Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет, срок реализации – 6 лет, художественная направленность 3-8 года обучения в Ансамбле танца «Детство» Автор-составитель: Галишева Елена Михайловна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2023 Пояснительная записка. Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия для психического, физического и эстетического развития, для развития творческих способностей детей и формирования основных принципов здоровьесбережения. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. В свою очередь сильное, красивое тело способствует формированию духовно-сильного и красивого человека. Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получают богатый опыт совместной деятельности, учатся жить и работать в коллективе, познавать себя и окружающий мир. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 2 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников. Программа направлена не только на развитие хореографических навыков и умений, но и на стимулирование познавательной активности и творческого мышления. Занятия по данной программе учитывают психологические и физиологические особенности обучающихся. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. 3 Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. При разработке программы были учтены современные задачи развития образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития дополнительного образования создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения программы, в том числе направлены на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры обучающимися. Отличительные особенности программы. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, «Ансамбль танца «Детство». Обучение в рамках данного творческого объединения происходит непрерывно в течение 12 лет. В случае полного успешного освоения материала программы одного уровня обучающийся переходит на следующий год. Поскольку данная программа соответствует базовому уровню, первый год обучения по ней соответствует третьему году обучения в Ансамбле. Программа разработана педагогом хореографического ансамбля «Детство», существующего с 1990 года. Особенностью программы является ее узкая возрастная направленность (диапазон 7-12 лет), а также упор на развитие фундаментальных хореографических навыков, служащих основой для дальнейшего развития не только в области классического танца, но и в других танцевальных стилях. Педагогическая целесообразность программы «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» определена тем, ориентирует каждого воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Программа нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, на осознание ребенком себя значимой личностью, неотъемлемой частью коллектива. В основе программы лежат педагогические принципы: развивающего и творческого образования и воспитания; коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности; личностно-ориентированного подхода; непрерывности и систематичности воспитания и обучения; 4 преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и элементов классического экзерсиса. Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся 7-12 лет, освоившие программу «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень», либо имеющие соответствующий набор компетенций. Возрастные особенности обучающихся. В этом возрасте у ребенка обычно «начинает формироваться потребность в достижении успехов»1. Дети уже вполне понимают, что дефицит способностей может быть компенсирован приложением усилий, осознают то, что оценивают и хвалят не столько за способности, сколько за прилагаемое старание. И это становится большим стимулом для самосовершенствования и надежной мотивационной основой для самовоспитания в коллективе. Внимание обучающихся этой возрастной группы быстро притупляется, поэтому следует постоянно подкреплять логическое восприятие образным («журавлиный», «кошачий» шаг). На данном уровне необходимо продолжать активную деятельность по развитию осанки и равновесия. Учитывая, что дети не могут долго стоять прямо, важно постепенно и последовательно вырабатывать позу прямостоянияза счёт выполнения различных упражнений. Для развития чувства танцевального движения следует последовательно развивать различные виды координации, которые осваиваются на основе комбинации движений классического танца. Обучающимся предоставляется возможность перехода с одной программы на другую по степени накопления знаний, умений и навыков. Постигая классический танец, дети учатся танцевать всем телом, добиваются гармоничности движений. Логика развития классических упражнений, обучение детей от простого к сложному, взаимосвязь движений расширяют диапазон выразительности, придают образность танцу и образности подчиняют всю технологию движений. В возрасте 9-12 лет у обучающихся замечаются нарушения ранее выработанных видов координации из-за неравномерного роста частей тела. С другой стороны, дети становятся выносливее в физическом отношении, что позволяет увеличить физическую нагрузку за счет количества повторов движений на занятиях и репетициях. В то же время, в связи с тем, что девочки опережают мальчиков в росте и координации, целесообразно заниматься с мальчиками отдельно. Особенностью проведения занятий в ансамбле танца «Детство» является то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На занятие может одновременно идти изучение классческого танца, а также музыкальное развитие и музыкальное воспитание, решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим, занятия в ансамбле 1 Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. 5 проходят в интегрированной форме, объединяющей теоретический и практический материал разных программ, реализуемых в коллективе. Это объясняется тем, что введение теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению материала. Работа с обучающимися на данном уровне строится с учетом физиологических и психологических особенностей. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень принимаются дети, прошедшие обучение по программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» (возраст 5-6 лет, срок реализации 2 года), а также дети с соответствующими компетенциями, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество обучающихся в группах: обучение осуществляется в группах от 10 до 18 человек. Состав группы постоянный. Режим занятий. Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека медленно поддаются эволюции, поэтому занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями составляет 10 минут, (продолжительность занятия– третий год - 30 минут, четвёртый и последующие - 45 минут). Итого в неделю: 4 часа, итого в год: 144 часа. Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» составляет 864 часа, по 144 часа в год. Срок освоения программы: 324 недели, 54 месяца, 6 лет. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец.2 ступень» построена в соответствии с базовым уровнем сложности – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. Методы обучения: словесный метод (беседа, объяснение); наглядный метод (показ движений, работа по образцу) практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции). Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы: групповая; 6 индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный материал или отстающих); коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп). Виды занятий: практические занятия; беседы; самостоятельная работа; контрольные занятия; участие в концертах; участие в конкурсах и фестивалях. Результативность программы определяется на основе педагогического наблюдения и анализа. Эффективными средствами реализации программы являются использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной, научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в различных форматах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическое занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и конкурсах. Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи ребёнка. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – развитие творческих способностей детей в процессе формирования культуры личности посредством классического танца. Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Воспитательные: воспитание потребности в систематических занятиях; повышение эффективности воспитательной деятельности и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей. 7 формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность, общительность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, ответственность в поступках, скромность, коллективизм. Развивающие: развитие способности передавать посредством танца определенное эмоциональное состояние; содействие правильному физическому развитию организма: выработке правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц; развитие внутренней собранности, концентрации, внимания. Обучающие: приобщение обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей возникновения и развития классического танца; ознакомление с основами музыкальной грамоты; поэтапное овладение классическим экзерсисом, воспитывающим адекватное восприятие красоты движений; знакомство с историей развития классического танца; формирование устойчивого интереса к классическому танцу как основе хореографического искусства в целом. овладение терминологией проученных движений. Программа рассчитана на 6 летобучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства хореографии, его законов, углублением знаний и осмыслением своего существования в мире творчества. Календарный учебный график Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные Зимние дни каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. Промежуточн ая/итоговая аттестация 10.05. - 30.05. Летние каникулы 01.06. 31.08. Учебный план Итого в неделю Итого в год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 4 144 4 144 4 144 4 144 4 144 4 144 8 Всего часов по программме 864 Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» составляет 864 часа. Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по технике безопасности. Учебный (тематический) план 3 и 4 годы обучения (7-8 лет) № 1. 2. 3. Кол-во часов 3 год Название темы Классический танец - особенности и специфика. Гигиена тела, внешний вид, занимающихся хореографией Работа над выворотностью Работа над мышцами спины и живота Всего Теория 3 3 Кол-во часов 4 год Практика Всего Теория 3 3 Практика Формы аттестации/ контроля Фронтальный опрос 8 8 8 8 Контрольные упражнения 8 8 8 8 Контрольные упражнения 4. Растяжки 8 8 8 8 5. Упражнения стоя 6 6 6 6 6. Совершенствование подвижности суставов рук и ног 6 6 6 6 7. Упражнения у станка 39 39 39 39 8. Упражнения на середине 14 14 12 12 9. Учебные комбинации у станка и на середине 22 22 18 18 10. Allegro 12 12 18 18 11. Учебные 12 12 9 Контрольные упражнения Контрольные упражнения Контрольные упражнения Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное № Кол-во часов 3 год Название темы Всего Теория Кол-во часов 4 год Практика Всего Теория Практика комбинации по кругу и диагоналям 11. 12. Epaulement. Позы классического танца Подготовка и проведение открытых занятий Всего: 6 144 3 12 12 6 6 6 141 144 3 Формы аттестации/ контроля исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Открытое занятие 141 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание 3 и 4 годы обучения (7-8 лет) Тема 1. Классический танец - особенности и специфика. Гигиена тела, внешний вид, занимающихся хореографией. Теория: Уход за телом до и после занятий. Балетная форма для занятий классическим танцем, ее гигиена. Классический танец - особенности и специфика. Отличие классического танца от других видов танца, его связь с народной хореографией. Истоки и терминология. Тема 2. Работа над выворотностью Практика: Совершенствование работы над выворотностью сидя, лёжа на спине (открывая прямые ноги до пола), лёжа на животе –«бабочка», стоя позиции ног. Выворотность в тазобедренном суставе, а так же в голеностопе. Тема 3. Работа над мышцами спины и живота Практика: Усложняем упражнения для укрепления мышц спины, для гибкости позвоночника –«мостики»: с продвижением, на локтях. Упражнения для пресса - сила и мастерство, упражнения для снятия напряжённости позвоночника. Тема 4. Растяжки Практика: Все виды шпагатов с наклонами корпуса. Растяжки на станке. Растяжки рукой поднимая ногу. Комбинации: переход из шпагата в шпагат. Тема 5. Упражнения стоя Практика: Понятие «подтянутого» корпуса, положения головы, повороты, наклоны, вращения, упражнения для плечевого пояса, упражнения на гибкость (наклоны, перегибы, скручивания корпуса). Тема 6. Совершенствование подвижности суставов рук и ног Практика: Совершенствование и закрепление подвижности тазобедренного, коленного и голеностопного суставов ног. Владеть телом трудно, поэтому необходим урок, чтобы поддерживать хорошую форму. 10 Тема 7. Упражнения у станка Практика: Основная задача - постановка корпуса на простейших упражнениях классического тренажа. Изучение позиций рук, ног, поворотов и наклонов головы, упражнений классического тренажа. Знакомство с терминологией новых движений, их перевод. - battementtendu из 1,5 позиций; - demiplie по всем позициям (кроме 4); - battement tendu jete из1,5 позиций; - passe par terre; - demi u rond de jambe par terre (endehors u en dedans); - coudepied основное и сзади; - перегибы корпуса по 1 позиции; - battementfrappe носком в пол; - battement releve lent на 45. Тема 8. Упражнения на середине Практика: По мере усвоения упражнения, проученные у станка, переносятся на середину зала. Движения исполняются в том же темпе, что и у станка. - постановка корпуса по всем позициям (кроме 4); - позиции рук и ног; - повороты и наклоны головы; - подготовительные и 1 portdebras. Тема 9. Учебные комбинации у станка и на середине Практика: Построение учебных комбинаций происходит на простейших сочетаниях упражнений классического танца. Все проученные движения комбинируются с portdebras, с поворотами и наклонами головы, с demiplie. Тема 10. Allegro Практика: В первый год, из-за неподготовленности двигательного аппарата, прыжки исполняются по свободным позициям. - с затяжкой; - с разножкой; - с поджатыми ногами; - прыжки на одной ноге; - со скрещиванием ног; - различные комбинации прыжков. На втором году начинается изучение классических прыжков. - tempslevesauteпо1,2,5позициям; - chanjement de pieds; - pasechappe на 2 позицию (с переменой и без перемены ног). Тема 11. Учебные комбинации по кругу и диагоналям (3 год обучения) Практика: - марш по кругу с убыстрением и замедлением темпа; - сочетание маршей (с высоким коленом, с натянутой ногой и др.); - изучение правой и левой диагоналей; - движения и комбинации по диагоналям (подскоки, прыжки, марш и т.д.). 11 Особое внимание при изучении диагоналей уделяется исполнению начала и конца комбинации. Тема 11. Epaulement. Позы классического танца (4 год обучения) Практика: - точкикласса; - epaulementcroise; - 1 и 2 port de bras; - позы croise носком в пол. Тема 13. Подготовка и проведение открытых занятий Практика: - exercice у станка; - exercice на середине; - учебные комбинации на середине; - учебные комбинации по диагоналям. 12 Учебный (тематический) план 5 и 6 годы обучения (9-10 лет) № Кол-во часов 5 год Название темы Кол-во часов 6 год Всего Теория 1. Расширяем горизонт знаний по хореографии 4 4 2. Упражнения у станка 40 40 40 40 3. Упражнения на середине 20 20 20 20 4. 5. Учебные комбинации у станка и на середине Позы классического танца 16 Практика 16 Всего Теория 4 4 16 Практика Фронтальный опрос 16 16 16 16 16 6. Аllegro 24 24 24 24 7. Танцевальные движения и комбинации 12 12 12 12 8. Танцевальные этюды 12 12 12 12 Всего: 144 140 144 4 4 Формы аттестации/ контроля Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций 140 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание 5 и 6 годы обучения (9-10 лет) Тема 1. Расширяем горизонт знаний по хореографии. Теория: Классический танец - одна из сложнейших форм танцевальной культуры. Экзерсис-комплекс упражнений, отличающихся логикой и целесообразностью построения. Выработка хореографической формы, развитие выворотности, гибкости, пластичности, танцевального шага, прыжка посредством элементов экзерсиса. Детский балетный театр «Щелкунчик», его репертуар. Тема 2.Упражнения у станка Практика: Повторение пройденных движений в увеличенном количестве и в более быстром темпе. Знакомство с терминологией новых движений и их изучение. 13 - releve на пoлупальцы по 1, 2, 5 позициям; - grand plie по 1,2,5 позициям; - battement tendu pour le pied по 2 позиции; - battement tendu jete pique по 1, 5 поз.; - tempsreleve par terre( en dedans u endehors) - battement frappe и double battement frappe; - cou de pied условное; - battement fondu; - battementreleve lent; - battement developpe всторону; - grand battement jete u grand battement jete pique. Тема 3.Упражнения на середине Практика: Упражнения, проученные у станка, переносятся на середину зала. Повторение ранее выученных движений в более быстром темпе. Изучение терминологии новых движений. Тема 4. Учебные комбинации у станка и на середине Практика: Учебным комбинациям уделяется больше внимания, они становятся более сложными по координации. Проученные движения комбинируются между собой, с portdebras, с plie, с releve. Тема 5. Позы классического танца Практика: Начинается работа над элементарными навыками танцевальности и выразительностью поз классического танца. - позы croisse и effasse вперед и назад; - 1,2, 3 arabesques; - сочетание выученных поз. Тема 6. Allegro Практика: Совершенствуются ранее выученные прыжки. Маленькие прыжки исполняются на – затакт. Начинается изучение средних прыжков. - маленькие прыжки на –и-; - pasassemble в сторону; - sissonne simple; - sissonne simple с assemble; - pasjete в сторону; - учебные комбинации маленьких и средних прыжков. Тема 7. Танцевальные движения и комбинации Практика: Начинается изучение танцевальных движений, которые воспитывают координацию и помогают развитию танцевальности. - tempslie вперед и назад; - tempslie с перегибом корпуса; - pasdebourree с переменой и без перемены ног; - pasbalance. Тема 8.Танцевальные этюды Практика: На основе выученных движений разучиваются развернутые этюды для развития танцевальности и техники. 14 Учебный (тематический) план 7 и 8 года обучения (11-12 лет) № Кол-во часов 7 год Название темы Кол-во часов 8 год Всего Теория Практика Всего Теория Практика 1. Расширяем горизонт знаний по хореографии 4 2 2 4 2 2 2. Упражнения у станка 32 32 32 32 3. Упражнения на середине 20 20 20 20 4. 5. 6. 7. 8. Учебные комбинации у станка и на середине Позы классического танца Аllegro Танцевальные движения и комбинации Танцевальные этюды Всего: 20 20 20 20 12 12 12 12 28 28 28 28 16 16 16 16 12 12 12 12 142 144 144 2 2 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 15 142 Формы аттестации/ контроля Фронтальный опрос Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольное исполнение этюдов и комбинаций Контрольные упражнения Содержание 7 и 8 года обучения (11-12 лет) Тема 1. Расширяем горизонт знаний по хореографии Теория:Театры оперы и балета России. Выдающиеся балерины: Анна Павлова, Галина Уланова, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая и т.д. Практика:Посещение и обсуждение балетных спектаклей оперного театра. Тема 2. Упражнения у станка Практика: Экзерсис у палки повторяет и развивает упражнения предыдущего года, увеличивается нагрузка и ускоряется темп исполнения упражнений, что ведет к развитию техники. Наряду с этим проучиваются новые, более сложные по координации и выносливости движения. - petitbatemen; - rond de jamb en l airs( en dedans, endehor); - double fondu; - batemensoutenu; - rond de jambe par terreнаplie( en dedans, endehor); - port des bras сrond de jamb par terreнаplie; - полуповорот из 5 позиции; - pliereleve; - pliereleve c demi ronde; - batemendeveloppe passé; - demirond de jamb на 90; - batementdeveloppeplie. Тема 3. Упражнения на середине Практика: По мере усвоения упражнения, выученные у палки, переносятся на середину зала, сохраняя туже последовательность, что и у станка. Повторение ранее выученных движений в более быстром темпе. Тема 4. Учебные комбинации у станка и на середине Практика: Учебные комбинации становятся более сложные по построению и координации за счет усложнения танцевальной лексики. Многие комбинации исполняются на epolementcroissee. Тема 5. Позы классического танца Практика: Продолжается работа над выразительностью поз, над их содержанием. Проучиваются новые позы: - позы ecarte вперед и назад; - поза attitudescroisse; - поза attitudesefface. В exercis на середине вводится «маленькое adajio», которое включает в себя переходы из позы в позу, танцевальные элементы и portdebras. Тема 6. Аllegro Практика: Совершенствуются ранее выученные прыжки и проучиваются новые. Происходит разделение на маленькие, средние и большие прыжки по темпу музыки и приемам прыжков. - grand u petit changemant; 16 - grand u petit echappe; - pasechappeна 4 позицию; - double assemble; - pasglissade с переменой ног и без перемены ног; - pasassemble в позах; - pasechappe на одну ногу; - сценический sissonne на 1,2 arabesques; - сценический sissonne c pas balance; - sissonnefermee на 45. Тема 7. Танцевальные движения и комбинации Практика: Развиваются полученные ранее навыки танцевальности. Проучиваются новые движения, которые комбинируются с ранее пройденными движениями и включаются в комбинации адажио. - 4 port de bras; - tempslieсперегибомкорпуса; - pasdebourree без перемены ног; - pas de bourreeвпозахeffasse u croisse; - pas вальса; - танцевальные комбинации и этюды. Тема 8. Подготовительные упражнения к турам, туры Практика: Начинается изучение туров на месте, по кругу, по диагоналям. - подготовительные упражнения для тура endedans из 5 позиции; - подготовительные упражнения для тура еndehors из 5 позиции; - подготовительные упражнения к турам endedans и endehors со 2 позиции; - тур еndedans из 5 позиции;- тур pique по диагонали. 17 Планируемые результаты реализации программы: Выпускники данной программы должны быть компетентны в следующем: Предметные результаты: - история развития хореографического искусства; - профессиональные хореографические коллективы города и страны; - терминология экзерсиса классического танца; - правила гигиены сценического костюма; - правила сценического поведения. - освоение знаний, умений, навыков классического танца: экзерсиса, танцевальных элементов и танцевальных этюдов; - знание терминологии классического танца. Метапредметные результаты: - умение различать сложные музыкальные ритмы и динамические оттенки в музыке; - выразительное, образное исполнение движения; - умение самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку; - самостоятельное исполнение законченных танцевальных комбинаций и этюдов; - умение создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста; - умение применять на практике правила личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности; - умение использовать полученные знания в сценической деятельности; - оценка полученного результата. Личностные результаты: - сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному творчеству; - понимание необходимости продуктивного проведения своего досуга и умение организовывать свое свободное время; - понимание необходимости конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; умение позитивного общения в группе; - позитивное отношение к своему здоровью; - владение правилами поведения в экстремальных ситуациях; - умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия. - сформированные личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплина, выносливость и т.д.); - сформированная мотивация к учебной деятельности. 18 Организационно-педагогические условия. Материально-техническое обеспечение: 1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум); 2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок); 3. Фортепиано; 4. Баян; 5. Медиатека (танцевальная музыка); 6. Компьютер; 7. Принтер. Кадровое обеспечение: 1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. 2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано возрастными особенностями детей. Режим занятости: 100% занятий. Методические материалы: 1. Нотно-методическая литература; 2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности; 3. Видеотека; 4. Альбомы фотографий; 5. Справочная литература; 6. Фонотека; 7. Технологические карты учебных занятий; 8. Контрольно-оценочные тесты; 9. Программа педагогического мониторинга результативности освоениядополнительных образовательных программ. 19 Формы контроля и оценочные материалы. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: контрольное исполнение этюдов и комбинаций; фронтальный опрос; контрольные упражнения; открытое занятие; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися программы разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране.Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Общие критерии оценивания результатов: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень сформированности таких качеств, как ответственность, познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение взаимодействовать в группе. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Итоговая аттестация. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий. Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации образовательной организации, руководители структурных подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. 20 Критериями оценки результатов обучения служит также освоение программы по годам обучения (см. Приложение), успешное участие в фестивалях и конкурсах, создание стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и коллективизма. Для систематизации сведений об освоении программы каждым отдельным обучающимся используются следующие оценочные материалы: Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2); Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приложение 3). 21 Аннотация. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет, рассчитана на 6 лет обучения с постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства классического танца, его законов, нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, на осознание ребенком себя значимой личностью, неотъемлемой частью коллектива. Целью программы является развитие творческих способностей детей в процессе формирования культуры личности посредством классического танца. Постигая классический танец, дети учатся танцевать всем телом, добиваются гармоничности движений. Логика развития классических упражнений, обучение детей от простого к сложному, взаимосвязь движений расширяют диапазон выразительности, придают образность танцу и образности подчиняют всю технологию движений. Педагогической основой концертной деятельности ансамбля являются духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование их эстетического вкуса, знакомство с хореографической культурой других стран и пропаганда национального искусства, а в целом – повышение культурного уровня обучающихся. Занятия хореографическим искусством помогают организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получают богатый опыт совместной деятельности, учатся жить и работать в коллективе, познавать себя и окружающий мир. 22 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Список использованной литературы 1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. 2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. 3. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981. 4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993. 5. Боголюбская А.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983. 6. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. 8. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001. 9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. 10. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. 11. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. 12. Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963. 13. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1986. 14. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.: ЛГИК, 1980. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001. 16. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2003. 17. Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами хореографии. – Челябинск, 1993. 18. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. 19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003 Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей: 1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис – пресс, 2000 – 266 с. 2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41 3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с. 4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 2009 – 346 с. 23 Интернет-ресурсы: 1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги, статьи, публикации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru 2. Материалы из свободной энциклопедии: классический танец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru 3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://dance-composition.ru 24 Сведения об авторе Галишева Елена Михайловна Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность – педагог дополнительного образования; Квалификационная категория – высшая Телефон рабочий: 371-07-13 25 Приложение № 1 Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программ « Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» Теоретическая подготовка № Ф.И . Год обу чен ия Соответствие теоретических знаний программным требованиям Владение спец. терминоло гией Практическая подготовка Хореог. шаг Координаци я движений Освоение экзерсиса Исполнител ьское мастерство Музыкал ьность 1. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . 13 . 13 . 14 . 15 . 16 . Педагог: ________________________ Учебный год ___________________ Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий 26 Приложение № 2 Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы « Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» № Фамилия, имя ребенка Основы хореографической пластики гибкость растянутость сила Хореографическая память Исполнительское мастерство Работоспособность 1. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 13. 14. 15. 16. Педагог: ________________________ Учебный год ___________________ Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий 27 Приложение № 3 Мониторинг развития ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень». ________________________________________________________________________________ педагог, ребенок, год обучения № критерии Основы хореографической пластики Сила Растянутость Гибкость Усвоение танцевальных движений Хореографическая память Исполнительское мастерство Работоспособность Музыкальность уровень Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно высокий Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 1 Ф.И. обучающегося: С. Настя Данные динамики творческого потенциала обучающихся (оценивание проводится по 10-бальной шкале) № 1. 2. 3. критерии Экзерсис на середине, по кругу и на коврах Разучивание танцевальных комбинаций и этюдов Выразительность исполнения ИТОГО: 3010 6 3011 7 3013 9 6 7 9 7 19 8 33 9 37 Оценочная шкала: «-» - критерий отсутствует 1-3 – критерий формально присутствует 3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов 5-6 – критерий проявляется часто 7-8 – критерий проявляется почти всегда 9-10 – критерий проявляется в полном объеме 28 Карта индивидуального развития обучающегося - Форма 2 Ф.И. обучающегося: П. Леонид Роль танца в жизни обучающегося. (самооценка проводится по 10-бальной шкале) № критерии Октябрь 3011 1. 2. 3. 4. 5. Помогает в учебе Мешает в учебе Развивает способности Помогает познавать страну, мир Раскрепощает, делает более уверенным ИТОГО: 10 9 6 9 Май 3013 10 10 8 10 34 38 Оценочная шкала: «-» - критерий отсутствует 1-3 – критерий формально присутствует 3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов 5-6 – критерий проявляется часто 7-8 – критерий проявляется почти всегда 9-10 – критерий проявляется в полном объеме. 29