Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень

Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей 7-12 лет, срок реализации – 6лет,
художественная направленность
3-8 года обучения в Ансамбле танца «Детство»

Авторы-составители:
Гуслева Алина Григорьевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Петрашень Олеся Евгеньевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия
для психического, физического и эстетического развития, для развития
творческих способностей детей и формирования основных принципов
здоровьесбережения. Хореографическое искусство учит детей красоте и
выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу,
выносливость, ловкость. В свою очередь сильное, красивое тело способствует
формированию духовно-сильного и красивого человека. Знакомство с
богатством танцевального творчества народов, элементы которого органично
включены в современную хореографическую культуру, служит действенным
средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают
организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и
удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся
получают богатый опыт совместной деятельности, общения (а общение, как
известно, - ведущий вид взаимодействия людей и один из компонентов
здорового образа жизни), учатся жить и работать в коллективе, познавать себя и
окружающий мир.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы –
художественная.
Данная программа входит в комплекс программ, реализуемых в Ансамбле
танца «Детство».
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
2

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г.
N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение
о
порядке
применения
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Акутуальность определяется запросом со стороны детей и их родителей на
программы художественно-эстетического развития школьников. Занятия детей
хореографией способствуют не только формированию у обучающихся
хореографических навыков и умений, но и развитию творческого мышления и
стремления к изучению нового. Занятия по данной программе планируются с
учётом психологических и физиологических особенностей детей младшего
школьного возраста.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
3

интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень» направлена на
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень»
ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления
стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 20162030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской
области, что реализуется через создание условий для развития творческого
потенциала населения.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой
и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Предлагаемая программа разработана педагогами хореографического
ансамбля «Детство», существующего с 1990 года. Её особенностью является
узкая возрастная направленность (7-12 лет), а также комплесное изучение
элементов, присущих не только русской народной хореографии, но и
танцевальному наследию стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того,
одной из целей образовательной программы является общекультурное развитие
обучающихся. На данном этапе они начинают изучать историю народного
музыкального и хореографического искусства, знакомятся с творчеством
профессиональных коллективов. Интегрированные занятия, объединяющие
теорию и практику, способствуют разностороннему эстетическому и
физическому развитиюобучающихся.
Педагогическая целесообразность программы «Ансамбль танца
«Детство». Народный танец. 2 ступень» определена тем, ориентирует каждого
воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Программа
нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, на осознание
ребенком себя значимой личностью, неотъемлемой частью коллектива.
4

Программа построена таким образом, что материал, изученный на
Стартовом уровне (программа «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1
ступень»), повторяется, углубляется и расширяется.
В основе программы лежат педагогические принципы:
 развивающего и творческого образования и воспитания;
 коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности;
 личностно-ориентированного подходаподхода;
 непрерывности и систематичности воспитания и обучения;
 преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и
элементарных движений.
Адресат общеразвивающей программы: дети 7-12 лет, освоившие
программу Стартового уровня «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1
ступень», либо имеющие соответствующий набор компетенций.
Возрастные особенности обучающихся
В этом возрасте у ребенка обычно «начинает формироваться потребность
в достижении успехов»1. Дети уже вполне понимают, что дефицит
способностей может быть компенсирован приложением усилий, осознают то,
что оценивают и хвалят не столько за способности, сколько за прилагаемое
старание. И это становится большим стимулом для самосовершенствования и
надежной мотивационной основой для самовоспитания в коллективе.
На данном уровне необходимо продолжать активную деятельность по
развитию осанки и равновесия. Учитывая, что дети не могут долго стоять
прямо, важно постепенно и последовательно вырабатывать позу
прямостоянияза счёт выполнения различных упражнений.
Для развития чувства танцевального движения следует последовательно
развивать различные виды координации, которые осваиваются на основе
комбинации движений народно-сценического танца.
Обучающимся предоставляется возможность перехода с одной программы
на другую по степени накопления знаний, умений и навыков. Необходимо
отметить, что на данном уровне все дети принимают участие в концертной
деятельности ансамбля без проведения предварительного отбора.
На занятиях народно-сценическим танцем дети овладевают танцевальной
техникой: гибкостью и подвижностью корпуса, четкостью и красотой рисунка
рук, остротой движений ног, точностью позиций, техникой вращения,
продолжается работа над музыкальностью и актерской выразительностью, над
умением передать в пластической форме национальный колорит.
Необходимо отметить, что привлечение обучающихся к народному
творчеству, ознакомление с народной культурой имеют огромное
воспитательное значение. Обращение к сокровищнице русского танца
плодотворно влияет на развитие интеллекта, обогащает нравственно,
способствует формированию сознания и национального самосознания личности

1

Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999.
5

ребенка, побуждает его осознать себя носителем и хранителем русской
культуры.
Истинным стимулом человеческой деятельности вообще, а детской тем
более, является завтрашняя радость. Этой радостью в ансамбле является
концертная
деятельность,
способствующая
сплочению
коллектива,
позволяющая более глубоко изучить особенности обучающихся, создающая
условия для реализации творческого потенциала.
Педагогической основой концертной деятельности ансамбля являются
духовно-нравственное
воспитание
обучающихся,
формирование
их
эстетического вкуса, знакомство с хореографической культурой других стран и
пропаганда национального искусства, а в целом – повышение культурного
уровня обучающихся.
Особенностью проведения занятий в Ансамбле танца «Детство» является
то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На одном
занятии может идти изучение элементов классического и народного танцев,
одновременно идет музыкальное развитие и музыкальное воспитание,
решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим,
занятия в ансамбле проходят в интегрированной форме, объединяющей
теоретический и практический материал разных программ, реализуемых в
коллективе.
Особенно внимательно педагогу следует относиться к выбору репертуара
и манере исполнения, более активно влиять на развитие художественного вкуса
и творческих способностей обучающихся.
На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень»
принимаются дети, прошедшие обучение по программе Стартового уровня
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 1 ступень» (возраст 5-6 лет, срок
реализации 2 года), а также дети с соответствующими компетенциями, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией.
Количество обучающихся в группах: обучение осуществляется в группах от 10
до 18 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий
Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и
длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека
медленно поддаются эволюции, поэтому занятия в каждом разделе необходимо
проводить в следующем режиме:
3 год обучения (продолжительность занятия 30 минут): по 1,5 часа 2 раза в
неделю либо 1 час 3 раза в неделю.
Итого в неделю: 3 часа; итого в год: 108 часов.
4-8 годаобучения (продолжительность занятия 45 минут): по 2 часа 2 раза в
неделю.
Итого в неделю: 4 часа; итого в год: 144 часа.
Перерыв между занятиями составляет 10 минут, продолжительность
занятия – 45 минут.
6

Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2
ступень» составляет 828 часов. 1 год обучения -108 часов, 2-6 года обучения –
144 часа.
Срок освоения программы:216 недель, 54 месяца, 6 лет.
Уровень программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень» построена в
соответствии с базовым уровнем сложности – используются и реализуются
такие формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
Обучение в рамках данного творческого объединения происходит
непрерывно в течение 12 лет – в случае полного успешного освоения материала
программы одного уровня обучающийся переходит на следующий. Поскольку
данная программа соответствует базовому уровню, первый год обучения по ней
соответствует третьему году обучения в Ансамбле.
Методы обучения:
 словесный метод (беседа, объяснение);
 наглядный метод (показ движений, работа по образцу)
 практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы:
 групповая;
 индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный
материал или отстающих);
 коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций
Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько
возрастных групп).
Виды занятий:
 практические занятия;
 беседы;
 самостоятельная работа;
 контрольные занятия;
 участие в концертах;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Результативность программы определяется на основе педагогического
наблюдения и анализа.
Эффективными
средствами
реализации
программы
являются
использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и
дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной,
7

научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб
в различных форматах.
Формы подведения итогов реализации программы: практическое
занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и
конкурсах.
Работа с родителями
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что
обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в
жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники ансамбля. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, становятся активными
организаторами и участниками мероприятий внутри ансамбля.
В течение года предусматривается проведение родительских собраний,
индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи ребёнка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – развитие творческих способностей детей в процессе
формирования культуры личности посредством хореографического искусства.
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы:
Воспитательные:
 повышение эффективности воспитательной деятельности и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей;
 формирование у обучающихся таких ценных качеств, честность, чувство
собственного достоинства, ответственность в поступках, скромность,
самокритичность;
 воспитание потребности в систематических занятиях.
Развивающие:
 содействие правильному физическому развитию организма: выработке
правильной и красивой осанки, укреплению всех групп мышц;
 формирование устойчивого интереса к народной культуре;
 развитие внутренней собранности, концентрации, внимания;
 формирование у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность,
общительность, трудолюбие, коллективизм;
Обучающие:
 приобщение обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с
историей возникновения и развития танца;
 ознакомление с основами музыкальной грамоты;
 поэтапное овладение народным экзерсисом, воспитывающим адекватное
восприятие красоты движений;
8

 знакомство с историей развития народного танца;
 развитие способности передавать посредством танца
эмоциональное состояние;
 овладение терминологией проученных движений;
 закрепление полученных навыков в концертной деятельности.

определенное

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

31.12. 08.01.

Летние
каникулы
01.06. 31.08.

Содержание общеразвивающей программы.
Учебный план

Итого в неделю
Итого в год

3
год

4
год

5
год

6
год

7
год

8
год

3
108

4
144

4
144

4
144

4
144

4
144

Всего часов
по
программме

828

Общий
объём
часов
по
дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2
ступень» составляет 828 часов.
Тема первого организационного занятия каждого года обучения:
Инструктаж по безопасному поведению.
Знакомство с Инструкциями по технике безопасности.

9

Учебный (тематический) план
3 и 4 годы обучения (7-8 лет)
№

Название темы

1.

Народный танец и
его особенности.
Образность
терминологии
народного танца.

2.

Связь народного
танца с музыкой

3.
4.
5.

Поклоны, пор де
бра в характере
русского танца
Ходы в русском
танце
Полька в характере
белорусского танца

Подготовка к
вращениям
Подготовка к
7.
присядкам и
хлопушкам
Положения
танцующих в паре и
танцевальные
8. этюды в характере
русского и
белорусского
танцев
Всего:
6.

Кол-во часов
3 год

Кол-во часов
4 год

Всег
о

Теор
ия

Прак
тика

Всег
о

Теор
ия

Прак
тика

Формы аттестации/
контроля

4

2

2

4

2

2

Фронтальный опрос
Контрольное
исполнение этюдов и
комбинаций
Контрольное
исполнение этюдов и
комбинаций
Контрольные
упражнения
Контрольное
исполнение этюдов и
комбинаций
Контрольные
упражнения

2

2

2

2

6

6

6

6

14

14

16

16

24

24

32

32

12

12

16

16

12

12

16

16

Контрольные
упражнения

34

34

52

52

Контрольное занятие

106

144

108

2

2

142

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.

10

Содержание курса
3 и 4 годы обучения (7-8 лет)
Тема 1. Народно-сценический танец и его особенности. Образность
терминологии народного танца.
Теория: Образность терминологии народного танца. Все народы танцуют в
радости, в печали, в восторге.
Практика: построение и воспроизведение ассоциаций,«припадание –
припадаю», «ковырялочка – ковыряю», «моталочка – мотаю» и т.д.
Тема 2. Связь народного танца с музыкой
Практика: Соответствие движений темпу, ритму, характеру музыки.
Тема 3. Поклоны, пор де бра в характере русского танца
Практика: Разнообразие поклонов в русском танце, их значение. Различные
положения рук в русском танце и переходы из одного положения в другое.
Тема 4. Ходы в русском танце
Практика: Переменный ход, тройной ход, ход с каблука, простой дробный
ход, припадание, гармошка.
Тема 5. Полька в характере белорусского танца
Практика: Изучение движений польки, па де баска, галопа, подскоков,
соскоков в характере белорусского танца.
Тема 6. Подготовка к вращениям
Практика: Проучивание медленного и резкого поворотов головы, это же в
поворотах на притопах по четвертям, по половинкам и полный поворот.
Поворот скоком на полупальцах двух ног, поворот на тройных соскоках.
Тема 7. Подготовка к присядкам и хлопушкам
Практика: «Мячик» в различных ритмических комбинациях. Простые
фиксированные и скользящие хлопки в ладони, по бёдрам, по груди и ногам.
Тема 8. Положения танцующих в паре и танцевальные этюды в характере
русского и белорусского танцев
Практика: Различные положения рук в парах (за руки; руки накрест; правая
рука мальчика у девочки на талии, левые руки соединены; положение лицом
друг к другу – у мальчика руки на талии у девочки, у девочки руки на плечах у
мальчика; положение «кренделёк» под правые или под левые руки и т.д.).
Комбинации и этюды в характере изучаемых танцев.

11

Учебный (тематический) план
5 и 6 годы обучения (9-10 лет)
№
1.
2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.

Название
темы
Природа танца
и его виды
Народный
экзерсис на
середине зала
Движения и
рисунки
русского
народного
танца
Движения и
рисунки
белорусского
танца
Вращения
Присядки и
хлопушки
Знакомство с
лексикой
украинских и
итальянских
танцев
Танцевальные
этюды
Всего:

Кол-во часов
5 год
Всего

Теория

4

4

30

Кол-во часов
6 год

Практика

30

16

Всего

Теория

4

4

30

16

16

Практика

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос

30

Контрольные
упражнения

16

Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций
Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций
Контрольное
занятие
Контрольные
упражнения

10

10

10

10

16

16

16

16

16

16

16

16

22

22

22

22

Контрольные
упражнения

30

30

30

30

Контрольные
упражнения

140

144

144

4

4

140

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.

12

Содержание курса
5 и 6 годы обучения (9-10 лет)
Тема 1. Природа танца и его виды
Теория: Танец - самостоятельный вид искусства. Специфика содержания и
самобытность танцевальной формы. Условность танца, отличие его от
пантомимы. Виды танца: народный, классический, бальный, современный и др.
Взаимосвязь отдельных видов. Основополагающая роль народного танца. Виды
народного танца: фольклорный, академический, народно-сценический,
стилизованный народный танец.
Тема 2. Народный экзерсис на середине зала
Практика: Назначение народного экзерсиса. Отличие народного экзерсиса
от классического. Постановка корпуса, рук, ног, головы в народном характере.
Препарасьон в народном танце. Позиции ног и переводы ног из позиции в
позицию. Позиции и положения рук, различные пор де бра в определённом
характере, перегибы корпуса.
Тема 3. Движения и рисунки русского народного танца
Практика: Развитие русского танца тесно связано с историей народа, с его
бытом и обычаями. Медленные плавные хороводы, лихие переплясы,
величавость девичьей пляски, стремительность и удаль мужской пляски
требуют большой работы по изучению каждого движения. Изучая простые
движения и переходя к более сложным, обращаем всё время на характер и
манеру исполнения. Изучаем различные ходы, тренеруем простые дроби, учим
подготовку к «верёвочке», «моталочке», «ковырялочке», «молоточке». Изучаем
поклоны русского танца. Изучаем рисунки русского танца: круги, звёздочки,
шеен и другие.
Тема 4. Движения и рисунки белорусского танца
Практика: Специфика и самобытность манеры исполнения белорусского
танца. Характер исполнения движений, положений и движения рук танцующих.
Основные движения белорусских танцев.
Тема 5. Вращения
Практика: Учимся вращаться вокруг себя на месте. Подготовка к вращениям
с продвижением по прямой, по диагонали, на простых шагах с подъёмом
колена, затем с подскоком. Проучиваем подготовку к началу вращения и
остановку.
Тема 6. Присядки и хлопушки
Практика: Изучаем подготовки к хлопушкам: шаг с хлопком под брошенной
вперёд ногой, переступания ногами и хлопки руками поочерёдно. Пробуем
простейшие хлопушки, изучаем присядки в характере русского и белорусского
танцев. Комбинации простых хлопушек и присядок. Украинские присядки
«ползунок», «метёлочка», «подсечка».
Тема 7. Знакомство с лексикой украинских и итальянских танцев
Практика: Зачем мы изучаем хореографию других народностей? Специфика
исполнения лексики украинского и итальянского танцев. Разучивание
положений рук соло, положения рук в парном танце.
13

Движения украинского танца: «бегунец», «тынок», «обертас», «дорожка»
(припадание), «дорожка-плетень», «верёвочка», «вихилясник», «голубцы».
Исполнение движений в чистом виде, а затем в комбинации.
Движения итальянского танца: перескоки с ноги на ногу, танцевальный бег
(с откидыванием ног назад, с выносом ног вперёд), вращения, соскоки во
вторую позицию и т.д. Разучивание движений в чистом виде, затем в
комбинациях.
Тема 8. Танцевальные этюды
Практика: Изучаем развёрнутые комбинации для развития танцевальности и
техники. Разучиваем законченные этюды, «заготовки» для танцевальных
номеров.
Учебный (тематический) план
7 и 8 годы обучения (11-12 лет)
№
1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.

8.

Кол-во часов
7 год

Название темы
Хореографу
многое надо знать
Профессиональные
хореографические
коллективы города
Екатеринбурга

Всего

Теория

4

2

Кол-во часов
8 год

Практика

Практика

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

4

4

4

Фронтальный
опрос

2

2

2

Фронтальный
опрос

30

30

30

30

Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

30

30

30

30

Контрольные
упражнения

12

12

12

12

Контрольные
упражнения

16

16

16

16

16

16

16

16

Танцевальные
этюды

34

34

34

34

Всего:

144

138

144

Экзерсис
народного танца на
середине
Усложнённая
лексика русского
танца
Знакомство с
лексикой
молдавского танца
Усложнённые
вращения
Присядки,
хлопушки, трюки

6

6

Содержание курса
7 и 8 годы обучения (11-12 лет)
Тема 1. Хореографу многое надо знать
14

138

Контрольные
упражнения
Контрольное
занятие
Контрольное
исполнение
этюдов и
комбинаций

Теория: Рассказы о балетмейстерах народно-хореографических ансамблей:
Н. Надеждина, П. Вирский, М. Годенко. Исполнительское и педагогическое
хореографическое образование: колледжи культуры, университеты культуры и
т.д.
Тема 2. Профессиональные хореографические коллективы города
Екатеринбурга
Теория: Академический театр музыкальной комедии, Академический
Уральский народный хор, театр «Провинциальные танцы». Просмотр
видеоматериалов, посещение и обсуждение концертных выступлений.
Тема 3. Экзерсис народного танца на середине
Практика: Разминка в различных народных характерах. Усложнение
перевода ног из позиции в позицию. Учим флик-фляк – упражнение с
ненапряжённой стопой, комбинируем с упаданием и переступаниями.
Усложняем большие броски на середине.
Тема 4. Усложнённая лексика русского танца
Практика: Танец – душа народа. Разнообразие русских народных танцев. В
каждом регионе русский танец со свойственной ему лексикой, приёмами,
манерой и стилем исполнения. Развитие танцевального движения за счёт
«подскока», «соскока», «перескока», разнообразных притопов и т.д. Различные
виды «верёвочек» (с переступаниями, с двойными ударами впереди опорной
стопы, двойная верёвочка, с выносом ноги на каблук, с ножницами).
Усложнение ранее изученных движений (синкопированные дробные
движения).
Тема 5. Знакомство с лексикой молдавского танца
Практика: Характеристика народной хореографии Молдавии. Изучение
положения рук просто и в паре. Знакомство с различными ходами молдавского
танца «хоро», «молдовеняска», «жок». Синкопированные движения из танца
«Тэбэкеряска».
Тема 6. Усложнённые вращения
Практика: Вращения с продвижением по прямой, по диагонали, по кругу.
Тема 7. Присядки, хлопушки, трюки
Практика: Комбинации присядок, комбинации хлопушек в различных
характерах. «Подсечка», «ползунок», присядка- разножка, «метёлочка».
Усложнённые хлопушки в сочетании с продвижением по кругу. Подготовка к
«закладкам» и «качалке».
Тема 8. Танцевальные этюды
Практика: Разучивание развёрнутых комбинаций и танцевальных этюдов в
характере танцев, изучаемых в этой возрастной группе. Работа над техникой,
над выразительностью, над танцевальностью.
Планируемые результаты реализации программы
Выпускники данной программы должны быть компетентны в следующем:
Предметные результаты:
15

- основы истории хореографического искусства и традиции ансамбля танца
«Детство»;
- детские хореографические коллективы города;
- терминология партерного экзерсиса и основ народного экзерсиса;
- названия новых танцевальных движений и элементов;
- правила исполнения движений в паре;
- освоение знаний, умений, навыков народного танца: экзерсиса основных
танцевальных элементов;
- организация коллективной работы над хореографическимикомпозицими и
воплощение творческого замысла балетмейстера;
- умение различать простые музыкальные ритмы и динамические оттенки в
музыке;
- использование основных рисунков и направлений в танце;
- согласованное исполнение танцевальных движений в паре и в коллективе;
- выразительное, образное исполнение движения;
- самостоятельное исполнение законченных танцевальных композиций и
танцев;
- умение создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста;
- знание элементарной терминологии народного танца.
Метапредметные результаты:
- сформированная мотивация к учебной деятельности;
- умение использовать полученные знания в сценической деятельности;
- оценка полученного результата;
- умение применять на практике правила личной гигиены, умение заботиться о
собственном здоровье и личной безопасности.
Личностные результаты:
- сформированные личностные качества, необходимые для взаимодействия в
творческом коллективе (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества
и т.д.);
- сопереживание и бережное отношение к партнеру по совместному творчеству;
- понимание необходимости продуктивного проведения своего досуга и умение
организовывать свое свободное время;
- понимание необходимости конструктивного разрешения конфликтных
ситуаций;
- умение позитивного общения в группе;
- позитивное отношение к своему здоровью;
- владение правилами поведения в экстремальных ситуациях;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

16

Организационно-педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение:
1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум);
2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок);
3. Фортепиано;
4. Баян;
5. Медиатека (танцевальная музыка);
6. Компьютер;
7. Принтер;
8. Костюмы для концертных программ.
Кадровое обеспечение:
1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим
образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях
хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
2. Концертмейстеры со средне-специальным или высшим музыкальным
образованием, с высоким уровнем исполнительского мастерства, обладающие
навыком импровизации, чутко откликающиеся на задачи, поставленные
педагогом. Использование труда концертмейстеров оправдано возрастными
особенностями детей. Режим занятости в первые два года обучения: 100%
занятий, далее  70%.
Методические материалы:
1. Нотно-методическая литература;
2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности;
3. Видеотека;
4. Альбомы фотографий;
5. Справочная литература;
6. Фонотека;
7. Технологические карты учебных занятий;
8. Контрольно-оценочные тесты;
9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ;
10. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»,
весенние концерты, а также либретто танцевальных спектаклей и монтажные
карты).

17

Формы контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 контроль выполнения упражнений;
 контрольные упражнения;
 анализ выполнения упражнений;
 открытое занятие;
 контрольное исполнение этюдов и комбинаций;
концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
программы
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать
новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране.Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Общие критерии оценивания результатов:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
 уровень сформированности таких качеств, как ответственность,
познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение
взаимодействовать в группе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с
целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка
и
их
соответствия
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки,
фестивали, конкурсы). Для проведения итоговой аттестации формируется
аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации
фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
18

программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также освоение
программы по годам обучения (см. Приложение), успешное участие в
фестивалях и конкурсах, создание стабильного коллектива, заинтересованность
обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
Для систематизации сведений об освоении программы каждым
отдельным обучающимся используются следующие оценочные материалы:
 Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2);
 Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной
общеобразовательной программы (Приложение 3).

19

Список использованной литературы
1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр
гуманитарного образования, 1996.
2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство.
Ленинградское отделение, 1983.
3. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.
4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993.
5. Боголюбская
А.С. Учебно-воспитательная
работа в
детских
самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983.
6. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:
Союз, 1997.
8. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001.
9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.:
Искусство, 1964.
10.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996.
11.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство,
1981.
12.
Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963.
13.
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.:
Искусство, 1986.
14.
Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. –
Л.: ЛГИК, 1980.
15.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001.
16.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М., 2003.
17.
Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами
хореографии. – Челябинск, 1993.
18.
Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС,
1999.
19.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис –
пресс, 2000 – 266 с.
2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва:
Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41
3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с.
4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и
спорт, 2009 – 346 с.

20

Интернет-ресурсы:
1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги, статьи, публикации)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru
2. Материалы из свободной энциклопедии: народный танец [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru
3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://dance-composition.ru

21

Сведения об авторах
Гуслева Алина Григорьевна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер;
руководитель образцового ансамбля танца «Детство»
Квалификационная категория – высшая
Телефон рабочий: 371-07-13
Петрашень Олеся Евгеньевна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования, балетмейстер;
Квалификационная категория – высшая
Телефон рабочий: 371-07-13

22

Аннотация.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень» ориентирована на
обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет, рассчитана на 6лет обучения с
постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства
народного танца, его законов, углублением знаний и осмыслением своего
существования в мире творчества.
Целью программы является развитие творческих способностей детей в
процессе формирования культуры личности посредством хореографического
искусства.
На занятиях народно-сценическим танцем дети овладевают танцевальной
техникой: гибкостью и подвижностью корпуса, четкостью и красотой рисунка
рук, остротой движений ног, точностью позиций, техникой вращения,
продолжается работа над музыкальностью и актерской выразительностью, над
умением передать в пластической форме национальный колорит.
Большое внимание уделяется постановочной и репетиционной работе.
Она помогает исполнителям найти пути творческого решения замысла
балетмейстера. Репетиционная работа учит детей искусству перевоплощения,
достигаемого тренировкой всего психофизического аппарата танцовщика.
Постановочная и репетиционная работа способствует развитию творческой
инициативы обучающихся, их воображения, умения передавать музыку и
содержание образа движением.
Педагогической основой концертной деятельности ансамбля являются
духовно-нравственное
воспитание
обучающихся,
формирование
их
эстетического вкуса, знакомство с хореографической культурой других стран и
пропаганда национального искусства, а в целом – повышение культурного
уровня обучающихся.

23

Приложение № 1
Мониторинг результатов обучения
ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень».
Теоретическая подготовка
№

Ф.И
.

Год
обу
чен
ия

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

Владение
спец.
терминолог
ией

Практическая подготовка

Ритмично
сть

Координац
ия
движений

Освоение
репертуара

Исполните
льское
мастерство

Музыкальн
ость

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
13
.
13
.
14
.
15
.
16
.

Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

24

Приложение № 2
Мониторинг результатов обучения ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень».
№

Фамилия,
имя
ребенка

Основы хореографической
пластики
гибкость растянутость сила

Хореографическая
память

Исполнительское
мастерство

Работоспособность

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
13.
13.
14.
15.
16.

Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

25

Приложение № 3
Мониторинг развития ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень».

________________________________________________________________________________
педагог, ребенок, год обучения
№
критерии
Основы хореографической пластики
Сила
Растянутость
Гибкость
Усвоение танцевальных движений
Хореографическая память
Исполнительское мастерство
Работоспособность
Музыкальность

уровень

Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно
высокий

Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 1

Ф.И. обучающегося:

С. Настя
Данные динамики творческого потенциала обучающихся
(оценивание проводится по 10-бальной шкале)
№
1.
2.
3.

критерии
Экзерсис на середине, по кругу
Разучивание танцевальных
комбинаций и этюдов
Выразительность исполнения
ИТОГО:

3010
6
6

3011
7
7

3013
9
9

7
19

8
33

9
37

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-12 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме
26

Карта индивидуального развития обучающегося – Форма 2

Ф.И. обучающегося:

П. Леонид
Роль танца в жизни обучающегося.
(самооценка проводится по 10-бальной шкале)
№

критерии

Октябрь 3011

1.
2.
3.
4.
5.

Помогает в учебе
Мешает в учебе
Развивает способности
Помогает познавать страну, мир
Раскрепощает, делает более
уверенным
ИТОГО:

10
9
6
9

Май
3013
10
10
8
10

34

38

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-12 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».