Лаборатория комикса

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Лаборатория комикса
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей от 14 до 17 лет,
срок реализации–1 год
социально-гуманитарная направленность

Авторы - составители:
Гагулина Анна Владимировна
педагог высшей
квалификационной категории
Фатеев Евгений Юрьевич
культуролог

Екатеринбург
1

Пояснительная записка
Современное дополнительное образование призвано создавать условия
для формирования и развития личностного развития, позитивной
социализации, профессионального самоопределения, духовно-нравственного
и гражданского воспитания, и самое главное, дополнительное образование
должно ориентироваться на интересы детей.
На сегодняшний день активно развивается такой вид изобразительного
искусства как рисованные истории или комиксы. Рисованные истории или
комиксы — это серия рисунков с небольшими текстами или без них, которые
образуют связное повествование. Рисованные истории представляют собой
универсальную форму подачи и передачи информации - емкую, образную.
Традиция рассказывать рисованные истории появилась очень давно.
Самыми ранними рисованными историями можно назвать наскальную
живопись, которая рассказывала об охоте, проведении ритуалов и многом
другом. Рисунки и гравюры древних стран, таких как Египет, Греция и Китай
так же являются рисованными историями. В Европе рисованные истории
были представлены с начала в виде рисунков для простого народа, на
религиозные и светские темы. Позднее, комиксы печатались на страницах
газетах и носили драматический, сатирический, комический и политический
характеры. Именно с полос европейских газет комиксы и пришли в США,
где они получили высокую популярность и широкое распространение, став
частью массовой культуры. В начале XXI века рисованные истории получили
новое воплощение и новые возможности благодаря развитию компьютерных
технологий. Появился востребованный и развитый рынок комиксов, на
котором выросло поколение потребителей из России, но нет собственного
отечественного производства комиксов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория комикса», имеет социально-гуманитарную направленность и
построена в соответствии с продвинутым уровнем сложности.
Актуальность.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
2

Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и
дополнениями);
13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г.
N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».
Актуальность программы обусловлена тем, что она удовлетворяет
потребность подростков в желании самовыражаться при помощи актуальных,
современных и доступных средств. В настоящее время комиксы, как вид
изобразительного искусства, в России переживают небывалый подъем.
Рисованные истории все чаще появляются в нашей жизни в рекламе, в
газетах, журналах, в интернете. Данные тенденции стали причиной создания
программы «Лаборатория комикса». Рисованная литература — молодая
3

развивающаяся индустрия, которая открывает широкий простор для
творчества и самовыражения.
Программа «Лаборатория комикса» отражает приоритеты Стратегии
государственной культурной политики, и направлена на создание условий
для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации
и возможности для самореализации и развития талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016 – 2030 года – создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание
условий для развития творческого потенциала населения.
Отличительная особенность программы.
При составлении программы использована программа, составленная
педагогом Тазетдиновой Е.В. Представленная программа соединяет в единую
систему теорию и практику создания комикса от отрисовки до защиты
проекта проделанной работы перед потенциальным заказчиком.
Педагогическая целесообразность.
Обучение в данной возрастной группе выстраивается с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Метод коллективного творческого дела в процессе обучения подходит
для данного возраста, так как в процессе взаимодействия со сверстниками
способствует формированию взглядов подростка на жизнь, на отношения
между людьми, на свое будущее. Совместная деятельность помогает
выработать навыки социального взаимодействия и дает эмоциональный
контакт. Обучающимся данного возраста важно принимать участие в таких
коллективных формах деятельности как спортивная, организационная и в
данном, случае художественная.
Метод мозгового штурма позволяет не только решить какую-либо
задачу, но и так же формирует сплоченный коллектив и укрепляет
взаимоотношения в группе.
Учебная деятельность продолжает занимать особое место в жизни
подростка, однако объем информации значительно увеличивается. Материал
программы предполагает привлечение знаний различных предметных
областей, которые нужны для создания комикса. Поэтому при создании
комикса активно используется частично-поисковый метод.
Объяснительно-иллюстративный
метод
используется
как
вспомогательный, для наглядности.
Основной объем времени занимает практическая часть, в процессе
которой отрабатываются основные художественные и другие навыки.
Посещая занятия в «Лаборатории комикса» у ребят появляется
возможность:
 погрузиться в мир рисованных историй, комиксов;
 интересно и содержательно организовать свой досуг;
4

 найти друзей по интересам;
 выразить себя и самоутвердиться.

Адресат программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 14 до 17 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных
возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Программа рассчитана для обучающихся в возрасте от 14 до 17 лет.
Возрастная категория выбрана не случайно. Прежде всего, программа
«Лаборатория комикса» соединяет в себе знания из нескольких предметных
областей, а с таким объемом знаний подросток возраста 14-17 лет легко
справится. Также, обучающимся данного возраста важно принадлежать
какой-либо социальной группе, важно заниматься тем, что модно и актуально.
Программа предоставляет возможность найти друзей по интересам и
предлагает интересный актуальный на сегодняшний день вид деятельности –
создание комиксов.
У детей возраста 14-17 лет проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной
личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы
мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения,
отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он
стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в
коллективе.
Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
принимаются дети со специальной подготовкой в области изобразительного
искусства. Количество детей в группе – 20 человек.
Срок освоения программы.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Лаборатория комикса» составляет 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с
перерывом 10 минут. Продолжительность одного академического часа 40
мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Организация образовательного процесса.
Программа имеет традиционную модель освоения содержания.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит
из одного образовательного раздела: изучение основ комикса и визуальной
экосистемы. И реализуется в рамках традиционной модели организации
образовательного процесса.
5

Помимо непосредственного практического изучения основ отрисовки
комикса, содержание обучения включает в себя практические тренинги и
обсуждения, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие
памяти, фантазии, творческого воображения. Проводятся беседы о
визуальном искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с
терминологией изобразительного искусства и правилами поведения на рынке
креативной индустрии.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок научился создавать
индивидуальную авторскую, востребованную рынком работу (комикс). Все
занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики
искусства, организуются и проводятся в очной форме обучения:
 от простого к сложному;
 смена типа и ритма работы на занятии;
 от постановки творческой задачи до достижения творческого
результата;
 вовлечение в творческий процесс всех учеников;
 индивидуальный поход к каждому учащемуся
Методы обучения.
По источнику изложения учебного материала:
 Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение, дискуссия.
 Наглядные: показ иллюстраций, демонстрация педагогом приёмов
исполнения (изобразительные техники), работа по образцу.
 Практические: тренировочные упражнения (заливка, штриховка и т.п.),
отработка техник, самостоятельное выполнение практических заданий,
коллективная работа.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
 Объяснительно — иллюстративные. При объяснении нового материала
используются иллюстрации, картинки напечатанные или в электронном виде.
 Репродуктивные. Новый материал или новая техника исполнения
объясняется в виде показа мастер-класса. Во время мастер-класса
обучающиеся вместе с педагогом выполняют задание. Наглядная подача
материала очень хорошо закрепляется в памяти.
 Частично-поисковые методы. Этот метод основан на поиске
обучающимися необходимых материалов для выполнения задания,
использование книг, статей, журналов или интернет источники. При этом
педагог так же помогает при выборе материалов или помогает разобраться в
сложных вопросах создания комикса.
 Метод коллективного творческого дела. Иногда возможностей одного
человека мало для создания комикса, тогда обучающиеся формируются в
команды и создают коллективную рисованную историю.
 Так же в работе над созданием комикса используется метод мозгового
штурма. Мозговой штурм позволяет придумать интересные идеи, решение
сложной задачи, развивает фантазию. Мозговой штурм проходит в форме
круглого стола, где все участники могут вносить свои предложения.
6

Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах.
Программа включает такие формы работы:
–
индивидуально-групповая;
–
групповая;
–
фронтальная.
Виды занятий: практические занятия, беседы, самостоятельная работа,
мастер-классы, открытые занятия, участие в конкурсах и фестивалях, защита
проектов
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, законченная работа (комикс),
защита проекта.
Работа с родителями.
Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
осуществляется в рамках, специально организованного родительского
комитета, регулярно проводятся организационные родительские собрания.
Кроме того, непрерывное взаимодействие происходит посредством
социальных сетей, sms – информирования.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Цель программы - развитие социально-коммуникативных навыков
обучающихся посредством знакомства с профессией «художник комиксов»
(иллюстратор).
Задачи обучения:
Образовательные:
 сформировать понимание основ комикса и визуальной экосистемы;
 познакомить с тенденциями развития комиксов в разных культурах;
 научить самостоятельно создавать комиксы и проекты;
 познакомить с особенностями литературной основы и нарративной
структуры комиксов;
 дать представление об особенностях процесса продвижения и
монетизации собственного творчества.
Развивающие:
 развивать навыки взаимодействия в группе;
 обучить навыкам работы в команде с педагогом, слушать и выполнять
его задания;
 создать условия для формирования профессиональной идентичности и
самопрезентации.
Воспитательные:
7

 развить стремление соответствовать нормам и правилам
взаимодействия в группе;
 развить критическое отношение к своей работе и уважение к
результатам работы своих товарищей.

Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Личностные:
 повышена мотивация к занятиям по изобразительному творчеству;
 развит эстетический вкус;
 развито умение доводить работу до конца;
 Развито ответственное отношение к учебным действиям и к своей
работе;
 Развито чувство патриотизма, гордость за свое дело.
Метапредметные:
 развито умение рационально использовать время, выстраивать
осознанную деятельность для получения продуктивного результата;
 развита творческая инициативность и самостоятельность при решении
учебных задач;
 развиты навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
 развита фантазия и воображение;
 Развита гибкость мышления, развито умение решать неординарные
задачи.
Предметные:
 освоены теоретические основы и этапы создания рисованных историй
(комиксов): создание сюжета, написание сценария;
 освоены знания о материалах, художественных техниках и приемах;
 сформированы умения использовать различные материалы и различные
художественные техники;
 сформированы основные навыки работы с компьютерной техникой и
работы в графическом редакторе;
 сформировано
умение работать с различными источниками
информации, умение искать и находить необходимую информацию;
 сформировано умение создание своего проекта и защита его перед
публикой.

8

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

1
2
3
4
5

Название раздела

Что такое искусство?
Основы отрисовки
комикса
Особенности
комиксной культуры
разных стран
Кинографика

Количество часов
(теория/практика)

Формы аттестации/контроля

20 (2/18)
30 (2/28)

Собеседование, творческие задания
Опрос, контрольные упражнения

18 (2/16)

Опрос, контрольные упражнения

20 (2/18)

Опрос, контрольные упражнения,
этюды
Опрос, контрольные упражнения

18 (2/16)

6

Работа над
сценарием
Раскадровка

7

Работа над проектом

20 (0/20)

18 (2/16)

Опрос, контрольные упражнения,
этюды
Контрольные упражнения, защита
проекта

Итого за 1 год обучения: 144 часов
Всего по программе: 144 часа

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/
п
1

Название
темы

раздела,

такое 20

2

18

30

2

28

3

Особенности
18
комиксной
культуры
разных
стран

2

16

4

Кинографика

2

18

2

Что
искусство?

Количество часов
Всего Теория Практика

Основы отрисовки
комикса

20

9

Формы аттестации/контроля
Собеседование,
фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр,
выполнение этюдов,
контрольные упражнения.
Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр, выполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая работа,

5

Работа
сценарием

6

Раскадровка

7

Работа
проектом
ИТОГО

над 18

2

16

18

2

16

над 20

-

20

12

132

144

просмотр, выполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр, выполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая работа,
просмотр, выполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
Практическая работа,
просмотр, подготовка к
публичной защите, защита
проекта

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. «Что такое искусство?».
Теория: «Амбициозность – как играть по-крупному в сфере творчества?»; «О
природе творчества. Как доставать из самого себя искусство?», «Может ли
«зумер» сделать что-то эстетически и культурно ценное?» изучение
комиксной терминологии (понятия, термины от А до Я).
Практика: Знакомство с основами и законами комикса. Чтение и просмотр
комиксов по заданию педагога
Тема 2. Основы отрисовки комикса.
Теория: «Как строить мир? Опыт миростроительства. Что такое визуальная
экосистема комикса?»
Практика: Знакомство с основами и законами комикса. Чтение и просмотр
комиксов по заданию педагога
Тема 3. Особенности комиксной культуры разных стран.
Теория: «А был ли русский комикс? Есть ли история русского комикса?»;
«Что происходит с русским комиксом сегодня? Возможен ли формат
оригинального русского комикса?»; «Европейский комикс – как он
работает?»; «Американский комикс – как он работает?»; «Азиатский комикс
– как он работает?»; «Латиноамериканский комикс – есть такой?»
Практика: отрисовки этюдов комиксов в стилях разных стран
Тема 4. Кинографика.
Теория: «Советская кинографика»; «Стилевой диапазон советской печатной
и непечатной графики»; «Как работать с визуализаторскими нейросетями?
10

Какие задачи они умеют решать? – опыт игры «Культура 2.0»; «Бумажный
кинематограф – великие советские не снятые киносценарии»
Практика: Практические задания на работу с нейросетью, отрисовки
этюдов комиксов в стиле советской кинографики
Тема 5. Работа над сценарием.
Теория: «Создаем и читаем сценарий. Как визуализировать сценарий?»; «Как
стать понятным для другого, не теряя собственной творческой
индивидуальности?»
Практика:создание собственного сценария, подготовка к раскадровке
Тема 6. Раскадровка.
Теория: «Как делать раскадровку?»
Практика: раскадровки выбранных сценариев, подготовка лайнов, заливка
готовых страниц
Тема 7. Работа над проектом.
Практика: Финальная отрисовка комикса, сборка; Практика публичного
выступления; Формирование концепции; Защита проекта.

Организационно - педагогические условия.
Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного
п/п процесса

1 год обучения

1

Количество учебных недель

36 недель

2

Количество часов в неделю

4

3

Количество часов

144

4

Недель I полугодия

15

5

Недель II полугодия

21

6

Дата начала обучения

15 сентября

7

Нерабочие праздничные дни

31 декабря - января - 8
января

8

Выходные

4.11, 23.02.,01.05.,
08.03.,09.05.

9

Окончание учебного года

31 мая

11

Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо: аудитория, оборудованная столами, стульями. По
необходимости используется мультимедийное оборудования (ноутбук,
графический планшет, сканер, принтер, интерактивная доска).
Для работы необходимы материалы:
1. Краски: акварель, гуашь.
2. Карандаши: простые.
3. Ручки: черные гелевые, шариковые, линеры.
4. Палитры: бумажные, пластиковые.
5. Точилки (резаки) для карандашей.
6. Стаканчики для разведения красок.
7. Линейки, ножницы, ластики.
8. Тряпочки для кистей.
9. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков.
10. Тетрадь в клетку 48 листов.
Кадровые обеспечение программы: педагоги со средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями в различных видах изобразительного искусства, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Методические материалы:
 Книги по методике преподавания изобразительного искусства.
 Художественные произведения.
 Комиксные издания.
 Сценарии.
 Подборки обучающих и художественных фильмов.
 Контрольно-оценочные материалы: критерии оценки творческих работ.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Группа в социальной сети Вконтакте является сетевым ресурсом и
площадкой для организации электронного обучения.

12

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 практическая работа;
 просмотр, выполнение этюдов;
 подготовка проекта;
 защита проекта.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов
проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лаборатория комикса» разработаны следующие критерии: взаимодействие в
команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь
при коллективном решении задач); познавательная активность (желание
обучаться, узнавать новое, работать с информацией); ответственность
(проявляется при выполнении функциональных заданий, известных,
повторяющихся); гражданская идентичность (индивидуальное чувство
принадлежности
к
творческому
объединению,
образовательному
учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для
развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы обработки и
интерпретации результатов в Приложении № 1.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 владение терминами в области изобразительного искусства ;
 степень освоения художественно-изобразительных навыков;
 знание основных авторов комиксов;
 знание основ творческой индустрии.
Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения
творческих работ в виде набросков и проектов, которые выполняются в
течение учебного года. Работа учащихся оценивается педагогами.
Виды и формы контроля
В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
13

 показ этюда/наброска на заданную тему;
 оценка обучающегося во время тренинга.
Групповыми формами контроля являются:
 показ этюдов/этюдов на заданную тему;
 обсуждения выполненных работ;
 защиты проектов;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Оценочными
материалами
для
отслеживания
предметных
результатов служат:
 диагностические карты;
 дневник педагогических наблюдений;
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе, с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы, в следующих в форме:
открытое занятие, творческий проект.

14

Список литературы для педагога.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]:
книга / Л. И. Божович — Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2008. 398 с.
2. Давыдов. В.В. Лекции по педагогической психологии [Текст]: / В.В.
Давыдов – Москва: Издательство Академия, 2006. 224 с.
3. Комарова Т. С., Езикеева В. А., Е. В. Лебедева, Н. П. Сакулина, А. А.
Грибовская, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова, О. И Нерсесова, Л. А.
Парамонова. Методика изобразительной деятельности [Текст]: Учебное
пособие для учащихся педагогических училищ / Комарова Т. С., Езикеева
В. А., Лебедева Е. В., Сакулина Н. П., Грибовская А. А., Казакова Т. Г.,
Халезова Н. Б., Нерсесова О. И, Парамонова Л. А. - Москва: издательство
Просвещение, 1985. - 271 с.
4. Кулагина И. Ю., Колютский В. Н. Возрастная психология; Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина , В. Н. Колютский
- Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
5. Савельева, О.П. Комикс как вид творческих занятий с подростками в
современном дизайн-образовании // Вестник ОГУ. – 2011. - №9. – С. 138142.
Электронные ресурсы
Информационный портал. Для тех, кто увлекается комиксами
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Disima.ru
2. Комикс на Западе и в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.proza.ru/
3. Комикс культура разных стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://disima.ru/vse-o-komiksax/komiks-kultura-komiksy-raznyx-stran/
4. Библиофонд. Электронная библиотека студента [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://bibliofond.ru
5. Информационный портал. Комикс в образовании: Есть ли польза от
дела?[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comics.com.ua
6. Журнал Мир фантастики. Бум комиксов в России [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.mirf.ru/
7. Блог Романа Чусовского. 8 причин почему я рисую комиксы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.webcomics.su/
1.

Сведения о педагогах
Гагулина Анна Владимировна – педагог дополнительного образования
МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии».
15

Фатеев Евгений Юрьевич – культуролог, создатель и руководитель
фестиваля уличного искусства «STENOGRAFFIA», член клуба артдиректоров России, обладатель Гран-при и золота Московского
международного фестиваля рекламы, Национального фестиваля рекламы и
дизайна «Идея», фестиваля «Белый квадрат», фестиваля социальной рекламы
«Пора», автор книг «Украинские уроки» и «Феномены 1990-х»
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория комикса» ориентирована на обучающихся в возрасте от 14 до
17 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся
посредством изобразительного искусства.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно
планировать и реализовывать эффективную творческую деятельность,
осуществлять ее контроль и коррекцию, проявляет творческую и
познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

16

Приложение № 1
Методические рекомендации к программе
В данном материале описаны критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лаборатория комикса», а также способы обработки и интерпретации
результатов.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, анализ творческих продуктов.
Критерии и показатели для оценки личностных, метапредметных
и предметных результатов обучающихся

№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие
в команде

1.
Вступает
во
взаимодействие
с
детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении
какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

2

3

Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь
при
коллективном
решении
творческих задач
Среднее арифметическое
Познавательная 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные
активность
вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы
2. Воспроизводит информацию по итогам учебного
Желание
занятия
узнавать новое
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет
дополнительные (творческие) задания
Среднее арифметическое
Ответственность 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без
напоминания
Проявляется при 2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональны 3. Доводит начатую работу до конца
17

Проявляется
/не
проявляется

4

5

6

х
заданий, 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
известных,
полученного результата.
повторяющихся 5. Выполняет взятые обязательства
Среднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в
мероприятиях, важных для группы (конкурсах,
Индивидуальное фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении важных
принадлежности для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к
которой
принадлежит
сам ребенок
Среднее арифметическое
Предметные
1.Знает основные направления изобразительного
знания
искусства
2.Знает основные приемы изобразительного искусства
3.Знает комплекс особенности стилистики комиксов
разных стран
Среднее арифметическое
Предметные
1.Владеет техникой раскадровки
умения
2.Владеет базовыми навыками рисования
3.Владеет навыками самопроизвольной концентрации
4.Владеет навыками создания сценария
5.Владеет основными навыками создания проекта
Среднее арифметическое

Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам,
объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в
отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к
измерению), которая служит для фиксации количественной оценки
результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой
определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 70 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
18

средний уровень от 40 до 69 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 30 до 39 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».