Актёрское мастерство. 1 ступень

Актёрское мастерство. 1ступень
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 9 лет, срок реализации–2 года
художественная направленность
Авторы-составители:
Тренбач Ольга Игоревна
педагог
дополнительного
образования
высшей
квалификационной категории
Шуранова
Марина
Ефимовна
педагог
дополнительного
образования
высшей
квалификационной категории
Фридрих
Ирина
Анатольевна
педагог
дополнительного
образования
высшей
квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Основные характеристики.
Пояснительная записка.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Поэтому привлечение
детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра,
открывает большие возможности для многостороннего развития их
способностей.
Вдумчивый анализ исполняемого произведения, проникновение в
художественный замысел пьесы помогают формированию у детей верных
этических и эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных
явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Вся организация работы в детском театре помогает детям осознавать, что
занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий,
требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и
совершенствовать свои умения.
В сегодняшней жизни, с ее бурными социальными потрясениями и
экономическими переменами, идеалы прошлых поколений уже разрушены, а
современные идеалы не совсем еще определены. Мы считаем, что те знания,
умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях в театре, формируют у
них верные этические и эстетические оценки происходящих в жизни процессов,
способность самостоятельно делать выбор, быстрее ориентироваться в
жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на
мир.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 1 ступень», по
содержанию является художественной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Актёрское мастерство. 1 ступень» построена в соответствии с базовым
уровнем сложности, используются и реализуются такие формы организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность.
Театр – искусство коллективное, и, поскольку спектакль является
результатом творческих усилий всего коллектива, то театральные занятия

способствуют получению богатого и разнообразного опыта общения и
совместной деятельности, обеспечивают каждому члену коллектива
возможность для активного участия в его творческой работе, оставаясь при этом
и в коллективе свободной, независимой личностью, уважающей интересы своих
товарищей и всего коллектива.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и
социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Программа «Актерское мастерство.1 ступень» ориентирована на
социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Программа
способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные
особенности ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
«Актерское мастерство.1 ступень» направлена на
создание условий для
воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации
и
возможности для самореализации и развития талантов.
Программа «Актерское мастерство.1 ступень» ориентирована на решение
одной из основных задач реализации направления стратегии социальноэкономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание
комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется
через создание условий для развития творческого потенциала населения.
Отличительная особенность программы.
Представленная программа соединяет в единую систему теорию и
практику театра. При составлении программы использована программа,
составленная педагогами театра Н.Н. Чиняевой и А.В. Неустроевым.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении детского
театра им. Л.К. Диковского.
Педагогическая целесообразность.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых
знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в

окружающей среде, позитивному самоопределению. Происходит осознанное
приобретение знаний, навыков самостоятельной деятельности и умения
творчески работать.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 9 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных
категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Школьный возраст 7 лет – это переломный период, когда ребёнок переходит из
садика в школу. В 7-9 лет у обучающихся наблюдается высокий уровень
активности, любознательности, рассеянности, бурно проявляются эмоции. Часто
при неудаче в каком-либо деле теряют интерес к продолжению этого вида
деятельности. В этот период ребёнок в полной мере овладевает искусством
общения, умеет выражать свои мысли, желания, эмоции. Важно, чтобы в этом
возрасте ребёнок ощущал поддержку и понимание. Необходимо развивать
коммуникативные навыки.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Актёрское мастерство. 1 ступень» принимаются дети, прошедшие обучение по
программе «Игровой театр «Театраша»» (возраст 4-6 лет, срок реализации 3
года), а также дети с соответствующими компетенциями, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья для занятий физической
деятельностью. Количество детей в группах – 12-16 человек.
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей в возрасте от 7 до 9
лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одного образовательного раздела – «Актёрское мастерство»: изучение
основ актёрского мастерства и различных его техник. Обучение по данному
разделу проходит на базовом уровне.
Помимо непосредственного практического изучения основ актёрского
мастерства, содержание обучения включает в себя тренинги и игры,
направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие памяти,
фантазии, сценического воображения. Проводятся беседы о театральном
искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с театральной
терминологией и правилами поведения на сцене и за кулисами.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок научился создавать
индивидуальные и коллективные художественные работы. Все занятия по
программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства,
организуются и проводятся в очной форме обучения:
 от простого к сложному;
 смена типа и ритма работы на занятии;
 от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
 вовлечение в творческий процесс всех учеников;

 индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Срок освоения.
Количество часов на группу составляет:
- 1-ый год обучения 144 часа;
- 2-ой год обучения 216 часов.
Общий объем учебных часов на весь период обучения – 360 часов. Программа
реализуется в течение 2 лет.
Режим занятий.
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 3 акад. часа. Для
повышения эффективности занятий педагогами используется такая форма
работы, как разделение группы на подгруппы. Работа по подгруппам
обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку,
основываясь на его способностях, восприятии материала, эмоциональном
состоянии, что способствует качественному выстраиванию мизансцен с
подробной отработкой диалогов. Также деление на подгруппы необходимо для
подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций сцен с
ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая
проработка. Применение данной формы организации занятий способствует
достижению поставленных задач и высоких результатов.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
 метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся
должны научиться анализировать художественное произведение, находить
логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и
нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному
отношению к уроку);
 метод импровизации (выполняя задания на создание этюдов, обучающиеся
развивают
воображение,
мышление,
инициативу,
самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в ролях,
самовыражении).
 Практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и
показы. Данный метод является основным).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы:
–
индивидуально-групповая;

–
групповая;
–
фронтальная.
Виды занятий: практические занятия, беседы, самостоятельная работа,
мастер-классы, контрольные занятия, посещение спектаклей, участие в
концертах, участие в конкурсах и фестивалях.
Эффективными
средствами
реализации
программы
являются
использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и
дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной,
научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб
в различных форматах.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, спектакль, творческий отчет,
фестиваль, открытое занятие.
Работа с родителями.
Родители являются важными участниками образовательного процесса. Они
помогают выполнять домашние задания, сопровождают детей на конкурсы и
спектакли, осуществляют фото и видеосъёмку открытых занятий и мероприятий.
В течение года предусматривается проведение родительских собраний,
консультаций, открытых занятий, где можно наглядно увидеть успехи своего
ребёнка. Также в объединении проводятся совместные мероприятия для детей и
родителей.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся в
процессе формирования культуры личности через театральное искусство.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
 обучить навыкам работы над ролью в процессе постановки спектакля;
 обучение технических приемов актерского мастерства;
 обучение навыков актерской импровизации;
 научить слаженности работы в коллективе;
 обучение духовно – нравственным традициям в процессе работы над
спектаклем;
 дать основы знаний работы над этапами постановки драматического
спектакля;
 расширить и углубить знания об искусстве театра (изучение истории
театра, театральной терминологии, устройства зрительного зала и сцены,
театральных профессий);
 обучение нормам поведения в коллективе и в общественных местах.
Развивающие:
 развивать творческие способности, память, чувства ритма, пластику и
способность эмоционально воспринимать окружающий мир;











обучить навыкам работы в команде с педагогом, слушать и выполнять его
задания;
формирование духовно – нравственной устойчивости;
научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по
актёрскому мастерству, в работе над спектаклем.
Воспитательные:
привить ответственное отношение к процессу обучения;
помочь овладеть культурой общения со сверстниками и взрослыми;
настроить на позитивное отношение к работе на сцене;
привить заботливое отношение к партнерам по совместному творчеству;
научить налаживать отношения в группе сверстников;
привить умение быть самокритичным в оценке своих творческих и
профессиональных способностей.
Календарный учебный график

Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные
дни

Зимние
каникулы

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

31.12. 08.01.

10.05. - 30.05.

01.06. 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный план
Тематический
раздел

Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
в неделю
в год
в неделю
в год

Актёрское
мастерство

4

144

6

216

ИТОГО

4

144

6

216

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Название раздела, темы
п/п
1 Азбука театра
2

Сценическая вера

3

Внимание как основной
элемент
творческого
состояния

4

Зрительная, осязательная,
ассоциативная память

5

Сценическое
воображение и
сценическая фантазия
как
необходимые
элементы творческой
деятельности

6

Образное мышление

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
12
12
Беседа, фронтальный
опрос
Беседа, опрос,
22
4
18
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
22
4
18
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
22
4
18
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
22
4
18
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
22
4
18
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.

7

Элементы театральности

Итого

22

4

18

144

36

108

Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения,
открытое занятие,
педагогический
мониторинг.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1–ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Азбука театра.
Теория: Театральные понятия и термины (по алфавиту от А до Я). Знакомство с
отдельными фактами театральной жизни: рождение драматического театра;
театр Древней Греции; страницы истории театра. Классификация театра:
кукольный театр; музыкальный театр; оперный театр; театр юного зрителя;
драматический театр.
Тема 2. Сценическая вера.
Теория:Понятие термина «сценическая (творческая) вера». Актерский серьез.
Убежденность актера – необходимое условие его игры. Творческая дисциплина –
осознанная необходимость. «Мне нужно!» - формула Вахтангова Е.Б.
Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Чувственно конкретность сценической веры.
Практика:
Упражнения на оправдания (быстрая смена предлагаемых обстоятельств);
Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах
места и времени (оправдание предмета, позы, нескольких физических
действий).
Тема 3. Внимание как основной предмет творческого состояния.
Теория: Произвольное и непроизвольное внимание. Умение концентрировать,
распределять и переключать внимание.
Практика: Тренинг на смену кругов внимания. Тренинг на способность
сосредотачивать свое внимание:
слуховое внимание (упражнения «Тишина», «Узнай голос», «Выполни
команду»);
зрительное внимание (упражнения «Телеграмма», «Что изменилось?», «30-7», «Ключик»);
ассоциативное внимание («Скульптура», «Ассоциации», «Времена года»).

Тема 4. Зрительная, осязательная, ассоциативная память.
Теория: Запоминание и сохранение информации. Воспроизведение
запоминаемого через определенное время.
Практика:
Тренинг из игровых упражнений, затрагивающих эмоциональное
состояние.
Упражнения с поставленной целью, направленные на запоминание
определенного материала. («Передай партнеру», «Запоминание»).
Упражнения на тренировку зрительной памяти («Подскажи», «Запомни
фигуру», «Кто это?»). Упражнения на тренировку осязательной памяти
(«Театральные жмурки», «Угадай предмет», «Чья игрушка?», «Что в
мешке?»). Упражнения на тренировку ассоциативной памяти («Снежный
ком», «Сказки», «Дорога домой», «Описание»).
Тренинг на образное видение.
Тема 5. Сценическое воображение и сценическая фантазия как
необходимые элементы творческой деятельности.
Теория: Сценическая фантазия и сценическая реальность. Воображение как путь
к созданию образа. Вера в предлагаемые обстоятельства. Замещающая
деятельность и предметы-заменители.
Практика: Изображение, моделирование образа нестандартными средствами.
Поиск характера предмета. Упражнения «Оживление предмета», «Кукольный
мир», «Фигуры», «Композиция». Этюды на память физических действий.
Музыкальные образы через придумывание и воплощение в пластике.
Упражнения «Моя мелодия», «Я услышал».
Сочинение сказок. Методы фантазирования: использование приема «Что
было бы, если…». Сочетание сказок с использованием приемов «Оживление»,
«Увеличение-оживление», «Ускорение-замедление», «Дробление-объединение».
Этюды на придумывание фантастических объектов, животных, людей,
установление их связи с реальным миром. Упражнение «Мои фантазии». Этюды
на «физическое самочувствие». Ролевые игры.
Тема 6. Образное мышление.
Теория: Мышление как познавательная деятельность личности.
Практика: Упражнения на развитие образного мышления. Игры,
способствующие продуцированию нестандартных идей и выработке
оригинальных решений:
упражнения «Собери фигурки», «Найди место», «Пространство»;
сюжетные этюды (индивидуальные и парные);
ролевые игры.
Игры, направленные на познание окружающего мира: «Зоопарк»,
«Животный мир», «Зернышко-дерево», «Цветок».
Тема 7. Элементы театральности.
Теория: Беседа о взаимодействие с партнером: парные, групповые и массовые
этюды.
-

Практика: Распределение «себя» в пространстве: упражнения «Стайка», «Круг»,
«Шахматки». Сюжетно-ролевые игры.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/
п
1
2

3

4

5

6

7

Название
темы

раздела, Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практи
ка
Беседа, фронтальный
Азбука театра
30
6
24
опрос, индивидуальный
опрос
Беседа, опрос, практическая
Основы актерского 30
6
24
работа,
просмотр, исполнение
мастерства
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
Сценическая вера
30
6
24
практическая работа,
просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа,
опрос,
Сценическое
30
6
24
практическая работа,
внимание
просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
Эмоциональная
30
6
24
практическая работа,
память
просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
Сценическая
30
6
24
практическая работа,
свобода
просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Сводные репетиции 36
36
Практическая работа,
просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения, постановка,
показ спектакля.
ИТОГО
216
36
180

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Азбука театра.
Теория: Дальнейшее изучение театральной терминологии (понятия, термины от
А до Я). Знакомство с театральными профессиями: драматург, режиссерпостановщик, художник-декоратор, композитор, костюмер, бутафор, реквизитор.
Понятие нового вида литературы – драматургии (литература для знакомства с
театральной Россией – от скоморошьего театра до создания художественного
общедоступного театра К.С.Станиславского).
Практика: Знакомство с основами и законами театра. Темы: «Сила театра в том,
что он коллективный», «Сценическое пространство», «Четвертая стена».
Тема 2. Основы актерского мастерства.
Теория: Понятия: «чувство партнера», «чувство ритма», «музыкального такта».
Понятие актерского ансамбля. Этюды на веру в предлагаемые обстоятельства.
Приспособление костюма (не мешает, а помогает).
Практика: Упражнения на физическое самочувствие: «Сюжет», «Мне жарко»,
«Мне холодно», «Вода, снег, песок, грязь». Импровизация. Этюды-монологи.
Этюды-диалоги. Групповые этюды, массовые этюды. Действия детей в
предлагаемых обстоятельствах. Работа с реквизитом, бутафорией. Этюды на
ПФД. Творческие показы, театрализованные представления. Участие в массовых
мероприятиях Дворца творчества учащихся (в зависимости от готовности детей
проводятся общегрупповые репетиции и занятия с педагогами по музыке,
сценическому движению и концертмейстером).
Тема 3. Сценическая вера.
Теория:Понятие термина «сценическая (творческая) вера». Актерский серьез.
Убежденность актера – необходимое условие его игры. Творческая дисциплина –
осознанная необходимость. «Мне нужно!» - формула Вахтангова Е.Б.
Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Чувственно конкретность сценической веры.
Практика: Упражнения на оправдания (быстрая смена предлагаемых
обстоятельств); Игры на простейшие физические действия в заданных
обстоятельствах места и времени (оправдание предмета, позы, нескольких
физических действий).
Тема 4. Сценическое внимание.
Теория: Умение концентрировать, распределять и переключать внимание.
Внимание внутреннее и внешнее. Непрерывная линия внимания.
Практика: Тренинг (удерживание объекта внимания, притягивание его к себе,
устремление к нему, проникновение в него); Поочередная смена объектов
внимания (простой, видимый, звук, человеческая речь и т.д.); Упражнения на
эмоциональную память, упражнения «Оправдание», «Любимый герой».
Тема 5. Эмоциональная память.

Теория: Эмоциональная память – основа сценического искусства. Сценическая
органика.
Практика: Тренинг на «просыпание» эмоциональной памяти. Упражнения,
выходящие из чувственного состояния (восприятия) от эмоций к действию.
Этюды на узнавание.
Тема 6. Сценическая свобода.
Теория:Основной закон пластики. Мускульная свобода. Свобода внешняя и
внутренняя. Зажим.
Практика: Тренинг на раскрепощение; Этюды и упражнения в группе; Игры на
доверие («Ляпки», «Слепой», «Поводырь»); Тренинг на снятие мускульного
зажима и освобождение: поочередный зажим и расслабление всех групп мышц;
Тренинг на соотношение силы жеста и мускульного напряжения.
Тема 7. Постановка спектакля.
Практика: Читка и разбор пьесы; Распределение ролей; Разбор роли; Этюды,
импровизация; Репетиции отдельных сцен; Сводные репетиции; Показ
спектакля.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Предметные:
 знают основные элементы театра, театральную терминологию;
 знают правила поведения в классе, на сцене и за кулисами;
 знают основные принципы театральной игры;
 знакомы с особенностями своего тела;
 знают
приёмы,
концентрирующие
внимание,
развивающие
наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма,
такта;
 развиты навыки работы в коллективе.
Метапредметные:
 развиты творческие способности, творческая фантазия, способность
эмоционально воспринимать окружающий мир;
 умеют работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания.
 умеют применять навыки и умения, полученные на занятиях по
актёрскому мастерству, в работе над спектаклем;
Личностные:
 ответственно относятся к процессу обучения;
 владеют культурой общения со сверстниками и взрослыми;
 позитивно относятся к работе на сцене.
 заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству;
 умеют налаживать отношения в группе сверстников;
 умеют быть самокритичными в оценке своих творческих и
профессиональных способностей.

Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо:
 кабинет для занятий;
 большая и малая сцены (актовый зал);
 фортепиано;
 гитара;
 шумовые музыкальные инструменты (постучалка, колотушка) по 5 шт.;
 костюмы;
 музыкальный центр;
 маты - 5 шт.;
 инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит,
декорации - 5 комплектов.
Кадровые
обеспечение
программы:
педагоги
со
средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями в различных видах театрального искусства, обладающие знаниями в
области педагогики и психологии.
Методические материалы:
 Книги по методике преподавания актёрского мастерства, сценического
движения, вокала.
 Художественные произведения.
 Альбомы с репродукциями произведений живописи.
 Периодические театральные издания.
 Сценарии.
 Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический
мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и
итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных
таблицах.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 практическая работа;

 просмотр, исполнение этюдов;
 контрольные упражнения;
 показ спектакля.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 1
ступень» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач); познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией); ответственность (проявляется при выполнении
функциональных
заданий,
известных,
повторяющихся);
гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 владение сценическими терминами;
 степень освоения актёрских навыков (актёрская память, исполнительское
мастерство, стремление и умение импровизировать);
 знание основных деятелей театра;
 знание основных актёрских техник.
Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения
творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые выступают для
приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа учащихся оценивается
зрителями, педагогами.
Виды и формы контроля
В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные
формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ этюда на заданную тему;
 оценка обучающегося во время тренинга.
Групповыми формами контроля являются:
 показ этюдов на заданную тему;
 показ отрывков из произведений;
 проведение итоговых занятий по актёрскому мастерству;
 отчетные спектакли;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов
служат:
 анкеты (Приложение № 2, Приложение № 3);
 тесты (Приложение № 4);






кроссворды (Приложение № 5);
диагностические карты;
дневник педагогических наблюдений;
электронная база достижений обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе, с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы, в следующих в формах:
работы репродуктивного характера; этюды; постановки; творческие работы.
Если
обучающийся
полностью
освоил
дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему
выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы.

Список литературы для педагога.
1. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном
1 хоре.//Музыкальное воспитание в школе. - М.: Просвещение, 1965.
2. Андрачников С. Импровизационный пластический тренинг. - М., 2001.
3. Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970.
4. Афонин А.Б. «Особый театр» как жизненный путь. - М.: Искусство, 2018.
5. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. - М.:
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Е.: УГЛИ, 1992.
7. Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1982.
8. Вахтангов Е.Б. Сборник. - М.: ВТО, 1984.
9. Гущин А.С. Происхождение искусства. - М., 1937.
10.Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984.
11.Ершова А.П. Уроки театра в школе. - М.: Просвещение, 1992.
12.Ершова М.С. Сборник упражнений по развитию творческих (актерских)
способностей. – Екатеринбург: Лик, 2001 г.
13.Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
14.Иванов С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
15.Кнебель М.О. О том, что мне представляется важным. –М: Искусство,
1982.
16.Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с
древних времен. - М., 1995.
17.Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и
этюды. М.: Искусство, 2019.
18.Матюшин П.Н. У колыбели истории. - М., 1997.
19.Музыкальный театр. События. Проблемы. // Сборник статей под ред.
Сабинина М.Д. – Москва, 1990.
20.Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989.
21.Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 1999.

22.Никитина А.Б. Театр-студия «Дали». // Образовательные программы. - М.:
Родник, 1997.
23.Паламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ
24.Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985.
25.Пиз А. Язык жестов. – Минск, 1996.
26.Попов А.Д. О художественной ценности спектакля. - М.: Искусство, 1987.
27.Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации. /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2003.
28.Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1967.
29.Румнев И.О. О пантомиме. - М.: 1963.
30.Сац Н. Всегда с тобой. Страницы жизни. – Москва, 1978.
31.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
32.Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987.
33.Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. - М., 1992.
34.Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном
классе. – Челябинск, 1991.
35.Театр Гротовского.// Сб. - М.: ГИТИС, 1992.
36.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - М.: Искусство, 1991.
37.Фельзенштейн В., Мельхингер З. Беседы о музыкальном театре. –
Ленинград, 1977.
38.Чехов М.А. Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1992.
39.Энциклопедический словарь. Славянская мифология. - М.: ЭЛПИС ЛАК,
1995.
40.Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. // Сборник статей
по теории и практике эстетического воспитания. – М., 2004.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970.
Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 1986.
Гиппиус Г. Гимнастика чувств. – М., 1967.
Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984.
Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989.
Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985.
Станиславский К.С. Работа актёра над образом и над собой /Полн.
Собр. Соч.:т. 8 – М., 1989 г.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1962.
Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в
школьномклассе. – Челябинск, 1991.
Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987.
Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
Ломовцев Ю.О. Представление начинается…История

13.

1.

2.

русского театра. –Ярославль: Белый город, 2016
Энрикеш Р., Летрия А. Театр. Театральный словарь с историями и
заданиями. –М.: Самокат, 2018.
Ресурсы удалённого доступа
Драматешка. Детские пьесы, детская драматургия, сценарии,
инсценировки, театральные шумы, музыкальное оформление
детского спектакля [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://dramateshka.ru/
Современный театр. Спектакли. Актеры. Режиссеры. Мастерклассы. Лекции. Книги. Кино. Цитаты. [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
https://vk.com/world_theater

Сведения о педагогах
Тренбач Ольга Игоревна –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству,
сценической речи и сценическому движению МАУ ДО Городской Дворец
творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,
стаж работы – 7 лет.
Шуранова Марина Ефимовна –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству и сценической
речи МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,
стаж работы – 37 лет.
Фридрих Ирина Анатольевна –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству МАУ ДО
Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,
стаж работы – 12 лет.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Детский театр им.Л.К.Диковского «Актёрское мастерство». 1 ступень»
ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 9 лет и рассчитана на 2
года обучения.
Целью программы является создание условий, способствующих
раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся, средствами
театрального искусства.
Структура программы состоит из одного образовательного раздела –
«Актёрское мастерство». Этот образовательный раздел предусматривает не
только освоение теоретических знаний, но и формирует практические навыки
по данному театральному направлению.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно
планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее
контроль и коррекцию, проявляет творческую и познавательную активность,
готовность к продуктивному взаимодействию.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом:
– занятия проводятся у 1-го года обучения 2 раза в неделю по 2 акад.часа.
У 2-го года обучения 2 раза в неделю по 3 акад.часа.

Приложение № 1
Методические рекомендации к программе
В данном материале описаны критерии и показатели для оценки личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 2
ступень», а также способы обработки и интерпретации результатов.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев,
которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых
направленна программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
беседа, анализ творческих продуктов.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№ Критерии
Показатели
Проявляется
/не
проявляется
1
Взаимодейст 1. Вступает во взаимодействие с детьми
вие
в (обучающимися)
команде
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано
Умение
и спокойно
учащегося
4. Оказывает помощь сверстникам при
продуктивно
выполнении какой-либо работы
общаться,
5. Просит и принимает помощь сверстников
готовность
помочь
при
коллективном
решении
творческих
задач
Среднее арифметическое
2
Познаватель 1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по теме
ная
занятия/темы/программы
активность
2. Воспроизводит информацию по итогам
Желание
учебного занятия
узнавать
3. Умеет вычленять главное из полученной
новое
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)

3

4

5

6

задания
Среднее арифметическое
Ответственн 1. Выполняет задания педагога в указанный
срок и без напоминания
ость
2. Своевременно приходит на занятие,
Проявляется
другие мероприятия
при
3. Доводит начатую работу до конца
выполнении
4. Адекватно реагирует на оценку своего
функциональн труда, полученного результата.
ых заданий, 5. Выполняет взятые обязательства
известных,
повторяющих
ся
Среднее арифметическое
Социальная 1. Принимает правила и традиции группы
идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальн (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
ое
чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежнос важных для группы дел (мероприятий)
ти
4.
Положительно
высказывается
об
отношении к группе, Дворцу.
к творческому 5. Положительно оценивает свою роль и
объединению. место в детском творческом коллективе.
Убежденность
в собственной
значимости
для развития
среды,
к
которой
принадлежит
сам ребенок
Среднее арифметическое
Предметные 1.Знает основы актерского мастерства
знания
2.Знает основные танцевальные термины
3.Знает основные приемы сценического
движения
4.Знает
комплекс
упражнений
артикуляционной гимнастики
Среднее арифметическое
Предметные 1.Владеет техникой перевоплощения в
процессе работы актера над собой
умения
2.Владеет базовыми элементами различных
танцевальных жанров

3.Владеет
навыками
самопроизвольной
концентрации
4.Владеет
навыками
расслабления,
освобождения дыхательных мышц
5.Владеет основными певческими навыками
Среднее арифметическое
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная
Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по
определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения
характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации
количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на
которой определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и
закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный,
целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать
новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных
(новых) ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные;
осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы,
готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением
обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия,
подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы,
взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям
деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость
умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием
работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.
Приложение № 2
Анкета
Уважаемый родитель!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответьте на них как
считаете нужным. Ответ обведите кружком.
1) Как Вы считаете, достаточно ли времени Вы проводите вместе со своим
ребёнком?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Затрудняюсь ответить.
2) Как Вы считаете, есть ли у Вас проблемы во взаимопонимании со своим
ребёнком?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Затрудняюсь ответить.
3) Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с образовательным
учреждением в целях налаживания отношений со своим ребёнком?
•
Конечно,
да
(с
психологом,
администрацией,
педагогом
дополнительного образования, другими педагогами__________________)
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Нет, не вижу в этом необходимости.
4) Как Вы считаете, возможно ли улучшить взаимопонимание между
родителями и детьми посредствам взаимодействия детей и родителей в
театральной студии?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Считаю это невозможным.
5) Какие формы взаимодействия с детьми вы считаете наиболее
эффективными:
• Родительское собрание;
• Мастер-классы;
• Тренинги совместно с детьми;
• Открытые занятия;
• Беседы с родителями и детьми;
• Совместные дела детского и родительского коллективов;
• Другое____________________________________________.
6) Как Вы считаете, какое интересное совместное мероприятие с
родителями и детьми можно провести в нашей студии?
_________________________________________________________________
_________________________________________________
7) Могли бы Вы совместно с ребёнком разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой?
________________________________________________________________
__________________________________________________
8) Напишите, пожалуйста, какие дни недели, какое время наиболее удобно
Вам для участия в различных мероприятиях в нашем образовательном
учреждении?

• День недели___________время____________
Анкету заполнил(а):
ФИО_____________________________________________________
Дата заполнения______________________

Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно.

Спасибо! Благодарим за сотрудничество!

Приложение № 3
Анкета

Дорогой ученик!
Ознакомься, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответь на них, как
считаешь нужным. Ответ обведи кружком.
9) Как ты считаешь, достаточно ли времени ты проводишь вместе со
своими родителями?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Затрудняюсь ответить.
10) Как ты считаешь, понимают ли тебя твои родители?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Затрудняюсь ответить.
11) Хотелось бы тебе, что бы некоторые занятия в нашем театре
проводились совместно с родителями?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Считаю это невозможным.
12) Как ты считаешь, в занятиях какой формы родители могут принять
участие?
• Мастер-классы;
• Совместные тренинги;
• Открытые занятия;
• Совместные дела детского и родительского коллективов;
• Другое____________________________________________.
13) Как ты считаешь, какое интересное совместное мероприятие с
родителями и детьми можно провести в нашей студии?
________________________________________________________________
__________________________________________________
3) Могли бы вы совместно родителями разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой?_______________________
________________________________________________________________
____________________________________________________________
Анкету заполнил(а):
ФИО____________________________________________________
Дата заполнения______________________
Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно.
СПАСИБО!!!

Приложение № 4

Тест «Устройство театральной сцены, теория театра»
1. Как называется часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал? В
драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед
закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными
картинами спектакля.
а) авансцена
б) арьерсцена;
в) портал.
2.
Обрамление сценической коробки,
состоящие из кулис, падуг, задника.
а) кулисы;
б) одежда сцены;
в) задник.
3.
Что называют «боковым карманом
сцены»?
а) деталь сценического механизма;
б) часть театральной декорации, задний фоновый занавес;
в) помещение для динамичной смены декораций.
4. Как называется завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала?
а) занавес;
б) кулиса;
в) софит.
5. Что такое «планшет сцены»?
а) пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и
установки декорационного оформления.;
б) деталь сценического механизма;
в) решетчатый потолок сцены.
6. «Арьерсцена» –это…
а) верхняя часть, расположенная над планшетом сцены;
б) длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей
осветительные приборы, направленные на сцену.
в) задняя часть сцены, служащая резервным помещением для хранения
декораций;
7. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика,
опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций,
приводимые в движение руками или мотором.
а) помещение, находящееся под сценой;
б) штанкет;
в) декорация.
8. Предметы, используемые актерами в ходе спектакля.
а) реквизит;
б) бутафория;
в) декорации.
9. « Антракт» – это…

а) промежуток времени между действиями, в течение которого игра
прерывается, а публика может покидать зал;
б) бенефис;
в) интрига;
10. Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в
пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до
амфитеатра.
а) фойе;
б) партер;
в) рампа.
11. Что такое «репетиция»?
а) совокупность пьес, исполняемых одним театром в течение одного сезона или
какого-то периода времени;
б) совокупность текста и игры одного и того же актера.
в) работа по разучиванию текста и сценической игры, выполняемая актерами под
руководством режиссера.
1. А
2. Б
3. В
4. А
5. А
6. В
7. Б
8. А
9. А
10.Б
11.В

Приложение № 5
КРОССВОРД

8

1

с
у
ф
л
ё
5
ре п е
9

11

14

сп

ан т р

сц е н а

р
е
п
2
п
л
12
ь
ди а л о г
6
е
б
к
10
15
с
у
д р а м а т у р 21г
4
ак т
м
е
13
а
ре п е р т у а р
3
бе н е ф и с
е
л
о
о
ж
у
й
7
а н т р е 16п р и з а
и
р
с
20
т и ц и я
е
с т 22а н и с л а в с к и й
м
ё
к
17
19
23
е к т а кл ь
р
тр у п п а
е
о
е
ё
18
24
г а
м
р
г р и 25м
а к т
и
а
и
26
с
р
к
мо н о л о г
т
р и й
о
л
и

По горизонтали:
3. Театральное представление в честь одного актёра. 4. Действие в драматургии и
сценическом искусстве, часть произведения; завершённый кусок в развитии общего
хода пьесы. 5. Основная форма работы театрального коллектива или актёра при
подготовке спектакля, пьесы и т.п., заключающаяся в их разучивании и повторении.
7. Форма организации театрального дела, в котором организатор приглашает для
участия в спектакле актёров из различных театров. 9. Театральное представление,
создаётся на основе драматического или музыкально-сценического произведения в
соответствии с замыслом режиссёра. 10. Писатель - автор драматических
произведений. 11. Перерыв между действиями театрального спектакля, между
отделениями концерта, или циркового представления. 12. Литературное сочинение в
форме беседы двух лиц. 13. Совокупность произведений, исполняемых в театре. 14.
Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки
кино- или телефильма. 20. Русский театральный режиссёр, актёр, педагог,
реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы. 23. Актёрский состав
театра. 24. Искусство изменения внешности актёра (преимущественно лица) с

помощью специальных красок, наклеек, парика, причёски и т.д. 26. Речь актёра,
обращённая к слушателям или самому себе.
По вертикали:
Работник театра, подсказывающий актёрам слова роли во время представления. 2.
Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. 6.
Предметы, специально изготовленные и употребляемые вместо настоящих вещей в
театральных постановках. 8. Элемент сценического диалога: фраза, которую актёр
говорит в ответ на слова партнёра. Либо, последние слова актёра, после которых
должен говорить свой текст другой актёр. 13. Постановщик спектаклей, на основе
собственного замысла создаёт новую сценическую реальность, объединяя работу
актёров, художника, композитора. 15. Сходные по характеру роли, соответствующие
дарованию и внешним данным определённого актёра. 16. . Первый публичный
платный показ нового спектакля. 17. Зрелищный вид искусства, представляющий
собой синтез различных искусств. 18. Выступления, спектакли приезжего артиста или
театральной труппы. 19. Амплуа актёра, исполняющего комедийные роли. 21.
Главное действующее лицо в спектакле. 25. Актёр пантомимы.
Кроссворд проводится по итогам изучения программы в конце года. Направлен на
проверку теоретических знаний.
Уровень освоения теоретических знаний определяется по следующим показателям:
Высокий (27 баллов) – ответ на все вопросы правильно.
Средний (13-26баллов) – от13-26 правильных ответов.
Низкий (0-12баллов) – затрудняется ответить на половину вопросов, не владеет
терминологией.
Обучающимся выдаётся кроссворд в распечатанном виде. Обучающиеся отвечают на
кроссворд самостоятельно, на это им даётся 30 минут. После чего кроссворды
собираются педагогом и пока баллы не проставлены, ребятам предлагается вместе
проверить, как они ответили на вопросы. После этого педагог расставляет баллы и
раздаёт работы с оценкой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».