Основы хореографии в детском театре дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 7 до 18 лет, срок реализации – 10 лет, художественная направленность Авторы-составители: Фридрих Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Тренбач Ольга Игоревна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2023 1 Пояснительная записка. В современном театре танцы являются не только украшением действия, но и помогают его развитию, преподносятся как явление реальной действительности. Обучение танцам является неотъемлемой частью в процессе подготовки юного актёра. Хореографическое искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности, оно приобщает ребенка к миру прекрасного, воспитывает художественный вкус. Занятия хореографией способствуют физическому развитию, формированию красивой фигуры, а также воспитывают в ребёнке трудолюбие, выносливость, внимание. Для детей, занимающихся театральным искусством, хореография помогает научиться свободно двигаться, ярче раскрывать сценические образы и выражать эмоции, используя возможности своего тела. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография в детском театре» используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении детского театра им. Л.К. Диковского. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография в детском театре», по содержанию является художественной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326р; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 2 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Программа разработана с учётом потребностей и проблем детей и их родителей или законных представителей и ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей. 3 При разработке программы были учтены современные задачи развития образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития дополнительного образования создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры обучающимися. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа «Актерское мастерство.1 ступень» ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Актуальность программы определяется потребностью всестороннего развития юных актёров и более качественной подготовки театральных постановок. Отличительная особенность программы заключается в синтезе нескольких хореографических направлений: классический танец, народный танец, бальный танец, современный танец, а также в постановке актёрских задач при исполнении танца, танцевать в характере данной сценической роли. В постепенном и последовательном усложнении тем изучаемого на протяжении всего курса. Повышаются требования к освоению учебного материала, а также к качеству техники исполнения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографии в детском театре» является важной составляющей при обучении в детском театре, т.к. дополняет и углубляет знания, умения и навыки обучающихся, осваивающих программу «Детский театр им. Л.К. Диковского». Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 18 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. 7-9 лет именно в этом возрасте начинает проявляться тяга детей к 4 театру, литературе, музыке. Важными личностными особенностями детей в этом возрасте является их открытость, послушание и исполнительность. Эти черты создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от педагога большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями, поскольку этот возраст характеризуется безграничным доверием к взрослым и подражанием им. Необходимо помнить, что стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в виде похвалы, признания, одобрения, различных форм поощрений за успехи имеет особое значение для развития на данном этапе. Нельзя допустить формирования и закрепления у ребенка мотива избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Поскольку целью нашей программы является развитие и раскрепощение личности, то педагог именно на этом этапе ставит своей задачей развитие и пробуждение эмоциональной сферы ребенка через игру и раскрепощение его, снятие «зажимов». В возрасте 9-13 лет дети переходят в подростковый период. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. В 13 лет ребёнок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на своё мнение, свои желания, стремится к самостоятельности. В 14-18 лет при переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В этом возрасте формируются: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, 5 эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности. Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура). В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к социальному утверждению. В этот период дети резко взрослеют, их решения становятся более взвешенными, они начинают задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяютсяв соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Количество детей в группах: 1-ый год обучения – 12-16 человек; 2го-10ый года обучения – 12-18 человек. Условия приёма Набор в творческий коллектив осуществляется по желанию и без специальной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятийфизической деятельностью. Режим занятий Занятия по программе проводятся 1 раза в неделю по 1 акад. часу. Для повышения эффективности занятий педагогами используется такая форма работы, как разделение группы на подгруппы. Работа по подгруппам 6 обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку, основываясь на его способностях, восприятии материала, эмоциональном состоянии, что способствует качественному выстраиванию мизансцен с подробной отработкой диалогов. Также деление на подгруппы необходимо для подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций сцен с ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая проработка. Применение данной формы организации занятий способствует достижению поставленных задач и высоких результатов. Объём общеразвивающей программы Количество часов на группу в год составляет 72 часа. Общий объем учебных часов на весь период обучения – 720 часов. Срок освоения Программа реализуется в течение 10 лет. Обучение по дополнительной общеобразовательной программе поэтапное: I этап: 1-3 год обучения (7-9 лет) II этап 4-6 год обучения (10-12 лет) III этап 7-10 год обучения (13-18 лет) Уровень сложности программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в детском театре» является разноуровневой (1 годСТАРТОВЫЙ, 2-6 –БАЗОВЫЙ, 7-10 – ПРОДВИНУТЫЙ) или (1-6 –базовый, 7-10 продвинутый) и построена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В программе используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Педагогическая целесообразность. Единство речи, песни, танца и движения - универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее не только элементы творческой деятельности актёрского мастерства, но и внутренний мир человека. Специфика театрального искусства заключается в единстве различных умений, навыков и художественно-эстетического вкуса, что позволяет осуществлять комплексный подход к постановке задач при обучении в рамках программы. Педагогическая целесообразность определена тем, что даёт возможность каждому обучающемуся применить полученные знания и навыки в сценической и повседневной деятельности. Организация образовательного процесса Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Хореография в детском театре»: изучение основ хореографии и различных её техник. Помимо непосредственного практического изучения основ хореографии, содержание обучения включает в себя беседы о танцевальном искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с основными деятелями танцевального искусства, 7 его техниками, их взаимосвязями и отличительными чертами; посещают спектакли профессиональных театров и детских коллективов, с последующим обсуждением. Включена сценическая практика (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка анализировать художественное произведение, пьесу, роль. Чтобы ребёнок научился создавать индивидуальные и коллективные художественные работы. Чтобы через свою роль ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства, организуются и проводятся в очной форме обучения (при необходимости – в дистанционной форме): От простого к сложному. Смена типа и ритма работы на занятии. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Вовлечение в творческий процесс всех учеников. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; – фронтальная. Виды занятий: практические занятия, беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, постановки танцевальных этюдов и спектаклей, просмотр спектакля или номера с последующим обсуждением, мастер-класс, дискуссия, экскурсия, творческие отчеты, открытое занятие, участие в концертах, участие в конкурсах и фестивалях. Эффективными средствами реализации программы являются использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историкокультурной, научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в различных форматах. Методы обучения В основе преподавания используются методы, направленные на формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных возможностей: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию); 8 репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать художественное произведение, находить логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному отношению к уроку); метод импровизации (выполняя задания на создание танцевальных этюдов, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в ролях, самовыражении). Практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным). Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: педагогическое наблюдение, беседа; опрос, анкетирование; тестирование; анализ творческих работ; педагогический анализ. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография в детском театре» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении №1. 9 Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: владение сценическими терминами; степень освоения хореографических навыков (телесная память, исполнительскоемастерство, стремление и умение импровизировать); знание основных танцевальных деятелей; Все достижения демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые играются для приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа воспитанников оценивается зрителями, педагогами и товарищами. Виды и формы контроля В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ этюда на заданную тему; оценка обучающегося во время тренинга. Групповыми формами контроля являются: показ этюдов на заданную тему; показ отрывков с пластическим решением из произведений; проведение итоговых занятий по хореографии; отчетные спектакли; участие в конкурсах и фестивалях. Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов служат: анкеты; тесты (Приложение 2); диагностические карты; дневник педагогических наблюдений; электронная база достижений обучающихся. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в следующих в формах: работы репродуктивного характера, этюды, постановки, творческие работы. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Цель программы создание условий для физического и творческого развития детей, занимающихся театральным искусством, средствами основ хореографии. Задачи программы: 10 Обучающие: познакомить с базовыми элементами различных танцевальных жанров; познакомить с историей танцевального искусства; познакомить с основными направлениями танцевального искусства; познакомить с теоретическими основами хореографии; познакомить с возможностями своего тела; научить координировать движения, повысить физическую активность; научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами в спектаклях; познакомить с основами импровизации; познакомить с правилами поведения в классе, на сцене и за кулисами. Развивающие: развить навык сотрудничества с людьми разного возраста в процессе творческой деятельности; сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; развить навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; научить самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних выразительных средств; научить выражать эмоции и отношения через движения; познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни и научить применять их. Научить самостоятельно развивать физический аппарат; Воспитательные: воспитать навыки работы в коллективе; воспитать терпение и чувство ответственности; сформировать эстетические потребности; познакомить с ценностями здорового и безопасного образа жизни; сформировать потребность в физическом самосовершенствовании; развить неприятие вредных привычек; привить стремление к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков; воспитать уважительное отношение к национальному танцевальному искусству и традициям своего народа. Календарный учебный график Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные дни 11 Зимние каникулы Промежуточн ая/итоговая Летние каникулы аттестация 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 4.11.;23.02.; 1 полугодие – 15 недель 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. 10.05. - 30.05. 01.06. 31.08. 2 полугодие – 11 недель Учебный план Название Хореографии в детском театре Количество часов по годам обучения 3 4 5 6 7 8 9 1 г/о 2 г/о г/о г/о г/о г/о г/о г/о г/о 72 72 72 72 72 72 72 72 72 10 г/о 72 Общее количество часов за 10 лет обучения Раздел Количество часов Кол-во лет обучения Хореографии в детском театре 10 Всего: 10 720 720 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1-3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Количество часов № Название раздела, п/п темы Общее Теория Практика Вводное занятие. Инструктаж по 2 2 технике безопасности 2. Раздел 1. Основы классического танца 2.1. Упражнения у станка 16 1. 12 Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос. - 16 Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Количество часов № Название раздела, п/п темы Общее Теория Практика 2.2. Упражнения середине на 12 2 10 7 1 6 2.3. Учебные комбинации 3. Раздел 2. Основы народного танца 3.1. Основные положения и движения рук 9 3 3.2. Упражнения станка у 3.3. Упражнения середине на 6 14 - 14 12 - 12 Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. . Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Итого 72 8 64 Теория и практика в образовательном процессе интегрированы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Введение в историю классического танца. Отражение национальных особенностей в народном танце. Форма для занятий хореографией, ее гигиена. Правила поведения на занятиях. Знакомство с терминологией. Знакомство с искусством хореографии. Раздел 1. Основы классического танца. Упражнения у станка. 13 Практика: Постановка корпуса на простейших упражнениях классического тренажа. Изучение позиций рук, ног, поворотов и наклонов головы, упражнений классического тренажа. Знакомство с терминологией новых движений, их перевод. 1. Позиции ног: 1, 2, 5. 2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (1, 2, 3 позиции рук). 3. Demi plie no 1, 2, 5 позициям. 4. Grand plie no 1, 2 позиции. 5. Battements tendus из 1 позиции. - battements tendus pour le pled в сторону, - battements tendus из 5 позиции. 6. Passe par terre: - с deml plie по 1 позиции, - с окончанием в demi plie. 7. Battement tendu jete из 1 позиции во всех направлениях: - battements tendus jete с pique; - battements tendus jete из 5 позиции. 8. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans. 9. Положение ноги sur le cou de pied: - «условное» спереди, сзади, - «обхватное». 10. Battement frappe лицом к станку, носком в пол в сторону во всех направлениях. 11.Battement frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях. 12. Battement fondu - носком в пол во всех направлениях, лицом к станку - боком к станку, носком в пол. 13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans. 14. Battement releve lent на 90 градусов во всех направлениях лицом к станку; - боком к станку. 15. Понятие retire . 16. Grand battements jete из 1 позиции во всех направлениях лицом к станку; - боком к станку. 17. Releve no 1, 2, 5 позициям: - с вытянутых ног, - с demi plie. 18. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях: - в сторону, вперёд, назад. Упражнения на середине. Теория: Движения, выученные у станка, переносятся на середину. Темп исполнения остается тем же. Практика: 14 1. I форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans). 2. Demi plie no 1, 2, 5 позициям; - grand plie по 1, 2 позициям. 3. Battement tendu из 1 позиции во всех направлениях; - с demi plie . 4. Battement tendu jete во всех направлениях из 1 позиции; - с pique. 5. Demi rond de jambe par terre; - rond de jambe par terre (полный круг) . 6. Battement releve lent во всех направлениях на 90 градусов. 7. Grand battements jete из 1 позиции в первоначальной раскладке. 8. Releve no 1, 2, 5 позициям: - с вытянутых ног; - с demi plie. 9. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы. 10. Pasbalance. Учебные комбинации Теория: Строятся на простейших сочетаниях упражнений классического танца. Практика: Все проученные движения комбинируются с port de bras, с поворотами и наклонами головы, с demi plie. Раздел 2. Основы народного танца. Основные положения и движения рук. Теория: История развития народного танца. Значение танца в жизни каждого народа. Изучение основных положений и движений рук. Разнообразие поклонов в русском танце, их значение. Различные положения рук в русском танце и переходы из одного положения в другое. Практика: - Ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченевшись), - руки скрещены на груди, - одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку, - положения рук в парах: а) держась за одну руку, б) за две, в) под руку, г) «воротца», - движения рук: а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук, б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию), в) взмахи с платочком, г) хлопки в ладоши. 15 Упражнения у станка. Практика: 1.Пять позиций ног. 2. Preparation к началу движения. 3. Переводы ног из позиции в позицию. 4. Demi plie, grand plié (полуприседания и полные приседания). 5. Battement tendu (выведение ноги на носок). 6. Battement tendu jeté (маленькие броски). 7. Rond de jambe par terre (круг ногой по полу). 8. Подготовка к маленькому каблучному. 9. Подготовка к «верёвочке», «верёвочка». 10. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов). 11. Grands battement jeté (большие броски). 12. Relevé (подъём на полупальцы). 13. Port de bras. 14. Подготовка к «молоточкам». 15. Подготовка к «моталочке». 16. Подготовка к полуприсядкам и присядкам. 17. Прыжки с поджатыми ногами. Упражнения на середине. Практика: 1. Русский поклон: а) Простой поясной (1год обучения) б) Простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 год обучения) 2. Русские ходы и элементы русского танца: - простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах, - переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу, - переменный ход с plie на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух через 1 позицию ног, - тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол (2 год обучения), - комбинации из основных шагов (2 год обучения). 3. «Припадание»: - по 1 прямой позиции, - вокруг себя по 1 прямой позиции, - по 5 позиции (со 2 года обучения), - вокруг себя и в сторону (со 2 года обучения). 4. Подготовка к «верёвочке»: - без полупальцев, без проскальзывания, - с полупальцами, с проскальзыванием, - «косичка» (в медленном темпе). Со второго года темп исполнения движения увеличивается. 5. Подготовка к «молоточкам»: 16 - по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади, - без задержки. 6. Подготовка к «моталочке»: - по 1 прямой позиции – с задержкой ноги сзади, впереди, - «моталочка» в «чистом виде». 7. «Гармошечка»: - начальная раскладка с паузами в каждом положении, - «лесенка», - «елочка», - исполнение в чистом виде. 8. «Ковырялочки»: - простая, в пол, - простая, с броском ноги на 45 градусов и небольшим отскоком на опорной ноге. - «ковырялочка» на 90 градусов с активной работой корпуса и ноги (со второго года обучения) - в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами (со второго полугодия). 9. Основы дробных выстукиваний: - простой притоп, - двойной притоп, - в чередовании с приседанием и без него, - в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой), Со второго года обучения: - подготовка к двойной дроби, - переборы каблучками ног. 10. Хлопки и хлопушки для мальчиков: - одинарные, -двойные, - тройные, - фиксирующие, - скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог). 11. Подготовка к присядкам и присядки: - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по прямой и 1 позициям), - «мячик» по 1 прямой и первой позиции. - присядки на двух ногах (со второго года обучения), - присядки с выносом ноги на каблук (со второго года обучения). На основе изученных движений составляются этюды малых и больших форм УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4 - 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ № Название раздела, Количество часов 17 Формы аттестации/ п/п 1. 2. темы Общее Теория Инструктаж по технике 2 2 безопасности Раздел 1. Основы классического танца Практика Беседа, опрос. - Упражнения у 2.1. станка 12 - 12 Упражнения на 2.2. середине 12 - 12 Учебные 2.3. комбинации 6 - 6 Раздел 2. Основы народного танца Знакомство с 3.1. танцами народов 10 2 мира контроля Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. 3. Беседа, опрос. 8 Упражнения у 3.2. станка 8 - 8 Упражнения на 3.3. середине 12 - 12 10 - 10 72 4 68 4. Танцевальные этюды Всего Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Теория и практика интегрированы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 - 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ Инструктаж по технике безопасности. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажа по технике безопасности. Танцевальные направления. Классический, народный, бальный, современный танец. Взаимосвязь отдельных видов. Виды народного танца: фольклорный, народно-сценический, стилизованный народный танец. Бальный танец – салонный, историко-бытовой, спортивный. Современный танец – джаз, модерн. Раздел 1. Классический танец. 18 Упражнения у станка. Практика: Повторение пройденных движений в более быстром темпе. Знакомство с терминологией новых движений и их изучение. Продолжение работы над приобретёнными навыками: выработки правильности и чистоты исполнения, воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца. Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счёт ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях, привнесение артистичности в исполнение движений. 1. Постановка корпуса по 4 позиции. 2. Battement tendu: - double battement tendu, - в позах (croisse, efface, ecarte). 3. Battement tendu jete: - balansoire, - в позах (croisee, efface, ecarte). 4. Rond de jambe par terre demi plie. 5. Battement fondu с plie releve во всех направлениях. 6. Battement soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях носком в пол на всей стопе. 7. Battement double frappe в сторону, носком в пол на всей стопе. 8. Pas coupe: - на полупальцах. 9. Pas toumbe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте. 10. Battement releve lent на 90 градусов в позах . 11. Battement developpe во всех направлениях: - лицом к станку, - боком к станку. 12. Grand battement jete в больших позах (croisee, efface, ecarte). 13.3 форма port de bras как заключение комбинаций. Упражнения на середине. Практика: 1. Battement tendu во всех направлениях в малых позах, - в сочетании с pour le pied и demi plie. 2. Battement tendu jete во всех направлениях в малых позах в сочетании с pique. 3. Batternent fondu во всех направлениях носком в пол. 4. Battement frappe во всех направлениях носком в пол. 5. Battment releve lent на 90 градусов во всех направлениях в сочетании с passe. 6. Battement developpe в сторону. 7. Grand battements jete во всех направлениях. 19 8. II форма port de bras. Учебные комбинации. Практика: Позы классического танца. Прыжки. 1. Позы croisse и efface вперед и назад; - 1,2, 3 arabesques; - Сочетание выученных поз. 1. Pas echappe. 2. Pas assemble в сторону: - у станка и на середине. 3. Sissonne simple en face: - у станка и на середине. 4. Grand changement de pied. 5. Pas jete в сторону. 6.Pas ballonnee. 7. Pas balancee. 8. Changement de pied. 9. Учебные комбинации прыжков. Раздел 2. Основы народного танца. Упражнения у станка. Теория: Национальные особенности в танцах народов мира. Особенности исполнения украинского, итальянского, цыганского и др. танцев. Характерные черты народного танца. Слушаем музыку, учимся различать, какому народу принадлежит эта музыка. Знакомство с элементами танцев народов мира. Практика: 1.Demi-plié u grand-plié (полуприседания и полные приседания). 2. Battement tendu (скольжение ногой по полу). 3. Battement tendu jeté (маленькие броски). 4. Pas tortié (повороты «стоп», одинарные и двойные). 5. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу). 6. Flic-flac (мазок к себе от себя рабочей ногой). 7. Маленькое каблучное. 8. Большое каблучное. 9. Battemet fondu (мягкий, тающий). 10. Développé, relevé lent (вынимание и подъём ноги). 11. «Верёвочка». 12. Дробные выстукивания. 13. Grand battement jete (большие броски ногой). Упражнения лицом к станку. 1. Подъём на полупальцы по всем позициям с работой рук. 2. Подготовка к «качалочке» и «качалочка». 3. Port de bras в определённом характере, по всем направлениям, с работой рук. 20 4. «Качалочка» в разных вариациях (простая, с акцентом, с выведением ноги на каблук). 5. Прыжковые «голубцы»: - с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция), - прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону. 6. Подготовка к «сбивке», «сбивка». 7. Присядка с выносом ноги на воздух на 45 градусов и на 90 градусов. Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 45 градусов и 90 градусов. 8. Опускание на колено в характере украинского танца, а также переход с колена на колено. Упражнения на середине. Практика: 1. Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской в раскладке с паузами после каждого движения. 2. Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского танца: в ходы, припадания, «молоточки», «моталочки», «верёвочки», дроби. Движения с платочком: - платочек, натянутый за кончики, исполняются круговые движения, - полуокружности перед собой вправо и влево, - взмахи на вращениях из первой в третью позицию, -основные положения рук в танце «Русская плясовая», «Кадриль», «Лирический хоровод». 3. Виды русских ходов и поворотов: - простой бытовой с поворотом, с использованием «ковырялочки», «мазков», припаданий, - «боярский», с использованием приставных шагов на носок или на каблук, с отходом в сторону и выведением ноги на каблук через переступания, аналогично назад, - широкий шаг - «мазок» на 45 градусов и 90 градусов с сокращённым подъёмом, с plie и на plie, - хороводный на полупальцах, мелкий, во всех направлениях, - переменный на всей стопе и на полупальцах, с поочередным притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца, - ходы с каблучков: - простые, на вытянутых ногах, - акцентированные, под себя в plie, - с выносом на каблук вперёд, - боковые припадания с поворотами, - припадания по линии круга с работой рук, - бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклонённым корпусом, - бег с соскоком в первую прямую позицию и тройным ускоренным бегом, - повороты на беге, вправо, влево, в парах, с использованием притопов и вынесением ноги на каблук, - повороты с «ковырялочкой», 21 - повороты с «моталочками», - повороты приёмом «каблучки», «поджатые», - повороты на тройном беге, с использованием «молоточков», «моталочек». 4. «Верёвочки»: - простая в повороте, - двойная в повороте, - с выносом на каблук и неоднократными переступаниями с продвижением и с «ковырялочкой» без закрытия в позицию - всевозможные ритмические рисунки в движении, с использованием «косичек», «закладок», боковых вперёд и назад от опорной ноги, как на всей стопе, так и на полупальцах, с отскоками и перескоками. 5. «Ковырялочки»: - простые, - в повороте на 90 градусов, со сменой ног, - с отскоком и продвижением вперёд, - в сочетании с различными движениями русского танца. 6. «Моталочки»: - простая, - простая в повороте по четвертям круга, на 90 градусов с использованием бросков ноги приёмом jete с вытянутым и сокращённым подъёмом. 7. «Гармошечки»: - простая на вытянутых ногах и на demi plie, с работой рук через вторую, третью позицию плавно и резко, - в повороте, в диагональном рисунке с руками, - в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперёд назад в диагональное направление, - с чередованием приставных шагов, с pas degaje, в характере «Камаринской» для мальчиков, «Барыни» для девочек. 8. Припадания: - боковые с двойным ударом спереди, - вокруг себя по два, по четыре припадания, по четвертям круга. 9. Перескоки и «подбивки»: - перескоки в повороте, - перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом, - поочередное выбрасывание ног на каблук вперёд, на месте, - подбивка «голубец», на месте и с переступанием. 10. Дробные выстукивания: - двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой огой, - синкопированные проскальзывания с приведением ноги на retere у колена невыворотно, - соскоки вправо, влево по первой прямой позиции на месте на две ноги одновременно, - соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение перед опорной ногой: А) неоднократные удары, 22 Б) с притопом и сменой левой и правой ног, - двойная дробь с «ускорением», - «ключ» с использованием двойной дроби. 11. Присядки: - присядка с «ковырялочкой», - присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади, - подскоки по 1 позиции их стороны в сторону с хлопками перед собой, - «гусиный шаг», - «ползунок» вперёд и в сторону на пол. 12. Прыжки: - прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте, - прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам, - прыжок с ударами по голенищу спереди, - «лягушка». Танцевальные этюды Практика: Разучивание положений рук соло, положения рук в парном танце. Изучение движений и комбинаций танцев, постановка общего рисунка танца. Перестроение рисунка танца. Работа с элементами традиционных костюмов и реквизитом. Самостоятельная работа по этюдам. В соответствии с текущим репертуаром осуществляется постановка номеров для спектаклей и концертов. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 7 – 10 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1. 2. Название раздела, темы Техника безопасности. Известные Танцовщики, выдающиеся танцевальные постановки Основы классического танца Количество часов Общее Теория Практика Беседа, опрос. 2 2 - Упражнения у станка 2.1. Упражнения 2.2. середине Формы аттестации/ контроля 10 - 10 - 4 на 4 23 Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. № п/п Название раздела, темы Количество часов Общее Теория Практика Учебные комбинации 2.3. 3. Основы танца 3.1 История развития бального танца 3.2 Историко-бытовые танцы 4 - 4 2 2 - бального 16 - 16 2 - 2 2 - 2 18 - 18 12 - 12 72 6 66 Бал 3.3. 4. Основы современного танца Техника релиз 4.1. Знакомство со стилем contemporary и 2.2. стрейчингом. 5 Постановка танцев в соответствии с текущим репертуаром. Всего Формы аттестации/ контроля Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Беседа, опрос. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Теория и практика интегрированы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 – 10 ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Известные танцовщики, выдающиеся танцевальные постановки. Известные танцовщики России - Павлова, Семёнова, Уланова, Плисецкая, Лопаткина, Нижинский, Нуриев, Барышников и др. Известные танцовщики мира – Астер и Роджерс, 24 Гиллем, Джексон и др. Выдающиеся танцевальные постановки: «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта». «Щелкунчик» и др. Раздел 2. Основы классического танца. Упражнения у станка. Практика: Освоение более сложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, отработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счёт ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях, привнесение артистичности в исполнение движений. На данном этапе больше внимания уделяется развитию силы стопы, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения. 1. Demi plie no 4 позиции; - grand plie no 4 позиции. 2. Demi rond de jambe на 45градусов en dehors, en dedans, - на demi plie. 3. Battement fondu с plie - releve с выходом на полупальцы. 4. Battement double frappe с окончанием в demi plie. 5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении sur le l cou de pied, 6. Battement developpe с окончанием в demi plie. 7. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на работающую ногу). 8. Поворот soutenu на 360 градусов. 9. Preparation к pirouette sur le cou de pied из 5 позиции. 10. Grand battement jete с pointee. Упражнения на середине. Практика: 1. Понятие arabesques (1, 2, 4): - изучение 1, 2, 3 arabesques. 2. Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque. 3. Battement tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque. 4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie. 5. Battement fondu в сочетании с soutenu u demi plie во всех направлениях на 45 градусов. 6. Battement frappe во всех направлениях на 45 градусов в позах. 7. Battement releve lent и battements developpe как основополагающие элементы adagio. 8. Temps lie par terre en dehors et en dedans: - temps lie par terre с перегибом корпуса. 9. Grand battement jete с pointee в позах. 25 Учебные комбинации. Позы и Прыжки. Практика: 1. Temps leve saute по 1, 2, 5 позициям с продвижением вперёд, в сторону, назад. 2. Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота. 3. Pas echappe en tournant на ¼ поворота. 4. Pas assemble вперёд, назад. 5. Pas jete en face. 6. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied. 7. Pas glissade в сторону. 8. Sissone tombe. 9. Pas chasse вперёд. 10. Sissone ferme в сторону. Раздел 3. Основы бального танца. История развития бального танца. Теория: Определение понятия «историко-бытовой» танец, история развития предмета, примеры развития того или иного танца (вальса, полонеза, польки). Неразрывная связь бального танца с народным, его связь с культурой той или иной эпохи, в частности, с музыкальной культурой. Танцевальный этикет. Место историко-бытового танца в современном театре. Знакомство с музыкой, костюмами, прическами. Историко-бытовые танцы. Практика: Разучивание исторических поклонов, основных фигур и рисунков бальных танцев. Изучение положений рук и ног, постановка головы и корпуса. Положение рук для девочек и мальчиков. Изучение простейших элементов танцев: полонез, а также элементов польки: галоп, шаг с подскоком. Воспитание манеры исполнения танцев, присущей именно историкобытовому танцу. Основные движения бытового танца: - положение головы и корпуса в историко-бытовом танце, - поклоны мужские и женские. Pas chasse. - шаги: бытовой и танцевальный, - pas eleve. Элементы «Марша» - основной шаг, - перестроения в линии, шеренги, шахматный порядок и др. Элементы танца «Полонез»: - основной ход, - основные положения рук, - основные движения, 26 - chaine. - moulinet. - опускание на колено у мальчиков. - учебная комбинация. Элементы танца «Полька»: - подскоки, pas галопа, - pas degage. - основные положения рук, - основные движения, - учебная комбинация. Элементы танца «Вальс» - приглашение на танец, - основные положения рук, - вальс в три pas. - pas balance, - основные движения, - вальсовая дорожка (променад), - учебная комбинация. Элементы танца «Мазурка» - основные положения рук, - основные движения, - учебная комбинация. Бал Практика: Работа над репертуаром историко-бытового танца. Владение навыками танцевального этикета: умение пригласить на танец, проводить даму до места, элегантно менять направление. Бал. Самостоятельная работа по созданию театрально-танцевальных этюдов на темы: 1. Хозяйка и хозяин встречают гостей 2. Гости занимают места в зале. 3. Хозяин объявляет начало танцев 4. Гости танцуют полонез, польку. 5. Обеденная пауза. Слуги разносят угощения. 6. Гости продолжают танцевать вальс, мазурку. 7. Хозяева провожают гостей домой. Раздел 3. Основы современного танца. Техника Релиз. Практика: Историческая справка о возникновении джаз-модерн танца за рубежом и в России, а также о первых танцовщиках (А. Дункан, М. Грехем и др.) и балетмейстерах. Знакомство со стилем contemporary и стрейчингом. Практика: 27 Знакомство с базовыми принципами в стиле contemporary. Знакомство со стрейчингом. Комлекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Упражнения стрейч-характера, т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела. 1. Наклоны и повороты торса (разогревают позвоночник). 2. Разогрев ног. 3. Упражнения на расслабление позвоночника. Раздел 3. Постановка танцев в соответствии с текущим репертуаром Практика: В соответствии с текущим репертуаром осуществляется постановка номеров для спектаклей и концертов. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Обучающие: знают базовые элементы различных танцевальных жанров; знают историю танцевального искусства; знают основные направления танцевального искусства; знают теоретические основы хореографии; знают возможности своего тела; умеют координировать движения, повышена физическая активность; умеют самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами в спектаклях; знают основами импровизации; знают правила поведения в классе, на сцене и за кулисами. Развивающие: развит навык сотрудничества с людьми разного возраста в процессе творческой деятельности; сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; развиты навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умеют самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних выразительных средств; умеют выражать эмоции и отношения через движения; знают правила здорового и безопасного образа жизни и умеют применять их. умеют самостоятельно развивать физический аппарат; 28 Воспитательные: развиты навыки работы в коллективе; развиты терпение и чувство ответственности; сформированы эстетические потребности; знакомы с ценностями здорового и безопасного образа жизни; сформирована потребность в физическом самосовершенствовании; развито неприятие вредных привычек; привито стремление к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков; воспитвно уважительное отношение к национальному танцевальному искусству и традициям своего народа. Ожидаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе каждого этапа обучения По итогам 1 этапа обучения у обучающихся появятся следующие результаты Предметные: знает правила поведения в классе, на сцене и за кулисами; знает основные позиции рук и ног изучаемого танцевального направления; правильно координирует движения тела; знает основные (базовые) движения разучиваемого направления классического и народного танцев; знает простые рисунки танца; исполняет простые шаги с работой рук; знает терминологию классического и народного танцев; Метапредметные: знает и применяет основные правила здорового образа жизни; эмоционально отзывается на музыкальные произведения; имеет развитую фантазию и творческую активность; сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности; умеет работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания. Личностные: ответственно относится к процессу обучения; владеет культурой общения со сверстниками и взрослыми; позитивно относится к работе на сцене. К концу II этапа обучения у обучающихся появятся следующие результаты: Предметные: использует полученные навыки I этапа обучения; применяет основы импровизации; 29 различает стили танцевальных направлений; знает терминологию изученных танцевальных направлений; координирует работу разных частей тела; знает правила работы в парах; исполняет групповой целостный танец. Метапредметные: применяет навыки и умения, полученные на занятиях по хореографии, в работе над спектаклем и просто в жизни; умеет чувствовать музыку разной степени сложности и работать с ней; умеет самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних выразительных средств; умеет выражать эмоции и отношения через движения; знает и применяет в жизни правила здорового и безопасного образа жизни. Личностные: заботливо относится к партнерам по совместному творчеству; умеет воспринимать «прекрасное» в жизни и в искусстве; умеет быть самокритичным в оценке своих творческих профессиональных способностей; умеет налаживать отношения в группе сверстников; бережно относится к своему здоровью. и К концу III этапа обучения: Предметные: использует полученные навыки I и II этапа обучения; знает основы современного, бального, стилизованного народного танца; выполняет комбинации современного, бального, стилизованного народного танца; самостоятельно создает пластический образ под музыку на выбранную тему; знает терминологию изученных танцевальных направлений; применяет правила поведения на сцене и за кулисами. Метапредметные: умеет свободно и грамотно владеть своим телом; умеет образно мыслить; самостоятельно развивает физический аппарат; самостоятельно создаёт этюды и образы на любую тему; умеет самопрезентовать себя. Личностные: стремится к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков; умеет определять стиль и характер музыкального произведения; 30 качественно исполняет номера в спектаклях и концертах, в соответствии с текущим репертуаром; умеет работать в коллективе, критически оценивать свое творчество и творчество своих товарищей, с уважением относится к результатам их работы; определяет причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует в ситуации неуспеха; уважительно относится к национальному танцевальному искусству и традициям своего народа. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Хореографический класс, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: зеркальное оформление стен и станки. 2. Музыкальный центр (моноблок). 3. Медиатека (танцевальная музыка). 4. Гимнастические коврики. Кадровые условия реализации программы: Педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Методические материалы: 1. Нотный материал. 2. Учебники и методические пособия по всем разделам хореографической деятельности. Список использованной литературы 1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. – 95 с. 2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. -207 с. 3. Боголюбская А.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982. – 102 с. 4. Бриске И.Э. Мир танца для детей: методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 64 с. 5. Воронина И.А., Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1980. – 128 с. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. – 96 с. 7. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001. – 239 с. 31 8. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 160 с. 9. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 346 с. 10. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. – 269 с. 11. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976. – 266 с. 12. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.: ЛГИК, 1980. – 210 с. 13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001. – 237 с. 14. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002. – 48 с. 15. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. -394 с. 16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с. Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. Сведения о разработчиках Тренбач Ольга Игоревна – руководитель Детского театра им. Л.К. Диковского, педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 7 лет. Фридрих Ирина Анатольевна – педагог дополнительного образования, МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория Педагогический стаж – 12 лет Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в детском театре» адресована для обучающимся в возрасте 32 от 7 до 18 лет. Срок реализации составляет 10 лет обучения. Направленность программы – художественная. Целью программы является создание условий для физического и творческого развития детей, занимающихся театральным искусством, средствами основ хореографии. Содержание обучения включает в себя базовые элементы классического, народного, бального и современного танцев, основы импровизации и сочинение собственных танцевальных этюдов, а также некоторые теоретические знания по хореографии. Обучение по программе способствует развитию таких качеств, как терпение, выносливость, умение работать в коллективе. Программа построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся. Приложение 1 Методические рекомендации к программе. В данном материале описаны критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография в детском театре», а также способы обработки и интерпретации результатов. В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ творческих продуктов. Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели Проявляется /не проявляется 1 Взаимодейст вие в 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) команде Умение учащегося продуктивно общаться, 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 33 готовность 2 5. Просит и принимает помощь сверстников помочь при коллективном решении творческих задач Среднее арифметическое Познаватель 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме ная занятия/темы/программы активность Желание узнавать новое 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания 3 Среднее арифметическое Ответственн 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания ость Проявляется при выполнении функциональн ых заданий, известных, повторяющих ся 4 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия 3. Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства Среднее арифметическое Социальная 1. Принимает правила и традиции группы 34 5 идентичность Индивидуальн ое чувство принадлежнос ти 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) к творческому объединению. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок 4. Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. 3. Предлагает свою помощь при проведении важных для группы дел (мероприятий) 5. Положительно оценивает свою роль и место в детском творческом коллективе. Среднее арифметическое Предметные 1. Знает основные элементы хореографии, терминологию. знания 2. Знает правила поведения в классе, на сцене и за кулисами. 3. Знает историю и деятелей танцевального искусства 4. Знаком с особенностями своего тела. 5. Знает приёмы, концентрирующие внимание, развивающие наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта. 6 Среднее арифметическое Предметные 1.Умеет творчески проявлять фантазию, эмоционально воспринимать окружающий умения мир. 2.Умеет пользоваться основными правилами поведения на сцене и за кулисами. 3. Умеет самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами в спектаклях; 35 4. Умеет самостоятельно развивать физический аппарат; 5. Умеет самостоятельно провести тренинги со своими сверстниками. Среднее арифметическое Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. 36 37