Клуб друзей хорошего настроения. Мастер театрализации игры

Содержание
Комплекс основных характеристик программы ............................................................................. 3
Пояснительная записка...................................................................................................................... 3
Содержание программы .................................................................................................................... 9
Учебный (тематический) план .......................................................................................................... 9
Содержание учебного (тематического) плана ............................................................................... 10
Планируемые результаты освоения программы ........................................................................... 12
Комплекс организационно-педагогических условий ................................................................... 13
Условия реализации программы .................................................................................................... 13
Список литературы .......................................................................................................................... 16
Аннотация ......................................................................................................................................... 19
Сведения об авторе-разработчике .................................................................................................. 19
Приложение 1 ................................................................................................................................... 20
Приложение 2 ................................................................................................................................... 23

2

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Введение.
В настоящее время общество нуждается в инициативных людях,
имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим
мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным. Нестандартное
мышление, оригинальный подход, новизна мысли – все это обязательные
неотъемлемые качества современного успешного человека. Познание в себе
неповторимой индивидуальности, уверенности помогает детям и подросткам в
дальнейшем достичь успеха в учебе, творчестве, работе. Формирование
творчески активной личности является одной из важнейших задач современной
педагогической науки и практики.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учётом
нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период
до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г.
№ 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
3

11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019
г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики
и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы. В настоящее время важным элементом
молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений.
Актуальность дополнительной образовательной программы «Клуб друзей
хорошего настроения. Мастер театрализации игры» опирается на
необходимость подготовки молодежных лидеров - организаторов деятельности
детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Практика современного образования показывает, что не всегда детям удаётся
играть активные жизненные роли, столь необходимые для успешной адаптации
во взрослой жизни.
Дополнительная образовательная программа «Клуб друзей хорошего
настроения. Мастер театрализации игры» органично аккумулировала научные
разработки классиков педагогики и современные методики формирования
лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта
решения сложных задач при взаимодействии со сверстниками.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей и подростков в
возрасте от 15 до 18 лет.
Подростковый период – наиболее благоприятный для развития
творческого мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на
своих занятиях постоянно предлагает своим воспитанникам решать
проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и
отличительные черты. Кроме того, принимая во внимание то, что процесс
обучения – это не только процесс усвоения знаний, но и процесс воспитания
4

личности, педагог постоянно обращает свое внимание на формирование
устойчивых нравственных идеалов, системы оценочных суждений, моральных
принципов обучающихся. Любая жизненная ситуация, конфликтные моменты
на соревнованиях или на обычных занятиях в коллективе служат поводом для
обсуждения, оценки, диалога педагога с воспитанником, что особенно важно
именно в этом возрасте, когда закладываются основы его нравственных и
социальных качеств. Похвала, выделение позитивных моментов в деятельности
подростка особенно важны, когда они совершаются в присутствии товарищей,
значимых для него людей.
Юношеский возраст (15-18 лет) - период расцвета всей умственной
деятельности и жизненного самоопределения. Потребность в значимых для
жизненного успеха знаний – одна из самых характерных черт нынешнего
старшеклассника. Формирование и поддержание устойчивого интереса к
игровой организаторской деятельности, раскрытие творческого потенциала
воспитанника, оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути — вот
основная задача педагога на данном этапе.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2
академических часа с перерывом 10 минут.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа.
Срок освоения программы – 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса: Программа
реализуется в традиционной модели реализации программы.
Программа предполагает очную форму обучения, при необходимости
возможно обучение с применением дистанционных технологий и электронного
обучения на платформах: Яндекс, Вконтакте, Сферум.
В зависимости от темы, содержания, вида занятия, программа включает
следующие формы работы обучающихся:
 Индивидуально- групповая;
 Групповая.
Перечень видов занятий по программе «Клуб друзей хорошего
настроения. Мастер театрализации игры»:
1. Теоретические занятия в форме бесед, где раскрываются история и
содержание игр, классификация, правила, методика организации и проведения
игрового действия, методика разучивания массовых танцев и т.д.);
2. Практические занятия (разучивание игр и танцев, участие в игровых
программах в роли играющего или ведущего, выступления на массовых
праздниках и т.д.);
3. Самостоятельную работу (изучение специальной литературы, подбор игр по
теме, создание новых игр, разработка сценариев игровых программ, разработка
интеллектуально-творческих игр и т.д.);
4. Учебную практику (участие в игровых и массовых праздниках, проведение
игровых программ в своих школах, на городских площадках, лагерях отдыха,
участие в творческих встречах, конкурсах и фестивалях игровых коллективов);
5

5. Фестивальную практику (участие в составе группы на Городских,
Межрегиональных и Всероссийских фестивалях игровых коллективов);
Формы подведения итогов.
Итоги освоения программы обучающимися подводятся в форме
открытого занятия, на котором обучающиеся представляют свои творческие
проекты (игровые программы). Оцениваются коммуникативные навыки
подростков, качество подобранного для занятия материала, методика
разучивания массовых танцев и игр, умение разрешать спорные и конфликтные
ситуации.
Кроме этого обучающиеся принимают участие во всероссийских
фестивалях и творческих встречах игровых коллективов, выступают с
авторскими разработками игровых программ различных жанров (конкурс
разработок и сценариев), организуют игровую деятельность в своих
образовательных учреждениях (отзыв участников игровых программ и
организатора внеклассной работы), 3-4 раза в год проводят занятия в младших
группах объединения «Клуб друзей хорошего настроения». Работают в
качестве помощников вожатых в школьных и загородных летних лагерях.
Цель программы – развитие социально-значимых качеств обучающихся
средствами вовлечения их в игровую и театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение самостоятельно создавать и реализовывать этюды,
давать оценку своей работе;
2. Развивать необходимые знания, умения и навыки организатора игровой
деятельности;
3. Познакомить со способами звукового оформления игровых программ и
основами формирования игрового материала;
4. Познакомить с теорией и методикой создания игровых программ различных
жанров;
5. Познакомить с деятельностью волонтера.
Развивающие:
1. Развивать навыки сотрудничества;
2. Способствовать самовыражению подростка и проявления им своей
творческой индивидуальности через различные виды игровой деятельности,
исполнение роли в игровой программе.
3. Развивать коммуникативные навыки, необходимые организатору игровой
деятельности для успешного общения со сверстниками и младшими детьми;
Воспитательные:
1. Воспитывать гражданскую идентичность;
2. Формировать потребность в самореализации и самоутверждении;
3. Формировать способность к оценке возможности реализации своих
потребностей в конкретной жизненной ситуации;
4. Воспитывать объективное отношение к результатам своей деятельности и
результатам труда своих товарищей.
Отличительными особенностями данной программы от уже
существующих образовательных программ являются:
6

1. Большое место в программе отводится занятиям ритмикой, пластикой,
танцем, что способствует развитию музыкальности детей, прививает им навыки
культурного поведения, развивает художественный вкус;
2. Включение подростков в социально-значимые проекты и акции, дела
позволяет обучающимся наглядно увидеть пользу от своей творческой
деятельности, что способствует формированию идентичности гражданина на
уровне учебного коллектива, учреждения, города.
3. Программа включает различные виды самостоятельной творческой
деятельности обучающихся, что даёт им возможность получить специальные
знания, умения и навыки организатора игровой деятельности – ведущего
игровых и шоу-программ.
Педагогическая целесообразность
программы заключается в
комплексном подходе к подготовке обучающихся «новой формации», умеющих
жить в современных социально-экономических условиях: компетентных,
мобильных, с высокой культурой делового общения, готовых к принятию
управленческих решений, и умеющих эффективно взаимодействовать с
деловыми партнерами.
Основой учебной программы является игра. Её воспитательное значение
многообразно и позволяет исподволь решать поставленные задачи. Игра
является проявлением не только природной, но и социальной активности
ребёнка. С одной стороны, она дарит сиюминутное удовольствие, служит
удовлетворению назревших актуальных потребностей личности, с другой –
направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные
ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения,
способности, необходимые личности для выполнения социальных,
профессиональных, творческих функций.
Уровневость программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Клуб друзей хорошего настроения. Мастер театрализации игры» организована
по принципу дифференциации и имеет продвинутый уровень. В программе
используются форм организации материала, обеспечивающие доступ к
сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное
изучение
содержания
программы
и
доступ
к
околопрофессиональным
и
профессиональным
знаниям
в
рамках
содержательно-тематического направления программы.
Группы формируются по 10 - 18 человек. Группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные.
Условия приема. На обучение по программе принимаются обучающие,
имеющие специальную подготовку, владеющие базовыми навыками
проведения массовых игр и мероприятий, в том числе прошедшие обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового
уровня «Клуб друзей хорошего настроения. Театрализация игры».
Методы обучения
По источнику изложения учебного материала:
1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение дискуссия.
7

2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения
(изобразительные техники), работа по образцу.
3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение
практических заданий.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
1. Объяснительно - иллюстративные;
2. Репродуктивные;
3. Частично-поисковые методы.
Работа с родителями.
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью
в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают
при выполнении творческих заданий, становятся участниками и
организаторами внутриклубных мероприятий, выступают сопровождающими
на конкурсах.
Взаимодействие с родителями организовано в форме родительских
собраний, для оперативного информирования используются мессенджеры и
социальные сети. В течение учебного года предусматривается проведение
консультаций, открытых занятий, где родители могут наглядно проследить
личностный и профессиональный рост обучающихся.

8

Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

Наименование разделов, тем

Всего
часов

В том числе
теория практика
2
4

Формы аттестации/
Контроля

1.

Клоунада

6

2.
3.

Артикуляция и резонирование
Речь в движении

10
30

3
2

7
28

4.

Актёрское мастерство

35

3

32

5.

Грим

13

5

8

5

4

1

12

2

10

9

1

8

Практическая работа

12

-

12

Практическая работа,

12

2

10

Самостоятельная
творческая работа,
открытое занятие

144

25

119

6.

Развитие способностей к
лицедейству
7. Постановочная деятельность и
практическая работа на массовых
праздниках с сюжетно-игровыми
программами.
8. Новогодние игры и работа на
новогодних праздниках
9. Организация
и
участие
в
фестивалях игровых коллективов
10. Подготовка к конкурсу мастерства
«Скуке не уступим ни минутки»
Итого:

9

Этюд,
Самостоятельная
творческая работа
Практическая работа
Защита творческих
работ
Беседа,
Защита творческих
работ
Опрос,
Практическая работа
Беседа, творческая
работа
Практическая работа,
защита творческих
работ

Содержание учебного (тематического) плана
1. Клоунада
Теория. Клоунада – истоки жанра. История клоуна. Драматургия жанра.
Отличительные особенности клоунады от пантомимы.
Практика. Психологические тренинги: «Закапываем комплексы», «Быть
смешным», «Создаем историю внутреннего клоуна». Упражнения «Клоун в круг»,
«Гиперболизация движения» и др. Создание этюдов на свободные темы.
2.
Артикуляция и резонирование.
Теория. Внутриглоточная артикуляция. Внешняя артикуляция: работа губ, языка,
нижней челюсти.
Практика.
Артикуляционно-фонетические
упражнения.
Упражнения,
направленные на укрепление мышц речевого аппарата. Отработка звуков (И, Э, А,
О, У, Ы): «Хочу сказать, но не могу», «Испорченный телевизор».
3.
Речь в движении.
Теория. Движение и развитие голоса в динамике. Дыхание статическое и
динамическое. Одышка. Сочетание дыхания с движением.
Практика. Двигательно-речевые игры и упражнения: «Поезд», «Мой весёлый
звонкий мяч», «Я прыгалка-скакалка». Упражнения с движениями рук, головы,
корпуса. Динамические дыхательные упражнения.
4.
Актёрское мастерство
Теория. Создание художественных образов. Умение анализировать свои
ощущения на сцене. Воплощение навыков, наработанных этюдным методом. Зачин
– что это? Раздел – наблюдение за артистами цирка.
Практика. Индивидуальная работа над зачином в роли режиссёра- постановщика.
Работа над этюдами. Придумывание цирковых номеров в группах.
5.
Грим
Теория. Основы грима. Использование в работе над ролью. Искусство изменения
внешности. Сказочный, клоунский грим. Грим животных.
Практика. Правильное наложение грима.
6.
Развитие способностей к лицедейству
Теория. Понятие: Лицедей. Эмоциональность – одно из средств выразительности.
Атмосфера спектакля.
Практика. Игры, имитирующие различные события и эмоциональные состояния в
сочетании с физическими упражнениями: «Имитация движений животных», «Одно
и то же по-разному», «Все веселы, а один сердит» и др. (развитие эмоциональной
сферы, создание общей атмосферы грусти, ожидания, страха и т.д.). Игрыассоциации (приобретение навыка не только демонстрировать события, но и
передавать эмоциональное состояние). Игры с воображаемым предметом (развитие
способностей к лицедейству). Упражнения на воспитание эмоционально образного,
эстетического отношения к окружающей действительности.
7.
Постановочная деятельность и практическая работа на массовых
праздниках с сюжетно-игровыми программами.
Теория. Особенности разработки сценария игровой программы.
10

Практика. Выступления с театрализованными игровыми программами и
затейными представлениями на массовых праздниках.
8.
Новогодние игры и работа на новогодних праздниках.
Теория. Ведущие массовки. Работа разводящих на новогоднем путешествии.
Особенности работы с детской группой во время новогоднего праздника.
Практика. Ведение новогодней массовки. Проведение игр со сцены перед началом
спектакля. Организация и проведение новогоднего путешествия.
9.
Организация и участие в фестивалях игровых коллективов»
Практика. Придумывание и проведение творческих мероприятий на нашем
фестивале «Забава» для всех участников. Работа в роли кураторов на приезжих
коллективах. Посещение мастер-классов от членов жюри по игровым технологиям.
10. Конкурс мастерства «Скуке не уступим ни минутки».
Теория. Выбор игровой формы для участия в конкурсе: круговая массовка, затеи с
эстрады, интеллектуально-творческая игра, театрализованная программа.
Разработка сценария игровой программы. Реквизит, костюмы, музыкальное
оформление. Особенности ведения игровой программы.
Практика. Разработка авторской тематической игровой программы. Репетиции.
Участие в конкурсе мастерства. Участие в реализации конкурса «Скуке не уступим
ни минутки!»

11

Планируемые результаты освоения программы
Прошедшие обучение по программе будут предъявлять следующие
результаты.
Предметные:
1. Умеют самостоятельно создавать и реализовывать этюды, давать оценку своей
работе;
2. Обладают необходимые знания, умения и навыки организатора игровой
деятельности;
3. Демонстрируют умения звукового оформления игровых программ;
4. Владеют знаниями теории и методики создания игровых программ различных
жанров, демонстрируют знания основ формирования игрового материала;
5. Демонстрируют знания теоретических основ и принципов деятельности
волонтера.
Метапредметные:
1. Демонстрируют навыки сотрудничества со сверстниками, детьми более
младшего возраста, со взрослыми;
2. Стремится к самовыражению и проявляют свою творческую индивидуальность
через различные виды игровой деятельности, исполнение роли в игровой
программе.
3. Демонстрирует коммуникативные навыки, необходимые организатору игровой
деятельности для успешного общения со сверстниками и младшими детьми.
Личностные:
1. Демонстрирует гражданскую идентичность (чувство принадлежности к разным
уровням социальных групп );
2. Демонстрирует потребность в самореализации и самоутверждении;
3. Демонстрирует умение оценивать возможность реализации своих потребностей в
конкретной жизненной ситуации;
4. Демонстрирует объективное отношение к результатам своей деятельности и
результатам труда своих товарищей.

12

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Дата
Дата начала
Период
окончания
обучения по
обучения
обучения по
программе
программе
1 полугодие 15 сентября 28 декабря
2 полугодие

09 января

28 мая

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

16

64

20

80

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 2
учебных часа

Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками,
столами и стульями.
Оборудование:
1.Музыкальный центр.
2.Телевизор.
3.Видеомагнитофон.
4.Видеокамера.
5.Персональный компьютер (ноутбук).
6.Канцелярские материалы: краски, фломастеры, маркеры, клей ПВА, ножницы,
нитки, самоклеящаяся бумага, картон.
7.Грим.
8.Поролон.
9.Проволока.
10.Иголки.
11.Ткань.
12.Капроновые шнуры (разноцветные).
13. Насос для надувания мячей и шариков.
14.Полиэтиленовая плёнка.
15. Костюмы для выступления.
Игровые атрибуты:
1. Реквизит для аттракционов.
2.Реквизит для сюжетно-игровых программ, игровых шоу-программ
и игровых спектаклей.
3.Реквизит для интеллектуально-познавательных и деловых игр.
Информационное обеспечение:
1. Видеозаписи игровых программ КДХН.
2. Видеозаписи выступлений игровых коллективов России.
13

3. Видеозаписи творческих поездок КДХН.
4. Библиотечка книг по игре.
5. Фонотека.
6. Видеозаписи спектаклей («Серая Шейка», Е.Гороховская, «Каштанка»,
А.П.Чехов, «Сказки на всякий случай», РАМТ, «Волки и овцы», П.Фоменко
«У ковчега в восемь», У.Хуб, «Признания авантюриста Феликса Круля», Т.Манн)
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
удовлетворяющий
квалификационным
требованиям,
предъявляемым
профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и
взрослых (утв. Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н).
Методическое обеспечение
При реализации программы используется:
 дидактические и наглядные материалы.
Карточки со считалками, приговорками, скороговорками и другие.
Планшеты с викторинами, ребусами, кроссвордами.
Головоломки.
Разрезные картинки.
Настольно-печатные игры.
Карточки для игр со словами.
Сценарии игровых программ.
Картотека авторских игр (с описанием).
 Методические разработки игровых форм:
Методические разработки игровых праздников.
Разработки теоретических и практических занятий;
Формы аттестации/контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с
элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений об
игровой деятельноости, построение индивидуальных траекторий усвоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится после
завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
 самостоятельная работа– это целенаправленное восприятие какого-либо
педагогического явления в естественных условиях, когда обучающиеся не знают,
что за ними наблюдают.
 оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится анализ
результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения положительной
динамики развития творческих способностей можно использовать результаты
участия обучающихся в различных творческих конкурсных мероприятиях.
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным
продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих
проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, беседа, опрос.
14

На основании мониторинга появляется возможность определить у детей,
впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности
базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет
определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать
образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки
эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных
результатов, степень сформированности личности и профессионального
самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень
регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств
ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в
следующих формах: конкурса авторских игровых программ «Скуки не уступим ни
минутки!».
Если
обучающийся
полностью
освоил
дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему
выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 Положение о конкурсе авторских игровых программ «Скуки не уступим ни
минутки!» (Приложение 1);
 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных
результатов (Приложение 2).

15

Список литературы
Список основной литературы
1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к
характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 187с.
2. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.:
Цитадель, 2001. - 460 c.
3. Васильев Ю.А., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи: музыкально ритмический тренинг. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургской академии
театрального искусства, 2012. -184с.
4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: вариации для тренинга. – СПб.: изд-во
Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012.-197с.
5. Голубовский Б. Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М.: ГИТИС, 2001. –141с.
6. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и
студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. -192с.
7. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г.
Грецов, А.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2008. -176с.
8. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. - М.: ОЛМА-ПРЕСС
Гранд 2002. -224с.
9. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб.
пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. -192с.
10. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по
улучшению дикции. – М., Издательство ГНОМ иД, 2007. -134с.
11. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей.
Методическая служба. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2005. -324с.
12. Менхин Ю. В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и
методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с
13. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. – М.: Искусство, 1984. –
624с.
14.
Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
«Академия»; Высшая школа, 2007. -465с.
15. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб., Издво Санкт-Петербург, 1995. - 199 с.
16. Соловьева Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского
литературного языка. – М.: Оникс, 2008. - 85с.
17. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009. -200с.
18. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и
работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. -224 с.
16

19. Шихматов JI.M. Львова В.К. Сценические этюды М.: Я вхожу в мир
искусства, 2006. - 240с.
20. Борисов М.Б. Становление Я - концепции в системе профессионального
мастерства будущего актера. -Диссертация кандидата псих. наук. - М.: 2005. 217с.
21. Создание актерского образа: Теоретические основы /Сост. и отв.
Редакторы H.A. Зверева, Д.Г. Ливнев. М.: РАТИ -ГИТИС. 2008. - 224 с.
22. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв.
ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2005. -135 с.
23. Лапина
О.А.
Школьная
театральная
педагогика
–
опыт
междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия
«Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,
2002г.
24. Никитин С. В., Е. В. Кузнецов Роль театральной педагогики в
становлении и развитие личности учащегося. Педагогика: традиции
и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-22.

17

Электронные ресурсы
1. Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому движению: [Электронный ресурс]
URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html (дата обращения 15.10.2014).
2. «Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки,
методическая литература: [Электронный ресурс]
URL: http://dramateshka.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный
ресурс] URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
4. Театральная энциклопедия: [Электронный ресурс]
URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
(дата
обращения 15.10.2014).
Литература для обучающихся
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по
курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция - Любовь моя. - М.: 2001.

18

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб друзей хорошего
настроения. Мастер театрализации игры» рассчитана на обучающихся от 15 до 18
лет.
Цель программы – создание условий для развития социально-значимых
качеств обучающихся средствами вовлечения их в игровую деятельность.
Дети, обучающиеся по программе «Клуба друзей хорошего настроения.
Мастер театрализации игры», изучают жанры игровых программ, овладевают
специальными методиками по организации игровых форм, специальными
умениями и навыками ведущего, основами сценарного мастерства, режиссуры
игрового действия, культурой речи.
В программе представлен также материал по истории игры, её широкий
спектр, направленный на удовлетворение потребностей в игре детей разных
возрастов и способствующий их личностному развитию, что даёт возможность
приобщить детей к игровой культуре.
Сведения об авторе-разработчике
Ураков Яросвет Александрович Педагог дополнительного образования МАУ ДОД Городского Дворца
творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», первой
квалификационной категории.
Рабочий телефон: 8 343 371 46 01 (доб. 5)

19

Приложение 1
Положение о конкурсе авторских игровых программ
«Скуки не уступим, ни минутки!»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения
конкурса авторских игровых программ «Скуки не уступим ни минутки!» для
обучающихся объединения «Клуб друзей хорошего настроения» МАУ ДО
Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии»
(далее – Конкурс).
1.3. Целью Конкурса является содействие развитию игрового творчества путем
создания условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
1.4 Задачи конкурса:
 популяризация игрового творчества;
 создание благоприятных условий для самостоятельной работы обучающихся,
как организаторов развлекательно-игровых программ;
 создание условий для взаимодействия обучающихся в коллективе;
 привлечение внимания родительской общественности объединения.
2. Порядок и условия проведения Конкурса
2.1. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся объединения «Клуб
друзей хорошего настроения» не зависимо от срока обучения.
Участниками Конкурса могут быть группы обучающихся от 2 до 5 человек.
2.2. Конкурс проводится в очной форме с апреля по май текущего учебного года.
3. Требования к программам
3.1. Игровая программа, представленная на Конкурс, должна быть не более 10
минут.
3.2. Игровая программа должны быть авторской, не заимствованной из Интернета
и не нарушающая авторских прав третьих лиц.
3.3 Игровая программа может содержать: (игры на внимание, эстафеты, игры с
залом, игры-кричалки, музыкальные игры, народные игры, и др.) Обязательным
является интерактивное вовлечение зрителей в игровое действие.
3.4. Игровая программа должна носить созидательный, жизнеутверждающий
характер и опираться на нравственные и духовные ценности, соответствовать
общепринятым морально-этическим и правовым нормам.
3.5. Игровая программа не должна содержать текстов, сцен, звуковых эффектов,
указывающих на насилие, а также в любой форме унижающей достоинство
человека или отдельной национальной группы людей, несущей какую-либо форму
протеста, критики или негативного восприятия человеческого общества или
природы.
3.6. Игровая программа не должна демонстрировать вредные привычки.
20

3.7. Обязательно указывать ссылку на авторство используемых материалов –
видео, текст, иллюстрации, музыка и т.д. (если таковые имеются).
4. Руководство Конкурсом
Руководство Конкурсом осуществляет оргкомитет, который является
координирующим органом по подготовке, организации и проведению данного
мероприятия.
Функции оргкомитета:
- формирует состав жюри, включающее выпускников объединения, педагоговорганизаторов МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» и приглашенных
специалистов;
- утверждает сроки и порядок проведения конкурса;
- ведет документацию, необходимую для организации и проведения конкурса;
- осуществляет информационное сопровождение участников;
- осуществляет процедуру награждения победителей и призеров.
В состав оргкомитета входят педагоги дополнительного образования,
работающие в объединении.
5. Подведение итогов и критерии оценивания
5.1. Оценку конкурсных материалов осуществляет компетентное Жюри.
По результатам выступления участники получают свидетельство о
присвоении «Ступеньки мастерства»: первые шаги, 1-6 ступеньки, и высшее звание
– «Мастер хорошего настроения».
Участники Конкурса, получившие три первых результата в итоговом
рейтинге оценок, признаются победителями (1 место), призёрами (2 и 3 место), а
также присуждаются специальные номинации и награждаются дипломами Дворца.
5.2. Работы, представленные на конкурс, оцениваются исходя из следующих
критериев:
 сценарий (тема, творческий замысел, оригинальность идеи,
композиционное построение, наличие в программе познавательных моментов);
 сценография (декорации, костюмы, безопасный игровой реквизит, свет,
использование сценического пространства);
 исполнительское мастерство (умение владеть аудиторией, речь, движение,
умение работать с реквизитом, эмоциональный настрой);
 игровые технологии (авторские игры, манки, приёмы подачи игры,
разнообразие игровых форм).
Рекомендации для обучающихся по созданию игровой программы.
Написание сценария: выбор темы, сбор материала, соответствие материала
программы возможностям исполнителей;
 О чём будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто
в самом названии уже представлена тема.

21

 Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления
будет сделан? Какова идея программы?
Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной
цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.
Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки,
репризы, стихотворные заставки. Большое место в сценарии игровой программы
занимают пояснительные тексты, объявления, манки, т.е. приглашения к танцам,
играм, участию в конкурсах и т. п.
Весь собранный материал необходимо композиционно выстроить по законам
художественного монтажа.
 Следующая проблема – поиск приёма подачи игрового материала.
Сценарно-режиссёрский ход (приём) – это образно-смысловой стержень,
который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом
развитии:
Экспозиция – ввод в действие, исходное событие. Экспозиция перерастает в
завязку – т. е. непосредственное начало действия.
Появляется конфликт – столкновение жизненных противоречий,
противоположных позиций, идей, мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах,
нарастая, входит в кульминацию – высшую точку представлении.
Развязка – как разрешение конфликта, затем – главное событие, где
сформулирована основная мысль автора, т.е. идея.
Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой
конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чём бы ни
шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры – это
преодоление препятствий.
Суть игрового конфликта – противоборство сил, умений, сноровки,
эрудиции. Благодаря напряжённому конфликту и интересному сюжету многие игры
приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые
сценки, насыщенные юмором.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление,
основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие
конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное
наличие победителя, в игре же могут быть варианты.

22

Приложение 2
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Клуб друзей хорошего настроения. Организация игры» разработаны
следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося
продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач),
познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с
информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных
заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное
чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному
учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития
среды, к которой принадлежит сам ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействи
е в команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

Проявляется
/не проявляется

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач
Cреднее арифметическое
Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает
я активность
дополнительные вопросы педагогу по теме
занятия/темы/программы
Желание
2. Воспроизводит информацию по итогам
узнавать новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
23

3

4

5

6

Cреднее арифметическое
Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный
ть
срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на занятие, другие
Проявляется при мероприятия
выполнении
3. Доводит начатую работу до конца
функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
х заданий,
полученного результата.
известных,
5. Выполняет взятые обязательства
повторяющихся
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому
группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
Предметные
1. Знает составляющие компоненты игрового
знания
действия
2. Знает жанры игровых программ
3. Знает теорию создания игровых программ
различных жанров
4. Знает принципы формирования игрового
материала
5. Знает принципы работы с временным
детским коллективом
Среднее арифметическое
Предметные
1. Владеет методикой создания игровых
умения
программ различных жанров
2. Умеет самостоятельно создавать и
реализовывать игры и игровые замыслы
3. Умеет организовывать игровую деятельность
4. Владеет навыками вожатского мастерства
5. Умеет придумывать и реализовывать новые
танцевальные флешмобы
Среднее арифметическое

24

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие
которых направленна программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная
Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по
определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения
характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации
количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на
которой определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных
ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень
мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты,
алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные;
осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы,
готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется
умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание
действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы,
взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям
деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

25

Приложение 2
Характеристика уровней сформированности деятельностной, ценностной,
мотивационной составляющей обучающихся по программе «Клуб друзей
хорошего настроения. Мастер театрализации игры»
Таблица № 1. Оценка деятельностной составляющей
Уровень
освоения
Недопустимый
уровень
(Понимание)

Характеристика уровня
Отсутствие у обучающегося опыта в виде деятельности. Вместе с тем
понимание свидетельствует о его способности к восприятию
информации, т. е. наличии обучаемости

0 баллов
Низкий уровень Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на
(стартовый)
описание действия, подсказку, намек
1 балл
Средний уровень Обучающийся
самостоятельно
воспроизводит
и
применяет
(базовый)
информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его
действие рассматривается как репродуктивное
2 балла
Высокий уровень Обучающийся, действуя в известной сфере, в непредвиденных
(творческий)
ситуациях создает новые правила, алгоритм действий, т. е. новую
информацию
3 балла

Таблица № 2. Оценка ценностной составляющей (гражданская идентичность,
взаимодействие в команде)
Название
уровня
Недопустимый
уровень
(отсутствие
потребности)
0 баллов
Низкий уровень
1 балл
Средний
уровень
2 балла
Высокий
уровень

Характеристика уровня
Обучающийся
отказывается
признавать
значимость
умения
сотрудничать, отказывается от взаимодействия с педагогом и другими
детьми, хочет работать только индивидуально и обыгрывать всех

Обучающийся понимает значимость своей роли в команде, значимость
умения сотрудничать
Обучающийся осознает необходимость умения сотрудничать, своего
участия в работе команды, осознает свою роль и ответственность за
результаты работы группы, готов выполнять различную работу для
пользы команды
Обучающийся убежден в своей необходимости для коллектива,
принимает ответственность за результаты группы и свои результаты,
26

оказывает любую помощь при работе группы
3 балла

Таблица № 3. Оценка мотивационной составляющей (познавательная
активность, инициативность)
Название
уровня
Недопустимый
уровень
0 баллов
Начальный
уровень
(потребность)
1 балл
Средний
уровень
(интерес)
2 балла
Высокий
уровень
(мотивация)

Характеристика уровня
Желание заниматься коллективной игрой отсутствует
Неосознанное желание заниматься коллективной игрой, учащийся
реагирует на новизну происходящего (коллективную игру, новую
занимательную информацию и т. д.)
Неосознанное желание заниматься коллективной деятельностью,
вызванное положительными эмоциями от новых сведений,
самостоятельной дополнительной деятельности
Осознанный, целенаправленный характер деятельности. Учащийся
занимается самообразованием (работает с источниками, разрабатывает
самостоятельно проекты, игры)

3 балла

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».