Информационно-методический сборник Педагогические технологии

Рассмотрены и допущены к реализации
решением Экспертно-методического совета
Протокол № 10 от 13 июня 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО
Городской Дворец творчества детей и
молодёжи
«Одаренность и технологии»
_____________________А.Г.Гагауз

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Информационно - методический сборник
для педагогических работников
системы дополнительного образования

Екатеринбург
2023
1

Педагогические технологии в дополнительном образовании / Составители
Сотникова В.В., – Екатеринбург: МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии», 2023, 31 с.
Сборник впервые составлен в 2017 году методистами Дворца Трусовой
С.Я. и Беловой А,В. обновлен и актуализирован в 2023 году методистом
Сотниковой В.В..
Информационно-методический сборник подготовлен на основе работ
Селевко Г.К., заслуженного работника высшей школы, академика
Международной академии педагогических наук, профессора,
Буйловой Л.Н., кандидата педагогических наук, доцента Московского
института открытого образования,
Усольцева А.П. доктора педагогических наук, профессора УрГПУ.
Вниманию читателей предлагается определение понятий «технология» и
«педагогическая технология», обзор основных педагогических технологий,
применение которых наиболее целесообразно в дополнительном образовании
на современном этапе. Дается их краткая характеристика (цель, этапы,
сущность, достоинства и недостатки и др.). Также сборник содержит
вспомогательные материалы - таблицу классификаций педагогических
технологий и перечень информационных источников, которые будет полезны в
практике педагогической деятельности.
Информационно-методический
сборник
адресован
руководителям
структурных подразделений, методистам и педагогам дополнительного
образования детей и взрослых МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».

© МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»
2

Содержание
стр.4

Введение
1. Сущность понятий «Технология» и «Педагогическая
технология»

стр.5

2.
Педагогические
образования

стр.7

технологии

дополнительного

2.1.Технология дифференцированного обучения

стр.8

2.2. Технология индивидуализации обучения (адаптивная)

стр.10

2.3. Технологии группового обучения

стр.11

2.3.1. Технология группового обучения с учетом учебных стилей
каждого учащегося

стр.12

2.3.2. Технология коллективного взаимообучения (обучение
динамических групп, динамические пары).

стр.13

2.4. Технология коллективной творческой деятельности.

стр.14

2.5. Технология «ТРИЗ».

стр.16

2.6. Технология проблемного обучения.

стр.17

2.7. Технология развития критического мышления.

стр.19

2.8. Игровые технологии.

стр.21

2.9. Технология проектного обучения (метод проектов).

стр.23

2.10. Кейс – технология.

стр.25

Список использованной литературы

стр.28

Приложение

стр.31

3

Введение
Основные
нормативно-правовые
документы,
регламентирующие
деятельность системы дополнительного образования на современном этапе
(Закон «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного
образования и др.), особое внимание уделяют необходимости обновления
содержания
и
технологий
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ как одному из ключевых условий развития
творческих способностей, познавательной активности, формирования духовноценностных ориентаций обучающихся, мотивации к саморазвитию,
самореализации. Достижение определенного результата в педагогической
деятельности требует от педагога умения проектировать образовательный
процесс: выявлять недостатки в своей работе и определять их причины,
вырабатывать пути их коррекции. Уметь формулировать диагностичную,
реальную, достижимую во времени цель своей деятельности и соотносить
возможность ее достижения с помощью ресурсов той или иной технологии,
оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя
методы педагогической диагностики.
Повышение эффективности (достижение максимально возможного
результата), гарантии качества образования возможно за счет применения
педагогических технологий. Буйлова Л.Н. в своих работах справедливо
отмечает, что «современные технологии в работе учреждений дополнительного
образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном
и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют
выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности
детей и создавать максимально комфортные условия для их общения,
активности и саморазвития».
Деятельность методиста в учреждении дополнительного образования
может быть направлена на то, чтобы помочь педагогу дополнительного
образования вычленить проблему при работе с детьми, сформулировать
значимую цель, помочь в выборе педагогической технологии значимой для
решения обозначенных проблем при работе с конкретным контингентом, дать
ориентир в научной и методической литературе, поддержать мотивацию к
нововведениям в учебно-воспитательный процесс.
Данный информационно-методический сборник подготовлен методистами
в помощь творческим педагогам, принявшим решение о технологичности
учебно-воспитательного процесса, как наиболее перспективном направление
развития своей профессиональной деятельности.

4

1. Сущность понятий «Технология» и «Педагогическая технология»
Слово «технология» пришло из технической области и наиболее
приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов
«techno»– искусство, мастерство, умение и «logos»– наука, закон. Дословно
«технология» - это наука о мастерстве.
В различных научно-методических источниках, понятие «технология»
трактуется по-разному. В Толковом словаре Ожегова С.И. «технология»
рассматривается как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве». Определение технологии в словаре Ушакова Д.Н.,
дается как совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного
сырья в готовое изделие.
Таким образом, понятие «технология» имеет отношение к любой
практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: как эффективно
и рационально достичь результата?
Оно охватывает все сферы жизни человека и каждому профессионалу дает
мастерство, которое оттачивает его умения, и включает три составляющих:
 содержание – «что?» - основополагающие принципы системы – научность,
доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;
 ресурсы – «чем?» - инструменты, необходимые для реализации проекта; их
состав многообразен, от материально-технических до человеческих.
 кадры – «кто?» - «реализаторы» (кадры и требования к ним).
В конце 50-х годов в США и Англии появилось специальное направление –
педагогическая технология, призванное обеспечить решение поставленных
выше вопросов. В 70-80-е годы оно получило распространение во всех
развитых странах, в том числе и в СССР. Сегодня интерес к педагогическим
технологиям с их прикладным характером выделился в отдельную область
образовательной деятельности.
Это объясняется тем, что провозглашенные в прошлые годы целевые
установки на «повышение качества знаний», на «развитие мышления
учащихся» зачастую оставались на уровне деклараций, не изменяя реального
положения дел на практике. Поэтому возникла масса вопросов: как
гарантировать достижения целей? Как достичь запланированных результатов?
Как повысить эффективность образовательного процесса? Поиски ответов на
эти вопросы привели к попытке ученых и практиков «превратить обучение в
своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным
результатом».
Современные педагогические технологии выделились в отдельный,
относительно самостоятельный раздел педагогики. Сегодня существует более
300 определений самой педагогической технологии. К трактовкам понятия
«педагогическая технология» можно отнести следующее:

содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

описание процесса достижения планируемых результатов (И.П. Волков);
5


модель совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса (В.М. Монахов);

системный метод создания, применения и определения всего учебного
процесса с учетом человеческих и технических ресурсов, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
М.И. Махмутов смысл понятия педагогической технологии раскрывает
следующим образом: «технологию можно представить как более или менее
жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия
преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели».
Проанализировав различные подходы к определению понятия
«педагогическая технология», можно выделить следующие ключевые
положения в характеристике данного понятия. Педагогическая технология
определяется как:
 целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств
обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
 система управления познавательной деятельности учащихся;
 конструирование средств и методов педагогического процесса для
решения определенных задач;
 планирование процесса обучения и воспитания;
 комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение
идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения
целей образования;
 технология проектирования педагогических систем;
 методология планирования, реализации и оценивания образовательных
процессов.
Выделим
отличительные
признаки
понятия
«педагогическая
технология»:
 в основе педагогической технологии лежит конкретная методологическая
позиция автора;
 функционирование технологии предполагает определенный порядок всех
педагогических действий, обеспечивающих достижение планируемых
результатов;
 реализация технологии предусматривает совместную деятельность
педагога и обучающихся в учебном процессе с обязательным обеспечением
индивидуального и дифференцированного подходов на основе активности,
общения и саморазвития;
 педагогическая технология должна быть посильной для осуществления
любым педагогом в любом учебном заведении;
 психологическая сущность педагогической технологии – планирование
учебного процесса «от ученика», то есть обучение должно быть
психологически ориентировано, содержать определенные диагностические
процедуры для измерения результатов деятельности.
6

Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея
полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и
возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Современная
педагогика тем самым стремится встать в ряд научных дисциплин, для
которых главной задачей является точность и предсказуемость
результата, осознание путей его достижения.
Следовательно, проектирование технологий предполагает следующие
операции по разработке:
 постановка диагностических целей, которые выражены в конкретных
действиях ученика (знать, уметь и т.п.);
 теоретическое обоснование (концепция – описание педагогического
процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного достижения замысла
и вариант окончательного результата);
 этапы осуществления педагогического процесса (разделение учебного
материала на элементы с закрепленными результатами на каждом из них и
установленными преемственными связями);
 средства, методы, инструменты для осуществления педагогического
процесса;
 критерии и методы определения результатов технологического замысла.

7

2. Педагогические технологии дополнительного образования
Рассмотрим технологии, наиболее разработанные и доступные для
применения в педагогической практике дополнительного образования.
2.1.Технология дифференцированного обучения.
Автор: Выготский Л.С., Фирсов В.В.1
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение,
расслоение целого на различные части.
Цель - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что
дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его
способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
В условиях дополнительного образования существует реальная
возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным
способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу,
поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний,
низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной
группы в другую внутри одного направления.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных
особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на
«зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется
на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе
активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе:
каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении
ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки,
взаимопомощи, взаимообучения.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение
таких вариантов дифференциации, как:
 комплектование учебных групп однородного состава;
 внутригрупповая
дифференциация
для разделения по уровням
познавательного интереса;
 профильное обучение в старших группах на основе диагностики,
самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько
этапов:
1)
Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается c
детьми о том, как они будут работать, к чему стремится, чего достигнут.
Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на
том уровне, который выбирает самостоятельно.

Выготский Лев Семёнович - советский психолог. Основатель исследовательской традиции, которая стала
известна с 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии.
Фирсов Виктор Васильевич - кандидат педагогических наук, разработал уровневую дифференциацию
обучения на основе обязательных.

8

2) Подготовительный этап. Обеспечивает мотивацию, актуализирует
опорные знания и умения. Объясняет, почему это нужно научиться делать, где
это пригодится и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»).
3) Вводный контроль (тест, упражнение). Восстановление в памяти всего
того, на чем строится занятие.
4) Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация
излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны
перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый
добывает знания сам.
5) Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение
пройденного на занятии.
Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие
нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и
объемом материала. Эта практика широко распространена в системе
дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней
предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять»
столько, сколько он может).
Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам
является определение специальных интересов, наклонностей, способностей
детей. Существуют психолого-педагогические диагностики по выявлениям
интересов детей, которые включают:
 ежегодный опрос обучающихся, педагогов, родителей;
 тестирование развития специальных способностей;
 определение области интересов вновь поступающего ребенка;
 профориентационную диагностику.

Достоинства:
Недостатки:
-Обучение
каждого
на
уровне
его
возможностей и способностей.
-Исключаются
неоправданные
и
нецелесообразные для общества уравниловка
и усреднения детей.
-У
педагога
появляется
возможность
помогать
слабому,
уделять
внимание
сильному.
-Отсутствие
отстающих
снимает
необходимость в снижении общего уровня
преподавания.
-Появляется возможность более эффективно
работать с трудными учащимися к
общественным нормам.
-Повышается уровень Я - концепции:
сильные
утверждаются
в
своих
способностях, слабые получают возможность
испытывать учебный успех, избавиться от
комплекса неполноценности.
-Повышается уровень мотивации ученья в

-Высвечивается социально-экономическое
неравенство.
-Слабые лишаются возможности тянуться за
более сильными, получать от них помощь,
соревноваться с ними.
-Перевод в слабые группы воспринимается
детьми как унижение их достоинства.
-Формируется неадекватность Я-концепции:
в элитарных группах возникает иллюзия
исключительности, эгоистический комплекс,
в слабых группах снижается уровень
самооценки, появляется установка на
фатальность своей слабости.
-Понижается уровень мотивации ученья в
слабых группах.
-Перекомплектование разрушает детские
коллективы.

9

сильных группах.
-В группе, где собраны дети одного уровня,
ребенку легче учиться.

Информационные источники:
1. Выготский Л.С.Психология искусства. - М., 1968.
2. Лебедев Д.Школа гармонии // Искусство в школе. -1992. - №3,4.
3. Лошнова О.Б.Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
4. Лук А.Н.Эмоции и личность. - М., 1982.
5. Олыианихова Л.Е.Эмоции и воспитание. - М., 1983.
6. Основы эстетического воспитания /Под ред. А.К.Дремова. - М., 1975.
7. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
8. Селевко Г.К. и др.Культурологический социально-педагогический
комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993.
9. Селевко Г.К.Дифференциация учебного процесса на основе интересов
детей.-М.: РИПКРО, 1996.
2.2. Технология индивидуализации обучения (адаптивная)
Авторы: Унт И.Э., Границкая А.С., Шадриков В.Д. 2
Сущность. Технология индивидуализации обучения – это такая технология
обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма
обучения являются приоритетными. Проявляется в
1) организации учебного процесса, при котором выбор способов, приемов,
темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) применение различных учебно-методических, психолого-педагогических и
организационно-управленческих
мероприятий,
обеспечивающих
индивидуальный подход.
Цель:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его
потенциальных возможностей,
-содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ
каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся,
-формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего
развития каждого ученика,
-улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко
распространенной системы индивидуализации учебных заданий.
Границкая Антонина Сергеевна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, автор
адаптивной системы обучения в школе.
Шадриков Владимир Дмитриевич - действительный член РАО, доктор психологии, профессор, руководитель
массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
2

10

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПОДХОД

в процессе учебно-воспитательной работы с
группой педагог взаимодействует с отдельными
учащимися, учитывая их личностные
особенности
ориентация на индивидуальные особенности
ребенка в общении с ним
учет индивидуальных особенностей ребенка в
процессе обучения
создание психолого-педагогических условий не
только для развития всех учащихся, но и для
развития каждого ребенка в отдельности

Существует несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и
возможностей обучающихся:
1)
Комплектование учебных групп однородного состава с начального
этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических
характеристик личности.
2)
Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на
разном уровне при невозможности сформировать полную группу по
направлению.
3)
Профильное
обучение,
начальная
профессиональная
и
допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе
психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений,
рекомендаций родителей, интересов обучающихся и их успехов в
определенном виде деятельности.
4)
Создание
персонифицированных
учебных
программ
по
направлениям.
Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет
адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным
особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в
обучении, вносить необходимую корректировку. Это позволяет обучающемуся
работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в
обучении.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере
во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения
можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии,
ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством
достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как
самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками
целостной педагогической технологии.
11

Информационные источники:
1.
Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и
индивидуальный подход. - М., 1992.
2.
Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам
естественнонаучного цикла.-Л., 1991
3.
Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор, -1994. - ,V» 5.
4.
Лошнова О.Б.Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
5.
Рожинова Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного
обучения. - М.: Народное образование, 1992.
6.
Селевко Г.К. и др.Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
7.
Соловьев В., Глазунова М. Анализ ситуации - условие успеха / /
Народное образование -1996.
8.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.:
Педагогика. 1990
9.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
10.
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная
политика. - М.: Логос, 1993
2.3. Технологии группового обучения.
В системе дополнительного образования широко используются групповые
технологии, которые предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции:
контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Сущность. Особенности групповой технологии заключаются в том, что
учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных
задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности.
Выделяют несколько видов групповых технологий.
2.3.1. Технология группового обучения с учетом учебных стилей
каждого учащегося.
Автор: Б.Л. Ливер3
Одна из относительно новых технологий, методическим ядром которой
является утверждение, что для успешного обучения детей всей группы надо
учитывать: стиль обучения каждого ребенка; стиль работы педагога; стилевую
ориентацию учебных материалов. По мнению автора технологии, все дети
могут осваивать успешно учебный материал, но дети с разными учебными
стилями отличаются характером восприятия информации, типом общения с
друзьями и педагогами, а также другими личностными параметрами.
Особенность. Группы формируются на основе психологической или
педагогической диагностики.
3

Бетти Лу Ливер – американский лингвист, психолог, педагог и детский писатель.

12

Педагогу важно знать:
 кто из детей относится к типу экстравертов, а кто - интровертов;
 к какому типу восприятия информации относится тот или иной ребенок
(визуал, аудиал, кинестетик);
 какой стиль деятельности у ребенка (импульсивный, рефлексивный,
механический, сенсорный).
Изучив личностные свойства и предпочтения каждого обучающегося,
педагог получает возможность создать карту стилей группы, из которой будет
видно, какие дети преобладают в ней. Стратегию преподавания педагог
определяет в соответствии со своим собственным стилем работы и ориентацией
на конкретных детей.
Достоинства

Недостатки

-Развитие и сохранение высокой мотивации в
учебной деятельности.
- Получение высокого результата освоения
программы обучающимися.

-Необходимость
высокого
уровня
компетентности педагога в разработке или
подборе диагностических материалов.
-Возможность ошибки при интерпретации
полученных результатов и как следствие
неправильный подбор форм и методов
работы.
-Затратность по времени подготовки.

2.3.2.
Технология
коллективного
взаимообучения
(обучение
динамических групп, динамические пары).
Автор: А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко4
Обучение может осуществляться путем общения в динамических группах,
когда каждый учит каждого. В этом случае обучение предстает как общение
обучающих и обучаемых.
Основными
принципами
предложенной
системы
являются
самостоятельность и коллективизм.
Особенности реализации. Эту технологию целесообразно применять на
этапе закрепления изученного материала. Для этого группу необходимо
разделить на подгруппы по 3-4 человека, среди них выбрать ответственного. Из
наиболее успешных детей назначить 2-х ассистентов педагога. Каждой
подгруппе выдать свой вариант задания, который они должны выполнить и
составить контрольные вопросы. В это время ассистенты должны
консультировать подгруппы. После такой работы каждый ребенок готов учить
любого выполнению своего задания, а все остальные – учат его. Техника
работы заключается в том, что ребенок из одной подгруппы выбирает себе
партнера из другой, и они начинают взаимно обучать друг друга. Затем пары
Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) - русский советский педагог-новатор, автор метода
коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.
Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников
образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).
4

13

меняются таким образом, что в течение занятия каждый ученик успевает
поработать с участниками всех подгрупп.
Достоинства

Недостатки

-Высвобождение педагога от значительной -Применение данной технологии возможно
доли фронтальной работы с группой.
не при всех типах и видах учебных занятий.
-Увеличение времени для индивидуальной
помощи учащимся.

2.4. Технология коллективной творческой деятельности.
Автор: Волков И.П., Иванов И.П.
Понятие введено в середине 60-х годов.
Технология коллективно творческой деятельности — это система
условий, методов, приемов и организационных форм воспитания,
обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и
детей на принципах гуманизма.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к
многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт,
который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение,
произведение, исследование и т.п.);
воспитать общественно-активную творческую личность и организовать
социальное творчество, направленное на служение людям в конкретных
социальных ситуациях.
В основе технологии лежат организационные принципы:
 социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
 сотрудничество детей и взрослых;
 романтизм и творчество.
Сущность. Организация деятельности предполагает совместное участие
детей и взрослых в планировании, подготовке, осуществлении и анализе
любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к
самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра,
состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это
социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание –
забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических
социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп
направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной
метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная
методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские
(биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и
т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную
профессиональную подготовку.

14

Этапы.
- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу
– занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
- Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение
задач, вступительное слово, приветствие и др.).
- Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового
штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы,
которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как
организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты
ответов каждой группы и
осуществляется совместный выбор лучшего
варианта).
- Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей,
уточнение плана.
- Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление
разработанного плана.
- Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на
вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
-Результаты коллективного дела.
Черты технологии:

свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

педагогика сотрудничества, сотворчества;

применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра,
творческая дискуссия;

стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Достоинства

Недостатки

-Направлена на достижение личностного и -Направлена на достижение личностного и
метапредметного результата.
метапредметного результата. Предметный
результат достаточно сложно получить при
применении вышеуказанной технологии.

Информационные источники:
1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания/ И.П. Иванов –
Москва: Просвещение – 1990.
2. Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Коллективный анализ и планирование
деятельности школьников: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Никитина, И.Ю.
Шустова – Ульяновск: УИПКПРО, 2002.
3. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание/ С.Д. Поляков-Москва, 2004.
4. Родники творчества. Методическое пособие по проведению
коммунарских сборов. Авторский коллектив: В.Т. Морозов, Т.В. Морозова.Тверь-2000 г.
5. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. / С. Соловейчик-Москва:
Педагогика, 1989.
6. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.
Щуркова - Москва: Новая школа, 1993.
15

2.5. Технология «ТРИЗ» .
Автор: Альтшуллер Г.С.5
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это универсальная
методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с
методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать
творческие и социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их
к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение
творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:

снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

гуманистический характер обучения;

формирование нестандартного образа мышления;

практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая
делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор
технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый
(изобретать могут все!). По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у
детей такие мыслительные способности, такие как:
 умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
 умение обобщать, делать выводы;
 умение оригинально и гибко мыслить;
 умение активно использовать воображение.
Методы:
-Метод маленьких человечков (ММЧ).
-Метод фокальных объектов (МФО).
-Фантазирование.
-Системный оператор (надсистема и подсистема).
-Страна загадок.
-Противоречия и др.
N.B. Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное
содержание обучения. Основным понятием ТРИЗ является «противоречие»,
которое предполагает два пути разрешения:
1)
компромисс, примирение противоположных требований;
2)
выдвижение качественно новой идеи.
Достоинства

Недостатки

-Высокий интерес обучающихся к учебной Большой спектр методов и приемов, что
деятельности.
вызывает сложность педагогов в освоении
-Развитие
системного
мышления технологии.
обучающихся.
-Возможность получения и закрепления.
Альтшуллер Генрих Саулович – преподаватель, автор ТРИЗ – ТРТС (теории решения изобретательских
задач - теории развития технических систем)
5

16

предметных
результатов,
формирование личности

а

также

Информационные источники:
1.
Альтшуллер Г. С.Найти идею – 2003 г.
2.
Альтшуллер Г. С.Творчество, как точная наука – 2004 г.
3.
Альтов Г., Журавлева В. Летящие по вселенной – 2002 г.
4.
Гин А.А. ТРИЗ педагогика – 2015 г.
5.
Гин С.И. Мир фантазии – 2006 г.
6.
Зусман А.В., Злотин Б.Л. Воображайте! Школа креативного
мышления – 2015 г.
7.
Иванов Г.И. Денис-изобретатель Рассказы и задачи для развития
творческого мышления – 2010 г.
8.
Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины
ТРИЗ. Учебное пособие – 2014 г.
9.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления
– 2008 г.
2.6. Технология проблемного обучения.
Автор: Дж. Дьюи6
Технология проблемного обучения основывается на теоретических
положениях американского философа Дж. Дьюи и получила распространение в
20-30-х годах в советской и зарубежной школе.
Проблемное обучение:
- построение учебной деятельности обучающегося на основе решения
учебных задач, методы решения которых ему еще не известны;
- проблемное обучение – организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,
навыками и развитие мыслительных способностей.
Цель:
-творческое интеллектуально-познавательное усвоение обучающимися
заданного предметного материала;
-приобретение ЗУН;
-усвоение способов самостоятельной деятельности;
-развитие познавательных и творческих способностей.
Сущность: смещение образовательного акцента с выслушивания
учащимися учебного материала на их учебную деятельность и развитие
мышления.
Результат освоения: не воспроизведение образцов, а их самостоятельный
поиск.
6

Джон Дьюи – американский философ и педагог, основавший в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой
обучение осуществлялось на основе игровой и трудовой деятельности.

17

Проблемная ситуация – совокупность обстоятельств, обеспечивающих
возникновение и разрешение проблемных вопросов, задач или заданий.
Проблемная организация учебного материала:
- проблемный вопрос – краткая форма обращения к обучающимся в целях
получения ответа, нахождение которого побуждает учащегося к
познавательным действиям;
- проблемная задача – форма организации учебного материала, которая
требует выполнения новых условий своего исполнения (времени, информации,
способов действий и т.д.);
- проблемное задание – форма организации учебного материала,
предназначенная для самостоятельного выполнения, при котором требуется
сложная познавательная деятельность (самостоятельный эксперимент, проект,
изобретательство, сочинительство).
Этапы работы при проблемном обучении:
1. Поиск, постановка проблемы.
2. Принятие проблемы учащимися.
3. Анализ противоречия.
4. Анализ ситуации для выявления знания и незнания.
5. Выдвижение гипотезы как предположительного решения.
6. Решение, как проверка гипотезы.
7. Перепроверка правильности полученного результата.
Методические приемы создания проблемных ситуаций педагогом:
- подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ
его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций
(например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию,
логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например:
исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными
исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с
ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»
и др.).
Достоинства
-Повышает познавательный интерес
учащихся.
-Развивает мышление учащихся.

Недостатки
-Не всегда возможно создание проблемной
ситуации.
-Не всякую проблемную ситуацию удается
18

-Является одним из самых эффективных
(по времени) среди творческих,
продуктивных методов.

использовать для создания проблемы.
-Неэффективно использование для
достижения репродуктивного уровня
усвоения.

Информационные источники:
1. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные
технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.
2. Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. 2009. - N 6. - С. 51-52.
3. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. - 2010. 6. - С. 82-83.
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 2004.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.,
1972.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.
пособие. М., 1998.
2.7. Технология развития критического мышления.
Авторы: американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт
Мередит.
В России реализуется с середины 90-ых годов.
В основе технологии лежит:

диалогическая концепция культуры М. Бахтина-В.Библера,

психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже,

педагогика сотрудничества Ш. А. Амонашвили.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает
обучающимся критически относиться к любым утверждениям, не принимать
ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям,
методам. Критическое мышление является необходимым условием свободы
выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Цель - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не
только в учебно-воспитательном процессе, но и в обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и др.).
Этапы. Конструктивную основу «технологии критического мышления»
составляет базовая модель трех стадий организации образовательного процесса:

на этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся
знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес,
определяются цели рассмотрения той или иной темы;

на стадии осмысления (или реализации смысла), как правило,
обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее
19

систематизация. Учащиеся получают возможность задуматься о природе
изучаемого объекта, учатся формулировать вопросы по мере соотнесения
старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции.
Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно
самостоятельно отслеживать процесс понимания материала;

этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся
закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные
представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Сущность. В рамках работы этой модели обучающиеся, овладевают
различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать
собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств,
выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим.
Методы. Основные методические приемы развития критического
мышления:

Прием «Кластер»;

Таблица;

Мозговой штурм

Эссе;

Метод контрольных вопросов;

Приём «Чтение с остановками»;

Приём « Взаимоопрос»;

Приём «Перепутанные логические цепочки»;

Приём « Перекрёстная дискуссия;

Толстые и тонкие вопросы и др.
Достоинства

Недостатки

-Активно развивает универсальные учебные - Затратность по времени при подготовке
действия обучающихся.
занятия.
-Способствует развитию самостоятельности
учебной деятельности.

Информационные источники:
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во
Ин-та «Открытое общество», 2000.
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория,
практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
4. Поппер К. Р. Логика научного исследования. - М.: Республика, 2004.
5. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

20

2.8. Игровые технологии.
Авторы: Шмаков С.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.,
Никитин Б.П., Азаров Ю.П. и др.
Сущность. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основные понятия игровой деятельности:
 Моделирование.
 Имитация.
 Соревновательность.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
 свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от
результата (процедурное удовольствие);
 творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности (создание «поля творчества»);
 эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры,
«эмоциональное напряжение»);
 наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой
деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и
элементами
соревновательности,
удовлетворения
потребности
в
самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
-реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в
игре.
Значение игры невозможно переоценить. В том и состоит ее феномен, что,
являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в
труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной
педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе,
делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:
21

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и
др.).

По области
применения
физические
интеллектуальные
трудовые
социальные
психологические

Классификация педагогических игр
По характеру
По игровой
По предметной
педагогического
технологии
области
процесса
обучающие
предметные
математические
тренинговые
сюжетные
химические
контролирующие ролевые
биологические
обобщающие
деловые
физические
познавательные
имитационные экологические
творческие
драматизация
музыкальные
развивающие
трудовые
спортивные
экономически

По игровой
среде
без предметов
с предметами
настольные
комнатные
уличные
компьютерные
телевизионные
циклические
со средствами
передвижения

Основные этапы образовательного процесса на основе дидактических
игр:

Ориентация (характеристика имитации и правил, представление
изучаемой темы, знакомство с основными представлениями).

Подготовка к проведению (педагог объясняет сценарный ход, игровые
задачи, правила, игровые процедуры, правила судейства и т.д.).

Проведение игры.

Обсуждение игры.
Необходимые требования к проведению занятий с применением игровых
технологий:

свободное творчество и самодеятельность учащихся;

соблюдение и выполнение правил игры;

положительный эмоциональный настрой;

должен быть элемент случайности (может выиграть и не сильнейший);

учёт возрастных особенностей учащихся.
Достоинства

Недостатки

-Активизирует деятельность учащихся.
-Развивает коммуникативные способности
учеников.
-Укрепляет социальные связи в классе
-Развивает практические умения и навыки.

-Требует значительной подготовки.
-Нецелесообразно
использовать
при
изучении нового материала.
- Требует от педагога полного контроля за
ситуацией в классе.

22

Информационные источники:
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. -

1.
Мн.,2000.
2.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. – М.,2001.
3.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии. – М.,1996.
4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.
5.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.1994.

2.9. Технология проектного обучения (метод проектов).
Авторы: Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Шацкий С.Т. и др.
Определение. Проектное обучение – это особая организация
образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных
задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима
для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности,
представление результата.
Составные компоненты проекта:

формулирование цели (что и почему надо сделать);

разработка путей выполнения проекта;

работа над проектом;

оформление результатов;

представление результатов;

обсуждение результатов.
Основные требования к использованию метода проектов:

наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
Функции педагога:

консультирование, помощь в подборе проектов;

наблюдение за ходом работы учащихся;

оказание помощи отдельным обучающимся и стимулирование их учебнотрудовой деятельности;

поддержание рабочей обстановки в группе;

анализ и обобщение работы отдельных учащихся;

оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
23

Сущность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определённого
отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к
обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А
решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование
совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны,необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки,
техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов
должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её
решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Достоинства и недостатки использования метода проектов
Достоинства
Недостатки
-Активизирует деятельность учащихся.
-Развивает творческие и коммуникативные
способности учеников.
-Формирует умения самостоятельной работы.
-Позволяет осуществлять профориентацию.
-Позволяет реализовать межпредметные
связи.

-Занимает много времени.
-Не способствует систематизации знаний.
-Неэффективен
для
формирования
репродуктивных умений.
-Применим только при высокой мотивации
учащихся.

Информационные источники:
1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном
образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
2. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926.
3. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
4. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1976.
2.10. Кейс – технология.
Автор: М. Мюнтер, М. Линдерс и Дж. Эрскин
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач, т.к. задачи имеют,
как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому
решению, а кейсы, имеют несколько решений и множество альтернативных
путей, приводящих к нему.
Сущность. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации
(каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не
только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный
комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной
проблемы.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и
метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за
педагогом, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя,
24

это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт
полученных знаний и применить их на практике.
Цель. Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к
изучаемому предмету, развивает у обучающихся такие качества, как
социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно
излагать свои мысли. При использовании кейс – технологий у обучающихся
происходит:

развитие навыков анализа и критического мышления;

соединение теории и практики;

представление примеров принимаемых решений;

демонстрация различных позиций и точек зрения;

формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях
неопределенности;

получают коммуникативные навыки;

развивают презентационные умения;

формируют
интерактивные
умения,
позволяющие
эффективно
взаимодействовать и принимать коллективные решения;

приобретают экспертные умения и навыки;

учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для
решения ситуационной проблемы.
Методы.
К методам кейс-технологий, активизирующим образовательный процесс,
относятся:

метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения)

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод дискуссии.
В целом кейс строится вокруг трёх направляющих: временная, сюжетная и
разъяснительная структура кейса. Опытность автора кейса видна в том,
насколько умело он переплетает данные составляющие.
Структура кейса. Общий порядок составления кейса выглядит
следующим образом:

введение;

общие знания или информация о предприятии, задачи, ситуации и т.д.;

описание проблемы;

заключение;

приложение.
N.B. Технология составления кейса может выглядеть довольно просто. По
определённому формату разрабатывается модель конкретной ситуации, которая
25

произошла в реальной жизни и отражается тот комплекс знаний, навыков и
отношений, которые нужно получить обучаемым. Эта модель представляет
собой текст объёмом от одной до нескольких десятков страниц. К кейсу также
прилагаются дополнительные источники информации: публикации в прессе,
документы, фотографии, видеоприложения и т.д. Участники предварительно
изучают кейс, привлекая информацию из самых различных источников. После
этого идёт подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель
генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию.
Достоинства

Недостатки

-Формируется
информационная
компетентность.
-Развиваются
навыки
упорядоченного,
структурированного
мышления,
ориентированного на умения работать с
информацией.
-Воспитывается культура обмена мнениями,
свободной от агрессивной напористости.
-Развивается самостоятельность мышления и
деятельности для достижения позитивного
результата, особенно в ситуациях работы в
группе

Затратность по времени при подготовке
кейсов.
Результат работы с кейсами зависит от
уровня компетентности педагога (умение
составлять кейсы, осуществлять дискуссию)

Информационные источники:
1. Буравой, М. Углубленное сasestudy: между позитивизмом и
постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования
методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
3. Козина, И. Casestudy: некоторые методические проблемы // Рубеж.1997.- № 10-11.- С. 177-189.
4. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.1999.- №1.
5. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий // Компьютерра.- ,
2000. - №13-15.

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анисимов О.С.Учебная и педагогическая деятельность в активных
формах обучения. – М., 1989.
2.
Апатова
Н.В.Информационные
технологии
в
школьном
образовании. - М., 1994.
3.
Безрукова В.Образовательные технологии: ориентиры для выбора.//
Директор школы. - № 8. – 1999. – с. 25-30 с.
4.
Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в
дополнительном образовании детей// Сайт studmed.ru [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.studmed.ru/
5.
Гузеев В.В., Сиденко А.С.Проблемы, особенности и процедуры
освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. //
Школьные технологии. - № 1. – 2000. – с. 167 – 181.
6.
Гузеев В.В.От методик к образовательной технологии. // Народное
образование. – 1998. - № 7. – с. 84-91.
7.
Еремкина
О.В.Воспитательные
технологии.//
Классный
руководитель. 1998.- № 5, с. 2.
8.
Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г.Педагогические технологии в сфере
дополнительного образования. – Москва – Самара, 1998, 30 с.
9.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.,2000.
10.
Кларин М.В.Педагогическая технология в учебном процессе:
Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
11.
Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в
образовании. // Внешкольник. – 1998, № 9. – с. 27-31.
12.
Мосина
Ю.В.Современные
подходы
к
использованию
педагогических технологий./ Педагогический калейдоскоп. – Ярославль. - № 1.
– 1999. – с. 26-28.
13.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образовании [текст]: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/
Под редакцией Е.С. Плат. - Москва: Издательский центр «Академия».Москва,1999.-211с.
14.
Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в
школе. – Москва-Тюмень, 1994.
15.
Роберт И. В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.:
Школа-Пресс, 1994
16.
Сайт библиотеки «ПСИ-фактор» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
17.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии
[Электронный ресурс] : Учебное пособие /Селевко Г.К. – Москва : Народное
образование,
1998.
256
с.
–
Режим
доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/1721099/
27

18.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.
19.
Селевко Г.К.Технологии развивающего обучения. //Школьные
технологии № 4, 1997.
20.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов
на основе метода CaseStudy [текст]// Инновации в российском образовании: сб.М.: ВПО, 2000.
21.
Усольцев А.П. Современные технологии обучения физике
[Текст] : методическое пособие для студентов / А.П. Усольцев; Урал. гос. пед.
ун-т.– Екатеринбург, 2009.- 71 с.
22.
Щуркова Н.Е.и др. Новые технологии воспитательного процесса. –
М.:Новая школа, 1994.-117с.Педагогическая технология: Программа учебного
курса / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Прометей», 1991.
23.
Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного
образования / И. С. Якиманская. - М., 2000.
24.
Якиманская
И.С.
Разработка
технологии
личностноориентированного обучения / Вопросы психологии [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journals_all/
25.
Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http://dic.academic.ru/

28

Приложение

Классификация образовательных технологий (Селевко Г.К.)
Образовательные (педагогические) технологии
По уровню и характеру применения
Социально-педагогические,
общепедагогические
(метатехнологии)

модульные,
локальные,
узкометодические
(мезотехнологии)

Отраслевые,
частнопредметные
(макротехнологии)

Монотехнологии
Микротехнологии

Проникающие
Гибкие

Политехнологии

Жесткие

По философской основе
Материалистические

Диалектические

Сциентистские

Гуманистические

Идеалистические

Метафизические

Технократические

Природосообразные

Прагматические
Рационалистские
Экзистенциалистские

Антропологистские
Фрейдистские
Религиозные

Коэволюционные
Русский космизм
Эзотерические

Основной методологический подход(ы)
Гуманистический

Системный

Групповой

Знаниевый

Природосообразный

Комплексный

Дифференцированный

Задачный

Валеологический

Интегральный

Индивидуальный

Компетентностный

Ценностный

Личностноориентированный
Практикоориентированный
Деятельностный

Ситуативный

Алгоритмический
Поисковый

Социокультурный
Средовой

Информационный

Тактический

Исследовательский

Детерминистский

Коммуникативный

Стратегический

Творческий

Синергетический

Диагностический

По ведущему фактору развития
Биогенные

Социогенные

Психогенные

Идеалистские

По научной концепции (механизму) передачи и освоения опыта
Ассоциативнорефлекторные

Развивающего обучения и
воспитания

Интериоризаторские
(ТПФУД)

29

Бихевиористские

Гештальттехнологии

Деятельностные

Когнитивные

Суггестивные

НЛП

Действеннопрактические СДП

Творческие
(эвристические) СТК

Стохастические

По ориентации на личностные сферы и структуры индивида
Информационные ЗУН

Операционные СУД

Нравственноэстетические СЭН

Саморазвития СУМ

Физического
развития - СФР

Компетентностноориентированные

По характеру содержания и структуры
Светские
Религиозные

Общеобразовательные
Профессиональноориентированные

Гуманитарные

Воспитательные
Валеологические
Экологические

Технократические

Общекультурные
Конкретно-предметные

Жестко-стандартные
Адаптивновариативные

Разносторонние

По виду социально-педагогической деятельности
Обучающие (дидактические)
Воспитательные
Развивающие

Поддержки (сопровождения)
Реабилитации
Помощи

Социализации
Адаптации
Автономизации
Социального закаливания

Управления
Диагностики (мониторинга)
Коррекции (компенсации)
Манипуляции

Психолого-педагогические
Социально-педагогические
Медико-педагогические
Культурологические

По типу управления учебно-воспитательно-социальным процессом
Классическое
традиционное
обучение

Классическое
лекционное (вербальное)
Самостоятельное изучение
печатной информации
(работа с книгой)

Компьютерное
индивидуальное
(мультимедиа)

Система малых
групп

Современное традиционное
обучение (аудиовизуальное)

Индивидуальное –
система
«консультант»

Программное и
программированное
обучение

Индивидуальное
– система
«репетитор»

Взаимоуправление
взаимообучение
КСО

Самоуправление
(самоорганизации,
саморегуляции)

Массовое
СМК

Административное
управление

По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения
Догматические,
репродуктивные

Объяснительноиллюстративные

Принуждения
Свободного выбора

Программированного
образования

Проблемные,
поисковые,
исследовательские

Убеждения
Наглядные

Игровые
Практические,
трудовые
Продуктивные

Диалогические,
коммуникативные,
интерактивные

Творческие,
эвристические
Арт-технологии
Развивающие
саморазвития

Групповые
Коллективные
Информационные,
компьютерные,
мультимедийные

По организационным формам
Классно-урочные
Альтернативные

Академические
Клубные

Индивидуальные
Групповые

Коллективных способов
деятельности

30

Дифференциации
Интеграции

Открытые
Закрытые

По преобладанию средств обучения
Вербальные

Аудиовизуальные

Программированные

Компьютерные

Электронных
обучающих
систем

Видеообучение

Супергипертекстные

Спутниковые

Коллективного
воспитания

Технологии
сотрудничества

Индивидуальные
(персонифицированные)

Самовоспитания,
самообразования

По подходу к ребенку и ориентации педагогического взаимодействия
Субъект-объектные
(принуждения)
Субъект-субъектные
(сотрудничества)

Авторитарные

Интерактивные

Демократические
Интраактивные

Либеральные
(свободного
воспитания)

Экстрактивные

Дидакто-, социо-,
антропоцентрические

ЛичностноДеятельностноСредоориентированные

По направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе
На основе
гуманизации и
демократизации
отношений

На основе
активизации и
интенсификации деятельности детей

На основе
эффективности
организации и
управления

На основе
методического
и дидактического реконструирования
материала

На основе
современных
информационных и телекоммуникацио
нных средств

На основе
усиления
социальновоспитательных функций

Альтернативные
природосообразные

Другие
альтернативные

Целостные
технологии
авторских школ

По категории объектов педагогического воздействия
Массового
образования

Продвинутого
образования

Компенсирующие

Технологии работы с
детьми с
проблемами

31

Виктимологические

Андрогогические

Пенитенциарные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».