Рабочая программа воспитание_2024

Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
Раздел 1. Целевой .................................................................................................... 4
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся ...................................................... 4
1.2. Направления воспитания ................................................................................. 6
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания ............................................... 7
Раздел 2. Содержательный ................................................................................... 19
2.1. Уклад МАУ ДО ГДТДиМ «Одарённость и технологии» .......................... 19
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ...................... 20
Раздел 3. Организационный ................................................................................. 35
3.1. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ...................................................................... 35
3.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ...................................................................... 36
3.3. Система профилактики антиобщественного и противоправного
поведения несовершеннолетних .......................................................................... 38
3.4. Анализ воспитательного процесса ............................................................... 42
Приложение 1 ........................................................................................................ 45
Приложение 2 ........................................................................................................ 48
Приложение 3 ........................................................................................................ 49

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МАУ ДО ГДТДиМ «Одарённость и
технологии» (далее — Программа) разработана с учётом Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации

системной

воспитательной

деятельности;

разработана

и

утверждена с участием коллегиальных органов управления МАУ ДО ГДТДиМ
«Одарённость и технологии» (далее – Дворец), в том числе советом
обучающихся, советом родителей (законных представителей); совместно с
программой разработан план воспитательной работы (Приложение 1);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными

институтами

воспитания;

предусматривает

приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым
в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм
и

ценностей;

историческое

просвещение,

формирование

российской

культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

организационный.

3

целевой,

содержательный,

Раздел 1. Целевой
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие

работники

Дворца,

обучающиеся,

их

родители

(законные

представители), представители иных организаций, участвующие в реализации
образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской
Федерации, локальными актами Дворца. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся во Дворце
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности

культуры,

традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность во Дворце планируется и осуществляется
в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию
и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,
Отечества

компетентный
как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
4

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся: усвоение ими знаний норм, духовнонравственных
общество

ценностей,

(социально

традиций,

значимых

которые

знаний);

выработало

формирование

российское
и

развитие

личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний; достижение
личностных результатов освоения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (далее – ДООП). Личностные результаты
освоения

обучающимися

ДООП

включают

осознание

российской

гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность во Дворце планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
5

принципов воспитания: гуманизма, совместной деятельности детей и
взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
6

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий

значение

гражданских

символов

(государственная

символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий

участие

в

жизни

класса,

общеобразовательной

организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
7

Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий

стремление

к

самовыражению

в

разных

видах

художественной деятельности, искусстве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.

8

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий

готовность

в

своей

деятельности

придерживаться

экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий

первоначальными

представлениями

о

природных

и

социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

9

Целевые ориентиры результатов воспитания детей
среднего школьного возраста
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий

и

принимающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе

исторического

просвещения,

российского

национального

исторического сознания.
Проявляющий

уважение

к

государственным

символам

России,

праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий

участие

в

жизни

класса,

Дворца,

в

том

числе

самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
10

Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
11

понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой

деятельности

на

протяжении

жизни

для

профессиональной самореализации в российском обществе.

12

успешной

Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
Дворце, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий

готовность

к

осознанному

выбору

и

построению

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий

в

практической

деятельности

экологической,

природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта

в

естественнонаучной

и

гуманитарной

исследовательской деятельности.

13

областях

познания,

Целевые ориентиры результатов воспитания детей
старшего школьного возраста
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)

в

поликультурном,

многонациональном

и

многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе

исторического

просвещения,

сформированного

российского

национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий

свою

национальную,

этническую

принадлежность,

приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
14

культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого

выбора

и

самоопределения,

к

представителям

различных этнических групп, религий народов России, их национальному
достоинству

и

религиозным

чувствам

с

учётом

соблюдения

конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести
диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и
религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении
в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
15

демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий

сознательное

и

обоснованное

неприятие

вредных

привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья.
16

Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки
зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным
состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида
в семье, Дворце, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий
трудовых

специфику

отношений,

трудовой

деятельности,

самообразования

и

регулирования

профессиональной

самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе,
готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный

на

осознанный

выбор

сферы

трудовой,

профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры

на

основе

понимания

влияния
17

социально-экономических

процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий

и

развивающий

опыт

экологически

направленной,

природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его
безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий

навыки

критического

мышления,

определения

достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

18

Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад МАУ ДО ГДТДиМ «Одарённость и технологии»
МАУ ДО ГДТДиМ «Одарённость и технологии» является старейшим
учреждением дополнительного образования

в городе Екатеринбурге.

Традиционно, вот уже несколько десятилетий, является территорией
культивирования вечных ценностей: дружбы, милосердия, чести, совести,
долга, ответственности за порученное дело, за успехи коллектива. Многие
выпускники приобрели здесь богатый и разнообразный опыт общения,
совместной

деятельности

в

коллективе,

стали

успешными

людьми,

руководителями разного уровня, известными личностями. Учреждение
находится в историческом центре города Екатеринбурга вблизи большинства
знаковых достопримечательностей и учреждений культуры города. Само
здание, в котором располагается Дворец, является уникальным образцом
усадебного зодчества, объектом культурного наследия федерального значения
«Дом Харитонова. XIX век». Во Дворце есть Музей с богатым фондом
уникальных экспонатов, передающих богатую историю здания и учреждения.
Основными традициями воспитания во Дворце являются следующее:
- стержнем годового цикла воспитательной работы Дворца является,
реализация

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ, включающих в себя различные формы воспитательной работы,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- для каждого детское творческое объединение (Далее - ДТО) является
коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное

проведение и коллективный анализ их результатов;
- в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общедворцовых дел отсутствует соревновательность между
объединениями, поощряется конструктивное взаимодействие разных ДТО, их
социальная активность;
19

- педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания является педагог дополнительного
образования, руководитель ДТО, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
Воспитательный процесс в учреждении основывается на специфике
дополнительного образования:
 деятельность педагогов дополнительного образования строится на
основе интеграции основного и дополнительного образования;
 дополнительное образование детей как институт взросления и развития
функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций
и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов
обучающихся;
 особая образовательная среда как возможность для самореализации
детей и раскрытия их талантов;
 возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные
группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой
деятельности;
 участия в занятиях основываются на принципе добровольности;
 разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от
направленности образовательных программ;
 осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
 реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и
родителей.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
«Учебное занятие»
Учебное занятие «основное звено» цепочки образовательного процесса.
20

Занятия реализуются в различных формах. Различные объединения имеют
свои традиции. Требования, которые предъявляются ко всем видам и формам
занятий:
 значимость цели занятия для обучающихся, взаимосвязь с их жизнью;
 создание

и

поддержание

мотивации

к

изучению

программы/блока/модуля/темы;
 обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся;
 занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит
развитие личности ребенка, его социализация, где совершенствуется
профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и
педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса;
 реализация

педагогами

воспитательного

потенциала

занятия

предполагает создание условий для развития познавательной активности
обучающихся, навыков самоопределения и творческой самореализации.
Задача: использовать в воспитании детей возможности занятия по
ДООП как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству.
Учебные

занятия

технической

повышение технологической
технических
лабораторного

профессий,

они

оборудования.

направленности

грамотности
проходят
Учебные

в области
с

направлены
инженерных

использованием

занятия

на
и

учебно-

естественнонаучной

направленности способствуют целенаправленному формированию у детей
научной и целостной (интегративной) картины мира, освоению методов
познания окружающей среды, совершенствованию навыков по математике,
физике, биологии, химии, географии, экологии. Ключевое значение имеет
обучение на занятиях навыкам экспериментальной работы, исследовательской
деятельности. Учебные занятия художественной направленности направлены
на раскрытие творческого потенциала ребенка, получение опыта познания
себя и преображения окружающего мира по законам красоты, повышают
общекультурный уровень детей. Учебные занятия физкультурно-спортивной
направленности направлены на формирование культуры здорового и
21

безопасного образа жизни и обеспечивают развитие у детей физических
способностей; таких качеств, как воля, благородство, уверенность в себе,
жизнестойкость,

приобретение

самодисциплины,

осознанный

выбор

жизненного пути. Формирование социально адаптированной личности
обучающихся

на

учебных

направленности

связано

формированием

их

с

занятиях

в

социальной

духовно-гражданской

социально-гуманитарной

адаптацией

обучающихся,

позиции,

национального

самосознания.
Виды, формы и содержание деятельности:
 демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
 подбор соответствующего

содержания, проблемных

ситуаций

для

обсуждения на занятиях;
 применение интерактивных форм работы, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы и взаимодействия с другими детьми;
 включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединение, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
 включение

проектные

технологий,

позволяющих

обучающимся

приобрести навык генерирования и оформления собственных идей, навык
самостоятельного решения проблемы, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения и
т.д.;
 применение ролевого подхода к созданию организационной структуры
детского творческого коллектива: организация выборов «старосты»,
«президента», «руководителя» и т.д.; поддержка формирований различных
функциональных мини-групп «младшие научные сотрудники», «старшие
студийцы», «юные исследователи» и т.д.;
22

 включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного
отношения к различным явлениям и событиям.
Содержание деятельности:
 актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в
процессе реализации ДООП;
 организация игровых учебных пространств;
 обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и
обучающихся,
 разработка современного образовательного и воспитательного контента;
 содействие в становлении детско-взрослых научных сообществ;
 проектирование дискуссионных образовательных пространств;
 проектирование игровых образовательных пространств;
 организация

и

педагогическая

поддержка

социально-значимой

деятельности и социальных проб обучающихся;
 формирование и развитие сетевых (наука, бизнес, образование и т.д.)
образовательных детско-взрослых сообществ;
 организация

и

педагогическая

поддержка

просветительской,

исследовательской, поисковой, практико-ориентированной, рефлексивной
деятельности обучающихся, направленной на освоение социальных знаний,
формирование позитивного отношения к общественным ценностям,
приобретения опыта социально-значимых дел.
«Детское творческое объединение»
Во

Дворце

деятельность

обучающихся

осуществляется

в

одновозрастных и/или разновозрастных детских творческих объединениях,
клубных объединениях, детских общественных объединениях.
Детские творческое объединения (коллективы) – кружок или группа
традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них
предметно-практические

задания

деятельности,

одного

изучения

освоения
учебного
23

конкретного
курса,

профиля

соответствующего

требованиям ДООП.
При организации воспитательного процесса в творческом объединении
педагог

дополнительного

образования

реализует

работу

со

всем

объединением, индивидуальную работу с обучающимися объединения и
работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа педагога дополнительного образования со всем детским
объединением включает в себя:
инициирование и поддержку участия детского объединения в ключевых
культурно-образовательных

событиях

образовательной

организации,

оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и
анализе;
организацию в творческом объединении интересных и полезных для
личностного развития обучающихся совместных воспитательных событий,
коллективных творческих дел, способствующих укреплению традиций,
формирование и развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также
способствующих самореализации детей и подростков и получение ими
социального опыта, формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в
обществе;
выработка с обучающимися детского объединения норм и правил
совместной жизнедеятельности;
создание условий для проявления инициатив по самоуправлению
жизнедеятельностью детского объединения.
Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с
обучающимися детского объединения:
изучение

особенностей

личностного

развития

обучающихся

объединения через наблюдение за поведением, отношением к выбранному
виду

деятельности,

взаимодействием

и

коммуникацией

с

другими

обучающимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим
темам или событиям, участником которых стал ребенок;
24

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный
опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках
программного содержания);
коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими членами детского
объединения;

через

привлечение

узких

специалистов

для

решения

выявленных проблем.
Во Дворце функционирует Совет обучающихся «Созвездие», который
создан для решения вопросов Дворца от лица обучающихся. В состав нашего
Совета входят любой обучающийся Дворца в возрасте 14-18 лет.
В задачи Совета входит:


участие в молодёжном управлении и представление интересов,

обучающихся Дворца,


организаций мероприятий в рамках плана работы Совета

обучающихся (Приложение 2)
Совет обращается к Администрации Дворца с предложениями, за
консультацией, помощью.
Руководитель Совета – Председатель. Которого выбирают путём
голосования. Председатель следит за организацией ведения документов,
проводит заседания (не реже раза в месяц) и предоставляет Администрации
Дворца план работы Совета.
«Воспитательная среда»
Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность
условий, в которой разворачивается воспитательный процесс и с которыми
вступают во взаимодействие включенные в него люди.
Структура воспитательной среды:
воспитательный компонент ДООП, учебно-методические разработки
педагогов по вопросам воспитания;
25

духовный или субъектный компонент — сложившиеся в учреждении
отношения, ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов,
родителей;
предметно-материальный компонент учреждения.
Воспитательная среда должна как можно больше соответствовать
запросам и интересам обучающихся, быть средой личностного роста,
душевного

комфорта

и

социальной

защищенности

для

участников

образовательного процесса.
Спецификой осуществления воспитательного процесса во Дворце
является создание особой воспитательной среды, которая задает нравственные
нормы и интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний
личности и ее достижений; среды, в которой ребенок учится уважительному и
продуктивному взаимодействию с другими людьми, получает опыт
социально-значимой коллективной творческой деятельности.
Основой организации воспитательного процесса во Дворце является
совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая
и т.д.) педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного
опыта решения жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих
поисков и улучшения окружающего мира. Усиление воспитательного
потенциала дополнительного образования детей происходит через включение
учащихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых
возможностей для использования получаемых знаний.
Задачи: создавать воспитательное пространство возможностей для
приобретения

опыта

социального

взаимодействия

и

продуктивной

деятельности, личного самоопределения.
Виды и формы деятельности можно разделить на два больших блока.
Формы

коллективной

деятельности

детей

и

взрослых,

где

воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу
общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие
праздники, коллективные творческие игры. Они эмоционально и ценностно
26

привлекательны для ребят и предоставляют возможность каждому внести свой
личный вклад в общее дело, позволяют приобретать разнообразный
социальный опыт в различных видах деятельности. Все это создает
творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и
взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия. Такими
мероприятиями становятся традиционные мероприятия объединений «День
именинника», празднование календарных праздников, завершение учебного
года.
Формы

прямого

открытого

воспитательного

воздействия

—

воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог
целенаправленно формирует какое-либо общественно значимое нравственно
обусловленное свойство личности или конкретное мнение. К таким
мероприятиям относятся общедворцовые события, организуемые совместно с
социальными партнерами и государственными службами, нацеленные на
формирование навыков безопасного поведения. Также сюда можно отнести
тематические блоки, посвященные государственным праздникам (Декада
героев, месячник защитников отечества и т.д.)
Воспитание во Дворце строится как целенаправленно организованная
деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и
природной средой и формирующая у них систему ценностных отношений.
В воспитательном процессе Дворца большую роль играют традиции,
сложившиеся в детских творческих объединениях и учреждении — традиции
чести и красоты коллектива; традиции, позволяющие продолжать и углублять
освоение

содержания

ДООП,

устанавливать,

развивать,

усложнять

позитивные воспитательные отношения. Крупные коллективы Дворца такие
как: «Клуб друзей хорошего настроения», Детский театр им. Л.К. Диковского,
Ансамбль танца «Детство», танцевально-спортивный клуб «Урал», Школастудия танца «Движение», Студия эстрадного вокала «Музыкальная
карамелька», Геологический клуб – имеют богатую историю в несколько
десятилетий и сложившиеся традиции внутри коллективных событий.
27

«Работа с родителями»
Система дополнительного образования согласно закону об образовании
в Российской Федерации, является составляющей всей системы образования,
что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать
условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и
семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик
образовательных услуг, но и как основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом,
является

необходимость

осуществления

психолого-педагогической

поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей,
психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и
образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели
возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с
родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия
педагогов и родителей. Создание союза: педагог - дети - родители - один из
актуальных вопросов на сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного
учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать
методическую помощь в организации взаимодействия с родителями
(законными

представителями)

учащихся

в

системе

дополнительного

образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей
(законных представителей) в контексте семейного общения, исходя из
ответственности за детей и их социализацию.
Ведущей идеей модуля является разработка стратегии взаимодействия
Дворца

с

направленная

родителями
на

(законными

создание

представителями)

оптимальных

условий

культурно-образовательного пространства.
Работа с родителями ведется на нескольких уровнях
Индивидуальный уровень:
28

обучающихся,

совершенствования

 индивидуальное консультирование;
 помощь со стороны родителей в подготовке и организации мероприятий;
Уровень объединения:
 родительские собрания, сайты, страницы и группы в социальных сетях,
чаты и т.д;
 формирование актива родителей
 мастер-классы,

семинары,

круглые

столы,

совместные

детско-

родительские занятия и т.д.
На уровне Учреждения:
 функционирует совет родителей, совет обучающихся и т.д.
 индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
Содержательным аспектом модуля является:
Создание условий для постоянного совершенствования педагогической
деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями
науки и практики.
Поиск и внедрение новых эффективных форм взаимодействия
родителями обучающихся на разных уровнях (индивидуальном, групповом и
учреждения)
Развитие педагогического просвещение родителей по проблемам
приобщения детей к базовым национальным ценностям.
Создание условий для полноценной работы органов самоуправления.
«Наставничество»
Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве
наставника и наставляемого.
Технология

наставничества

позволяет

получать

опыт,

знания,

формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы
передачи (учебные пособия, система занятий, самостоятельная и проектная
29

работа, формализованное общение). Скорость и продуктивность усвоения
нового обусловлены непосредственной передачей живого опыта от человека к
человеку, доверительными партнерскими отношениями.
Потенциал наставничества проявляется в:
 Улучшении

показателей

в

образовательной,

социокультурной,

спортивной и других сферах деятельности наставляемого;
 Подготовке обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной

деятельности

в

современном

мире,

содействии

его

профессиональному самоопределению;
 Раскрытии личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающегося, поддержке формирования и реализации его индивидуальной
образовательной траектории;
 Обучении

наставляемого

эффективными

формами

и

методами

индивидуального развития и работы в коллективе;
 Формировании

у

наставляемого

способности

самостоятельно

преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и
других

сферах.

Задача:

реализовывать

потенциал

наставничества

в

воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных
поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям.
Модель наставничества в рамках Дворца предусматривает независимо
от форм наставничества две основные роли: наставляемый и наставник. В роли
наставника

могут

выступать:

педагоги

и

иные

должностные

лица

образовательной организации, родители обучающихся (родитель не может
быть наставником для своего ребенка), сотрудники промышленных и иных
предприятий

и

организаций,

организаций

любых

форм

некоммерческих
собственности,

организаций
студенты,

и

иных

выпускники,

обучающиеся образовательной организации.
Для организации наставничества необходимо:


сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и

наставляемых.

Основные

критерии:
30

профиль

наставника

должен

соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы
должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество —
это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоциональноокрашенные отношения;


создать условия для установления гармоничных и продуктивных

отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально
комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон;


сформулировать цели на ближайший период работы.

Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках:


участия в совместных конкурсах и проектных работах;



экскурсий в место обучения, место работы наставника;



совместного участия в занятиях (с целью определения образовательной

траектории наставляемого) и др.
«Самоопределение»
Модуль «Самоопределение» строится на опыте педагогической
поддержки самоопределения, саморазвития и самореализации личности
ребенка в воспитательных системах образовательных организаций города
Екатеринбург.
Задача:

содействовать

приобретению

опыта

личностного

и

профессионального самоопределения на основе личностных проб в
совместной деятельности и социальных практиках.
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение,
диагностику

и

консультирование

по

проблемам

профориентации,

организацию профессиональных проб обучающихся:
 освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по ДООП;
 посещение в рамках социального партнерства производственных и
творческих площадок, профессиональных рабочих мест;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
31

определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
 организация творческих профориентационных смен, где обучающиеся
могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить в себе соответствующие навыки;
 совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;
 индивидуальные консультации психолога (при наличии) для обучающихся
и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии.
Содержание деятельности:
 вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через
определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и
правила

жизнедеятельности),

принятие

индивидуальности

другого,

развитие самоуважения и взаимоуважения;
 педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных
образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
 сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого
потенциала,

определяющих

векторы

жизненного

самоопределения,

развитие способностей отстаивать индивидуально-значимые выборы в
социокультурной среде;
 помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков,
направленных на освоение и различных способов деятельности;
32

 помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации
жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной
позиции, мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий
достижения жизненных планов;
 организация деятельности учащихся по расширению опыта проектирования
и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в
освоении конструктивных способов самореализации;
 развитие в образовательной организации переговорных площадок для детей
и взрослых;
 развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей;
 поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении
актуальных проблем;
 привлечение

широкого

круга

специалистов

к

индивидуальному

консультированию детей, их семей и др.
 педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени,
связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
«Профилактика и безопасность»
Дополнительное образование детей по своей сути обладает социальнопедагогическими

особенностями,

значимыми

для

профилактики

отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного
движения, пожарной безопасности, информационной безопасности и др.
Профилактическая работа – это один из значимых пунктов работы
каждого педагога дополнительного образования в рамках воспитательной
деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит
профилактическую работу в своих детских творческих объединениях.
Задача – формирование у детей и подростков нравственных ценностей,
мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и
личностных

качеств,

обеспечивающих

конструктивную,

социально

приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие
возможному негативному влиянию среды.
33

Виды, формы и содержание деятельности.
В целях профилактики Дворец:
разрабатывает и реализовывает ДООП, формирующие
установки

и

навыки,

препятствующие

мотивы,

правонарушениям

несовершеннолетних;
включает в реализацию ДООП, блоки и темы, направленные на
повышение

правовой

грамотности

и

формирование

бесконфликтной

коммуникации несовершеннолетних;
включает

методы

социально-педагогических

и

психологических

изучение тем, включенных в образовательную программу о здоровом образе
жизни:

гигиена,

оздоровительное

гигиена

умственного

значение

физкультуры

труда,
и

здоровое

спорта,

питание,

профилактика

инфекционных заболеваний, травматизма, гигиенические аспекты полового
воспитания вредных привычек, нравственного здоровья и др.; изучение основ
пожарной,

дорожной,

информационной

безопасности;

правового

просвещения;
тренингов с целью повышения уровня конструктивного поведения в
конфликтной ситуации, противостояния манипуляциям, формирования у
подростков социальной компетентности;
организует и проводит конкурсные мероприятия для проявления
творчества обучающихся в вопросах здорового образа жизни и безопасного
поведения;
способствует участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях,
фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность
самоутвердиться, повысить личностную значимость.
Содержание деятельности:
психолого-педагогическое

сопровождение

обучающихся

через

проведение консультаций, бесед, тренингов по определенным тематикам
«Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
34

предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров (Приложение 3), в том
числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
участие
отдельных

представителей

уроков,

организаций-партнёров

внеурочных

занятий,

в

проведении

внешкольных

мероприятий

соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений

актуальных

проблем,

касающихся

жизни

Дворца,

муниципального образования, региона, страны;
реализация

социальных

проектов,

совместно

разрабатываемых

обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

т. д.

направленности,

ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Раздел 3. Организационный
3.1. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
 налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
35

 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

поддержки

уровня

их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы педагогов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу Дворца,
качеству воспитывающей среды, символике Дворца;
36

 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия

ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио - деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении педагогами, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.).

37

3.3 Система профилактики антиобщественного и противоправного
поведения несовершеннолетних
Профилактическая работа с несовершеннолетними была и остается
важной темой, определяющей настоящее и будущее российского общества.
Вектор

действий

в

данном

направлении

установлен

документами

стратегического планирования, нацеленными на обеспечение национальной
безопасности нашего государства. В соответствии с поправками, внесенными
в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации, дети отнесены к важнейшему
приоритету государственной политики страны. Именно государство взяло на
себя функции по созданию соответствующих условий, которые закладывают
фундамент для духовного, нравственного, интеллектуального и физического
развития

молодого

поколения,

воспитания

духа

патриотизма

и

гражданственности.
Одной из важнейших задач, установленных Стратегией национальной
безопасности Российской Федерации, является «предупреждение проявлений
радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений,
прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи».
Существующая угроза деструктивного идеологического воздействия
на граждан России красной нитью проходит в утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 Основах
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Указом Президента Российской Федерации 17 мая 2023 г. №358
утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской
Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации является целью
государственной политики по обеспечению безопасности детей.
Достижение

поставленных

целей

осуществляется

посредством

реализации задач Стратегии, в том числе в рамках деятельности по
38

профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними, путем
развития системы профилактики антиобщественного и противоправного
поведения несовершеннолетних; реализации восстановительных технологий
при работе с детьми, в том числе совершивших общественно опасные деяния;
профилактики проявления агрессивного поведения несовершеннолетних;
противодействия

вовлечению

несовершеннолетних

в

деструктивные

сообщества и преступные группировки и иное.
С учетом реализуемой государственной политики по обеспечению
безопасности детей и высокой социальной резонансности противоправных
деяний, совершаемых несовершеннолетними в отношении пожилых людей,
следует выделить высокое культуральное значение превенции жестокого
обращения с пожилыми людьми в целях сохранения духовно-нравственных
ценностей при формировании будущих поколений.
Во исполнение пункта 13 Комплекса мер до 2025 года по профилактике
и

противодействию

жестокому

обращению

с

пожилыми

людьми,

утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской
Федерации Т.А. Голиковой от 20 декабря 2022 г. № 15418п-П45 (далее –
Комплекс мер), в целях инициирования включения в региональные
программы (комплексы мер, планы и иное) по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних дополнительных мероприятий по
профилактике и противодействию жестокому

обращению с пожилыми

людьми на уровне Дворца при реализации Комплекса мер и мероприятий в
рамках

обозначенного

направления

обеспечивается

включение

в

региональные программы (комплексы мер, планы и иное) по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних дополнительных
мероприятий по профилактике и противодействию жестокому обращению с
пожилыми людьми.
Профилактика жестокого обращения с пожилыми людьми среди
обучающихся в условиях образовательной организации

39

Общепрофилактический уровень – реализация рабочей программы
воспитания.
Программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных, к которым относятся
жизнь,

достоинство,

права

и

свободы

человека,

патриотизм,

гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность

поколений, единство народов России, приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения

в

российском

обществе.

Воспитание

у

обучающихся

уважительного отношения к людям старшего поколения, готовность
оказывать помощь, активно выражать непринятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, умение оценивать свои
поступки и поступки других людей с позиции их соответствия нравственным
нормам и осознавать ответственность за свое поведение является одним из
целевых

ориентиров

воспитательной

деятельности

Дворца.

Важным

моментом остается включение в ДООП тем по усвоению семейных ценностей
– ценностей создания и поддержания теплых и доверительных семейных
взаимоотношений.
Специфический профилактический уровень – комплекс мер,
нацеленный
отношение

на
и

формирование
заботу о

ценностных

пожилых

людях,

установок,
включая

уважительное

информационно-

просветительские мероприятия. Работа по данному направлению способна
существенно снизить риски деструктивного поведения обучающихся в
отношении пожилых людей и нивелировать негативные социальные
проявления в среде обучающихся.

40

В инвариативном модуле «Кураторство» который предполагает
непосредственное взаимодействие с обучающимися и их законными
представителями,
организация

и

запланированы
проведение

проведение

родительских

тематических
собраний,

занятий,

посвященных

профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми
людьми; привлечение членов семей обучающихся к организации и
проведению воспитательных дел, мероприятий в объединении и Дворце с
целью созданий условий для разновозрастного взаимодействия.
В инвариативном модуле «Основные воспитательные мероприятия»
инициирована организация и проведение мероприятий, приуроченных к таким
памятным датам как: Международный день пожилых людей (1 октября), День
бабушек и дедушек (28 октября) (в соответствии с Примерным календарным
планом воспитательной работы).
В рамках реализации инвариативного модуля «Профилактика и
безопасность» воспитательная деятельность нацелена на предупреждение
жестокого обращения с пожилыми людьми. Также данный модуль включен в
систему мероприятий по профилактике насилия и травли, юридического
просвещения.
В рамках календарного Плана воспитательной работы на 2023/24
учебный год, предусмотрены «Уроки доброты» по пониманию инвалидности
и

формированию

принимающих

установок,

уважительному обращению с пожилыми людьми.

41

которые

посвящены

3.4. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся.
Основным методом анализа воспитательного процесса во Дворце
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного

процесса

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как

сохранение

уклада

общеобразовательной

организации,

качество

воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором Дворец
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
42

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится педагогом ДТО вместе с куратором проекта
«Воспитание» с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении педагогов ДТО или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось
и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится куратором проекта «Воспитание», педагогами ДТО
с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками,
представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании
методических объединений педагогов ДТО или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала учебной деятельности;
 организуемой внеучебной деятельности обучающихся;
 деятельности педагогов ДТО и их ДТО;
 проводимых общедворцовых основных дел, мероприятий;
 внедворцовых мероприятий;
43

 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
куратором проекта «Воспитание» в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом
управления в общеобразовательной организации.

44

Приложение 1
Календарный план воспитательной работы Дворца
на 2023-2024 учебный год
Содержание

возраст

сроки

Занятия
Создание
позитивной
и
доверительной от 5 до 18 в течение года
обстановки на занятиях как источник развития
интереса к познанию, творчеству, саморазвитию:
-исследовательская деятельность;
-применение современных педагогических форм
и технологий на занятиях;
-разработка и внедрение проектных технологий
(пример- «Дорога к танцу»);
- тренинги на «командное взаимодействие»;
- учебно-тренировочные сборы.
«Успех
каждого
ребёнка»
вовлечение от 5 до 18 в течение года
обучающихся в конкурсную деятельность
Индивидуализация образовательного процесса от 5 до 18 в течение года
при освоении ДООП
Включение
в
занятия
информации
в от 5 до 18 в течение года
соответствии с календарём Знаменательных дат.
Беседы, экскурсии, викторины.
Детское творческое объединение
«Знакомство с Дворцом» - экскурсии для детских от 5 до 18 в течение года
объединений.
Мероприятия в объединениях ко «Дню Отца в от 7 до 18 октябрь
России»: выставки, открытые занятия.
«Посвящение в танцоры» - мероприятия и от 5 до 18 Ноябрь
концерты в творческих коллективах
декабрь
Мероприятия в объединениях ко «Дню Матери»: от 5 до 18 ноябрь
класс - концерты, открытые занятия.
«День конституции РФ»: конкурсы рисунка, от 10 до декабрь
фотовыставка.
18
«Декада Героев России»: - беседы, игра-ребус от 8 до 18 декабрь
«Герои России - новые имена»
Международный женский день: традиционный от 5 до 18 март
концерт Ансамбля танца «Детство»
Всемирный день поэзии: Конкурс чтецов в
группах Детского театра

от 5 до 18 март

«День театра» - традиционное мероприятие в

от 5 до 18 март
45

ответственн
ый
ПДО

РСП, ПДО
ПДО
РСП,ПДО,
методисты

Зав.музеем,
ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО,
РСП,
ПДО,
методисты
РСП,
ПДО,
методисты
ПДО
ансамбля
«Детство»
ПДО
Детского
театра
ПДО

Детском театре им. Диковского
«Международный
день
танца»:
беседы, от 5 до 18
викторины, мастер-классы, конкурсы
«День Победы»:
от 10 до
- участие коллективов в городских мероприятиях 18
Работа с родителями
Организация
родительских
собраний
в
объединениях Дворца
Формирование Совета родителей
Привлечение родителей к мероприятиям
объединений
Консультации для родителей:
- развитие и устойчивость мотивации ребёнка на
освоение ДООП.
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса
- участие в мероприятиях детского объединения.
«День семьи, любви и верности»

Участие в работе Совета обучающихся

апрель
апрель-май

в течение года

РСП, ПДО

октябрь
в течение года

РСП, ПДО
ПДО

в течение года

РСП,
ПДО,
методисты

8 июля

РСП,
ПДО,
методисты

Самоуправление
от 14 до в течение года
18

Профориентация
Развитие взаимосвязей с соц.партнёрами по от 14 до
направлению ДООП:
18
- выходы обучающихся Детского театра в ЕГТИ
и театры города;
- выходы обучающихся ансамбля танца
«Детство» и школы-студии «Движение» на
концерты хореографических коллективов;
- организация встреч с выпускниками Дворца.
Профилактика
Всероссийская неделя безопасности ДД
от 5 до 18
Международный день пожилых людей
от 5 до 18
День бабушек и дедушек
от 5 до 18
Медиабезопасность:
от 8 до 18
-День интернета
Единый урок «Права человека»- беседы в ДТО
от 10 до
18
«Стиль жизни – здоровье»:
от 5 до 18
46

Детского
театра
ПДО
хореографы
РСП,
ПДО,
методисты

РСП,
ПДО,
куратор
Совета
обучающихся

в течение года

РСП, ПДО

25 – 29.09
01.10
28.10
октябрь
декабрь

РСП, ПДО
ПДО
ПДО
Проектный
офис
РСП, ПДО

апрель

РСП, ПДО

-день здоровья
Открытый урок «Связь поколений»
от 5 до 18 в течение года
«Урок доброты»
от 5 до 18 в течение года
Экскурсии, экспедиции, походы
«Дворец - наш дом» - экскурсии по Дворцу
от 5 до 18 в течение года
Экскурсии детских объединений в музеи и на от 8 до18 оперативно
выставки
Групповое посещение театров и концертов
от 8 до 18 по плану
Организация предметно - эстетической среды
Создание условий для самореализации детей и от 5 до 18 в течение года
раскрытию их талантов
Обновление
Уголка
безопасности
для от 5 до 18 в течение года
обучающихся

Оформление фотовыставок по различным от 5 до 18
направленностям ДООП
Обновление информации на сайте Дворца и в от 5 до 18
социальных сетях по успехам обучающихся

в течение года

Создание образовательной среды в учебных от 5 до 18
кабинетах Дворца

в течение года

47

в течение года

ПДО
ПДО
Зав.музеем,
ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО
Куратор
проекта
«Безопасност
ь»
ПДО
РСП, ПДО,
Отдел
развития
РСП, ПДО,

Приложение 2
План работы Совета обучающихся «Созвездие»
на 2023-2024 учебный год
Место проведения: Дворец «ОиТ»
22.01.2024
29.01.2024
05-29.02.2024
05.02.2024
12.02.2024
04-29.03.2024
13.03.2024
27.03.2024
01-29.04.2024
01.04.2024

17.04.2024
06.05.2024
13.05.2024
20.05.2024

Первое собрание Совета: Обсуждение плана на 2 полугодие. Знакомство,
распределение обязанностей
Собрание Совета: разработка акции в рамках месячника Защитника
Отечества и гражданско-правового воспитания.
Проведение акции в рамках месячника Защитника Отечества и гражданскоправового воспитания
Собрание Совета: образовательный трек для активистов совета
«Конструктор мероприятий»
Собрание Совета: Практическое занятие по отработке полученных
навыков в рамках образовательного трека «Конструктор мероприятий»
Разработка акции, приуроченной к 8 марта.
Собрание Совета: Проведение установочного собрания по разработке
ближайших мероприятий.
Собрание Совета: Подготовка мероприятия «Всемирный день авиации и
космонавтики»
Участие в конкурсах РДДМ (подача заявки на индивидуальные конкурсы)
Собрание Совета: образовательный трек для активистов совета
«Разговоры о безопасности», получение знаний для подготовки к
месячнику безопасности
Собрание Совета: подготовка активистов к месячнику безопасности,
подготовка акции к 9 мая
Собрание Совета: Старт месячника безопасности, проведение акции,
приуроченной к 9 мая
Собрание Совета: проведение мастер-классов для объединений Дворца в
рамках месячника безопасности
Собрание Совета: подведение итогов работы Совета

48

Приложение 3
Реестр соглашений и договоров о сотрудничестве
№
п/п

Организация (сокращенное
наименование)
Муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение Лицей
№ 130
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования «Уральский государственный
лесотехнический университет»
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 115
Государственное автономное типовое
образовательное
учреждение
Свердловской
области
«Дворец
Молодежи», Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования «Уральский государственный
педагогический университет (ФГБОУ ВО
«УрГПУ»)

Региональная общественная организация
«Свердловская областная федерация Го»
(Федерация)

Соглашение/договор
 Договор о сетевой форме
реализации образовательных
программ от 01.09.2023 № 01
 Договор о сетевой форме
реализации образовательных
программ от 01.09.2023 № 02
 СОГЛАШЕНИЕ по поддержке и
развитию способностей и
талантов детей и молодежи от
 Соглашение о совместной
деятельности по начальному
техническому творчеству и
профориентационной
деятельности от 17.04.2023
№ 4ICC-2023
 Договор о практической
подготовке обучающихся,
заключаемый между ФГБОУ ВО
«УрГПУ» и организацией,
осуществляющей деятельность по
профилю соответствующей
образовательной программы от
0
 1СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве
.между МАУ ДО ГДТДиМ
0«Одаренность и технологии» и
9РОО «Свердловская областная
.федерация Го» от 01.09.2021
 2Соглашение о сотрудничестве от
0
2
 3Соглашение о сотрудничестве от
12.10.2023 № А-92/23
№

Автономная некоммерческая организация
высшего образования «Гуманитарный
университет»
Федеральное
государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Уральский
государственный
архитектурнохудожественный университет имени Н.С.
Алфёрова»
Государственное
автономное  Соглашение о сетевом
профессиональное
образовательное
взаимодействии по поддержке и
учреждение
колледж
Свердловской
развитию способностей и
области «Свердловское художественное
талантов у детей и молодежи от
училище имени И.Д. Шадра»
Муниципальное
бюджетное  Соглашение о сетевом
образовательное учреждение высшего
взаимодействии по поддержке и
образования «Екатеринбургская академия
развитию способностей и
49

современного искусства (МБОУ ВО
талантов у детей и молодежи от
ЕАСИ)
05.04.2022 № 01
Свердловская
региональная  Соглашение о сетевом
общественная
организация
«Центр
взаимодействии по поддержке и
образовательных и научных инициатив
развитию способностей и
«Развитие»
талантов детей и молодежи от
октября 2023
Фонд поддержки инициатив в сфере  Соглашение о сетевом
дополнительного образования «Хочу в
взаимодействии от 27.03.2023
науку»
 Соглашение о проведении
мероприятия в сетевой форме от
Некоммерческое партнерство дирекция  Соглашение о сотрудничестве от
открытого фестиваля документального
кино в
г. Екатеринбурге

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».