Краски природы

Оглавление
Комплекс основных характеристик программы.......................................................................... 3
Учебный (тематический) план ...................................................................................................... 8
Содержание учебного (тематического) плана ............................................................................. 9
Планируемые результаты освоения программы ....................................................................... 11
Комплекс организационно-педагогических условий ............................................................... 12
Список литературы ...................................................................................................................... 14
Аннотация ..................................................................................................................................... 15
Сведения об авторе-разработчике .............................................................................................. 15
Приложение 1 ............................................................................................................................... 16
Приложение 2 ............................................................................................................................... 17

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Введение.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является создание условий для формирования и развития творческих способностей,
личностного
развития,
позитивной
социализации,
профессионального
самоопределения, духовно-нравственного и гражданского воспитания.
Важной составляющей образования детей в современном мире является
формирование системы естественно-научных знаний и основ экологической
культуры.
Творческий труд на занятиях с использованием природно-растительных
материалов – один из методов приобщения обучающихся к искусству и воспитания
любви к природе, первое знакомство с самым доступным методом научного
познания – наблюдением. Общение с природой, работа с природным материалом
пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус,
приобретаются трудовые навыки.
Занятия по программе «Краски природы» направлены на удовлетворение
потребности детей в самовыражении и творчестве, а также естественного интереса к
взаимодействию с объектами природы. Незаметно для себя дети учатся наблюдать,
думать, фантазировать. Рисование и декоративно-прикладное творчество в
различных техниках, с использованием природного материалами, позволит детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. В программе раскрываются новые
возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве
художественных материалов. Рисование без кисточки и карандаша расковывает
ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Программа имеет естественно-научную направленность.
Актуальность программы заключается в том, что в ней объединены две
направленности естественно-научная и художественная, что позволяет шире
раскрыть способности и таланты обучающихся. Позволяет деликатно формировать
и поддерживать интерес к процессу получения знаний (учебная мотивация), что
крайне важно для дальнейшего обучения и развития ребенка. Программа
предоставляет возможность попробовать себя в качестве художника, творца,
исследователя, создает условия для овладения основными навыками живописи,
графики и композиции. Общение с природой, знакомство с произведениями
искусства, изделиями народных промыслов и ремёсел закладывают нравственную
основу в формировании личности ребенка. Обучаться по программе могут дети
дошкольного и младшего школьного возраста с любым уровнем подготовки.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разработана в соответствии с:
1. Федеральный
Закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012
г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной
распоряжение
Правительства
РФ
от
29.02.2016
г.
№ 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
10. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
11. Письмо
Минобрнауки
России
от
18.11.2015
г.
№
09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от
29.06.2023
№
785-Д
Об
утверждении
Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП
«Об
утверждении
Стратегии
молодежной
политики
и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Педагогическая целесообразность программы. Ориентируясь на большой

интерес и потребность детей в творчестве, их потребность в самовыражении при
помощи актуальных и доступных средств, педагог в совместном творческом
процессе помогает увидеть обучающимся взаимосвязи в природе, сформировать
представления о научной картине мира, определить место человека в природе, а
также установить взаимосвязь между природой и культурой, научить видеть
красоту, созданную природой и человеком. Именно в дошкольном и младшем
школьном возрасте целесообразно формировать предпосылки ценностных основ
экологической культуры личности, создавать условия для развития и закрепления
положительного
эмоционально-чувственного,
эмоционально-ценностного
отношения ребенка к ближайшему природному окружению, сопереживания,
толерантности, эмпатии ко всему живому, готовность к добрым делам в ближайшем
природном и социальном окружении.
Используемые нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию
детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить
нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного материала и нестандартных изобразительных
технологий.
Организационным ресурсом программы является проведение учебных занятий
в виде экскурсий в Харитоновском парке, Городском детском экологическом
центре.
Цель формирование позитивного личностно-значимого отношения к природе
детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной и декоративноприкладной деятельности с использованием природного материала.
Задачи:
Воспитательные:
1. формировать уважительное отношение к природе;
2. формировать умение видеть красоту, созданную человеком и природой.
3. формировать навыки самоконтроля, самооценки.
Развивающие:
1. формировать коммуникативные навыки в общении со сверстниками, педагогом,
другими людьми;
2. формировать умение осознанного восприятия окружающей среды через разные
органы чувств.
3. развивать любознательность и активность в познании мира
Обучающие:
1. формировать представление о научной картине мира, взаимосвязях объектов
живой и неживой природы
2. формировать представление о взаимодействии человека и природы как части и
целого;
3. развивать умения работать с различными материалами в изобразительном и
декоративно-прикладном творчестве
4. познакомить со свойствами различных материалов, используемых в
изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Адресат программы. Программа «Краски природы»» рассчитан на
обучающихся 5-6 лет. Содержание программы учитывает возрастные и
психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка познавательных

процессов ребенка: начинает формироваться произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и
рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий.
Ведущий характер продолжает приобретать игровая деятельность, влияя развитие
ребенка. Развивающие игры способствуют самоутверждению детей, развивают
настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества,
которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование
нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы для
обучения детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческих
способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной
личности, формированию умения анализировать результаты своей работы.
Группы формируются по 8-12 человек. Группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные.
Условия приема. Приём обучающихся осуществляется на основе свободного
выбора детьми дополнительной общеобразовательной программы.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических
часа (30 минут) с перерывом 10 минут.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 144 часа. Продолжительность одного
учебного года по учебному плану – 144 часа.
Срок освоения программы – 9 месяцев обучения.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа предполагает очную форму обучения. Также
программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы
обучающихся, как:
 Индивидуально-групповая;
 Групповая.
Виды занятий: учебные занятия, экскурсии, практические задания,
индивидуальные работы, коллективные работы, организация игровых ситуаций,
связанных с рефлексией мыслительной деятельности.
Методы обучения
По источнику изложения учебного материала:
1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение, дискуссия.
2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения
(изобразительные техники), работа по образцу.
3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение
практических заданий.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
1. Объяснительно-иллюстративные;
2. Репродуктивные;
3. Частично-поисковые методы.
Формы подведения итогов
Для оценки результата освоения программы применяется комплекс методов:
педагогическое наблюдение, опрос, беседа. Фиксирование результатов

осуществляется при помощи педагогического дневника наблюдения.
В программе широко используются самоанализ и коллективный анализ работ
обучающихся. Одна из форм самоанализа и коллективного анализа – это беседа,
которая проходит во время выставки работ учащихся. Выставка проводится после
каждого завершенного тематического блока. На выставках обучающиеся
рассказывают о своей работе, обсуждают работы своих одногруппников, выявляют
плюсы и минусы, определяют перспективы ближайшего развития.
Еще одной формой подведения итогов является составление альбома
художественных работ обучающихся. Альбом составляется для каждого ученика, в
котором виден результат и динамика его творческого развития.
Работа с родителями
Для реализации воспитательных задач родители (законные представители)
принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности объединения.
Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к учебным
занятиям.

Учебный (тематический) план
№
1
2
3
4

5
6
7
8

9

Название раздела,
темы
«Это – я!» Техника безопасности.
Конкурс рисунков «Мое лето»
Я вижу. Я слышу. Я чувствую. Я
рисую

Мир вокруг меня: живое и
неживое. Вдохновение природой.
Наши зелёные друзья. Экскурсия в
парк. Сбор листьев для определения
видов и составления гербария
Лес - наше богатство. Рисование
отпечатками
листьев
«Осенний
букет»
Экология и экологичность. Работы из
бросовых материалов
Знакомство
с
птицами
своей
местности. Изготовление кормушек
Операция «Синица». Экскурсия в
парк,
развешивание
кормушек,
подкормка птиц
Влияние снега на растения зимой.
Постановка
опыта
«Защитные
свойства снега»

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

всего

теория

практика

4

1

3

беседа

12

4

8

наблюдение

12

4

8

беседа

12

4

8

4

0

4

8

2

6

12

4

8

4

0

4

анализ творческих
работ

8

4

4

анализ творческих
работ

наблюдение

Опрос

10

Космические путешествия. Гости из
космоса: кометы, метеориты, метеоры.
Рисование фольгой

12

4

8

анализ творческих
работ

11

Земля. Искусство песка (Sand Art)

12

4

8

викторина

12

Воздух. Огонь Невидимые художники

12

4

8

8

4

4

4

0

4

16

4

14

4

0

4

144

43

101

13

14
15
16

Вода. Подводный мир. Постановка
опыта: «Распускание почек на ветках
деревьев, кустарников, поставленных
в разную по составу воду»
Круговорот
воды
в
природе.
Кляксография
Четвероногие друзья. Работа над
проектом «Братья наш меньшие»
Итоговое
занятие:
презентация
творческих проектов
Итого

анализ
творческих работ
анализ
творческих работ

беседа
Выставка с
обсуждением

Содержание учебного (тематического) плана
1. Техника безопасности. Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности. Правила работы и поведения на
занятиях. Знакомство с группой. Постановка целей на обучение.
Практика: Игра на знакомство «Расскажи о себе». Конкурс рисунков «Мое
лето»
2.Я вижу! Я слышу! Я чувствую! Я рисую!
Теория: Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Наблюдения
при помощи органов чувств. Впечатления. Образы как отражение
впечатлений. Набросок. Графика. Живопись
Практика: Знакомство с традиционными жанрами изобразительного
искусства, Рассматривание репродукций, изображающих природу, животных
и людей, знаменитых художников разных временных периодов. Рисунки в
традиционных техниках рисования: графика, живопись. Карандашный
набросок, работа в цвете.
3. Мир вокруг меня: живое и неживое. Вдохновение природой
Теория: Понятия Живая и Неживая природа. Свойства живой и неживой
природы. Пейзаж. Натюрморт. Портрет. Набросок.
Практика: Рассматривание репродукций знаменитых картин. Беседа о
впечатлениях. Создание карандашного наброска
4. Наши зеленые друзья. Гербарий.
Теория: Царство растений. Деревья. Кустарники. Трава. Польза растений.
Комнатные растения. Сезонные изменения растений. Гербарий. Коллаж
Практика: Сбор листьев для и составления гербария. Изготовление работ из
сухих листьев и других растительных материалов в технике коллаж.
5. Лес-наше богатство.
Теория: Экологические правила поведения в лесу.
Практика: Рисование отпечатками листьев
6. Экология и экологичность.
Теория: Экологические системы города, вторичная переработка материалов
Практика: Изготовление творческих работ из бросовых материалов
7. Знакомство с птицами своей местности
Теория: Знакомство с птицами своей местности. Зимующие птицы. Лесные
этажи и их владельцы
Практика: Изготовление кормушек.
8. Операция «Синица»
Теория: Корма для зимующих птиц. Птичий обед.
Практика: Экскурсия в парк, развешивание кормушек, наблюдение за
птицами
9. Влияние снега на растения зимой
Практика: постановка опыта «Защитные свойства снега»
10. Космические путешествия. Гости из космоса: кометы,
метеориты, метеоры. Рисование фольгой
Теория: Планета. Орбита. Спутники. Солнечная система Кометы, метеориты,
метеоры. Изучение космоса при помощи приборов на Земле и в космосе.

Практика: Штампинг фольгой. Работа в смешанной технике (Аппликация,
живопись, штампинг фольгой, аппликация) «Хвост кометы».
11. Земля. Искусство песка (Sand Art).
Теория: Земля как элемент природы, ее составляющие: почва, камень, песок,
глина. Металлы в земле. Использование почвы. Свойства земли: твердость,
сыпучесть. Науки, которые изучают землю: география, геология. Земля как
среда обитания. Песчаные скульптуры. Камнерезное искусство. Рисование
песком/ Sand Art
Практика: Создание работ из цветного песка, рисование песком.
12. Воздух и огонь.
Теория: Свойства воздуха. Свойства огня. Их взаимосвязь. Опасности,
связанные с огнем. Воздух и огонь в жизни человека. Творчество, связанное с
использованием огня и горячего воздуха: Гончарное ремесло, Ковка металлов,
Стеклодувное ремесло, Фьюзинг (заочное знакомство).
Практика: Создание на выбор: ваза из пластиковой бутылки с
использованием бисера, стеклянных бусин и природного материала или
рисование в технике «кляксография», раздувание краски.
13. Вода. Подводный мир.
Теория: Вода как самая большая составляющая поверхности планеты. Вода
как среда обитания. Вода в каждом живом организме.
Практика: Постановка опыта «Распускание почек на ветках деревьев,
кустарников, поставленных в разную по составу воду»
14. Круговорот воды в природе
Теория: Влияние состава воды на живые организмы. Рисование акварелью по
мокрой бумаге. Эбру
Практика: Создание рисунков на тему «Круговорот воды в природе» в
технике эбру или «мокрое рисование» акварелью. Работа с цветом.
15. Четвероногие друзья
Теория: Дикие и домашние животные. Животные в жизни людей. Животные –
образы в мифологии. Животные – герои сказок.
Практика: Работа над проектом «Братья наши меньшие»
17. Итоговое занятие: презентация творческих проектов
Практика: Представление работ обучающимися.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
1. проявляет заботу о ближайшем природном окружении;
2. оперирует понятиями «красиво», «не красиво», поясняет свою точку
зрения.
3. демонстрирует навыки самоконтроля, самооценки.
Развивающие:
1. знает и выполняет правила общения со сверстниками, педагогом,
другими людьми, рассказывает о своей деятельности, может раскрыть
замысел и передать алгоритм действий;
2. освоил умение целенаправленно и осознанно использовать органы
чувств при взаимодействии с природой для получения информации через
разные сенсорные каналы.
3. интересуется познанием окружающего мира, овладел навыком
самостоятельно определить «пробелы знания».
Обучающие:
1. владеет представлениями о научной картине мира, взаимосвязях
живого и неживого в природе.
2. имеет представление о взаимосвязи человека и природы.
3. освоил умения работать с различными материалами в изобразительном
и декоративно-прикладном творчестве
4. владеет знаниями о свойствах различных материалов, используемых в
изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 28 декабря
2 полугодие

09 января

28 мая

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

16

64

20

80

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 2
учебных часа

Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная
станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
Индивидуальный ученический комплект
1. Краски: акварель, гуашь.
2. Карандаши: простые.
3. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные.
4. Точилки для карандашей.
5. Стаканчики для разведения красок.
6. Линейки, ножницы, ластики.
7. Тряпочки для кистей.
8. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков.
9. Маркеры и фломастеры.
10. Пастель масляная или восковые карандаши.
Информационное обеспечение:
 фотоматериалы;
 видеоматериалы;
 плакаты, таблица по темам
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Методическое обеспечение
При реализации программы используется:
 разработки теоретических и практических занятий;
 дидактические и наглядные материалы: географические карты, атлас
Солнечной системы, натуралистические изображения растений и животных,
репродукции картин, видеоролики;

Формы аттестации/контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме
беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и
представлений о художественном творчестве, построение индивидуальных
траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
– анализ продуктов творческой деятельности обучающихся,
позволяющий определить степень освоения учебного материала, выявить
проблемные моменты и скорректировать индивидуальную траекторию
обучающегося;
–– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным
продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных
составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года.
Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у
детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень
сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения,
который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а
также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение
всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов
обучения
на
уровень
образовательных
результатов,
степень
сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор
нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных,
коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация
обучающихся проводится в следующих формах: презентация творческой
работы. Если обучающийся полностью освоил дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию,
ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 План рассказа о творческой работе. (Приложение 1);
 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов (Приложение 2).

Список литературы
Основная литература
1. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной
деятельности ребёнка [Текст] / Н. В. Бутенко. - Челябинск : Цицеро, 2013. –
66с.
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное
искусство», Дубосарскй Е. Д. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е. Д.
Дубосарский
–
Режим
доступа:
https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={ACD8C6C8-77024B2D-9EAA-83538C034354}&name=1100-izobrazitelynoe-iskusstvo-hn-uu-b.pdf
3. Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Маленькие
художники», Стырова Е. Ю. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е.Ю.
Стырова.
–
Режим
доступа:
https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={58B69AC3-09554065-9267-5BF567A6B8EA}&name=1300-malenykie-hudogniki.pdf
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ [Текст]:
пособие для воспитателей и родителей/ А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2007г.
– 96с.
Литература для детей и родителей
1.
Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует [Текст] :
учебное пособие / Д. Гарни, А. Захарова – Бомбора, 2018. – 224 с.
2.
Добрусина А. Точечная роспись [Текст] : Сборник / А. Добрусина –
Феникс, 2015 – 94 с.
3.
Евстратова Е. Н. 500 сокровищ русской живописи[Текст] : Сборник
/ Е. Н. Евстратова – Абрис/ОЛМА, 2020 – 360 с.
4.
Лемон К. Рисуем без страха [Текст] : Сборник / К. Лемон – Питер,
2015 – 128 с.
5.
Мартьянова Л.М. Универсальный гений, Леонардо да Винчи [Текст]
: Сборник / Л.М. Мартьянова – Центрполиграф, 2018 – 190 с.
6.
Опимах И. Живописные истории, О великих полотнах, их
создателях и героях [Текст] : Сборник / И. Опимах – Ломоносовъ, 2020 – 272
с.
7. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве [Текст] :
монография / И. В. Руднев – Москва: Мир науки, 2019. – 98 с.
8.
Шайнбергер Ф. Скетчи без границ, смелые зарисовки в дороге, в
городе, на пляже и где угодно [Текст] : учебное пособие / Ф. Шайнбергер –
Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 160 с.

Аннотация
Важной составляющей образования детей в современном мире является
формирование системы естественно-научных знаний и основ экологической
культуры. Занятия по программе «Краски природы» направлены на
удовлетворение потребности детей в самовыражении и творчестве, а также
естественного интереса к взаимодействию с объектами природы. Незаметно
для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование и
декоративно-прикладное
творчество
в
различных
техниках,
с
использованием природного материалами, позволит детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. В программе раскрываются новые
возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве
художественных материалов. Общение с природой, работа с природным
материалом
пробуждаются
эстетические
чувства,
развивается
художественный вкус, приобретаются трудовые навыки.
Программа, объединяет в себе две направленности естественно-научную и
художественную, что позволяет шире раскрыть способности и таланты
обучающихся. Позволяет деликатно формировать и поддерживать интерес к
процессу получения знаний (учебная мотивация), что крайне важно для
дальнейшего обучения и развития ребенка. Программа предоставляет
возможность попробовать себя в качестве художника, творца, исследователя,
создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и
композиции. Общение с природой, знакомство с произведениями искусства,
изделиями народных промыслов и ремёсел закладывают нравственную
основу в формировании личности ребенка. Обучаться по программе могут
дети дошкольного и младшего школьного возраста с любым уровнем
подготовки
Сведения об авторе-разработчике
Сотникова Валентина Владимировна
Методист МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»,
Мунарева Анастасия Евгеньевна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец
творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии»,
Телефон: +7 (343) 371-46-01 (5)

Приложение 1
План рассказа о творческой работе.
1. Ф.И. автора, возраст;
2. Название работы;
3. Замысел, что хотел передать в работе (настроение, взаимосвязи,
процессы и т.д.)
4. Техника выполнения работы;
5. Какие трудности возникли при выполнении работы;
6. Что оказалось легко при выполнении работы;
7. Как сам автор оценивает свою работу.

Приложение 2
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Краски природы» разработаны следующие
критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно
общаться, готовность помочь при коллективном решении задач),
познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с
информацией),
ответственность
(проявляется
при
выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие
в команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении
какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих задач
Cреднее арифметическое
Познавательная 1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного
занятия
новое
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие) задания

Проявляется /не
проявляется

3

4

Cреднее арифметическое
Ответственность 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и
без напоминания
2. Своевременно приходит на занятие, другие
Проявляется при
мероприятия
выполнении
функциональных 3. Доводит начатую работу до конца
заданий,
4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
известных,
полученного результата.
повторяющихся
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции группы
Социальная
идентичность
Индивидуальное
чувство
принадлежности

5

6

2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при проведении важных
для группы дел (мероприятий)

к творческому
объединению.
Убежденность в
4. Положительно высказывается об отношении к
собственной
группе, Дворцу.
значимости для
развития среды, к
5. Положительно оценивает свою роль и место в
которой
принадлежит сам детском творческом коллективе.
ребенок
Cреднее арифметическое
Знает органы чувств человека, их особенности и
Предметные
функции
знания
Знает диких и домашних животных, способы ухода
за ними
Знает растения: Деревья, кустарники, трава способы
ухода за ними
Понимает взаимосвязи между объектами природы
Знает различные материалы и инструменты для
различных техник рисования.
Среднее арифметическое
Использует свои органы чувств как инструмент
Предметные
познания окружающего мира
умения
Проявляет заботу об окружающем природном
окружении
Умеет использовать различные материалы в
декоративно-прикладной деятельности
Умеет передавать свойства природных объектов в
творческой работе
Умеет выражать свое мнение к рассматриваемым
произведениям искусства, своим работам и работам
товорищей
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение,
анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.

Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам,
объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в
отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к
измерению), которая служит для фиксации количественной оценки
результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой
определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».