Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 7 до 9 лет, срок реализации – 2 года социально-гуманитарная направленность Каблуков Антон Алексеевич педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024 1 Пояснительная записка. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, и развитым чувством ответственности за свои действия. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Организация игры опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров - организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. Практика современного образования показывает, что не всегда детям удаётся играть активные жизненные роли, столь необходимые для успешной адаптации во взрослой жизни. Дополнительная образовательная программа «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при взаимодействии со сверстниками. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги», имеет социально-гуманитарную направленность. Актуальность. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 2 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Программа «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги» ориентирована на запрос общества: потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает актерские и организаторские способности у детей. Новизна программы заключается в том, что у обучающихся есть возможность овладеть достаточно широким спектром умений и навыков: умениями организатора игровой деятельности (в том числе сценарное мастерство, режиссура игрового действия, музыкальное и художественное оформление), умением учитывать собственные индивидуальные особенности, природные задатки и эффективно использовать их в ведении игровых и шоу-программ (культура речи, пластика, музыкальность, владение аудиторией), навыками работы в команде. Преобладают в учебно-воспитательном процессе игровые технологии. Программа «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги» отражает приоритеты Стратегии государственной культурной политики, и направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 года – создание комфортной среды для жизни жителей 3 Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительными особенностями данной программы от уже существующих образовательных программ являются: 1. Продолжительное по времени и полное по объему и разнообразию получаемых знаний обучение (рассчитана на 6 лет обучения); 2. Большое место в программе отводится занятиям ритмикой, пластикой, танцем, что способствует развитию музыкальности детей, прививает им навыки культурного поведения, развивает художественный вкус; 3. Сочетает учебный материал, практику и самостоятельную творческую деятельность обучающихся, что даёт им возможность получить специальные знания, умения и навыки организатора игровой деятельности - ведущего игровых и шоу-программ. Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном подходе к подготовке обучающихся «новой формации», умеющих жить в современных социально-экономических условиях: компетентных, мобильных, с высокой культурой делового общения, готовых к принятию управленческих решений, и умеющих эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами. Основой учебной программы является игра. Её воспитательное значение многообразно и позволяет исподволь решать поставленные задачи. Игра является проявлением не только природной, но и социальной активности ребёнка. С одной стороны, она дарит сиюминутное удовольствие, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей личности, с другой – направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Адресат программы. Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 7до 9 лет. Возрастные особенности обучающихся. В 7 - 9 лет у обучающихся наблюдается высокий уровень активности, любознательности, рассеянности, бурно проявляются эмоции. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период ребёнку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине, патриотизм. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Принципы формирования учебных групп. 4 Приём обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительной общеобразовательной программы. Группы формируются по 10 18 человек (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14). Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Срок освоения программы – 2 года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 288 часов. Продолжительность одного учебного года по учебному плану: 1- 2 год обучения – 144 часа; Режим занятий: Занятия проводятся: 1-2 год обучения – два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование организаторских навыков детей с учётом их индивидуальных возможностей: игровые технологии (деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением) объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать художественное произведение, находить логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному отношению к уроку); метод игровой импровизации (благодаря придумыванию выходов из нестандартных игровых ситуаций, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии быть уверенными в самовыражении и владеть игровой ситуацией); практический метод (игровое взаимодействие в упражнениях, игровые тренинги, творческие задания и показы. Данный метод является основным). Форма обучения: Программа предполагает очную форму обучения, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; Виды занятий: 1. Теоретические занятия в форме бесед, где раскрываются история и содержание игр, классификация, правила, методика организации и проведения игрового действия, методика разучивания массовых танцев и т.д.); 5 2. Практические занятия (разучивание игр и танцев, участие в игровых программах в роли играющего или ведущего, выступления на массовых праздниках и т.д.); 3. Самостоятельную работу (изучение специальной литературы, подбор игр по теме, создание новых игр, разработка сценариев игровых программ, разработка интеллектуально-творческих игр и т.д.); 4. Учебную практику (участие в игровых и массовых праздниках, проведение игровых программ в своих школах, на городских площадках, лагерях отдыха, участие в творческих встречах, конкурсах и фестивалях игровых коллективов); 5. Фестивальную практику (участие в составе группы на Городских, Межрегиональных и Всероссийских фестивалях игровых коллективов); 6. Индивидуальные занятия (помощь в освоении учебного материала, работа над ролью, разработка авторских игровых программ). Формы подведения результатов. Контроль и оценка качества подготовки обучающихся проводятся в системе. Воспитанники первого и второго года обучения принимают участие в контрольных занятиях в конце изучения каждой темы. Проверяется знание теоретического материала, умение обучающихся организовать и провести игру со своими товарищами. Дети и педагог совместно анализируют достоинства и недостатки в работе каждого. Кроме того, обучающиеся принимают участие в проведении массовых праздников в качестве ведущих аттракционов (в соответствие с планом массовых мероприятий ГДТДиМ «Одаренность и технологии»). Оцениваются навыки общения со сверстниками, способность кратко и точно изложить условия игры. Работа с родителями. Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при выполнении творческих заданий, становятся участниками и организаторами внутри коллективных мероприятий, выступают сопровождающими на конкурсах. В течение учебного года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно проследить рост обучающихся. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – развитие социально-значимых качеств обучающихся средствами вовлечения их в игровую деятельность. Задачи первого и второго года обучения: Образовательные: - Познакомить с различными видами и типами игр; - Познакомить с основами музыкальной грамоты, танцевальной азбуки, воспитание чувства ритма; - Формировать умение проводить аттракционы на игровых праздниках. 6 Развивающие: - Развивать у обучающихся интерес к игре как части общечеловеческой культуры; - Развивать музыкальные и танцевальные способности; - Развивать навыки сотрудничества; - Развивать личностные характеристики ребёнка: мобильность, динамичность, толерантность, ответственность. Воспитательные: - Формировать гражданскую идентичность; - Создать условия для проявления инициативности, самостоятельности; - Формировать умение осознания ответственности перед временным игровым коллективом за свои действия; - Пробуждение в ребёнке эмоциональной сферы, снятие «зажимов», его внутреннее раскрепощение; Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для 1-го и 2-го года обучения: Предметные: - Обучающиеся знают различные виды и типы игр; - Знают основы музыкальной грамоты, танцевальной азбуки, воспитано чувства ритма; - Сформировано умение проводить аттракционы на игровых праздниках. Метапредметные: - Развит интерес к игре как части общечеловеческой культуры; - Развиты музыкальные и танцевальные способности; - Развиты навыки сотрудничества; - Развиты коммуникативные навыки; - Развиты личностные характеристики ребёнка: мобильность, динамичность, толерантность, ответственность. Личностные: - Сформировано чувство гражданской идентичности; - Обучающие проявляют инициативность, самостоятельность; - Сформировано умение осознания ответственности перед временным игровым коллективом за свои действия. Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 год обучения 1 Количество учебных недель 36 36 2 Количество учебных дней 36 36 3 Количество часов в неделю 4 4 7 2 год обучения 4 Количество часов 144 144 5 Недель I полугодия 15 15 6 Недель II полугодия 21 21 7 Дата начала обучения 15 сентября 15 сентября 8 Каникулы 31 декабря - 8 января 31 декабря - 8 января 9 Выходные 4.11, 23.02.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02.,01.05., 09.05. 10 Окончание учебного года 31 мая 31 мая Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план 1 года обучения № Наименование разделов, тем В том числе Всего часов теория практика Формы аттестации/ контроля 1. Введение 2. Ритмика 3. Танцевальная азбука 4. Массовые танцы 5. Подвижные игры 6. Аттракционы 7. Новогодние игры 8. Подготовка к концерту «У 12 4 8 нас всегда весело» «У нас всегда весело» 4 3 Итого: 144 29 115 Форма промежуточной аттестации-отчетный концерт 9. 2 1 1 24 8 16 16 4 12 24 2 22 28 4 24 28 4 24 6 2 4 Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Опрос, самостоятельная работа Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения 1. Введение. Теория. История «Клуба друзей хорошего настроения». Традиции коллектива. Хорошее настроение – что это такое? Причины плохого настроения. Как улучшить настроение. Игра как способ поднять настроение. Практика. Участие в игровой программе «Будем знакомы», которую представляют участники 5-6 группы. 2. Ритмика. 8 Теория. Элементы музыкальной грамоты. Музыка и настроение. Характер музыки. Понятие о весёлой, спокойной, грустной музыке. Темп: медленный, умеренный, быстрый. Музыкальный размер: 2/4, ¾, 4/4 . Практика. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Начало и окончание движения вместе с музыкой. Фигурная маршировка. Перестроение. Определение характера танцевальной музыки. 3. Танцевальная азбука. Теория. Требования, предъявляемые к исполнителям: осанка, мышечное напряжение, музыкальность, эмоциональность, пластичность, выразительность. Правила исполнения каждого движения. Практика. Постановка корпуса. Позиции ног. Позиции рук. Упражнения классического танца: полуприседание, вытягивание ноги, подъём на полупальцы. Упражнения для рук. Повороты головы. Основные танцевальные движения: танцевальный шаг, подскоки, боковой галоп, притоп, хлопки. 4. Массовые танцы. Теория. Требования, предъявляемые к исполнителям: музыкальность, выразительность, согласованность. Движение по ходу танца. Круговые танцы. Практика. Разучивание массовых танцев: «Полька – поздравление», «Лявониха», «Вальс по кругу», «Здравствуй – это я», «Полька-Хопушка. 5. Подвижные игры. Теория. Движение – форма жизни. Площадка для игр. Игровой реквизит. Правила игры и важность их соблюдения. Техника проведения подвижных игр. Практика. Разучивание игр: «Птицы и клетка», «Капканы», «Лошадки», «Совушка», «Буратино, берегись!», «Липкие пеньки», «Ляпки-походки», «Корабли и матросы», «Букет цветов» и др. 6. Аттракционы. Теория. Понятие «аттракцион». Игровые атрибуты. Оформление площадки. Техника проведения аттракциона. Моделирование аттракционов. Практика. Разучивание аттракционов: «Попади в цель», «Колпаки», «Капризная ноша», «Кто скорее?», «Самый ловкий», «Проворные мотальщики», «Рыбки», Лего-башни» и др. Аттракционы придумываем сами. 7. Новогодние игры. Теория. Новый год – это самый любимый праздник всех ребят. А, кто знает, как и когда он появился? Традиционное проведение новогодних праздников в нашем Дворце творчества. Новогодние игры в кругу у ёлки. Новогоднее путешествие во Дворце. Практика. Разучивание песни «В лесу родилась ёлочка», традиционного танца «Новогодний галоп». Игры: «Два Мороза», «Снежинки, сугробы, ледяные дорожки», «Застужу» и.т.д Итоговое открытое занятие с демонстрацией новогодних игр и массовых танцев. 8. Подготовка к концерту «У нас всегда весело». Практика. Повтор всех массовых танцев, разученных в течении года. Разбор аттракционов и распределение среди обучающихся, кто какой аттракцион продемонстрируем на итоговом занятии. 9 9. Концерт «У нас всегда весело». Практика. Демонстрация разученных игр и аттракционов с объяснением правил. Показ массовых танцев и активное вовлечение родителей. Учебный (тематический) план 2 года обучения № Наименование разделов, тем 1. 2. Основные правила проведения игр Танцевальная азбука. 3. В том числе Всего часов теория практика 6 2 4 Формы аттестации/ контроля Опрос, Самостоятельная работа Опрос, Самостоятельная работа Опрос, Самостоятельная работа Опрос, Самостоятельная работа Опрос, Самостоятельная работа Опрос, Самостоятельная работа 12 4 8 Массовые танцы. 12 4 8 4. Игры с реквизитом 24 4 20 5. Коллективные подвижные 24 4 20 игры Практическая работа на 12 4 8 массовых праздниках. Проведение аттракционов. Новогодние игры и участие в 16 4 12 Опрос, новогодних праздниках Самостоятельная работа Фестивальное игровое 16 15 Опрос, движение и участие в Самостоятельная работа фестивалях игровых коллективов Подготовка к конкурсу 18 2 16 Опрос, авторских игровых программ Самостоятельная работа «Скуке не уступим ни минутки» Итоговый конкурс авторских 4 3 Открытое занятие игровых программ «Скуке не уступим ни минутки» Итого: 144 28 116 Форма промежуточной аттестации-отчетный концерт 6. 7. 8. 9. 10. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения 1. Основные правила проведения игр. Теория. Роль личности ведущего. Введение в игру. Темп как основное - условие успешного проведения игры. Необходимость точного соблюдения правил игры. Краткое изложение правил игры. Практика. Тренинг по проведению известных игр. Варианты представления одной и той же игры. Проведение любимых игр. 2. Танцевальная азбука. Теория. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. 10 Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Тренаж – прочный фундамент основ танцевального движения. Техника исполнения упражнений. Практика. Ритмические упражнения: хлопки на каждую четверть, хлопки с паузой, синкопированные хлопки, шаги с хлопками. Упражнения для рук: перевод рук из одной позиции в другую. Упражнения для ног: вытягивание ноги с переводом на каблук, перевод ноги через первую позицию, круговое движение по полу, маленькие броски, сгибание и выпрямление ноги, сгибание и отведение ноги, прыжки. Упражнения для корпуса: повороты, наклоны, круговые движения. 3. Массовые танцы. Теория. Круговые и парные танцы. Линия танца. Движение против линии танца. Центр круга. Приглашение к танцу. Требования, предъявляемые к исполнителям. Практика. Разучивание танцев: «Здравствуй, это – я!», «Полька- хлопушка парами», «Кадриль», «Казачок» «Вальс дружбы», «Стирка», «Автостоп» и другие. 4. Игры с реквизитом. Теория. Игры с реквизитом — это занятия, в которых используются разнообразные предметы для создания интересных игровых ситуаций. Такие игры развивают командный дух, физическую активность и креативное мышление участников. Реквизит может включать в себя мячи, верёвки, обручи и другие материалы, которые делают игру более динамичной и увлекательной. Правила игр часто адаптируются в зависимости от возраста и уровня подготовки игроков. Они могут проводиться как на свежем воздухе, так и в помещениях, что позволяет разнообразить досуг в любых условиях. Практика. Разучивание игр с реквизитом: Игры с мячом “Анжелика”, “Одиннадцать”, “Горячая картошка”, “Бык”, “Десяточки”, Игры со скакалкой “Рыбак и рыбка, “Лимбо”, “”Лисий хвост”, “Повозка”, “Удочка”, Игры с резиночкой “Резиночки”, “Олимпиада”, “Съедобное не съедобное”, “Паутинка”. 5. Коллективные подвижные игры. Теория. Многоплановость подвижных игр. Возможность участия в играх большого количества детей. Движение как выражение внутреннего чувства. Эмоциональный настрой в игре. Содержание подвижной игры: сюжет (тема, идея), правила, двигательные действия. Техника проведения игр. Практика. Разучивание игр: «Бездомный заяц», «Удочка», «Воробьи и вороны», «Анаконда», «Наседка и коршун», «Ловишки», «Вышли мыши», «Хоровод чисел». 6. Практическая работа на массовых праздниках. Проведение аттракционов. Подготовка необходимого игрового реквизита для аттракционов. Вовлечение детей в игру. Правила проводимых аттракционов. Справедливое подведение итогов. Вручение призов. Практика. Проведение аттракционов на массовых праздниках. 7. «Новогодние игры и участие в новогодних праздниках» Теория. Традиции новогодних праздников. Театрализация. Волшебство и превращения. Массовка у ёлки – особый жанр игровой программы. Практика. Разучивание новогодних игр и затей: «Два Мороза», «Я - Дед Мороз, бородою я оброс!», «Снежинки, остановитесь!», «Снежинки, льдинки и сугробы», 11 «Карусель», «Загадки Деда Мороза». Участие в новогоднем путешествии в качестве героя на пункте. 8. «Фестивальное игровое движение и участие в фестивалях игровых коллективов» Теория. Что такое фестиваль игровых коллективов? Условия проведения конкурсных игровых программ. Критерии оценок жюри. Правила поведения участников в поездке и на фестивале. Практика. Участие в визитной карточке коллектива ««Клуб друзей хорошего настроения. первые шаги»». Участие во всех программах приезжих коллективов. Обучения на мастер-классах по игровым технологиям. 9. Подготовка к конкурсу авторских игровых программ «Скуке не уступим ни минутки» Теория. Традиции конкурса. Положение. Условия проведения. Ступеньки мастерства. Что такое авторская игра? Практика. Придумывание авторской игры на основе игр, которые уже узнали. Объединения в пары, тройки и представление этой авторской игры на конкурсе. 10. Итоговый конкурс авторских игровых программ «Скуке не уступим ни минутки» Практика. Демонстрация авторских игр, массовых танцев с активным вовлечением зрителей. Организационно - педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная шкафами, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14. Оборудование: 1.Музыкальный центр. 2.Телевизор. 3. Стационарный компьютер 5.Персональный компьютер (ноутбук). 6.Канцелярские материалы (в том числе: краски, фломастеры, маркеры, клей ПВА, ножницы, нитки, самоклеящаяся бумага, картон, 7.Грим. 8.Поролон. 9.Проволока. 10.Иголки. 11.Ткань. 12.Капроновые шнуры (разноцветные). 13. Насос для надувания мячей и шариков. 14.Полиэтиленовая плёнка. 12 15. Костюмы для выступления. Игровые атрибуты: 1. Реквизит для аттракционов. 2.Реквизит для сюжетно-игровых программ, игровых шоу-программ и игровых спектаклей. 3.Реквизит для интеллектуально-познавательных и деловых игр. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям. Методическое обеспечение: 1. Карточки со считалками, приговорками, скороговорками и другие. 2. Планшеты с викторинами, ребусами, кроссвордами. 3. Головоломки. 4. Разрезные картинки. 5. Настольно-печатные игры. 6. Карточки для игр со словами. 7. Сценарии игровых программ. 8 Картотека авторских игр (с описанием). 9. Методические разработки игровых праздников. 10. Методические разработки игровых форм. 11. Фонотека. 12. Библиотечка книг по игре. Информационное обеспечение: Видеозаписи выступлений игровых коллективов России. Видеозаписи творческих поездок и игровых программ КДХН. Группа в социальной сети Вконтакте является сетевым ресурсом и площадкой для организации электронного обучения. Формы аттестации/контроля Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений об игровой деятельности, построение индивидуальных траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Оценка качества освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит: самостоятельная работа– это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления в естественных условиях, когда обучающиеся не знают, что за ними наблюдают. оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится анализ результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения положительной динамики развития творческих способностей можно использовать результаты участия обучающихся в различных творческих конкурсных мероприятиях. – опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников. 13 Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос. На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных результатов, степень сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию каждого года обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: отчетный концерт, конкурса авторских игровых программ «Скуки не уступим ни минутки!». Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: Положение о конкурсе авторских игровых программ «Скуки не уступим ни минутки!» (Приложение 1); Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных результатов (Приложение 2). 14 Список основной литературы для педагога 1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновац. курс [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социал.-гуманит. спец. и группе спец. "Образование" / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. – 317с. 2. Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации [Текст] / А.М. Апшева М.: МД ЭБЦ, 2011. - 180 с. 3. Богоудинова Р. З. Основные технологии культурно-досуговой деятельности [Текст]: монография / Р. З. Богоудинова и др.; науч. ред. Р. З. Богоудинова, Ю. Н. Дрешер, Д. В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 2005. – 264с. 4. Борисенко Л.А. Скуке не уступим ни минутки [Текст]/Л.А. Борисенко. Екатеринбург, 1996. – 65с. 5. Вараксин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей [Текст]: Пособие для работников детских оздоровительных центров. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96с. 6. Григорьев С.В. Игра и праздник: тезаурус по празднично-игровой культуре [Текст]/ С. В. Григорьев, А. С. Фролов. - Москва: Московия, 2006. - 204 с. 7. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 352с. 8. Исаева, Ирина Юрьевна. Досуговая педагогика [Текст]: учебное пособие / И. Ю. Исаева; Российская акад. образования, НОУ ВПО "Московский психологосоциальный ин-т". - Москва: Флинта: МПСИ, 2010. - 193с. 9. Калейдоскоп летних игр [Текст]: сборник игр / сост.: П. А. Щукин, Э. В. Уваева; науч. ред. С. Т. Новикова. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2004. - 134 с. 10.Культурно-досуговая деятельность [Текст]: Учебное пособие/Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2004. – 152с. 11.Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей [Текст]: учеб.-метод.пособие /Б.В. Куприянов, М.И.Рожков, И.И. Фришман.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 215с. 12.Морозов А.В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для системы высш., послевуз. и доп. проф. образования при реализации программы "Преподаватель высш. шк.", а также студентам вузов, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Акад. Проект: Традиция: 2004 (Киров: ОАО Дом печати - Вятка). - 559 с. 13.Шмаков С.А. «Игра и дети» - Москва: Просвещение, 1998г. – 76 с. 15 Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей 1. Анна Виневская., Татьяна Клищеко «Игроводитель для родителей» (Издательские решения, 2017) – 110 с. 2. Айзек Д., Уорн Р «100 идей для детей: или чем заняться, когда сидишь дома», Эксмо – 208 с. 3. Джанни Родари «Грамматика фантазии» (Самокат, 2017) – 245 с. 4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с. 5. Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых» (Питер, 2017) – 433 с. 6. Мария Луиза Нюш «Игра из глубины души: О способностях детей играть в исцеляющие игры» (Наири, 2016) – 132 с. 7. Татьяна Бабушкина «Что хранится в карманах детства?» (Образовательные проекты, 2019) – 320 с. Ресурсы удаленного доступа 1. Книги, статьи, учебники по игровому моделированию. https://www.amazon.com; 2. Изучение игрового конструирования в рамках лагерной смены https://ocdod74.ru/wp-content/uploads/2020/04/kudashov-grigorij-nikolaevichprezentacija.pdf 3. Создание игровых программ. https://infourok.ru/scenarij-igrovoj-programmydlya-detej-igry-dlya-vseznayushih-6913961.html Сведения об авторе-разработчике Каблуков Антон Алексеевич – педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Аннотация Дополнительная общеобразовательная программа ««Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги». Первые шаги» рассчитана на обучающихся от 9 до 18 лет. Обучение проводится в течение шести лет. Цель программы – развитие социально-значимых качеств обучающихся средствами вовлечения их в игровую деятельность. Дети, обучающиеся по программе «Клуба друзей хорошего настроения», изучают жанры игровых программ, овладевают специальными методиками по организации игровых форм, специальными умениями и навыками ведущего, основами сценарного мастерства, режиссуры игрового действия, культурой речи. 16 В программе представлен также материал по истории игры, её широкий спектр, направленный на удовлетворение потребностей в игре детей разных возрастов и способствующий их личностному развитию, что даёт возможность приобщить детей к игровой культуре. Большое место в программе отводится занятиям ритмикой, пластикой, танцем, даются основы музыкальной грамоты. В образовательном процессе широко используются игровые технологии. Приложение 1 Положение о конкурсе авторских игровых программ «Скуки не уступим, ни минутки!» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения конкурса авторских игровых программ «Скуки не уступим ни минутки!» для обучающихся объединения «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги» МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» (далее – Конкурс). 1.3. Целью Конкурса является содействие развитию игрового творчества путем создания условий для реализации творческого потенциала обучающихся. 1.4 Задачи конкурса: популяризация игрового творчества; создание благоприятных условий для самостоятельной работы обучающихся, как организаторов развлекательно-игровых программ; создание условий для взаимодействия обучающихся в коллективе; привлечение внимания родительской общественности объединения. 2. Порядок и условия проведения Конкурса 2.1. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся объединения Клуб друзей хорошего настроения не зависимо от срока обучения. Участниками Конкурса могут быть группы обучающихся от 2 до 5 человек. 2.2. Конкурс проводится в очной форме с апреля по май текущего учебного года. 3. Требования к программам 3.1. Игровая программа, представленная на Конкурс, должна быть не более 10 минут. 3.2. Игровая программа должны быть авторской, не заимствованной из Интернета и не нарушающая авторских прав третьих лиц. 3.3 Игровая программа может содержать: (игры на внимание, эстафеты, игры с залом, игры-кричалки, музыкальные игры, народные игры, и др.) Обязательным является интерактивное вовлечение зрителей в игровое действие. 17 3.4. Игровая программа должна носить созидательный, жизнеутверждающий характер и опираться на нравственные и духовные ценности, соответствовать общепринятым морально-этическим и правовым нормам. 3.5. Игровая программа не должна содержать текстов, сцен, звуковых эффектов, указывающих на насилие, а также в любой форме унижающей достоинство человека или отдельной национальной группы людей, несущей какую-либо форму протеста, критики или негативного восприятия человеческого общества или природы. 3.6. Игровая программа не должна демонстрировать вредные привычки. 3.7. Обязательно указывать ссылку на авторство используемых материалов – видео, текст, иллюстрации, музыка и т.д. (если таковые имеются). 4. Руководство Конкурсом Руководство Конкурсом осуществляет оргкомитет, который является координирующим органом по подготовке, организации и проведению данного мероприятия. Функции оргкомитета: - формирует состав жюри, включающее выпускников объединения, педагоговорганизаторов МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» и приглашенных специалистов; - утверждает сроки и порядок проведения конкурса; - ведет документацию, необходимую для организации и проведения конкурса; - осуществляет информационное сопровождение участников; - осуществляет процедуру награждения победителей и призеров. В состав оргкомитета входят педагоги дополнительного образования, работающие в объединении. 5. Подведение итогов и критерии оценивания 5.1. Оценку конкурсных материалов осуществляет компетентное Жюри. По результатам выступления участники получают свидетельство о присвоении «Ступеньки мастерства»: первые шаги, 1-6 ступеньки, и высшее звание – «Мастер хорошего настроения». Участники Конкурса, получившие три первых результата в итоговом рейтинге оценок, признаются победителями (1 место), призёрами (2 и 3 место), а также присуждаются специальные номинации и награждаются дипломами Дворца. 5.2. Работы, представленные на конкурс, оцениваются исходя из следующих критериев: сценарий (тема, творческий замысел, оригинальность идеи, композиционное построение, наличие в программе познавательных моментов); сценография (декорации, костюмы, безопасный игровой реквизит, свет, использование сценического пространства); исполнительское мастерство (умение владеть аудиторией, речь, движение, умение работать с реквизитом, эмоциональный настрой); 18 игровые технологии (авторские игры, манки, приёмы подачи игры, разнообразие игровых форм). Рекомендации для обучающихся по созданию игровой программы. Написание сценария: выбор темы, сбор материала, соответствие материала программы возможностям исполнителей; О чём будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Какова идея программы? Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде. Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Большое место в сценарии игровой программы занимают пояснительные тексты, объявления, манки, т.е. приглашения к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Весь собранный материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа. Следующая проблема – поиск приёма подачи игрового материала. Сценарно-режиссёрский ход (приём) – это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии: Экспозиция – ввод в действие, исходное событие. Экспозиция перерастает в завязку – т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт – столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей, мировоззрения, идеологий. Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию – высшую точку представлении. Развязка – как разрешение конфликта, затем – главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т.е. идея. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чём бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры – это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта – противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряжённому конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором. Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты. 19 Приложение 2 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Клуб друзей хорошего настроения. первые шаги». Организация игры» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели Проявляется /не проявляется 1 Взаимодействи е в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников Cреднее арифметическое 2 Познавательна я активность Желание узнавать новое 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам 20 самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое 3 Ответственнос ть 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания Проявляется при выполнении функциональны х заданий, известных, повторяющихся 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия 3. Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства Среднее арифметическое 4 Социальная идентичность 1. Принимает правила и традиции группы 2. Охотно (без давления педагога) принимает Индивидуальное участие в мероприятиях, важных для группы чувство (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) принадлежности 3. Предлагает свою помощь при проведении к творческому важных для группы дел (мероприятий) объединению. Убежденность в 4. Положительно высказывается об отношении к собственной группе, Дворцу. значимости для развития среды, 5. Положительно оценивает свою роль и место в к которой детском творческом коллективе. принадлежит сам ребенок Среднее арифметическое 5 Предметные знания 1. Знает составляющие компоненты игрового действия 2. Знает жанры игровых программ 3. Знает теорию создания игровых программ различных жанров 4. Знает принципы формирования игрового материала 5. Знает принципы работы с временным детским коллективом Среднее арифметическое 6 Предметные 1. Владеет методикой создания игровых программ различных жанров 21 умения 2. Умеет самостоятельно создавать и реализовывать игры и игровые замыслы 3. Умеет организовывать игровую деятельность 4. Владеет навыками вожатского мастерства 5. Умеет придумывать и реализовывать новые танцевальные флешмобы Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования. Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. 22 На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы Приложение 3 Характеристика уровней сформированности деятельностной, ценностной, мотивационной составляющей обучающихся по программе «Клуб друзей хорошего настроения. Первые шаги» Таблица № 1. Оценка деятельностной составляющей Уровень освоения Недопустимый уровень (Понимание) Характеристика уровня Отсутствие у обучающегося опыта в виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию информации, т. е. наличии обучаемости 0 баллов Низкий уровень Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на (стартовый) описание действия, подсказку, намек 1 балл Средний уровень Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет (базовый) информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его действие рассматривается как репродуктивное 2 балла Высокий уровень Обучающийся, действуя в известной сфере, в непредвиденных (творческий) ситуациях создает новые правила, алгоритм действий, т. е. новую информацию 3 балла Таблица № 2. Оценка ценностной составляющей (гражданская идентичность, взаимодействие в команде) Название уровня Недопустимый уровень (отсутствие потребности) Характеристика уровня Обучающийся отказывается признавать значимость умения сотрудничать, отказывается от взаимодействия с педагогом и другими детьми, хочет работать только индивидуально и обыгрывать всех 23 0 баллов Низкий уровень 1 балл Средний уровень 2 балла Высокий уровень 3 балла Обучающийся понимает значимость своей роли в команде, значимость умения сотрудничать Обучающийся осознает необходимость умения сотрудничать, своего участия в работе команды, осознает свою роль и ответственность за результаты работы группы, готов выполнять различную работу для пользы команды Обучающийся убежден в своей необходимости для коллектива, принимает ответственность за результаты группы и свои результаты, оказывает любую помощь при работе группы Таблица № 3. Оценка мотивационной составляющей (познавательная активность, инициативность) Название уровня Недопустимый уровень 0 баллов Начальный уровень (потребность) 1 балл Средний уровень (интерес) 2 балла Высокий уровень (мотивация) Характеристика уровня Желание заниматься коллективной игрой отсутствует Неосознанное желание заниматься коллективной игрой, учащийся реагирует на новизну происходящего (коллективную игру, новую занимательную информацию и т. д.) Неосознанное желание заниматься коллективной деятельностью, вызванное положительными эмоциями от новых сведений, самостоятельной дополнительной деятельности Осознанный, целенаправленный характер деятельности. Учащийся занимается самообразованием (работает с источниками, разрабатывает самостоятельно проекты, игры) 3 балла 24