Проектирование учебного занятия

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
_____________________А.Г.Гагауз

Рассмотрены и допущены к реализации
решением Экспертно-методического совета
Протокол № 10 от 13 июня 2023 г.

Методические рекомендации
по проектированию учебного занятия в системе дополнительного
образования

Екатеринбург
2023
1

Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системе
дополнительного образования / Составитель Сотникова В.В. – Екатеринбург:
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», 2023, 21 с.

Одним из первых уровней обеспечения качества в рамках
образовательного процесса является уровень учебного занятия. Поэтому
основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности
педагога становится проектировочный компонент. Данные рекомендации
предназначены для молодых педагогов дополнительного образования МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии» и включают в себя информацию об
этапах проектирования учебного занятия, о структуре и видах учебного
занятия, условиях эффективности учебного занятия.
Данные методические рекомендации подготовлены на основе пособия
для учителей общеобразовательных учреждений «Технология подготовки урока
в современной информационной
образовательной среде»,
Москва
«Просвещение», автор: Чернобай Е.В., Методических рекомендаций по
планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного
образования, авторы: Ельников В.Ф., Писчаскина М.В., Капустина Л.Г., Агеева
И.В. (Ульяновск)
Материал обобщен и представлен ранее методистами С.Я. Трусовой и
О.А.Конугуровой. В 2023 году актуализирован методистом Сотниковой В.В.

2

Введение
Повышение качества является одной из актуальных проблем
современного образовательного процесса. Решение этой проблемы связано с
модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий
образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата
образования. Именно сейчас осознается ценностный статус дополнительного
образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики,
способной наращивать мотивационный потенциал личности и инновационный
потенциал общества. Обеспечение качества в сфере
дополнительного
образования детей осуществляется с помощью разных методов и средств и на
разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках
образовательного процесса является уровень учебного занятия.
Учебное занятие – это основной элемент образовательного процесса в
дополнительном образовании; промежуток времени, в течение которого
обучающиеся воспитанники занимаются определенной учебной деятельностью.
С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой
его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного
занятия.
Поэтому
основополагающим
в
цепочке
компонентов
профессиональной деятельности педагога становится проектировочный
компонент, который предполагает:
1. анализ планируемых результатов обучения;
2. проектирование целей и задач образовательного процесса;
3. выстраивание содержательной линии изучения темы;
4. разработку педагогического сценария;
5. проектирование новых видов учебной деятельности;
6. планирование и подбор учебных ситуаций;
7. отбор методов и организационных форм;
8. разработку учебных задач.
Безусловно, подготовка учебного занятия – творческий процесс, и каждый
из педагогов сам выбирает, каким оно будет: какие задачи будут решаться в
ходе занятия, какие формы и методы будут использованы в работе с детьми,
какой результат будет достигнут. Именно в помощь молодым педагогам,
которым в начале профессионального пути приходится чаще пользоваться
интуицией, которая со временем приобретет технологичность, мы предлагаем
некий алгоритм действий при подготовке учебного занятия.
Этапы проектирования учебного занятия
Проектирование учебного занятия представляет собой реализацию
определенной последовательности этапов:
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов
(личностных, метапредметных, предметных). На этапе подготовки
учебного занятия педагогу очень важно проанализировать все три группы
ожидаемых результатов, достигаемых в ходе учебного занятия
(Приложение № 1).
3

2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение
результатов (выступления, доклады, дискуссия, проведение опыта,
практическая работа, просмотр фильмов и др.) (Приложение № 2);
3. Отбор содержания (о чем говорим в рамках учебного занятия), отбор
методов и форм (как сообщаем информацию и в какой форме);
4. Выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной
деятельности для достижения результатов. Это совокупность предметов и
произведений материальной и духовной культуры, привлекаемые для
педагогической работы (учебники, справочники, компьютер, планшеты,
плакаты, раздаточный материал, карты, таблицы, медиа-ресурсы и др.).
Результаты образования
Что сегодня понимается под результатом образования? Это «приращения»
в личности учащегося, которые помогут не только при решении учебных задач,
но и важных для ребенка жизненных ситуаций. При подготовке учебного
занятия в первую очередь педагогом должно быть сформулировано то, что
будет развито или сформировано в детях в результате их общения с педагогом.
Для того, чтобы понять социальные ожидания государства, общества, бизнеса к
результату образования мы ориентируем педагогов на Федеральный
государственный образовательный стандарт, который включает три группы
ожидаемых результатов:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности,
системы
значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
Предметные: умения, знания, освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного курса (программы).
Структура учебного занятия
Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом,
представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива.
Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации
4

деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а
также этапы их достижения.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в
виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,
подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ),
итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой
видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для
выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится
как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление –
запоминание – применение – обобщение – систематизация.
1 этап: организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения
домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого,
практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная
задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых
знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют
познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются
самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
5

5 этап: контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы
и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как
работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками
овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлексивный
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его
выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Необходимо учитывать, что изложенные этапы могут по-разному
комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости
от педагогических целей.
Виды учебных занятий
В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно
обозначить следующие их виды:
Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели:
научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по
преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по
приоритетным задачам) некоторые разновидности:
 Учебные занятия по передаче знаний.
 Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
 Учебные занятия закрепления знаний.
 Учебные занятия формирования умений, применения знаний на
практике.
 Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
 Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса,
ограниченная
временными
рамками,
предполагающая
специально
организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и
навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит
усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
6

Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с
детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно
было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в
приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных
качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут,
экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках
учебного расписания), направленные на формирование положительного
психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к
нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные
праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но
отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит
специально организованный характер и совсем не обязательно связано с
учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом
трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия
большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в
комплексе.
Условия эффективности учебного занятия
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности
занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
1).
комплексность
целей
(обучающие,
воспитательные,
общеразвивающие задачи);
- воспитательные задачи то есть отвечающие на вопрос, какие
ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы
или развиты у обучающихся.
Формулировать задачи следует в от имени ребенка и в едином ключе,
придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: знать,
уметь, развить, приобщиться, воспитать, обучиться, сформировать, расширить,
углубить, познакомиться и т.д.
- развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих
способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения,
речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых
компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
- обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем
разберется, какие представления (это для детей младшего школьного возраста,
а для других - знания) получит, чем овладеет, чему научится обучающийся.
2)
адекватность содержания поставленным целям, а также их
соответствие особенностям детского коллектива;
3)
соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
4)
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности
этапов;
5)
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
6)
наличие благоприятной психологической атмосферы;
7

7)
активная позиция ребенка (активизация познавательной и
практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
8)
полное методическое обеспечение и оснащение занятия
необходимыми средствами.
Памятка педагогам дополнительного образования
Психологические требования к занятию:
 Учет возрастных особенностей;
 Учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента,
воображения, воли, эмоциональной сферы)
Гигиенические требования к занятию:

Температурный режим;

Освещенность

Критические точки усвояемости
Время

1-4 мин.

Усвояемость 60%

5-23 мин.
80%

23-34
мин.
45-60%

35-45
мин.
6%

Кризисы внимания:
1 - на 14 - 18 мин.
2 – через 11 - 14 мин.
3 – через 9-11 мин.
4 – через 8-9 мин.

8

Приложение № 1
Ожидаемые результаты образования
(на основе ФГОС общего образования)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности,
системы
значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме (Приложение № 1).
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
9

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
10

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

11

Приложение № 2
Классификация видов учебной деятельности учащихся на учебных
занятиях
Классификация видов
деятельности
Виды деятельности со
словесной основой

Виды деятельности на
основе восприятия образа

Вид деятельности с
практической основой

Вид деятельности
Подготовка и представление публичного
выступления
Самостоятельная работа с книгой
Поиск информации в различных источниках
Отбор и сравнение материала из нескольких
источников
Решение задач
Просмотр и обсуждение учебных фильмов,
презентаций, роликов
Участие в телеконференциях
Объяснение и интерпретация наблюдаемых
явлений
Анализ проблемных ситуаций
Выполнение практических заданий
Проведение исследований
Моделирование и конструирование
Решение экспериментальных задач
Самостоятельная практическая работа

12

Приложение № 3
Технологическая карта учебного занятия

ОБРАЗЕЦ
Технологическая карта учебного занятия
Шурановой Марины Ефимовны,
педагога дополнительного образования
МАУ ДО ГДТДиМ «Одарённость и технологии»
Общая информация о занятии
Тема занятия:

Действенный глагол ( в разделе «Работа с литературным текстом»).

Дополнительная
общеобразовательная программа

Сценическая речь.

Группа

7

Возраст обучающихся:

8 – 9лет

Продолжительность:

45 минут

Цель занятия для обучающихся: вырабатывать у детей умение согласованной работы частей речевого аппарата (дыхание, дикция,
элементов постановки голоса) и работы тела, познакомить с понятием «действенный глагол», работать над действенным произнесением
текста.
Цель занятия для педагога: провести занятие, как творческий процесс, где дети ощущают свой потенциал и сознательно стремятся к
самосовершенствованию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
1. Закрепление понятия ударного
гласного открытого звука, как

Метапредметные
1. Формирование умения регулировать
работу мышц голосового аппарата.

Личностные
1. Формирование внимательного
отношения к слову.
13

выразителя чувств.
2. Изучение новых понятий:
«действенный глагол»,
«действенное слово».
3. Учиться определять в тексте
действенный глагол в соответствии
с логикой и суметь выразить его
звуком.
Используемые методы обучения:
Материально-техническое обеспечение:

Методы
(конкретные:
беседа, проблемный
вопрос, дискуссия и
т.п.)
вопрос

Выполнение
упражнений на
осанку, дыхание,
артикуляцию,
звучание в
действии.
Отработка умений

2. Развитие познавательной и творческой
2. Развитие самостоятельности и
активности посредствам решения
активности.
проблемных заданий.
3. Формирование умения слышать
действенную, осмысленную речь,
развивать речевой слух.
4. Воспитание внимания к партнеру,
умение гармонично существовать в
коллективе.
Метод беспрерывного процесса формирования речи, метод ступенчатого усложнения, метод
игрового существования, метод импровизации, метод партнерского взаимоотношения.
Проветренная аудитория, стулья и подушки на каждого ребенка, доска, разовые трубочки и
стаканчики с водой, звуковые таблицы, диктофон с записью (ноутбук с колонкой),
демонстрационный материал: тексты, чистые листы с бумагой, мягкие игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Действия педагога

Действия обучающих

1. Организационный этап (1 мин)
Чем отличается обычная сценическая речь от бытовой
ответы
речи?
2. Подготовительный этап (10 мин)
Проводит речевой тренинг « Рождение звука».
Сидя на стульях, в рабочем полукруге, выполняются
упражнения:
- «Трубочка»
- растяжка речевых мышц на гласных звуках (а, э, о, у, ы)
- «Хрустальная ваза», на звуках ух, ооо, ха, ух.
В парах:
- «Клякса»
14

и навыков.

Отработка
«речевого
произнесения»

- «Выстроить по позвонкам»
- «Дерево»
- «Битва на шпагах», звук «Р»
В шахматном порядке:
- Звук «М», колыбельная
- «Самолет»
- «Лимонное варенье»
В танце:
- Упражнения для губ (улыбка, оскал, поцелуй, пробка)
Индивидуально:
- Художник, звук «Ж»
3 этап. Проверочный ( 2 мин)
Проверка домашнего задания «Речевое произнесение во В кругу, речь в движении (подхватить у партнера):
взаимодействии с партнером».
- «Чижи»
Отработка звуков по таблице на «Б -П»
- повторяют за мной
4 этап. Основной ( 20 мин)

Проблемное
задание

Мозговой штурм

Мини-спектакль

1. Усвоение новых знаний:
1. Ответы на вопросы, обсуждение.
дается текст скороговорки, расписанный по ролям, с
указанием действий.
С помощью наводящих вопросов ( в какой форме записана
скороговорка? что нового, не знакомого в оформлении
записи?)
Предлагается вывести название темы.
Выводится тема занятия.
Дается определение, что действие определяется глаголом, с
каким действием говоришь (зову, дразню, все равно
дразню) отсюда выражение «действенное слово».
2.Первичная проверка понимания:
2. Распределяются роли.
читка по ролям, вопросы: Ради чего герои это Читка по ролям, проигрывание скороговорки.
делают? Про что будут играть? Какая проблема
поднимается?
Во время проигрывания (следить за дыханием,
звучанием, дикцией, выражением действия и чувств,
взаимодействием партнеров).
15

Определение
действия(глаголов)
на слух

3.Закрепление знаний и способов деятельности:
3.Прослушивают
- прослушивание стихотворения в ауди записи. находят глаголы.
Определить - какие действия услышали.

стихотворение,

определяют

действия,

4) Обобщение и систематизация знаний:
С какой целью находятся глаголы? т.е. зачем
написано автором стихотворение?, ради чего?, что
узнали?
Игровое
существование,
импровизация

Беседа

самооценка

5 этап. Контрольный (8 мин)
Рассказать пословицу с разными действенными задачами.
Дети включаются в игру.
Создать, без подготовки, образ данного героя (мягкой Создают без подготовки образ данного героя (мягкой
игрушки) и выразить пословицу с заданной задачей.
игрушки) и в его характере, с речевым окрасом говорят
Предложить, зрителям отреагировать, сделать «оценку», пословицу с заданной задачей, контактируя со зрителями.
подыграть. И ответить, с каким действием было сказано.
6 этап. Итоговый (3 мин)
Что значит действие, когда мы действуем? Когда вы Участвуют в беседе подведении итога.
действовали, что ощущали? Когда не действовали, что
чувствовали? Мир в движении, я в движении, он, они в
движении, мы взаимодействуем. И тогда гармония, радость
т. к. сделали, выполнили, добились что хотели. Так устроен
мир.
7 этап. Рефлективный (1 мин)
Над чем бы хотели поработать, что отрабатывать?
ответы
8 этап. Информационный (0 мин)

16

Приложение № 4
Алгоритм написания конспекта (конструкта) учебного занятия по
дополнительной общеобразовательной программе
Название реализуемой программы:
Год обучения группы
Тип занятия:
Тема занятия:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Методы обучения:
Формы организации деятельности учащихся:
Методическое обеспечение:
Материально - техническое обеспечение занятия:
Время занятия:
Используемая литература для подготовки учебного занятия:
Ход занятия (с уточнением этапа занятия):

17

Приложение № 5
Педагогический словарик:
Анализ – расчленение изучаемого предмета, явления или процесса на
составные части, разбор, рассмотрение, изучение каждого элемента или
стороны явления (предмета, процесса) как части целого.
Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей
для получения сведений о фактическом положении дел.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации;
относится к методам опроса.
Воспитание (в широком смысле) – это взаимодействие процессов
социализации, самовоспитания и целенаправленного педагогического
воздействия на личность, в том числе и в процессе обучения; (в узком смысле) –
это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная
на формирование и развитие личности ребенка, приобщение человека к
социальному опыту во всех его формах (знания, эмоции, этические,
эстетические нормы), развитие внутренних возможностей и склонностей
индивида.
Воспитанность – реальный уровень соответствия этическим нормам,
принятым в обществе.
Воспитательный процесс – процесс формирования условий для становления
личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору.
Диагностика – установление и изучение признаков, характеризующих
состояние образовательного процесса, в целях предсказания возможных
отклонений и предотвращения нарушений его нормального хода.
Задача – это конкретизированное выражение какой-либо части содержания
цели.
Задачи воспитательные – это задачи, в результате реализации которых
развивается личность ребенка, формируются ее нравственное сознание,
чувства, качества, взгляды, убеждения, способы поведения в обществе,
гуманистическое мировоззрение, потребности.
Задачи обучающие – это задачи, в результате реализации которых
обучающиеся овладевают системой научных знаний, познавательных умений и
навыков, развивают свои творческие силы и способности, приобретают основы
трудовых и профессиональных навыков, опыт познавательной деятельности и
непрерывного самообразования.
Задачи развивающие – это задачи, в результате реализации которых
происходит физический, умственный и нравственный рост ребенка (речь,
мышление, двигательная сфера, эмоции, развитие детского организма и т.д.)
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной
системы, мозга, составляющие основу развития способностей.
Знания – это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат
процесса познания действительности, верное отражение её в сознании человека
в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
18

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель
человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный
представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через
них овладевающий собственным поведением и деятельностью.
Индикатор – качественная характеристика показателя.
Инновация (в широком смысле) – новое явление в чем-либо; (в педагогике) –
целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества,
вызывающие его перевод из одного состояния в другое.
Интеллект – относительно устойчивая совокупность умственных способностей
человека, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов
деятельности.
Коммуникабельность – способность, склонность к установлению контактов и
связей.
Концепция – это определенный способ понимания, трактовки каких-либо
явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.
Концепция педагога – это единый замысел педагога, его основные
руководящие
идеи,
касающиеся
организации
и
осуществления
образовательного процесса.
Критерий – мерило оценки, то есть признак, свойство на основе которого,
можно определить, оценить что-нибудь.
Личность – это понятие, обозначающее совокупность, устойчивых
психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность,
определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.
Метод обучения – способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к
развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими
знаниями и умениями, а также использованию их на практике.
Методика – совокупность методов, приемов целесообразного проведения
какой-либо работы.
Модель – это мысленный образ, изображение или схема какого-либо процесса
или явления.
Мотив – это устойчивая внутренняя побудительная причина поведения или
поступка человека.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера,
объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Наблюдение – относительно самостоятельный, целенаправленный процесс
сбора информации путём непосредственного восприятия исследователем
процессов или явлений.
Навык – это приобретенное в результате обучения путем многократного
повторения и автоматически осуществляемое действие, приводящее к
определенному результату.
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в
интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимися) установленных государством
образовательных уровней; это процесс и результат усвоения человеком
19

систематизированных знаний, умений и навыков, развития ума и чувств,
формирования мировоззрения и познавательных процессов.
Образовательный мониторинг – форма организации сбора, хранения,
обработки и распространения информации о деятельности педагогической
системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния и
прогнозирование её развития.
Образовательный процесс – это процесс и результат формирования знаний,
умений и навыков у обучающихся, их воспитания и развития.
Обучение – это процесс активного целенаправленного взаимодействия
педагога и обучающихся, в результате которого у обучающихся формируются
определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности,
мировоззрение и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.
Обученность – реальный уровень усвоенных знаний, умений и навыков.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Одаренность – это высокий уровень развития способностей у человека,
позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере
деятельности.
Педагогическая диагностика – система специфической деятельности
педагогов, призванная выявить определенные свойства личности для оценки
(измерения) результатов обучения и воспитания.
Педагогическая технология – это совокупность педагогических методов,
приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет
образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и
задачи, а также их научное описание.
Педагогическая технология – это научное описание условий протекания,
содержания, форм, методов, структуры, системы организации и обеспечения
педагогического процесса, направленного на достижение конкретной
воспитательной или образовательной цели.
Показатель – ведущий показатель; данные, по которым можно судить о
развитии и ходе чего-нибудь.
Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой
в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее
источником его активности.
Пояснительная записка – это часть учебной программы, в которой
определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются
методические указания о путях реализации программы, основы личной
концепции педагога, предполагаемые результаты освоения программы и
механизм проверки её результативности.
Принципы обучения – это нормы дидактического поведения педагога,
выполнение которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Прогноз – заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на
основании определенных данных.
20

Прогнозирование – разработка прогноза.
Прогнозирование педагогическое – определение предстоящих результатов
образовательного процесса.
Программа – это модель совместной деятельности группы людей,
определяющая:
 исходное состояние некоторой системы;
 образ желаемого будущего состояния этой системы;
 состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие педагога и
обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и
развития обучающихся.
Развитие – это процесс физического, умственного и нравственного роста
человека, который охватывает все количественные и качественные изменения
врожденных и приобретенных свойств.
Развитие – это процесс последовательных, прогрессивных, внешних и
внутренних изменений, которые характеризуются переходом от низших к более
совершенным, высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.
Развитие личности – процесс формирования личности в результате
социализации, обучения и воспитания индивида.
Рейтинг – термин, обозначающий оценку какого-либо явления по заданной
шкале.
Результат – конечный итог, ради которого происходили операции, действия.
Содержание образования – это система знаний, умений и навыков, а также
мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, овладение которыми
закладывает основы для формирования и развития личности.
Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют
удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет.
Социализация – осуществляемый в деятельности и общении процесс, в рамках
которого общество влияет на личность, протекающий как стихийно, так и в
процессе обучения и воспитания.
Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления
индивида к условиям социальной среды.
Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, являющиеся
условием его успехов в осуществлении определенного вида деятельности.
Средства обучения – это те материальные и материализованные предметы,
которые педагог при изложении учебного материала использует для более
эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО,
дидактические
материалы,
учебная
литература,
оборудование
для
лабораторных занятий и т.п.).
Структура – строение, взаимное распоряжение частей, составляющих одно
целое.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых
материальных и духовных ценностей.
Тестирование – метод получения информации, основанный на выполнении
пробных заданий, прохождения испытаний.
21

Умение – способность выполнять определенные действия с хорошим
качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия,
на основе приобретенных знаний.
Учебно-тематический план – это часть образовательной программы, в
которой содержится перечень основных разделов и тем, включенных в
программу, их распределение по годам обучения, последовательность изучения
учебного материала и количество часов на каждый год обучения.
Форма обучения – построение процесса обучения на учебном занятии
(коллективная, групповая, индивидуальная).
Форма организации обучения – способ организации взаимодействия педагога
и ребенка в учебной деятельности (учебное занятие, поход, экскурсия,
соревнование, практикум, консультация и т.д.).
Цель – это заранее осознанный и планируемый результат.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».