Краски знаний

Содержание
Комплекс основных характеристик программы ....................................................... 3
Введение........................................................................................................................ 3
Содержание программы .............................................................................................. 9
Учебный (тематический) план .................................................................................... 9
Планируемые результаты освоения программы .....................................................12
Комплекс организационно-педагогических условий .............................................13
Список литературы ....................................................................................................16
Аннотация ...................................................................................................................18
Сведения о разработчике...........................................................................................19
Приложение 1 .............................................................................................................20
Приложение 2 .............................................................................................................23
Приложение 3 .............................................................................................................27

2

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Введение.
Программа «Краски знаний» способствует успешной подготовке ребенка к
вступлению в новую, школьную жизнь, более простому и естественному переходу
от дошкольного к школьному возрасту. Программа обеспечивает развитие
личности ребенка дошкольного возраста с учётом его возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Краски знаний» является составной частью процесса обучения и развития
дошкольников в условиях Дома детского творчества.
Ученые пришли к единому выводу о том, что первые годы жизни ребенка – самые
благоприятные для развития. Именно в дошкольный период закладываются
основы будущей личности. Психика ребенка до шести лет в целом отличается
особой восприимчивостью к развивающему и обучающему воздействию со
стороны взрослых. Важно использовать это период для решения одной из важных
задач – обеспечить социальную успешность ребенка на следующей ступени
развития.
Методы и приемы для реализации программы:
• игровые технологии, позволяющие активизировать детей, побуждать и
стимулировать их к учебной деятельности (сюжетно ролевые игры,
дидактические, интеллектуальные и логические игры, игра-драматизация,
игровые путешествия),
• создание проблемной ситуации,
• интегрированные занятия, обеспечивающие разностороннее развитие личности.
Дошкольное детство – период бурного интеллектуального развития. Важным
средством развития интеллектуальных способностей является дидактическая
игра, которая способствует концентрации внимания и формированию
интеллектуального мышления дошкольников.
Используются такие виды занятий:
• теоретические занятия (рассказ, беседа, слайд программа с использованием
интерактивной доски);
• практические занятия: игра, рисунок, загадки, тест, скороговорки, миниспектакль, просмотр тематических видеофильмов, работа с интернет
ресурсами, культурно-массовые мероприятия (викторины, конкурсы, праздники,
выставки и т.п.).
Направленность программы естественно-научная.
Образовательный процесс направлен, прежде всего, на обеспечение
познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей,
на развитие познавательно-исследовательской деятельности, способствующих
общему развитию дошкольников
Программа разработана с учётом:
3

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной
распоряжение
Правительства
РФ
от
29.02.2016
г.
№ 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом;
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября
2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики
4

и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
15.
Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17.
Положение о порядке применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы: Готовность к обучению в школе принято
рассматривать как физиологическую, психологическую и социальноличностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень
физического, психического и социального развития ребенка, который
необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно
взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе,
сказываются на успешности обучения в школе.
Программа составлена с учетом современных требований. Разнообразные
формы и приёмы помогают ребёнку ориентироваться в большом потоке
информации и вооружают грамотными приёмами её обработки, запоминания и
воспроизведения. Учат легко справляться с увеличивающимся потоком знаний,
необходимых для жизни современному человеку.
Новизна программы заключается в том, что её реализация позволяет
комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у
детей не только предпосылок учебных умений и навыков (чтения,
фонематического слуха, математических представлений, графики письма), но
также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих
возможностей детей. Ученые пришли к выводу, что первые годы жизни ребёнка
– самые благодатные для развития. Именно в дошкольный период
закладываются основы будущей личности. Психика ребенка до шести лет в
целом отличается восприимчивостью к развивающему и обучающему
воздействию со стороны взрослых.
Программа способствует успешной подготовке ребенка к вступлению в новую,
школьную жизнь, более простому и естественному переходу от дошкольного к
школьному возрасту. Программа обеспечивает развитие личности ребёнка
дошкольного возраста с учётом его возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Краски знаний» является составной частью процесса обучения и развития
дошкольников в условиях Дворца творчества.
Отличительные особенности
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование
игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать
простые и сложные логические операции при решении поставленных задач.
Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их
5

сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной
программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование
фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте
способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует
усвоению навыков фонетического анализа слов.
Основной задачей программы является подготовка детей к меняющимся
условиям их жизни, а именно подготовка их без страха идти в школу. В
разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха
детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного
овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями
от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий,
овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями,
обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого
материала.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо,
чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове,
производить анализ звуковой структуры слова
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму
занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому
ребенку.
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды
деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведение
рисунков, схем и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и
двигательной памяти, поиск закономерностей и т.д. Необходимость объяснять
свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует
развития мышления и речи.
Важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет
формирование у него элементарных математических представлений. Оно
предполагает первоначальное формирование представлений о количестве,
числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении.
Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых
педагогом, а также интеллектуальных и спонтанных игр, в ходе
самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Цель и задачи программы
Цель программы: адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям, формирование мотивации и интереса к познанию и
творчеству.
Задачи программы:
Обучающие:
− обучить умению составлять словосочетания и предложения, пересказ,
рассказ на данную тему;
− обучить умению описывать картины, создавать инсценировки;
− формировать и совершенствовать математические навыки, начальные
6

знания из геометрии;
− совершенствовать и обогатить знания об окружающем мире, о животных,
явлениях природы, окружающей жизни, о родной стране;
Развивающие:
− развивать познавательные интересы и познавательные действия у ребенка;
− развивать психические функции и познавательные процессы, память и
связную речь, умение сравнивать, выделять главное, классифицировать,
приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениями;
− развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, произвольное
внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и
координацию движения рук, умение ориентироваться в пространстве и
времени.
Воспитательные:
− воспитывать навыки общения в группе, доброжелательного отношения к
людям, организованность и сознательную дисциплинированность;
− обучить взаимодействию друг с другом, умению вместе решать проблемные
ситуации и прислушиваться к мнению друг друга;
− формировать умения анализировать свои поступки, признавать свои
ошибки поведения и исправлять их, слушать собеседника, задавать вопросы,
вести диалог;
− воспитывать любовь к животному миру, расширению кругозора;
− формировать
потребность
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности.
Адресат программы.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа
адресована для детей дошкольного возраста, от 5 до 6 лет. Старший дошкольный
возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется
социальный статус. Это период психологической готовности к школе. В этом
возрасте ребенка все чаще привлекают задания учебного плана, но по-прежнему
ведущей деятельностью в этом возрасте остаётся игра.
Группы формируются по 12 - 14 человек.
Условия приема. Приём обучающихся осуществляется на основе свободного
выбора детьми дополнительной общеобразовательной программы.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Общее количество часов в
неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 144 часа.
Срок освоения программы – 9 месяцев.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа «Краски знаний» состоит из двух блоков:
1. «Развитие навыков чтения и речи».
2. «Развитие математических навыков».
7

Обучение в рамках программы направлено на развитие интеллектуальнопознавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а также раскрытие их
творческого потенциала и коммуникативных навыков. В процессе реализации
программы решаются два аспекта: познавательный (обучение способам действия
с предметами) и воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам
общения и отношения с другими людьми).
Объём и срок освоения программы:
Год обучения - 144 часа в год:
«Развитие навыков чтения и речи» - 72 часа;
«Развитие математических навыков» - 72 часа.
Уровень сложности программы:
«Стартовый», программа ориентирована на детей любого уровня подготовки и
способностей, предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: теоретическое занятие, практическое занятие,
культурно-массовые мероприятия, работа с интернет-ресурсами, открытое
занятие.
Формы подведения итогов: практическое занятие, беседа, тест, открытое
занятие, праздник, викторина, конкурс.
Работа с родителями. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
(родительские собрания, открытые занятия для родителей, внутренние конкурсы
домашних работ). Использование современных коммуникационных технологий
(мессенджеры, социальные сети) для координации учебного- воспитательного
процесса и эффективного взаимодействия с родителями.

8

Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п

Общее
кол-во
часов

Наименование темы

В т.ч.
теории

В т.ч.
практики

Блок: Развитие навыков чтения и речи
2
1
1
Введение. Техника безопасности

1

Форма аттестации/
контроля

Беседа

на

22

8

14

Беседа, педагогическое
наблюдение

Чтение
складовых
картинок.
Переход от зрительного восприятия
к
непосредственному
чтению.
Чтение слов
Словосочетание и предложение.
Знаки в конце предложения. Чтение
предложений

14

4

10

Беседа,
педагогическое
наблюдение

12

4

8

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Формирование словаря. Развитие
связной речи

22

6

16

Беседа,
педагогическое
наблюдение

Обучение чтению складов
кубиках и по таблице
2

3

4

5

Блок «Развитие математических навыков»
6

Введение

4

2

2

4

12

7

Числа первого десятка. Прямой и
обратный счет

16

8

Сложение и
первого десятка.

20

6

14

8

4

4

14

4

10

9
10

11
12

вычитание

чисел

Сравнение чисел первого десятка.
Знаки <> =

Беседа
Беседа,
прямой опрос
Беседа, педагогическое
наблюдение
Беседа,
прямой опрос

Из геометрии: геометрические
фигуры треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг.

Педагогическое
наблюдение

Линия и отрезок

Итоговое занятие

Итого

9

8

4

4

Беседа,
самостоятельная
работа

2

0

2

Беседа,
педагогический
мониторинг

144

47

97

Содержание учебного (тематического) плана
Блок «Развитие навыков чтения и речи»
1. Введение. Техника безопасности (1 ч.)
Теория: Знакомство с кубиками и таблицами по чтению. Кубики большие и
маленькие, «имя» и «фамилия» кубиков.
Практика: Игры «В трамвае», «мы строим дом». Знакомство с профессией
строителя, водителя трамвая.
2. Обучение чтению складов на кубиках и по таблице (14 ч.)
Теория: Составление слов из кубиков. Пояснение по работе с таблицами.
Практика: Игры «Магазин игрушек», «Я принёс тебе подарок», «В лесу».
3. Чтение складовых картинок. Переход от зрительного восприятия к
непосредственному чтению. Чтение слов. (10 ч.)
Теория: Представление об азбуке. Научит пользоваться азбукой.
Практика: Чтение двух-трёхсложных слов. Игры «В библиотеке», «Птицелов»,
«Где мы побывали, что мы повидали», «Что на картинке?».
4. Словосочетание и предложение. Знаки в конце предложения. Чтение
предложений. (8 ч.)
Теория: Словосочетания. Понятие о предложении: состав предложения, знаки в
конце предложения. Большая буква в начале предложения.
Практика: Игры «Земля, вода, огонь, воздух», «Путешественник». Составление
предложений, по опорным словам, на заданную тему, по картинкам. Составление
и чтение предложений, разных по цели высказывания. Чтение текста, состоящего
из 2-3 предложений, пересказ прочитанного.
5. Формирование словаря. Развитие связной речи. (16 ч.)
Теория: Понятие эпитета, антонима, синонима. Понятие «текст». Части текста:
вступление, основная часть, заключение. Знакомство с русскими народными
сказками
Практика: Подбор к заданному слову эпитетов, синонимов, антонимов. Работа над
текстом: прослушивание текста, умение ответить на поставленные вопросы,
пересказать текст (Приложение 1). Чтение стихотворений, повторение текста,
заучивание наизусть. Выделение образных выражений
Блок «Развитие математических навыков»
6. Введение. (2 ч.)
Теория: Математика как науке. Знакомство с таблицей по счету.
Практика: Рассказы о книге «Занимательно о математике». Ответы на вопросы.
Игры «Карлики и великаны», «Пожалуйста».
7. Числа первого десятка. Прямой и обратный счет. (12 ч.)
Теория: Звуковая и графическая сторона чисел до десяти. Прямой и обратный
счет.
Практика: Работа по таблице. Прямой и обратный счет до десяти.
Запоминание графического изображения чисел до десяти.
Игры «Волшебный столик», «Исчезнувший предмет», «Найди различия».
8. Сложение и вычитание чисел первого десятка. (14 ч.)
10

Теория: Математические знаки.
Практика: Сложение и вычитание чисел до 10 по таблице.
Составление примеров при помощи карточек и кубиков. Устное составление
задачи, умение записать условие задачи и решить ее.
Игры «В магазин», «Подарки».
9. Сравнение чисел первого десятка. Знаки <> =. (4 ч.)
Теория: Знаки сравнения: <> =.
Практика: Сравнение предметов по размеру, по количеству.
Правильное употребление прилагательных в сравнительной степени.
Сравнение чисел, введение знаков «больше», «меньше».
Игра «Какое число я задала?».
10. Из геометрии: геометрические фигуры- треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг. (10 ч.)
Теория: Основные геометрические фигурамы. Определение общих признаков и
различий геометрических фигур.
Практика: Характеристика основных геометрических фигур. Стороны и вершины
фигуры. Решение занимательных задач с использованием геометрических фигур.
Определение предметов, имеющих форму.
Игры «Геометрическое лото», «Отгадай, что в мешочке?», «Цветочное лото».
11. Линия и отрезок. (4 ч.)
Теория: Формирование умения работы с линейкой.
Практика: Работа с линейкой: начертить отрезок определенной длины.
Игры «Палочки», «Бирюльки», развивающие моторику руки.
12. Итоговое занятие. (2 ч.)
Практика. Контрольное задание на
Систематизация полученных знаний, умений и навыков.

11

Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
− Обучающиеся умеют составлять словосочетания и предложения, пересказ,
рассказ на данную тему;
− Обучающиеся умеют описывать картины, создавать инсценировки;
− Обучающиеся умеют начальные математические навыки и знания из
геометрии;
− Обучающиеся имеют знания об окружающем мире, о животных, явлениях
природы, окружающей жизни, о родной стране умеют.
Метапредметные:
− У обучающихся развиты познавательные интересы и познавательные
действия;
− У обучающихся развиты психические функции и познавательные процессы,
память и связную речь, умение сравнивать, выделять главное,
классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между
явлениями;
− У обучающихся развиты у детей наглядно-образное и логическое мышление,
произвольное внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение,
мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в
пространстве и времени.
Личностные результаты
− Обучающиеся
демонстрируют
навыки
общения
в
группе,
доброжелательного отношения к людям, организованность и сознательную
дисциплинированность;
− Обучающиеся взаимодействуют друг с другом, умеют вместе решать
проблемные ситуации и прислушиваться к мнению друг друга
осуществляют контроль над своей деятельностью;
− навык анализировать свои поступки, признавать свои ошибки поведения и
исправлять их, слушать собеседника, задавать вопросы, вести диалог;
− Обучающиеся проявляют любовь к животному миру, интерес к расширению
кругозора;
− У
обучающиеся
сформирована
потребность
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности,
активности,
аккуратности.

12

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 28 декабря
2 полугодие

09 января

28 мая

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

16

64

20

80

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 2
учебных часа

Материально-техническое обеспечение:
1.
Помещение для занятий – просторное, хорошо освещенное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
- парты;
- стулья;
- доска;
- шкафы для хранения пособий;
- осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, интерактивная доска.
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного образования,
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Информационно – методическое обеспечение:
При реализации программы используются следующие дидактические материалы:
1. Набор букв на магнитах, магнитная доска;
2. Альбомы, ручки и карандаши;
3. Сборники сказок;
4. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
5. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
6. Магнитофон, диски с аудиозаписями;
7. Интерактивная доска;
8. Деревянная доска и цветные мелки;
9. Мольберт;
10. Информационные стенды и папки-передвижки с информацией для
родителей;
Дидактические игры:
1. Игротека (игра для детей 5-7 лет);
2. Математический набор «Арифметика»;
3. Таинственные буквы (игра с буквами для детей 7-12 лет);
13

4. Проверь свои знания (игра для детей 6-8 лет);
5. Игры (пачка с сюжетно-ролевыми, подвижными играми);
6. Набор кубиков (для детей 3-5 лет);
7. Сказки. Набор кубиков;
8. Дидактический материал по счету;
9. Счетные палочки;
10. «Учись считать». (Цифры и знаки, геометрические фигуры);
11. Детское лото. Сказки (игра для детей 5-8 лет по развитию
зрительной памяти, внимания, наблюдательности);
12. Точки. (Развивающая игра по Никитину Б.П.);
13. Обучающая игра «Азбука»;
14. Домино «Геометрические фигуры»;
15. Развивающая игра «Собирай-ка»;
16. Дидактическая игра «Сложи узор»;
17. Развивающая игра «Кубики»;
18. Набор кубиков «Волшебная радуга»;
19. Игра «Слоги» из серии «Учись, играя»;
20. Игра «Алфавит» из серии «Учись, играя»;
21. Кубики «Учимся считать»;
22. Дидактическая игра «Что лишнее?»;
Наглядные пособия:
1. «Сосчитай-ка» (набор цифр и математических знаков);
2. Набор из четырех книг «Чудеса природы»;
3. Набор из четырех книг «Чудеса познания»;
4. Раевский Ю. Веселая азбука;
5. Парные сюжетные картинки (для детей 4-5 лет);
6. Парные картинки (сюжеты из мультфильмов для детей 4-6 лет);
7. Азбука – раскраска;
8. Сложи квадрат. СК (развивающая игра по Никитину Б.П.);
9. Внимание В. Внимание В-У. (серия заданий по Никитину Б.П.);
10. Таблицы по чтению Зайцева Н.А.;
11. Таблицы по счету Зайцева Н.А.;
12. Кубики Зайцева Н.А.;
13. Великан (рисунки к стихам С. Маршака);
14. Сюжетные картинки (методическая разработка по развитию речи детей
дошкольного возраста);
15. Алфавит (таблички);
16. Таблички по счету;
17. Серия «Окружающий мир» (бытовая техника, музыкальные
инструменты, дикие животные, лесные ягоды, домашние птицы);
18. Опорные картинки для пересказа текста;
19. Наглядный материал: насекомые; птицы; цветы; деревья; овощи;
фрукты; профессии; летние виды спорта; зимние виды спорта; распорядок
дня; осень; лето; весна; зима; защитники отечества;
20. Интерактивный плакат «Говорящий Букваренок»;
14

21. Наборы детской мебели «Мягкая мебель», «Столовая»,
«Детская»;
Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания
сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребёнку может
быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня
подготовки и личностных особенностей.
Формы аттестации/контроля
Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей
обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых
результатов освоения программы.
Диагностика (Приложение № 2-3) проводится во всех группах и состоит из
нескольких этапов:
- Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года.
Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом включенного
наблюдения с целью определения базового уровня обученности учащихся.
- Промежуточная диагностика – в середине учебного года проводится
тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня
обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики –
выполнение творческих заданий, проектов, ответы на занятиях, участие в
конкурсах и выставках творческих работ внутри объединения.
- Итоговая диагностика осуществляется по окончанию учебного года – анализ
проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется
динамика
уровня
обученности
каждого
обучающегося.

15

Список литературы
Список рекомендованной литературы для педагогов
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку
дошкольников/ М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2008. – 400 с.
2. Белая К.Ю. От сентября до сентября / К.Ю. Белая. - М.: АСТ, 2008. – 140 с.
3. Болотова Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотова. - М.: Академия, 2007. –
238 с.
4. Ванюхина Г.А. Речецветик: занимательное пособие для дошкольников / Г.А.
Ванюхина. – Екатеринбург: Старсо, 2021. – 134 с.
5. Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника /
А.С.Герасимова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 272 с.
6. Гибсон Р. Обучающие игры / Р. Гибсон. - М.: РОСМЭН, 2016. 63 с.
7. Городилова В.И. Чтение и письмо / В.И. Городилова. – СПб: Аквариум, 2018. –
48 с.
8. Данилова В.В. Обучение математики в детском саду / В.В. Данилова. М.:
Академия, 2018. - 160 с.
9. Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н.В. Елкина. – Ярославль:
Академия, 2020. – 224 с.
10. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста / В.В. Зайцев. – М.:
Владос, 2011. – 58 с.
11. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет / Н.А. Зайцев. СПб: Лань, 2010. – 198 с.
12. Ильина М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? / М.Н. Ильина. –
СПб: Дельта, 2012. – 382 с.
13. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия
развития, 2011. – 222 с.
14. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка / М.Р. Львов. –
Тула: Астрель, 2010. – 126 с.
15. Никитин Б.П. Ступень творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.:
Просвещение, 2014. – 160 с.

Список рекомендованной литературы для детей и родителей
1. Бажяева С.В. Большой альбом по развитию речи / С.В. Бажяева. –М.:
РОСМЭН, 2014. – 280 с.
2. Гаврина С.Е. Готов ли Ваш ребенок к школе? Сборник тестов для детей 6-7
лет / С.Е. Гаврина. - М.: РОСМЭН, 2009. – 79 с.
3. Дмитриев В.Г. Умный букварь с крупными буквами / В.Г. Дмитриев. – М.:
Эксмо, 2010. – 127 с.
4. Дмитриева В.Г. Альбом по развитию навыков чтения / В.Г. Дмитриев. –
М.: АСТ, 2014. – 80 с.
5. Павленко Э.В. Развитие речи. Поступаем в первый класс / Э.В. Павленко. –
М.: Стрекоза, 2012. – 64 с.
16

Электронные образовательные ресурсы
1. https://www.maam.ru/
2.
https://infourok.ru/organizaciya-kontrolnoocenochnoy-deyatelnostinauroke542896.html
3.
https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-tvorcheskih-sposobnosteyudeteydoshkolnogo-vozrasta.html
4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialydlyaroditeley/2017/02/25/testyopredelyayushchie-gotovnost-detey-k-shkolе

17

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа
«Краски
знаний»
способствует успешной подготовке ребенка к вступлению в новую, школьную
жизнь, более простому и естественному переходу от дошкольного к школьному
возрасту. Программа обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного
возраста с учётом его возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей.
Целью программы является адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям, формирование мотивации и интереса к
познанию и творчеству.
Обучение в рамках программы направлено на развитие интеллектуальнопознавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а также раскрытие их
творческого потенциала и коммуникативных навыков. В процессе реализации
программы решаются два аспекта: познавательный (обучение способам
действия с предметами) и воспитательный (обучение способам сотрудничества,
формам общения и отношения с другими людьми).
Программа «Краски знаний» разработана для обучающихся 6-9 лет,
рассчитана на 9 месяцев обучения.

18

Сведения о разработчике
Нурисламова Эльза Мударисовна –
Методист первой квалификационной категории МАУ ДО Городской Дворец
творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии»,
Рабочий телефон: 8 (343) 371-46-01 (5)

19

Приложение 1
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи
с элементами обучения грамоте «Как оленёнку маму искали»
−
−
−
−

−
−
−

Программное содержание
Продолжать обучать построению связных монологических высказываний
через составление описательных рассказов, используя модель.
Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающий различные
пространственные отношения (из; из-за; за, в).
Обучать
составлению
сложноподчинённых
предложений.
Совершенствовать умение
образовывать
(по образцу)
притяжательные прилагательные.
Развивать фонематический слух: определять место звука в слове, упражнять
в дифференциации звуков. Совершенствовать умение детей проводить
звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие
согласные звуки.
Развивать фонетический слух, продолжать учить делить слова на слоги.
Формировать умение правильно держать фломастер. Развивать мелкую
моторику.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Предварительная работа
Чтение сказки В. Орлова «Как олененку маму искали». Беседа по произведению;
обыгрывание сказки. Проведение дидактической игры «У кого кто». Беседа по
теме «Дикие животные».
Материалы и оборудование
Картинны й материал «Дикие животные», пособие по работе с предлогами, маски
животных, пособие по зрительной гимнастике «Белка», карточки-схемы, карточки
к игре «Найди маму», металлофон.
Ход занятия
Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказку «Как олененку маму искали». Вы
помните эту сказку? Чтобы попасть в эту сказку нужно выполнить несколько
заданий. Посмотрите внимательно на доску, на ней закреплены картинки
животных. Какие эта животные?
Задание первое
Выберите тех животных, которые не живут в сказке.
Ребята, какие животные у нас остались?
Разделите на слоги слово ЛИСА с помощью хлопков. Сколько
слогов в этом слове?
Слово БЕЛКА разделите на слоги тихим голосом. И так делим на слоги каждое
слово.
Задание второе
Ребята, а еще животные очень любят прятаться. Посмотрите внимательно на
20

картинку на мольберте и скажите, кто из животных, где спрятался, и. как вы
догадались? Отвечать нужно полным предложением. Например, за кустом
спрятался заяц, потому что из-за куста видны заячьи уши.
А сейчас я предлагаю поиграть с белкой, для того чтобы наши глазки отдохнули.
Зрительная гимнастика «Белка».
Нарисуйте белку глазками, шея и голова неподвижны, а двигаются только глазки,
следуя за указкой.
Задание третье.
-У меня картинка с изображением барсука и четыре схемы слов
— это карточки с синими, красными, зелеными фишками. Произнесите негромко
название животного, посчитайте, сколько звуков в этом слове и подберите х нему
схему.
Согласны ли вы? Сколько звуков в слове БАРСУК? Какой первый звук?
Назовите его. он гласный или согласный? Какой фишкой мы его обозначили?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
А теперь пора и отдохнуть!
Физкультминутка «На водопой»
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой. (Идут по кругу.)
За мамой лосихой топал лосенок. (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок. (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок. (Двигаются в полуприседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок. (Идут в перевалку.)
3а мамою белкой скакали бельчата. (Двигаются прыжками)
За мамой зайчихой - косые зайчата. (Прыгают, сделав ушки из ладоней.) Волчица
вела за собою волчат. (Крадутся большими шагами)
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются в круг лицом, делают
дыхательные- движения)
Дети остаются на ковре, там стоят стулья и мольберт, на котором модель
составления рассказа. звучит металлофон.
Наконец-то мы с вами добрались до сказки. Ребята, мы вспомнили животных,
которые живут в этой сказке, а что же там происходило? Что услышала девочка в
лесу? Кто же это был? Кто пришел на помощь малышу? А теперь представьте, что
лесные мамы захотели стать мамой олененку. Олененком мы выберем Мишу,
белкой - Дашу, ежихой - Валю, медведицей - Настю. (Надеваю на детей маски
животных.).
Для того, чтобы ваш рассказ получился интересным и полным, мы будем
использовать модель рассказа.
(На мольберте модель рассказа о диких животных.)
Сначала нужно рассказать о внешнем виде животного. Продолжить рассказом о
том, где оно живет. Затем рассказать, чем оно питается, а закончить рассказом о
детенышах этого животного. Если вы забудете, о чем нужно рассказывать, то
посмотрите на модель и вспомните. В рассказе пользуйтесь словами из текста
сказки. Расскажите о себе так, чтобы только вас олененок хотел бы видеть своей
мамой.
После всех рассказов о животных вопрос олененку:
21

Узнал ты свою маму?
Дети, почему оленёнок не выбрал этих животных своей мамой, ведь они такие
замечательные мамы?
Потому что для каждого малыша его мама лучше всех. Оленёнок, расскажи о
своей маме.
Молодец, олененок. Ты хорошо знаешь приметы своей мамы.
Ребята, давайте поможем оленёнку найти его маму. Садитесь за свои столы, и мы
поиграем в игру «Найди маму». Возьмите фломастеры и карточку. На карточке
несколько контурных изображений лесных мам. Найдите и обведите фломастером
маму оленёнка.
Спасибо вам, ребята! Вы помогли оленёнку найти свою маму. (Звучит
металлофон). Вот и закончилась наша сказка.
Ребята, а чем мы сегодня занимались? Я предлагаю вам самостоятельно оценить
себя, свои знания. Если вы считаете, что выполнили-правильно все задания поставьте себе красный кружок.

22

Приложение 2
Диагностическая карта № 1
Содержательная составляющая программы-обучение чтению

Выводы октябрь (текстом)
Выводы май (текстом)
Сроки диагностики:
Входная: октябрь
Итоговая: май
Уровни развития: низкий, средний, высокий
Критерии оценки по каждому параметру:
− Владеет и может применять самостоятельно (высокий уровень)
− Знает и владеет (средний уровень)
− Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)

23

24

Связная речь
1. Дидактическое упражнение «Составь предложение»
2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
3. Составление рассказа «IЦенок» по серии сюжетных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок, игрушки щенок и собака.
4.
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа о6 одной из
них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. За
тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
Дети сравнивают щенка и взрослую собаку и щенка, выделяя одинаковые и
отличительные признаки.
5.
Составь по каждой картинке одно предложение. Вспомни, о чем ты
рассказывал.
Фонетика
1. Дидактическое упражнение «Назови картинку»
25

Материал: предметные картинки.
2. Задание «Найди звук»
3. Звуковой анализ слова
Материал: звуковая модель слова, фишки.
1. Задание
Посмотри на картинку. Что изображено? (воспитатель отмечает звуки, Которые ребенок
не произносит)
2. Задание
Воспитатель произносит слово и просит определить местоположение звука в
слове (начало, середина, конец).
3. Задание:
Посчитай количество слогов.
Выполни звуковой анализ слова.
Материал: касса букв.
Учитель составляет слоги, простые зеркальные слова (3-5). Ребенок должен
прочитать.
Мелкая моторика
1. Дидактическое упражнение «Штриховка, обведение по контуру»
2. Печатание букв, слогов, слов.
1. Задание
Воспитатель раздает карточки с заданием.
Обведи по контуру и заштрихуй па образцу.
2. Задание
- Письмо букв под диктовку.
- Копирование слогов и слов.

26

Приложение 3
Диагностическая карта № 1
Содержательная составляющая программы-обучение счету

Выводы (октябрь) ..... (текстом)
Выводы (май) ..... (текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика - октябрь,
Итоговая диагностика- май.
Уровни развития: Низкий, Средний, Высокий
Критерии оценки по каждому параметру:
- Владеет и может применять самостоятельно ... (высокий уровень);
- Знает и владеет (средний уровень)
- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)
Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому) Подсчет
баллов производится путем математического сложения баллов и их деления на
количество параметров. В данном случае, где 6 параметров:
Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) - 10-14 баллов, Высокий (В) 16-18
баллов.
Примерные задания по каждому параметру:
Счёт до 10
Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Дидактическое упражнение «Веселые
игрушки». Материал: 10 разных мелких игрушек Задания: 1. Посчитай в пределах
10 в прямом и обратном порядке.
27

2 Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их. - Посчитай
все игрушки.
- Сколько всего игрушек?
Который по счету мишка?
- А мячик? И т. п.
Работа с множествами
1.
Дидактическое упражнение: «Посчитай»
Материал: карточка с изображением предметов.
2.
Дидактическая игра «В огороде»
Материал: карточки с изображением овощей
3.Задание: сосчитай, сколько на картинке предметов.
4.Задание: посчитай и сравни предметы по количеству; расставь знаки
t(<», ((_», «>».
5. Задание: -объясни где «больше (меньше)» и «на сколько больше (меньше)».
Представление о числах и цифрах
1.
Дидактическое упражнение «Засели жильцов в домик»
Материал: наглядное пособие «Домик с окошками», карточки с числами от 1 до 9,
счётные палочки.
2.
Тест «цифра и число»
3.
Дидактическое упражнение. «Математический диктант»
4.
Дидактическое упражнение «Кто и где живет?»
5.
Задание: Зачеркни столько предметов, сколько указано цифрой.
6.
Задание: запиши цифры под диктовку (5, 2, 3, 1, б, 8, 10, 4, 9).
7.
Задание: Назови соседей числа 3.
Назови число, которое идет за числом б.
Назови предыдущее число 2.
Назови соседей числа 8.
Назови последующее число 4.
Устный счет в пределах 10.
Дидактическое упражнение «Что будет, если...» Задание: подумай и дай
правильный ответ:
-Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.)
- К 9 прибавить 1?
- Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу.)
-Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
-А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Работа с геометрическим материалом
1.
Дидактическое упражнение «Найди геометрическую фигуру» Материал:
карточка с изображением геометрических фигур
2.
Дидактическая игра
«День рождения Винни -Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на 2 части, а 1 круг
и 1 квадрат разделены на четыре части поровну
28

3.
Дидактическое упражнение «дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см -условная
мерка
4.
Дидактическое упражнение «Продолжи ряд».
Материал: карточка с изображением геометрических фигур,
причем
у последующих измены два признака.
Вопросы:
- Что ты видишь на карточке?
- Какие геометрические фигуры ты видишь?
5.
Задание: заштрихуй все круги желтым цветом, все квадраты - синим цветом,
треугольники - зеленым, овалы - красным и прямоугольник -черным.
6.
Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить
поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на 2 (4) равные
части. Подумай и ответь: Часть круга, и квадрата больше или меньше целого?
7.
Задание: рассмотри дорожки.
- Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?
Как это проверить?
8.
Задание: нарисуй фигуры, изменяя два признака. Умение ориентироваться
на листе бумаги Игра «Волшебная карандаш». Материалы: лист бумаги с
изображением разных картинок.
9. Задание: раскрась картинку в левом верхнем углу - в желтый цвет, в левом
нижнем - в зеленый цвет, в правом верхнем - в красный цвет, в правом нижнем - в
синий цвет, в середине листа - в коричневый цвет.
Решение задач
1.
Дидактическое упражнение
Материал: цифры от 0 до 10, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки
2.
Дидактическое задание «Заполни пустые клеточки» Материал: таблица с
изображением геометрических фигур.
3.
Игра «Танграм»
Материал: геометрические фигуры, образцы.
1. Задание: Рассмотри картинки, реши задачи и запиши их решения и составь
задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи.
2. Вопросы:
Посмотри внимательно на табличку, здесь много клеток.
Что в них нарисовано?
Сколько разных геометрических фигур каждом ряду?
Назови эти фигуры. Сколько в табличке вопросительных знаков? задание: впиши
вместо вопросительных знаков недостающие фигуры.
З. Вопросы:
Из каких геометрических фигур построены образцы?
Задание: из деталей игры построй по образцу.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».