Школа-студия современного танца «Движение» Современная хореография для взрослых дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся от 18 лет, срок реализации – 1 год художественная направленность Автор-составитель: Горбунова Светлана Владимировна педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории Екатеринбург 2023 Пояснительная записка В условиях модернизации образования, необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. Данная программа нацелена на развитие художественно-творческого потенциала, исполнительских способностей; общефизического, социального, интеллектуального и нравственного уровня. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Современная хореография для взрослых», по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09. 11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 8. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Программа «Школа-студия современного танца «Движение». «Современная хореография для взрослых» ориентирована на социальный заказ, потребности обучающихся. Она направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового организма. Программа развивает качества личности, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает повысить уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа жизни современного человека. Отличительные особенности программы. Искусство входит в жизнь человека естественно, предоставляя ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Танец способствует правильному физическому развитию человека, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально – осознанному восприятию музыки, пониманию музыкальных стилей и жанров, является богатейшим источником эстетических впечатлений человека, формирует его художественное «я». Отличительная особенность данной программы в том, что она включает в себя синтез дисциплин такие как: основы современного и джазового танца, йога и пилатес и подходит для всех возрастных групп. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами импровизации. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 18 лет, с учётом психофизиологических особенностей данной возрастной категории. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются обучающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество обучающихся в группах: 10-16 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 акад. часа. Итого в неделю: 2 часа. Итого в год: 72 часа. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Современная хореография для взрослых» составляет 72 часа. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Современная хореография для взрослых» построена в соответствии со стартовым уровнем сложности – используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. Организация образовательного процесса (сроки реализации программы). Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся в возрасте от 18 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из нескольких образовательных разделов – «Джазовый танец», «Современный танец», «Йога», «Пилатес»: изучение основ каждой дисциплины и различных его техник. Обучение по данному разделу проходит на начальном уровне. Занятия данными дисциплинами развивают пластичность и чувство ритма, его отличительная черта – это свободная пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных частей тела. Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Программа нацелена на то, чтобы научить исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно, а также обучающийся мог выражать через танец не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Формы обучения: - индивидуально-групповая; - групповая; - фронтальная. Виды занятий: - практические занятия; - беседы; - самостоятельная работа; - мастер-классы; - контрольные занятия; - посещение спектаклей; - участие в концертах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы, исполнение этюдов и комбинаций. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством изучения основ танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие познакомить с основными современной хореографии; познакомить с многообразием видов современной хореографии; познакомить с основными частями построения композиции; дать знания о строении и функциях человеческого тела; научить исполнять развернутые комбинации и танцевальные этюды; научить импровизировать; обучить комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата; научить правильно и безопасно исполнять позы йоги, комплексы и упражнения. Развивающие дать навыки самостоятельной работы над поставленной задачей; Воспитательные научить осознавать необходимость постоянной работы над собой для достижения более высоких результатов, необходимость постоянного развития; научить анализировать свои успехи и неудачи; развить умение постановки перед собой конкретных целей и научить находить способы их достижения; научить работать в коллективе, понимать окружающих и доверять им. Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков обучающихся с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1год обучения Раздел Современная хореография Всего: кол-во часов в неделю 2 в год 72 2 72 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план 1год обучения № п/п 1 2 3 Название темы Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Современная хореография: изучение основ джазового, современного танца. Развитие физических данных. Количество часов общее теория практи ка 2 2 20 20 20 20 4 Изучение основных положений (асан) йоги 15 15 5 Постановка и репетиции маленьких хореографических этюдов Всего: 15 15 72 2 Формы аттестации/ контроля Опрос Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт 70 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела Тема 1. Инструктаж по ТБ. Современная хореография: взгляд в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Основные понятия танца. Постановка корпуса и работа с мышечным корсетом. Тема 2. Современная хореография: изучение основ джазового, современного танца. Практика: Знакомства с основными понятиями современного танца Изучение: - основные позировки тела : ALLONGE, BODY ROLL, CONTRACTION ; - Tilt – поза, в которой торс отклоняется, а рабочая нога поднимается на 90° и выше в противоположном направлении; - Падения (knee slide, shoulder fall); - Повороты на месте (compass turn, knee turn). Понятие «полицентрия» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением). Учебно-танцевальные комбинации на середине зала: - Plie; - Adajio; - Port de bras Тема 3. Развитие физических данных. Практика: анатомия и физиология позвоночника; комбинирование упражнений на растяжение разных групп мыщц. - виды гибкости и ключевые факторы, влияющие на гибкость; - изучение таких понятий как «мобильность» и «стабильность»; - техника работы с мышцами: двуглавая м. бедра, полуперепончатая м., полусухожильная м. с учётом анатомических поездов; - техника работы с мышцами голени и стопы: икроножная м., камбаловидная м., малоберцовые мм., передняя и задняя большеберцовые мм., мышцы сгибатели и разгибатели пальцев стопы. Тема 4. Изучение основных положений (асан) йоги. Практика: « Что такое асаны». Построение. Разминка. Разучивание последовательность этапов занятия. Имитация движений животных. Дыхание жужжащей пчелы и легкое дыхание (йога). Комплекс силовых упражнений. - общеразвивающие упражнения : в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд»; - Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос». Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: танцевальные комбинации в различных стилях джазового танца. Работа над музыкальностью и эмоциональностью исполнения. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Предметные результаты знают основные предпосылки развития современной хореографии; знают многообразие асан (поз) в йоге; знают основные части построения композиции; умеют импровизировать; знают основные части построения танцевального занятия. Метапредметные результаты имеют навыки самостоятельной работы над поставленной задачей; имеют навыки анализа увиденных танцевальных выступлений, анализа своих хореографических работ; имеют навыки эффективного взаимодействия в коллективе. Личностные результаты осознают необходимость постоянной работы над собой для достижения более высоких результатов, необходимость постоянного развития; умеют анализировать свои успехи и неудачи; умеют ставить перед собой конкретные цели и находить способы их достижения. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом; инвентарь; репетиционный зал, костюмерная для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Методическое обеспечение программы. Для качественной реализации программы имеются методические материалы: 1. Программно-методические: 1. Методическая литература по хореографии; 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 3 ступень». 2. Опорные учебно-методические материалы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы; 3. Темы групповых и или индивидуальных творческих заданий. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: практическая работа; опрос; анализ творческих работ; анализ проделанной работы. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие. Формы контрольно-оценочных материалов В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ экзерсиса на середине зала; проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповыми формами контроля являются: демонстрация танцевальных комбинаций; исполнение разученных номеров; проведение итоговых занятий по джазовому танцу; отчетные концерты; участие в конкурсах и фестивалях. Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной программы на определенном этапе обучения. При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: знание терминологии; умение исполнять различные элементы и движения танца; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Список литературы 1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста Искусство и образование. 2008. № 6. 2. Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги: пер. с англ.-М.: Медси 21,1993. 3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей Безрукова В.С. - Екатеринбург: Издво Деловая книга, 1999. – 119 с. 4. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Л. Н. Буйлова Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 5. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414 с. 9. Полтавцев И.Н. Йога делового человека. Мн.: Полымя, 1991. 10.Смирнова А. Джаз-класс: учебное пособие Смирнова А. – Москва: Век информации, 2020 – 228 с. 11.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих Москва-СПб.: Изд-во Диля, 2009 – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж Москва: Изд-во «Век информации», 2018 – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с. Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.