Введение в спортивный танец

Введение в спортивный танец
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 6 до 7 лет, срок реализации – 1год
физкультурно-спортивная направленность

Авторы-составители:
Суханова Ирина Ивановна
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной
категории
Инютина Екатерина Сергеевна
педагог дополнительного
образования высшей
квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Основные характеристики.
Пояснительная записка.
Одним из путей всестороннего развития ребёнка, формирования из него
сильной, творческой индивидуальности является эстетическое воспитание.
Понятие
«эстетическое
воспитание»
подразумевает
единство
эмоциональных, интеллектуальных и действенно-практических проявлений
личности, которые характеризуют её эстетическую культуру. Действенным
средством эстетического воспитания является спортивный танец, который
представляет собой гармоничный сплав искусства и спорта. Популярность
данного вида танцев обуславливается многими причинами. Танец – самый
естественный и универсальный способ самовыражения. Занятия танцами
способствуют развитию коммуникативных способностей личности ребёнка.
В процессе занятий спортивными танцами укрепляется опорно-двигательный
аппарат ребёнка, формируется правильная осанка, происходит общее
укрепление организма. Занятия этим видом спорта благоприятны для
развития центральной нервной системы, а занятия в паре воспитывают
чувство уважения друг к другу, учат тактичному обращению с
противоположным полом.
Художественная сторона танца имеет существенное значение для
развития творческой личности ребёнка: это создание определённого образа в
танце, развивая и используя внутреннее состояние танцора, это
одухотворённость и эмоциональность, это красивые линии тела. Спортивный
танец позволяет ярко выразить индивидуальность каждого ребёнка. Познав
красоту в процессе творчества, ребёнок глубже чувствует прекрасное во всех
его проявлениях – в искусстве и жизни. Дети учатся ставить перед собой
цели, достигать их через преодоление трудностей и неудач, благодаря чему
происходит становление их характера.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец»: по
содержанию является физкультурно-спортивной.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023
года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326р;
2

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019
г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы «Введение в спортивный танец»
заключается в том, что каждый ребенок, обучаясь по программе, имеет
3

возможность познакомиться с видом спорта «Танцевальный спорт» и
раскрыть свой собственный творческий, физический, интеллектуальный
потенциал. В современном обществе остро ощущается недостаток общения и
умения адекватно оценивать свое поведение среди окружающих. Данная
программа предоставляет возможность результативно работать с детьми
социально дезадаптированными, т.к. танец способствует не только
физическому развитию, раскрепощению и формированию художественного
вкуса, это еще и возможность общаться и получать эмоциональный заряд от
общения. Танцевальный спорт формирует в детях толерантные принципы
общения, что приобретает огромное социальное значение.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей
развития
дополнительного
образования
создание
условий
для
самореализации и развития талантов детей, а также воспитание
высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной
личности. Содержание и механизмы освоения программы, в том числе
направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской
гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих
качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в
освоении
основных
общеобразовательных
программ;
поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации и Свердловской области программа направлена на физическое
развитие и формирование культуры здоровья. У обучающихся формируются
навыки, важные для жизни: физическая сила, гибкость и координация,
музыкальность, выносливость.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации»
дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
физического совершенствования, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Реализация программы обеспечивает, согласно Концепции развития
дополнительного образования, рост физической подготовленности детей,
формирование мотивации к здоровому образу жизни, увеличение числа
детей, регулярно занимающихся спортом.
Программа ориентирована на достижение ожидаемых результатов
реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской
области на 2016-2030 годы – увеличение доли жителей Свердловской
области, систематически занимающихся физкультурой и спортом.
Новизна. Данная программа предоставляет возможность познакомиться
с Танцевальным спортом. В процессе занятий обучающиеся познают и
4

развивают свои физические возможности, музыкальный слух, чувство ритма,
а также знакомятся с «Правилами танцевального спорта». Обучающиеся
осваивают программу по принципу «от простого к сложному».
Отличительные особенности программы.
В отличие от уже существующих типовых программ по бальным
танцам, представленная программа интегрирована с международной
программой танцевального спорта (Приложение 1).
Особенность данной программы - реализация права выбора ребенком того
образовательного маршрута, который является необходимым и возможным
для него на определенном этапе его развития и мотивационной
составляющей.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в
объединении танцевально-спортивного клуба «Урал».
Педагогическая целесообразность.
Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе
деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения
между детьми. В труде и учении формируется чувство долга и
ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и личные
достижения. Крепнет воля, складывается характер. Педагогическая
целесообразность программы в том, что выполнение задач каждого занятия,
развитие физической и технической подготовленности, соблюдение режима
способствуют воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе
волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность,
решительность и смелость, выдержка и самообладание.
Адресат. Программа «Введение в спортивный танец» предназначена
для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 7 лет и
реализуется с учетом психофизических особенностей данной возрастной
категории. Данный возраст характеризуется быстрой утомляемостью,
недостаточной внимательностью и организованностью, поэтому на занятиях
сочетаются игровые и обучающие формы деятельности, используются
музыкальные и дидактические игры, элементы соревнования. Поскольку в
младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является игра, то
сочетании игровых элементов в процессе занятия становится более
привлекательными и увлекательными, что в свою очередь способствует
уменьшению детской утомляемости.
Принципы формирования учебных групп.
На обучение по
программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья для занятий спортивными танцами, без специальной подготовки.
Количество обучающихся в группе: 12-16 человек.
Режим занятий: продолжительность одного часа занятия для
возрастной категории 6-7 лет составляет 30 минут с перерывом между
академическими часами - 10 минут.
Занятия проходят – 2 раза в неделю по 2 академических часа,
5

Сроки
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Данная программа рассчитана на 36 недель, 9 месяцев, 1 год.
Программа реализуется по 2 разделам: общая физическая подготовка и
основы танцевального спорта. Объём программы составляет 144 часа.
Уровень программы.
Содержание и материал программы обучения имеет «Стартовый
уровень» сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и
универсальные формы организации материала, минимальная сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Организация образовательного процесса.
Программа имеет линейно-концентрический характер, учебный
материал распределен по объему и сложности, что выражается в повторении
большинства тем при более углублённом их изучении с добавлением новых
тем и усложнением форм практической работы. Базовым материалом для
работы по программе являются документы Министерства спорта РФ и
Федерации Танцевального Спорта и акробатического рок-н-ролла России
(ФТСАРР). Сопутствующими материалами служат методические пособия,
лекции и видео-материалы.
Высокие требования предъявляются к музыкальному сопровождению.
Эмоциональная выразительность, способность точно передать движение,
определенный ритм и темп – вот те критерии, которые должны учитываться
при подборе музыкального материала. Данная
функция выполняется
профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером, который
осуществляет сопровождение реализации ДООП в объёме 144ч.
Большое значение придается правильному подбору пары. При выборе
партнеров должны учитываться не только физические данные обучающихся
(возраст, рост, комплекция, физические данные), но и их психологическая
совместимость, отношения между детьми, степень их работоспособности и
трудолюбия.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах:
Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия,
включает такие формы работы: индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий стартового уровня: практические занятия;
теоретические занятия; соревнование (клубное мероприятие).
Методы обучения:
− словесный метод носит теоретико-информационный характер
(беседа, объяснение);
− практический метод (показ движений, работа по образцу);
− метод упражнений (выполнение упражнения с направляющей
помощью, замедленная или быстрая проводка) предполагает
обучение простым, несложным танцевальным движениям;
− самостоятельная работа (по заданию).
6

Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы стартового уровня. Наиболее приемлемой
и показательной формой отслеживания результативности освоения
дополнительной общеобразовательной программы «Введение в спортивный
танец» является беседа, открытые занятия, соревнования, самостоятельная
работа, практические занятия, выполнение основных шагов и композиции с
использованием 2-4 танцевальных элементов.
Работа с родителями занимает важное место при реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Введение в спортивный танец». Это объясняется тем, что данная программа
– это только первая ступень в освоении спортивного танца и в условиях
мотивационной поддержки родителей обучающиеся имеют возможность
успешно заниматься в течение 10 лет повышая уровень спортивной
подготовки, личностного развития и степень социализации в обществе.
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса,
осуществляя сопровождение детей в освоении основ спортивного танца. Они
становятся активными организаторами и участниками мероприятий,
проходящих в Клубе. В течение года предусматривается проведение
родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий
для родителей.
Цель программы– пробуждение интереса к спортивным танцам,
выявление физических возможностей и творческих способностей детей
посредством знакомства с миром танцевального спорта.
Задачи:
Обучающие:
 дать первичные знания о танцевальном искусстве;
 ознакомление с основными направлениями линии танца;
 знакомство с основными понятиями конкурсного танца;
 научить ребёнка правильно координировать свои движения в
пространстве;
 познакомить с элементами основных шагов W ,S.
Развивающие:
 способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма;
 способствовать развитию внимания, творческого воображения и фантазии;
развивать общее физическое состояние организма;
 развивать координацию движений.
Воспитательные:
 способствовать развитию личностных качеств обучающихся (трудолюбия,
умения концентрироваться);
 прививать ребёнку навык работы в коллективе;
 прививать ребенку навыки гигиены тренировочной формы.
Данная программа является частью комплекса
общеобразовательных общеразвивающих программ.
7

дополнительных

Календарный учебный график
Комплектова
ние групп

Реализация
ДООП

Праздничн
ые дни

Зимние
каникул
ы

Промежуто
чная/итого
вая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. 31.05.
1 полугодие
– 15 недель
2 полугодие
– 21 неделя

4.11.;23.02.
;
08.03;
01.05;
09.05.

31.12. 07.01.

с 10.05. –
по 30.05.

01.06. 31.08.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный план
Название модуля

1 год обучения

Общая физическая подготовка

72 часа

Основы танцевального спорта

72 часа

Итого:

144 часа

Учебный (тематический) план стартового уровня
№
Название раздела, темы
п/п
Раздел: «Общая физическая
подготовка»
1
Инструктаж по технике
безопасности.
2
Упражнения для развития
определённых групп мышц
3
Партерная гимнастика
4

1

Координация движений с
музыкой
Раздел: «Основы
танцевального спорта»
«Танцевальный спорт»-

Общее количество часов
всего теория практика
72
2
70
1

1

-

23

1

22

24
24

24
-

24

72

4

68

4

2

2
8

Формы аттестации/
контроля
Контроль выполнения
упражнений
Беседа
Контроль выполнения
упражнений
Контроль выполнения
упражнений
Контроль выполнения
упражнений

Контроль выполнения

2
3
4
5
6

Правила Массового спорта
Основные направления линии
танца
Музыкальный ритм и темп
Конкурсные танцы – общие
понятия, музыкальный размер
Основы европейских танцев
Основы латиноамериканских
танцев
ИТОГО:

2

-

2

9

-

9

9

-

9

24

1

23

24

1

23

144

6

138

упражнений
Контроль выполнения
упражнений
Контроль выполнения
упражнений
Открытые занятия
Контроль выполнения
упражнений
Контроль выполнения
упражнений

Содержание стартового уровня
Раздел «Общая физическая подготовка»
Тема 1. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с
рабочим кабинетом.Техника безопасности (техника безопасности,
соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях и в
образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость,
форма для занятий, сменная обувь и т.д.).
Тема 2. Упражнения для развития определённых групп мышц.
Практические занятия: Упражнения, направленные на развитие
голеностопного сустава: подъемы и опускания на стопе, повороты; плие по 6й позиции. Упражнения, направленные на развитие мышц шеи и спины:
повороты и наклоны головы; повороты и наклоны корпуса.
Тема 3.Партерная гимнастика.
Практические занятия: Упражнения на гимнастических ковриках,
направленные на растяжку мышц, развитие гибкости тела и пластику.
Тема 4. Координация движений с музыкой.
Практические занятия: Разминка по кругу. Подвижные музыкальные игры.
Раздел «Основы танцевального спорта »
Тема 1. «Танцевальный спорт»- Правила Массового спорта
Тема 2. Основные направления линии танца
Теория: Разбор основных направлений в танце. Понятие «Линии танца»
Практические занятия: Постановка по «линии танца». Движение по оному и
в паре различными танцевальными шагами. Движение партнеров
относительно друг друга (мальчики – по линии танца; девочки – спиной по
линии танца).
Тема 3. Музыкальный ритм и темп.
Практические занятия: Определение ритма, темпа, характера музыки.
Выделение сильной доли в музыке. Прослушивание различных музыкальных
фрагментов и их сравнительная характеристика. Основа танцевальных
9

элементов и движений (упражнения «Прохлопай ритм», «Угадай танец» и
т.д.).
Тема 4. Конкурсные танцы – общие понятия, музыкальный размер.
Теория:История возникновения спортивных танцев. Музыкальный размер
каждого танца, счёт.
Практические занятия: Прослушивание музыки, хлопки в ритм. Основные
подготовительные движения Медленного вальса, Самбы и Ча-ча-ча.
Тема 5. Основы европейских танцев.
Практические занятия: Медленный вальс (W) – английский вальс. Движение
стопы- подъёмы, колени – опускания. Движение – качели вперёд-назад и в
сторону. Движение – перемены – правая, левая.
Тема 6. Основы латиноамериканских танцев.
Практические занятия: Самба (S) - бразильские ритмы. Ча-ча-ча (Ch) –
кубинские маракасы. Постановка корпуса в паре. Перенос веса тела с одной
ноги на другую. Подготовка к основным шагам. S - пружинка, баунс,
основной шаг вперёд, Ch – боковое шассе вправо и влево.
Планируемые результаты реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Планируемые результаты стартового уровня:
Метапредметные результаты:
– владеют навыками взаимодействия в коллективе;
– знают правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
– владеют навыками гигиены тренировочной формы.
– знают правила тренировочного процесса.
Личностные результаты:
– проявляют интерес к возможностям собственного тела;
– проявляют способность к сопереживанию, проявляя интерес к занятиям
со своими сверстниками.
Предметные результаты:
– владеют знаниями о танцевальном спорте;
– знакомы с направлениями линии танца;
– могут выполнять начальный тренаж для развития различных групп
мышц;
– умеют координировать свои движения;
– знать основные движения конкурсных танцев в рамках программы;
– знакомы с элементами основных шагов W ,S.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение:
10

1. Классификация международной программы по спортивным бальным
танцам, положения о фигурах по европейской и латиноамериканской
программам, популярные вариации.
2. «Правила массового спорта» редакция ФТСАРР, 2019г.
3. Видео-материал по основам танцевального спорта и вариациям.
Кадровое обеспечение:
1. Педагоги дополнительного образования, имеющие практику в
танцевальном спорте (не ниже «В» класса).
2. Концертмейстер (фортепиано).
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение – паркетный танцевальный зал – 100 кв.м. и более.
2. Фортепиано и Музыкальный центр.
3. Флэш-накопитель – 1 шт.
4. Компьютер с выходом в Интернет.
5. Вспомогательные предметы для тренировок – скакалки,
гимнастические палки, спортивные резинки, спортивные коврики.
6. Медиатека (танцевальная музыка).
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Способы определения результативности.
Результативность освоения предметной, метапредметной и личностной
составляющей программы определяется методом педагогического
наблюдения и заносится в карты учета предметных,метапредметных и
личностных результатов освоения программы.
Критериями успешности образовательного процесса являются наличие
танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся,
которые проявляются в осмысленном и вдумчивом отношении к
спортивному танцу, в способности эмоционально воспринимать и передавать
образ. Кроме того, критерием результативности обучения непременно
являются знание и принятие норм поведения, обеспечивающих комфортное и
конструктивное взаимодействие в паре и коллективе.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа;
 контроль выполнения упражнений;
 анализ выполнения упражнений;
 открытые занятия.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- система оценки качества результатов
освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1);
- тест «Определение уровня освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Введение в спортивный танец» (для
начинающих танцоров) (Приложение 2);
11

адаптированная таблица для дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Введение в спортивный танец» «Основные
фигуры конкурсных танцев» (для начинающих танцоров)
(Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 №
116) (Приложение 3);
- форма подведения итогов по
теме или разделу (выборочно)
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Введение в спортивный танец» (Приложение 4).
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год на протяжении
всего срока освоения программы.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для
родителей, опросы, результаты участия в клубных мероприятиях и
соревнованиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы. Для проведения итоговой
аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят
представители администрации образовательной организации, руководители
структурных подразделений, методисты, педагоги дополнительного
образования, имеющие высшую квалификационную категорию и
специалисты (тренера и судьи) по танцевальному спорту. Результаты
итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся, если обучающийся полностью освоил дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию,
ему предлагается продолжить занятия танцевальным спортом по более
сложным
дополнительным
общеобразовательным
программам
физкультурно-спортивной направленности.
Формы итоговой аттестации: зачёт по основам спортивного танца в
теории (опрос или тест) и практике, ОФП – выполнение упражнений на
различные группы мышц
-

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для педагога.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.:
Просвещение, 1989.
Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.:
Прогресс, 1989.
Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей / Г.А.Колодницкий. - М.: Просвещение, 1997
Максин А.«Изучение бальных танцев». СПб.:« Планета музыки»,2010.46с.
Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, Танго». - СПб.:
«Имперское общество учителей танцев», 2009.
12

6. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 1 - Медленный
вальс». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев»,2009.
7. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 2 – Медленный
фокстрот». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
8. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 3 – Квинстеп».
– СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
9. Руднева С. А. Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение / С. А.
Руднева, Э.М. Фиш, - М.: Просвещение, 1992
10. Хэмпшир Г. «Венский вальс. Как воспитать чемпиона. Том 2.
Современный бальный танец». – М.: «SST», 2010
11. ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»,23.11.2007
12. Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019
№ 1163
Список литературы для обучающихся.
1. Богомолова Л. Танец: ритм и пластика. М., 1991. 25
2. Детские танцы с Климовой Анной. (Видео лекция). М., 2003.
3. Информационный бюллетень. М., 1996 – 1998.
4. Классификация фигур. // Итоги, МФТС., 1996 – 2000.
5. Климова А.С. О методическом обеспечении программы «Шесть
ступеней мастерства». // Сотрудники. №3. Март 2005. Научно-методический,
нормативно-правовой и информационный вестник МГДД(Ю)Т, 2005.
6. Мур А. Пересмотренная техника в стандартных танцах. СПб., 1993.
7. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. Имперское
общество учителей танца. СПб., 1993.
8. Сюжетно-ролевые игры: приложение к методике игрового
стрейтчинга. СПб., 1994.
9. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. M., 1994.
10. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. М., 1975.
11. Moore Alex. The revised technique of ballroom dancing. London WCIH
8BE. 1990.
12. Imperial Society of teachers of dancing. The revised technique of Latin
American dancing. London WIH 4AY. 1993.
Ресурсы удалённого доступа
1. Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического
рок-н-ролла [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ftsarr.ru/
2. Российский танцевальный союз [Электронный ресурс]. – Режим
доступа http://www.rdu.ru/
3. Федерация танцевального спорта «Профессионал» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.ftspro.ru/
4. Международная ассоциация танцевальных клубов, школ и студий
танца [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://maskt.ru/ .
13

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для оценки качества результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Введение в спортивный танец» применяется комплексная система
оценивания сформированности личностных, метапредметных и предметных
навыков.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
творческих задач

1. Вступает во взаимодействие с детьми

2

3

4

Проявляется
/не проявляется

2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в указанный
Ответственность
срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
заданий, известных,
4. Адекватно реагирует на оценку своего
повторяющихся
труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
14

5

6

Индивидуальное
участие в мероприятиях, важных для группы
чувство
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
принадлежности к
3. Предлагает свою помощь при проведении
творческому
важных для группы дел (мероприятий)
объединению.
4. Положительно высказывается об отношении
Убежденность в
к группе, Дворцу.
собственной
5. Положительно оценивает свою роль и место
значимости для
в детском творческом коллективе.
развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
1 Знание направлений относительно линии
Предметные знания
танца
2. Правила поведения на паркете
3. Техника исполнения основ
4. Физическая подготовка
5. Ритмичность
Среднее арифметическое
1. Постановка корпуса
Предметные умения
2. Баланс- устойчивость
3. Техника исполнения фигур
4. Музыкальность и отбражение характера
танца
5 Знание и техничность исполнения вариаций
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах
обучающегося, на развитие которых направленна данная программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и
характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности
обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный
характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые
правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных
(новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
15

ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный
предел, ниже которого качество результатов освоения программы
недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную
деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек;
обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет
неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью
по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого
обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного
образования и производится ее корректировка на дальнейший период.

Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Числовое значение
Сентябрь

Декабрь

Май

Результативность
освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.

16

Приложение 2
ТЕСТ
Определение уровня освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Введение в
спортивный танец»
(для начинающих танцоров)
№ вопрос
1

2
3

4

Варианты ответа

Какие танцы входят в программу соревнований Медленный вальс
по танцевальному спорту?
Вару-Вару
Самба
Полька
Ча-ча-ча
С какой стороны встаёт партнёр по отношению к с правой стороны
партнёрше?
с левой стороны
В каком танце основное движение – БАУНС ?
Медленный вальс
Вару-Вару
Самба
Полька
Ча-ча-ча
Название направления движения в спортивных Вперёд
танцах
Назад
Линия танца
Итоги теста – 4 правильных ответа – высокий уровень
3 правильных ответа – средний уровень
1-2 правильных ответа – низкий уровень

17

Выбор
+

Приложение 3
Основные фигуры конкурсных танцев для дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Введение в спортивный танец» (для начинающих танцоров)
(Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 №
116)
№
п/п

Медленный вальс (Waltz)
Английское название
Русское название

Основные фигуры
1.

Закрытые перемены
– Закрытая перемена с ПН
– Закрытая перемена с ЛН

Closed Changes
– RF Closed Change
– LF Closed Change

Самба (Samba)
№
п/п

Английское название

Русское название

Основные шаги и фигуры
1.

№
п/п

Основные движения
– с ПН
– с ЛН
– в сторону

Basic Movements
– Natural
– Reverse
– Side

Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha)
Английское название
Русское название

Основное движение и фигуры
1.

Cha Cha Cha Chasses and Alternatives:
– Chasse to side – to Right and to Left

Ча-ча-ча шассе и альтернативные движения:
– Шассе в сторону – вправо и влево

2.

Basic Movements (Closed *, Open, in Place)

Основные движения (в закрытой позиции, *в
открытой позиции, на месте)

18

Приложение 4
Форма подведения итогов по теме или разделу (выборочно)
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Введение в спортивный танец»
№
Тема занятий
1 Ознакомление с программами и
танцами, входящими в спортивные
танцы
2 Ориентирование в зале
3 Разминка
4

Общефизическая подготовка

5

Партерная гимнастика (растяжка)

6

Танцевальные элементы

7
8

Танцы европейской программы
Танцы латиноамериканской
программы

Форма подведения итогов
Беседа и устный фронтальный
опрос.
Игровые технологии
Разминка. Готовность обучающегося
к выполнению физической нагрузки.
Вариация из упражнений
направленная на координацию,
равновесие и выносливость.
Вариация из упражнений на
растяжку, подвижность связок и
суставов.
Выполнение основных шагов и
композиции с использованием 2-4
танцевальных элементов
Основной шаг
Основные шаги


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».