Содержание Комплекс основных характеристик программы................................................................................ 3 Содержание программы ................................................................................................................................. 9 Учебный (тематический) план .................................................................................................................... 9 Содержание учебного (тематического) плана .................................................................................. 10 Планируемые результаты освоения программы .............................................................................. 12 Комплекс организационно-педагогических условий .................................................................... 13 Список литературы ......................................................................................................................................... 16 Аннотация............................................................................................................................................................ 18 Сведения об авторе-составителе .............................................................................................................. 18 Приложение 1 .................................................................................................................................................... 19 Приложение 2 .................................................................................................................................................... 20 Приложение 3 .................................................................................................................................................... 21 Приложение 4 .................................................................................................................................................... 22 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Введение. Основной целью современной системы дополнительного образования является создание условий для формирования и развития творческих способностей, личностного развития, позитивной социализации, профессионального самоопределения, духовно-нравственного и гражданского воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у детей младшего школьного возраста происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные кисти» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Программа имеет художественную направленность. Актуальность программы раскрывается через большой интерес и потребность детей в творчестве, их потребность в самовыражении при помощи актуальных и доступных средств. Программа предоставляет возможность попробовать себя в качестве художника, создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и композиции. Обучаться по программе могут дети младшего школьного возраста с любым уровнем подготовки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». И на основе общеразвивающих программ дополнительного образования «Маленькие художники» Стыровой Е. Ю. (г. Москва), «Изобразительное искусство» Дубосарского Е. Д. (г. Москва). Отличительными особенностями программы является то, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием нетрадиционных техник рисования. Возможность применения нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего школьного возраста дает возможность для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Содержание программы позволяет обучающимся задуматься и выразить свое отношение к таким важным темам как патриотизм, история родной страны и края, экология, культура. Практические задания предполагают привлечение знаний различных предметных областей, что позволяет обучающимся осознать связь изобразительного искусства с другими предметами. Творческий процесс совмещается с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества, а также нетрадиционных видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение выстраивается на основе учета возрастных особенностей, основной ведущей деятельности возраста. Для младших школьников в рамках программы происходит приобщение к миру искусства. Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах; Способствует снятию детских страхов; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; Во время работы дети получают эстетическое удовольствие; Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник изобразительного искусства. Цель программы: развитие творческих способностей и художественных навыков у обучающихся в процессе использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: Воспитательные: 1. Повышение мотивации к занятиям изобразительным творчеством; 2. Развитие эстетического вкуса; 3. Развитие чувства принадлежности к образовательному учреждению, своей стране. Развивающие: 1. Развитие умения рационально использовать время, выстраивать осознанную деятельность для получения продуктивного результата; 2. Развитие творческой инициативности и самостоятельности при решении учебных задач; 3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Обучающие 1. Познакомить обучающихся с различными художественными материалами, с различными нетрадиционными художественными техниками, приемами. 2. Познакомить обучающихся с различными жанрами изобразительного искусства. 3. Сформировать умения работать с различными материалами. Познакомить обучающихся с «изобразительным языком» (освоение понятий – линия и пятно, цветовые и тональные отношения, форма и объем, композиционные построения и т.д.). Адресат программы. Программа «Волшебные кисти» рассчитан на обучающихся 6-9 лет. Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность. Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы, устанавливать причинноследственные связи, формированию навыков общения и коллективного труда. Группы формируются по 10 - 18 человек (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14). Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Условия приема. Приём обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительной общеобразовательной программы. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа. Срок освоения программы – 9 месяцев Уровневость программы. Уровень сложности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные кисти» – базовый. Форма обучения по программе очная, с возможностью применения дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube, Яндекс, Вконтакте. Также программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы обучающихся, как: Индивидуально- групповая; Групповая. Виды занятий: беседы, практические задания, индивидуальные работы, коллективные работы, организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности. Методы обучения По источнику изложения учебного материала: 1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение дискуссия. 2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения (изобразительные техники), работа по образцу. 3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение практических заданий. По характеру учебно-познавательной деятельности используются: 1. Объяснительно - иллюстративные; 2. Репродуктивные; 3. Частично-поисковые методы. Формы подведения результатов Для оценки результата применяется комплекс методов: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, оценка творческих проектов. Фиксирование результатов осуществляется при помощи педагогического дневника наблюдения. В программе широко используются самоанализ и коллективный анализ работ учащихся. Одна из форм самоанализа и коллективного анализа – это беседа, которая проходит во время выставки работ учащихся. Выставка проводится после каждого завершенного тематического блока. На выставках обучающиеся рассказывают о своей работе, обсуждают работы своих одногруппников, выявляют плюсы и минусы, определяют перспективы ближайшего развития. Еще одной формой подведения итогов является составление альбома художественных работ обучающихся. Альбом составляется для каждого ученика, в котором виден результат и динамика его творческого развития. Работа с родителями Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным фестивалям и конкурсам. Содержание программы Учебный (тематический) план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Название раздела, темы Техника безопасности. Вводное занятие. Традиционные техники рисования Тычок жесткой полусухой кистью Линогравюра Оттиск смятой бумагой Рисование пальчиками Восковые мелки и акварель Свеча и акварель Монотипия предметная Кляксография Набрызг Отпечатки листьев Монотипия пейзажная Рисование ватными дисками, палочками Граттаж Ниткография Итоговое занятие. Выставка. Итого Количество часов всего теория практика 2 1 1 Формы аттестации (контроля) Опрос 22 4 18 Опрос 8 1 7 Опрос 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 Творческая работа Творческая работа Опрос Творческая работа Творческая работа Опрос Творческая работа Опрос Опрос Опрос Опрос 8 8 8 144 1 1 1 20 7 7 7 124 Творческая работа Творческая работа Выставка Содержание учебного (тематического) плана Техника безопасности. Вводное занятие. (2 ч.) Теория: Техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей на год. Правила работы с художественными материалами, правила поведения в аудитории и во время учебного процесса. Практика: Игра на знакомство «Расскажи мне о себе» Традиционные техники. (16 ч.) Теория: Ребенок овладевает всеми традиционными методами рисования, умеет пользоваться разными кистями, знает цветовую гамму, умеет смешивать краски. Знакомство с термином «набросок». Практика: Знакомство с традиционными жанрами изобразительного искусства, знакомство со знаменитыми художниками разных временных периудов и их творчеством. Создание серии рисунков в традиционных техниках рисования: графика, живопись. Карандашный набросок, работа в цвете. Тычок жесткой полусухой кистью. (6 ч.) Теория: Знакомство с понятиями «Тычок», «Жесткая кисть». Знакомство со способами работы гуашью. Практика: Создание серии рисунков в технике «Тычок жесткой полусухой кистью». Карандашный набросок, работа в цвете. Линогравюра. (36 ч.) Теория: Знакомство с понятием «Линогравюра», знакомство с происхождением данной техники изобразительного искусства. Правила работы с инструментами для создания гравюры. Знакомство с понятием «Гравюра». Знакомство с алгоритмом создания линогравюры. Знакомство с технологией печати. Знакомство со штемпельной краской. Практика: Создание карандашного наброска, вырезание на линолеуме, цветная печать. Оттиск смятой бумагой. (6 ч.) Теория: Знакомство со способами рисования смятой бумагой. Практика: Создание карандашного наброска натюрморта, выполнение работы в цвете в технике оттиск смятой бумагой. Рисование пальчиками. (6 ч.) Теория: Знакомство техникой рисования пальчиками. Правила работы при Практика: Создание творческой работы в технике «рисование пальчиками». Карандашный набросок, работа в цвете. оВосковые мелки и акварель. (6 ч.) Теория: Знакомство со способами рисования в смешанной технике восковыми мелками и акварелью. Практика: Создание серии работ в смешанной технике «восковыми мелками и акв Карандашный набросок, работа в цвете. Свеча и акварель. (6 ч.) Теория: Знакомство со способами рисования в смешанной технике свеча и акварель. Определение отличительных особенностей техник рисования «свеча и акварель» и рисование «восковыми мелками и акварелью». тПрактика: Создание серии работ в смешанной технике «свеча и акварель». е арандашный набросок, работа в цвете. К Монотипия предметная (6 ч) н еория: Знакомство с понятиями «пятно», «симметрия», «монотипия». Т и равила работы в технике «монотипия предметная». П к рактика: Создание серии творческих работ в технике «монотипия П епредметная». Работа цветовыми пятнами. Построение изображений. Кляксография (8 ч.) Теория: Знакомство с техникой рисования «кляксография». Работа цветовыми пятнами. Практика: Создание серии творческих работ в технике «кляксография». Работа цветовыми пятнами. Построение изображений. Набрызг (6 ч.) Теория: Знакомство с техникой рисования «набрызг». Правила работы в технике «набрызг». Практика: Создание творческой работы в технике «набрызг». Отпечатки листьев (6 ч.) Теория: Знакомство с техникой печати и создания отпечатков листьев. Правила работы в технике. Практика: Создание серии творческих работ в технике «отпечатки листьев». Работа цветовыми пятнами. Построение изображений. Монотипия пейзажная (6 ч.) Теория: Знакомство с понятиями «монотипия пейзажная». Правила сгиба листа для правильного изображения. Правила работы в технике «монотипия пейзажная». Практика: Создание серии творческих работ в технике «монотипия пейзажная». Работа цветовыми пятнами. Построение изображений. Рисование ватными дисками, палочками (8 ч.) Теория: Знакомство с техниками «рисование ватными палочками» и «рисование ватными дисками». История происхождения техники «пуантилизм». Практика: Создание серии творческих работ в технике «пуантилизм» и «рисование ватными дисками». Карандашный набросок, работа в цвете. Граттаж (10 ч.) Теория: Знакомство с техникой рисования «граттаж», алгоритмом создания основы для граттажа. Правила работы в технике «граттаж». Практика: Создание основ для граттажа. Карандашный набросок, работа в цвете. Ниткография (12 ч.) Теория: Знакомство с техникой рисования «ниткография». Знакомство с историей появления данной техники рисования, алгоритмом создания работы в данной технике. Практика: Создание серии творческих работ в технике «ниткография». Карандашный набросок, работа в цвете. Итоговое занятие. Выставка. (4 ч.) Практика: Представление работ обучающимися. Планируемые результаты освоения программы Личностные: 1. Будет повышена мотивации к занятиям по изобразительному творчеству; 2. Будет развит эстетический вкус; 3. Будет развито чувство принадлежности к образовательному учреждению, своей стране. Метапредметные: 1. Будет развито умение рационально использовать время, выстраивать осознанную деятельность для получения продуктивного результата; 2. Будут развита творческая инициативность и самостоятельность при решении учебных задач; 3. Будут развиты навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Предметные 1. Освоены знания художественных материалов, нетрадиционных художественных техник, приемов. 2. Освоены знания о различных жанрах изобразительного искусства. 3. Сформированы умения использовать различные материалы. 4. Освоен «изобразительный язык» (основные понятия- линия и пятно, цветовые и тональные отношения, форма и объем, композиционные построения и т.д.). Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Дата Дата начала Период окончания обучения по обучения обучения по программе программе 1 полугодие 15 сентября 28 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая Всего учебных недель Количество учебных часов 16 64 20 80 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 учебных часа Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Индивидуальны й ученический комплект 1. Краски: акварель, гуашь, краска штемпельная, краска для батика. 2. Карандаши: простые. 3. Ручки: черные гелевые, шариковые. 4. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные. 5. Точилки (резаки) для карандашей. 6. Стаканчики для разведения красок. 7. Линейки, ножницы, ластики. 8. Тряпочки для кистей. 9. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков. 10. Маркеры и фломастеры. 11. Ткань для батика. 12.Карандаш угольный. 13. Сухая пастель. 14.Линолиеум. 15.Резцы для линогравюры. Информационное обеспечение: фотоматериалы; видеоматериалы; Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям. Методическое обеспечение При реализации программы используется: разработки теоретических и практических занятий; дидактические и наглядные материалы: схемы соединений деталей, тематические иллюстрации, учебные пособия по лего-конструированию, видеоролики; Формы аттестации/контроля Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о техническом конструировании, построение индивидуальных траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Оценка качества освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит: – анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий определить степень освоения учебного материала, выявить проблемные моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося; – анализ лексикона обучающегося на предмет использования специальных терминов во время общения с преподавателем и другими детьми; – опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников. Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос. На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных результатов, степень сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в следующих формах: защита итоговой творческой работы. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: План рассказа о творческой работе. (Приложение 1); Тест по теме «Традиционные техники рисования» (Приложение 2); Итоговый тест (Приложение 3); Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов (Приложение 4). Список литературы Основная литература 1. Борозенец П.В., Гвоздева Е.Е. Пластилиновая сказка. Читаем, лепим, играем. – Спб.: Речь, 2013. – 64 с. 2. Васина Н. Бумажная симфония. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 126 с. 3. Вохринцева С. В. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Учимся рисовать. Полх - Майданская роспись 2. – Екатеринбург.: Страна фантазий, 2005. – 10 с. 4. Вохринцева С. В. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Учимся рисовать. Городецкая роспись 2. – Екатеринбург.: Страна фантазий, 2003. – 10 с. 5. Зайцев В.Б. Аппликация. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 16 с. 6. Искусство – детям. Волшебный пластилин. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2009. – 16 с. 7. Искусство – детям. Вырезалки из бумаги. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2008. – 16 с. 8. Искусство – детям. Игрушки к Новому году. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2011. – 16 с. 9. Искусство – детям. Разноцветные узоры. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2007. – 16 с. 10. Искусство – детям. Секреты бумажного листа. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2008. – 16 с. 11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 176 с. 12. Кузнецова С.В. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 317 с. 13. Лучшие поделки для детей. Пер. Н.Ю. Лебедевой. – М.: РОСМЭН, 2008. – 87 с. 14. Морозова О.А. Волшебный пластилин. – М.: Мозайка – синтез, 1998. – 24 с. 15. Рисование. Все техники в одной книге. – М.: Астрель, 2012. – 32 с. Литература для детей и родителей 1. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве [Текст] : монография / И. В. Руднев – Москва: Мир науки, 2019. – 98 с. 2. Шайнбергер Ф. Скетчи без границ, смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно [Текст] : учебное пособие / Ф. Шайнбергер – Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 160 с. 3. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует [Текст] : учебное пособие / Д. Гарни, А. Захарова – Бомбора, 2018. – 224 с. 4. Мартьянова Л.М. Универсальный гений, Леонардо да Винчи [Текст] : Сборник / Л.М. Мартьянова – Центрполиграф, 2018 – 190 с. 5. Лемон К. Рисуем без страха [Текст] : Сборник / К. Лемон – Питер, 2015 – 128 с. 6. Добрусина А. Точечная роспись [Текст] : Сборник / А. Добрусина – Феникс, 2015 – 94 с. 7. Опимах И. Живописные истории, О великих полотнах, их создателях и героях [Текст] : Сборник / И. Опимах – Ломоносовъ, 2020 – 272 с. 8. Евстратова Е. Н. 500 сокровищ русской живописи [Текст] : Сборник / Е. Н.Евстратова – Абрис/ОЛМА, 2020 – 360 с. Аннотация Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Зачастую ребенку недостаточно привычных,традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Сведения об авторе-составителе Дума Анастасия Олеговна Место работы: МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность - педагог дополнительного образования Квалификационная категория - высшая Приложение 1 План рассказа о творческой работе. 1. Ф.И. автора, возраст; 2. Название работы; 3. Техника выполнения работы; 4. Что хотел передать в работе автор, главная мысль работы; 5. Какие трудности возникли при выполнении работы; 6. Что оказалось легко при выполнении работы; 7. Хотелось бы что-то исправить или добавить; 8. Какие эмоции вызывает данная работа у автора. Приложение 2 Тест по теме «Традиционные техники рисования» «Стартовая» ступень 1. a. b. c. d. 2. a. b. c. d. 3. a. b. c. d. 4. a. b. 5. Какая техника не относится к традиционной технике рисования Рисование кистью – акварелью, гуашью; Рисование с помощью простого карандаша; Рисование с помощью ниток; Рисование с помощью фломастеров. Какая краска любит воду? Масляная; Акриловая; Гуашь; Акварель. В какой технике нарисован рисунок? Рисование с помощью простого карандаша; Рисование с помощью губки; Рисование с помощью фломастеров; Рисование кистью – акварелью, гуашью. Какой краской нарисован рисунок? Гуашь; Акварель. Соедини краску и ее свойство: a.Акварель a.Плотная b.Гуашь b.Прозрачная Приложение 3 Итоговый тест «Базовая» ступень 1. Кто такой художник? 2. Пейзаж-это 3. Какое время года изображено на картинах русских художников a. b. a. b. 4. Натюрморт-это 5. К какому жанру изобразительного искусства относится творчество Айвазовского? a. Пейзаж; b. Портрет; c. Натюрморт. 6. Напиши с помощью каких подручных средств можно нарисовать картину Приложение 4 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные кисти» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели Взаимодействи е в команде Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Cреднее арифметическое Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме я активность занятия/темы/программы Желание 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия узнавать новое 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) Проявляется /не проявляется задания Cреднее арифметическое Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный срок ть и без напоминания 2. Своевременно приходит на занятие, другие Проявляется при мероприятия выполнении Доводит начатую работу до конца функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, х заданий, полученного результата. известных, 5. Выполняет взятые обязательства повторяющихся Cреднее арифметическое Принимает правила и традиции группы Социальная 2. Охотно (без давления педагога) принимает идентичность участие в мероприятиях, важных для группы Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении принадлежности важных для группы дел (мероприятий) Положительно высказывается об отношении к к творческому группе, Дворцу. объединению. 5. Положительно оценивает свою роль и место в Убежденность в детском творческом коллективе. собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое Знает цвета и оттенки Предметные Знает основные жанры изобразительного знания искусства Знает основные законы композиции Знает основные техники рисования Знает 10 художников Среднее арифметическое Умеет смешивать цвета, для получения нужного Предметные оттенка умения Умеент правильно компоновать рисунок Умеет применять основные техники рисования Умеет передавать объемность предметов Умеет выражать свое мнение к рассматриваемым произведениям искусства Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования. Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.