Актёрское мастерство. 3 ступень-1

Актёрское мастерство. 3 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 13 до 18 лет, срок реализации – 4 года
художественная направленность

Авторы-составители:
Шляймер Антон Михайлович
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Тренбач Ольга Игоревна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Фридрих Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Шуранова Марина Ефимовна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург 2023

Основные характеристики
Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия
с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Поэтому привлечение детей к
многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает
большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Вдумчивый
анализ
исполняемого
произведения,
проникновение
в
художественный замысел пьесы помогают формированию у детей верных
этических и эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных
явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров. Вся
организация работы в детском театре помогает детям осознавать, что занятия
искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий
настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать
свои умения.
В сегодняшней жизни, с ее бурными социальными потрясениями и
экономическими переменами, идеалы прошлых поколений уже разрушены, а
современные идеалы не совсем еще определены. Знания, умения и навыки,
которые дети приобретают на занятиях в театре, формируют у них верные
этические и эстетические оценки происходящих в жизни процессов, способность
самостоятельно делать выбор, быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях,
иметь более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Актёрское мастерство. 3 ступень», по содержанию является
художественной.
Данная
программа
является
частью
комплекса
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении детского театра
им. Л.К. Диковского.
В рамках реализации программы используются формы работы,
способствующие профориентации обучающихся и включающие прохождение
профпроб (театральные постановки, спектакли, конферанс и т.д.).
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;

17. Положение о порядке применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность
В законе об образовании в Российской Федерации уделяется большое
внимание воспитанию. Театральное искусство имеет незаменимые возможности
духовно - нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёраисполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления
мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как
это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь
сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Таким образом,
актуальность программы определяется проблемой нравственного воспитания
детей. Ведь театральное искусство не только формирует знания и навыки, но
также имеет огромные возможности для духовно-нравственного воспитания
обучающихся.
Театр – искусство коллективное, и, поскольку спектакль является
результатом творческих усилий всего коллектива, то театральные занятия
способствуют получению богатого и разнообразного опыта общения и совместной
деятельности, обеспечивают каждому члену коллектива возможность для
активного участия в его творческой работе, оставаясь при этом и в коллективе
свободной, независимой личностью, уважающей интересы своих товарищей и
всего коллектива.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и
социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Программа «Актерское мастерство. 3 ступень» ориентирована на социальный
заказ, потребности родителей и обучающихся. Программа способствует
гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности
ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа направлена на

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации и возможности для самореализации и развития талантов.
Программа «Актерское мастерство. 3 ступень» ориентирована на решение
одной из основных задач реализации направления стратегии социальноэкономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание
комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через
создание условий для развития творческого потенциала населения.
Отличительная особенность программы
Представленная программа соединяет в единую систему теорию и практику
театра. При составлении программы использована программа, составленная
педагогами театра Н.Н. Чиняевой и А.В. Неустроевым.
Педагогическая целесообразность
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно
готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социальнокультурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному
самоопределению. Происходит осознанное приобретение знаний, навыков
самостоятельной деятельности и умения творчески работать.
Адресность программы
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 13 до 18 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных
категорий.
Возрастные особенности обучающихся
В 13 лет ребёнок начинает себя воспринимать как взрослого человека,
имеющего право на своё мнение, свои желания, стремится к самостоятельности.
В 14-17 лет при переходе от подросткового возраста к юношескому
происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит набудущее
с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В этом
возрасте формируются:
1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное
отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных,
волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего
возникают
возможности
целенаправленного
самосовершенствования,
самовоспитания;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений
своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную
сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно- теоретическому
мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться в

своей самостоятельности и оригинальности, создать собственные теории смысла
жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для юношества свойственны максимализм
суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша
ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории —
действительности. Стремления доказать свою независимость и самобытность
сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное
отношение» к советам старших, недоверие по отношению к старшим поколениям,
иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации подросток вынужден
опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции
«повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный
конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов,
стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура).
В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной цели,
готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению. В этот период дети резко взрослеют, их решения
становятся более взвешенными, они начинают задумываться о будущем, в
частности, о выборе профессии.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Актёрское мастерство. 3 ступень» принимаются дети, прошедшие
обучение по программе Актёрское мастерство. 2 ступень», а также дети с
соответствующими компетенциями, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья для занятий физической деятельностью. Количество детей в группах –
12-16 человек.
Режим занятий
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 3 акад. часа.
Для повышения эффективности занятий педагогами используется такая
форма работы, как разделение группы на подгруппы. Работа по подгруппам
обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку,
основываясь на его способностях, восприятии материала, эмоциональном
состоянии, что способствует качественному выстраиванию мизансцен с
подробной отработкой диалогов. Также деление на подгруппы необходимо для
подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций сцен с
ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая
проработка. Применение данной формы организации занятий способствует
достижению поставленных задач и высоких результатов.
Объём часов Программа реализуется в течение 4 лет, количество часов на
группу составляет 216 часов в год, общий объем учебных часов на весь период
обучения –864 часа.
Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года.

Уровень
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Актёрское мастерство. 3 ступень» построена в
соответствии с продвинутым уровнем сложности, используются и реализуются
такие формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
программы.
Организация образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит
из одного образовательного раздела – «Актёрское мастерство»: изучение основ
актёрского мастерства и различных его техник, также содержание обучения
включает в себя беседы о театральном искусстве, в ходе которых обучающиеся
знакомятся с основными деятелями театра, их техниками, их взаимосвязями и
отличительными чертами; посещают спектакли профессиональных театров и
детских коллективов, с последующим обсуждением. Включена сценическая
практика (коллективные выступления перед зрителями).
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка анализировать
художественное произведение, пьесу, роль. Чтобы ребёнок научился создавать
индивидуальные и коллективные художественные работы. Чтобы через свою роль
ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности,
черты характера. Все занятия по программе построены с учетом основных
принципов педагогики искусства, организуются и проводятся в очной форме
обучения:
 от простого к сложному;
 смена типа и ритма работы на занятии;
 от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
 вовлечение в творческий процесс всех учеников;
 индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Методы обучения
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
 метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать художественное произведение,
находить логические связи между поступками персонажей, сравнивать
особенности и нюансы психологического поведения людей, что способствует

осознанному отношению к уроку);
 метод импровизации (выполняя задания на создание этюдов,
обучающиеся
развивают
воображение,
мышление,
инициативу,
самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию
помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в
ролях, самовыражении);
 практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и
показы. Данный метод является основным).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы:
–
индивидуально-групповая;
–
групповая;
–
фронтальная.
Виды занятий: практические занятия, беседы, самостоятельная работа,
мастер-классы, контрольные занятия, посещение спектаклей, участие в
концертах, участие в конкурсах и фестивалях.
Эффективными средствами реализации программы являются использование
цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных
образовательных
технологий;
экскурсий
(историко-культурной,
научно
образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в
различных форматах.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, спектакль, творческий отчет, фестиваль,
открытое занятие.
Работа с родителями
Родители являются важными участниками образовательного процесса. Они
помогают выполнять домашние задания, сопровождают детей на конкурсы и
спектакли, осуществляют фото и видеосъёмку открытых занятий и мероприятий. В
течение года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций,
открытых занятий, где можно наглядно увидеть успехи своего ребёнка. Также в
объединении проводятся совместные мероприятия для детей и родителей.

Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы - развитие и совершенствование творческого потенциала
обучающихся посредством углубленного изучения театрального искусства.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
 познакомить с основными принципами системы К.С.Станиславского;
 познакомить с основными принципами метода действенного анализа;
 обучить основам актёрского мастерства;
 познакомить с историей русского и западноевропейского театра.
Развивающие:
 развить навыки самостоятельно работать над поставленной задачей;
 развить навыки анализа драматических произведений;
 развить навыки включения в работу всего психофизического аппарата;
 научить определять сквозное действие роли;
 научить раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
 научить целесообразно выполнять цепочки простых физических действий;
 научить находить элементы характерного поведения персонажа;
 научить производить действенный анализ текста;
 научить применять навыки и умения, знания, опыт в своем творчестве, быту;
 научить технике воплощения в процессе работы над ролями различных
жанров;
 развить навыки взаимодействия в коллективе, критического отношения к
своему творчеству и творчеству своих товарищей, уважительного отношения к
результатам их работы.
Воспитательные:
 привить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия
вгруппе;
 овладение культурой общения со сверстниками и взрослыми;
 настроить на позитивное отношение к работе на сцене;
 привить умение быть самокритичным в оценке своих творческих и
профессиональных способностей и уважать результаты работы своих
товарищей.

9

Календарный учебный график
Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.
1 полугодие –
15 недель
2 полугодие –
11 недель

4.11.;23.02.;
08.03; 01.05;
09.05.

10.05. - 31.05.

01.06. 31.08.

31.12. 09.01.

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы

Учебный план
Количество часов
Тематический раздел

Актёрское мастерство
ИТОГО

1 год
обучения

2 год
обучения

в
в год
неделю
6
216
216
6

в
в год
неделю
6
216
216
6

3 год
обучения

4 год
обучения

в
в год
в
в год
неделю
неделю
6
216
6
216
216
216
6
6

Общее количество часов за 4 года обучения
Раздел
Актёрское мастерство
Всего:

Кол-во лет обучения
4
4

10

Количество часов
864
864

Учебный (тематический) план 1-2-го годов обучения
№ Название раздела,
п\ темы
п

Количество часов

Тренинг,
коррекционные часы
Сценическая задача и
ее элементы

18

Теори
я
2

18

2

16

24

2

22

21

2

19

Анализ проделанной работы

5.

Работа над ролью:
метод
физических действий
Предлагаемые
обстоятельства
роли и отбор действий
Сценическое общение

15

1

14

6.

Словесное действие

24

2

22

Контроль
выполнения
творческого задания
Анализ проделанной работы

7.

6

2

4

8.

Речь в жизни
общества
Античный театр

9

2

7

9.

Средневековый театр

9

2

7

10. Театр эпохи
Возрождения
11. Театр классицизма

9

2

7

9

2

7

12. Театр эпохи
Просвещения
13. Русский театр

6

1

5

12

2

10

36

4

32

216

28

188

1.
2.
3.

4.

14. Репетиции. Показ
спектакля.
Итого:

Всего

Формы
аттестации/контроля

11

Практи
ка
16
Беседа, фронтальный опрос
Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр.
Контроль
выполнения
творческого задания

Контроль
выполнения
творческого задания
Анализ проделанной работы
Контроль
выполнения
творческого задания
Анализ проделанной работы
Контроль
выполнения
творческого задания
Анализ проделанной работы
Контроль
выполнения
творческого задания
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана 1-2 годов обучения
Тема 1. Тренинг, коррекционные часы
Теория: Беседа на умение распределяться в пространстве, на умение координировать
физические действия и речь, на умение держать одновременно один-три объекта
внимания.
Практика: Тренинг, настраивающий на работу:
 Игры-упражнения на мобилизацию внимания, на умение распределяться в
пространстве, на умение координировать физические действия и речь, на
умение держать одновременно один-три объекта внимания («Горячий мяч»,
«Найди глазами», «Угадай по ладошке» и т.д.);
 Игры на пластическую выразительность («Магнитики», «Тряпка», и т.д.);
 Игры-упражнения на взаимодействия («Зеркало», «Мафия»);
 Этюды на предлагаемые обстоятельства («Сюрприз», «Встреча»);
 Этюды на характерность и наблюдения («Походка», «Руки» и т.д.).
Тема 2. Сценическая задача и ее элементы.
Теория: Определение сценической задачи каждого кусочка пьесы (отрывка) и
выстраивание непрерывной линии действия. Почему делаю? (мотив). Что делаю?
(действие). Для чего делаю? (цель). Как делаю? (приспособление). Импровизация
– непроизвольное рождение приспособлений на основе оговоренного мотива,
действия, цели.
Практика: Этюды-импровизации.
Тема 3. Работа над ролью.
Теория: Сущность метода физических действий К.С. Станиславского. Правдивое и
точное выполнение самых простых физических действий «возбуждает» чувство
правды, сценическую веру, психическое действие. Новаторство метода
физических действий от «правды жизни человеческого тела» к «правде жизни»
человеческого духа».
Практика:
 Этюды на оправдание линии физического действия: «побежал, остановился,
оглянулся, пошел».
 Работа над ролью: превращение цели психического действия в цель физического
действия (добиваться определенного физического результата от своего
физического, психического воздействия на партнера).
Тема 4. Предлагаемые обстоятельства роли и отбор действий.
Теория: Предлагаемые обстоятельства–условия, определяющие жизнь
образа: фабула пьесы, события, факты, время и место действия, круг проблем,
волнующих героев, их взаимоотношения, физическое самочувствие и т.д.
Практика: Работа над отрывком (пьесой, сказкой): подробный конкретный
анализ текста, постановка вопросов о жизни героя и поиск ответов, взаимосвязь
фактов, отбор действий.
12

Самостоятельная работа: «Биография героя».
Тема 5.Сценическоеобщение.
Теория: Сценическое общение как процесс воздействия партнеров друг на
друга, их взаимосвязь и взаимодействие. Пять стадий сценического общения (по
К.С. Станиславскому):
1.
Ориентирование и выбор объекта.
2.
Привлечение внимания объекта.
3.
Изучение объекта (зондирование души объекта щупальцами глаз).
4.
Воздействие на объект.
5.
Отклик объекта.
Практика: репетиции отрывков пьесы (сказки): выстраивание общения как
непрерывного, постоянного процесса.
Тема 6. Словесное действие.
Теория: Действенность сценического слова. Многогранность действенного
слова, его воздействие на различные стороны человеческой психики: интеллект,
воображение, чувство. Воздействие на интеллект: особое внимание логике и
убедительности слова. Разбор текста каждого куска роли по логике мысли:
главная мысль куска;
суждения и доводы для доказательства основной (главной)мысли;
доводы основные и второстепенные;
мысли, отвлеченные от основной темы.
Воздействие на воображение: особое внимание «видению» (представлением
того, о чем говорим), «заражение» партнера видениями. Подтекст – глубинное
содержание текста, его непрямой смысл. Единство текста и подтекста.
Внутренний монолог. Выявление подтекста при помощи интонаций, жестов,
мимики.
Практика: работа с текстом роли.
Тема 7. Речь в жизни общества.
Теория: Краткая история развития речи. Особенности русской речи.
Индивидуальные факторы. Голосовой аппарат.
Практика: упражнения на длительный и резкий выдох для постановки
голоса («Мячик», «Насос», «Уставший мячик», «Измученный насос»).
Тема 8. Античный театр.
Теория: Экономическая и социально-политическая жизнь Греции. Легенды и
мифы древней Греции. Культ Диониса и празднества в его честь. Три жанра
древнегреческой драмы. Древнегреческий театр.
Практика: Выбор отрывка из древнегреческой комедии и трагедии.
Организация театральных представлений.
Сценическое воплощение отрывка. Самостоятельные поиски костюма.
Тема 9. Средневековый театр.
13

Теория: Ранние обрядовые игры. Синкретизм творчества Синкрионов.
Расслоение гистрионов по отраслям творчества и типу аудитории. Ваганты.
Опыты светской драматургии. Площадной фарс. Рыцарство. Костюм.
Практика: написание сценария на религиозный сюжет (миракля), его
сценическое воплощение.
Тема 10. Театр эпохи Возрождения.
Теория: Общие сведения об эпохе. Итальянский театр: творчество
писателей-гуманистов. Строительство 1-го театрального здания в Феррари.
Творчество Анджело Беолько. «Маски» комедии дельарте. Дзибальдоне.
Практика: Знакомство с диалогами из Дзибальдоне.
 Изготовление полумасок из папье-маше.
 Разыгрывание.
Тема 11. Эпоха классицизма.
Теория: Общие сведения об эпохе. Сценическое искусство раннего периода.
Драматургия: Сервантес, Лопе де Вега и т.д.
Практика: просмотр спектаклей профессионального театра по испанской
драматургии.
Тема 12. Театр эпохи Просвещения.
Теория: Общая характеристика эпохи. Философская основа Просвещения.
Просветительские периоды развития искусства. Знакомство с драматургией
Шеридана (просмотр спектакля).
Практика: этюды, импровизация; репетиции отдельных сцен.
Тема 13. Русский театр.
Теория: Народные истоки. Скоморохи, Петрушка, обряды. Театр при царе
Алексее Михайловиче-первый русский театр. Театр Шереметева:
творчество Жемчуговой. Театр при Петре 1. Федор Волков– первый русский
профессиональный актер. МХАТ. Творчество Станиславского и НемировичаДанченко. Великие русские актеры, режиссеры, драматурги.
Практика:
 этюды, импровизация;
 репетиции отдельных сцен;
 сводные репетиции.
Тема 14. Сводные репетиции. Показ спектакля.
Теория: Читка и разбор пьесы. Распределение ролей.
Разбор роли.
Практика:
 этюды, импровизация;
 репетиции отдельных сцен;
 сводные репетиции;
 показ спектакля.
14

Учебный (тематический) план 3-4-го годов обучения
№ Название темы,
п\
раздела
п
1. Принцип выбора пьесы

4.

Действенный анализ
пьесы
Мизансцена и
пластическая
Выразительность
Эксплуатация спектакля

5.
6.

2.
3.

7.

8.

Количество часов
Формы
аттестации/
Всег
Теория
Практи
контроля
о
ка
Анализ проделанной
24
5
19
работы
Анализ проделанной
24
4
20
работы
Контроль выполнения
24
4
20
творческого задания
30

2

28

Музыка и темпо-ритм

24

4

20

Сквозное действие
и сверхзадача
спектакля
Жанр и способ
актерского
существования
Репетиции спектакля.
Показ спектакля.

21

2

19

42

2

40

ИТОГО

216

27

189

27

4

23

Контроль выполнения
творческого задания
Анализ проделанной
работы
Анализ проделанной
работы
Контроль выполнения
творческого задания
Открытое занятие

Содержание курса 3-4 годов обучения
Тема 1. Принцип выбора пьесы.
Теория: Выбор пьесы–начало работы над спектаклем. Чтение и обсуждение 2-3
пьес.
Принципы выбора пьесы для постановки:
 соответствие материала пьесы возрасту исполнителей;
 готовность коллектива к постановке данного материала произведения;
 актуальность пьесы.
 утверждение пьесы для постановки. Беседа об авторском и режиссерском
замысле, проблематике пьесы (для произведений классической драматургии–
история создания пьесы, различные трактовки пьесы, выдающиеся режиссерские
трактовки пьесы, выдающиеся актерские работы). Беседа «Каким я вижу
героя?». Анкетирование «Кого я хочу и кого могу сыграть? Идеальное
15

распределение ролей» (обоснование выбора).
Практика:
 Этюды (проба, заявка на роль);
 Распределение ролей;
 Постановка спектаклей (по годам обучения):
- 6-йгод–работа над отрывками пьесы;
- 7-йгод–работа над классической драматургией (русской или зарубежной);
- 8-йгод–работа над современной драматургией;
- 9-йгод-работанадсимволическойдраматургией(илипластическийспектакль).
Тема 2. Действенный анализ пьесы.
Теория: Метод действенного анализа пьесы и роли К.С. Станиславского – его
последнее открытие. Сущность метода: совместный анализ (актером и
режиссером, воспитанником и педагогом) пьесы действием на сценической
площадке. Преимущество метода.
Повторение пройденного материала: понятия «этюд», «действие», «событие»,
«предлагаемые обстоятельства». Этапы работы над этюдом:
- чтение отрывка из пьесы педагогом (беспристрастно, со всеми ремарками);
- разбор действующими лицами линии своего поведения; уточнения педагога;
- показ этюда;
- разбор этюда.
Цель этюдов – «растревожить» воображение. Особое внимание в подготовке, а
затем в анализе этюда обращается на то, что импровизация должна идти в
жестком каркасе замысла.
Этюды делаются по степени усложнения:
1. по действию
2. по физическому самочувствию
3. по ритму
4. по внутреннему монологу
5. по атмосфере
6. по жанру
Практика: анализ пьесы «по кусочкам» и его проверка в этюде.
Тема 3. Мизансцена и пластическая выразительность.
Теория: Понятие «мизансцена». Знакомство с пространством сцены: авансцена,
первый, второй, третий планы сцены, красная линия, левая и правая части сцены,
высота сцены, красная линия, низ, середина, верх. Описание картины (экскурсия в
музей изобразительных искусств) с точки зрения мизансцены (расположение
действующих лиц в пространстве). Мизансцена тела. Знакомство с живописью,
скульптурой. Выразительность, значение мизансцены–анализ произведений
живописи и скульптуры. Что может выразить одна фигура в пространстве сцены?
Состояние, действие, характер. Две фигуры в пространстве сцены. Что может
выразить мизансцена в этом случае? Действие, конфликт, состояние,
16

взаимоотношения.
Практика:
 придумывание «застывших мизансцен» (стоп-кадров):
 одна фигура в различных частях сценического пространства;
 одна фигура и предмет.
Поиск точных и выразительных мизансцен в работе над конкретным материалом
(спектаклем). Закрепление мизансцен.
Тема 4. Эксплуатация спектакля.
Теория: Эксплуатация спектакля (показ на зрителя)–завершающий этап работы
над спектаклем. Ответственное отношение к показу спектакля:
- подготовка костюмов, декораций, реквизита;
- умение «настроиться» на спектакль, на творчество(самоподготовка);
- понимание того, что каждый раз спектакль рождается
заново. Осмысление афоризма «Зритель всегда прав».
Манера актерской игры (способ актерского существования по
Г.Товстоногову):
1. Элемент внутренней техники.
2. Элемент внешней техники.
3. Взаимоотношения со зрительным залом: отношения со зрительным залом;
способ общения.
4. Сценическое самочувствие.
Формы взаимоотношения со зрительным залом:«4-ястена», общение с залом,
обращение в зал, отчуждение и отстранение.
Практика:
- Обсуждение каждого показанного спектакля, корректировка отдельных
сцен(роли).
- Этюды (одно событие в разных жанрах).
- Просмотр спектакля профессионального театра.
- Обсуждение спектакля (жанр и существование актеров в жанре спектакля).
- Обсуждение манеры актерской игры на материале конкретной пьесы.
Тема 5. Музыка и темпо-ритм.
Теория:
Понятия «темп» и «ритм». Ритм в природе и музыке. Воспитание чувства ритма,
умения действовать в заданном ритмическом рисунке, слушать музыку,
«откликаться» на изменения музыкального ритма. Музыка – помощь в создании
образа (соответствие внутреннему миру героя, либо контраст с ним). Темпо – ритм
как соотношение напряженности и скорости.
Практика:
Работа над темпо-ритмом сцен, картин, эпизодов спектакля (этап прогонных
репетиций).
Тема 6. Сквозное действие и сверхзадача роли и спектакля.
Теория: Сквозное действие – цепь действий, объединенных единым действием,
17

которое направлено на достижение сверхзадачи образа («путь», «фарватер»,
«стремление к сверхзадаче» по К.С. Станиславскому). Сверхзадача – главная цель
образа. Сверхзадача роли и сверхзадача исполнителя.
Практика: определение сверхзадачи роли и сверхзадачи спектакля –действенных,
«горячих», «я– зритель», «мы и зритель сегодня».
Тема 7. Жанр и способ актерского существования.
Теория: Отношение к изображаемому – основа жанра. Характеристика пяти
основных жанров, их признаки. Трагедия, драма, комедия, водевиль, мелодрама.
Современная драматургия (театр)–сплав жанров. Просмотр спектаклей,
кинокомедий, мультфильмов, их обсуждение.
Практика:
 Инсценировка юмористических стихов и рассказов С. Маршака, А. Барто,
С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгунского.
 Работа над спектаклем текущего репертуара. Характер на сцене.
«Прочитывание» характера героя по внешнему облику, запечатленному на
фотографии, рисунке, живописном портрете. Характер и характерность. Действие
как средство выражения мыслей.
Действенный анализ отдельных сцен и эпизодов пьесы; чтение по ролям (с
выявлением интонационно-смысловой выразительности текста) эпизодов из пьес
А. Хмелика, Ю. Сотника, отрывков из повестей В. Катаева, В. Драгунского, Р.
Погодина и др. Освоение понятий «внутренний монолог», «подтекст».
Разыгрывание микроэтюдов (практических действий в предлагаемых
обстоятельствах с выявлением логики действий персонажей). Освоение понятий
«ремарка», «диалог»
Тема 8. Репетиции спектакля. Показ спектакля.
Теория: подготовка к спектаклю.
Практика: репетиция спектакля.

18

Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Предметные:
 знают основные принципы системы К.С.Станиславского;
 знают основные принципы метода действенного анализа;
 знают основы актёрского мастерства;
 знают историю русского и западноевропейского театра.
Метапредметные:
 умеют самостоятельно работать над поставленной задачей;
 владеют навыками анализа драматических произведений;
 умеют включать в работу весь психофизический аппарат;
 умеют определять сквозное действие роли;
 умеют раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
 умеют целесообразно выполнять цепочки простых физических действий;
 умеют находить элементы характерного поведения персонажа;
 умеют производить действенный анализ текста;
 умеют применять полученные знания, опыт в своем творчестве, быту;
 владеют техникой воплощения в процессе работы над ролями различных
жанров;
Личностные:
 развито критическое отношение, умение работать в коллективе, оценивать свое
творчество и творчество своих товарищей, с уважением относиться к результатам
работы товарищей;
 развито чувство сопереживания, умение ценить партнеров;
 развито стремление к ведению здорового образа жизни;
 ответственно относятся к процессу обучения;
 стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе;
 заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству.

19

Организационно - педагогические условия
Условия реализации программы
Кадровые
обеспечение
программы:
педагоги
со
средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями
в различных видах театрального искусства, обладающие знаниями в области
педагогики и психологии.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации программы
необходимо:
1.
кабинет для занятий;
2.
музыкальный центр.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Методические материалы:
1. Книги по методике преподавания актёрского мастерства, сценического
движения, вокала.
2. Художественные произведения.
3. Альбомы с репродукциями произведений живописи.
4. Периодические театральные издания.
5. Сценарии.
6. Интернет-ресурсы.

20

Формы контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности
С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и
улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический
мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг
включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый.
Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах.
Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа;
 опрос, анкетирование;
 тестирование;
 анализ творческих работ;
 открытое занятие;
 контроль выполнения задания.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Актёрское мастерство. 3
ступень» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных
заданий,
известных,
повторяющихся),
гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 владение сценическими терминами;
 степень освоения актёрских навыков (актёрская память, исполнительское
мастерство, стремление и умение импровизировать);
 знание основных деятелей театра;
 знание основных актёрских техник.
Все достижения демонстрируются воспитанниками во время проведения
творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые играются для
21

приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа воспитанников
оценивается зрителями, педагогами и товарищами.
Виды и формы контроля
В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные
формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ этюда на заданную тему;
 оценка обучающегося во время тренинга.
Групповыми формами контроля являются:
 показ этюдов на заданную тему;
 показ отрывков из произведений;
 проведение итоговых занятий по актёрскому мастерству;
 отчетные спектакли;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов
служат:
 анкеты (Приложение 2, Приложение 3);
 тесты (Приложение 4);
 кроссворд (Приложение 5);
 диагностические карты;
 дневник педагогических наблюдений;
 электронная база достижений обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится
в следующих в формах: работы репродуктивного характера, этюды, постановки,
творческие работы. Если обучающийся полностью освоил дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему
выдаётся
Свидетельство
об
успешном
окончании
программ.

22

Список литературы для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном
хоре. //Музыкальное воспитание в школе. - М.: Просвещение, 1965.
Андрачников С. Импровизационный пластический тренинг. - М., 2001.
Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970.
Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. - М.:
Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1982.
Вахтангов Е.Б. Сборник. - М.: ВТО, 1984.
Гущин А.С. Происхождение искусства. - М., 1937.
Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984.
Ершова А.П. Уроки театра в школе. - М.: Просвещение, 1992.
Ершова М.С. Сборник упражнений по развитию творческих (актерских)
способностей. – Екатеринбург: Лик, 2001 г.
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
Иванов С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
Кнебель М.О. О том, что мне представляется важным. –М: Искусство, 1982.
Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с
древних времен. - М., 1995.
Матюшин П.Н. У колыбели истории. - М., 1997.
Музыкальный театр. События. Проблемы. // Сборник статей под ред.
Сабинина М.Д. – Москва, 1990.
Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989.
Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
1999.
Никитина А.Б. Театр-студия «Дали». // Образовательные программы. - М.:
Родник, 1997.
Паламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ
Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985.
Пиз А. Язык жестов. – Минск, 1996.
Попов А.Д. О художественной ценности спектакля. - М.: Искусство, 1987.
Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации. /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2003.
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1967.
Румнев И.О. О пантомиме. - М.: 1963.
Сац Н. Всегда с тобой. Страницы жизни. – Москва, 1978.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987.
Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. - М., 1992.
23

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.
44.

Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном
классе. – Челябинск, 1991.
Театр Гротовского.// Сб. - М.: ГИТИС, 1992.
Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - М.: Искусство, 1991.
Фельзенштейн В., Мельхингер З. Беседы о музыкальном театре. –
Ленинград, 1977.
Чехов М.А. Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1992.
Энциклопедический словарь. Славянская мифология. - М.: ЭЛПИС ЛАК,
1995.
Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. // Сборник статей по
теории и практике эстетического воспитания. – М. Искусство, 2004.
Туманишвили М.И. Введение в режиссуру. – М.: Искусство, 2005.
Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. // Сборник статей по
теории и практике эстетического воспитания. – М., 2004.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» - М., 2013. – 238 с.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Е.: УГЛИ, 1992.
Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и
этюды. - М.: Искусство, 2019.
Афонин А.Б. «Особый театр» как жизненный путь. - М.: Искусство, 2018.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970.
Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 1986.
Гиппиус Г. Гимнастика чувств. – М., 1967.
Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984.
Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989.
Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985.
Станиславский К.С. Работа актёра над образом и над собой /Полн. Собр.
Соч.: т. 8 – М., 1989 г.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1962.
Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном
классе. – Челябинск, 1991.
Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987.
Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
Ломовцев Ю.О. Представление начинается…История русского театра. –
Ярославль: Белый город, 2016
24

13.

Энрикеш Р., Летрия А. Театр. Театральный словарь с историями и
заданиями. – М.: Самокат, 2018.
Ресурсы удалённого доступа

1.

2.

Драматешка. Детские пьесы, детская драматургия, сценарии, инсценировки,
театральные шумы, музыкальное оформление детского спектакля
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/
Современный театр. Спектакли. Актеры. Режиссеры. Мастер-классы.
Лекции. Книги. Кино. Цитаты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://vk.com/world_theater

25

Сведения о педагогах
Шляймер Антон Михайлович –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству, постановочной работе
МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,
стаж работы – 17 лет.
Тренбач Ольга Игоревна –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству, сценической речи и
сценическому движению МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж
работы – 7 лет.
Шуранова Марина Ефимовна –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству и сценической речи
МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж
работы – 37 лет.
Фридрих Ирина Анатольевна –
педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству МАУ ДО Городской
Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж
работы – 12 лет.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский
театр им. Л.К. Диковского «Актёрское мастерство. 3 ступень» ориентирована на
обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет и рассчитана на 4 года обучения.
Целью программы является развитие и совершенствование творческого потенциала
обучающихся посредством углубленного изучения театрального искусства. Структура
программы состоит из одного образовательного раздела – «Актёрское мастерство». Этот
образовательный раздел предусматривает не только освоение теоретических знаний, но и
формирует практические навыки по данномутеатральному направлению.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и
реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию,
проявляет творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному
взаимодействию.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия проводятся 2
раза в неделю по 3 акад. часа.

26

Приложение 1
Методические рекомендации к программе
В данном материале описаны критерии и показатели для оценки личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Актёрское мастерство. 3 ступень», а также способы обработки и интерпретации
результатов.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев,
которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых
направлена программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа,
анализ творческих продуктов.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

Проявляется
/не
проявляет
ся

Умение учащегося
продуктивно
общаться, готовность
помочь при
коллективном
решении творческих
задач
Среднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
27

3

4

5

6

Среднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в указанный срок
Ответственность
и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
заданий, известных,
4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
повторяющихся
полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Среднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции группы
Социальная
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальное
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности
важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому
группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в
детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
Среднее арифметическое
Предметные знания 1.Знает основные принципы системы
К.С.Станиславского
2.Знает историю русского и западноевропейского
театров.
3.Знает основные принципы действенного анализа.
4.Знает основные принципы работы над ролью.
5.Знает основные принципы распределения в
пространстве.
Среднее арифметическое
Предметные умения 1.На практике применяет основные принципы системы
К.С. Станиславского.
2.Самостоятельно производит действенный анализ
пьесы.
3.Самостоятельно работает над ролью.
4.Успешно распределяется в пространстве.
5.Включает в работу весь психофизический аппарат.
Среднее арифметическое
28

Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная
Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по
определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения
характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации
количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на
которойопределены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и
закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный,
целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать
новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных
(новых) ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях,
при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью
своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением
обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия,
подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи;
имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по
программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость
умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием
работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

29

Приложение 2

•
•
•
•
•

Анкета
Уважаемый родитель!
Ознакомьтесь, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответьте на
них как считаете нужным. Ответ обведите кружком.
Как Вы считаете, достаточно ли времени Вы проводите вместе со своим
ребёнком?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Затрудняюсь ответить.
Как Вы считаете, есть ли у Вас проблемы во взаимопонимании со своим
ребёнком?
• Скорее да, чем нет.
• Скорее нет, чем да.
• Затрудняюсь ответить.
Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с образовательным
учреждением в целях налаживания отношений со своим ребёнком?
Конечно, да (с психологом, администрацией, педагогом дополнительного
образования, другими педагогами
_)
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да.
Нет, не вижу в этом необходимости.
Как Вы считаете, возможно ли улучшить взаимопонимание между
родителями и детьми посредствам взаимодействия детей и родителей в
театральной студии?
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Считаю это невозможным.
Какие формы взаимодействия с детьми вы
считаете
наиболее
эффективными:
• Родительское собрание;
• Мастер-классы;
• Тренинги совместно с детьми;
• Открытые занятия;
• Беседы с родителями и детьми;
• Совместные дела детского и родительского коллективов;
• Другое
.
Как Вы считаете, какое интересное совместное мероприятие сродителями
и детьми можно провести в нашей студии?
30

Могли бы Вы совместно с ребёнком разработать и реализовать какой-либо
проект в нашем УО? Какой?

Напишите, пожалуйста, какие дни недели, какое время наиболее удобно
Вам для участия в различных мероприятиях в нашем образовательном
учреждении?
• День недели

время

Анкету заполнил(а):
ФИО
Дата заполнения
Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно.

Спасибо! Благодарим за сотрудничество!

31

Приложение 3
Анкета
Дорогой ученик!
Ознакомься, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответь на них,
как считаешь нужным. Ответ обведи кружком.
Как ты считаешь, достаточно ли времени ты проводишь вместе со своими
родителями?
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Затрудняюсь ответить.
Как ты считаешь, понимают ли тебя твои родители?
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Затрудняюсь ответить.
Хотелось бы тебе, что бы некоторые занятия в нашем театре
проводились совместно с родителями?
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Считаю это невозможным.
Как ты считаешь, в занятиях какой формы родители могут принять
участие?
Мастер-классы;
Совместные тренинги;
Открытые занятия;
Совместные дела детского и родительского коллективов;
Другое .
Как ты считаешь, какое интересное совместное мероприятие с
родителями и детьми можно провести в нашей студии?
Могли бы вы совместно родителями разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой?
Анкету заполнил(а):
ФИО
Дата заполнения
Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно.
СПАСИБО!!!
32

_

Приложение 4
Тест «Устройство театральной сцены,теория театра»
1. Как называется часть сцены, несколько
выдвинутая в зрительный зал? В
драматических театрах служит местом
действия для небольших сцен перед
закрытым занавесом, являющихся связным
звеном между основными картинами
спектакля.
а) авансцена
б)арьерсцена;
в) портал.
2. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг,
задника
а) кулисы;
б) одежда
сцены;
в) задник.
3. Что называют «боковым карманом
сцены?»
а) деталь сценического механизма;
б) часть театральной декорации,
задний
фоновый занавес;
в) помещение для динамичной смены декораций.
4. Как называется завеса, которая отделяет сцену от зрительного
зала?
а) занавес
б) кулиса;
в) софит.
5. Что такое «планшет сцены»?
а) пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и
установки декорационного оформления;
б) деталь сценического механизма;
в) решетчатый потолок сцены.
6. «Арьерсцена» –это…
а) верхняя часть, расположенная над планшетом сцены;
б) длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей
осветительные приборы, направленные на сцену.
в) задняя часть сцены, служащая резервным помещением для хранения
декораций;
33

7. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика,
опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций,
приводимые в движение руками или мотором.
а) помещение, находящееся под сценой;
б) штанкет;
в) декорация.
8. Предметы, используемые актерами в ходе
спектакля. а) реквизит;
б) бутафория;
в) декорации.
9. «Антракт» – это…
а) промежуток времени между действиями, в течение которого игра
прерывается, а публика может покидать зал;
б) бенефис;
в) интрига;
10. Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в
пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до
амфитеатра.
а) фойе;
б) партер;
в) рампа.
11.
Что такое «репетиция»?
а) совокупность пьес, исполняемых одним театром в течение одного сезона
или какого-то периода времени;
б) совокупность текста и игры одного и того же актера.
в) работа по разучиванию текста и сценической игры, выполняемая актерами
под руководством режиссера.

1.

А

2.

Б

3.

В

4.

А

5.

А

6.

В

7.

Б

8.

А
34

9.

А

10. Б
11.

В

35

Приложение 5
КРОССВОРД

2п
ь
е
с

1с
у
ф
л

6б
у

4а к т
а
3б е н е ф
о
7а н т р

ё
и
5р е п е т и ц и я
9с п е к 17 а 19
т
к
е
о
18
а
м
г
11 н т р а к т
и
а
с
р
к

8р
е
п
л
12 и а л о
д
к
10 р 15 м а т у р
д
а
м
13 е п е р т у а
р
И с
е
л
ж
у
Е 16 р и з а
п
р
с
е
20 т 22 н и с л а
с
а
м
ё
к
Л ь
р
23 р у п п а
т
е
ё
р
24 р и 25
г
м
а
и

г

21
г
е
р
о
й

в с к и й

26 о н о л о г
м

т
14 ц е н а р и й
с
о
л
и

По горизонтали:
3.Театральное представление в честь одного актёра. 4.Действие в
драматургии и сценическом искусстве, часть произведения; завершённый кусок в
развитии общего хода пьесы. 5.Основная форма работы театрального коллектива или
актёра при подготовке спектакля, пьесы и т.п., заключающаяся в их разучивании и
повторении. 7.Форма организации театрального дела, в котором организатор
приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров. 9.Театральное
36

представление, создаётся на основе драматического или музыкально-сценического
произведения в соответствии с замыслом режиссёра.10. Писатель – автор
драматических произведений.11. Перерыв между действиями театрального спектакля,
между
отделениями
концерта,
или
циркового
представления.
12.Литературноесочинениевформебеседыдвухлиц. 13.Совокупность произведений,
исполняемых в театре. 14.Литературно-драматическое произведение, написанное как
основа для постановки кино -или телефильма. 20. Русский театральный режиссёр,
актёр, педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы.
23.Актёрскийсостав театра. 24. Искусство изменения внешности актёра
(преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, причёски и
т.д.26. Речь актёра, обращённая к слушателям и самому себе.
По вертикали:
Работник театра, подсказывающий актёрам слова роли вовремя
представления. 2.Драматическое произведение, предназначенное для театрального
представления. 6.Предметы, специально изготовленные и употребляемые вместо
настоящих вещей в театральных постановках. 8.Элемент сценического диалога: фраза,
которую актёр говорит в ответ на слова партнёра. Либо, последние слова актёра, после
которых должен говорить свой текст другой актёр. 13. Постановщик спектаклей, на
основе собственного замысла создаёт новую сценическую реальность, объединяя
работу актёров, художника, композитора. 15. Сходные по характеру роли,
соответствующие дарованию и внешним данным определённого актёра.16. Первый
публичный платный показ нового спектакля. 17. Зрелищный вид искусства,
представляющий собой синтез различных искусств. 18.Выступления, спектакли
приезжего артиста или театральной труппы. 19. Амплуа актёра, исполняющего
комедийные роли. 21. Главное действующее лицо в спектакле. 25. Актёр пантомимы.
Кроссворд проводится по итогам изучения программы в конце года.
Направлен на проверку теоретических знаний.
Уровень освоения теоретических знаний определяется последующим
показателям:
Высокий (27 баллов)–ответ на все вопросы правильно.
Средний (13-26 баллов)– от 13-26правильныхответов.
Низкий (0 -12 баллов)–затрудняется ответить на половину вопросов, не
владеет терминологией.
Обучающимся выдаётся кроссворд в распечатанном виде. Обучающиеся
отвечают на кроссворд самостоятельно, на это им даётся 30 минут. После чего
кроссворды собираются педагогом и пока баллы не проставлены, ребятам
предлагается вместе проверить, как они ответили на вопросы. После этого
педагог расставляет баллы и раздаёт работы с оценкой.
37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».