг в паре, перемены с правой и левой
ноги. Правый натуральный поворот. Отработка основных шагов в паре в
контакте с партнёром с сохранением баланса.
Тема 4. Квикстеп.
Практические занятия: Q – шоссе с подъёмом и опусканием, основные шаги,
четвертной шаг. Отработка шагов и фигур в паре с сохранением контакта и
баланса.
Учебный (тематический) план 3 - 4 годов обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Общее
144

2

«Европейская программа»
Инструктаж по технике
безопасности.
Взаимодействие в паре.
«Рамка», Контакт
Баланс в паре,

3

1

1

Теория

Практика

1

-

18

18

17

17

Медленный вальс W

36

36

4

Венский вальс V

36

36

5

Квикстеп Q

36

36

Итого

144

1

Содержание

143

Формы
аттестации/
контроля
анкетирование,
опрос
Контроль и анализ
выполнения,
Контроль и анализ
выполнения,
Контроль и анализ
выполнения,
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование

В процессе занятий теоретические и практические занятия интегрированы.
Тема 1. Европейские танцы. Взаимодействие в паре. «Рамка», Контакт.
Практические занятия: Контроль корпуса в «рамке». Основные шаги в паре.
Постановка пары в положение «контакта», отработка в контакте основных
шагов.
Тема 2. Баланс в паре – отработка устойчивости в движении.
Практические занятия:Баланс и равновесие. Перенос веса тела во время шага.
Сохранение баланса в движении.
Тема 3. Медленный вальс.
Практические занятия:W – отработка базовых фигур - перемены с правой и
левой ноги, правый натуральный поворот. Разбор шоссе вправо, перемена
хэзиттейшен, виск. Отработка базовых фигур в паре в контакте с партнёром с
сохранением баланса.
Тема 4. Венский вальс. V – Темп, ритм.
Практические занятия:Основное движение – правый натуральный поворот.
Тема 5. Квикстеп.
Практические занятия: Q – отработка четвертных шагов. Разбор базовых фигур
– четвертной поворот вправо и влево, натуральный поворот, поступательное
шоссе. Отработка шагов и фигур в паре с сохранением контакта и баланса.
Учебноый (тематический) план 5 – 6 годов обучения
Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы
«Европейская программа»
Инструктаж по ТБ

Общее Теория Практика

1

1

1

Медленный вальс

42

42

2

Танго

42

42

3

Венский вальс

42

42

4

Квикстеп

42

42

5

Составление базовых фигур в
связки.

24

24

6

Вариации

24

24

Формы
аттестации/
контроля
анкетирование,
опрос
Контроль и анализ
выполнения,
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование
Контроль и анализ
выполнения,
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения,
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения,
Зачёт, соревнование

№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы
Итого

Общее Теория Практика
216

1

Формы
аттестации/
контроля

215

Содержание
В процессе занятий теоретические и практические занятия интегрированы.
Тема 1. Медленный вальс.
Практические занятия: W – ПП- променадная позиция – постановка корпуса.
Разбор : шоссе из ПП, наружная перемена, виск назад, лок назад, спин-поворот.
Отработка базовых фигур в паре в контакте с партнёром с сохранением баланса.
Тема 2. Танго. Т – Темп, ритм.
Практические занятия: Разбор- Основной шаг.
Тема 3. Венский вальс. V
Практические занятия:Основное движение – перемены вперёд и назад, правый
натуральный поворот. Отработка в паре в контакте с партнёром с сохранением
баланса.
Тема 4. Квикстеп - Q
Практические занятия: Q – отработка четвертных шагов. Разбор базовых фигур
–натуральный поворот с хэзитейшн, , поступательное шоссе, лок вперёд, лок стэп
назад, Отработка фигур в паре с сохранением контакта и баланса.
Тема 5. Составление связок.
Практические занятия: связки из 2 - 3 базовых фигур.Разбор и отработка
Тема 6. Вариации.
Практические занятия: Построение вариаций из 2-4 связок. Разбор и отработка.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Личностные результаты.
Выпускники 1 -2 года обучения:
– быть убежденными в необходимости соответствовать нормам и правилам
взаимодействия в коллективе;
– проявлять способность адекватно оценивать свои поступки и поступки своих
товарищей в коллективе.
Выпускники 3-4годов обучения должны:
– быть уверенными в ценностях здорового образа жизни;
– уметь радоваться удачам и успехам окружающих;
– иметь ценностное отношение к себе и окружающим.
Выпускники 5-6 годов обучения должны:
– видеть возможности дальнейшего развития и стремиться к личностному
росту;
– испытывать чувство ответственности перед своими товарищами в
коллективе;

– толерантно относиться к разнообразию людей и взглядов.
Метапредметные результаты:
Выпускники 1-2 года обучения должны:
– знать о ценности сотрудничества с другими людьми;
– знать основные нормы поведения, обеспечивающие комфортное
взаимодействие в паре и коллективе;
– иметь навыки коллективного творчества.
Выпускники 3-4 годов обучения должны:
– уметь управлять собой и своими эмоциями;
– следовать принципам здорового образа жизни;
– знать историю становления спортивного танца.
Выпускники 5-6 годов обучения должны:
– знать о структуре и закономерностях межличностного общения и установках,
способствующих успешному общению;
– иметь представление о качествах, особенностях, ресурсах своей личности.
Предметные результаты:
Выпускники 1-2 года обучения должны:
– самостоятельно работать над полученным заданием;
– знать основные направления линии танца;
– знать основу базовых фигур конкурсных танцев – W, Q,;
– знать основные понятия «линии движения» в конкурсных танцах.
Выпускники 3-4 годов обучения должны:
– владеть техникой исполнения основных фигур Европейских танцев в рамках
программы «массового спорта»;
– умение работать в паре.
– знать музыкальный размер каждого танца программы;
– знать связки из 3-4 базовых фигур;
– участвовать в соревнованиях.
Выпускники 5-6 годов обучения должны:
– владеть техникой исполнения базовых фигур и связок Европейских танцев в
рамках программы «массового спорта»;
– знать вариации конкурсных танцев;
– участвовать в соревнованиях.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности. С целью определения уровня
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а
также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного
процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода
обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики:
первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического
мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.

Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год на протяжении всего
срока освоения программы. Начиная со 2 года обучения, воспитанники,
получившие необходимые навыки принимают участие в спортивно-массовых
мероприятиях различного уровня (СММ). Результаты участия - количество
очков, присуждаемых парам за каждый танец и в целом за программу, которые
фиксируются в книжке спортсмена Массового спорта.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей,
опросы, тесты, результаты участия в Спортивно-массовых мероприятиях,
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Для проведения итоговой аттестации
формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
высшую квалификационную категорию и специалисты (тренера и судьи) по
танцевальному спорту. Результаты итоговой аттестации фиксируются в
протоколе итоговой аттестации обучающихся, если обучающийся полностью
освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел
итоговую аттестацию, ему предлагается продолжить занятия танцевальным
спортом по более сложным дополнительным общеобразовательным программам
физкультурно-спортивной направленности. Формы итоговой аттестации: зачёт
по основам и фигурам Европейских танцев в теории (опрос или тест) и практике
–вариации.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- система оценки качества результатов
освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1).
- Адаптированная
таблица для дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Европейские танцы. Массовый спорт»
«Основные фигуры конкурсных танцев Европейской программы»
(Приложение 2)
(Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 № 116)
- Возрастные характеристики обучающихся при построении образовательного
процесса (Приложение 3)
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-методическое обеспечение
1. Классификация международной программы по спортивным бальным
танцам, положения о фигурах по европейской программе
2. «Правила массового спорта» редакция ФТСАРР, 2019г.
3. Видео-материал по основам танцевального спорта и вариациям.
4. Графики СММ и соревнований по танцевальному спорту.

5. Книжки для танцоров массового спорта.
Кадровое обеспечение
1. Педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями танцевального спорта, а также имеющие практику в
танцевальном спорте (не ниже «В» класса).
2. Концертмейстер (фортепиано, звуковая аппаратура).
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение – паркетный танцевальный зал – 100 кв.м. и более.
2. Фортепиано и Музыкальный центр.
3. Флэш-накопитель – 5 шт.
4. Компьютер с выходом в Интернет.
5. Вспомогательные предметы для тренировок – скакалки, гимнастические
палки, спортивные резинки, спортивные коврики.
6. Медиатека (танцевальная музыка)
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список использованной литературы
1. «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
«танцевальный спорт», приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2014г.
2. «Правила танцевального спорта» Утверждённые Минспорта России от
19.05.2021 № 312
3. Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.: Прогресс,
1989.
4. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, Танго». –
СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
5. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 1 - Медленный
вальс». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев»,2009.
6. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 2 – Медленный
фокстрот». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
7. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 3 – Квинстеп». –
СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
Ресурсы удалённого доступа
1. Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рокн-ролла [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ftsarr.ru/
2. Российский танцевальный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.rdu.ru/
3. Федерация танцевального спорта «Профессионал» [Электронный ресурс].
– Режим доступа http://www.ftspro.ru/

4. Международная ассоциация танцевальных клубов, школ и студий танца
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://maskt.ru/

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Европейские
танцы.
Массовый
спорт»
разработана
педагогами
дополнительного образования Дворца для детей 7-12 лет, и рассчитана на 6 лет
обучения.
Цель программы – создание условий для личностного развития и
творческой самореализации обучающихся посредством спортивных танцев
Задачи:
 воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к
окружающим людям, способность работать в команде;
 развить музыкальность, умение связывать музыку с движением;
 развить внимание, умение концентрироваться;
 сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности и
физическом совершенствовании;
 сформировать ориентацию на «здоровый образ жизни»;
 способствовать выработке правильной осанки, красивой походки,
укреплению всех групп мышц;
 научить технично исполнять базовые фигуры европейских танцев;
 закрепить полученные знания, умения и навыки;
 развить мотивацию на участие в соревнованиях массового спорта.
Дополнительная общеобразовательная программа «Европейские танцы.
Массовый спорт» интегрирована с международной программой танцевального
спорта в части Правил «массового спорта». Приобретая самые разные формы,
танец является одним из главных способов самовыражения. Программа
«Европейские танцы. Массовый спорт» предоставляет детям возможность
прикоснуться к миру красоты, грациозности и совершенства.
Данная программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ
ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии»
Сведения о разработчиках
Суханова Ирина Ивановна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии»
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 39 лет
Телефон рабочий: 371-46 – 01 (доб. 15)
Инютина Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии»
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 15 лет
Телефон рабочий: 371-46 – 01 (доб. 15)

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для
оценки
качества
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Европейские танцы. Массовый спорт» применяется комплексная система
оценивания сформированности личностных, метапредметных и предметных
навыков.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
творческих задач

1. Вступает во взаимодействие с детьми

2

3

2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в указанный
Ответственность
срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
заданий, известных,
4. Адекватно реагирует на оценку своего
повторяющихся
труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое

Проявляется
/не проявляется

4

5

6

Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
Индивидуальное
участие в мероприятиях, важных для группы
чувство
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
принадлежности к
3. Предлагает свою помощь при проведении
творческому
важных для группы дел (мероприятий)
объединению.
4. Положительно высказывается об отношении
Убежденность в
к группе, Дворцу.
собственной
5. Положительно оценивает свою роль и место
значимости для
в детском творческом коллективе.
развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
1 Знание направлений относительно линии
Предметные знания
танца
2. Правила поведения на паркете
3. Техника исполнения основ
4. Физическая подготовка
5. Ритмичность
Среднее арифметическое
1. Постановка корпуса
Предметные умения
2. Баланс- устойчивость
3. Техника исполнения фигур
4. Музыкальность и отбражение характера
танца
5 Знание и техничность исполнения вариаций
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые
соответствуют:
высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности
(уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие
продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и

ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел,
ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые.
На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося
наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и
производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Числовое значение
Сентябрь

Декабрь

Май

Результативность
освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

Приложение 2
ПРАВИЛА ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА

перечень основных фигур Европейской программы танцев
Медленный вальс (Waltz)
название

№
Английское
п/п
Фигуры класса«E»
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Closed Changes
– RF Closed Change
(Natural to Reverse)
– LF Closed Change
(Reverse to Natural)
Natural Turn
Reverse Turn
Natural Spin Turn
Whisk
Chasse from PP
Hesitation Change
Outside Change

Танго (Tango)
№
Английское название
п/п
Фигуры класса«D»
1.
2.

Walk
Progressive Side Step

Русское название
Закрытые перемены
– Закрытая перемена с ПН
(из натурального поворота в реверсивный)
– Закрытая перемена с ЛН
(из реверсивного поворота в натуральный)
Натуральный поворот
Реверсивный поворот
Натуральный спин поворот
Виск
Шассе из ПП
Перемена хэзитэйшн
Наружная перемена

Русское название
Ход
Поступательный боковой шаг

Венский вальс (Viennese Waltz)
№
Английское название
п/п
Танец исполняется с «E» класса

Русское название

1.

Natural Turn

Натуральный поворот

2.

Reverse Turn

Реверсивный поворот

Квикстеп (Quickstep)
№
Английское название
п/п
Фигурыкласса«E»

Русское название

1.

QuarterTurntoRight

Четвертной поворот вправо

2.

QuarterTurntoLeft (HeelPivot)

Четвертной поворот влево (Каблучный пивот)

3.

Natural Turn

Натуральный поворот

4.

Natural Turn with Hesitation

Натуральный поворот с хэзитэйшн

5.

Progressive Chasse

Поступательное шассе

6.

Chasse Reverse Turn

Шассе реверсивный поворот

7.

Forward Lock (Forward Lock Step)

Лок вперед (Лок стэп вперед)

Приложение 3
Возрастные характеристики обучающихся при построении
образовательного процесса
Возрастные особенности

Методические особенности

6-8 лет
Позвоночный столб в этом возрасте
Необходимо большое внимание
отличается большой гибкостью и
уделять формированию правильной
неустойчивостью изгибов
осанки
Суставно-связочный аппарат очень
Целесообразно использовать этот
эластичен и недостаточно прочен
период для целенаправленного, но
осторожного развития гибкости
Интенсивно развивается мышечная
При преобладании крупных,
система, но крупные мышцы
размашистых движений,
развиваются быстрее мелких
целенаправленно вводить мелкие и
точные движения
Регуляторные механизмы сердечноНагрузка должна быть небольшого
сосудистой и дыхательной систем
объема и интенсивности, носить
несогласованны, дети быстро устают
дробный характер
Продолжительность активного
Занятия должны быть интересными и
внимания и умственной
эмоциональными, количество
работоспособности невелики
замечаний ограничено, полезны
поощрения
Велика роль подражательного и
Показ должен быть идеальным,
игрового рефлексов
занятие – игровым
Антропометрические размеры детей на Применять предметы
1/3 меньше взрослых
пропорционально уменьшенных
размеров
9-11 лет
Существенно развиваются
Необходимо эффективно использовать
двигательные функции, по многим
этот возраст для обучения новым, в
параметрам они достигают очень
том числе сложным движениям, и для
высокого уровня, создаются
развития основных физических
предпосылки для обучения и развития способностей: координации, гибкости,
двигательных способностей
быстроты, прыгучести
Значительного развития достигает кора Все большее место должен
головного мозга и 2-ая сигнальная
приобретать словесный метод
система
обучения
Силовые и статические нагрузки
Целесообразен скоростно-силовой
вызывают быстрое утомление
режим тренировки (максимум за
определенное время). Статические
нагрузки давать в ограниченном
объеме

Возрастные особенности

Методические особенности

12-13 лет
Наблюдается ускоренный рост длины
Необходимо бороться с чрезмерным
и массы тела, происходит оформление повышением массы тела с помощью
фигуры.
диет и осторожным повышением
нагрузок
Осуществляется перестройка в
Тем не менее, необходимо осваивать
деятельности опорно-двигательного
новые движения, совершенствовать
аппарата, временно ухудшается
ранее изученные и планомерно
координация и другие физические
наращивать скоростно-силовую
способности
подготовку
Отставание в развитии сердечноНеобходимо внимательно дозировать
сосудистой системы приводит к
нагрузку, заботиться о восстановлении
повышению давления, сердечного
и отдыхе, регулярно осуществлять
ритма, быстрой утомляемости
врачебный контроль
В поведении подростков отмечается
Важнейшая задача – воспитание
преобладание возбуждения над
«тормозов». Для этого необходима
торможением, реакции по силе и
спокойная обстановка,
характеру часто неадекватны
доброжелательность, понимание,
раздражителю
терпение, но не снижая
требовательности.
от 14 лет и старше
Критическое отношение к своим
Четко определить задачи на
спортивным возможностям, сомнения предстоящий учебный цикл,
в целесообразности продолжения
ознакомить с календарем планируемых
напряженных тренировок
сборов, соревнований и др. выездных
соревнований
Угнетает монотонность тренировок,
Чередовать варианты разминок,
как по содержанию, так и по нагрузкам участвовать в показательных
мероприятиях
Появляется психологическая усталость Больше практиковать отвлекающие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».