Искусство звучащего слова

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Искусство звучащего слова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей от 15 до 18 лет,
срок реализации – 1 год
социально-гуманитарная направленность

Автор - составитель:
Никитина Вероника Сергеевна
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург
1

Пояснительная записка
Программа «Искусство звучащего слова» ориентирован на развитие
новых и улучшение существующих навыков у обучающихся в области
игровой культуры. Эти навыки необходимы для качественного
сопровождения массовых культурно-досуговых программ районного и
муниципального масштаба.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Искусство
звучащего
слова»,
имеет
социально-гуманитарную
направленность и построена в соответствии с базовым уровнем сложности.
Актуальность.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
2

11.
12.

13.

14.

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и
дополнениями);
Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г.
N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».

Актуальность программы заключена в её ориентации на разрешение
вопросов, связанных с общим художественным образованием, которые были
выделены в «Концепции развития образования детей в Российской
Федерации.
Значимость ведущего на мероприятиях неоспорима. Образцовый
игровой коллектив «Клуб друзей хорошего настроения» регулярно
принимает участие в городских событиях, организуя различные игровые и
театрализованные программы в рамках обучения.
Безусловно, этот практический опыт способствует успешной
организации концертных и зрелищных событий. Однако, социальный спрос,
подчёркивает
необходимость
высокого
качества
данных
услуг.
Следовательно, наша цель — через этот курс помочь учащимся освоить
знания, умения и навыки по дисциплине «Основы мастерства ведущего».
Отличительная особенность программы. Программа является
частью комплекса программ, реализуемых в детском творческом
объединении «Клуб друзей хорошего настроения».
Педагогическая целесообразность.
Плюсы реализации программы его высокой прикладной ценности и
специализированной направленности на развитие молодых ведущих.
Программа структурирована по принципу от простого к сложному.
Разнообразие практических форм позволяет воспринимать материал с
максимальной эффективностью и интересом, что играет ключевую роль в
обучении детей и подростков.
Данная программа способствует успешной социальной адаптации
учащихся, устраняет психофизические барьеры, развивает коммуникативные
3

способности, предоставляет сценическую практику и обучает проведению
театрализованных представлений различных форматов.
Адресат программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 15 до 18 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных
возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека,
названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой
является переход от детства к взрослому возрасту.
Центральный психический процесс данного возраста - развитие
самосознания,
а
также
период
активного
профессионального
самоопределения.
Созревание самосознания в подростковом и раннем юношеском
периодах настолько явно и заметно, что его описание и оценка важности для
личностного развития в эти временные отрезки практически совпадают у
различных исследовательских школ и направлений. Авторы сходятся во
мнении относительно того, как проходит процесс становления самосознания
в этот период. В возрасте 15-17 лет формируется особое личностное качество,
которое в психологической литературе называется "самоопределение". Это
новообразование связано с осознанием себя в роли члена общества и
выражается в новой, общественно значимой позиции.
Социальное положение молодежи характеризуется неоднородностью.
В этот период у личности начинают формироваться новые, взрослые черты в
деятельности и ролевой структуре. Основная социальная задача данного
возраста заключается в выборе профессии. Именно этот выбор и определение
учебного заведения существенно влияют на дальнейшую жизнь молодых
людей, приводя к различным социально-психологическим последствиям.
Также расширяется спектр общественно-политических ролей, а вместе с ним
и интересы и ответственность.
Переходное положение и статус молодежи влияют на формирование
некоторых черт их психологии. Молодые люди все еще решают вопросы,
оставшиеся с периода подростков, такие как особенности их возраста и
стремление к самостоятельности от старших. Однако процесс их социального
и личного самоопределения заключается не столько в отделении от взрослых,
сколько в ясном понимании и нахождении своего места в мире взрослых.
Вступая в коллектив единомышленников, подросток осознает, к чему
именно он может стремиться на практике, видя, что то, что удается другим
ученикам, доступно и ему, будь то в данный момент или после небольших
усилий.
У молодого человека появляется мотивация к действиям, и его
деятельность становится целенаправленной. При условии, что сообщество
4

основано на углубленном изучении какого-либо школьного предмета,
неизменно улучшается успеваемость в этой области. Дети взаимодействуют в
коллективе, обучаются друг у друга, перенимают нормы поведения и
способы разрешения конфликтов. В этом процессе педагогу чаще приходится
исполнять роль организатора, а не руководителя. Это означает, что
подросток не сталкивается с давлением авторитета учителя и навязыванием
его мнений. В такой обстановке подросток чувствует себя свободно и
раскованно, что способствует развитию творческих способностей. Свобода
мыслей и непризнание авторитетов часто подвергаются критике среди
педагогов. Страх получить низкую оценку побуждает подростка скрывать
своё мнение, что неприемлемо. Талантливые и одарённые дети часто
страдают от застенчивости, что мешает им отстаивать свои взгляды и
доказывать правильность своих убеждений.
Ориентированность программы на практическую деятельность
помогает подростку в самоопределении. Ориентированность на публичные
выступления способствует укреплению уверенности подростка и укреплению
его позиции в социуме.
Образовательные формы и подходы, заложенные в программе,
адаптированы к возрастным характеристикам учащихся.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
принимаются дети без специальной подготовки. Количество человек в
группе 12-15.
Срок освоения программы.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Искусство звучащего слова» составляет 72
часа. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу без
перерыва. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Общее
количество часов в неделю – 2 часа.
Организация образовательного процесса.
Форма занятий – очная, групповая.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (40 минут – занятие).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одного образовательного раздела – «Искусство звучащего слова»:
изучение основ мастерства ведущего и принципов ведения мероприятий.
Программа включает в себя тренинги, игры и практические занятия, в
ходе которых обучающиеся развивают навыки публичных выступлений,
уверенность в себе, фантазию и воображение, а также навыки импровизации.
Методы обучения.
5

В основе программы – методы, направленные на развитие речевых
навыков детей, с учетом индивидуальных особенностей.
- метод беседы и объяснения (метод обучения, при котором происходит
усвоение теоретической информации);
- метод репродукции (метод, при котором учащиеся воспроизводят
наблюдаемые ранее приемы и знания);
- практический метод (тренинг, игра, творческое упражнение – метод
при котором дети получают и закрепляют практические знания);
- метод импровизации (метод, при котором обучающиеся действуют
без установок, который помогает выявить инициативу, развить творческие и
креативные способности ребенка)
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения. Программа включает
такие формы работы:
–
индивидуально-групповая;
–
фронтальная.
Виды занятий: тренинги, мастер-классы, беседы, творческие задания,
самостоятельная работа, показы, участие в городских мероприятиях.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: концерт, проведение мероприятий,
творческий отчет.
Работа с родителями.
Взаимодействие и общение с родителями являются важной частью
реализации дополнительной образовательной программы. Они оказывают
поддержку при выполнении творческих заданий, участвуют и организуют
внутренние мероприятия коллектива, сопровождают детей на конкурсах.
На протяжении учебного года планируются родительские собрания,
консультации и открытые уроки, на которых можно наглядно увидеть
прогресс учащихся.
Цель
и
программы.

задачи

общеобразовательной

общеразвивающей

Цель программы – развитие творческих и речевых
возможностей обучающихся, а также развитие коммуникационных навыков в
общении с партнером на сцене.
Задачи программы:
Предметные:
1.
Познакомить обучающихся с различными направлениями
сценического искусства;
2.
Познакомить обучающихся с основами сценической речи;
6

3.
Познакомить обучающихся с основными теоретическими
понятиями о ведении мероприятий;
4.
Познакомить обучающихся с технологиями ораторского
искусства и технологиями импровизации;
5.
Познакомить обучающихся с видами сценического внимания,
ориентироваться и действовать в нестандартных сценических ситуациях.
Метапредметные:
1.
Способствовать развитию у обучающихся интереса к
ораторскому мастерству как к части человеческой культуры;
2.
Способствовать
развитию
у
обучающихся
навыка
взаимодействия с публикой и партнером по сценической площадке;
3.
Способствовать развитию у обучающихся личностных
характеристик: уверенность, ответственность, навыки импровизации,
наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память,
ассоциативное и образное мышление, логическое мышление, способность
анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь
донести свои идеи и ощущения до аудитории.
Личностные:
1.
Способствовать формированию гражданской идентичности;
2.
Способствовать
формированию
умения
осознания
ответственности перед временным коллективом за свои действия;
3.
Способствовать повышению самооценки и успешности.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Предметные:
1.
Обучающиеся знают различные направления сценического
искусства;
2.
Обучающиеся знают основы сценической речи;
3.
Обучающиеся знают основные теоретические понятия о ведении
мероприятий;
4.
Обучающиеся знают технологии ораторского искусства и
технологии импровизации;
5.
Обучающиеся владеют видами сценического внимания,
ориентироваться и действовать в нестандартных сценических ситуациях.
Метапредметные:
1.
У обучающихся развит интерес к ораторскому мастерству как к
части человеческой культуры;
2.
У обучающихся развит навык взаимодействия с публикой и
партнером по сценической площадке;
7

3.
У
обучающихся
развиты
личностные
характеристики:
уверенность, ответственность, навыки импровизации, наблюдательность,
творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и
образное мышление, логическое мышление, способность анализировать
предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои
идеи и ощущения до аудитории.
Личностные:
1.
У
обучающихся
сформировано
чувство
гражданской
идентичности;
2.
У
обучающихся
сформировано
умение
осознания
ответственности перед временным коллективом за свои действия;
3.
Способствовать повышению самооценки и успешности.

8

Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного
п/п процесса

1 год обучения

1

Количество учебных недель

36 недель

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

72

5

Недель I полугодия

15

6

Недель II полугодия

21

7

Дата начала обучения

15 сентября

8

Нерабочие дни

31 декабря - января - 8
января

9

Выходные

4.11, 23.02.,01.05., 09.05.

10

Окончание учебного года

31 мая

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела

Количество часов
(теория/практика)

Формы контроля

Основы
12 (2/10)
Собеседование, творческие задания
мастерства
ведущего
2
16 (2/14)
Практические тренинги
Работа с дыханием
и резонаторами
3
Сценическое
14 (2/11)
Практические тренинги
общение
4
Искусство словесной
20 (2/18)
Практические тренинги
импровизации
5
10 (1/9)
Работа на сценической площадке
Сценическая
практика
Форма промежуточной аттестации-отчетный концерт
Итого за 1 год обучения: 72 часа
Всего по программе: 72 часа
1

9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Основы мастерства ведущего
Теория: Кем являются ведущие, для чего их приглашают, какие типы
ведущих существуют, как раньше происходило проведение программ, а
также каковы особенности современной организации праздничных
мероприятий.
Практика: Определение разновидностей праздничного и концертного
действа, упражнения на различные типы ведения и типы существующих
ведущих.
Тема 2. Работа с дыханием и резонаторами
Теория: Понятия: «чувство партнера», «чувство ритма», «музыкального
такта». Понятие актерского ансамбля. Этюды на веру в предлагаемые
обстоятельства. Приспособление костюма (не мешает, а помогает).
Практика: Упражнения на поиск голосовых резонаторов, дыхательные
разминки, скороговорки на звуко извлечение, упражнения на дикцию и
подачу звука, тренинги на само презентацию и подачу себя.
Тема 3. Сценическое общение
Теория: Упражнения на пристройку. Индивидуальные и групповые этюды на
выполнение одного и того же действия с разными актерскими задачами.
Выполнение одной актерской задачи в разных предлагаемых
обстоятельствах; этюды парные, групповые.
Практика: Упражнения на пристройку, упражнение на взаимодействие,
искусство декламации, тренинги на перехват внимания, тренинги на перехват
партнера.
Тема 4. Искусство словесной импровизации
Теория: Импровизация в момент исполнения, без подготовки
заблаговременно. Словесная импровизация — это не заучивание текста
дословно, а создание речи на основе 10-20 ключевых слов; умение легко
отвечать на вопросы, снижая страх перед публикой; возможность оживить
аудиторию или дать ей отдых, если это требуется. Изучим игротеку ведущего,
словесную импровизацию, набор манков и активизаций зала. Изучение
«фишки» ведущего и её применение в контексте мероприятия.
Практика: Тренинг (удерживание объекта внимания, притягивание его к
себе, устремление к нему, проникновение в него); Поочередная смена
объектов внимания (простой, видимый, звук, человеческая речь и т.д.);
Упражнения на эмоциональную память, упражнения «Оправдание»,
«Любимый герой».
Тема 5. Основы постановочной работы (индивидуально)
Теория: Работа с текстом сценариев, изучает типы сценариев и подходы к
различным текстам.
10

Практика: Работа на сцене в качестве мероприятий Дворца, а также работка
в качестве ведущего городского мероприятия.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо:
 кабинет для занятий;
 большая и малая сцены (актовый зал);
 аудиосистема;
 маты - 5 шт.;
 инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит,
декорации - 5 комплектов.
Кадровые обеспечение программы: педагоги со средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями в области сценической речи и мастерства ведущего, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Методические материалы:
 Книги по методике преподавания сценической речи.
 Художественные произведения.
 Сценарии.
 Подборки обучающих и художественных фильмов.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 концерт,творческий отчет;
 проведение мероприятий;
 работа в качестве ведущего на мероприятиях.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов
проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Искусство звучащего слова» разработаны следующие критерии: работа с
11

партнером, уровень дикции, импровизация, степень освоения теоретических
знаний.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 владение сценическими терминами;
 степень освоения речевых навыков;
 знание основных техник сценической речи и импровизации.
Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения
творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые выступают для
приглашённых зрителей в течение учебного года. Работа учащихся
оценивается зрителями, педагогами.
Виды и формы контроля
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем
оценивания следующих критериев:
Теоретическая подготовка. Теоретические знания по разделам
учебно-тематического плана.
Практическая подготовка. Практические умения и навыки по
разделам учебно-тематического плана.
Общеучебные умения и навыки:
Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать
педагога; умение работать в команде.
Учебно-организационные умения и навыки: навыки соблюдения
в процессе деятельности правил техники безопасности; умение быстро и
четко соблюдать рекомендации педагога.
Оценочными
материалами
для
отслеживания
предметных
результатов служат:
 Дневник педагогических наблюдений;
 Видео записи выступлений;
 Тест (Приложение 1);
 Индивидуальный лист оценки (Приложение 2).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе, с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы, в следующих в формах:
отчетного концерта, работы репродуктивного характера; проведение
мероприятий различного формата, творческие работы.

12

Список литературы для педагога.
1.
Артемьев, А. Н. Психология общения и мастерство ведущего. —
М.: Просвещение, 2010. — 256 с.
2.
Безруких, М. М. Искусство публичного выступления. — СПб.:
Питер, 2013. — 300 с.
3.
Бурдье, П. Практический смысл. — М.: Наука, 2001. — 400 с.
4.
Гинзбург, Е. Введение в курс риторики. — М.: Академия, 2012.
— 224 с.
5.
Григорьев, В. В. Основы телеведущего. — Р-н-Д: Феникс, 2015.
— 320 с.
6.
Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для
подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2008. -176с.
7.
Кандыба, В. Г. Психологическая подготовка ведущего. — М.:
Академия, 2017. — 276 с.
8.
Лебедев, А. В. Искусство быть ведущим. — Казань: Казанский
университет, 2018. — 198 с.
9.
Ломов, Б. Ф. Мастерство диалога. — М.: Проспект, 2016. — 256 с.
10. Лысак, С. Н. Стратегии успешного ведущего. — М.: Эксмо, 2019.
— 344 с.
11. Никулин, Ю. В. Риторика и культура речи. — М.: Юрайт, 2013.
— 288 с.
12. Петров, И. И. Искусство публичного диалога. — СПб.: Лань,
2011. — 260 с.
13. Сидоров, А. П. Психология ведущего: Учебное пособие. — М.:
ВЛАДОС, 2016. — 280 с.
14. Ткаченко, Н. Н. Психология и этика общения ведущего. — Мн.:
Вышэйшая школа, 2012. — 216 с.
15. Федотов, В. В. Компетенции современного телеведущего. — М.:
Мир, 2021. — 360 с.
16. Шаров, А. К. Технологии эффективного ведения мероприятий. —
Казань: Татарское книжное издательство, 2015. — 290 с.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1.
Александров, П. Г. Методы и приёмы ораторского искусства. —
Москва: Искусство, 2018. — 240 с.
2.
Бегунов, В. М. Искусство ведения дискуссий. — СанктПетербург: Питер, 2016. — 192 с.
3.
Васильев, А. П. Современная риторика. — Казань: Казанский
университет, 2017. — 264 с.
4.
Громов, С. Ю. Основы публичного выступления. — Москва:
Юрайт, 2018. — 320 с.
5.
Демидов, Е. Н. Риторика и культура речи. — Новосибирск:
Издательство НГУ, 2015. — 176 с.
13

6.
Емельянов, И. И. Ораторское мастерство для всех. —
Екатеринбург: У-Фактория, 2017. — 288 с.
7.
Зайцев, А. В. Язык и его функции в коммуникации. — Ростов-наДону: Феникс, 2016. — 240 с.
8.
Иванов, П. К. Психология публичного общения. — Томск:
Томский государственный университет, 2015. — 208 с.
9.
Карпов, В. А. Ораторское искусство: практика и теория. —
Москва: Владос, 2017. — 254 с.
10. Леонов, С. Н. Искусство убедительной речи. — Воронеж:
Воронежский государственный университет, 2016. — 310 с.
11. Михайлов, А. И. Публичная речь. — Казань: Магариф, 2015. —
232 с.
12. Никифоров, М. В. Эффективное общение. — Москва: Альпина
Паблишер, 2017. — 316 с.
13. Орлов, В. Г. Ораторское мастерство в бизнесе. — Новосибирск:
Академия, 2018. — 192 с.
14. Петров, Д. А. Введение в риторику. — Владивосток: Дальнаука,
2016. — 256 с.

14

Сведения о педагогах
Никитина Верника Сергеевна – режиссер, педагог дополнительного
образования по направлениям: мастерство ведущего, актёрское мастерство,
сценическая речь МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии».
Стаж работы – 4 года.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Искусство звучащего слова» ориентирована на обучающихся в возрасте от
15 до 18 лет и рассчитана на 1 года обучения.
Цель программы - развитие творческих и речевых возможностей
обучающихся, а также развитие коммуникационных навыков в общении с
партнером на сцене.
Программа развивает качества личности, способной не только созидать,
но и грамотно отстаивать свою точку зрения и воздействовать на публику.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

15

Приложение № 1
Тест «Основы мастерства ведущего»
1. Главные функции ведущего в театрализованном представлении и празднике
_____________________________________________________.
2. Отметьте верные виды резонаторов:
а) головной;
б) грудной;
в) «маска»;
г) все вышеперечисленные.
3.
Приведите
ни
менее
трех
упражнений
на
_________________________________________________________________ .
4.
Приведите
ни
менее
трех
упражнений
для
развития
____________________________________________________________ .

дыхание
дикции

5. Расположите в правильном порядке элементы классической античной риторики.
а) утвердить все это в памяти;
б) произнести речь;
в) придать ему подходящую словесную форму;
г) найденное разложить по порядку;
д) найти что сказать.
6. Соотношение каких частей выступления отражается в композиции риторики:
а) по их цели;
б) стилистическим особенностям;
в) по объему;
г) сочетанию рациональных и эмоциональных моментов;
д) все вышеперечисленные варианты.
7. «Сценический флюс» - это________________________________________.
8. Основные требования к языку публичного выступления.
а) правильность;
б) богатство;
в) красочность;
г) логичность;
д) краткость;
е) эмоциональность.

16

Приложение 2
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Искусство звучащего слова» разработаны
следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося
продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач),
познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с
информацией),
ответственность
(проявляется
при
выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействи
е в команде

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач
Cреднее арифметическое
Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает
я активность
дополнительные вопросы педагогу по теме
занятия/темы/программы
Желание
2. Воспроизводит информацию по итогам
узнавать новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
17

Проявляется
/не проявляется

3

4

5

задания
Cреднее арифметическое
Ответственнос 1. Выполняет задания педагога в указанный
ть
срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на занятие, другие
Проявляется при мероприятия
выполнении
3. Доводит начатую работу до конца
функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
х заданий,
полученного результата.
известных,
5. Выполняет взятые обязательства
повторяющихся
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому
группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
Предметные
1. Знает составляющие компоненты
знания
сценического действия
2. Освоена теория ораторского искусства
3. Уверенно импровизирует
4. Знает основы сценической этики ведущего
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев,
которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых
направленна программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе,
беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала
(процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным
правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик,
подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки
результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4
интервала, которые соответствуют:
18

высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и
закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный,
целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые
правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить
и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия
обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу
для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением
обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия,
подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи;
имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по
программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в
виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения
сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать
только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке
содержательной части программы, методического обеспечения программы и
применяемых технологий и форм работы.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».