Вокальная студия «Соловушка» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет, срок реализации – 2 года, художественная направленность Авторы-составители: Павлова Антонина Викторовна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Голос — это особое богатство, дар, который дан человеку от природы. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию эмоциональной сферы, фантазии. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Вокальная студия «Соловушка»– художественная. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, 2 осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, занятия вокальным исполнительством решают немаловажную задачу ‒ оздоровительную. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них застойных явлений, что очень важно, в особенности для растущего организма. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь, исправляет речевые 3 дефекты. Занятия вокалом улучшают общее психоэмоциональное состояние воспитанников, т.к. во время вокальной тренировки мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, дающее прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Программа ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительные особенности программы Программа разрабатывалась на основе авторской общеразвивающей программы «Росинка», автор: музыкальный руководитель Н.Б. Базаева (город Рузаевка, республика Мордовия, детский сад «Радуга»). Также была использована дополнительная общеобразовательная программа «Голосистое горлышко», авторы: музыкальный руководитель Федорова Н.В. (г. Нижневартовск, детский сад №9). Методическая составляющая была взята из общеразвивающей программы в области музыкального искусства Московской городской детской музыкальной школы им. И.О. Дунаевского, разработчик – Корсунская С.А. В отличие от вышеуказанных программ срок реализации программы «Соловушка» рассчитан на 2 года и содержание программы адаптировано для детей 4-5 лет, не предполагается сольных занятий. Также программа «Соловушка» больше ориентирована на получение практических вокальных навыков, чем на глубокие теоретические знания сольфеджио и совмещает в себе три важных составляющих в процессе музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, развитие вокальных и общемузыкальных навыков, здоровьесбережение и теоретические основы нотной грамоты. Содержание программы нацелено на интеграцию развития вокальных данных детей дошкольного возраста, общего музыкального развития и здоровьесбережения. Педагогическая целесообразность 4 Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Одной из главных задач дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей. Задача педагога – создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья детей; развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие и игровые технологии; внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики дошкольников и их комфортного состояния в образовательном процессе. Данная программа является педагогически целесообразной, т.к. при работе с голосом акцент делается на игровую технологию, благодаря чему происходит не только развитие голосовых и музыкальных данных, но и укрепляется физическое и эмоциональное здоровья ребёнка, улучшается настроение и повышается общий тонус организма. Адресность программы Программа адресована детям в возрасте 4-5 лет. В коллектив принимаются дети на платной основе. Возрастные особенности обучающихся Дети в возрасте 4-5 лет уже имеют склонность к музыкальным занятиям. Любят петь и танцевать под музыку, но ещё не сформирована координация движений и координация между слухом и голосом. В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны и быстро утомляются, поэтому большое внимание уделяется игровым видам деятельности. Принципы формирования учебных групп: Количество детей в группах: 10 ‒ 15 человек. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 мин. + 30 мин. (2 акад. часа) с 10 минутным перерывом. Итого в неделю: 4 часа. Итого в год: 128 часов. Общий объём часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография для малышей» составляет 256 часов. Формы и методы работы. Для успешного достижения поставленной цели и задач программы особенно важны применяемые педагогом методы работы. Форма организации деятельности обучающихся на занятии – групповая. Основными формами работы с детьми на занятиях являются: – занятия; – репетиции; – творческие отчеты; – концертная деятельность; 5 Для достижения поставленной цели и реализации задач изучаемого курса используются следующие методы обучения: – игра; – словесный (объяснение, беседа, рассказ); – наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); – практический (освоение певческих навыков); – частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ); – эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы Цель программы – создание условий для развития музыкальнотворческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровых и здоровьесберегающих технологий. Задачи: Воспитательные задачи: – формирование устойчивого интереса к пению; – развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе классического и современного музыкального материала; – формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Развивающие задачи: – формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; – развитие воображения и творческой активности; – развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Обучающие задачи: – освоение основ музыкальной грамоты; – освоение вокальными навыками; – развитие слуха, чувства ритма, музыкальности, артистичности; Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам. Для родителей проводятся индивидуальные консультации, беседы и родительские собрания. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный (тематический) план 1 год обучения № Наименование раздела, темы Количество часов 6 Форма п/п 1. 2. всего теория практика 1 1 - 1 1 - Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание 2.1 10 5 5 10 2 8 Работа над звуковедением 2.2 Комплекс упражнений на развитие голоса 2.3 3 10 10 30 7 23 5 2 3 5 - 5 10 Раздел 3. Развитие музыкального слуха Упражнения на развитие 10 музыкального слуха 2 8 - 10 Упражнения на координацию слуха и голоса 10 - 10 20 - 20 10 5 5 10 5 5 10 5 5 Раздел 2. Работа над дикцией Упражнения на развитие дикции 3.1 Пословицы и поговорки, артикуляционные упражнения 3.2 4 4.1 4.2 5 5.1 6 6.1 Раздел 4. Развитие чувства ритма Ритмические игры и упражнения Раздел 5. Развитие музыкальности Музыкальные игры на развитие 7 аттестации/ контроля Опрос Практическая работа, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа. Практическая творческого воображения музыкальности 7 7.1 и работа 10 Раздел 6. Основы музыкальной грамоты Знакомство с нотами, изучение нот, 5 скрипичный ключ, нотный стан 5 5 3 2 Музыкальный размер 5 3 2 Длительность нот 5 3 2 Паузы 5 3 2 20 12 Раздел 7. Работа над вокальным произведением Смысловой разбор текста 2 2 8 7.2 7.3 7.4 8 8.1 - Работа над дикцией 8.2 8.3 8.4 8.5 Разбор и разучивание музыкального материала Проработка сложностей 2 - 2 8 4 4 4 - 4 Воплощение сценического образа 2 12 9.1 4 2 20 8 Раздел 8. Концертная и конкурсная деятельность Подготовка и репетиции концертных номеров 5 1 9.2 Концертные выступления 2 5 87 9. Итого часов 2 7 128 1 41 4 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 8 Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание. Практическая работа Практическая работа, прослушивание. Концерт Теория: Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Раздел 1. Постановка голоса. Упражнения на дыхание. Теория: теоретическое объяснение основ певческого дыхания, задержки и расхода дыхания. Практика: упражнения на умение управлять дыхательными мышцами. Работа над звуковедением. Теория: понятие ровности звука Практика: упражнения на плавность и связность голосоведения, умение тянуть звук, ровность звучания. Комплекс упражнений на развитие голоса. Практика: несложные распевки с учетом возрастных особенностей детей для развития силы и красоты голоса Раздел 2. Работа над дикцией. Упражнения на развитие дикции Теория: объяснение правил и норм произношения русского языка Практика: разучивание пословиц и поговорок для улучшения ясности произношения, артикуляционные упражнения. Раздел 3. Развитие музыкального слуха. Упражнения на развитие музыкального слуха Практика: музыкальные упражнения на улучшение слухового восприятия. Упражнения на координацию слуха и голоса Практика: упражнения на повышение самоконтроля по управлению голосовыми мышцами в соответствии со слуховыми представлениями. Раздел 4. Развитие чувства ритма. Ритмические игры и упражнения. Теория: роль ритма в музыке Практика: игры и упражнения на развитие чувства ритма Раздел 5. Развитие музыкальности. Музыкальные игры на развитие творческого воображения музыкальности. Теория: понятие музыкальности и её роли в певческом искусстве Практика: игры и упражнения на развитие общей музыкальности Раздел 6. Основы музыкальной грамоты. Знакомство с нотами, изучение нот, скрипичный ключ, нотный стан Теория: теоретические сведения 9 и Практика: умение находить и распознавать ноты на нотном листе, оформлять нотный стан Музыкальный размер Теория: понятие музыкального размера Практика: распознавание на слух и оформление в нотах Длительность нот Теория: понятие длительности нот Практика: оформление в нотах Паузы Теория: понятие пауз Практика: оформление в нотах Раздел 7. Работа над вокальным произведением. Смысловой разбор текста Теория: вдумчивое слушание текста, понимание смысла литературного произведения Работа над дикцией Практика: нахождение и проработка артикуляционно-сложных моментов текста Разбор и разучивание музыкального материала Теория: знакомство с музыкальным произведением Практика: разбор и выучивание мелодии, запоминание вступлений и проигрышей. Проработка сложностей Практика: выделение проблемных мест и целенаправленная работа над ними отдельно Воплощение сценического образа Работа над артистическим самовыражением, выразительностью, и музыкальностью исполнения, глубиной и яркостью воплощения художественного образа исполняемых произведений. Раздел 8. Концертная и конкурсная деятельность Подготовка и репетиции концертных номеров Теория: основы сценической культуры Практика: отбор и проработка концертных номеров, репетиции на сцене Концертные выступления Практика: участие в полугодовом концерте и подготовка отчётного концерта по итогам учебного года Учебно-тематический план 2 год обучения № п/п Количество часов Наименование раздела, темы всего 10 теория практика Форма аттестации/ контроля 1. 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 1 - 1 1 - Раздел 1. Постановка голоса Упражнения на дыхание 2.1 10 5 5 10 2 8 10 - 10 30 7 23 5 2 3 5 - 5 10 Раздел 3. Развитие музыкального слуха Упражнения на развитие 10 музыкального слуха 2 8 - 10 Упражнения на координацию слуха и голоса 10 - 10 20 - 20 10 5 5 10 5 5 10 5 5 10 Раздел 6. Основы музыкальной грамоты Музыкальный такт и размер 5 5 5 3 2 Работа над звуковедением 2.2 Комплекс упражнений на развитие голоса 2.3 3 Раздел 2. Работа над дикцией Упражнения на развитие дикции 3.1 3.2 4 Пословицы и поговорки, артикуляционные упражнения 4.1 4.2 5 5.1 6 6.1 7 7.1 Раздел 4. Развитие чувства ритма Ритмические игры и упражнения Раздел 5. Развитие музыкальности Музыкальные игры на развитие творческого воображения и музыкальности 11 Опрос Практическая работа, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения. Практическая работа Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа, прослушивание, контрольные упражнения Практическая работа Практическая работа Практическая 7.2 7.3 7.4 8 Музыкальный лад 5 3 2 Знаки альтерации 5 3 2 Динамические оттенки 5 3 2 20 12 Раздел 7. Работа над вокальным произведением Смысловой разбор текста 8 8.1 2 2 - 2 - 2 8 4 4 4 - 4 4 2 2 Работа над дикцией 8.2 8.3 8.4 8.5 9. 9.1 9.2 Разбор и разучивание музыкального материала Проработка сложностей Воплощение сценического образа 20 8 Раздел 8. Концертная и конкурсная деятельность Подготовка и репетиции 5 1 концертных номеров Концертные выступления 2 7 1 Итого часов 128 41 работа, опрос Практическая работа, опрос Практическая работа, опрос Практическая работа, опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа, фронтальный опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа 12 4 2 6 87 Практическая работа Концерт СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 2 года обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Раздел 1. Постановка голоса. Упражнения на дыхание. Теория: теоретическое объяснение основ певческого дыхания, задержки и расхода дыхания. Практика: упражнения на умение управлять дыхательными мышцами. Работа над звуковедением. Теория: понятие ровности звука Практика: упражнения на плавность и связность голосоведения, умение тянуть звук, ровность звучания. 12 Комплекс упражнений на развитие голоса. Практика: несложные распевки с учетом возрастных особенностей детей для развития силы и красоты голоса Раздел 2. Работа над дикцией. Упражнения на развитие дикции Теория: объяснение правил и норм произношения русского языка Практика: разучивание пословиц и поговорок для улучшения ясности произношения, артикуляционные упражнения. Раздел 3. Развитие музыкального слуха. Упражнения на развитие музыкального слуха Практика: музыкальные упражнения на улучшение слухового восприятия. Упражнения на координацию слуха и голоса Практика: упражнения на повышение самоконтроля по управлению голосовыми мышцами в соответствии со слуховыми представлениями. Раздел 4. Развитие чувства ритма. Ритмические игры и упражнения. Теория: роль ритма в музыке Практика: игры и упражнения на развитие чувства ритма Раздел 5. Развитие музыкальности. Музыкальные игры на развитие творческого воображения музыкальности. Теория: понятие музыкальности и её роли в певческом искусстве Практика: игры и упражнения на развитие общей музыкальности и Раздел 6. Основы музыкальной грамоты. Музыкальный такт и размер Теория: теоретические сведения о такте и музыкальном размере Практика: умение расставлять тактовые черты в соответствии с размером музыкального произведения Музыкальный лад Теория: понятие музыкального лада Практика: распознавание на слух лада музыкальных произведений Знаки альтерации Теория: повышение и понижение тона (диез, бекар) Практика: оформление в нотах Динамические оттенки Теория: понятие динамических оттенков (форте, пиано, меццо-форте, меццопиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо). Практика: различение и оформление в нотах Раздел 7. Работа над вокальным произведением. 13 Смысловой разбор текста Теория: вдумчивое слушание текста, понимание смысла литературного произведения Работа над дикцией Практика: нахождение и проработка артикуляционно-сложных моментов текста Разбор и разучивание музыкального материала Теория: знакомство с музыкальным произведением Практика: разбор и выучивание мелодии, запоминание вступлений и проигрышей. Проработка сложностей Практика: выделение проблемных мест и целенаправленная работа над ними отдельно Воплощение сценического образа Работа над артистическим самовыражением, выразительностью, и музыкальностью исполнения, глубиной и яркостью воплощения художественного образа исполняемых произведений. Раздел 8. Концертная и конкурсная деятельность Подготовка и репетиции концертных номеров Теория: основы сценической культуры Практика: отбор и проработка концертных номеров, репетиции на сцене Концертные выступления Практика: участие в полугодовом концерте и подготовка отчётного концерта по итогам учебного года Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый кабинет для занятий, музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр или аудиомагнитофон, нотный материал, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах музыкального (вокального) искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Методическое обеспечение программы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Методические рекомендации по основам вокального искусства; 3. Справочная литература; 4. Видеоматериалы; 5. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 14 6. Темы групповых и или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания. 7. Сценарии (отчетные концерты, тематические концерты). Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Метапредметные: сформирован устойчивый интерес к пению; развита эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию на основе классического и современного музыкального материала; сформированы ценности здорового образа жизни. Личностные: сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками; развито воображение и творческая активность; развита звуковая и интонационная культура речи, фонематического слух. Предметные: освоены основы музыкальной грамоты; освоены вокальные навыки; развит слух, чувство ритма, музыкальность, артистичность. исполнять выученные упражнения, музыкальные произведения; чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно несложные песни с сопровождением инструмента, фонограммы; преодолевать мышечные зажимы. Формы подведения итогов. Контроль знаний, умений, навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление образовательным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля являются: текущий, промежуточный и итоговый контроль. Применяемые методы – педагогический опрос, наблюдение, анализ творческого продукта. Формы контроля – контрольное занятие, открытый урок, конкурс, концерт, фестиваль, праздник. Текущий контроль проводится с целью оценки качества освоения разделов программного материала и направлен на поддержание дисциплины, выявление отношения к обучению, носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно, отмечается отношение обучающихся к занятиям, их старание, прилежность, инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения. Промежуточный контроль определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им образовательных задач на данном этапе. Промежуточный контроль проводится в форме 15 контрольного урока раз в полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на контрольном уроке. При прохождении итоговой аттестации обучающимся необходимо продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проводится в форме открытого занятия, итогового концерта. При проведении итоговой аттестации учитывается качество подготовки обучающегося. Критерии позволяющие определить уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы: грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, сформированность устойчивого интереса к вокальному искусству, исполнительская культура, развитие музыкального мышления, овладение практическими умениями и навыками в вокальном исполнительстве, знание теоретических основ нотной грамоты. По результатам итоговой аттестации обучающийся переводится на последующий год обучения. 16 Организационно - педагогические условия. Условия реализации программы. Кадровые: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах музыкального (вокального) искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Материально-техническое обеспечение Необходимый для реализации дополнительной общеобразовательной программы перечень материально-технического обеспечения содержит: оборудованный кабинет для занятий; музыкальный инструмент (фортепиано); звукозаписывающая и звуковоспроизводящая техника; компьютерная техника; столы; стулья; шкафы (стеллажи); программа для обработки фонограмм (минусов) для выступления на концертных и отчётных мероприятиях; методическая литература (словари, справочники, аудио, видео – пособия); концертные костюмы; реквизит. Организационные: непрерывное обучение в ходе всего 2-х летнего курса за исключением летних каникул. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг. Мониторинг личностных, предметных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Формы подведения результатов, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: 1. обсуждение; 2. проектная деятельность; 3. практическая работа; 4. контроль выполнения заданий. 17 Оценочные материалы для отслеживания предметных результатов: программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. Формы промежуточной аттестации: беседа, образовательные ситуации. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в следующих в формах: открытые занятия. 18 Список литературы для педагога 1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г. 2. Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2011. 3. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – «Музыкальная палитра», С-Пб, 2008. 4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 6. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г. 7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г. 8. Ларионова Г.П. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу нотную грамоту. Для детей 4—6 лет. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002. 9. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1995г. 10.Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г. 11. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г. 12. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г. 13.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей 1. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1993. 2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М., 1990. 3. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998. 4. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г. 5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.; 6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010; 7. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010; 8. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. 19 9. Юный вокалист. Выпуск I. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 1997 10.Юный вокалист. Выпуск II. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 1998 11.Юный вокалист. Выпуск III. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 2000 12.Юный вокалист. Выпуск IV. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 2002 13. Юный вокалист. Выпуск V. – Екатеринбург, ОАО «Полиграфист», 2011 Ресурсы удалённого доступа 1. Вокальный архив Александра Кондакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.notarhiv.ru/vokal.html 2. Нотный архив Бориса Тараканова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/ Перечень научных рецензируемых журналов 3. Воспитание дошкольника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dovosp.ru/j_mr 4. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muspalitra.ru/ 20 Сведения о разработчиках Павлова Антонина Викторовна – Место работы – МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» Должность – педагог дополнительного образования Квалификационная категория – первая Рабочий телефон: 371-46-01 #15 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловушка», имеет художественную направленность, разработана для детей 4-5 лет, рассчитана на 2 года реализации. Содержание программы нацелено на интеграцию развития вокальных данных детей дошкольного возраста, общего музыкального развития и здоровьесбережения. Общее музыкальное развитие детей включает в себя воспитание слуха, чувства ритма, музыкальности, артистичности, овладение основами нотной грамоты. При работе с голосом акцент делается на игровую технологию, благодаря чему происходит не только улучшение голосовых и музыкальных данных, но и укрепляется физическое и эмоциональное здоровья ребёнка, поднимается настроение и повышается общий тонус организма. Цель программы – создание условий для развития музыкальнотворческих способностей детей дошкольного возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий. 21