Латиноамериканские танцы. Массовый спорт

Латиноамериканские танцы. Массовый спорт
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 12лет, срок реализации – 6 лет
физкультурно-спортивная направленность

Авторы-составители:
Суханова Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Инютина Екатерина Сергеевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Танцевальный спорт– это единение спорта и искусства, где по-новому
соединились движения, музыка и художественный образ. Танец – самый
естественный и универсальный способ самовыражения. Занятия танцами
способствуют развитию коммуникативных способностей личности ребёнка. В
процессе занятий танцевальным спортом укрепляется опорно-двигательный
аппарат ребёнка, формируется правильная осанка, происходит общее укрепление
организма. Сейчас в нашей стране танцевальный спорт активно развивается.
Популярность данного вида танцев обуславливается многими причинами.
Занятия этим видом спорта благоприятны для развития центральной нервной
системы, а занятия в паре воспитывают чувство уважения друг к другу, учат
тактичному обращению с противоположным полом. Спортивный танец играет
важную роль в воспитании подрастающего поколения. Это связано с
многогранностью этого вида спорта, который сочетает в себе средства
музыкального,
пластического,
спортивно-физического,
этического
и
художественно-эстетического развития и образования.
Латиноамериканские танцы – неотьемлемая часть международной
программы танцевального спорта. В настоящее время латиноамериканские танцы
основательно вошли в современную жизнь различных культур мира.
Латиноамериканская программа (Латина) состоит из 5 танцев: Самба (Samba),
Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha), Румба (Rumba), Пасодобль (Paso Doble) и Джайв (Jive).
Каждый танец содержит свою особенную эмоционально-экспрессивную окраску.
Танцоры не только выражают движением и мимикой эти состояния, но и быстро
меняют позиции. Отдельные элементы латины исполняются одновременно
разными частями тела, скручивание и вращение, резкое изменение направления
движения, поэтому от танцоров требуется хорошая физическая форма,
выносливость, сила, быстрота и ловкость. В отличие от танцев Европейской
программы, Латиноамериканские танцы более зрелищные, эффектные и
эмоциональные. Движения партнёров – это яркий карнавал страстей, праздник,
который танцоры дарят всем окружающим. Латиноамериканские танцы –
отличный антидепрессант и хорошо тренируют дыхательную систему. Это
направление
возникло
под
влиянием
этнических
источников
на
среднеевропейские танцы, в нём чувствуется праздник и ритмы свободных
народов. Это целый мир, где смешалась страсть, агрессия, элегантность и стиль.
Направленность – физкультурно-спортивная.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы обуславливается тем, что танец во все века
сопровождает человека. Приобретая самые разные формы, танец является одним

из главных способов самовыражения. Программа «Латиноамериканские танцы.
Массовый спорт» предоставляет детям возможность прикоснуться к миру
красоты, грациозности и совершенства, способствует всестороннему развитию и
активизирует работу мозга. Процесс занятий приносит истинную радость и
способность к самовыражению в творчестве.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и
социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в
занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового
образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, подготовку спортивного
резерва и спортсменов высокого класса.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации и Свердловской области программа направлена на физическое
развитие и формирование культуры здоровья. У обучающихся формируются
навыки, важные для жизни: физическая сила, гибкость и координация,
музыкальность, выносливость.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации»
дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
физического совершенствования, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности.
Новизна. Спортивный танец в отличие от классического танца впитывает в
себя всё сегодняшнее, современное, его окружающее. Он подвижен,
непредсказуем, он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую
жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создавая новую пластику. Поэтому
спортивный танец интересен и близок молодому поколению.
Отличительные
особенности
программы.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Латиноамериканские танцы. Массовый спорт»
интегрирована с международной программой танцевального спорта в части
Правил «массового спорта». В данной программе прослеживается
преемственность целей и задач педагога, начиная с танцевальных основ и
заканчивая программой спорта высших достижений. Обучающиеся осваивают
программу по принципу «от простого к сложному», от основ

латиноамериканских танцев массового спорта к танцевальному спорту высших
достижений.
Программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ
ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии»
Педагогическая целесообразность программы в том, что все
латиноамериканские танцы, включённые в программу, имеют свои исторические
корни и географическое происхождение. Таким образом, знакомясь и осваивая
технику танца, дети узнают его историю, традиции той страны и народа, где
танец появился, тем самым расширяя свой кругозор. А выполнение задач
каждого занятия, развитие физической и технической подготовленности,
способствуют воспитанию волевых качеств обучающихся.
Цель программы – создание условий для личностного развития и
творческой самореализации обучающихся посредством спортивных танцев.
Задачи:
Воспитательные:
−приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
−воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим
людям, способность работать в команде;
− приобщить к танцевальному спорту.
Развивающие:
−развить физические качества (силу, выносливость, координацию)
− развить музыкальность, умение связывать музыку с движением;
− развить внимание, умение концентрироваться;
− накопить и обогатить двигательный опыт детей;
− сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Обучающие:
− развить опорно-двигательный аппарат;
- содействовать правильному физическому развитию организма ребёнка,
способствовать выработке правильной осанки, красивой походки, укреплению
всех групп мышц;
− научить технично исполнять основные танцевальные движения европейских
танцев;
- закрепить полученные знания, умения и навыки;
- развить мотивацию на участие в соревнованиях массового спорта;
- оказать педагогическую и психолого-педагогическую поддержку детям,
дезадаптированным к системе образования.
Адресат. Программа «Латиноамериканские танцы. Массовый спорт»
предназначена для детей от 7 до 12 лет и реализуется с учетом психофизических
особенностей данной возрастной категории. Данный возраст характеризуется
существенным развивитием двигательных функции, по многим параметрам они
достигают очень высокого уровня, создаются предпосылки для обучения и
развития двигательных способностей, поэтому необходимо эффективно

использовать этот возраст для развития физических данных и освоения сложных
основ конкурсного танца, которые требуют хорошей координации, гибкости,
быстроты и ловкости. Но так как силовые и статические нагрузки вызывают
быстрое утомление в этом возрасте, педагоги применяют различные методы
подачи материала в рамках одного занятия. (Приложение 4)
Количественный состав группы 12-16 человек.
Условия приёма.
На обучение по программе принимаются дети, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья для занятий танцевальным спортом,
без специальной подготовки.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа для
возрастной категории 7-8 лет составляет 30 минут, 1 занятие в неделю 2 часа.
Для возрастной категории 9 -10 лет составляет 45 минут, 2 занятия в неделю по
2 часа. Для возрастной категории 11 -12 лет составляет 45 минут, 3 занятия в
неделю по 2 часа. Перерывы между академическими часами - 10 минут
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Данная программа рассчитана на 216 недель, 54 месяца, 6 лет.
Объём программы составляет 864 часа.
Название раздела
1 г/о
Латиноамериканская
программа.
Массовый спорт

Количество учебных часов в год
2 г/о
3 г/о
4 г/о
5 г/о

72

72

144

144

216

6 г/о
216

Календарный учебный график
Комплектова
ние групп

Реализация
ДООП

Праздничн
ые дни

Зимние
каникул
ы

Промежуто
чная/итого
вая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. 31.05.
1 полугодие
– 15 недель
2 полугодие
– 21 недель

4.11.;
23.02.;
08.03;
01.05;
09.05.

31.12. 07.01.

10.05. 30.05.

01.06. 31.08.

Уровни программы.
Программа «Латиноамериканские танцы. Массовый спорт» имеет «Базовый
уровень» подготовки - используются и реализуются такие формы организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Организация образовательного процесса.

Учебный материал программы распределен по объему и сложности, что
выражается в повторении большинства тем из года в год при более углублённом
их изучении с добавлением новых тем и усложнением форм практической
работы. Базовым материалом для работы по программе являются документы
Министерства спорта РФ и Федерации Танцевального Спорта и акробатического
рок-н-ролла России (ФТСАРР). Сопутствующими материалами служат
методические пособия, лекции и
видео-материалы. Высокие требования
предъявляются
к
музыкальному
сопровождению.
Эмоциональная
выразительность, способность точно передать движение, определенный ритм и
темп – вот те критерии, которые должны учитываться при подборе музыкального
материала. Данная функция выполняется профессиональным музыкантом, т.е.
концертмейстером, который осуществляет сопровождение программы
в
объёме: 1 год обучения –72ч., 2 год обучения -72ч., 3 и 4 год обучения –по 144ч.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы: индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий:
- практические занятия;
- теоретические занятия;
- мастер-классы, учебные семинары;
Методы обучения: словесный метод носит теоретико-информационный
характер (беседа, объяснение); практический метод (показ движений, работа по
образцу); метод упражнений (выполнение упражнения с направляющей
помощью, замедленная или быстрая проводка) предполагает обучение простым,
несложным танцевальным движениям; самостоятельная работа (по заданию).
Формы проведения занятий: Основной формой организации
деятельности обучающийхся являются групповые учебно-тренировочные
занятия; соревнование (клубное мероприятие); открытые занятия.
Способы определения результативности. Результативность освоения
предметной, метапредметной и личностной составляющей программы
определяется методом педагогического наблюдения и заносится в карты учета
предметных,метапредметных и личностных результатов освоения программы.
Критериями успешности образовательного процесса являются наличие
танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся, которые
проявляются в осмысленном и вдумчивом отношении к спортивному танцу, в
способности эмоционально воспринимать и передавать образ. Кроме того,
критерием результативности обучения непременно являются знание и принятие
норм
поведения,
обеспечивающих
комфортное
и
конструктивное
взаимодействие в паре и коллективе.
Формы подведения результатов. Наиболее приемлемой и показательной
формой
отслеживания
результативности
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы «Латиноамериканские танцы. Массовый
спорт» является участие детей в открытых уроках для родителей, клубных

мероприятиях, соревнованиях по массовому спорту различного уровня. Также
используется такие формы как самостоятельная работа, опрос, зачёт.
Работа с родителями занимает важное место при реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Латиноамериканские танцы. Массовый спорт» Это объясняется тем, что данная
программа – это только начальная ступень в освоении Латиноамериканской
программы танцевального спорта и в условиях мотивационной поддержки
родителей обучающиеся имеют возможность продолжать заниматься данным
видом спорта, повышая уровень спортивной подготовки, личностного развития и
степень социализации в обществе. Родители являются полноправными
участниками образовательного процесса, осуществляя сопровождение детей в
освоении основ спортивного танца. Они становятся активными организаторами и
участниками внутриклубных мероприятиях.
Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 - 2 годов обучения
№
п/п

1
2

Общее количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория Практика
«Латиноамериканская
72
программа»
Инструктаж по ТБ
1
1
Взаимодействие
в
паре.
17
1
18
«Ведение»
Баланс и устойчивость,
18
1
17

3

Самба - S

4

Ча-ча-ча -Ch
Итого

18

18

18

18

72

3

Формы /
контроля

Беседа, опрос
Пед/наблюдение,
опрос
Пед/наблюдение,
опрос
Пед/наблюдение,
Зачёт, соревнование
Пед/наблюдение,
Зачёт, соревнование

69

Содержание
Тема 1. Латиноамериканские танцы. Взаимодействие в паре. «Ведение»,
Практические занятия: Способы скрепления рук, приёмы ведения в паре.
Отработка основы и фигур с применением различных методов скрепления рук и
ведения в паре.
Тема 2. Баланс и устойчивость – понятие и разбор.
Практические занятия:Баланс и равновесие. Перенос веса тела во время шага.
Сохранение баланса в движении.
Тема 3. Самба.
Практические занятия: S –работа стоп, основное движение «баунс», основные
шаг в паре, темп и ритм самбы, фигуры «массового спорта». Отработка основных
шагов в паре с применением «ведения» партнёром и сохранением баланса.
Тема 4.Ча-ча-ча.

Практические занятия: Ch –работа стоп, основные шаги, перенос веса тела,
разбор и отработка фигур «массового спорта». Отработка основных шагов в
паре с применением «ведения» партнёром и сохранением баланса.
Учебный (тематический) план 3 – 4 годов обучения
№
п/п

Название раздела, темы

2
3

Латиноамериканская
программа
Инструктаж по ТБ
Взаимодействие
в
«Ведение»
Баланс и устойчивость,
Самба - S

4
5

1

Количество часов
Общее Теория Практика

Формы /
контроля

144
Беседа, опрос

1
паре.

18
18
42

2

46

Ча-ча-ча -Ch

42

2

46

Джайв - Jv

24

2

46

144

6

138

Итого

Пед/наблюдение,
Зачёт,соревнование
Пед/наблюдение,
Зачёт,соревнование
Пед/наблюдение,
Зачёт,соревнование

Содержание
В процессе занятий теоретические и практические занятия интегрированы.
Тема1. Взаимодействие в паре. «Ведение»
Практические занятия: Отработка приёмов ведения в паре. Отработка основы и
фигур с применением различных методов скрепления рук и ведения в паре.
Тема2. Баланс и устойчивость .
Практические занятия:Баланс и равновесие. Перенос веса тела во время шага.
Сохранение баланса в движении. Работа в паре по сохранению баланса.
Тема 3-5. Самба, Ча-ча-ча, Джайв.
Практические занятия: Повторение основы, разбор базовых фигур «массового
спорта» .(Приложение № 2). Отработка основы и фигур в паре. их сочетание с
другими фигурами, ритмичность исполнения, техника исполнения, работа стопы,
корпуса, возможные направления исполнения на площадке.
Учебный (тематический) план 5 – 6 годов обучения
№
п/п

1
2
3

Количество часов
Название раздела, темы
«Латиноамериканская
программа»
Инструктаж по ТБ
Взаимодействие
в
паре.
«Ведение»
Баланс и устойчивость,
Самба

Общее Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

216
1

1

-

18

18

17
40

17
40

Беседа, опрос

Пед/наблюдение,

Формы
аттестации/
Общее Теория Практика
контроля
Зачёт, соревнование
40
40
Пед/наблюдение,
Зачёт, соревнование
40
40
Пед/наблюдение,
Зачёт, соревнование
40
40
Пед/наблюдение,
Зачёт, соревнование
20
20
Итого
216
1
215
Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы

4

Ча-ча-ча

5

Румба

6

Джайв

7

Формирование связок.

Содержание
В процессе занятий теоретические и практические занятия интегрированы.
Тема1. Взаимодействие в паре. «Ведение»,
Практические занятия: Отработка приёмов ведения в паре. Отработка основы и
фигур с применением различных методов скрепления рук и ведения в паре.
Тема2. Баланс и устойчивость .
Практические занятия:Баланс и равновесие. Перенос веса тела во время шага.
Сохранение баланса в движении. Работа в паре по сохранению баланса.
Тема 3-6. Самба, Ча-ча-ча, Румба, Джайв.
Практические занятия: разбор и отработка базовых фигур «массового спорта»
(Приложение № 2), их сочетание с другими фигурами в связках, ритмичность
исполнения. Отработка техники исполнения: работа стопы, корпуса, возможные
направления исполнения на площадке.
Тема7. Формирование связок.
Практические занятия: составление танцевальных связок из 2-4 базовых фигур.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Личностные результаты.
Выпускники 1 -2 года обучения:
– быть убежденными в необходимости соответствовать нормам и правилам
взаимодействия в коллективе;
– проявлять способность адекватно оценивать свои поступки и поступки своих
товарищей в коллективе.
Выпускники 3-4годов обучения должны:
– быть уверенными в ценностях здорового образа жизни;
– уметь радоваться удачам и успехам окружающих;
– иметь ценностное отношение к себе и окружающим.
Выпускники 5-6 годов обучения должны:
– видеть возможности дальнейшего развития и стремиться к личностному
росту;

– испытывать чувство ответственности перед своими товарищами в
коллективе;
– толерантно относиться к разнообразию людей и взглядов.
Метапредметные результаты:
Выпускники 1-2 года обучения должны:
– знать о ценности сотрудничества с другими людьми;
– знать основные нормы поведения, обеспечивающие комфортное
взаимодействие в паре и коллективе;
– иметь навыки коллективного творчества.
Выпускники 3-4 годов обучения должны:
– уметь управлять собой и своими эмоциями;
– следовать принципам здорового образа жизни;
– знать историю становления спортивного танца.
Выпускники 5-6 годов обучения должны:
– знать о структуре и закономерностях межличностного общения и установках,
способствующих успешному общению;
– иметь представление о качествах, особенностях, ресурсах своей личности.
Предметные результаты:
Выпускники 1-2 года обучения должны:
– самостоятельно работать над полученным заданием;
– знать основные направления линии танца;
– знать основу базовых фигур конкурсных танцев – W, Q,;
– знать основные понятия «линии движения» в конкурсных танцах.
Выпускники 3-4 годов обучения должны:
– владеть техникой исполнения основных фигур Европейских танцев в рамках
программы «массового спорта»;
– умение работать в паре.
– знать музыкальный размер каждого танца программы;
– знать связки из 3-4 базовых фигур;
– участвовать в соревнованиях.
Выпускники 5-6 годов обучения должны:
– владеть техникой исполнения базовых фигур и связок Европейских танцев в
рамках программы «массового спорта»;
– знать вариации конкурсных танцев;
– участвовать в соревнованиях.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности. С целью определения уровня
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а
также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного
процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода
обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики:
первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического
мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости

обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год на протяжении всего
срока освоения программы. Начиная со 2 года обучения, воспитанники,
получившие необходимые навыки принимают участие в спортивно-массовых
мероприятиях различного уровня (СММ). Результаты участия - количество
очков, присуждаемых парам за каждый танец и в целом за программу, которые
фиксируются в книжке спортсмена Массового спорта.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей,
опросы, тесты, результаты участия в Спортивно-массовых мероприятиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Для проведения итоговой аттестации
формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
высшую квалификационную категорию и специалисты (тренера и судьи) по
танцевальному спорту. Результаты итоговой аттестации фиксируются в
протоколе итоговой аттестации обучающихся, если обучающийся полностью
освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел
итоговую аттестацию, ему предлагается продолжить занятия танцевальным
спортом по более сложным дополнительным общеобразовательным программам
физкультурно-спортивной направленности. Формы итоговой аттестации: зачёт
по основам и фигурам Латиноамериканских танцев в теории (опрос или тест) и
практике –вариации.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- система оценки качества результатов
освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1).
- Адаптированная
таблица для дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Латиноамериканские танцы. Массовый спорт»
«Основные фигуры конкурсных танцев Латиноамериканской программы»
(Приложение 2)
(Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 № 116)
- Возрастные характеристики обучающихся при построении образовательного
процесса (Приложение 3)
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-методическое обеспечение
1. Классификация международной программы по спортивным бальным
танцам, положения о фигурах по европейской программе
2. «Правила массового спорта» редакция ФТСАРР, 2019г.
3. Видео-материал по основам танцевального спорта и вариациям.

4. Графики СММ и соревнований по танцевальному спорту.
5. Книжки для танцоров массового спорта.
Кадровое обеспечение
1. Педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями танцевального спорта, а также имеющие практику в
танцевальном спорте (не ниже «В» класса).
2. Концертмейстер (фортепиано, звуковая аппаратура).
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение – паркетный танцевальный зал – 100 кв.м. и более.
2. Фортепиано и Музыкальный центр.
3. Флэш-накопитель – 5 шт.
4. Компьютер с выходом в Интернет.
5. Вспомогательные предметы для тренировок – скакалки, гимнастические
палки, спортивные резинки, спортивные коврики.
6. Медиатека (танцевальная музыка)
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список использованной литературы
1. «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
«танцевальный спорт», приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2014г.
2. «Правила танцевального спорта» Утверждённые Минспорта России от
19.05.2021 № 312
3. Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.: Прогресс,
1989.
4. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, Танго». –
СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
5. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 1 - Медленный
вальс». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев»,2009.
6. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 2 – Медленный
фокстрот». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
7. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 3 – Квинстеп». –
СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
Ресурсы удалённого доступа
1. Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рокн-ролла [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ftsarr.ru/
2. Российский танцевальный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.rdu.ru/
3. Федерация танцевального спорта «Профессионал» [Электронный ресурс].
– Режим доступа http://www.ftspro.ru/
4. Международная ассоциация танцевальных клубов, школ и студий танца
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://maskt.ru/

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Латиноамериканские танцы. Массовый спорт» разработана педагогами
дополнительного образования Дворца для детей 7-12 лет, и рассчитана на 6 лет
обучения.
Цель программы – создание условий для личностного развития и творческой
самореализации обучающихся посредством спортивных танцев
Задачи:
−воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим
людям, способность работать в команде;
− развить музыкальность, умение связывать музыку с движением;
− развить внимание, умение концентрироваться;
−сформировать у воспитанников потребность в двигательной активности и
физическом совершенствовании;
- сформировать ориентацию на «здоровый образ жизни»;
- способствовать выработке правильной осанки, красивой походки, укреплению
всех групп мышц;
− научить технично исполнять базовые фигуры европейских танцев;
- закрепить полученные знания, умения и навыки.
- развить мотивацию на участие в соревнованиях массового спорта.
Дополнительная общеобразовательная программа «Латиноамериканские танцы.
Массовый спорт» интегрирована с международной программой танцевального
спорта в части Правил «массового спорта». Приобретая самые разные формы,
танец является одним из главных способов самовыражения. Программа
«Европейские танцы. Массовый спорт» предоставляет детям возможность
прикоснуться к миру красоты, грациозности и совершенства.
Данная программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ
ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии»
Сведения о разработчиках
Суханова Ирина Ивановна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии»
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 39 лет
Инютина Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии»
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 15 лет

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для
оценки
качества
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Латиноамериканские танцы. Массовый спорт» применяется комплексная
система оценивания сформированности личностных, метапредметных и
предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
творческих задач

1. Вступает во взаимодействие с детьми

2

3

2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в указанный
Ответственность
срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
заданий, известных,
4. Адекватно реагирует на оценку своего
повторяющихся
труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое

Проявляется
/не проявляется

4

5

6

Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
Индивидуальное
участие в мероприятиях, важных для группы
чувство
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
принадлежности к
3. Предлагает свою помощь при проведении
творческому
важных для группы дел (мероприятий)
объединению.
4. Положительно высказывается об отношении
Убежденность в
к группе, Дворцу.
собственной
5. Положительно оценивает свою роль и место
значимости для
в детском творческом коллективе.
развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
1 Знание направлений относительно линии
Предметные знания
танца
2. Правила поведения на паркете
3. Техника исполнения основ
4. Физическая подготовка
5. Ритмичность
Среднее арифметическое
1. Постановка корпуса
Предметные умения
2. Баланс- устойчивость
3. Техника исполнения фигур
4. Музыкальность и отбражение характера
танца
5 Знание и техничность исполнения вариаций
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые
соответствуют:
высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности
(уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие
продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и

ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел,
ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые.
На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося
наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и
производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Числовое значение
Сентябрь

Декабрь

Май

Результативность
освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

Приложение 2
ПРАВИЛА ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА

перечень основных фигур Латиноамериканской программы танцев
Самба (Samba)
№
Английское название
Фигуры
1. Basic Movements
– Natural
– Reverse
– Side
– Progressive
– Outside
2. Samba Whisks (Whisks to Left or to Right)
3. Whisks with Lady’s Underarm Turn (Volta Spot
Turn for Lady to Right or Left)
4. Samba Walks in PP (Promenade Samba Walks)
5. Side Samba Walk
6. Stationary Samba Walks
7. Travelling Volta to Right or Left in Closed Hold
(Simple Volta to Right or Left in Close Hold)
8.

Travelling Bota Fogos
– Forward
– Back
9. Criss Cross Bota Fogos (Shadow Bota Fogos)
10. Bota Fogos to Promenade and Counter
Promenade Position (Promenade Botafogo)
11. Criss Cross (Travelling Voltas to Right or Left)

Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha)
№
Английское название

Русское название
Основные движения
– с ПН
– с ЛН
– в сторону
– поступательное
– наружное
Виски (Самба виски) влево и вправо
Виски с поворотом дамы под рукой (Вольта
поворот дамы на месте вправо и влево)
Самба ход в ПП (Променадный самба ход)
Самба ход в сторону
Самба ход на месте
Вольта в продвижении вправо и влево в закрытой
позиции (Простая вольта вправо и влево в
закрытой позиции)
Ботафого в продвижении
– вперед
– назад
Крисс кросс бота фого (Теневые бота фого)
Бота фого в променад и контр променад
(Променадная ботафого)
Крисс кросс (Вольта в продвижении вправо и
влево)

Русское название

Фигуры
1.

2.
3.

Cha Cha Cha Chasses and Alternatives:
– Chasse to side – to Right and to Left
– Compact Chasse
– RF and LF Forward Lock
– LF and RF Backward Lock
– Ronde Chasse
– Twist Chasse (Hip Twist Chasse
Basic Movements (Closed *, Open, in Place)

4.

New York *
(Check from Open CPP and Open PP)
Spot Turn (Switch Turn) to Left or to Right

5.
6.
7.
8.
9.
10.

Underarm Turn to Left or Right
Shoulder to Shoulder
Hand to Hand
Three Cha Cha Chas
Side Steps (To Left or Right)
There And Back

Ча-ча-ча шассе и альтернативные движения:
– Шассе в сторону – вправо и влево
– Компактное шассе
– Лок вперед с ПН и с ЛН
– Лок назад с ЛН и с ПН
– Ронд шассе
– Твист шассе (Хип твист шассе)
Основные движения (в закрытой позиции, *в
открытой позиции, на месте)
Нью-Йорк *(Чек из открытой контр ПП и
открытой ПП)
Поворот на месте (Поворот-переключение)
влево и вправо
Поворот под рукой влево и вправо
Плечо к плечу
Рука к руке
Три ча-ча-ча
Шаги в сторону (влево и вправо)
Туда и обратно

№
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Английское название
Time Step as Side Basic*
Fan*
Alemana
Hockey Stick
Natural Opening Out Movement
Closed Hip Twist
Open Hip Twist

Русское название
Тайм стэп, как основное движение в сторону*
Beep*
Алемана
Хоккейная клюшка
Натуральное раскрытие
Закрытый хип твист
Открытый хип твист

Румба (Rumba)
Английское название

№

Русское название

Фигуры класса «D»
1.

Basic Movements (Closed, Open)

2.

Alternative Basic Movements

Основные движения (в закрытой позиции и в
открытой позиции)
Альтернативные основные движения

3.

Cucarachas

Кукарача

4.

New York (Check from Open CPP and Open PP)

5.

Spot Turn (Switch Turn) to Left or Right

6.

Underarm Turn to Right or Left

Нью-Йорк (Чек из открытой контр ПП и
открытой ПП)
Поворот на месте (Поворот-переключение)
влево и вправо
Поворот под рукой вправо и влево

Джайв (Jive)
№
Английское название

Русское название

Фигуры
1.

Basic in Place

Основное движение на месте

2.

Link

Звено

3.

Change of Places Right to Left

Смена мест справа налево

4.

Change of Places Left to Right

Смена мест слева направо

5.

Change of Hands Behind Back

Смена рук за спиной

6.

Whip

Хлыст

7.

American Spin

Американский спин

8.

Stop and Go

Стоп энд гоу

Приложение 3
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
История возникновения и характерные особенности
латиноамериканских танцев
Самба
Музыкальный размер: 2/4. Темп: 50-52 bpm.
До 1914 этот танец был известен под Бразильским названием "Maxixe". Первые
попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы
относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала

популярным танцем в Европе. Самба имеет очень характерный ритм, который
выдвинут на передний план для его лучшего соответствия национальным
Бразильским музыкальным инструментам. Первоначально он назывался
tamborim, chocalho, reco-reco и cabaca. Ритмичный национальный Бразильский
танец Самба ныне уверенно вошел в программу современных Бальных Танцев.
Самба включает в себя характерные латинские движения бедрами, которые
выражены "Samba Bounce" пружинящим движением.
Ча-ча-ча
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 30-32 bpm.
Захватывающий, синкопированный латиноамериканский танец, который возник
в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в
танцевальных залах Америки. Проигрывание музыки Cha-Cha-Cha должно
производить счастливую, беззаботную, слегка развязонну атмосферу. Ча-Ча-Ча
получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного
ритма и специфического инструмента маракасы. Недавно было принято решение
сократить название этого танца до Ча-Ча (Cha-Cha).
Румба
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 25-27 bpm
Танец Румба (Rumba) был зарожден на Кубе. Как типичный танец "горячего
климата" он стал классикой всех Латиноамериканских танцев. Румба медленный танец, который характеризуется чувственными, наполненными
любовью движениями и жестами, имеет латиноамериканский стиль движения в
бедрах, является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной.
Джайв
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 42-44 bpm.
Джайв - Международная версия танца Свинг, в настоящее время танец Джайв
(Jive) исполняют в двух стилях - Международный и Свинг и очень часто
сочетают оба в различных фигурах. Очень сильное влияние на Джайв оказывают
такие танцы как Рок'н'Ролл и Джатербаг. Джайв иногда называют как
Шестишаговый Рок'н'Ролл. Джайв - очень быстрый, потребляющий много
энергии танец. Это последний танец, который танцуют на соревнованиях, и
танцоры должны показать, что они не устали и готовы исполнить его с большей
отдачей.

Приложение 4
Возрастные характеристики обучающихся при построении
образовательного процесса
Возрастные особенности

Методические особенности

6-8 лет
Позвоночный столб в этом возрасте
Необходимо большое внимание
отличается большой гибкостью и
уделять формированию правильной
неустойчивостью изгибов
осанки
Суставно-связочный аппарат очень
Целесообразно использовать этот
эластичен и недостаточно прочен
период для целенаправленного, но
осторожного развития гибкости
Интенсивно развивается мышечная
При преобладании крупных,
система, но крупные мышцы
размашистых движений,
развиваются быстрее мелких
целенаправленно вводить мелкие и
точные движения
Регуляторные механизмы сердечноНагрузка должна быть небольшого
сосудистой и дыхательной систем
объема и интенсивности, носить
несогласованны, дети быстро устают
дробный характер
Продолжительность активного
Занятия должны быть интересными и
внимания и умственной
эмоциональными, количество
работоспособности невелики
замечаний ограничено, полезны
поощрения
Велика роль подражательного и
Показ должен быть идеальным,
игрового рефлексов
занятие – игровым
Антропометрические размеры детей на Применять предметы
1/3 меньше взрослых
пропорционально уменьшенных
размеров
9-11 лет
Существенно развиваются
Необходимо эффективно использовать
двигательные функции, по многим
этот возраст для обучения новым, в
параметрам они достигают очень
том числе сложным движениям, и для
высокого уровня, создаются
развития основных физических
предпосылки для обучения и развития способностей: координации, гибкости,
двигательных способностей
быстроты, прыгучести
Значительного развития достигает кора Все большее место должен
головного мозга и 2-ая сигнальная
приобретать словесный метод
система
обучения
Силовые и статические нагрузки
Целесообразен скоростно-силовой
вызывают быстрое утомление
режим тренировки (максимум за
определенное время). Статические
нагрузки давать в ограниченном
объеме

Возрастные особенности

Методические особенности

12-13 лет
Наблюдается ускоренный рост длины
Необходимо бороться с чрезмерным
и массы тела, происходит оформление повышением массы тела с помощью
фигуры.
диет и осторожным повышением
нагрузок
Осуществляется перестройка в
Тем не менее, необходимо осваивать
деятельности опорно-двигательного
новые движения, совершенствовать
аппарата, временно ухудшается
ранее изученные и планомерно
координация и другие физические
наращивать скоростно-силовую
способности
подготовку
Отставание в развитии сердечноНеобходимо внимательно дозировать
сосудистой системы приводит к
нагрузку, заботиться о восстановлении
повышению давления, сердечного
и отдыхе, регулярно осуществлять
ритма, быстрой утомляемости
врачебный контроль
В поведении подростков отмечается
Важнейшая задача – воспитание
преобладание возбуждения над
«тормозов». Для этого необходима
торможением, реакции по силе и
спокойная обстановка,
характеру часто неадекватны
доброжелательность, понимание,
раздражителю
терпение, но не снижая
требовательности.
от 14 лет и старше
Критическое отношение к своим
Четко определить задачи на
спортивным возможностям, сомнения предстоящий учебный цикл,
в целесообразности продолжения
ознакомить с календарем планируемых
напряженных тренировок
сборов, соревнований и др. выездных
соревнований
Угнетает монотонность тренировок,
Чередовать варианты разминок,
как по содержанию, так и по нагрузкам участвовать в показательных
мероприятиях
Появляется психологическая усталость Больше практиковать отвлекающие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».