Ансамбль танца «Детство». Современный танец

Ансамбль танца «Детство». Современный танец
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей 11-18 лет, срок реализации – 6 лет,
художественная направленность
7-12 года обучения в Ансамбле танца «Детство»
Автор-составитель:
Сейфуллаева Людмила Атрафовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка.
Занятия хореографическим искусством создают благоприятные условия
для психического, физического и эстетического развития, для развития
творческих способностей детей и профориентации подростков.
Современное хореографическое искусство особый вид пластического,
хореографического языка. Основные принципы его техники базируются на
понимании структуры человеческого тела, координации движения и дыхания,
ощущении гравитации, пространства и времени. Стремительные ритмы,
необычные и сложные положения тела хорошо тренируют выносливость,
вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце, а также развитию у детей
свободы владения своим телом, развитие слуховой, зрительной, мышечной
памяти у исполнителей, так как владение всеми видами памяти содействует
быстрому
усвоению
материала
и
эффективному
приобретению
хореографических способностей. Дети имеют не только потребность, но и
возможность творческой самореализации. В свою очередь сильное, красивое
тело способствует формированию духовно-сильного и красивого человека.
Знакомство с богатством танцевального творчества народов, элементы
которого органично включены в современную хореографическую культуру,
служит
действенным
средством
идейно-эстетического
воспитания
подрастающего поколения.
Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают
организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и
удивительный мир танца, где, кроме эстетического наслаждения, обучающиеся
получают богатый опыт совместной деятельности, решения возникающих
проблем, общения (а общение, как известно, - ведущий вид взаимодействия
людей и один из компонентов здорового образа жизни), учатся жить и работать
с другими людьми, познавать себя и окружающий мир.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы –
художественная.
Данная программа входит в комплекс программ, реализуемых в Ансамбле
танца «Детство».
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
2

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г.
N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение
о
порядке
применения
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы обусловлена текущими тенденциями,
увлечением молодежи музыкально-танцевальными жанрами, необходимостью
3

развития художественного вкуса и понимания обучающимися современного
танцевального искусства, которое воспитывает умение воспринимать и
понимать прекрасное в движении человеческого тела, в совершенстве его
линий и форм, развитии физических, нравственных и волевых качеств.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Ансамбль танца «Детство». Современный танец» направлена на создание
условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации и возможности для самореализации и развития талантов.
Программа «Ансамбль танца «Детство». Современный танец» танца
«Детство» ориентирована на решение одной из основных задач реализации
направления стратегии социально-экономического развития Свердловской
области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей
Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития
творческого потенциала населения.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой
и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Предлагаемая программа разработана
педагогами хореографического ансамбля «Детство», существующего с 1990
года. По ходу освоения программы ребята знакомятся с историей танца, с
ведущими современными исполнителями, слушают музыку, учатся различать
новомодное, сиюминутное и вечное. Кроме прикладных знаний, в этом модуле
учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, направленных
на осознание подростками значения современного искусства и их личного
творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность.
4

Программа предполагает развитие полученных ранее танцевальных
навыков и их актуализацию в контекте новых танцевальных направлений.
В основе программы лежат педагогические принципы:
 развивающего и творческого образования и воспитания;
 коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности;
 личностно-ориентированного подхода;
 непрерывности и систематичности воспитания и обучения.
 Преемственности, предпологающей постепенное усложнение заданий и
элементарных движений.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 11-12 лет по
программам «Ансамбль танца «Детство». Народный танец. 2 ступень»,
«Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень» (7 год обучения и
старше), либо имеющие соответствующий набор компетенций.
Возрастные особенности обучающихся.
Раннее физическое развитие подростков 11-12 лет требует учитывать их
стеснительность, щадить самолюбие, поощряя трудолюбие. Умственное и
физическое развитие обучающихся позволяет педагогу углубить знания об
освоенных движениях; возможно разъяснение законов движений, техники,
музыкальной и танцевальной выразительности. Продолжаем обращать
внимание на формирование осанки, техники исполнения, на воспитание
культуры общения между партнерами.
Особенно внимательно педагогу следует относиться к выбору репертуара
и манере исполнения, более активно влиять на развитие художественного вкуса
и творческих способностей обучающихся.
Отличительной особенностью детей подросткового возраста является их
тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социальнопсихологическая изолированность от взрослых. Однако они очень нуждаются в
помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать. В ансамбле создана
благоприятная возможность для межвозрастного общения детей и взрослых
через совместный труд, что формирует у подростка чувство ответственности.
Педагогическое руководство основано на равноправном, уважительном
отношении и разумной опеке, что полностью исключает деспотическое,
авторитарное управление со стороны взрослого.
В подростковом возрасте сильна тяга к самовоспитанию. Достигнув
возраста 11-12 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями
интеллектуального и личностного самосовершенствования. Занятия в ансамбле
полезны тем, что являются хорошей школой для выработки необходимых
качеств личности.
Мы не преследуем цели обязательно каждого сделать хореографом.
Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие, укрепляли здоровье
обучающихся, улучшали его самочувствие, способствовали развитию
творческих начал личности, что, конечно же, не исключает возможности
впоследствии профессионально заняться хореографией. Заинтересованное,
доброжелательное и деятельное участие педагога в самовоспитании подростка
5

помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные ситуация и
комплексы, характерные для данного возраста. На данном уровне необходимо
продолжать активную деятельность по развитию хореографического
мышления, совершенствование физических данных.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Ансамбль
танца
«Детство».
Современный
танец»
принимаются
дети,обучающиеся по программам «Ансамбль танца «Детство». Народный
танец. 2 ступень», «Ансамбль танца «Детство». Классический танец. 2 ступень»
(7 год обучения и старше), а также дети с соответствующими компетенциями,
не имеющие противопоказания в здоровье для занятий хореографией.
Количество обучающихся в группах: обучение осуществляется в группах от
10 до 18 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий
Статус Ансамбля танца требует строгой систематичности занятий и
длительного учебного цикла, так как мышцы, связки, суставы человека
медленно поддаются эволюции, поэтому занятия по современному танцу
необходимо проводить 2 раза в неделю по 1 и 2 часа соответственно. Перерыв
между занятиями составляет 10 минут, продолжительность занятия – 45 минут.
Итого в неделю:3 часа; итого в год: 108 часов.
Общий объём часов по дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Современный
танец» составляет 648 часов, каждый учебный год – по 108 часов.
Срок освоения программы: 216 недель, 54 месяца, 6 лет.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Современный танец» построена в соответствии с
базовым и продвинутым уровнями сложности – используются и реализуются
такие формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
Впоследствии в программе используются формы организации материала,
обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления
программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания
программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям
в рамках содержательно-тематического направления программы.
Обучение в рамках данного творческого объединения происходит
непрерывно в течение 12 лет – в случае полного успешного освоения материала
программы одного уровня обучающийся переходит на следующий. Данная
программа соответствует базовому и продвинутому уровням, первый год
обучения по ней соответствует седьмому году обучения в Ансамбле.
Методы обучения:
 словесный метод (беседа, объяснение);
6

 наглядный метод (показ движений, работа по образцу)
 практический метод (упражнения, постановки танцев, репетиции).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы:
 групповая;
 индивидуальная (форма необходима для детей, не усвоивших пройденный
материал или отстающих);
 коллективная (такая форма применяется для проведения сводных репетиций
Ансамбля, постановок танцев, где, например, задействовано несколько
возрастных групп).
Виды занятий:
 практические занятия;
 беседы;
 самостоятельная работа;
 контрольные занятия;
 участие в концертах;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Результативность программы определяется на основе педагогического
наблюдения и анализа.
Эффективными
средствами
реализации
программы
являются
использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и
дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной,
научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб
в различных форматах.
Формы подведения итогов реализации программы: практическое
занятие, открытое занятие, отчетные концерты, участие в фестивалях и
конкурсах.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы. Это объясняется тем, что
обучение составляет длительный по времени процесс. Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в
жизни коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники ансамбля.
В течение года предусматривается проведение родительских собраний,
индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно
проследить успехи ребёнка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – развитие и совершенствование потенциала
обучающихся посредством углубленного изучения искусства современного
танца.
7

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы:
Воспитательные:
 формирование у обучающихся таких ценных качеств, как адаптивность,
инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, ответственность в поступках, самокритичность,
коллективизм;
 повышение эффективности воспитательной деятельности и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей.
Развивающие:
 формирование способности к волевым действиям;
 развитие внутренней собранности, концентрации, внимания;
 совершенствование навыков работы в коллективе;
 формирование навыков у детей по представлению результатов собственной
деятельности.
Обучающие:
 овладение терминологией проученных движений современного танца;
 совершенствование основ хореографической пластики;
 поэтапное овладение современным экзерсисом, воспитывающим адекватное
восприятие красоты движений;
 развитие способности передавать посредством танца определенное
эмоциональное состояние;
 формирование устойчивого интереса к историисовременного танца;
 овладение партерной техники, техники падения;
 пробуждение интереса к профессии хореографа.

8

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация
10.05. - 30.05.

31.12. 08.01.

Летние
каникулы
01.06. 31.08.

Содержание общеразвивающей программы.
Учебный план

Итого в неделю
Итого в год

7
год

8
год

9
год

10
год

11
год

12
год

3
108

3
108

3
108

3
108

3
108

3
108

Всего часов
по
программме

648

Общий
объём
часов
по
дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программе «Ансамбль танца «Детство». Современный
танец» составляет 648 часов.
Тема первого организационного занятия каждого года обучения:
Инструктаж по безопасному поведению.
Знакомство с Инструкциями по технике безопасности.

9

Учебный (тематический) план
№
1.
2.

3.
4.

Название темы
История джазмодерн танца.
Разогрев.
Основные
положения рук и
ног.
Упражнения у
станка.
Упражнения на
середине зала.

Всего
4

Кол-во часов
Теория
Практика
4

16

16

Контрольные
упражнения

28

28

20

20

Контрольные
упражнения
Контрольное
исполнение этюдов и
комбинаций
Контрольное
исполнение этюдов и
комбинаций
Контрольное
исполнение этюдов и
комбинаций
Контрольные
упражнения
Просмотр

5.

Кросс.

12

12

6.

Упражнения в
стиле
contemporary.
Простейшие
вращения.
Стрейчинг.
Всего:

12

12

8

8

7.
8.

Формы аттестации/
контроля
Фронтальный опрос

8
108

4

8
104

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание
Тема 1. История джаз-модерн танца.
Теория: Рассказы о возникновении джаз-модерн танца за рубежом и в
России, а также о первых танцовщиках (А. Дункан, М. Грехем и др.) и
балетмейстерах.
Тема 2. Разогрев. Основные положения рук и ног.
Практика: РАЗОГРЕВ. Задача этой части занятия привести двигательный
аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В отличие от классического
тренажа с определенной последовательностью упражнений, в современном
танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала и в
партере (на полу). По функциональным задачам можно выделить четыре
группы упражнений:
- первая группа – это упражнения стрейч-характера, т.е. растяжение, связанные
со статическим напряжением мышц различных частей тела;
- вторая группа упражнений связана с наклонами и поворотами торса. Они
помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы
(именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях
занятия). Эти упражнения эффективнее всего исполнять стоя или в партере;

10

- третья группа связана с разогревом ног. Здесь много заимствований из
классического экзерсиса;
- четвертая группа связана с расслаблением позвоночника.
При сочетании упражнений из всех четырех групп достигается
необходимый разогрев различных групп мышц. Возможна следующая система
разогрева, которая может варьироваться в зависимости от задач занятия:
- упражнения для разогрева стопы и голеностопа, demi-plieetgrandplie по
параллельным и выворотным позициям, перегибы и наклоны корпуса,
растяжки;
- спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на расслабление и напряжение,
упражнения для разогрева позвоночника, упражнения, заимствованные из
классического танца;
- в партере (на полу): упражнения для позвоночника, упражнения стрейчхарактера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.
Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее полно
готовит тело обучающегося для дальнейших нагрузок, необходимых для
выполнения поставленных задач. Темп разогрева также может быть различен:
упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или
упражнения, выполняемые в быстром темпе.
Положения рук и ног отличаются от классического и народного танцев, но
есть и схожие положения. Найти с обучающимися сходства и различия.
Тема 3. Упражнения у станка.
Обычно джаз-модерн танцем занимаются на середине зала, но физическая
подготовка детей ещё не позволяет перейти на середину зала, поэтому изучение
предмета мы начинаем у станка. Так же это позволит закрепить непривычные
положения рук корпуса головы и ног.
Практика: Разучиваютсяпростейшиекомбинации:
- Plie;
- Battement tendu;
- Battement tendu jete;
- Battement fondu;
- Grandbattementjete.
Тема 4. Упражнения на середине зала.
Практика: На середине зала исполняются простейшие движения, такие как
выпады, различные шаги на месте и по диагонали, которые понадобятся нам
для дальнейшей работы.
Тема 5. Кросс.
Практика: КРОСС. Передвижение в пространстве. Этот раздел урока
развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль исполнения
модерн-джаз танца. Воспитанники должны уметь передвигаться в пространстве
шагами, прыжками и вращениями по заданной педагогом схеме. В этом разделе
занятия воспитанники должны освоить шаги в модерн-джаз манере, в рокманере, различные прыжки с двух ног на две (jamp), с одной ноги на другую с
продвижением (leap), с одной ноги на ту же ногу (hop) и с двух ног на одну.
Основные виды поворотов: на двух ногах, на одной ноге и повороты по кругу
11

вокруг воображаемой оси. На данном этапе обучения используется минимум
движений в кроссе, так как движения ещё не исполняются в должном качестве,
а так же проучены только азы предмета, лексический материал ещё очень
скуден.
Тема 6. Упражнения в стиле contemporary.
Практика: Изучение базовых принципов механики движения человека в
contemporarydance: опора и её текучесть, упругость, падений и баланс,
связность движений. На данном этапе обучения комбинации в стиле
contemporary проучиваем только на полу, эта техника учит воспитанников
правильно расслаблять тело и уходить в пол, работать только нужными
группами мышц.
Тема 7. Простейшие вращения.
Практика: Проучиваются простейшие вращения на месте и по диагонали. На
двух и одной ноге. Не комбинируются, исполняются в чистом виде. Перед
проучиванием самого вращения проучивается подготовка к нему. Техника
исполнения поворотов аналогична технике исполнения пируэтов и туров
классического танца.
Тема 8. Стрейчинг.
Практика: Стрейчинг (стретчинг) от анг. глагола tostretch - растягивать - это
комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки.
Занятия стрейчингом позволят предотвратить растяжения мышц, сухожилий и
связок, способствуют скорейшему восстановлению мышц после нагрузок,
улучшают снабжение мышц кислородом и питательными веществами.
Растяжка улучшает координацию движений и повышает качество выполнения
упражнений. На данном этапе делаем простейшие движения и позы,
позаимствованные у йоги, только в партере.
Перечисленные выше тематические блоки являютмся ядром
образовательной программы. Несмотря на то, что набор тем повторяется
каждый год, с течением времени интенсивность и сложность комбинаций
и этюдов возрастает.

12

Планируемые результаты реализации программы:
Выпускники данной программы, должны быть компетентны в
следующем:
Предметные результаты:
- история развития и современное состояние хореографического искусства;
- история ансамбля танца «Детство», его репертуар и выпускники;
- профессиональные хореографические коллективы страны;
- традиции современной хореографической культуры;
- танцевальные жанры и стили современного танца;
- правила гигиены сценического костюма;
- правила сценического поведения;
- освоение знаний, умений, навыков хореографического искусства
современного танца: экзерсиса танцевальных элементов;
- воплощение творческого замысла балетмейстера;
- умение самостоятельно мыслить и творить в этюдах и танцевальных
комбинациях;
- исполнять основной концертный репертуар ансамбля, а также сольные
партии, активно участвуя в концертно-творческой деятельности коллектива;
- знание специфической терминологии современного танца.
Метапредметные результаты:
- умение исполнять движения и комбинации разделов программы;
- умение перевоплощаться;
- гармоничное владение своим телом;
- стремление самостоятельно совершенствоваться физически, развивая костномышечный аппарат.
- умение использовать полученные знания в сценической деятельности;
- оценка полученного результата.
Личностные результаты:
- умение анализировать, сравнивать, обобщать увиденные танцевальные
произведения, определять стиль и характер музыкального произведения;
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к
данной сфере деятельности;
стремление
к
осуществлению
индивидуальной
дополнительной
общеобразовательной траектории с учетом общих норм и требований;
- умение представлять себя, свой коллектив, Дворец, страну в ситуациях
межкультурного общения;
- умение работать в коллективе, критически оценивать свое творчество и
творчество своих товарищей, с уважением относиться к результатам их работы;
- сформированные личностные качества, необходимые для взаимодействия в
творческом коллективе (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества
и тд.)
- сформированная мотивация к учебной деятельности;
- формирование социально-значимых компетенций.

13

Организационно-педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение:
1. Хореографический класс (покрытие пола – доска или линолеум);
2. Магнитофон (музыкальный центр, моноблок);
3. Фортепиано;
4. Медиатека (танцевальная музыка);
5. Компьютер;
6. Принтер;
7. Костюмы для концертных программ.
Кадровое обеспечение:
1. Педагоги со средне-специальным или высшим хореографическим
образованием, владеющие знаниями и умениями в различных стилях
хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
Методические материалы:
1. Нотно-методическая литература;
2. Методические пособия по разделам хореографической деятельности;
3. Видеотека;
4. Альбомы фотографий;
5. Справочная литература;
6. Фонотека;
7. Технологические карты учебных занятий;
8. Контрольно-оценочные тесты;
9. Программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ;
10. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»,
весенние концерты, а также либретто танцевальных спектаклей).

14

Формы контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 контроль выполнения упражнений;
 исполнение композиций;
 контрольное исполнение этюдов и комбинаций;
 концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится
в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
программы
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать
новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Общие критерии оценивания результатов:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
 уровень сформированности таких качеств, как ответственность,
познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение
взаимодействовать в группе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с
целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка
и
их
соответствия
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводится в форме отчетных мероприятий (концерты, открытые уроки,
фестивали, конкурсы). Для проведения итоговой аттестации формируется
аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
высшую квалификационную категорию. Результаты итоговой аттестации
фиксируются в протоколе итоговой аттестации обучающихся. Если
обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся
Свидетельство об успешном окончании программы.
15

Критериями оценки результатов обучения служит также освоение
программы по годам обучения (см. Приложение), успешное участие в
фестивалях и конкурсах, создание стабильного коллектива, заинтересованность
обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
Для систематизации сведений об освоении программы каждым отдельным
обучающимся используются следующие оценочные материалы:
 Мониторинг результатов обучения ребёнка в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы (Приложения 1, 2);
 Мониторинг развития ребёнка в процессе реализации дополнительной
общеобразовательной программы (Приложение 3).

16

Список использованной литературы
1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр
гуманитарного образования, 1996.
2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство.
Ленинградское отделение, 1983.
3. Балет: Энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.
4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993.
5. Боголюбская
А.С. Учебно-воспитательная
работа в
детских
самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1983.
6. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М., Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:
Союз, 1997.
8. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001.
9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.:
Искусство, 1964.
10.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996.
11.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство,
1981.
12.
Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1963.
13.
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.:
Искусство, 1986.
14.
Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. –
Л.: ЛГИК, 1980.
15.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001.
16.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М., 2003.
17.
Нарская Т.Б. Воспитание творческой личности средствами
хореографии. – Челябинск, 1993.
18.
Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС,
1999.
19.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис –
пресс, 2000 – 266 с.
2. Байокки, Р., Балет. Большая книга/пер. с ит. О. Муштановой. – Москва:
Издательство АСТ, 2016. – 80 с.: ил.41
3. Лисицкая Т.С. Черлидинг – танец победы. – М., 2011. – 193 с.
4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и
спорт, 2009 – 346 с.

17

Интернет-ресурсы:
1. Балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги, статьи, публикации)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.balletmusic.ru
2. Материалы из свободной энциклопедии: современный танец
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru
3. Композиция и постановка танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://dance-composition.ru

18

Сведения об авторах
Сейфуллаева Людмила Атрафовна
Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
Должность – педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория – первая
Телефон рабочий: 371-07-13

19

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль танца «Детство». Современный танец» ориентирована на
обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, рассчитана на 6 лет обучения с
постепенным формированием устойчивого интереса к познанию искусства
современного танца, его законов, углублением знаний и осмыслением своего
существования в мире творчества. Программа предполагает развитие
полученных ранее танцевальных навыков и их актуализацию в контексте новых
танцевальных направлений.
Целью программыявляетсяразвитие творческих способностей детей в
процессе формирования культуры личности посредствомсовременного танца.
Актуальность
программыобусловлена
текущими
тенденциями,
увлечением молодежи музыкально-танцевальными жанрами, необходимостью
развития художественного вкуса и понимания обучающимися современного
танцевального искусства, которое воспитывает умение воспринимать и
понимать прекрасное в движении человеческого тела, в совершенстве его
линий и форм, развитии физических, нравственных и волевых качеств.
Осваивая технику движения и навык импровизации, ребята двигаются от
удовлетворения интереса к этому виду деятельности и потребности в движении
к удовлетворению творческих потребностей в самовыражении, к решению
сложных технических танцевальных задач, также ребёнок избавляется от
физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие
привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные
движения, он получает удовольствие от свободы выражения эмоций и мысли
средствами пластики.

20

Приложение № 1
Мониторинг результатов обучения
ребенка в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Современный танец»
Теоретическая подготовка
№

Ф.И
.

Год
обу
чен
ия

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

Владение
спец.
терминоло
гией

Практическая подготовка
Координац
ия
движений

Растяжка

Освоение
материала

Исполнительс
кое
мастерство

Музыкально
сть

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
13
.
13
.
14
.
15
.
16
.

Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

21

Приложение №2
Мониторинг результатов обучения ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Ансамбль танца «Детство». Современный танец»
№

Фамилия,
имя
ребенка

Основы хореографической
пластики
гибкость растянутость сила

Хореографическая
память

Исполнительское
мастерство

Работоспособность

1.
3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
13.
13.
14.
15.
16.

Педагог: ________________________
Учебный год ___________________
Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В – высокий; РВ – расширенно высокий

22

Приложение № 3
Мониторинг развития ребенка
в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы«Ансамбль
танца «Детство». Современный танец»
________________________________________________________________
педагог, ребенок, год обучения
№
критерии
Основы хореографической пластики
Сила
Растянутость
Гибкость
Усвоение танцевальных движений
Хореографическая память
Исполнительское мастерство
Работоспособность
Музыкальность

уровень

Уровень достижений: Н – низкий; Д – достаточный; В - высокий; РВ – расширенно
высокий
Карта индивидуального развития обучающегося

Ф.И. обучающегося:

П. Леонид
Роль танца в жизни обучающегося.
(самооценка проводится по 10-бальной шкале)
№

критерии

Октябрь 3011

1.
2.
3.
4.
5.

Помогает в учебе
Мешает в учебе
Развивает способности
Помогает познавать страну, мир
Раскрепощает, делает более
уверенным
ИТОГО:

10
9
6
9

Май
3013
10
10
8
10

34

38

Оценочная шкала:
«-» - критерий отсутствует
1-3 – критерий формально присутствует
3-4 – критерий проявляется на уровне отдельных образцов
5-6 – критерий проявляется часто
7-8 – критерий проявляется почти всегда
9-10 – критерий проявляется в полном объеме.
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».