МР Подготовка и проведение открытых учебных занятий

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
_____________________А.Г.Гагауз

Рассмотрены и допущены к реализации
решением Экспертно-методического совета
Протокол № 10 от 13 июня 2023 г.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного
образования
«Подготовка и проведение открытого учебного занятия»

2023

Методическая рекомендации «Подготовка и проведение открытого
занятия» / Составители В.В.Сотникова – Екатеринбург: МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии», 2023 26 с.
Материал составлен на основе методических рекомендаций «Как
успешно подготовить и провести открытый урок» ГБОУ СПО
«Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы
обслуживания», Новокузнецк, автор: Зацепина Н.В.
Открытое занятие в системе образования – это форма обобщения и
предъявления профессионального опыта. Требует тщательной подготовки
и детальной проработки, творческого подхода. В связи с чем, у педагогов
и возникают вопросы на этапе проектирования открытого занятия.
Предлагаемые методические рекомендации раскрывают вопросы,
связанные с общими требованиями к открытому занятию, рекомендациями
по его подготовке, алгоритмом проектирования, особенностями
проведения, а также анализом и обсуждением итогов открытого занятия.
Методические рекомендации содержат в качестве примеров
конспекты занятий педагогов дополнительного образования Городского
Дворца творчества «Одаренность и технологии».

Содержание
Введение
1. Общая характеристика открытого урока
2. Методическая цель.
3. Основные требования к открытому занятию.
4 Подготовка открытого занятия
4.1. Алгоритм проектирования учебного занятия
4.2.Рекомендации по психологической подготовке к проведению
открытого занятия
4.3. Рекомендации по методическому обеспечению открытого урока
5. Проведение открытого занятия
6. Основные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении
открытого занятия
7. Рекомендации по проведению анализа открытого занятия
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Технологическая карта учебного занятия
Приложение 2. Конспект открытого занятия педагога
дополнительного образования Петрашень О.Е.
Приложение 3. Конспект открытого занятия педагога
дополнительного образования С.Э.
Приложение 4. Примерная схема самоанализа учебного занятия

4
5
5
7
8
8
8
10
10
11
12
14
15
16
19
22
26

Введение
Доктор педагогических наук, профессор М.М. Поташник с
сожалением констатирует: «Открытые уроки или внеурочные
мероприятия» – это одна из старейших форм методической работы…
Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое
ритуальное действо, появился формализм в проведении таких уроков,
внешнее стало превалировать над сутью… Деградация открытых уроков
пришла к логичному итогу: форма стала вырождаться, утратилась
ценность этих уроков, и … открытые уроки … стали неэффективными и
бесполезными, а то и просто вредными для детей».
Задача методической службы образовательной организации –
вернуть
эффективность
и
полезность
такого
важного
для
профессионального развития педагога методического мероприятия, как
открытый урок.
Подготовка открытого занятия является для педагога формой
повышения квалификации, поскольку педагог наиболее интенсивно
направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта.
Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из
него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои
педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности,
технологичности – все это становится предпосылкой для успешного
проведения открытого занятия, для профессионального развития педагога.
Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании
помощи
педагогам
дополнительного
образования
в
решении
педагогических и методических задач по совершенствованию
образовательного процесса при подготовке и проведении открытых
занятий.
Основные задачи:
способствовать повышению эффективности профессионального
самообразования педагогов в ходе подготовки к проведению открытых
учебных занятий,
создать условия для повышения уровня проведения открытых
занятий, их соответствия современным требованиям,
оказание методической помощи педагогам при анализе открытого
урока, распространении педагогического опыта.

1. Общая характеристика открытого занятия
Открытое учебное занятие ставит педагога в позицию исследователя
и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике
(выявление противоречий, формулирование концептуальных оснований
опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.); формирует
потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует
потребность самосовершенствования. И в этом его ценность.
Когда открытое занятие перенасыщено педагогическими приемами
и методами, разнообразными средствами обучения, то они оказываются не
эффективными, а, скорее, эффектными. И в итоге это приводит к потере
сути и целесообразности, к оригинальничанию вместо настоящего
творчества, рассчитанного на достижение более высокого качества
образования.
Если при этом учесть, сколько времени и сил тратится на подготовку
и проведение этого ответственного мероприятия, то совершенно очевидно,
что формальный, бездумный подход к проведению открытого занятия
просто недопустим.
По уровню представления открытое занятие может быть проведено:
- для коллег (распространение опыта, учебное занятие в рамках какоголибо продолжительного мероприятия, проекта),
- для администрации учреждения (с целью контроля использования
современных подходов к обучению, обобщения педагогического опыта),
- на уровне города, области (презентация новой методики или элемента
преподавания в качестве распространения педагогического опыта),
- в рамках профессиональных конкурсов.
Цели проведения открытых занятий:
- повышение квалификации тех, кто приходит на занятие к педагогупрофессионалу высокого класса (мастер-класс профессионала);
- экспертиза коллегами (администрацией учреждения, методистами)
новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом, когда
мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом
развития педагога;
- презентация интересного педагога, новой технологии, поднятие
статуса педагога, образовательного учреждения;
- изучение и обобщение результативного педагогического опыта;
- творческий отчет о результатах освоения педагогом новой
педагогической методики, технологии и т.п.
2. Методическая цель
Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается
то, что педагог хочет показать посещающим. И начинать подготовку
необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Это
поможет наиболее конструктивно спланировать занятие и объективно

подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность
подобранных методов, приемов и форм организации.
Методическая цель отражает основную методику проведения
учебного занятия, например:
Активизация познавательной деятельности обучающихся на
занятиях посредством использования наглядного материала.
Методика использования мультимедийных презентаций в процессе
изложения
нового
материала
(проверки
знаний,
выявления
межпредметных связей)
Методика использования кейс-метода в учебно-воспитательном
процессе.
В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает
такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те
методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического
мастерства и технологии, по которой работает педагог.
Несомненно, что любое занятие должно отвечать требованиям,
которые выдвигаются в соответствии с целями и задачами, стоящими
перед современным образованием. Учитывая требования нормативных
документов, регламентирующих деятельность системы дополнительного
образования, учебные занятия должны быть направлены на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

3. Основные требования к открытому занятию

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий
уровень профессионального мастерства. Занятие, подготовленное
формально, не может быть источником результативного педагогического
опыта.

Открытие занятие обязательно должен иметь новизну. Новизна
может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае,
открытое занятие должно содержать новое для посещающих.

Открытое занятие может отражать решение методической
проблемы, над которой работает педагог.

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества
(высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий
открытое учебное занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет
это сделать.

Открытое занятие не должно наносить вред обучающимся.
Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы
без посещающих.

Для гостей на занятие обязательно готовятся рабочие места.
Заранее, перед проведением открытого занятия, гостям раздают
технологическую карту или план, можно подготовить небольшие буклеты
с пояснением основных этапов урока, используемых методов и приемов,
характеристикой обучающихся (уровень обученности, обучаемости,
реальные учебные и воспитательные возможности, психологический
портрет учебной группы и т.п.).

Число посетителей на открытых уроках не может быть
безграничным.
М.М. Поташник: «Урок всегда представляет собой время личного …
общения учителя и учеников, и присутствие посторонних, незнакомых
людей воспринимается детьми не иначе, как некая комиссия,
проверяющие лица и т.п. Комфортность их самочувствия снижается, а,
значит, резко падает эффективность усвоения увиденного, услышанного,
пережитого».

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить
календарно-тематическому планированию.

Нежелательна «репетиция» открытого занятия с одной и той же
группой. Не следует, называя это подготовкой к открытому занятию,
предварительно готовить обучающихся к занятию, «проигрывать» его.
Если обучающиеся заранее знают, все что будет на занятии, то интереса к
познанию у них не будет. И это, конечно, вредит общему впечатлению.
Вместе с тем необходимо понимать, что обучающиеся должны быть
готовы к открытому занятию. Они должны знать основные формы работы
на уроке. Но для них должна быть и изюминка, о которой они могут лишь

догадываться. Не стоит включать в открытое занятие типы заданий,
непривычные для обучающихся. Больше времени уйдет на объяснения.
Хорошо, если обучающиеся уже знают, как, например, проводится
Мозговой штурм, деловая игра или блиц-опрос, каковы условия
проведения конкурсов и т.п. Подобные задания стоит включить в
предыдущие занятия, чтобы обучающиеся их освоили.

После открытого занятия обязательно организуется его
обсуждение и анализ. Сначала педагог проводит самоанализ, потом
высказываются коллеги, представители администрации и подводит итоги
обсуждения сам педагог.
4. Подготовка открытого занятия
4.1. Алгоритм проектирования учебного занятия
В данных методических рекомендациях мы приводим краткий
алгоритм проектирования учебного занятия. Более подробная информация
представлена в методических рекомендациях «Проектирование учебного
занятия в системе дополнительного образования» МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».
Проектирование учебного занятия представляет собой реализацию
определенной последовательности этапов:
1) Планирование и анализ новых образовательных результатов
(личностных, метапредметных, предметных). На этапе подготовки
учебного занятия педагогу очень важно проанализировать все три группы
ожидаемых результатов, достигаемых в ходе учебного занятия;
2) Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение
результатов (выступления, доклады, дискуссия, проведение опыта,
практическая работа, просмотр фильмов и др.);
3) Отбор содержания (о чем говорим в рамках учебного занятия), отбор
методов и форм (как сообщаем информацию и в какой форме);
4) Выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию видов
учебной деятельности для достижения результатов. Это совокупность
предметов и произведений материальной и духовной культуры,
привлекаемые для педагогической работы (учебники, справочники,
компьютер, планшеты, плакаты, раздаточный материал, карты, таблицы,
медиа-ресурсы и др.).
4.2.Рекомендации по психологической подготовке к проведению
открытого занятия
Задача педагога – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить
усилия на раскрытии собственных ресурсов. Без соответствующей
психологической подготовки проводить открытое занятие и держать
внимание большой аудитории – трудно.

Рассмотрим основные моменты, которые включает в себя
психологическая подготовка к открытому занятию.
Правильный психологический настрой. Не стоит придавать
предстоящему мероприятию слишком большого значения. Как бы важен
ни был данный успех для вашей карьеры, помните, что это всего лишь
занятие, а точнее всего 45 минут, которые пролетят очень быстро.
Возможно, оно станет вашим триумфом, а может быть, что-то пойдет не
так, как вы планировали. В любом случае, это еще один шаг вперед по
лестнице педагогического мастерства, новый бесценный опыт, который
поможет вам избежать ошибок в дальнейшем.
Эмоциональный настрой. Постарайтесь сделать так, чтобы на
занятии было хорошо и комфортно не только вам и вашим обучающимся,
но и гостям. Настройтесь на волну доброжелательности. Не думайте о
плохом. Вместо этого подберите несколько интересных заданий,
нацеленных на снятие напряжения в самом начале занятия. Это поможет
всем расслабиться и настроиться на получение только положительных
эмоций. Пусть и для вас, и для обучающихся это занятие станет
небольшим праздником, ярким и запоминающимся.
Выработка положительного отношения к себе, признание своей
уникальности. Можно формировать умение управлять собственным
психологическим состоянием с помощью саморегуляции, тренингов,
специальных упражнений.
Имидж. Вы не только должны хорошо выглядеть, но и чувствовать
себя уверенно и комфортно.
Поощрение. Решите заранее, чем именно вы себя побалуете, когда
все закончится. Пусть мысль об этой маленькой радости согревает вам
душу во время всего занятия.
Верьте в себя! Вы каждый день проводите такие занятия – и в этот
раз все получится. Спокойно относитесь к критическим замечаниям –
просто учтите их на будущее.
Психологическая подготовка обучающихся к открытому
занятию. На открытом занятие еще в большей степени, чем на обычном,
обучающиеся испытывают потребность в признании и чувство неловкости
от допущенных ошибок. Боязнь показаться глупым, подвести педагога и
группу, часто нагнетаемая самим педагогом, делает обучающихся
скованными и малоактивными. Это сказывается и на ходе занятия, и на его
результатах, и на общем впечатлении о нем. Преподаватель-мастер,
знающий характер каждого обучающегося, уровень его подготовки и
подготовленности, умеющий адекватно оценить потенциал каждого
ребенка, найдет возможность его включения в работу таким образом,
чтобы он мог показать себя с лучшей стороны и продемонстрировать
результат своей деятельности приемлемым для себя способом.

О предстоящем открытом занятии лучше всего объявить
обучающимся на занятии, ему предшествующем. Не следует заранее
позиционировать открытое занятие как особое мероприятие, требующее от
участников свершения каких-либо подвигов. Но при этом следует
попросить обучающихся не опаздывать, быть вежливыми с гостями и друг
с другом, обратить внимание на внешний вид, настроить ребят на
активную работу на занятии. Перед открытым занятием обучающиеся
должны получить привычное для себя домашнее задание.
4.3. Рекомендации по методическому обеспечению открытого урока
К открытому занятию необходимо составить план-конспект или
технологическую карту. В плане-конспекте или технологической карте
учебного занятия отражается дата и время проведения, тема, тип занятия,
цели, которые формулируются в соответствии с ожидаемым результатом,
формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся,
методы обучения, материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение занятия, все основные этапы занятия, основные виды
деятельности как обучающихся, так и педагога, с четким и разумным
распределением времени по этапам занятия.
Приветствуется наличие методической разработки учебного занятия,
которая включает в себя:
пояснительную записку (роль занятия, его место в структуре
дополнительной общеобразовательной программе, цели, задачи,
ожидаемый результат, технологии, методы, приемы, которые
применяются на занятии)
план-конспект или технологическую карту занятия,
дидактические и контрольные материалы, используемые на занятии.
Пример технологической карты занятия и планов-конспектов
представлены в Приложениях 1, 2, 3.
5. Проведение открытого занятия
За неделю до проведения открытого занятия педагог согласовывает
технологическую карту занятия с методистом, обеспечивающим
сопровождение педагога или с другими педагогами. Если педагог
испытывает
определенные
трудности
психологического
или
профессионального плана, возможно проведение предварительного
обсуждения проекта занятия и некая «репетиция» без участия детей.
Яркое, нестандартное объявление о проведении открытого занятия
привлечет внимание коллег, администрации, создаст творческий,
доброжелательный настрой.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке, по
действующему расписанию. Если занятие – это конкурсное мероприятие

или проводится на семинаре по обмену опытом и т.п., то оно может быть
проведено в соответствии с планом конкурса, семинара.
Накануне педагог готовит аудиторию к открытому занятию. Все
материалы, которые планируется использовать на занятии, должны быть
разработаны или подобраны на подготовительном этапе, иметь
эстетичный вид, соответствовать теме, быть в достаточном количестве и
находиться под рукой. Аппаратура устанавливается таким образом, чтобы
не было помех при ее использовании ни для педагога, ни для
обучающихся, с соблюдением правил безопасности.
Также педагог готовит рабочие места для гостей, раскладывает
необходимое методическое обеспечение.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к
образовательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных
условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Приглашенные входят в кабинет до начала занятия, занимают
заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать
внимание обучающихся и без помех наблюдать за действиями педагога и
обучающихся.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не
вмешиваться в ход занятий, не выражать в присутствии обучающихся
своего отношения к работе педагога, ведущего его. Гости в процессе
наблюдения должны проследить, как педагог, ведущий занятие, достигает
поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств
обучения реализует требования программы, каковы результаты его
деятельности.
Педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что,
выполнить ранее намеченный план занятия полностью, независимо от
возникших на занятии обстоятельств. Это неизбежно приведет к
формализму, к тому, что педагог окажется оторванным от обучающихся.
Он должен быть готов изменить план в ходе самого занятия в зависимости
от возникшей на занятии предполагаемой или непредвиденной ситуации,
перейти к реализации методических вариантов, предварительное
продумывание которых должно превратиться в привычку. И это не
следует расценивать как недостаток, упущение, ошибку, так как
способность к импровизации – один из показателей не только творчества,
но и мастерства педагога.
6. Основные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении
открытого занятия:

Отсутствуют логические связи между элементами технологии, что
неизбежно приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого –
к бессмысленности применения новой технологии.


Педагог проектирует и демонстрирует те или иные (возможно, очень
оригинальные) педагогические действия, но никак не обосновывает, что
существенно снижает эффективность обучения приглашенных.

Педагог для большего впечатления вставляет в занятие какие-то
эффективные элементы, необходимость применения которых на
конкретном занятии сомнительна.

Педагог почти весь урок демонстрирует свою эрудицию, показывает
только себя при почти полном отсутствии обратной информации,
исходящей от обучающихся.

Открытое занятие дается в игровой форме, и педагог переоценивает
значение формы до такой степени, что она начинает превалировать над
содержанием, над целями и потому – результатами образовательной
деятельности на этом занятии.

Педагог допускает терминологические (то есть научные) ошибки, в
том числе и при проведении самоанализа.
7. Рекомендации по проведению анализа открытого занятия
Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.
Организует обсуждение заместитель директора или методист.
Цели обсуждения и анализа занятия:
- определение
соответствия
открытого
занятия
современным
требованиям;
- оценка степени достижения методических и дидактических целей
занятия;
- выявление результативности и эффективности использования на
занятии новых педагогических приемов, методики, технологии;
- оказание
методической
помощи
педагогу
в
определении
эффективности отдельных методических приемов.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный
характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных
явлениях данного занятия), не уводить обсуждения от поставленной цели.
В основе творческого труда педагога лежит умение анализировать
свою педагогическую деятельность на занятии. Выступление педагога с
анализом только что проведенного занятия демонстрирует:
1. его способность к рефлексии собственных действий, собственного
творчества;
2. формирование и развитие творческой сознательности, проявляющейся
в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и
деятельности обучающихся;
3. развитие умений устанавливать связи между условиями своей
педагогической деятельности и средствами достижения педагогических
целей;

4. формирование умений четко планировать и предвидеть результаты
своего педагогического труда;
5. формирование педагогического самосознания, когда педагог
постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную
связь между способом действий и конечным результатом урока.
При самоанализе открытого занятия педагог должен четко раскрыть
цель учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их
применения, сообщить критические замечания по проведению учебного
занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику
уровня знаний, успеваемости обучающихся, определить место занятия в
системе занятий, обосновав выбранные формы организации и тип занятия.
Важно отразить степень достижения поставленных задач, причины
отклонения от плана занятия, наметить дальнейшие перспективы изучения
учебного материала. Также педагог разъясняет и комментирует те нюансы,
которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели
глаза и лица обучающихся. Необходимо отметить удовлетворение
педагога тем или иным обучающимся, который продемонстрировал на
занятии не обычные для него положительные результаты.
В обсуждении разбираются достоинства и недостатки занятия,
особое внимание уделяется достижению поставленных целей обучения,
воспитания и развития, на эффективность применяемых методов,
целесообразность использования электронных средств обучения,
оборудования. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции
реализации дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения
отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании
занятия, дать советы по совершенствованию системы работы.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный.
Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают
желание не только оценить критически работу коллег, но творчески
использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих слово вновь предоставляется
педагогу, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания
принимает, с чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому
мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить
результаты открытого занятия педагогическую практику.

Заключение
Необходимо помнить, что главный критерий качества любого, в том
числе открытого занятия – не зрелищность, не применение разнообразных
видов работы, не безмерный артистизм педагога, а обученность
обучающихся, достижение целей урока. Культура педагога, его
интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных
условий эффективности урока.
Открытое занятие не должно быть обычным, рабочим, состоящим из
всем известных этапов, приемов, действий. Важно, чтобы это было
занятие взаимодействия, диалога. Очень важно, чтобы диалог педагога с
обучающимися эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря
конкретной
теме.
Содержание
–
это
основа,
позволяющая
продемонстрировать за 45 минут педагогическое мастерство и
профессионализм. Умение поставить цель, определить задачи и подобрать
нужные для их решения средства – вот залог успешности педагога на
открытом занятии.
Итак, эффективное открытое занятие отличает:
- Соответствие целям и задачам современного образования;
- Новизна;
- Соответствие методов, приемов, формы обучения поставленным целям
и задачам;
- Совместное с обучающимися формулирование целей и задач на разных
этапах занятия;
- Наличие проблемных ситуаций и вопросов при организации учебной
деятельности;
- Использование творческих заданий;
- Организация самостоятельной работы обучающихся;
- Обращение к знаниям и опыту обучающихся;
- Условия для формирования умений анализировать, выражать
критические суждения;
- Возможность обучающихся высказываться по содержанию темы;
- Обсуждение ситуации нравственного выбора;
- Диалогическая позиция педагога;
- Безоценочное обсуждение и поддержка мнений обучающихся;
- Наличие системы оценивания;
- Организация устойчивой обратной связи;
- Поддержка обучающимся, имеющим трудности в освоении материала;
- Комфортный психологический климат на занятии;
- Педагогический такт и культура педагогического общения.

Список литературы
1.
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам »
2.
Как успешно подготовить и провести открытый урок. Зацепина Н.В.
Методические рекомендации ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум
строительных технологий и сферы обслуживания», Новокузнецк, 2015,
63с.
3.
Методические рекомендации по проектированию учебного занятия
в системе дополнительного образования, / Составители С.Я. Трусова, О.А.
Конугурова. – Екатеринбург: МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии», 2015, 23 с.
4.
Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр
педагогического образования, 2010. – 448 с.

Приложение 1
Технологическая карта учебного занятия
Общая информация о занятии
Тема занятия:
Дополнительная
общеобразовательная программа
Группа
Возраст обучающихся:
Продолжительность:

45 минут

Цель занятия для обучающихся:
Цель занятия для педагога:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные

Метапредметные

Личностные

Используемые методы обучения:
Материально-техническое обеспечение:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Методы

Действия педагога
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап

Действия обучающихся

3 этап. Проверочный
4 этап. Основной
1) Усвоение новых знаний
2) Первичная проверка понимания
3) Закрепление знаний и способов деятельности
4) Обобщение и систематизация знаний
5 этап. Контрольный
6 этап. Итоговый
7 этап. Рефлективный
8 этап. Информационный

Приложение 2
Конспект учебного занятия
Петрашень Олеся Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
Реализуемая дополнительная общеобразовательная программа
«Хореографическое развитие детей в ансамбле танца «Детство»
Тема занятия: «Дробные выстукивания в русском танце»
Продолжительность занятия: 45 минут
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Необходимое оборудование: танцевальный класс с зеркалами, магнитофон (или
музыкальный центр), CD-диск с музыкальной подборкой, звука дроби на фоне
народной музыки, ноутбук, экран, специальная обувь, форма.
Цель занятия для обучающихся: овладение техникой исполнения дробных
выстукиваний, разучивание комбинаций в характере русского танца.
Цель занятия для педагога: повышение мотивации обучающихся к изучению
культурных традиций народно-сценического танца средствами освоения
дробных движений и комбинаций.
Результаты:
Предметные:
1. Изучение основных понятий дробных движений;
2. Первичное закрепление простейших движений;
3. Составление на основе изученных движений комбинаций дробных
выстукиваний.
Личностные:
1. Развитие эстетического вкуса посредством знакомства с образцами народной
музыки и танца;
2. Стимулирование интереса к повышению физической активности;
3. Повышение интереса к занятиям народными танцами.
Метапредметные:
1. Развитие познавательной активности посредством решения проблемных
заданий;
2. Формирование умения осуществлять само и взаимоконтроль за точностью
выполнения задания педагога;
3. Развитие умения взаимодействовать в подгруппах при выполнении
хореографических движений;
4. Развитие творческой активности посредством импровизации.
Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый.
Ход занятия
1
этап. Организационный (подготовка обучающихся к работе на занятии 6 минут).
Методы: показ, выполнение упражнений.
Содержание этапа:

Вход учащихся в танцевальный зал. Построение в шахматном порядке.
Приветствие педагогом обучающихся. Поклон педагогу и гостям в русском
характере.
Разминка. Перестроение на круг хороводным шагом. Разминка по кругу на
основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):
Простой ход с носка;
Хороводный ход на полупальцах;
Переменный ход;
Переменный ход с притопом;
Переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;
Бег с захлёстом голени назад;
Бег с подниманием бедра вперёд.
2 этап.
Подготовительный
(обеспечение
мотивации
и
принятие
обучающимися цели учебного занятия - 4 минуты).
Методы: проблемный вопрос, беседа, прослушивание аудиоматериалов,
просмотр видеоматериалов.
Содержание.
Деятельность педагога: мотивирует обучающихся на самостоятельное
формулирование темы и цели занятия посредством вопросов после
прослушивания аудио записи с дробными выстукиваниями на фоне народной
музыки, акцентирует внимание на красоте и эмоциональности народной музики:
Как звуки фонограммы могут быть связаны с темой занятия? Что вы
услышали на фонограмме?
Посредством чего извлекаются услышанные звуки?
Как такой звук называется в народном танце? Умеете ли кто-нибудь
исполнять дробные движения?
Сформулируйте тему сегодняшнего занятия - освоение дробных движений.
Подскажите, как и когда мы сможем применить знания, полученные на
сегодняшнем занятии?
Какую роль, по вашему мнению, выполняли дроби в народном танце?
Деятельность обучающихся. Прослушивают записи. Отвечают на вопросы
педагога. Формулируют тему и цель занятия. Оценивают значимость темы
занятия для себя.
3 этап. Основной (освоение новых знаний, умений и их первичное закрепление
20 минут).
Методы: показ, выполнение упражнений, импровизация.
Содержание.
1). Обеспечение осмысления освоения материала.
Действия педагога. Предлагает самому смелому поучаствовать в демонстрации
дроби вместе с педагогом перед аудиторий.
Мотивирует обучающихся на анализ исполнения обоих, предлагает ответить на
вопросы:
Отличаются ли исполнения двух исполнителей? Чем? Что необходимо для
правильного исполнения дроби?

Деятельность обучающихся. Анализируют исполнение дробей. Отвечают на
вопросы. Озвучивают важность при исполнении дробей техники исполнения,
уровня мастерства, физического развития.
2) Освоение новых знаний и способов действий.
Деятельность педагога. Демонстрирует отдельные элементы и предлагает их
повторить: удар, подскок, перескок, соскок, тройной притоп, тройной притоп с
продвижением с правой и левой ноги и др. Делит группу на подгруппы. Каждой
подгруппе предлагает выполнить творческое задание: отработанные элементы
соединить в небольшие комбинации после обсуждения в подгруппе и
представить всей аудитории.
По итогам задания педагог дает оценку получившимся комбинациям,
организует обратную связь:
Что было самым сложным при исполнении? Насколько комбинации получились
интересными и гармоничными и т.д.)?
Деятельность обучающихся: подбирают комбинации, демонстрируют
аудитории, оценивают исполнение свое и других.
3) Закрепление обучающимися техники исполнения элементов комбинаций.
Деятельность педагога. Для освоения техники исполнения показывает
правильное исполнение традиционных комбинаций:
Переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;
Дробная комбинация: переменный ход на ребро каблука с притопом и
ковырялочкой и т.д.
Деятельность обучающихся. Выполняют упражнения по образцу.
4
этап. Контрольный (выявление качества и уровня умений выполнять
дробные движения - 8 минут).
Метод: тренировочные упражнения.
Деятельность педагога. Анализирует и корректирует правильность
выполнение упражнений.
Деятельность обучающихся. Демонстрируют разученные комбинации в
подгруппах.
5 этап. Релаксационный (снятие физического напряжения).
Деятельность педагога.
Организует
выполнение
упражнений
для
восстановления дыхания (пор де бра в русском характере - 2 минуты).
Деятельность обучающихся. Выполняют упражнения.
6
этап. Рефлексивный (организация обратной связи с обучающимися - 2
минуты).
Методы: беседа, самооценка.
Деятельность педагога. Актуализирует тему занятия. Мобилизирует
обучающихся на самооценку психологического, эмоционального и физического
состояния, оценку значимости темы для физического и культурного развития,
просит оценить достижения цели занятия. Соотносит ответы обучающихся,
данные в начале занятия и в заключении.
Деятельность обучающихся. Оценивают достижение цели занятия, что
получилось, что не получилось, что необходимо еще улучшить. Оценивают свое
эмоциональное состояние.

7
этап. Информационный (2 минуты).
Деятельность педагога. Дает домашнее задание: самостоятельно отработать
освоенные на занятии комбинации. Узнать у взрослых родственников (дедушки,
бабушки, прадедушки и прабабушки и др.) об известных им комбинациях.
Воспроизвести комбинацию на следующем занятии или осуществить видео
съемку и представить педагогу.
8 этап. Заключительный (1 минута). Поклон гостям и педагогам в русском
характере. Выход из зала.

Приложение 3
План-конспект учебного занятия
Борич Светлана Эдуардовна, педагог дополнительного образования
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Реализуемая дополнительная общеобразовательная программа
«Геология: Земля и космос, природа и общество»
Тема: «Изучение пород Уктусского массива в городе Екатеринбурге»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Год обучения: 2 –й год
Форма занятия: занятие на местности
Продолжительность занятия: 4 часа
Необходимое оборудование: полевые книжки, карандаши, геологические
молотки, лупы, компасы, горный компас, костровое оборудование.
Место учебного занятия в программе: Тематические занятия по
изучению горных пород ультраосновного, основного, среднего и кислого
состава в условиях естественного залегания проводятся согласно учебнотематического плана авторской программы «Геология: Земля и космос,
природа и общество», блок «Полевые исследования». Обучающиеся
знакомы с классификацией горных пород, умеют описывать структуру и
текстуру, знакомы с горными породами из рабочей коллекции. Занятие по
изучению ультраосновных пород проводится в ходе геологического
маршрута.
Цель занятия для педагога: Гармоничное единство познания,
творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит
любознательность и увлеченность поиском.
Цель занятия для обучающихся: Приобретение знаний о горных
породах,
слагающих
юго-восточную
часть
г.
Екатеринбурга
исследовательским способом познания мира.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- знакомство с геоморфологией, минералогией и петрографией Уктусских
гор;
- знакомство с историей геологического развития территории г.
Екатеринбурга в контексте геологического развития Урала;
- получение знаний об истории г. Екатеринбурга;
- пополнение личной коллекции образцами горных пород .
Личностные:
- расширение кругозора, приобретение новых общекультурных
компетенций; - развитие коммуникативных навыков, навыков
взаимодействия;
- развитие индивидуальных творческих интересов личности в области
геологии;

- укрепление здоровья.
Метапредметные:
- приобретение опыта самостоятельной деятельности и исследовательской
работы;
- развитие умения наблюдать и делать выводы на основании собственных
наблюдений;
- раскрытие положительной мотивации к учебной деятельности.
- развитие навыков самоконтроля.
Объекты исследования доступны, изучены, маршрут прост для
прохождения. Местонахождение объектов вынесено на Схему маршрута
(приложение № 1). Перечень объектов (точек наблюдения):
1. Скальный выход диоритов вдоль ул. Зимняя на расстоянии 130 м к
западу от последних строений.
2. Правобережная пойма реки Патрушиха у автомобильного моста.
3. Карьер по добыче диорита в долине р. Патрушиха
4. Карьер у подножия склона под теннисным клубом «Уктус»
5. Скальные выходы, вскрытые горнолыжной трассой.
Объекты показаны в приложении №1.
Этапы занятия.
1.
Выход на начало маршрута у остановки транспорта «Гостиница».
Краткий инструктаж по технике безопасности на геологическом
маршруте. Педагогический прием: диалог. Время: 5 мин.
2.
Топографическая привязка (обучающиеся описывают начало
маршрута в полевых книжках). Технология: исследовательская. Время:
10 мин.
3.
Знакомство с историей освоения местности и историей
геологического развития (приложения № 2, 3). Лекционная форма.
Время: 5 мин.
4.
Актуализация знаний о породообразующих минералах, схеме их
описания, порядка кристаллизации. Технология: игра. Время: 5 мин.
5.
Актуализация знаний о каледонской и герцинской складчатости на
Урале (приложение № 3). Диалоговая форма. Время: 5 мин.
6.
Переход к точке наблюдения №1, закрепление знаний о текстуре и
структуре горных пород. Диалоговая форма. Время: 5 мин.
7.
Работа маршрутных групп (командная работа) на точке наблюдения
№1:
- измерение элементов залегания, поиск и анализ естественных систем
трещиноватости;
- схематическая зарисовка обнажения с указанием размеров и
ориентировки;
- определение минерального состава;
- определение и описание структурно-текстурных особенностей породы;
- составление абриса.

Технологии: сотрудничества, исследовательская. Время: 20 мин.
8.
Геоморфологические исследования долины р. Патрушиха, точка
наблюдения №2;
- актуализация понятий «русло», «высокая и низкая пойма», «тыловой
шов», «долина реки», «скорость течения», «расход воды в реке»;
- измерения морфоструктурных элементов;
- составление абриса с использованием стандартных топографических
условных обозначений. Технология: исследовательская. Время: 30 мин.
9.
Работа маршрутных групп (командная работа) на точке наблюдения
№3:
- поиск зеркал скольжения;
- описание искусственного обнажения;
- измерение элементов залегания;
- схематическая зарисовка обнажения с указанием размеров и
ориентировки;
- определение минерального состава;
- определение и описание структурно-текстурных особенностей породы;
- составление абриса.
Технологии: сотрудничества, исследовательская. Время: 30 мин.
10. Работа маршрутных групп (командная работа) на точке наблюдения
№ 4:
- актуализация знания техники безопасности при передвижении по
скальному рельефу;
- подъем свободным лазаньем на высоту до 1,5 м до зеркала скольжения
при взаимной страховке;
- измерение площади зеркала скольжения;
- поиск следов метаморфизма ультраосновных пород массива
(серпентенизация, опалезация, оталькование);
- отбор и этикетирование образцов дунита, серпентинита, офита, опала;
- спуск на дно карьера, описание коллювия, а на пологих склонах –
делювия;
- наблюдение процесса десквамации;
- схематическая зарисовка обнажения с указанием размеров и
ориентировки.
Технологии: сотрудничества, исследовательская, мастер-классов. Время:
30 мин.
11. Работа маршрутных групп (командная работа) на точке наблюдения
№5:
- структурно-текстурная характеристика дунитов по свежим сколам;
- наблюдение в дунитах бурых «корочек выветривания», состоящих из
лимонита;
- отбор образцов.

Технологии: сотрудничества, исследовательская, мастер-классов. Время:
20 мин.
12. Бивуак на правом берегу пруда на р. Патрушиха.
- обустройство бивуака;
- обед;
- взаимная проверка командами полевых книжек;
- дополнение деталей, упущенных при описании маршрута;
- рефлексия над полученными результатами;
- самооценка физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки.
Технологии: сотрудничества; клубной деятельности; эффективной
коммуникации; развития критического мышления. Время: 30 мин.
13. Переход по дамбе на р. Патрушиха. Знакомство с историей ее
возведения и инженерными особенностями. Технология: диалог, лекция,
игра. Время: 10 мин.
14. Переход к автобусной остановке «Походная». Завершение маршрута.
Время: 15 мин.
Общая длина маршрута 3 км.

Приложение 4
Примерная схема самоанализа урока
1. Характеристика группы.
2. УМК; предметная область; тип занятия, тема занятия (место данной
темы в тематическом планировании).
3. Цель, задачи занятия (выход на тему, цель, задачи в сотворчестве с
обучающимися).
4. Отбор развивающего содержания; опора на опыт учащихся (виды
заданий, упражнений, грамотно ли отобраны, соответствуют ли теме,
целям, задачам; на развитие каких операций мышления направлены).
5. Использование активных, интерактивных методов и приемов.
6. Присутствие различных видов активности (познавательная, социальная,
физическая).
7. Формы организации (традиционные или интерактивные).
8. Использование образовательных технологий.
9. Учет принципов безотметочного обучения.
10. Позиции и роли обучающихся.
11. Позиции педагога. Стиль общения.
12. Создание предметно-развивающей среды. Организация выбора
(партнеров, центров, деятельности, карточек, посредников, материалов и
т.д.)
13. Присутствие индивидуализации, дифференциации обучения.
14. Обратная связь на основе вербальных и невербальных реакций.
15. Подведение итога занятия (в академическом, личностном,
эмоциональном плане).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».